Связанные понятия
Партия народников-коммунистов (народники-коммунисты) — группа (затем отдельная партия) левых эсеров, отказавшаяся поддерживать политику своего ЦК и вышедшая из партии после левоэсеровского мятежа в Москве 1918 года.
«Солда́тская пра́вда » — ежедневная газета партии большевиков, которая издавалась с 28 апреля 1917 года как печатный орган Военной организации при Петроградском комитете, а с 19 мая 1917 по 6 марта 1918 года — при ЦК РСДРП(б). Тираж составлял 50-75 тысяч экземпляров, всего вышло 158 номеров. В июле 1917 года была закрыта Временным правительством и по октябрь 1917 года издавалась также под названиями «Солдат» и «Рабочий и солдат». С 27 марта 1918 года вместо газет «Деревенская беднота», «Деревенская...
Союзы возвращения на родину — организации, возникшие в США, Франции, Болгарии (самый крупный Союз был в Софии) в среде русских эмигрантов после издания декретов ВЦИК от 3.11.1921, ВЦИК и СНК от 9.06.1924 об амнистии участников белого движения. Союзы помогали вернуться тысячам беженцев.
Поссибилисты — название одной из социалистических партий во Франции, основанной в 1882 году Полем Бруссе и Жаном Аллеманом; позднее была возглавлена Бенуа Маллоном. Находя программу Французской рабочей партии (крылом которой они изначально являлись) доктринерской, а тактику мало практической, новая партия, под именем «Fédération des travailleurs socialistes de France», поставила принципом своей тактики (согласно характеристике Брусса) добиваться «возможного» (la politique des possibilités), отсюда...
Упоминания в литературе
В
статьях «Марксизм и «Наша Заря»», «Наши упразднители (О г. Потресове и В. Базарове)», «О социальной структуре власти, перспективах и ликвидаторстве», «Полемические заметки», «Разговор легалиста с противником ликвидаторства», «О старых, но вечно новых истинах», «Манифест либеральной рабочей партии» Ленин показывает, что ликвидаторы пропагандируют буржуазно-либеральные идеи, ничего общего не имеющие с марксизмом, что они окончательно скатились на путь либеральной рабочей политики, на путь реформизма.
Исключительно большое значение для идейного сплочения русских
революционных социал-демократов имел проект программы РСДРП, выработанный в первой половине года редакцией «Искры» и «Зари» и принятый на II съезде РСДРП (июль – август г.). Напечатанные в настоящем томе «Материалы к выработке программы РСДРП» ярко характеризуют роль В. И. Ленина в подготовке искровского проекта партийной программы, в той принципиальной борьбе, которая сопровождала обсуждение различных проектов в редакции «Искры». Благодаря Ленину в проекте программы было четко сформулировано важнейшее положение марксизма о диктатуре пролетариата; позднее Ленин писал, что вопрос о диктатуре пролетариата был включен в программу РСДРП «именно в связи с борьбой против Бернштейна, против оппортунизма» (Сочинения, 4 изд., том 31, стр. 314). В спорах с Плехановым, который проявил колебания по ряду принципиальных положений марксизма, подвергшихся нападкам бернштейнианцев, Ленин отстоял включение в проект программы тезиса о вытеснении мелкого производства крупным как закономерном процессе капиталистического общества; по его настоянию в проекте программы было точно указано на руководящую роль партии как сознательной выразительницы классового движения пролетариата и ясно выражена идея гегемонии рабочего класса.
Этим высказыванием Мартов отделял себя от Ульянова, прежде всего в морально-политическом плане. Мартов предлагал на совещании сотрудничать не со Струве и Туган-Барановским, а с бундовцами и «экономистами», более близкими им по своим воззрениям, но Ульянов настоял на своем. Он предлагал ограничиться в общении со Струве сугубо деловыми контактами, несущими свои выгоды обеим сторонам. Но в начале 1901 г. пути Ульянова, тогда уже одного из редакторов «Искры», и Струве вновь разошлись, когда их переговоры о совместном издании
общеполитического приложения к журналу «Заря» под названием «Современное обозрение» закончились ничем.
