Связанные понятия
Даф (азерб. dəf, перс. دف, арм. դափ, араб. دف, также дафф, дуфф, дэфф), то же, что азербайджанский гавал (азерб. Qaval), узбеко-таджикская дойра (тадж. дойра) — персидский ударный музыкальный инструмент, разновидность бубна, используемый в популярной и классической музыке в Азербайджане, Армении, Ираке, Иране, Таджикистан, Сирии, Турции, Узбекистане и странах Ближнего Востока. Один из тех редких музыкальных инструментов, который сохранил до наших дней свою первоначальную форму.
Сантур (перс. سنتور, азерб. Səntur, арм. Սանթուր, груз. სანთური) — струнный ударный музыкальный инструмент, род цимбал. Распространён в Азербайджане, Армении, Грузии, Индии, Иране, Ираке, Турции и других странах Востока.
Саз (от персидского слова ساز, означающего «инструмент») — инструмент типа лютни семейства тамбуров. Распространён у народов Закавказья, Ирана, Афганистана, Турции и других стран Востока, также у татар и башкир. Является типичным музыкальным инструментом ашугов...
Най , нэй, ней (перс. نی; араб. ناي; арм. նայ; тур. и азерб. ney) — продольная открытая флейта народов Кавказа, Западной и Центральной Азии.
Кеманча ́ (фарси; от «кеман» – смычок, по другой точке зрения, от «кеман» – лук с тетивой (выражение известно с древних переводов Корана на азербайджанский язык); локальные разновидности: понтийская лира, кеменче, кемендже, кеменджеси, кеменча, кяманча, кемендзес, кементсия, кеман, гиджак) — струнный смычковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной шейкой. Кеманча распространена в Азербайджане, Армении, Греции, Грузии, Дагестане, Иране и др. странах. Кеманча — обязательный инструмент в ансамблях...
Упоминания в литературе
Несмотря на то, что его фильмы глубоко своеобразны, в них присутствует связь с такими явлениями англо-американской массовой культуры, как праздник Хэллоуин – канун дня всех святых. Когда-то считалось, что в этот день души мертвых могут возвращаться в земной мир. Впоследствии Хэллоуин стал карнавалом, во время которого использовались образы, связанные со смертью и потусторонним миром. Карнавал при этом не терял своей веселости. Разумеется, у праздника мертвых есть глубокие фольклорные и ритуальные корни. Карнавальная культура – это всегда смесь страшного и смешного, она всегда представляет антимир, то есть мир мертвых, и в традициях праздника Хэллоуин это выражено наиболее отчетливо. Современная массовая культура совершенно точно улавливает и воспроизводит характерное для карнавала соединение смешного и страшного. Это же самое сочетание, характерное и для детского фольклора, присутствует
в ряде известных произведений англо-американской литературы XIX века[17].
Как ни странно, но в отличие от других, гораздо более серьезно эту жизнь воспринимавших коллег именно Морфесси написал мемуары под названием «Жизнь, Любовь,
Сцена. Воспоминания Баяна русской песни». Они вышли в 1931 году, в канун 50-летия артиста, в Париже, и с тех пор никогда в России отдельным изданием не печаталась.
Возможно, оно произошло от латинского словосочетания «carrus navalis», что в переводе означает «потешная колесница», «корабль праздничных процессий». Другие утверждают, что слово, существующее почти во всех языках, родилось от словосочетания «carnevale» («прощай, мясо!»). И это не
удивительно, так как карнавалы связаны с кануном Великого поста.
Связанные понятия (продолжение)
Уд (азерб. ud, араб. عود, арм. Ուդ, арам. ܥܘܕ — ūd, тур. ud или ut, греч. ούτι, ивр. עוד — ud) — струнный щипковый инструмент. Распространён в странах Ближнего Востока, Кавказа и Средней Азии, особенно в Армении, Азербайджане, Узбекистане, Таджикистане, Иране и Турции. Предшественник европейской лютни (был завезён в Европу арабами во время исламского завоевания Испании), а также гитары, изобретателем которой считается, по некоторым версиям, Зирьяб, персидский музыкант, который преподавал в тогда...
Балабан (азерб. Balaban, лезг. кфил, перс. دودوک или بالابان; Narmeh-ney, тур. Balaban или Mey, узб. Balaban), или иногда баламан — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 9-ю игровыми отверстиями. Является народным инструментом у азербайджанцев, узбеков и некоторых народов Северного Кавказа. В Азербайджане балабан также называют дюдюк (азерб. düdük). Близок по конструкции и звучанию с балабаном инструмент дудук (Армения), в Грузии — дудуки...
Реба́б (также рубаб, от араб. рабаб) — струнный смычковый инструмент арабского происхождения, с почти круглым корпусом и круглым небольшим отверстием для резонанса на деке. В Египте произносят как «раба́ба».
