Связанные понятия
Тысячелетие (также милле́ниум) — единица измерения времени, равная 1000 годам или 10 векам.
Век (столетие) — внесистемная единица измерения времени, равная 100 годам. Десять веков составляют тысячелетие.
Год — внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима). В большинстве стран календарная продолжительность года равна 365 или 366 суткам. В настоящее время год употребляется также в качестве временной характеристики обращения планет вокруг звёзд в планетарных системах, в частности Земли вокруг Солнца.
Календа́рь ма́йя — система календарей, созданных в доколумбову эпоху мезоамериканской цивилизацией майя. Этот календарь использовался и другими центральноамериканскими народами — ацтеками, тольтеками и др.
Календарь Гильбурда (всемирный постоянный календарь или стабильный календарь) — проект всемирного календаря, предложенный Яковом Гильбурдом (в СССР) в 1969 году (разработан в 1940-х годах).
Упоминания в литературе
Год рождения людей, родившихся в XX веке, как правило, содержит 3 или 4 значимых числа, например, 1950 или 1986, кроме 2000 года – порядковый номер года рождения содержит всего одно значимое число – 2. У детей, родившихся в первом
десятилетии XXI века, год рождения состоит из двух значимых чисел, например, 2 и 4 в 2004 году или 2 и 8 в 2008 году.
Первые телевизоры, пригодные для массового производства, появились в конце 30-х годов XX столетия. Однако этому предшествовало несколько
десятилетий упорных исследований и множества гениальных открытий.
4) наводнения учащаются не только по векам, но и за более короткие промежутки времени: за последние три
десятилетия , 1971—2001 гг., произошло 63 подъема воды, из них 15 были особо опасными, причем случаи 29 сентября 1975 г. (281 см), 30 ноября 1999 г. (262 см), 6 декабря 1986 г. (260 см) заняли высокие места по «ранжиру», соответственно 5-е, 13-е и 15-е. В этот период впервые отмечены ежегодные наводнения – четырнадцать лет подряд (1973—1986). В 1983 г. произошло рекордное число опасных подъемов воды – десять;
Далее начинается период развертывания. Перес отмечает, что во время этого периода, который тоже, как правило, длится два или три
десятилетия , преобразующий потенциал революции становится достоянием всей экономики.
Едва ли можно назвать историей успеха то, что три государства, у которых в момент перехода в «самостоятельное плавание» были все стартовые данные, необходимые для успешного развития, в итоге откатились до показателей первой половины прошлого века по численности населения. «Страны Балтии, часто представляющиеся в западной прессе как смелые экономические реформаторы и образцы „новой Европы“, как представляется, самая быстро вымирающая область во всём мире, – пишет экономический обозреватель Forbes Марк Адоманис. – Так что в следующий раз, когда вы слышите, как „Балтией“ оправдывают ту или иную консервативную экономическую политику, имейте в виду, что в течение последних двух
десятилетий численность их населения рухнула с исторически беспрецедентной скоростью»[3].
Связанные понятия (продолжение)
С 1 января 1873 года в Японии был принят григорианский календарь. До 1873 года широко использовался японский традиционный лунно-солнечный календарь, который основывался на китайском календаре. Традиционный календарь используется сейчас в основном в церемониальных, астрологических и культурных целях. А система традиционного японского летоисчисления (счет лет по императорам) продолжает и поныне широко использоваться в повседневной жизни.
Подробнее: Японский календарь
Секулум (от лат. saeculum) — промежуток времени, примерно равный потенциальной продолжительности жизни человека или, что эквивалентно, полному обновлению человеческой популяции.
Китайский календарь представлен двумя типами календарей: солнечный (сельскохозяйственный) и солнечно-лунный. Второй из них исторически известен в двух вариантах: календарь Ся (по названию первой полумифической династии 夏), наиболее популярный в Восточной Азии, отсчитывающий год по весне; а также календарь Чжуань, по имени первопредка династии Цинь Чжуань-сюй, отсчитывающий год по осени (см. ниже Календарь династии Цинь).
В долине Нила был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской цивилизацией около 4-х тысячелетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — яркой звездой тропического небосвода. Промежуток времени между двумя гелиакическими восхождениями Сириуса, совпадающими в Древнем Египте с летним солнцестоянием и предшествующими разливу Нила, составляет 365,25 суток. Однако в длину своего года египтянами было положено целое число дней — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления...
Подробнее: Древнеегипетский календарь
На́ша э́ра , н. э. (альтернативная расшифровка но́вая э́ра) — период начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям, текущая эпоха. Период, заканчивающийся до начала первого года — до нашей эры, до н. э.
Восточноазиатский счёт возраста — система и практика счисления лет человеческой жизни, которая возникла в древнем Китае и широко используется в других культурах Восточной Азии и во Вьетнаме, которые разделяют эту традицию. Сразу от рождения ребёнку начисляется один год жизни, и каждое прохождение Нового года по лунному календарю, а не даты дня рождения, добавляет один год к возрасту человека. Иными словами, первый год жизни посчитан как один вместо нуля, так, что ребёнок на втором году от рождения...