В том включены «Запись 29 декабря 1900 года» и «К проекту соглашения со Струве» (печатается впервые) – документы, связанные с переговорами
редакции «Искры» и группы «демократической оппозиции» (П. Б. Струве и М. И. Туган-Барановский). Эти переговоры велись в декабре 1900 – январе 1901 года. Располагая некоторым литературным материалом, П. Б. Струве предлагал его для использования в «Искре» и «Заре» на условиях полной равноправности в редакции: Он настаивал также на издании общеполитического приложения к «Заре» под названием «Современное Обозрение», выходящего параллельно с «Искрой» и «Зарей», но открыто не связанного с социал-демократией. Ленин категорически отверг эти предложения как попытку использовать органы революционной социал-демократии в интересах либеральной буржуазии. Дальнейшие переговоры о создании общего органа велись по настоянию Г. В. Плеханова, однако издание «Современного Обозрения» не осуществилось.
Печатаемые в томе выступления В. И. Ленина на «объединительном» съезде заграничных организаций РСДРП, «Предисловие к брошюре «Документы «объединительного» съезда»», заметка «Ответ С.-Петербургскому комитету» и др. освещают борьбу В. И. Ленина и революционных
социал-демократов за искровские идеи и тактику против «Союза русских социал-демократов», проповедующего взгляды «экономистов». В них Ленин разъясняет, что объединение с «Союзом» возможно лишь на основе полного отказа его от заигрывания с «экономизмом» и бернштейнианством и признания принципов и тактики революционной социал-демократии. В заметке «Заграничные дела» сообщается об объединении заграничных организаций «Искры» и «Зари» и революционной организации «Социал-демократ» в «Заграничную лигу революционной русской социал-демократии».
Связанные понятия (продолжение)
Жёлтый социализм — первоначально это система правления, разработанная Пьером Бетри в 1904 году. Она резко контрастировала с марксизмом и на протяжении начала XX века боролась с ним за поддержку среди рабочих. В период Первой мировой войны движение обратилось к фашизму.
Революционная демократия — идейное течение демократии, предполагающее создание социально справедливое общество через массовую революцию.
«Красный архив » — научно-исторический журнал, издававшийся в Москве в 1922—1941 годах сначала Центральным архивом РСФСР и СССР, затем Центральным архивным управлением СССР и РСФСР.
Бюрократи́ческий коллективи́зм — теория классового общества, используемая некоторыми троцкистами для описания природы государственного режима в странах Восточного блока.
Анархо-коллективизм , или коллективистский анархизм, — одно из направлений революционного социального анархизма. Наибольший вклад в развитие данной теории внес анархист, член Первого Интернационала Михаил Бакунин. Михаил Бакунин выступал против государственной и частной собственности на средства производства, предлагая вместо этого идею общественного распоряжения ими непосредственными производителями, через организацию «свободных ассоциаций».
Анархистское движение существует в Португалии с 70-х годов XIX века. Первая португальская партия, носившая название социалистической, образовалась в 1875 году под сильным влиянием анархизма и прудонизма, а синдикализм доминировал в рабочем движении вплоть до 1934 года, когда была подавлена всеобщая забастовка против запрета независимых профсоюзов.
Подробнее: Анархизм в Португалии
Пятый интернационал — термин, используемый для обозначения леворадикалов, стремящихся создать новую международную рабочую организацию, основанную на идеологии марксизма-ленинизма и троцкизма, а также считающих себя последователями: Первого, Второго, Третьего (Коммунистического) и Четвёртого (троцкистского) интернационалов.
Русские записки — общественно-политический и литературный журнал, выходивший в Париже и Шанхае в 1937—1939 гг. Всего вышел 21 номер.
Союз союзов — либеральное объединение профессионально-политических союзов, действовавшее во время революции 1905 года, лидером которого являлся П. Н. Милюков.
Революционная ситуация — понятие, впервые сформулированное В. И. Лениным в работе «Маевка революционного пролетариата» (1913 года): «Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для неё требуется ещё, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде». Позднее, эта же формулировка практически дословно встречается в работе «Крах II Интернационала» (1915 года): «Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы „низы не хотели“, а требуется еще, чтобы „верхи...
Партийно-советская печать — часть советской печати, периодические издания, являвшиеся печатными органами КПСС, коммунистических партий союзных республик и органов Советской власти. До 1952 года партийно-советская печать также именовалась большевистской печатью.