Зурна ́ (тур. и азерб. zurna, арм. զուռնա, курд. zûrna, греч. ζουρνάς, узб. сурнай, surnay, перс. سرنای, сорнай, سورنای, сурнай, карач.-балк. сарнай, сырыйна, серб. и макед. зурла, буквально — праздничная флейта) — язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, распространённый на Ближнем и Среднем Востоке, Кавказе, Индии, Малой Азии, Балканах, Средней Азии.
Дарбу́ка (тарбука, дарабука, тарамбука, думбе́к) — старинный ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, небольшой барабан, широко распространённый на Ближнем Востоке, в Египте, странах Магриба, в Закавказье и на Балканском полуострове. Традиционно изготовляется из глины и козлиной кожи, сейчас также распространены металлические дарбуки. Имеет два отверстия, одно из которых (широкое) закрыто мембраной. По типу звукообразования относится к мембранофонам, по форме — к так называемым...
Тар (от перс. تار — «струна», «нить») — струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Точное место изобретения этого музыкального инструмента неизвестно, предположительно на территории Персидской империи. Распространён в Азербайджане, Армении, Афганистане, Ираке, Иране, Турции, Таджикистане, Узбекистане и в странах Ближнего Востока. Тар является базовым инструментом в традиционной музыке Азербайджана и Ирана глубоко повлиявшим на общие тенденции классической музыки этих стран.
Танбу́р , также тамбу́р (перс. تنبور) — струнно-щипковый музыкальный инструмент типа лютни, с декой (корпусом) грушевидной формы и длинным грифом, распространённый в арабских странах, Иране, Средней Азии, у уйгуров (тамбир). Общая длина танбура составляет 1100—1300 мм. Звук извлекается плектром. Большинство словарей указывает, что у танбура 3 струны. Однако в Словаре музыкальных терминов Ю. Е. Юцевича (1988) приведена следующая классификация танбуров: дутар — 2-струнный, сетар — 3-струнный, чартар...
Дуду́к (арм. դուդուկ) — армянский язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью. Представляет собой трубку с 7—9 игровыми отверстиями, в которую вставлена трость.
Азербайджанское искусство игры на таре (азерб. Azərbaycan tar ifaçılıq sənəti) — азербайджанское искусство исполнения музыки на таре, щипковом струнном музыкальном инструменте с длинной шейкой. Исполнительство на таре, а также искусство его изготовления развито по всей территории Азербайджана. Навыки, связанные с этой традицией играют значительную роль в формировании культурной идентичности азербайджанцев. Тар используется при исполнении народной музыки на свадьбах, праздниках и концертах. Этот музыкальный...
Ченг или оттоманская арфа (перс. چنگ «чанг») — струнный музыкальный инструмент Ближнего Востока. Один из самых популярных музыкальных инструментов Ирана, особенно в эпоху Сасанидской династии. Был популярен в Оттоманской империи до второй половины XVII века. Также распространён в Китае, Турции, Армении, Азербайджане и Центральной Азии. В основном на нём играют женщины.
Тесниф (азерб. Təsnif) (world music) — малый вокальный жанр азербайджанской национальной классической музыки, типа песни, который занимает важное место в репертуарах ханенде (азербайджанские народные певцы, исполнители мугамов). Авторами теснифов часто бывали сами ханенде. Особенно мастерски пел теснифы один из самых ярких представителей азербайджанского вокального искусства - Бюль-Бюль. Он так профессионально исполнял знаменитые азербайджанские теснифы «Раст», «Сегях» и «Шур», что другие талантливые...
Азербайджанская народная музыка неотделима от музыкального искусства других народов Ближнего и Среднего Востока, однако она отмечена самобытностью, ярким национальным своеобразием.
Кавал — продольная или полупоперечная флейта народов Малой Азии, Южной и Юго-Восточной Европы. Распространена в Болгарии, Северной Македонии, Турции, Венгрии, Албании, южной Сербии, Украине, Молдове, северной Греции, Румынии, Армении, Азербайджане. Диапазон 2,5—3 октавы.
Струнные щипковые музыкальные инструменты — группа струнных музыкальных инструментов, источником звука которых являются натянутые струны, а звукоизвлечение осуществляется защипыванием струн пальцами, плектром или другим приспособлением.
Цимба́лы — струнный ударный музыкальный инструмент, который представляет собой трапециевидную деку с натянутыми струнами. Звук извлекается ударами двух деревянных палочек или колотушек с расширяющимися лопастями на концах.
Муга́м (азерб. Muğam, مقام), или Мугама́т (азерб. Muğamat) — один из основных жанров азербайджанской традиционной музыки, многочастное вокально-инструментальное произведение. Мугам — это также общее название ладов азербайджанской музыки. Мугаму характерен импровизационный тип мелодического развертывания на основе определенного мугам-лада. Мугам исполняются как полностью (дестгях), так и по частям певцом-солистом (ханенде) с инструментальным сопровождением или в виде сольных инструментальных произведений...