Ацтекский новый год (исп. Año Nuevo Mexicano или Año Nuevo Azteca; аст. Yancuic Xīhuitl) — празднование нового года в соответствии с ацтекским календарём. Дата, на которую в григорианском календаре выпадает данный праздник, зависит от разновидности используемого календаря, но принято считать, что он отмечается на рассвете 12 марта. Дата отмечается народностью Науа, которая проживает в некоторых областях нынешней Мексики. Для празднования используется дерево ocote (одна из разновидностей сосны), на...
60-летний вьетнамский циклический календарь — лунно-солнечный календарь, заимствованный из Китая. В связи с официальным переходом Вьетнама на григорианский календарь с 1954 года, в настоящее время применяется редко, главным образом для определения дат праздников, зависящих от лунно-солнечного цикла, таких как праздник Тэт или праздник середины осени.
Зороастри́йский календа́рь — солнечный календарь, используемый последователями зороастризма в религиозной и общественно-культурной жизни. В его основу положена последовательность 12 тридцатидневных месяцев, в которых каждый день назван в честь той или иной почитаемой в зороастризме сущности: Ахура-Мазды, Амешаспандов и язатов. Отличительной особенностью календаря является отсутствие понятия недели. В древности зороастрийский календарь был широко распространён в Иране, Средней и Малой Азии. В современном...
Яванский календарь (яв. ꦥꦤꦁꦒꦭ꧀ꦭꦤ꧀ꦗꦮ, Pananggalan Jawa) — календарь яванского народа. Используется обычно одновременно с двумя другими календарями — григорианским и исламским. Григорианский календарь является официальным календарём Республики Индонезии и местного гражданского общества, в то время как исламский календарь используется мусульманской общиной Индонезии для религиозного богослужения и определения соответствующих исламских праздников.
Мартовский стиль — один из календарных стилей (наряду с сентябрьским, январским) с началом года в марте (отсюда название); применялся в системах летосчисления от «сотворения мира» (Константинопольская эра) и «Рождества Христова». С древности существовал на Руси (до 1492 года) и у других славянских народов, а также в городах Северной Италии, Англии (до 1752 года). Начинался в России 1 марта, в Северной Италии и Англии — 25 марта, на полгода позже сентябрьского стиля. Ультрамартовский стиль начинался...
Ве́чный календа́рь — календарь на широкий диапазон лет, предназначенный для определения дня недели. Многие из вечных календарей фактически создают сетку календаря на выбранный месяц выбранного года.
Календа́рь (лат. calendarium — долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в дни календ, первых чисел месяца) — система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения небесных тел: Солнца — в солнечных календарях, Луны — в лунных календарях и одновременно Солнца и Луны в лунно-солнечных календарях. Также календарём называется список дней года с разделением на недели и месяцы и обозначением праздников и периодическое справочное издание с последовательным...
Французский республиканский (революционный) календарь был введён во Франции в ходе Великой французской революции декретом Национального конвента от 5 октября 1793 года, отменён Наполеоном с 1 января 1806 года. Календарь был разработан специальной комиссией под руководством Жильбера Ромма и знаменовал разрыв с традициями, дехристианизацию и «естественную религию», ассоциируемую с природой.
Среднее время по Гринвичу (англ. Greenwich Mean Time, GMT), или гринвичское время — среднее солнечное время меридиана, проходящего через прежнее место расположения Гринвичской королевской обсерватории около Лондона.
Календарная дата — порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года (Федеральный закон Российской Федерации от 3 июня 2011 г. № 107-ФЗ «Об исчислении времени»).
Современные
единицы измерения времени основаны на периодах вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца, а также обращения Луны вокруг Земли. Такой выбор единиц обусловлен как историческими, так и практическими соображениями: необходимостью согласовывать деятельность людей со сменой дня и ночи или сезонов.
Ле́тнее вре́мя — время, вводимое на летний период; часы при этом переводят весной, обычно на 1 час вперёд относительно стандартного времени, действующего на данной территории в зимний период. Осенью часы переводят обратно на стандартное время, получившее в переводящих часы странах название «зимнее» время. В большинстве стран, применяющих летнее время, перевод часов происходит в ночь с субботы на воскресенье.
Григориа́нский календа́рь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; средняя продолжительность года принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет.
Цолькин (Tzolk’in — «счет дней» на языке киче) — священный календарь майя, состоящий из 260 дней, которые разбиты на 13 и 20 циклов по 20 и 13 дней соответственно. Этот календарь использовался в первую очередь для религиозных целей, будучи расписанием священных церемоний и средством предсказания благоприятных и не благоприятных дней. Аналогичный календарь тональпоуалли имелся у ацтеков и других народов Мезоамерики.
Иранский календарь или Солнечная хиджра (перс. تقویم هجری شمسی؛ سالنمای هجری خورشیدی) — астрономический солнечный календарь, который используется в качестве официального календаря в Иране и Афганистане. Календарь был разработан группой из 8 астрономов под руководством Омара Хайяма, и с тех пор несколько раз уточнялся. Он ведёт летосчисление от хиджры (переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину в 622 году), но основывается на солнечном (тропическом) годе, в отличие от классического исламского...
