Связанные понятия
Для информации о британской театральной постановке 2015 года, см. Голосование (спектакль).Голосова́ние — способ принятия решения группой людей (собранием, электоратом), при котором общее мнение формулируется путём подсчета голосов членов группы.
Подробнее: Голосование
Избирательная система (система голосования, система выборов) — набор правил, методов, процессов и расчётов, а также правовых норм в деле выборов, обеспечивающих и регулирующих легитимное избрание граждан на какие-либо государственные должности, формирование органов публичной власти путём их избрания при голосовании избирателей, выборщиков.
Вы́боры — это процедура избрания кого-либо путём открытого или тайного голосования.
Пассивное избирательное право — право граждан быть избранными в органы власти. Наряду с активным избирательным правом — часть субъективного избирательного права. Закреплено (наряду с активным избирательным правом) статьёй 25 МПГПП, статьёй 3 протокола № 1 к ЕКПЧ. Однако, в отличие от активного избирательного права, пассивное избирательное право может быть ограничено более высоким возрастным или имущественным цензом. Также, оно может быть ограничено в ходе люстрации для конкретных личностей, а также...
Субъективное избирательное право — право гражданина принимать участие в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Активное избирательное право принято обозначать еще как "право избирателей", а пассивное избирательное право как "право кандидатов".
Упоминания в литературе
Максимальное количество подписей при самовыдвижении кандидатов или выдвижении их избирательными объединениями и блоками не должно превышать 2 % от числа зарегистрированных
избирателей (т. е. достигших 18 лет и имеющих право на участие в выборах) на территории муниципального образования либо избирательного округа. В ряде субъектов зафиксирована норма в 1 %. Если в муниципальном образовании насчитывается менее 10 тысяч зарегистрированных избирателей, то сбор подписей может не проводиться, и законом субъекта РФ может быть предусмотрен иной порядок выдвижения кандидатов (например, они могут выдвигаться на собраниях (сходах) граждан). Срок сбора подписей при выборах в органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством составляет не менее 20 дней. При этом законами субъектов Федерации о выборах в органы местного самоуправления этот срок увеличен, как правило, до 30–45 дней. Избирательная комиссия в течение определенного срока, но не более 10 дней, проверяет представленные подписи и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Если кандидат или избирательное объединение вносит избирательный залог, то сбор подписей не производится, а кандидат регистрируется после внесения залога. Размер избирательного залога составляет 15 % от предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата либо фонда избирательного объединения (блока) в зависимости от того, выдвигается ли кандидат в составе списка либо единолично. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу, а в случае выдвижения избирательным объединением (блоком) по избирательному округу и в составе списка – подлежит регистрации одновременно.
Право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ может быть предоставлено гражданам, проживающим на территории субъекта РФ. В развитие данной нормы в ряде субъектов РФ приняты нормативные правовые акты, предоставляющие гражданам РФ такое право и определяющие порядок реализации этой инициативы, предусматривающий в том числе сбор подписей граждан (
избирателей ) в поддержку внесенного (вносимого) законопроекта. Единственным государственным органом на уровне субъекта РФ, уполномоченным на проверку подписей избирателей при проведении выборов и референдумов, является избирательная комиссия субъекта РФ, обладающая всеми средствами для осуществления данных действий. Только избирательная комиссия субъекта РФ имеет в своем распоряжении регистр избирателей, участников референдума. Иные органы не имеют возможности осуществить полную и достоверную проверку граждан на предмет наличия активного избирательного права, так как не имеют полной базы граждан, обладающих активным избирательным правом на территории соответствующего субъекта РФ.
Новой в регламентации порядка выдвижения кандидатов в депутаты является норма п. 16 ст. 37 Федерального закона субъекта РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 22 мая 2002 г. о том, что регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей
избирателей и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими партиями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидатов в этом случае является решение о его выдвижении, принятое политической партией, избирательным блоком в установленном Федеральным законом порядке. Представляется, что приведенная норма является еще одним шагом к установлению преимуществ для крупных партий, правового закрепления неравенства участников избирательного процесса.