Смычковые (струнно-смычковые) музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым обычно в процессе ведения смычка по натянутым струнам. Существует большое количество народных смычковых инструментов. В современном академическом музицировании используют четыре струнных смычковых инструмента: скрипка, альт, виолончель, контрабас.
Азербайджа́нская му́зыка (азерб. Azərbaycan musiqisi) — достижения музыкальной культуры азербайджанского народа — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций. Эти традиции вплоть до начала XX века носили устный характер, с одной стороны, уходя корнями в народное бытовое творчество, а с другой, приобретая черты профессионального искусства, особенно отчётливые в мугамате и творчестве ашугов.
Бурдо́н (фр. bourdon, итал. bordone, лат. bordunus, burdo; этимология неясна) — многозначный музыкальный термин. Основное значение — непрерывно тянущийся (выдержанный) тон или музыкальный интервал (как правило, квинта или конкорд квинтоктавы), на фоне которого разворачивается мелодия.
Гармо́ника (греч. ἁρμονικός «созвучный, стройный, гармоничный») — общее название для различных видов музыкальных инструментов, источником звука в которых являются свободно проскакивающие в проемах голосовых планок язычки, приводимые в колебание потоком воздуха. Выбор звучащих язычков осуществляется нажатием клавиш (см. Клавишные музыкальные инструменты) или (для губной гармоники) положением губ на мундштуке инструмента.
Дестгя́х , дастгях, дастгах (перс. دستگاه, dastgāh) — основная форма (жанр) традиционной музыки исторической Персии и современного Ирана, типологически родственная арабскому макаму, азербайджанскому мугаму, таджикскому и узбекскому шашмакому и другим региональным феноменам макамо-мугамной традиции (называемой иногда словом макамат). Этимологию слова «дестгях» возводят к позиции (gāh) руки (dast) на грифе струнного инструмента.
Ци́тра (нем. Zither) — струнный щипковый музыкальный инструмент, получивший наибольшее распространение в Австрии и Германии в XVIII веке. Имеет плоский деревянный корпус неправильной формы, поверх которого натянуто от 17 до 45 струн (в зависимости от размера инструмента). Несколько ближайших к исполнителю струн (обычно 4—5), натянутых над грифом с металлическими ладами, защипываются надетым на большой палец правой руки плектром, на них играется мелодия. Оставшиеся струны служат для аккордового сопровождения...
Флу́ер (рум. fluier, от лат. flare, дуть) — молдавская и румынская полупоперечная флейта.
Най (рум., молд. nai) — молдавская и румынская многоствольная флейта. Изготавливается из бузины, тростника и бамбука. Современный молдавский най состоит из 22—24 скреплённых трубок, составляющих диатоническую гамму. Путём изменения угла подачи струи воздуха возможно понижение основного тона трубки на полтона.
Бузу́ки (греч. το μπουζούκι, англ. bouzoúki) — струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни. По одной из версий происходит от древнегреческой лиры, по другой — от турецкого саза (бозук-саз). Похож на турецкий инструмент багламу, распространен в Греции, на Кипре, в Израиле, в Ирландии («зук») и в несколько изменённом виде в Турции (турецкий бузуки). Классический бузуки имеет 4 двойных металлических струны (старинный, «баглама» — 3 двойных). К семейству бузуки можно отнести и багламазаки...
Деревя́нные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на посыле направленной струи воздуха в специальное отверстие и для регулировки высоты звучания закрывания специальных отверстий клапанами.
Блокфлейта (нем. Blockflöte — флейта с блоком) — продольная флейта со свистковым устройством.
Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. В системе Хорнбостеля — Закса они называются хордофонами. Типичными представителями струнных инструментов являются классические скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, а также множество самых разных народных инструментов: комуз, хомус, кылкыяк, кобыз, домбыра, гусли, балалайка, домра и другие.
Подробнее: Струнные музыкальные инструменты
Ребе́к (франц. rebec, лат. rebeca, rubeba; восходит к араб. rabāb) — старинный смычковый струнный инструмент, повлиявший на формирование инструментов всего скрипичного семейства. Происхождение точно неизвестно, возможно в позднем средневековье в Испанию ребек занесли арабы (ср. Ребаб), либо арабы познакомились с ним уже после покорения Испании. Получил широкое распространение в музыкальной практике западной Европы в XIII и XIV веках.
Ме́дные духовы́е инструме́нты — группа духовых музыкальных инструментов. По классификации, разделяющей инструменты по источнику колебаний, они относятся к амбушюрным (или мундштучным) музыкальным инструментам, то есть колебания создаются губами музыканта. Высота звука регулируется положением губ (амбушюром), силой выдуваемого воздуха и нажатием на клапаны (вентили), открывающие и закрывающие дополнительные трубки инструмента.