Календарь Армелина — проект всемирного календаря, разработанный Гюставом Армелином в 1888 году и удостоенный первой премии Французского астрономического общества.
Древнеармя́нский календа́рь (арм. Հին հայկական տոմար) или Айкидский календарь (арм. Հայկյան տոմար) — солнечный календарь, которым пользовались в Древней Армении до принятия христианства, основывавшийся на той же модели, что и древнеегипетский календарь и состоявший из 365 дней в году.
Эпагомен или Эпагоменальный день (др.-греч. ἐπαγομένη ἡμέρα — дополнительный день) — день года, не вошедший ни в один из календарных месяцев.
Новоюлиа́нский календа́рь — система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года составляет 365,242222 суток; содержит 218 високосных лет на 900 лет. Календарь разработан сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем.
Декре́тное вре́мя — порядок исчисления времени «поясное время плюс один час», установленный в СССР в 1930—1931 годах. Порядок был установлен тремя постановлениями правительства, а не декретом, как иногда считают.
В европейской традиции исторически сложились два варианта построения системы наименования чисел.
Подробнее: Системы наименования чисел
Конве́рт пе́рвого дня (КПД) — специальный немаркированный конверт, на котором наклеенные почтовые марки либо блоки погашены в первый день их выпуска. КПД относится к целым вещам и представляет собой самостоятельный предмет коллекционирования (филателистический конверт). Практика издания специально подготовленных КПД началась в США в 1851 году.
Дариский календарь является одной из предлагаемых систем измерения времени на Марсе, который может быть использован поселенцами на красную планету. Он был создан аэрокосмическим инженером и политологом Томасом Гангале (Thomas Gangale) в 1985 году и назван им честь своего сына Дариуса.
День китайского языка в ООН (кит. 聯合國中文日) — праздник, отмечается ежегодно 20 апреля. Праздник был учреждён Департаментом общественной информации ООН в 2010 году «для празднования многоязычия и культурного разнообразия, а также для содействия равноправному использованию всех шести официальных языков во всей Организации». Дата 20 апреля была выбрана для того, чтобы «воздать должное Цан Цзе, который, предполагается, изобрёл китайскую письменность около 5000 лет назад».
Високо́сный год (от лат. bis sextus — «второй шестой») — календарный год, содержащий в солнечных календарях дополнительный день, в лунно-солнечных календарях — дополнительный месяц для синхронизации с астрономическим или сезонным годом. Год, не являющийся високосным, называется невисокосным годом.
Новейшее время (новейшая история, современная история) — период в истории человечества с 1918 года по настоящее время. Также существует точка зрения, что новейшее время следует отсчитывать с 1945 года.
Со́лнечный календа́рь — разновидность календаря, в основе которого лежит тропический год, то есть период смены времён года.
Эффе́кт Фли́нна — статистический феномен, выражающийся в постепенном повышении показателей коэффициента интеллекта (IQ) с течением лет как в отдельных странах, так и в целом по миру. Эффект назван в честь новозеландского философа Джеймса Флинна, опубликовавшего в 1984 году статью «The mean IQ of Americans: Massive gains 1932 to 1978» в журнале «Psychological Bulletin». Эффект Флинна представляется парадоксальным — рост наблюдался в рамках десятилетий, поэтому затруднительно объяснить его факторами...
Юлиа́нский календа́рь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь назван в честь Юлия Цезаря, по указу которого был введен в Римской империи с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность.
«Кембриджская история древнего мира » (англ. The Cambridge Ancient History, сокр.: CAH) — самое крупное англоязычное справочное издание по древней истории; вышло в издательстве Кембриджского университета.
Бестсе́ллер (от англ. best seller — «продаваемый лучше всех») или хо́довая кни́га — популярная книга или другое тиражируемое издание (например, музыкальный альбом, компьютерная игра), попавшее в список наиболее продаваемых. Термин «бестселлер» не определяет какого-то конкретного уровня продаж или литературного качества произведения, он просто говорит о большой популярности, как, например, термин «блокбастер», используемый в индустрии кино, или термин «хит», употребляющийся для описания очень популярного...
Древнеславянский календарь — условное название комплекса календарных представлений древних славян, существовавших в языческой культуре и повлиявших в период христианизации на формирование календарных систем славянских народов. Эти представления касаются способов подсчёта дней, месяцев и лет.
Кварта́л (от нем. quartal < лат. quārtā — четверть, четвёртая часть) — единица измерения времени равная трём месяцам, 1/2 полугодия или 1/4 года.
Блицдоклад (англ. Lightning talk) — короткое выступление на конференции. В отличие от полноразмерных докладов блицдоклады обычно длятся пять минут и объединяются в сессии блицдокладов.
Демография Средних веков — изменения численности человеческой популяции в Европе в Средние века. Приблизительно демографические тенденции Поздней Античности и в течение Средних веков могут быть описаны следующим образом...
Масонский календарь используется масонами для исчисления лет и месяцев. Отправные точки в летосчислении масонских лож основываются на определённых исторических фактах.