Содержание правового статуса
избирателя вытекает из его права избирать на соответствующих выборах и определяется совокупностью предусмотренных в избирательном законодательстве правомочий, связанных с выполнением определенных избирательных действий. Это правомочия, связанные с регистрацией (учетом), составлением списков избирателей; участием в формировании избирательных комиссий; выдвижением и регистрацией кандидатов (списков кандидатов); созданием избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений; предвыборной агитацией; с организацией и порядком голосования, подсчетом голосов избирателей, установлением результатов выборов и их опубликованием.
В то же время получение избирательным объединением (партией) низкого числа голосов – менее 3 процентов от общего числа
избирателей , принявших участие в голосовании на выборах депутатов Государственной Думы, влечет за собой ответственность (санкцию) в виде обязанности возмещения ими стоимости бесплатного эфирного времени и бесплатно предоставленной печатной площади. Аналогичная ответственность может быть установлена и на региональных выборах.
Связанные понятия (продолжение)
Та́йное голосова́ние — вид голосования, при котором участники голосуют анонимно. При тайном голосовании исключается контроль за волеизъявлением избирателей. Также — право каждого избирателя на сохранение в тайне его волеизъявления. Частая форма голосования на многих уровнях выборов. В России наиболее масштабными применениями тайного голосования являются референдумы, президентские выборы и выборы депутатов государственной думы.
Акти́вное избира́тельное пра́во — право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и так далее) в качестве избирателя. Сегодня во многих странах мира активным избирательным правом обладают все совершеннолетние граждане, независимо от рода занятий, социального положения, образования и др. В некоторых государствах имеются ограничения активного избирательного права (например, возрастной ценз: в Греции — 20 лет, в Малайзии, Боливии и...
Квалифицированное большинство — большинство в ⅔ или ¾ голосов присутствующих или списочного состава, необходимое в ряде случаев для принятия правомочных решений. Например, в большинстве стран квалифицированное большинство необходимо для принятия конституции или внесения в неё изменений. Преодоление вето, как правило, также требует квалифицированного большинства.
Фальсифика́ция ито́гов голосова́ния — изменение с корыстной целью результатов голосования на выборах или референдуме. Действия должностных лиц, ответственных за организацию выборов, членов избирательных комиссий и иных лиц, направленные на умышленную манипуляцию итогами голосования, классифицируются как преступные действия. Является одним из видов нарушений на выборах.
Электора́т (лат. elector — избиратель) — круг сторонников определенной организации, избирателей, голосующих за определённую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах. В более широком значении употребляется как синоним избирательного корпуса страны.
Императивный мандат — ограничение в действиях выборного должностного лица какими-либо условиями, при нарушении которых он может быть отозван. К примеру, депутат может быть ограничен требованием безусловного исполнения наказов избирателей или запретом на выход из фракции, если он был избран по партийным спискам от избирательного объединения, партии или блока, образовавшего эту фракцию. При императивном мандате предусмотрена процедура отзыва депутата, не исполнившего этих требований. Она может представлять...
Избирательный бюллетень (итал. ballotta — малый шар для голосования) — документ конституционной важности, удостоверяющий голос избирателя (выборщика).
Избира́тельный уча́сток — территориальная единица, образуемая в период выборов и референдумов, для проведения голосования и подсчёта голосов.
В политике
мандат означает полномочия, предоставленные избирательным округом лицу или группе лиц на то, чтобы действовать от его имени.
Предвы́борная агита́ция — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
Рейтинговое голосование (также альтернативное голосование) — система выборов, используемая, для того что избрать одного победителя из двух и более представленных. Это одна из систем преференциального голосования, в которой избиратели располагают кандидатов в порядке предпочтения, а не просто голосуют за одного кандидата.
Прямые выборы — избирательная система, при которой избиратели прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. В отличие от косвенных многостепенных выборов, прямые выборы — наиболее демократический способ формирования представительских учреждений, эффективно выражающий волю избирателей и дающий возможность осуществлять право отзыва депутатов, не оправдавших их доверия.
День голосова́ния — день, на который в соответствии с законодательством назначается голосование на выборах или референдуме.
Законопроект — документ c текстом закона, предлагаемый к принятию законодательному органу или на референдум.
