Историко-филологическое общество
Студенческое научное общество , созданное по инициативе профессора С. Н. Трубецкого в марте 1902 года.
В основе создания общества лежала попытка на практике реализовать идею свободного студенческого союза на академической почве. Вся деятельность общества проходила на фоне борьбы либеральной университетской профессуры за введение университетского самоуправления, упразднение института инспекторов, прекращение надзора за деятельностью преподавателей и студентов в условиях усиления политизации студенчества и всего русского общества.
Основными целями историко-филологического общества были «научное саморазвитие студенчества в сфере историко-филологических и соприкасающихся с ними наук, единение студентов между собой и единение их с профессорами на почве научных интересов». В первый год своего существования общество насчитывало свыше 1000 членов (студентов, преподавателей, молодых учёных, оставленных при кафедрах Московского университета, лаборантов разных факультетов), занимавшихся в ряде секций: философской, исторической, классической, экономической, литературной, общественных наук, криминалистической и др. Каждая секция строила свои занятия самостоятельно, но имела возможность делиться с другими секциями наиболее интересными сообщениями на общих собраниях. Общие собрания проходили под председательством профессора в присутствии множества студентов. При обществе существовала библиотека и читальня. Средства общества складывались из членских взносов, пожертвований и субсидий из специальных средств университета.
Летом 1903 состоялась экскурсия 130 человек в Грецию, ставшая вершиной деятельности общества. Это была небывалая по своему размаху акция для российских университетских научных обществ. Во время путешествия московские студенты ознакомились с достопримечательностями Константинополя, Афин, Коринфа, Дельф, Олимпии. В целом, экскурсия явилась одним из символов продолжения и развития академических традиций в Московском университете, его действительного превращения в оплот русской культуры.
С осени 1903 оппозиция деятельности общества в студенческой среде значительно усилилась. Трубецкой в связи с ухудшением состояния здоровья уехал на год за границу на лечение, ушли в отставку многие члены бюро. Попытки Трубецкого призывами из-за границы сплотить верных академическим принципам студентов не увенчались успехом, и к весне 1904 деятельность общества фактически прекратилась. Общество, по отзывам современников, «обратило на себя внимание всей образованной России», поскольку представило реальную попытку найти «золотую середину», разумную линию в развитии российского университетского образования начала XX века, избегая как чрезмерного давления начальства, с одной стороны, так и радикальных революционных элементов среди студенчества — с другой.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Общество научных курсов (польск. Towarzystwo Kursów Naukowych) — неформальное высшее учебное учреждение, существовавшее в Польше с 1978 по 1981 год, целью которого было разрушить монополию государственного высшего образования. Общество научных курсов проводило лекционную и издательскую деятельность и организовывало стипендиальную поддержку обучающихся.
Летучий университет (польск. Uniwersytet Latający) — неформальное название трёх разных подпольных высших учебных заведений, первый из которых действовал в Царстве Польском с 1885 по 1905 год и два других — в ПНР с 1977 по 1981 год. Два заведения, действовавших во времена ПНР, претендовали на духовное родство с первым подпольным Летучим университетом, который действовал в Царстве Польском с 1885 года и в 1905 году стал легальным Обществом учебных курсов (польск. Towarzystwo Kursów Naukowych), которое...
Братская помощь или Братняк (польск. Bratnia Pomoc, Bratniak) — наименование неформальных организаций студенческой взаимопомощи в нескольких польских высших учебных заведениях.
XX век занимает особое место в истории мировой культуры. Это период поисков нового во всех сферах духовного творчества, взаимного сближения культур разных народов. Первые два десятилетия XX века свидетельствовали, что армянская культура вписалась в орбиту мирового духовного развития: её традиции и достижения позволяли рассчитывать на то, что армяне не отстанут от уровня мировой цивилизации, сохранят свой менталитет высококультурной нации. Но установление в Армении советской власти привело к серьёзным...
Подробнее: Культура Армянской ССР
Военно-научные общества - общественные организации объединяющие офицеров находящихся в запасе или отставке. Являются добровольным военно - научными организациями офицеров предназначенными для изучения и обобщения опыта войн и локальных конфликтов, а также участия в военно-патриотическом воспитании граждан.
Университе́т (от нем. Universität, которое, в свою очередь, произошло от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу. Многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы. Университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы...
«Жас тулпар » (каз. «Жас тұлпар») — неформальное объединение казахской молодёжи, обучавшейся в московских вузах. Существовало в 1960-е годы. Позиционировало себя как культурно-просветительское общество, пропагандирующее казахскую культуру. Однако политические взгляды ряда участников были сочтены неприемлемыми с точки зрения советского общества.
Вятский интеллектуальный клуб (ВИК) — общественное объединение интеллектуальной интеллигенции города Кирова. По заявлению основателей, интеллектуальная интеллигенция — это образованные люди, занимающиеся общественно-полезной умственной и/или творческой деятельностью, способные с её помощью обеспечить себе и своей семье материальный достаток, необходимый для поддержания физических и интеллектуальных сил, чувства собственного достоинства, и для развития лучших нравственных качеств российского интеллигента...
Студенческое движение — деятельность студентов, имеющее своей целью политические, экологические, экономические или социальные реформы. Одной из важных составляющих движения является требование студентов участвовать в составлении учебных планов или увеличение финансирования образования. В политических событиях студенческое движение может играть большую роль (студенческая революция). Первые студенческие движения возникли в Европе; их можно разделить на две большие группы: 1) стремящихся к улучшению...
Паритек (ParisTech), или Парижский институт науки и техники, — одно из объединений высших учебных заведений Франции, которое включает двенадцать высших инженерных и коммерческих школ Парижа и пригородов. Основанный в 1991 году, институт ставил задачу «создать образовательное и научно-исследовательское учреждение, сопоставимое по величине с научными и техническими университетами мирового уровня».
Центр религиоведческих исследований священномученика Иринея Лионского — российская некоммерческая неправительственная организация, занимающаяся научно-исследовательской и информационно-консультационной работой по деятельности новых религиозных движений и сект деструктивного и тоталитарного характера. Центр был создан в 1993 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и со времени своего основания возглавляется А. Л. Дворкиным. Также Центр является ядром Российской ассоциации...
К высшим учебным заведениям во Франции относятся все учебные заведения, осуществляющие общенаучную и специальную подготовку на базе полного среднего образования со сроками обучения от 2 до 11 лет. Речь идет, таким образом, о принятой на Западе расширительной концепции высшего образования, включающей в себя не только собственно высшее, но и так называемое послесреднее образование, являющееся аналогом среднего...
Подробнее: Высшие учебные заведения Франции
Юридическое столетие (юридический век; англ. legal century) — научное определение, введённое в оборот профессором Мэйтлендом в конце XIX века.
Институ́т кра́сной профессу́ры (ИКП) — специальное высшее учебное заведение ЦК ВКП(б) для подготовки высших идеологических кадров партии и преподавателей общественных наук в вузах.
Форум «Петербургский диалог» — форум гражданских обществ России и Германии был создан в 2001 году по инициативе и под патронатом Президента России В.В. Путина и Федерального канцлера Германии Г. Шредера. Главной целью существования Форума было и остается создание надежной основы для развития российско-германских отношений за счет расширения сотрудничества гражданских обществ двух стран. Создание Форума происходило на фоне общего стремительного развития российско-германских отношений и усиления позиций...
Де́тское обще́ственное объедине́ние — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.
Товарищество белорусской школы — культурно-просветительская организация, существовавшая в 1921—1936 годах на территории Срединной Литвы и входящей в состав польского государства Западной Белоруссии. Была основана в Радошковичах Брониславом Тарашкевичем, затем объединилась с Белорусским школьным советом в Вильно.
Академи́ческие свобо́ды — принципы, согласно которым свобода исследования у студентов, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций необходима для выполнения ими своей миссии. Поскольку учебные заведения способны контролировать потоки информации, они нередко подвергаются давлению извне, например, со стороны государства. Когда учёные пытаются распространять идеи или информацию о фактах, неудобных для властей или неких...
Англо-русское литературное общество (также Англо-российское литературное общество англ. Anglo-Russian Literary Society) — организация в Великобритании в конце XIX-начале XX века, созданная с целью развития англо-русских культурных связей и просвещения англоязычных стран в области русского языка.
«Осно́вы правосла́вной культу́ры » (ОПК) — учебный модуль комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), введенного Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную практику (4-й-5-й классы средней общеобразовательной школы) в качестве федерального образовательного компонента в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» сначала экспериментально в 19 регионах России — с 1 апреля 2010 года, затем, с третьей четверти...
Научное общество (учёное общество или научная ассоциация) — организация, которая существует, чтобы содействовать развитию и распространению академической дисциплины или профессии, или группы связанных дисциплин или профессий. Членство в научных обществах может быть как открытым для всех, так и ограниченным (только для людей подтвердивших свою квалификацию). В ряде научных обществ членство может быть приобретено только путём выборов.
Комме́рческое образова́ние — «имеет цель дать знания, полезные для торговой деятельности». В специальную отрасль народного образования выделяется в промышленно развитых странах в XIX веке, «когда чрезвычайное развитие торговли и появление громадных торгово-промышленных предприятий потребовали множества людей, специально подготовленных к службе в этих учреждениях». По составу дисциплин находится на стыке естественных (естественно-научное, горное, химико-технологическое), общественных (юридическое...
Вы́сшее образова́ние , или вы́сшее профессиона́льное образова́ние, — уровень профессионального образования, следующий после среднего общего или профессионального образования. Включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «высшее образование» понимается также подготовка специалистов...
Список американских академических научно-исследовательских центров специализирующихся на русистике, славистике, исследованиях Восточной Европы и Евразии.
Подробнее: Американские центры русистики
Ре́риховское движе́ние — новое религиозное движение, основой которого является религиозно-философское учение Николая и Елены Рерихов Агни-йога («Живая этика»). Среди новых религиозных движений в России рериховское движение — одно из наиболее известных. Движение не имеет строго организованной структуры и включает несколько различных направлений, от культурологических и гуманистически-мировоззренческих до религиозно-мистических и мистико-оккультных.
Русский институт университетских знаний (до 1930 года — Русские университетские курсы) — частное высшее учебное заведение, работавшее в Латвии на русском языке. Основан в 1921 году. Занятия велись по дореволюционным программам российских вузов с добавлением изучения латышского языка, истории, географии и государственного строя Латвии. Порой получал софинансирование от государства и рижского самоуправления. Работали факультеты (отделения): юридический, историко-филологический, педагогический, коммерческо-экономический...
Институт коррекционной педагогики РАО — ведущий научно-исследовательский центр России в области изучения и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Институт развивает отечественную научную школу дефектологии, базирующуюся на идеях В. П. Кащенко. В Институте были разработаны клинико-психологические и психолого-педагогические классификации детей с нарушениями слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра. Разработаны, обоснованны и экспериментально...
Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928—1931 гг.. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и...
Пречистенские рабочие курсы — бесплатные вечерние общеобразовательные курсы для рабочих в Москве, бесплатные общеобразовательные курсы для взрослых. Существовали с 1897 по 1919 год.
Старая громада (укр. Стара громада; Старое общество) (также Киевская громада) — организация украинской интеллигенции в Киеве, занималась общественной, культурной и просветительской деятельностью, действовала с 1859 до 1876 год, когда была запрещена Эмским указом.
Студенческая корпорация — это академическая организация, членство в которой длится, как правило, в течение всей жизни; она объединяет студентов и выпускников высших школ на основе соблюдения следующих принципов: братства, патриотизма, стремления к знаниям, уважения старшинства. Балтийские корпорации и корпусы (Corps) (корпорации из немецко-говорящего культурного пространства) отделяют себя от политики и религии, являются организациями, в которых преданность традициям и консерватизм сочетаются с демократией...
Институт Испании (исп. Instituto de España, IdeE) — научное учреждение, объединяющее 10 королевских академий Испании, базирующихся в Мадриде и Барселоне.
Школа публичной политики им. Джеральда Р.Форда (Gerald R. Ford School of Public Policy) Мичиганского университета, также известная как Школа Форда является ведущим центром изучения публичной политики в США. Школа была основана в 1914 году под названием Институт публичного администрирования, а в 1999 году институт был переименован в честь бывшего президента США Джеральда Форда, который выпустился из стен Мичиганского университета в 1935 году.
Ру́сская а́кция по́мощи (чеш. ruská pomocná akce) — первоначально — программа помощи, объявленная Чехо-Словацким правительством в 1921 году беженцам из России, вынужденным покинуть свою родину после Октябрьской социалистической революции.
Свобода преподавания — составная часть академических свобод, включает в себя возможность смело высказывать результаты своих научных исследований, выбирать метод исследования и изложения своей науки, план чтения своего предмета.
Юриспруде́нция (лат. jūris prūdentia «правоведение» от jūs род. п. jūris «право» + prūdentia «предвидение, знание») — наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.
Шанхайская Академия общественных наук также ШАОН (кит. упр. 上海社会科学院, пиньинь: shànghǎi shèhuì kēxuéyuàn) — старейшее учреждение в Китае, занимающееся изучением гуманитарных и социальных наук. ШАОН является самой крупной академией за пределами Пекина. Большую часть своих средств ШАОН получает из городского правительства, также привлекается финансовая поддержка со стороны различных неправительственных организаций в стране и за рубежом. В настоящее время президентом является Ван Чжань (кит. упр. 王战...
Сельские институты (тур. Köy Enstitüleri) — сеть первых государственных средних школ совместного обучения (мальчиков и девочек) в деревнях Турции, действующих в 1940—1954 гг. Название «институты» не причисляет данные заведения к высшим учебным заведениям. Система образования в Турции состоит из 3 основных этапов обучения. Первый этап — обучение в начальной школе, начиная с 7-летнего возраста в течение пяти лет. С 13 лет начинается второй этап, а именно прохождение средней школы. Данный этап составляет...
Военная социология (социология военного дела) — это одна из отраслей социологии. Военная социология рассматривает достаточно широкий круг проблем: социальный состав вооружённых сил, ценности, мотивация и мировоззрение военнослужащих и гражданского персонала ВС, взаимоотношения вооружённых сил (военной организации) и других социальных институтов, структуру и управление воинским коллективом, влияние военных (боевых) действий на общество и отдельные социальные группы, социальная реабилитация и адаптация...
Антисемитизм в советской математике — проявление неприязни, предубеждений и дискриминации в СССР по отношению к евреям в научной и образовательной среде, связанной с математикой.