Поясно́е вре́мя — время часового пояса. Из определения часового пояса следует, что поясное время имеет два значения — географическое и административное...
Новый год — главный календарный праздник, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года. Отмечается многими народами в соответствии с принятым календарём.
Упоминания в литературе (продолжение)
Рождение детей. В последние
десятилетия ХХ в. первые роды в Северной и Западной Европе становились все более поздними, а вторые и третьи – все более редкими. В 1982 г. средний возраст женщины, родившей первого ребенка, составлял в Великобритании и Франции 27 лет, в Швеции – 28 лет. К 2000 г. значения этого показателя выросли еще на год, составив, соответственно, 29 и 30 лет.
Обширный материал для такого рода анализа и обобщений добавила аргентинская действительность последних двух
десятилетий . Страна за исторически короткий период по существу прожила несколько экономических и политических «жизней», вновь выдвинулась на передний план международного общественного внимания. В 90-е гг. прошлого века, в разгар проведения неолиберальных реформ перонистским правительством Карлоса Сауля Me нема, мировые СМИ и самые влиятельные западные «мозговые центры» хором заговорили об «аргентинском экономическом чуде» и настоятельно требовали от других стран, включая Россию, «равняться на Буэнос-Айрес»[3].
В первой главе я отметил, что на протяжении части советского периода в СССР существовала особая модель экономики, которую можно назвать сталинской экономикой. На этот период от силы пришлось три
десятилетия – с конца 1920-х до конца 1950-х гг.
В общем и целом, Запад будет оставаться самой могущественной цивилизацией и в первые
десятилетия двадцать первого века. И далее он будет занимать ведущие позиции в науке, исследованиях и разработках, а также по нововведениям в гражданской и военной области. Тем не менее контроль над другими важными ресурсами все больше рассеивается среди стержневых государств и ведущих стран не-западных цивилизаций. Пик западного контроля над ресурсами пришелся на 1920-е годы и с тех пор нерегулярно, но значительно снижается. В 2020-х годах, через сто лет после пика, Запад скорее всего будет контролировать около 24 % мировой территории (вместо 49 % во время пика), 10 % населения мира (вместо 48 %) и, пожалуй, около 15–20 % социально мобилизованного населения, порядка 30 % мирового экономического продукта (во время пика – около 70 %), возможно, 25 % выпуска продукции обрабатывающей промышленности (на пике – 84 %) и менее 10 % от всеобщего количества военнослужащих (было 45 %).
В сборнике не рассматривается творчество таких мастеров, как Сёхэй Имамура, Нагиса Осима, Масаки Кобаяси и др, поскольку основная часть их деятельности приходится на более ранний период. В разговоре о Канэто Синдо, проработавшем в кино не одно
десятилетие , внимание сосредоточено в основном на фильмах последних лет, о более ранних работах говорится лишь в общих чертах, что создаёт необходимый контекст для анализа недавних фильмов.
Кризисы последних
десятилетий , несомненно, включают некоторые черты, не свойственные кризисам полувековой давности. Но информации для выводов еще не накопилось. Сегодня именно потому и поминают Великую депрессию 1929—1933 годов, что во всех следующих кризисах экономика и выработанные механизмы ее регулирования более или менее справлялись с ситуацией.[23] Каждый очередной кризис, а их было великое множество, оставались лишь в истории и памяти теоретиков. Малое исключение – кризис 1970-х годов. Единственный с серьезной материальной основой. За несколько лет цена на нефть увеличилась почти в 10 (!) раз. Острая фаза переваривания новой реальности заняла тогда пару лет и еще столько же – борьба с последствиями такой «шокотерапии».
Доступ в архивы открыл возможность опубликовать весьма объемные сборники документов по истории отношений СССР и Израиля, которые еще долго будут служить для востоковедов и историков-международников основной источниковой базой по истории отношений между двумя странами. Проблема, однако, состоит в том, что пока документы позволяют заглянуть лишь в эти отношения в первые годы израильской государственности. Через призму опубликованных архивных документов можно проанализировать только первые два
десятилетия отношений между Советским Союзом и Израилем до их разрыва в 1967 году, причем если период до 1953 года отражен с должной полнотой в двухтомном издании, вышедшем в 2000 году[2], то события 1953–1967 годов отражены в опубликованных сборниках документов (прежде всего в двухтомнике «Ближневосточный конфликт»)[3] лишь частично. Изначально предполагалось, что первый двухтомник станет началом широкомасштабного издательского проекта, однако, хотя с момента его появления прошло уже десять лет, какой-либо двусторонний договор о рассекречивании и опубликовании документов последующего времени так и не был подписан, из-за чего работа фактически прекращена. Несмотря на то что от событий 1950–1960-х годов нас отделяет сорок лет и более, многие документы, касающиеся выработки и реализации советской политики по отношению к Государству Израиль, остаются засекреченными до сих пор.