Коллегия выборщиков — система непрямых выборов, при которой делегируемые по должности или специально избираемые выборщики образуют не имеющую иных обязанностей коллегию, избирающую высших должностных лиц. Кроме этого, в ряде стран по разным причинам традиционно практикуется институт непропорционального распределения голосов избирателей между регионами для повышения представительства в избранных органах власти небольших сельских округов, национальных, религиозных и прочих меньшинств. Данный феномен...
Роспуск парламента — прекращение деятельности парламента до истечения срока его полномочий и назначение новых выборов — одно из средств разрешения политического (правительственного) кризиса или назначения новых выборов на удобное время. Институт роспуска парламента реализует принцип разделения властей.
Проте́стный го́лос — это голос на выборах, предназначенный для демонстрации недовольства выбором кандидатов или действующей политической системой со стороны избирателя. Он может быть назван «гипотетическим», если избиратель согласился бы на других кандидатов в текущей системе, или «структурным», если избиратель выступает против всей системы — обычно представительной демократии, но также может означать противостояние подвиду системы — однопартийной системе, системе с доминирующей партией или двухпартийной...
Досрочное голосование — процесс, при котором избиратели могут проголосовать в течение одного или нескольких установленных дней до выборов. Досрочное голосование может проводиться как дистанционно (например, почтой), так и с личной явкой избирателей, обычно на установленные пункты досрочного голосования. Возможность и время досрочного голосования обычно устанавливается на основании законов и типа выборов. Целью досрочного голосования является увеличение показателей явки избирателей и уменьшение их...
Непрямые выборы (косвенные выборы, многостепенные выборы, многоступенчатые выборы) — избирательная система, при которой воля избирателя опосредуется специальными лицами — выборщиками или специальными органами.
Предвы́борная кампания (также избирательная кампания) — совокупность агитационных мероприятий, осуществляемая кандидатами на выборные должности и их партиями в избирательной борьбе, чтобы получить максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.
Против всех кандидатов, или кандидат «Против всех», — последний пункт в избирательных бюллетенях для голосования на выборах, позволяющий принять участие в голосовании, не выбрав ни одного из кандидатов в бюллетене. Применяется как на партийных выборах, так и на выборах из конкретных кандидатов (президентских, мэрских, и т. д.). В некоторых странах пункт включается в бюллетени.
Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Относительно понимания объективного избирательного права следует выделить четыре основные точки зрения: 1) избирательное право является институтом конституционного права; 2) избирательное...
Кворум (лат. quorum praesentia sufficit «которых присутствие достаточно») — установленное законом, уставом организации или регламентом число участников собрания (заседания), достаточное для признания данного собрания правомочным принимать решения по вопросам его повестки дня.
Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.
Подробнее: Избирательная комиссия
Бойкот выборов или референдума — отказ от голосования на выборах или референдуме, предпринятый значительной группой избирателей. От прочих форм абсентеизма отличается своей демонстративностью и массовостью. Обычно сопровождается агитацией в пользу бойкота, призывами к широким кругам избирателей присоединиться к нему. Бойкоту могут также сопутствовать другие действия, направленные на подчёркивание демонстративного его характера. Например, участник акции может потребовать исключить себя из списка избирателей...
Регистрация кандидата (списка кандидатов) — этап избирательного процесса, предусмотренный избирательным законодательством России и многих других государств, который заключается в официальном подтверждении статуса кандидата (кандидатов) организаторами выборов.
Наблюдение за выборами предполагает мониторинг со стороны одной или нескольких организаций либо международного уровня (неправительственные организации) либо национального.
Большинство́ голосо́в — термин, обозначающий одну из древнейших форм выражения воли юридического лица в том случае, когда органом его является несколько физических лиц, как, например, правление компании, общее собрание акционеров, коллегиальное присутственное место, парламент или всенародный референдум. В таких случаях воля юридического лица может быть выражена или единогласием всех членов, или же большинством голосов. В организации юридических лиц последний способ гораздо употребительнее первого...
Незави́симый кандида́т — политический деятель, принимающий участие в выборах независимо от какой-либо политической партии.
Создание
США в 1776 году стало первой в истории человечества попыткой реализации идеи демократии на масштабе целой страны, а не города-государства. Эта идея получила отражение в Декларации независимости и принятой в 1789 году Конституции США...
