Связанные понятия
Русское средневековое надгробие (древнерусское надгробие) — архитектурные сооружения (надгробный крест, намогильный камень, надгробная плита) установленные на могилах для увековечения памяти умерших, на территориях Древней Руси (территория современных государств: Белоруссия, Россия, Украина) в XIII—XVII веках.
Подробнее: Древнерусские надгробия
Некресская надпись — осколок сильно поврежденной надгробной стелы и другие обломки, на которых алфавитом «Асомтаврули» нанесены надписи языческого характера, найденные в кахетинском городище Некреси.
Каменные изваяния лошадей и баранов — зооморфные надгробные каменные изваяния, распространенные на Южном Кавказе, на востоке Турции и севере Ирана, основная группа которых датируется XIII—XIX веками.
Хачка́р (арм. խաչքար, дословно «крест-камень») — вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста. Слово хачкар образовано из армянских корней «хач» — «крест», и «кар» — «камень».
Надгробный сундук или «сандуга» (араб. صندوقة — небольшой сундук, сундучок; азерб. sənduqə), известный также, как нагрудный камень (азерб. sinə daşı) — произведение архитектуры небольшой формы. Устанавливается над могилой умершего человека. Изготавливаются надгробные сундуки из камня, мрамора и пр. материалов. Украшаются такие сундуки китабе, состоящими из резных орнаментов, аятов из Корана, отрывков стихотворений, текстов о жизни покойного. Надгробные сундуки были широко распространены на Востоке...
Надгро́бие (могильная плита, надгробный памятник, надгробный камень) — крест, камень, скульптура или архитектурное сооружение, устанавливаемое на могиле для увековечения памяти умершего.
Эпиграфика в Китае — традиционное направление исторических исследований в Китае и других странах Восточной Азии.
Орёл Сулеймана — бронзовая фигура орла. Один из национальных символов Ингушетии. Изготовлена в конце VIII века нашей эры в Арабском Халифате. Обнаружена в XIX веке в башенном комплексе селения Эрзи Республики Ингушетия. Здесь, в Эрзи (с инг. «Орёл») фигура почиталась в качестве герба.
Иску́сство Ура́рту — историко-региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока.
Дацзу (кит. упр. 大足石刻, пиньинь: Dàzú Shíkè) — комплекс древних наскальных рельефов VII—X веков. Расположен в чунцинском районе Дацзу. Состоит из 75 охраняемых участков. В общей сложности здесь насчитывается не менее 50 000 статуй буддийской, конфуцианской, даосийской и светской тематики, на которых выбито свыше 100 000 иероглифов, представляющих собой надписи и эпиграфы. Одна из самых известных скульптур — «Нирвана Шакьямуни», изображающая спящего на боку Будду длиной в 31 метр.
Западномексиканская традиция шахтовых могил, или культура шахтовых могил — данный термин охватывает ряд взаимосвязанных культурных черт, объединяющих археологические находки примерно 300—400 гг. н. э. в западномексиканских штатах Халиско, Найярит и в меньшей степени — Колима. Почти все артефакты, связанные с традицией шахтовых могил, были обнаружены грабителями могил, места их происхождения неизвестны, что делает их датировку проблематичной. Первые крупные не затронутые грабителями шахтовые могилы...
Ка́менные ба́бы — антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда (до 70 % среди половецких изваяний) женщин, установленные в южнорусских степях, а также родственные им каменные изображения в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы. По мнению советского искусствоведа А.А. Фёдорова-Давыдова, они издавна привлекали внимание русских людей и служили своебразным символом господства кочевников над степью. Ставились на курганах древними народами, например, возможно...
Подробнее: Каменная баба
Скандинавский (северный, североевропейский) бронзовый век — название археологической культуры или группы культур бронзового века в доисторической Скандинавии, которое ввёл в обиход Оскар Монтелиус. Термин охватывает период 1700—500 гг. до н. э., а памятники встречаются вплоть до территории Эстонии. Наследует культурам позднего неолита. Этнический и языковой состав неизвестен ввиду отсутствия письменных памятников, однако наблюдается культурная преемственность с последующими германоязычными культурами...