Экономические локомотивы Азии – Китай и Индия – возвращают свои позиции, которые занимали двести лет назад, когда Китай производил около тридцати процентов, а Индия – около пятнадцати процентов мировых материальных ценностей. Китай и Индия, впервые с XVIII века, готовы стать крупнейшими участниками мирового экономического роста. Эти две страны к 2025 году могут обогнать ВВП всех прочих экономик, за исключением экономики США и Японии, но они будут по-прежнему отставать в доходах на душу населения еще несколько
десятилетий . Двадцатые годы XXI века будут характеризоваться двойственностью этих азиатских гигантов: при всем могуществе этих государств многие китайцы и индусы будут чувствовать себя относительно бедными по сравнению с гражданами стран Запада.
Второе
десятилетие XXI столетия, по-видимому, ознаменуется появлением контуров нового мирового порядка, о чем свидетельствует публикация в 2008 г. американским Советом по международным отношениям такого документа, как «Международные институты и глобальное управление: Мировой порядок в XXI в.», в котором говорится о пятилетней программе действий в этом направлении. Среди четырех основных направлений программы важное место занимает управление глобальной экономикой1. В мировой экономике, в свою очередь, сейчас особую роль играют две страны: Соединенные Штаты как крупнейший должник и одновременно страна, являющаяся центром мировых капиталов и технологий, и Китай как страна, являющаяся мировым центром производства и торговли. Вокруг этих двух центров и формируется новый мировой порядок.
Резкий скачок произошел только после войны и, по-видимому, прежде всего был связан с появлением в это время антибиотиков, позволивших резко сократить детскую смертность и вообще смертность от инфекционных заболеваний, включая туберкулез. Советская наука и советская промышленность оказались к этому времени на достаточно высоком уровне, чтобы быстро освоить это мощное оружие борьбы со смертью. Оно было создано на Западе (особенно важным был период с момента открытия А. Флемингом пенициллина в 1928 г. до получения чистого пенициллина X. Флори и Э. Чейном в 1940 г.), но уже в 1942 г. З. Ермольевой был получен первый отечественный пенициллин, и вскоре он стал внедряться в практику. Младенческая смертность в СССР начала снижаться уже во время войны[56] и в 1950 г. была вдвое ниже, чем в 1940 г. Два
десятилетия между серединой 1940‑х и серединой 1960‑х годов стали периодом небывало быст рого снижения смертности в России, в результате которого резко сократилось ее отставание по продолжительности жизни от западных стран. К сожалению, этот период закончился, и Россия стала быстро терять завоеванные позиции. В то время как в большинстве промышленно развитых, урбанизированных и в этом смысле модернизированных стран смертность продолжала сокращаться, в России и в других советских республиках, напоминавших эти страны по уровню урбанизации, промышленного развития, образования и ряду других параметров, на первый взгляд, говоривших и о сходном с западным уровне модернизации, рост продолжительности жизни прекратился и даже сменился ее снижением.
Везде и всегда в археологии встречались исследователи-чудаки, и Перу в данном случае не является исключением. Идея Перри относительно того, что цивилизация Древнего Египта полностью перенесена на землю Перу, была в значительной степени забыта в свете расширения познаний об этой культуре, но руины Тиауанако в горной местности Боливии все еще вызывали самые невероятные предположения меньше чем
десятилетие назад. Эти участки датируются годами в пределах первого тысячелетия н. э., и, судя по всему, не могут быть значительно старше. Но Перри, исследуя их в изоляции от общего развития перуанской культуры, применял при этом не соответствующие тематике исследования астрономические выкладки и, игнорируя наиболее элементарные факты геологии, серьезно утверждал, что возраст этих руин – четверть миллиона лет и что их разрушили океанские волны в 14 000 футов высотой!
В 1990 году из всех существовавших на тот момент предприятий России 40 % были основаны в последнее
десятилетие XIX века. За десять лет (1891–1900) было проложено свыше 21 тысячи верст новых железнодорожных путей – почти столько же, сколько за все время с момента отмены крепостного права в 1861 году. Потребности одной только Транссибирской магистрали протяженностью более 6 тысяч верст потребовали увеличения продукции отечественной металлургии почти в два раза.[53]
Дальнейшее развитие русской литературы в XIX веке так же «нетипично». На это обратил внимание в вызвавшей много откликов статье «О принципах построения истории литературы» В. В. Кожинов[68]. А. Гуревич поддерживает на определенных этапах позицию В. В. Кожинова: «.Рассматривая XVIII век и даже первые
десятилетия XIX как эпоху русского Возрождения, В. Кожинов (и это вполне логично) пытается обнаружить последующие литературные направления лишь в более позднее время – в 1840—1870-е годы, когда Россия находилась примерно на той же стадии общественного развития (курсив мой. – А. У.), что и передовые европейские страны во второй половине XVIII – начале XIX столетия. И действительно, в русской литературе той поры возникают явления, в духовном и эстетическом отношении довольно близкие западным просветительству, сентиментализму, романтизму. Но самостоятельными литературными направлениями они все-таки не стали» (с. 185).