Кастанье́ты (исп. castañetas) — ударный музыкальный инструмент, представляющий собой две вогнутые пластинки-ракушки, в верхних частях связанные между собой шнурком. Кастаньеты получили наибольшее распространение в Испании, Южной Италии и Латинской Америке.
Гиджа́к (перс. غيژک, тадж. ғижжак, ғиҷҷак; узб. g`ijjak, ғижжак) — струнный смычковый инструмент народов Средней Азии (таджиков, туркмен, узбеков, уйгуров), близкий родственник персидской кеманчи. Корпус инструмента шарообразный (изготавливается из тыквы, крупного ореха, дерева или других материалов) затянутый кожей. Количество струн гиджака непостоянное, чаще всего — три. Строй трёхструнного гиджака квартовый, обычно — es1, as1, des2 (ми-бемоль, ля-бемоль первой октавы, ре-бемоль второй октавы...
Язычковые музыкальные инструменты — духовые музыкальные инструменты с одинарными или двойными бьющими язычками (тростями). В широком смысле к язычковым инструментам также относятся трубы орга́на с бьющими металлическими язычками и инструменты со свободно проскакивающими металлическими язычками: гармоники и губные орга́ны.
Ксилофо́н (от греч. ξύλον — дерево + φωνή — звук) — ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания. Представляет собой ряд деревянных брусков разной величины, настроенных на определённые ноты. По брускам ударяют палочками с шарообразными наконечниками (малетами) или специальными молоточками, похожими на небольшие ложки.
Дута́р (перс. دو تار/dutār < دو «два» и تار «струна»; тадж. дутор; туркм. dutar, tamdyra; узб. dutor; уйг. дутар/دۇتار) — традиционный двухструнный щипковый музыкальный инструмент у народов Центральной и Южной Азии. Игра на дутаре — неотъемлемая часть творчества бахшей.
Армя́нская му́зыка — многовековая музыкальная культура армянского народа. В статье рассматриваются история, жанры и музыкальные особенности древней, средневековой и современной армянской музыки (как народной так и профессиональной). Формирование армянской музыки начинается со II тыс. до н. э. во взаимодействии с музыкальными культурами древних народов Передней и Малой Азии.
Шалюмо ́ (фр. chalumeau, от греч. κάλαμος — «тростник») — деревянный духовой музыкальный инструмент эпохи Средневековья, барокко и раннего классицизма. Считается предшественником современного кларнета.
Свирель (санскр. sviri — слышать) — общее название одно- и двуствольных свистковых, и многоствольных (панова-свирель) флейт (реже язычковых духовых инструментов) у восточно-славянских и южно-славянских народов. Звукоряд диатонический (в основном), диапазон около двух октав.
Транспонирующие музыкальные инструменты ― музыкальные инструменты, у которых реальная высота звуков не совпадает с нотированной, отличаясь от неё на определённый интервал вверх или вниз по отношению к нотированной высоте.
Гадулка или гудулка (болг. гъдулка, гаг. кауш) — народный болгарский смычковый инструмент, используемый для сопровождения танцев или песен и обладающий особым мягким флажолетным звучанием.
Плектр (др.-греч. πλῆκτρον plēktron, от πλήσσω plēssō — ударяю), также медиа́тор — костяная, пластмассовая или металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец (мизраб).
Дже́мбе — западноафриканский барабан в форме кубка с открытым узким низом и широким верхом, на который натягивается мембрана из кожи — чаще всего козьей. По форме относится к так называемым барабанам в форме кубка, по звукообразованию — к мембранофонам. Играют на джембе руками. Ранее неизвестный Западу, со времени своего «открытия» он обрёл огромную популярность.
Окари́на (итал. ocarina — гусёнок), свисту́лька — духовой музыкальный инструмент, род свистковой сосудообразной флейты. Существуют глиняные, фарфоровые и деревянные окарины. Название «окарина» применяется как ко всему семейству свистковых флейт, так и к конкретной разновидности, изобретённой в Италии Джузеппе Донати в 1860 году и используемой в классической музыке; её также называют «классическая окарина». Народные окарины используются по всему миру — в Латинской Америке, Китае, Африке, восточной...
Фле́йта (лат. flauta, от flatus — дуновение) — лабиальный духовой музыкальный инструмент, в котором первичным источником колебаний является воздушная струя, рассекающаяся о край стенки инструмента, называемой ла́биум (лат. labium — губа). Источник колебаний приводит в движение воздушный столб в канале флейты и образуется звук определённой высоты. Один из древнейших музыкальных инструментов. Относится к группе деревянных духовых.