Лес стел (碑林; Бэйлинь) — название музея в Сиане в районе Бэйлинь, в котором собраны стелы, воздвигнутые в Чанъане (предшественник Сианя) в различные периоды китайской истории. Наиболее значительные с исторической точки зрения памятники относятся к эпохе династии Тан. Многие пострадали во время Великого китайского землетрясения 1556 года. К числу наиболее ценных экспонатов относятся рельефы, некогда украшавшие стены мавзолея императора Тайцзуна, и Несторианская стела 781 года, сообщающая о миссионерских...
Культура Шумера — одна из наиболее ярких культур Двуречья, развивавшаяся в конце IV и в III тысячелетиях до н. э., когда она достигла очень значительного расцвета. Это время укрепления экономики Шумера в его политической жизни. Развиваются ирригационное земледелие и скотоводство, бурно расцветают различные ремёсла, продукция которых, благодаря широко развившемуся межплеменному обмену, распространяется далеко за пределы Двуречья. Устанавливаются связи с долиной Инда и, вероятно, с Египтом. В общинах...
Пермская деревянная скульптура («Пермские боги») — храмовая скульптура, получившая распространение на территории Пермского края в XVII—XIX веках. Пермская деревянная скульптура уникальна тем, что, являясь, по сути, искусством восточно-христианским, сохранила отчётливые черты языческой культуры, вдобавок испытав влияние западно-европейского барокко.
Скульпту́ра ма́йя — архитектурные и культурные памятники, оставленные мезоамериканской цивилизацией майя. Несмотря на агрессивную политику испанских конкистадоров и католической церкви, сохранилось большое количество монументальной архитектуры и мелкой майяской пластики.
Англосаксонское искусство (англ. Anglo-Saxon art) — искусство, характерное для англосаксонского периода истории Великобритании, продолжавшегося от Великого переселения народов (V век) до Нормандского завоевания Англии (1066 год).
Криждирбисте — традиционное литовское искусство обработки и украшения крестов. Включено ЮНЕСКО в Список нематериального культурного наследия человечества.
Подробнее: Литовские традиционные кресты
Цебельди́нская культура — позднеантичная и раннесредневековая археологическая культура на территории Цебельды (Апсилия).
Курган Славы , иногда курган Вечной Славы или курган Бессмертия — традиционный тип мемориального сооружения в виде насыпного кургана со скульптурным или архитектурным оформлением, увековечивающим воинскую доблесть советских солдат, партизан и подпольщиков, погибших в годы Великой Отечественной войны. Особую группу среди них составляют курганы Славы, возведённые на местах уничтоженных населённых пунктов, в память их погибших жителей.
Кельтское искусство — это определенный стиль, который исторически связан с кельтами — племенами, населявшими Западную и Центральную Европу. Наибольшего расцвета их искусство достигло в период латенской культуры, когда происходило формирование цивилизации, носителями которой являлись кельтские племена.
Исламское искусство — искусство, сформировавшееся в средние века, в основе которого лежат принципы ислама.
Картинные камни отличались от рунических тем, что на них наносились не руны, а изображения наподобие пиктограмм. Подавляющее их большинство находится на островах Готланд и Мэн. Камни, как правило, устанавливались в людных местах (например, у переправ через ручьи), гораздо реже — над захоронениями.
Иньсюй (кит. трад. 殷墟, пиньинь: Yīnxū, буквально: «Развалины Инь») — крупный археологический объект, расположенный в провинции Хэнань, недалеко от современного города Аньян на месте столицы древнекитайского государства Шан (ок. 1300—1027 гг. до н. э.). В 2006 году занесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (2006 (II, III, IV, VI) N36 07 36 Е114 18 50).
