Связанные понятия
Дом призре́ния — в дореволюционной России название благотворительных заведений с характером богадельни, дававших приют престарелым, убогим, а иногда и сиротам; хотя дома призрения сирот относились к сиротским домам, дома призрения исключительно малолетних бедных — к детским приютам, а дома призрения душевнобольных — к домам умалишенных. Как и богадельни, дома призрения были сословные и всесословные.
Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника.
Воспитательный дом — богоугодное заведение для приёма и призрения подкидышей и бесприютных младенцев, предшественник современных детских домов.
Упоминания в литературе
Идея трудовой помощи на русской почве приживалась крайне медленно в связи с традиционным «нищелюбием», бюрократической волокитой и инертностью правящей элиты. В 1821 г. Александру I был предложен Устав Рязанского
дома трудолюбия , по образцу которого должна была быть создана сеть подобных учреждений в центральной России. Но очень скоро они приобрели характер приютов для бедных детей с начальным профессиональным обучением. В 1847 г. данные учреждения переименовываются в Елисаветинские убежища для бедных детей. В 1833 г. в Петербурге была создана женская мастерская для оказания трудовой помощи нуждающимся женщинам, которая просуществовала до начала XX в. В 1859 г. в столице создается Общество дешевых квартир с мастерской, кухней, детским садом и школой. В 1861 г. предпринимается попытка учредить Общество женского труда и ряд других организаций по трудовой помощи женщинам. Частично они имели целью эмансипацию женщин через труд[110].
Общество «Синий Крест», возникшее в Санкт-Петербурге в 1882 г. по инициативе княгини А. С. Балицкой, занималось устройством детей-сирот в различные приюты. Для больных детей был организован специальный Медицинский отдел. Была открыта амбулатория и выдача бесплатных лекарств, лечебница для хронически больных детей. Попечение о пожилых и больных людях, не имеющих средств к существованию было также заботой благочестивых богатых граждан России. Многие дворяне-жертвователи оказывали помощь анонимно по православной традиции – не афишировать сделанных добрых дел. Так в России во многих губерниях открывались
дома трудолюбия , сиротские дома, больницы, богадельни, работные дома для прокормления неимущих. В 1890 г. для питания детей общество «Синий Крест» открыло детскую столовую, в которой дети из бедных семей могли бесплатно питаться.
В 15 лет отец отправил его в Ригу на своего рода производственную практику для будущего владельца нескольких заводов. Большую роль в становлении Матвея как предпринимателя сыграл управляющий Рижским заводом И.Ф. Рудаков, внушивший подростку любовь к фарфору и ответственность за этот хрупкий товар и предприятия, его производящие. Там же Матвей обучался в коммерческом училище. Сидор Терентьевич готовил себе достойного и образованного преемника. Таким образом, с отроческой поры теория у Матвея крепко переплеталась с практикой. Что и говорить, знал Сидор Терентьевич, как единственного сына образовать, прежде чем передать ему бразды правления. Главной задачей в деле обучения молодого поколения старообрядцев было выпустить их из учебного заведения с сознанием необходимости трудиться и умением работать на избранном поприще. При этом особое значение уделялось воспитанию трудом на промышленных предприятиях, ибо, по словам Михаила Ивановича Туган-Барановского[39], «фабрика есть
дом трудолюбия сама по себе»[40]. В результате юный Матвей, наделенный недюжинной физической силой, готов был к любому труду, в том числе и тяжелому физическому. На фабрике он научился строгой производственной дисциплине и навыкам постоянного интенсивного труда независимо от праздников, чего впоследствии и требовал от своих рабочих.
В 1899 г. по поручению комитета попечительства о
домах трудолюбия и работных домах Максимов организовал общественные работы для голодающих Симбирской губернии, а в 1900-м стал управляющим делами комитета этого попечительства, которое стало систематически организовывать общественные работы для голодающих, учреждало учебные мастерские, открыло музей трудовой помощи, но к главным и коренным преобразованиям, предложенным новым управляющим, не приступало.
Возглавляя с братьями крупное российское предприятие, Торговый дом «Братья Елисеевы», Степан Петрович приобрел широкую известность как щедрый благотворитель, являясь членом совета попечительства о
домах трудолюбия , работных домах, богаделен и призрения больных и бедных. Будучи энергичным предпринимателем, щедрым благотворителем и общественным деятелем, он являлся также знаменитым меценатом и коллекционером. Сегодняшние экспонаты творения французского скульптора Родена, демонстрируемые в Государственном Эрмитаже, некогда являлись гордостью домашней коллекции собирателя С. П. Елисеева.