«Новый град » — эмигрантский общественно-философский журнал, основанный И.И. Бунаковым (Фондаминский), Ф.А. Степуном и Г.П. Федотовым. В журнале активно публиковались известные христианские теоретики Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский.
Последние письма и статьи В. И. Ленина — письма и статьи В. И. Ленина, продиктованные и записанные с 23 декабря 1922 года по 2 марта 1923 года. Представляют собой политическое завещание В. И. Ленина, содержат меры по борьбе с опасностью раскола в партии и с бюрократизмом. К ним относятся: «Письмо к съезду» (предложения о увеличении числа членов ЦК за счет рядовых рабочих и характеристики И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, Н. И. Бухарина, Г. Л. Пятакова, впервые было опубликовано...
Политическое сектантство (лат. Secta) — учение, направление, школа) — совокупность оппозиционных политических взглядов и действий определенных групп единомышленников, которые замыкаются в своих узкоэгоистических интересах, теряют связи с союзниками и социальной базой, отделяются от общеизбранного курса того или иного политического движения, партии, общественной организации и превращаются в замкнутые самоизолированные структуры.
Левый анархизм (левое крыло анархизма) утверждает, что в будущем общество должно отказаться от частной собственности в пользу экономики дара и неиерархического общества. Термин «левый анархизм» иногда используется как синоним либертарного социализма, левого либертарианства или социального анархизма. Включает анархо-коммунизм, анархо-коллективизм, анархо-синдикализм, платформизм.
Сиби́рский со́юз РСДРП — российская революционная организация, объединение социал-демократических кружков Сибири. Создан в 1901 г. как Сибирский социал-демократический союз, в 1903 г., со вступлением его членов в РСДРП, изменил название на Сибирский социал-демократический союз — Комитет РСДРП, позднее стал называться Сибирский союз РСДРП.
Ультиматисты — группа в РСДРП, стоявшая за предъявление ультиматума депутатам Третьей Государственной Думы, принадлежавшим к Российской Социал-Демократической Рабочей Фракции с требованием подчиниться ЦК РСДРП, при невыполнении стояли за их отзыв. Предъявление ультиматума Российской Социал-Демократической Рабочей Фракции, большинство в которой составляли меньшевики привело бы к его отклонению фракцией, и как следствие сделало бы отзыв членов Государственной Думы от РСДРП неизбежным. Этим объясняется...
Подробнее: Ультиматизм
«Тря́час фро́нтас » (лит. «Trečias frontas»; «Третий фронт») — литовский литературный журнал левой политической ориентации, выходивший в Каунасе в 1930—1931.
«Пла́менные революционе́ры » — книжная серия Издательства политической литературы СССР (Москва), начатая в 1968 году и существовавшая более 20 лет.
«Третья Россия » — русский эмигрантский общественно-политический журнал, издававшийся в Париже в 1932—1939 гг. (всего вышло 9 номеров).
«Тёмное просвещение», или «неореакционное движение» — также известное просто как «неореакция», и сокращенно названное «NRx» его сторонниками — это антидемократическое и реакционное движение. Оно в целом отвергает эгалитаризм и мнение о том, что история показывает неизбежное продвижение в сторону большей свободы и просвещения (таким образом, это отчасти реакция на «историю вигов»). Движение выступает за возвращение к старым социальным конструктам и формам правления, включая поддержку монархизма или...
Неокоммунизм (от лат. communis — община, общинное, neo — новый) — деятельность, направленная на развитие и претворение в жизнь идей коммунизма в новых условиях, принципы и взгляды, являющиеся приспособлением коммунизма или марксизма к новым общественным условиям.
«Катехизис революционера » — устав революционной организации «Народная расправа», составленный Сергеем Нечаевым в 1869 году.
Либертарный муниципализм (иногда либертарный коммунализм) — идея политической организации, основанной на системе общих собраний и практике прямой демократии. Термин был введен теоретиком либертарного социализма Мюрреем Букчиным, и с тех пор используется для описания системы, в которой либертарные учреждения прямой демократии должны быть противопоставлены государству, а впоследствии и заменить его конфедерацией свободных муниципалитетов, или свободных коммун.