Дюрбе Джанике Ханым — мавзолей XV века, почти полностью сохранился, памятник архитектуры, находится на юго-восточной окраине города (бывшее Староселье), на мисовому плато столовой горы (около 540 м над уровнем моря). Расположен в пещерном городе Чуфут-Кале к северо-востоку от площади, ближе к обрыву.
Колонны Ашоки стали предметом подражания для последующих индийских правителей (см. колонна Гелиодора, железная колонна). За пределами Индии их копировал в XIII веке сиамский царь Менграй.
Туму́лус (лат. tumulus — «холм, бугор») — принятое в Европе название вида мегалитических захоронений; купольная гробница, некрополь в виде кургана.
Аджина́-Тепе ́ (название может быть переведено на русский язык как «Чёртов холм», «Холм нечистой силы») — холм в 12 км к востоку от города Курган-Тюбе в Таджикистане с остатками буддийского монастыря VI—VIII веков.
Буддийская скульптура — один из важнейших видов изобразительного искусства дореволюционной Монголии (Халхи), активно возрождающийся с начала 1990-х годов.
Подробнее: Бурхан (скульптура)
Цзиньвэнь (кит. 金文; пиньинь: jīn wén) — отлитые или выгравированные надписи на китайских бронзовых сосудах для жертвоприношения или музыкальных ритуальных инструментах в эпоху Шан-Чжоу (XIII—IV вв. до н. э.).
Оссуа́рий (лат. ossuarium, от лат. os (родительный падеж ossis) — «кость») — ящик, урна, колодец, место или же здание для хранения скелетированных останков. В русском языке существует синоним этого слова — ко́стница.
На́кше-Руста́м (перс. نقش رستم , Naqš-e Rostam — рисунки Рустама) — археологическая зона, расположенная в 6 км к северу от Персеполя в Иране. Административно входит в шахрестан Марвдашт провинции Фарс, недалеко от города Марвдашт. Несколько сот метров отделяют Накше-Рустам от Накше-Раджаба.
Эпиольмекская культура — культурная зона в центральной части нынешнего мексиканского штата Веракрус, сосредоточенная в бассейне реки Папалоапан. Эпиольмекская культура существовала примерно с 300 г. до н. э. до 250 г. н. э. Эпиольмекская культура являлась потомком ольмекской, откуда и греческий префикс «-эпи», означающий «после». Хотя эпиольмеки утратили часть достижений прежнего периода, они создали усвоили сложный мезоамериканский календарь и систему письменности.
Подробнее: Эпиольмеки
Мака́м (араб. مقام, транслит. maqām; мн.ч.: араб. مقامات транслит. maqāmāt) — гробница мусульманского святого; погребальное сооружение, состоящее, как правило, из небольшого строения кубической формы, увенчанного куполом.
Балба́л — тип каменной бабы; небольшой, иногда обработанный каменный столб. На Алтае и в Туве относятся к II веку до н. э.—VIII веку н. э.; в Центральной Азии к VI—IX вв. Балбалы обычно устанавливались цепочкой у курганного надгробия в Казахстане, Тыве, Монголии. В Тюркском каганате балбалы устанавливались перед каменным изваянием с изображением лица человека.
Вознесенский археологический комплекс — средневековое наземное каменное сооружение, обнаруженное в ходе раскопок под руководством В. А. Гринченко в 1930 г. вблизи села Вознесенка (ныне в черте города Запорожье) в рамках Днепрогэсовской историко-археологической экспедиции. Множество найденных предметов (в том числе драгоценных) получили название «вознесенского» («кичкасcкого») клада.
Копёнский чаатас — могильник VII—VIII (по другой хронологии — IX—X) вв на левом берегу Енисея в Хакасии. Назван по с. Копёны, затопленном впоследствии Красноярским водохранилищем. Большие курганы с погребениями родоплеменной знати енисейских кыргызов (предков современных хакасов) раскопаны в 1939—40 гг. Л. А. Евтюховой и С. В. Киселевым. Рядом с могилами — ямки-тайники, в которых сохранились от грабителей произведения ювелирного искусства: золотые и серебряные блюда, 4 золотых кувшина (на двух вырезаны...
Согдийская литература — литература, созданная на вымершем согдийском языке. Сохранившиеся согдийские тексты удобно разделять на четыре группы: буддийские тексты, манихейские, христианские (несторианские) и секулярные (юридические и хозяйственные записи, письма). Несколько фрагментов относятся к зороастризму. Тексты первых трёх категорий, как правило, переводные.
Сва́стика (ярга, символ «卐» или «卍», санскр. स्वस्तिक от स्वस्ति, свасти — приветствие, пожелание удачи, благоденствие, от सु, су — «добро, благо» и अस्ति, асти — «есть, быть») — крест с загнутыми под прямым углом концами («вращающийся») либо по часовой стрелке, либо против неё (в последнем случае некоторые авторы называют такой символ sauwastika и даже приписывают ему иной смысл).
Статуя Роланда — памятник рыцарю с обнажённым мечом (мечом правосудия), символ свободы средневекового города. Статуи Роланда встречаются преимущественно в городах на севере и востоке Германии (Хальберштадт, Галле, Кведлинбург, Хальденслебен), но также в Центральной и Восточной Европе. Несколько экземпляров статуй Роланда установлено в Бразилии и США. Статуи выполнены преимущественно из песчаника и дерева и имеют в высоту от 2,40 до 6 м. Некоторые статуи Роландов были восстановлены в недавнем прошлом...
Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma) — сеть античных катакомб, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150—170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Эти катакомбы представляют собой систему подземных ходов из туфа, зачастую образующих лабиринты. В их стенах для погребений проделывались прямоугольные ниши (лат. loculi) разной...
Керамик , Керамейко́с (др.-греч. Κεραμεικός) — один из районов Афин, знаменитое древнее кладбище в Древних Афинах. В античные времена вокруг кладбища селились гончары, что и обусловило название кладбища. Квартал Керамик был известен в древние времена как крупный центр производства аттической керамики.
Весёлое кла́дбище (рум. Cimitirul Vesel) — кладбище в селе Сэпынца жудеца Марамуреш, Румыния. Известно своими яркими разноцветными надгробиями с оригинальными рисунками в стиле наивного искусства и поэтическими текстами, иллюстрирующими людей, погребённых на кладбище, и эпизоды их жизни. Кладбище стало музеем под открытым небом и национальным туристическим центром.
Мено́ра (др.-евр. מְנוֹרָה букв. «светильник») — золотой семирожковый светильник, или подсвечник на семь свечей (семисвечник), который, согласно Библии, находился в Скинии собрания во время Исхода, а затем и в Иерусалимском храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Является одним из древнейших символов иудаизма и еврейских религиозных атрибутов. Символ меноры широко распространился по Римской империи с I века и, вероятно, символизировал ожидание Мессии. Своеобразием отличаются ханукальные лампы...
Мугхона Мукхона Мутхона, тадж. Muğhona, — дословно: «дом мага» — культовые погребальные наземные сооружения из каменного материала в некоторых регионах Центральной Азии. Термин — сложносоставное слово, первая часть которого — муг мук мут — происходит от персидского маг (перс. مغ , зороастрийский жрец, он же мобед); вторая часть слова — от таджикского тадж. hona — хона или иногда хана — «дом», «жилище», «обитель», «место».
Ингушские святилища и храмы — уникальные памятники древней ингушской архитектуры, представляющие собой монументальные религиозные культовые каменные сооружения, расположенные преимущественно в Джейрахском районе Ингушетии.
Древо Жизни — разновидность глиняной скульптуры, распространённая в центральной Мексике, особенно в муниципалитете Метепек Штата Мехико.
Священный источник , итал. Pozzo sacro — культовый объект нурагической культуры бронзового века на Сардинии.