Массовая эмиграция из России в начале 1920-х годов прошлого века в течение двух последующих
десятилетий оказала решающее влияние на весь ход развития европейской и даже мировой цивилизации за счет возникновения новых культурных интеллектуальных центров, где возникли новые научные школы и направления в искусстве и философии. Достижения видных представителей русской культуры и науки за границей легли в основу тотальной модернизации европейской и мировой жизни в период между двумя мировыми войнами. Участие в этих процессах русской эмиграции значительно ускорило их развитие, что помогло многим государствам не только удержаться в рамках традиционных путей развития, но и усовершенствовать собственные экономические модели и вывести науку на новый качественный уровень.
Историческая культура – понятие относительно новое, устойчиво вошедшее в лексикон гуманитариев только в последние
десятилетия . Между тем сам феномен сложного и иерархического единства представлений о прошлом, аккумулируемых и транслируемых в коллективном опыте человечества, едва ли не так же древен, как письменные практики первых цивилизаций. 1980–2000-е годы стали временем подлинного бума «исторической памяти» – количество публикаций, связанных с этой темой и сопутствующими категориями прибавляется в каждой стране практически ежемесячно, если не ежедневно. Внимание и интерес к сюжетам прошлого, актуально присутствующим в жизни того или иного современного сообщества, обычно сосредоточены на «горячих» и спорных сегодняшних проблемах (в разных регионах мира связанных более всего с наследием Второй мировой войны или расовой сегрегацией и колониальным прошлым, а кроме того и с памятью о минувшей эпохе «реального социализма»). В отличие от публицистов и журналистов ученые с самого начала вели речь и о более широком хронологическом понимании проблематики исторической памяти – о составе и операциональных блоках, тех или иных когнитивных и идеологических модусах понимания истории уже не только «здесь и сейчас», но и в самых разных обществах и цивилизациях, включая давно исчезнувшие[1]. И понятие «историческая культура», учитывающее немецкий послевоенный опыт «переработки прошлого», как раз и способствовало переосмыслению новейших стереотипов или уже опробованных историографических канонов. Перед историками разных школ и поколений встает задача показать эволюцию «высокой» исторической традиции и академической науки на фоне изменчивого неспециализированного знания о прошлом, осмыслить взаимосвязи многообразных исторически контекстуальных форм и практик присвоения и освоения минувшего[2].
После долгого исторического интервала, который принято именовать Средними веками[11], герои итальянского Возрождения заново прочли античные тексты и много размышляли о создании идеального города, отнюдь не ограничиваясь при этом вопросами планировки и застройки. Так, Филарете (Антонио Аверлино) подробнейшим образом описал идеальный проект города Сфорцинды, описав не только систему улиц и каналов, не только нормы жилых помещений для представителей разных сословий, не только правила организации торговли, но и расписание занятий и меню для учеников лицея, и рисунок шевронов на рукаве камзола лицеиста. Новый город на новом месте – эта модель закрепляется в сознании, и хотя трактат Филарете был утерян на многие века, его идеализированный подход к планировке города закрепился в культуре, тем более что он замечательно соответствовал уже входившей в свои права эпохе абсолютизма. Идеальный город – следовательно, его размеры и формы предопределены раз и навсегда. Несколько попыток воплотить эту идею предприняли (городок Пальманова, проект 1593 г.), однако их неуспех (прежде всего по соображениям экономики) нимало не повлиял на закрепление проектной идеи как таковой. Это следует запомнить: история урбанистики и урбанизации доказывает, что от рождения идей до их реализации в ткани городов проходят
десятилетия , иной раз многие десятки лет.
Чаще прочего для измерения уровня рождаемости используется коэффициент суммарной рождаемости (КСР) условного поколения. В отличие от общего коэффициента рождаемости (числа родившихся в расчете на 1000 человек населения), он не подвержен влиянию численности поколения матерей, однако имеет ряд недостатков. Они связаны с самой концепцией условного поколения, под которым понимается совокупность людей, на протяжении жизни которой интенсивность демографических процессов в каждом возрасте соответствует существующей в данный календарный период (определение по Г.А. Бондарской). Очевидно, что как только календарь событий в жизни нового поколения меняется по сравнению с предыдущим, этот показатель теряет свою достоверность. Именно эти процессы происходят последние
десятилетия во многих странах мира, и оттого КСР значительно и систематически расходится с когортным показателем итоговой рождаемости [Соботка, Лутц, 2011]. В одни периоды он может занижать уровень рождаемости (при массовом повышении возраста материнства), в другие – завышать. Последнее возможно при сокращении интервалов между рождениями, например, вследствие краткосрочных стимулирующих мер.
Наконец, в Институте славяноведения РАН был в последние годы реализован большой проект по написанию истории славянских народов в ХХ веке – одновременно и исследовательский, и обобщающий[16]. Этот проект помогает увидеть, как же в целом выглядит сегодня история славянских народов, по частям составлявшаяся учеными в прошедшие
десятилетия , представить себе общую картину, основные тенденции, выводы, этапы, наметить будущие исследования.
Общей отличительной особенностью большинства работ первого послевоенного
десятилетия являлась их жесткая политизированность и антизападная направленность. Все достижения и успехи объяснялись тезисом о руководящей роли Коммунистической партии и использовании лишь собственных ресурсов и научно-технического потенциала. По традиции, сложившейся в 30-е годы, в сфере исторических исследований преобладало написание популярного издания, а не научного. Типичной в этой связи может считаться статья «Великая Отечественная война Советского Союза»[8], а также «Очерки по истории Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»[9]. Призыв подвергнуть победителей критике и проверке, нужным для дела и самих победителей, носил декларативный характер и не был подхвачен историками[10].
Получение странами ПМК новых займов и кредитов становится источником постоянного роста их внешнего долга. Вот как выглядит динамика внешнего долга 120 стран НСД в последние годы (на конец года; млрд, долл.): 2000 г. – 1.743; 2005 г. -2.091; 2009 г. – 3-175; 2010 г. – 3.631; 2011 г. – 4.079; 2012 г. – 4.564; 2013 г. – 5.056; 2014 г. – 5.392. Как видим, за полтора
десятилетия абсолютная величина внешнего долга стран ПМК выросла в 3,1 раза. В относительном выражении долговая нагрузка стран, вызванная внешними займами и кредитами, в течение указанного периода менялась (табл. 8).
Вот уже второе
десятилетие международный научный журнал Ab Imperio является локомотивом в исследованиях прошлого и настоящего сложносоставных обществ. Материалом для этих исследований служит прошлое Российской империи и СССР. За прошедшие годы в Ab Imperio были опубликованы сотни статей по самым разным аспектам истории, антропологии, литературоведения и других гуманитарных дисциплин. Чтобы дать возможность широкой публике ознакомиться с некоторыми из этих работ, редакция журнала в сотрудничестве с «Новым издательством» продолжает выпуск тематических сборников. Так, первый сборник включал в себя ставшие уже классикой работы по теории национализма и империи. Вторая антология была посвящена сегодняшнему конструированию исторической памяти об империи и нации. В третьей фокус смещался на сам процесс осмысления сложносоставного общества его современниками. При этом на первое место выходил разрыв между аналитическими языками, доступными наблюдателю (концепциями, тропами, поэтикой, культурно обусловленным социальным воображением и метафорами), и социально-политическими реалиями, весьма избирательно и своеобразно описывавшимися этими языками. Этот когнитивный разрыв и определяет во многом историческую динамику культурно и социально гетерогенного общества (включая «империи»). Наконец, в четвертом сборнике были представлены материалы, обсуждающие роль конфессии как способа категоризации населения, как доступного языка самоописания групп и как механизма управления различиями в истории империи.
Похоже, что почти через
десятилетие стратегия сработала. В этой статье мы остановимся только на вопросах туризма, но не следует забывать, что и другие характеристики столь же значимы. Если рассматривать Амстердам с точки зрения привлекательности для туристов, то он все больше воспринимается как культурный центр. По сведениям «Amsterdam Visitors Survey» 2011 г., 66 % туристов, отправляющихся на отдых, посещают Амстердам с целью ознакомления с культурой, историей, старым городом, каналами; 50 % – для знакомства с музеями. В то время как четыре года назад только 28 % гостей упоминали культуру и историю, старый город и каналы как основные причины посещения, и лишь 24 % высказывались в пользу музеев. Кофе-шопы и легкие наркотики (coffee shops and soft drugs) попрежнему популярны, но их доля составляет 17 %. Отвечая на вопрос: «Что, повашему мнению, является самым позитивным в Амстердаме?», большинство, не раздумывая, называют культуру. В 2012 г. такой ответ дали 32 %, а в 2006 – 22 %. В настоящее время 85 % туристов посещают музеи, в то время как в 2006 г. эта цифра составляла 79 %. Образ Амстердама 60-х гг. прошлого столетия не исчез, но сейчас он ассоциируется с позитивными тенденциями, одной из которых является толерантность (17 %).
При подготовке справочника к изданию учтены последние тенденции в историческом образовании, в частности, предпринятые усилия по созданию нового историко-культурного стандарта, в котором рекомендуется рассматривать многонациональный и поликонфессиональный состав населения нашей страны как важнейшую особенность отечественной истории, а также посвящать дополнительное время проблемам духовной и культурной жизни России. В проекте нового историко-культурного стандарта подчеркивается, что «современный учебник по истории должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы». В целом современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько
десятилетий назад.
Во-первых, за ее рамками остаются всевозможные формы неинституционализированного и негосударственного обучения, где роль правительства была минимальной или даже отсутствовала вовсе, включая как домашнее образование в разных его вариантах и частные школы, так и другие каналы получения знаний, в том числе через социальные сети. Изучение этих форм образования только начинается: отчасти оно сдерживается и сравнительной скудостью источников (разумеется, институционализированное обучение, особенно деятельность государственных школ, значительно лучше документировано), но во многом и общей недооценкой в отечественной исторической литературе неформальных каналов распространения информации. Практически не изучены и формы организуемого государством в XVIII веке прикладного обучения на службе, через наставничество (служба в гвардии как форма подготовки офицеров, обучение так называемых юнкеров в Сенате и коллегиях и др.). Во-вторых, не получает должного внимания со стороны исследователей и история наиболее массовых государственных школ послепетровской эпохи, включая разветвленную сеть гарнизонных (и слившихся с ними впоследствии цифирных и адмиралтейских) школ. Охват этих форм обучения был на порядок больше, чем у тех столичных учебных заведений, которые обычно фигурируют в работах по истории русского образования XVIII века: фактически в них мы имеем своего рода первую общеимперскую сеть школ, просуществовавшую несколько
десятилетий .
Два года спустя, в 1859 г., Опперт опубликовал одну из наиболее важных научных работ «Расшифровка клинописных текстов». Это было настолько ясное, доступное и авторитетное свидетельство ассириологии и ее достижений, что все нападки прекратились. В течение следующих
десятилетий целый ряд ученых, особенно во Франции, Англии и Германии, издавали статьи, монографии и книги по всем направлениям новой дисциплины: языку, истории, религии, культуре и пр. Тексты копировались и публиковались тысячами. Составлялись перечни знаков, глоссарии, словари и грамматические справочники, писались бесчисленные сугубо специальные статьи по грамматике, синтаксису и этимологии. Таким образом, изучение ассирийского языка, поначалу называемого вавилонским и теперь постепенно переименованного в аккадский – термин, происхождением обязанный самоназванию месопотамцев, – развивалось и зрело. Результатом явилось то, что теперь, в 1963 г., в процессе издания находятся два самостоятельных многотомных словаря: первый, на английском языке, издается Институтом востоковедения Чикагского университета, второй – на немецком, под международным патронажем. Это венец более чем столетних научных накоплений.
В отечественных условиях имеющиеся в нашем распоряжении данные опросов общественного мнения позволяют непосредственно представить распределение позиций возрастных групп на протяжении примерно одного
десятилетия , с конца 80-х годов. Представительство различных возрастных групп в наличном населении, а значит, и в любой выборочной совокупности, неравнозначно: на поколенческую («историческую») структуру населения наложена современная («возрастная»), разделить их можно лишь гипотетически. Кроме того, установки и оценки нынешних пожилых людей, которые могут рассматриваться как представители поколений, доминировавших в определенный период, претерпели несомненные изменения, возможно, в разных направлениях.
Следует также помнить, что Китай относительно недавно встал на путь развития в качестве современного государства и что объем научной работы, проведенной всего лишь за несколько
десятилетий , недостаточен для того, чтобы просмотреть, сопоставить и оценить это огромное и многообразное богатство культурного наследия. Западная медицинская наука только теперь начала знакомиться со многими традиционными китайскими методами лечения и до сих пор не может дать им исчерпывающего объяснения. К тому же Китай являет собой пример страны, в которой происходят непрерывные внутренние изменения, что делает невозможными для нас заполнение постоянно возникающих пробелов в знаниях и оценку сделанных в ходе исследований открытий в их завершенном виде вплоть до последней мелочи.
До образования единого сообщества в различные периоды китайской истории удавалось добиться политического единства, но эти периоды редко продолжались более века. И достигалось оно благодаря сочетанию эффективного управления, китайской изобретательности и определенному культурному уровню населения. Вот почему некоторые династии сумели укрепить свою власть всего за несколько
десятилетий . Историки часто обращаются к этим временам, чтобы продемонстрировать те высшие достижения, которых страна добилась и привнесла в мировую цивилизацию. Однако подобные периоды вовсе не следует рассматривать как типичные или постоянные. Традиционно они сменялись временами, когда недееспособность правителей и упадок общественной активности приводили к застою и в духовной сфере.
В самом начале упомянутого перехода Япония столкнулась с серьезным замедлением темпов экономического роста. Сначала 1990-е, затем 2000-е, а вот уже и 2010-е годы стали называть «потерянными
десятилетиями ». Однако, несмотря на это, стране удалось сохранить социальную стабильность, а также обеспечить если не растущий, то достаточно высокий уровень жизни. Устойчивость национальной валюты, осуществление крупнейших инфраструктурных проектов, низкая безработица, высокая продолжительность жизни ярко показывают, что Япония намного лучше других стран справляется с последствиями переходных явлений. По мнению ряда зарубежных специалистов, Японии удалось войти в состояние «комфортабельной депрессии» и предотвратить резкие колебания экономической конъюнктуры и жизненного уровня. Наряду с этим встречаются и однозначно негативные мнения об экономической ситуации в Японии. Мировое общественное мнение (если таковое существует) расколото в отношении состояния и перспектив экономики страны. Полярные оценки, распространенные в зарубежных экономических и политических кругах, еще более усиливают интерес к положению дел в современной Японии.
Особенность уникатов состоит в том, что они могут в любой момент – не через
десятилетия , как это было в предыдущие эпохи, а сразу по завершении строительства – выйти из моды, поскольку воплощают актуальный стиль с несвойственной архитектуре скоростью. Эта их черта напрямую связана с динамикой развития зарождающегося общества потребления. Возникнув как противопоставление позднесоветскому модернизму, уникаты предъявили новые ориентиры, основанные прежде всего на материальных ценностях, освоенных гораздо быстрее, чем другие ценности западного общества.