Руки прочь от России! (англ. Hands Off Russia!) — политический лозунг и одноимённая кампания, организованная британскими социалистами в 1919 году с целью поддержки большевиков в дни Гражданской войны в России и осуждавшая военную помощь Великобритании Белому движению. Аналогичные акции проходили во Франции, Германии, Италии и других странах, но лозунг «Руки прочь от (Советской) России!» обязан своему появлению именно Великобритании.
Коммунофашисты , также красно-коричневые — политическое клише, подразумевающее объединение коммунистических и крайне правых сил и/или идеологий. Применяется политиками и журналистами либерально-демократической ориентации для обозначения совокупности политических сил, проповедующих коммунистическую и ультранационалистическую идеологию. Иногда в подобном же смысле употребляется термин коммуно-патриоты.
Марксистская эстетика — теория искусства, основанная на материалистическом понимании истории. Опирается на ленинскую теорию отражения.
Русская философия включает в себя различные течения мысли. Авторы, которые принимали участие в их разработке, перечислены ниже и отсортированы по принадлежности к философским направлениям.
Подробнее: Список русских философов
Левый терроризм — терроризм, используемый леворадикальными (чаще всего лево-марксистскими) организациями. Точкой отсчёта современного левого терроризма следует считать май 1968 — студенческая революция в Париже, пик движения Новых Левых, первый угон самолёта. Однако корни левого терроризма уходят в глубь истории — в древнее тираноборство и политические убийства, практикуемые «народными мстителями» из анархистов и народовольцев в XIX веке. Промежуточным звеном между ними и современными левыми террористами...
ВОАПП — Всесоюзное объединение Ассоциаций пролетарских писателей. Организовано на I Всесоюзном съезде пролетарских писателей (Москва, 1928). В работе съезда принимали участие представители литературы 30 народностей. В ВОАПП вошли: РАПП (РСФСР), ВУСПП (УССР), Ассоциации Белоруссии, Закавказья, Туркменистана, Узбекистана и группа «Кузница».
Религиозный коммунизм — идея создания коммунистического сообщества на основе той или другой религии. Исследователи употребляли этот термин для описания различных религиозных движений, в разные времена поддерживавших обобществление собственности.
«О праве наций на самоопределение » — статья В. И. Ленина. Написана в 1914 году. Опубликована в журнале «Просвещение» в 1914 году, № 4, 5, 6. Наряду со статьями «О национальной гордости великороссов» и «Критические заметки по национальному вопросу» данная статья излагает национальную программу партии большевиков. Выражая свою позицию, Ленин опирается на Карла Каутского и Лондонский конгресс Второго интернационала (1896).
«Как нам реорганизовать Рабкрин » — статья В. И. Ленина, с целью борьбы против бюрократизма и опасности раскола партии предлагает установить тесную организационную связь между руководящими органами государственного (Рабоче-крестьянская инспекция) и партийного (Центральная контрольная комиссия) контроля. Написана 23 января 1923 года, накануне XII съезда партии. Впервые опубликована в газете «Правда» 25 января 1923 года в № 16.
Критика Готской программы — работа Карла Маркса, написанная им в 1875 году как ответ на предлагаемую программу социал-демократической партии. Является одним из последних значительных сочинений Маркса и традиционно относится к числу важнейших произведений марксизма.
Пермское тайное общество (кружок А. И. Иконникова) — революционная политическая организация, действовавшая в Перми в 1860—1862 гг.
Изда́тельство «Мысль» (Москва) — советское/российское государственное издательство, существующее с 1930 года (современное название — с 1963 года), isbn 978-5-904100.
«Тиенкуан » (вьетн. Tiền Quân, Авангард) — нелегальная газета, печатный орган Группы индокитайских эмигрантов, организации, придерживающейся протроцкистских взглядов. В её редколлегию входили Та Тху Тхау, Фан Ван Тянь, Хуинь Ван Фыонг, Хо Хыу Тыонг, Фан Ван Хум и др. Однако большинство её создателей было арестовано до выпуска первого номера «Тиенкуан» в результате репрессий последовавших за демонстрацией вьетнамцев, состоявшейся 22 мая 1930 г. напротив Елисейского дворца в Париже.
Фашо (с итал. — «пучок») — термин, который использовался в конце XIX века для обозначения политических групп различной ориентации. В начале XX века этим термином стали обозначать националистические движения, позже названные фашизмом.