Первый состоял из членов Общества, принимавших на себя обязанность заниматься чтением Книг Священного Писания, святоотеческих творений, житий святых и других книг религиозно-нравственного и назидательного содержания для заключенных в тюрьмах, для больных в больницах, для призреваемых в богадельнях и других богоугодных заведениях, а также в
домах трудолюбия и ночлежных домах.
В этом доме в 1901–1909 гг. жили: представитель конторы начальника Уссурийской и Средне-Азиатской железных дорог потомственный почетный гражданин Максим Дмитриевич Гарфельд и инженер Степан Александрович Гарфильд; купец 2-й гильдии Алексей Ермолаевич Губович (1847 – после 1917; в купечестве с 1879 г.), его вторая жена Александра Михайловна и дочери Лидия и Вера (позже жили на Николаевской ул., 10); член Императорского Русского технического общества, член постоянной комиссии по устройству народных чтений дворянин Александр Константинович Ержемский и его жена Терция Христофоровна, частный поверенный Петербургского мирового съезда Иван Степанович Ефимов (после 1906 г. жил на Садовой ул., 96) и Оттилия Петровна Ефимова; Карл Августович Канегисер; купец Софокл Иванович Карали; председатель правления Общества попечения о
Доме трудолюбия для образованных женщин Ольга Николаевна Лупандина, деятельница Петербургского дамского благотворительного тюремного комитета, дочь действительного статского советника Анна Егоровна Матисен; служащий Петербургской конторы Госбанка, почетный гражданин Дмитрий Александрович Михин; вдова действительного статского советника Лидия Адамовна Могилатова; редактор 1-го департамента Министерства юстиции, член Общества вспомоществования студентам Петербургского университета, статский советник Владимир Флорович Огнев (после 1904 г. – тайный советник, сенатор, жил на Греческом, 6); вдова поручика Юлия Богдановна Прозорова; представитель Общества Островецких горных заводов и Общества Криворожских железных рудников инженер Антон Антонович Рошковский; учительница музыки, дочь священника Ольга Ивановна Теодорович; служащий Управления водяных и шоссейных сообщений и торговых портов надворный советник Эдуард Иосифович Юзефович.
Связанные понятия (продолжение)
Попечительство императрицы Марии о глухонемых — основанное в 1898 году, под покровительством императрицы Марии Федоровны, со временем взяло на себя функции центрального органа, возглавившего дело призрения, обучения и воспитания глухонемых. Попечительство имело отделения во многих городах России.
Императорское Коммерческое училище — учебное заведение, возникшее при Московском Воспитательном доме в 1772 году, для обучения купеческих детей. С 1779 года носило имя Прокофия Демидова, по инициативе которого и было создано. В 1800 году училище было отделено от Воспитательного и переведено в Санкт-Петербург. В 1904 году получило статус Императорского, официально прекратило своё существование в 1918 году, но де-факто продолжало работу. Во многом на его основе в 1931 году был создан Ленинградский...
Ведомство учреждений императрицы Марии (также четвёртое отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Мариинское ведомство, ВуИМ) — ведомство по управлению благотворительностью в Российской империи. Ведет свою историю от канцелярии императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I, которая с 2 мая 1797 приняла в своё ведение московский и петербургский воспитательные дома со всеми их заведениями.
«Закрытые
женские институты Ведомства учреждений императрицы Марии» (в популярной литературе Институты благородных девиц) — российские закрытые учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии, в которых воспитывались за казённый счет девушки (называемые в то время «девицы») привилегированного сословия (дочери потомственных дворян, генералов, штаб- и обер-офицеров или гражданских чинов), а за собственный счёт — также дочери купцов, почётных граждан и лиц иного звания, причислявшихся раньше...
Фрёбелевские общества — общества деятелей дошкольного воспитания, ставившие целью распространение системы Ф. Фрёбеля.
Подробнее: Фрёбелевское общество
Городская управа — исполнительный орган городской думы в дореволюционной России. Городскую управу возглавлял городской голова, под началом которого было от двух до шести рядовых членов. В Санкт-Петербурге, Москве, Одессе и Риге в управе имелась должность товарища городского головы.
Ночлежные дома — заведения, предоставляющие ночлег бездомным, а в ряде случаев также помощь пропитанием, деньгами или одеждой.
Работный (рабочий) дом (англ. workhouse), Дисциплинарный дом (нидерл. tuchthuis) — пенитенциарные и/или благотворительные учреждения, направленные на изоляцию и/или принуждение/стимуляцию к труду нуждающихся, мелких преступников и нищих.
Дома для престарелых в России в большинстве своём — муниципальные и государственные и финансируются из бюджета. Поскольку Российское государство как общество пребывает в процессе социальной трансформации и незавершенного перехода к нуклеарной семье, отношение к домам престарелых у российской общественности неоднозначное. Как правило, они являются обителью пожилых людей, либо не имеющих близких родственников, либо не поддерживающих с ними взаимоотношений. Нередко это: выходцы из неблагополучных семей...
Дом-комму́на — яркое архитектурное и социальное явление 1920-х — начала 1930-х годов, ставшее воплощением пролетарской идеи «обобществления быта», одно из проявлений эпохи советского авангарда.
Не́мцы Са́нкт-Петербу́рга — часть населения города Санкт-Петербурга и его окраин, до Октябрьской революции составлявшая самый большой процент жителей после русских, которые проживали или трудились в нём в течение достаточно длительного времени и оставили заметный след в городской истории. Многие из немцев Санкт-Петербурга являлись подданными Российской империи.
Московское коммерческое училище (Московское Императорское коммерческое училище) — среднее учебное заведение для подготовки к поступлению в высшие коммерческие и технические учебные заведения Российской империи.
Мазурины — династия купцов и предпринимателей в Российской империи. Практически вся предпринимательская деятельность Мазуриных проходила в Москве и Санкт-Петербурге. Некоторые члены династии были фотографами, книголюбами и коневодами.
Де́тский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Обычно образовательная организация или организация, оказывающая социальные услуги.
Казённоко́штный — в XVII веке — первой половине XIX века название учащихся некоторых учебных заведений, обучавшихся и содержавшихся полностью за счёт государственных средств, на «казённый кошт» (в отличие от своекоштных).
Бу́рса (лат. bursa — первоначальное значение — карман, кошелек) в Средние века означало, собственно, общую кассу какого-либо союза или учреждения, например монастыря, братства и т. п. Затем его стали применять преимущественно к кассе общежития учащихся и к самому помещению общежития. Такие общежития под названием бурс, возникли сперва во Франции, где большей частью на средства благотворителей (впоследствии и за плату) студентам университетов предоставлялась общая квартира с полным содержанием, причем...
Зе́мская шко́ла (полное официальное название — одноклассное народное училище ведомства Министерства народного просвещения) — самый распространённый тип начального учебного заведения Российской империи с конца 1870-х годов по 1917 год.
Народные университеты (дат. Folkehøjskolen) — в скандинавских странах и в Финляндии (части Российской империи) высшие народные училища, преследовавшие ту же задачу, что и University extension, но возникшие совершенно независимо и получившие особую организацию.
Английские законы о бедных (англ. English Poor Laws) были системой помощи бедным людям, которая существовала в Англии и Уэльсе и были развитием поздне-средневековых законов и законов эпохи Тюдоров. Система законов о бедных существовала вплоть до появления современного «государства всеобщего благоденствия» после Второй мировой войны.
Воскре́сная шко́ла — христианская просветительская деятельность среди детей и взрослых. Воскресная школа может носить функции самостоятельной организации местного религиозного объединения или формы служения какой-либо конкретной поместной христианской церкви. Название образовано от дня проведения занятий — так как обычно они проводятся по воскресеньям.
Уплотнение — изъятие в Советской России в 1918—1920 годах излишков жилплощади, проведённое в крупнейших промышленных центрах в отношении квартир, арендуемых населением у крупных владельцев жилых площадей в доходных домах и других крупных частных домовладениях. Целью уплотнения было рассредоточение трудового элемента городов с рабочих окраин в кварталы с более низкой плотностью населения. Понятие «квартирный вопрос» возникло задолго до революции и заключалось в том, что многие фактически жили в коммунальных...
Клуб (от англ. clob или club через нем. club) — место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными, коллекционированием и прочими), зачастую официально объединённых в сообщество, организацию или ассоциацию.
Однокомнатные школы были обычным явлением в сельских районах разных стран, в том числе Пруссии, Норвегии, Швеции, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Соединенном Королевстве, Ирландии и Испании. В большинстве сельских и маленьких городских школах, все ученики собирались в одной комнате. Один учитель преподавал академические основы нескольким классам начального образования для мальчиков и девочек. Хотя во многих областях однокомнатных школ уже не осталось, они продолжают использоваться в развивающихся...
Подробнее: Однокомнатная школа
«Квартира, дача, машина» (в шуточной форме — «дачка, тачка и собачка») — триада, характеризующая потребительский идеал, сложившийся в советском обществе в 1960—1980 годах. Продолжает существовать и в настоящее время, хоть и в изменённом виде и не во всех слоях общества.
Коммуна́льная кварти́ра (разг. коммуна́лка) — квартира, в изолированных жилых помещениях, в которой проживают несколько семей. При этом сама квартира может находиться: в частной собственности физического лица, среди которых особую группу составляют владельцы доходных домов, в муниципальной собственности, в собственности других предприятий и организаций, предоставляющих служебную жилплощадь. В городах СССР к 1980-м годам большая часть квартир находилась в домах, находящихся в собственности государства...
Латвийский женский корпус помощи (латыш. Sieviešu palīdzības korpuss) — сформированный во время Борьбы за независимость Латвии женский корпус помощи военному контингенту.
Приюты
Магдалины (англ. Magdalene asylum; в честь Марии Магдалины) — сеть воспитательно-исправительных учреждений монастырского типа для так называемых «падших женщин», существовавшая с конца XVIII века и до конца XX века. Наибольшее распространение получили в католической Ирландии, хотя существовали и за её пределами, в том числе и у протестантов, в среде которых они и возникли: в Канаде, Великобритании, Франции и других странах Европы, в т. ч. в России. Первый подобный приют открыла на Лисон-стрит...
Пречистенские рабочие курсы — бесплатные вечерние общеобразовательные курсы для рабочих в Москве, бесплатные общеобразовательные курсы для взрослых. Существовали с 1897 по 1919 год.
Народный дом — в дореволюционной России общедоступное культурно-просветительское учреждение. Большинство народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако встречались и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями. Создавались начиная с конца 1880-x годов, особенно широко — после Революции 1905 года.
Международный день слепых — всемирная дата, призванная привлечь внимание людей к тем, кто навсегда потерял зрение и оказался в трудной жизненной ситуации. Этот день отмечается ежегодно, 13 ноября.
Домашняя
прислуга (слуги, дворня, дворовый, прислужник, служитель, служка, челядинец, челядь) — те, кто выполняют различные работы по дому, и, обычно, живут в доме работодателя.
Купе́чество — полупривилегированное сословие в России в XVIII — начале ХХ вв. Так называемое «третье сословие» — после дворянства и духовенства.
История народного образования в Англии может быть прослежена со времён заселения Англии англо-саксами и даже ранее, ко временам римского владычества. В Средние века школы открывались для обучения латинской грамматике, в то время как основным способом овладения практическими навыками было ученичество в подмастерьях. Было открыто два университета: в Оксфорде, а за ним в Кембридже. В царствование Эдуарда VI была создана система бесплатных школ грамоты (англ. grammar schools, в русском языке также называются...
Детский сад — учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Больни́ца — вид гражданского стационарного медицинского учреждения, направленного на лечение больных и/или специализированную углубленную дифференциальную диагностику заболеваний в стационарных условиях. Военная больница — госпиталь.
Королевский дом Святого Людовика (Maison royale de Saint-Louis) — первая светская женская школа Европы, послужившая образцом для многих подобных заведений в странах Европы, включая Смольный институт в Санкт-Петербурге. Находилась в посёлке Сен-Сир, который по имени школы (фр. l'école) был переименован в Saint-Cyr-l'École.
Петровское коммерческое училище — среднее учебное заведение в Санкт-Петербурге. Было открыто в 1880 году на средства петербургского купечества, закрыто в 1918 году.
О́хта — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Невы, в Красногвардейском районе.
Высшее общество (иногда просто «общество», также — «высший свет», «бомонд») — социальный класс людей с наивысшим уровнем богатства и социальным статусом. Стиль жизни включает в себя приём в члены общества по родству, социальные мероприятия и другую деятельность. В высококлассные социальные клубы принимали мужчин на основании их положения и роли в высшем обществе. Имена членов американского высшего общества публикуются в «Социальном реестре». Качество жилья, одежды, прислуги и питания были видимыми...