Я́вка избира́телей — это отношение (выраженное, как правило, в процентах) числа избирателей, принявших участие в выборах, к общему количеству граждан, имеющих право на участие в этих выборах. Законодательством ряда стран установлен нижний порог явки избирателей, при не достижении которого выборы признаются несостоявшимися. С 1960 года существует тенденция к снижению показателей явки избирателей. Высокая явка считается положительным фактором и доказательством легитимности существующей системы.
Преференциальное голосование — избирательная система, обычно представляет собой вариацию мажоритарной избирательной системы по многомандатным округам (хотя некоторые теоретики относят её в подвиды пропорциональной системы).
Метод Сент-Лагю — это способ распределения мандатов при пропорциональном представительстве. Назван в честь своего изобретателя, французского математика Андре Сент-Лагю. Применяется в ряде стран, таких, как Босния и Герцеговина, Германия, Косово, Латвия, Непал, Новая Зеландия, Норвегия, Швеция.
Всео́бщее избира́тельное пра́во — принцип избирательного права, в соответствии с которым все граждане страны независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, достигшие совершеннолетия, вправе избирать органы государственной власти и местного самоуправления. В отдельных случаях подразумевает предоставление избирательного права детям и негражданам. Хотя избирательное право как таковое имеет два...
Представительная демократия — политический режим, при котором хотя основным источником власти и признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная (репрезентативная) демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы...
Метод Хэйра -Нимейера, (известен также как метод Гамильтона или метод наибольшего остатка) используется для определения количества мандатов, полученных партийным списком при пропорциональной избирательной системе. Метод назван по имени предложившего его британского юриста Томаса Хэйра и усовершенствовавшего его германского математика Хорста Фридриха Нимейера.
Баллоти́рование или баллотировка (от фр. ballote, шар; заимствованное итал. ballotta; также фр. balloter, избирать по баллам, баллотировать) — способ выборов, закрытая или тайная подача голосов.
Парла́ментская процеду́ра — это комплекс процедурных, этических и традиционных правил, используемых при проведении митингов и в повседневной работе общественных организаций, политических партий, клубов, религиозных общин, законодательных собраний и других общественных собраний. Парламентская процедура — это отрасль обычного права, берущая начало в практиках работы Палаты общин Парламента Соединённого королевства.
Избира́тельный о́круг — территориальная единица, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
Фракция (нем. Fraktion) — группа политических деятелей, объединённая сходными политическими взглядами внутри более широкой организации.
Избирательный фонд — временный целевой фонд, создаваемый в порядке, установленном национальным законодательством, для финансирования избирательной кампании. Источниками пополнения избирательного фонда являются личные средства кандидатов, средства партий и избирательных объединений, а также добровольные пожертвования. Круг жертвователей и размер взноса могут быть ограничены законом. В ряде стран государство может на равных условиях финансировать предвыборные кампании участвующих в выборах партий и...
Вбро́с избира́тельных бюллете́ней — метод фальсификации результатов голосования, заключающийся в намеренном помещении избирателем бюллетеней в избирательный ящик в количестве, превышающего допустимое на данных выборах или референдуме с целью повлиять на итоги голосования.
Упоминания в литературе (продолжение)
В 2004 г. Президентом РФ в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен проект закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которым предполагалось изменить действующий порядок формирования Государственной Думы и установить, что все ее депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов
избирателей , поданных за федеральные списки кандидатов. Должен был частично обновиться механизм распределения депутатских мандатов – к их распределению допускались федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 % и более голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Проектом закона также предусматривались случаи, когда к распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, не преодолевшие 7 %-ный барьер (так называемый скользящий барьер). Данная новелла значительно расширит партийное представительство в нижней палате парламента.
В ст. 30, 32,34,44 Конституции РФ личности предоставлены возможности проявить публичную активность в государственных и общественных делах. В свою очередь вопросы составления списков
избирателей и регистрации кандидатов на выборные государственные должности предоставлены Центризбиркому России[197]. Процедура регистрации, контроля, прекращения деятельности общественных объединений определена в Правилах рассмотрения заявлений и принятия Минюстом России и его территориальными органами решений о государственной регистрации торгово-промышленных палат, общественных объединений, в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных автономий[198].
Особенностью данного преступления является определенный диспозицией в ч. 1 статьи предмет преступления – избирательные документы и документы референдума. К ним, в частности, в соответствии с подп. «и» п. 10 ст. 22 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ относятся списки
избирателей , участников референдума, другие избирательные документы, а также документы, связанные с подготовкой и проведением референдума. Предметом преступления, ответственность за которое установлена ч. 2 указанной статьи, является подписной лист.
• быть включенным в один из списков
избирателей какого-либо губернаторства и не иметь никаких оснований для прекращения его регистрации в соответствии с законом;
Для создания партии созывается учредительное собрание. Оно правомочно, если на нем присутствует установленное законом число граждан, имеющих право быть членами партии (например, не менее 10 в Венгрии, 50 – в Польше, Болгарии). Иногда инициаторы должны создать учредительную комиссию (например, из 7– 21 человека в Анголе), которая проводит подготовку к созданию партии. В ряде стран к учредителям и руководителям партии предъявляются дополнительные требования. Например, в Бенине они должны состоять в гражданстве государства не менее 10 лет. Иногда такие требования установлены только по отношению к натурализованным гражданам (Ангола). В странах, где давно существует многопартийная система, законы не содержат положений о порядке создания партий. В отдельных государствах объявить себя партией для целей участия в выборах (выдвижения кандидатуры) может один гражданин при поддержке еще одного
избирателя (например, супруга или супруги).
простое б. – получение кандидатом более половины голосов
избирателей , принявших участие в голосовании. Сами выборы могут считаться при этом состоявшимися, если на избирательные участки пришли и проголосовали определенное число избирателей – так называемый порог явки. Например, ранее выборы Президента РФ признавались состоявшимися, если в голосовании приняли участие не менее половины избирателей, включенных в списки, а для победы в первом туре требовалось, чтобы не менее половины избирателей, принявших в голосовании, проголосовали за конкретного кандидата. Это и было простое б. 5 декабря 2006 г. требование о пороге явки было исключено по всем выборам из Федерального закона 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», 26 апреля 2007 г. – соответственно из Закона о выборах Президента РФ. Таким образом, теперь выборы Президента считаются состоявшимися при любой явке избирателей, а простое б. составляет не менее половины голосов от числа явившихся на избирательные участки;
Для проведения избирательной кампании учреждаются специальные органы по проведению выборов. Избирательные органы проводят регистрацию
избирателей и составляют избирательные списки.
б) обязывающие, т. е. содержащие предписания в адрес субъектов муниципальных правоотношений. Например, закон предписывает обязательность формирования представительных органов местного самоуправления в населенных пунктах с численностью свыше 100
избирателей , или представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в его адрес документов инициативной группы о выдвижении инициативы проведения местного референдума и т. д.;
Ст. 33 закона предусматривает возможность государственного финансирования политических партий из средств федерального бюджета. На начальном этапе становления партий с учетом финансовых реалий в стране это едва ли целесообразная трата бюджетных средств. Тем не менее, поправка от 21 июля 2005 года предусматривает увеличение государственного финансирования политических партий из средств федерального бюджета. Первоначальная редакция ст. 33 закона О политических партиях предусматривала «общий объем средств федерального бюджета, выделяемых для государственного финансирования политических партий, не может быть менее 0,005 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на 1 марта года, предшествующего году выделения этих средств, и умноженного на число
избирателей , включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо выборах Президента Российской Федерации». Редакция от 21 июля 2005 года поправила процитированную норму следующим образом: «Общий объем средств федерального бюджета, выделяемых для государственного финансирования политических партий, не может быть менее пяти рублей, умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо выборах Президента Российской Федерации».
История становления Совета Федерации началась с Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1993 г.[183] Согласно Положению палата должна была избираться непосредственно населением регионов. Выборы проводились на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам. Они создавались в рамках границ субъектов Федерации, их количество соответствовало числу этих субъектов. В Положении предпочтение было отдано американской модели формирования верхней палаты – избранию двух представителей от каждого региона.[184] При этом каждый
избиратель получил право подачи голоса одновременно за двух кандидатов. На выборах в Совет Федерации избиратели ориентировались, скорее, на кандидатов, обладающих властью и престижем и способных отстаивать интересы своего региона, нежели на политические этикетки. Только 28 избранных депутатов заявили о своей партийной принадлежности. Партийная прослойка составила не более 20 % всех депутатов СФ. Больше всех была представлена КПРФ – 12 человек, «Демократический выбор России» и «Демократическую Россию» представляли по 8 депутатов, еще 8 партий и движений имели по 1 стороннику, партия Жириновского вообще была не представлена в верхней палате.[185]
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины
избирателей , принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
? Партии воспользовались правом определить региональную группу кандидатов, к которой относились зарубежные
избиратели , уже в кампании 2007 года. Голоса избирателей, проживающих за пределами РФ, поданные на думских выборах за «Единую Россию», были отнесены к Калининградской области.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины
избирателей , принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Федеральным конституционным законом «О референдуме РФ» определен порядок назначения и проведения всенародного голосования.
Условия проведения всенародного голосования требуют для принятия новой Конституции участия в нем более 1/2 от общего числа
избирателей , если не более половины из них проголосовали за нее.
В Австралии соблюдается незыблемость федеральной конституции. Из 46 референдумов, проведенных с целью внесения в нее тех или иных изменений, лишь в шести случаях
избиратели дали согласие на это. Причем за изменение конституции должно проголосовать подавляющее большинство избирателей в четырех из шести австралийских штатов. До вынесения вопроса об изменениях в конституцию страны на общенациональный референдум, решение об этом должно быть принято подавляющим большинством членов Палаты представителей и Сената федерального парламента.
Кроме перечисленных, субъектами конституционно-правовых отношений являются органы государства, органы местного самоуправления, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания
избирателей , граждане.
1. Так, в советский период отечественной истории популярным тезисом, характеризующим отношения депутатов (и представительных органов власти в целом) и народа, населения, была категория «доверие». Она выражалась в следующем: чтобы стать депутатом, надо было заслужить доверие народа,
избирателей ; в процессе выполнения своих функций и задач надо было оправдывать доверие; соответственно утрата доверия вела к тому, что избиратели могли досрочно отозвать депутата и далее избрать нового своего посланника в орган власти. Достаточно простое в обыденном толковании понятие «доверие» предполагало действия в соответствии не только с нормами права, но и этическими требованиями. Так, депутат мог утратить досрочно свои полномочия и за то, что не посещал сессий без уважительных причин, и за, так называемое, «бытовое разложение» – пьянство, дебош, мелкое хулиганство, избиение членов семьи и т. п. Иначе говоря, предполагалась высокая моральная планка поведения депутата, ее несоблюдение вело к применению правовой санкции. Однако в последние годы советского периода, и тем более в постсоветское время, о «доверии» со стороны избирателей как факторе персонализации участника власти перестали говорить, а основанием для возбуждения вопроса об отзыве стало правонарушение, причем доказанное судебным решением.
4. Конституция может приниматься на основе референдума, т. е. общегосударственного голосования
избирателей .
При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины
избирателей , принявших участие в голосовании. Голосование считается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины избирателей.
Роль государственных служащих как
избирателей также влияет на рост государственных расходов – как разновидность модели бюрократии. В данном случае подчеркивается тот факт, что бюрократы – тоже граждане страны и выступают одновременно в качестве избирателей. Как избиратели они, разумеется, будут поддерживать любые программы государственных расходов, расширяющие тот сектор, в котором трудятся. Увеличение государственных расходов для этой группы избирателей означает гарантии стабильной занятости и роста их собственных заработков. А рост численности и доли занятых в госсекторе экономики по спирали ведет к новому росту государственных расходов. Это особенно характерно для современной России.
Независимость ведомства никогда не бывает абсолютной. Исполнительная ветвь власти, которая в условиях демократии подотчетна
избирателям , делегирует полномочия ведомству. Поэтому ведомство должно отчитываться о своей деятельности и при необходимости принимать меры по исправлению имеющих место недостатков.
1) установлен перечень органов местного самоуправления, обязательных к формированию во всех муниципальных образованиях: представительный орган муниципального образования (исключение – муниципальные образования с численностью
избирателей менее 100 человек, где полномочия представительного органа осуществляет сход жителей муниципального образования), глава муниципального образования и местная администрация.