Бабуви́зм (фр. Babouvisme) — политическое учение, построенное на основе идей утопического социализма и, в первую очередь, идеи полного социального равенства всех людей. Возникло в конце XVIII века в революционной Франции и было названо в честь французского революционера Гракха Бабёфа. Часто характеризуется как предшественник научного коммунизма.
Иллегализм — течение в анархо-индивидуализме, получившее наибольшее распространение во Франции, Италии, Бельгии, и Швейцарии в 1900-е гг. и рассматривавший криминальные действия, как образ жизни анархиста. Иллегализм приобрел сторонников среди европейцев, вдохновленных громкими анархистскими актами террора 1890-х годов (Равашоль, Эмиль Анри, Огюст Вальян, Санте Казерио и Жюль Жозеф Бонно), которые рассматривались как пропаганда действием.
«Новый восход » — еженедельное периодическое печатное издание Российской империи.
Упоминания в литературе (продолжение)
…Соратник товарища Сталина и С.Цулукидзе на заре зарождения большевизма в Закавказье и Грузии, непосредственный
организатор нелегальной газеты «Брдзола», человек, который придал большевистско-«искровский» облик бакинской организации, едва ли нуждается в таких снисходительных отзывах Енукидзе.
Вскоре после окончания Краковского партийного совещания Ленин в обращении «К социал-демократам», приведя последние откровенные заявления ликвидаторов против нелегальной партии, писал: «С них сорвана маска. Об единстве с группой ликвидаторов «Луча» и «Нашей Зари» могут говорить теперь только лицемеры» (стр. 311). Разоблачению ликвидаторства посвящены также такие, вошедшие в настоящий том работы В. И. Ленина, как «Нелегальная партия
и легальная работа», «Болезнь реформизма», «Об открытой партии». Эти работы дополняют резолюцию Краковского совещания о ликвидаторстве, в них подробно разбираются факты дезорганизаторской деятельности ликвидаторов.
Формалистическое бунтарство футуристов, в частности отказ от традиционного синтаксиса и правил орфографии, было поверхностным и непродолжительным. Уже к 1923 г. футуризм фактически перестает существовать как самостоятельное
течение. Показательна эволюция лидера польских футуристов Б. Ясенского (1901–1938). В первом сборнике его стихов «Сапог в петлице» преобладает стремление любой ценой удивить и шокировать буржуазного читателя. Но уже в поэме «Песнь о голоде» (1922) звучит нота обличения социальных язв капиталистического города. Позднее Ясенский писал о своей поэме, что она «была в послевоенной польской литературе первой крупной поэмой, воспевающей социальную революцию и зарю, зажегшуюся на востоке»{33}.
В эту книгу входят прежде всего те автобиографические наброски В. И. Засулич, о которых упоминалось выше и которые впервые были опубликованы в 1919 г. в № 14 «Былого». Ввиду того, что эти наброски не связаны тематически между собою и охватывают ряд совершенно различных и разновременных событий, в настоящем издании они разделены на четыре части: 1) Детство и юность, 2) Воспоминания о С. Г. Нечаеве, 3) Из воспоминаний о покушении на Трепова и 4) Владимир Дегаев. Кроме того, в настоящую книгу вошли следующие, написанные в различное время статьи В. И. Засулич: «Нечаевское дело» (опубликовано первоначально в № 2 сборн. «Группа Освобождение Труда»),
Д. А. Клеменц (журнал «Наша Заря», 1914 г., № 2), Сергей Михайлович Кравчинский (Степняк) («Работник», 1896 г. №№ 1 и 2, Женева) и «Вольное Слово и эмиграция» («Современник», 1913 г. № 6).
Отон Жупанчич (1878–1949) в начале межвоенного двадцатилетия издал
сборник «На заре Видова дня» (1920), проникнутый оптимизмом, надеждами на лучшее будущее для всего словенского народа. В него вошла интимно-философская лирика 1908–1918 гг. – поэтическое осмысление бытия человека – рождения, жизни, смерти, окрашенная чувством радостного восприятия природы, гармонического слияния с ней («Тих этот край», «Озеро», «Золотые утра»). Однако поэту был не чужд и острый социальный пафос, как, например, в стихотворении «Гвоздильщики», где, благодаря выразительной звукописи воссоздана картина изнуряющего труда рабочих: