Связанные понятия
Ри́мская ку́рия , или Па́пская ку́рия, (лат. Curia Romana) — главный административный орган Святого Престола и Ватикана и один из основных в Католической церкви. Отдельные ведомства Римской курии от имени и властью папы римского отвечают на вопросы, рассматривают предложения, апелляции, жалобы или просьбы, направленные в адрес Святого Престола, выносят распоряжения, решения или приговоры, выступают с различными инициативами и т. д. В рамках курии (перед Верховным трибуналом Апостольской сигнатуры...
Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пу Ри́мского видимым главой всей Католической церкви. Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.
Коллегия кардиналов или кардинальская коллегия, до 1983 года носившая название Священная коллегия кардиналов (лат. Sacrum Cardinalium Collegium) — коллегиальный орган, в который входят все кардиналы Римско-католической церкви.
Доктор обоих прав (сокращенное — J.U.D.) (лат. Iuris Utriusque Doctor) — учёная степень высшей ступени доктора наук в области гражданского и церковного права.
Ауксилиа́рий (лат. Auxiliarius), викарный епископ или вспомогательный епископ — в Католической церкви епископ, назначаемый в обширную и многочисленную епархию, с целью помощи епископу-ординарию. Также вспомогательный епископ может быть назначен в епархию, ординарий которой по каким-либо причинам неспособен исполнять свои функции.
Упоминания в литературе
Церковь имела строгую иерархическую структуру. Ее главой был Папа Римский, на второй ступеньке стояли
кардиналы – ближайшие помощники Папы. Папа назначал епископов – управлявших церковными округами (епархиями) и настоятелей монастырей – аббатов. Низшую ступеньку церковной иерархии занимали приходские священники и монахи. Священники давали обет не иметь личной собственности, семьи, отказывались от мирских удовольствий. Они освобождались от уплаты налогов и подчинялись только церковному суду. Правители европейских государств нуждались в поддержке Папы, пользовавшегося большим влиянием на верующих, поэтому Папа Римский претендовал не только на духовную власть церкви, но и на власть над всеми монархами Европы. Папа обладал и реальной светской властью, являясь правителем Папской области.
Церковь имела строгую иерархическую структуру. Ее главой был римский папа, на второй ступеньке стояли
кардиналы – ближайшие помощники папы. Папа назначал епископов – управлявших церковными округами (епархиями) и настоятелей монастырей – аббатов. Низшую ступеньку церковной иерархии занимали приходские священники и монахи. Священники давали обет не иметь личной собственности, семьи, отказывались от мирских удовольствий. Они освобождались от уплаты налогов и подчинялись только церковному суду. Правители европейских государств нуждались в поддержке папы, пользовавшегося большим влиянием на верующих, поэтому папа римский претендовал не только на духовную власть церкви, но и на власть над всеми монархами Европы. Папа обладал и реальной светской властью, являясь правителем Папской области.
Вторым после Папы титулом в иерархии Католической церкви является титул
кардинала , которого, заручившись согласием консистории – собрания кардинальской коллегии, назначает Папа. В период Средневековья этот титул папы обычно присваивали своим незаконнорожденным сыновьям, племянникам и другим родственникам. Иногда кардиналами становились даже дети понтификов. Так, будущий Папа Лев X получил кардинальский титул в возрасте семи лет. Многие назначенные кардиналы до избрания вовсе не имели священного сана.
По традиции кандидат, получивший большинство голосов, должен пасть ниц перед своими избирателями, заверяя их в том, что он недостоин оказанной ему высокой чести. После этого ритуала камерленго сообщает фамилию избранника и задает ему вопрос: «Согласен ли ты с избранием тебя на должность верховного понтифика?» Как правило, будущий папа соглашается. Тогда камерленго спрашивает его, каким именем он желает назваться. Традиция изменения имени после избрания появилась в Средние века, когда на папский престол должен был взойти епископ, имя которого звучало не совсем прилично. В течение последних столетий папы нарекались именами, использовавшимися ранее другими понтификами, причем выбранное имя воспринимается как символ того курса, которого будет придерживаться избранник. Запретным является только имя Петр, принадлежавшее первому папе и легендарному апостолу. Считается, что избравший его папа будет последним. Далее следует церемония облачения нового понтифика в папские одежды и акт поклонения – адорация.
Кардиналы поочередно подходят к папе, прикладываются к его стопе, перстню с изображением рыбы (символа первоначальных христиан) и устам.
Николай II в глазах патариев становится символом борьбы с симонией и продажностью духовенства. Он пользуется небывалой поддержкой римского населения, на его стороне активно выступает многочисленное монашество. Опираясь на эти социальные группы, новый первосвященник, при активном содействии Гильдебранда, Гумберта, епископа луккского Ансельма и других радикалов, приступает к осуществлению программы реформ. В папском дворце в Латеране собирается крупное совещание реформаторского духовенства (синод), получившее позднее название Латеранского собора. Через синод новый глава апостольской церкви проводит три важнейших декрета: об избрании папы исключительно коллегией
кардиналов , без какого-либо участия императора; о запрещении симонии как неправедного обычая, позорящего святую церковь; об отрешении от должности всех священнослужителей, нарушающих целибат. Более того, Николай II не удовлетворился тем, что его декреты были санкционированы Латеранским собором, и потребовал от всех присутствовавших на нем клятвы в том, что они будут бороться с симонистами и женатыми священниками.
Связанные понятия (продолжение)
Консисто́рия (от лат. consistorium — место собрания; совет) — в католицизме собрание кардиналов, созываемое и возглавляемое Папой Римским, а также орган церковно-административного управления при епископах в Российской империи, Германии и Австрии.
Кардина́л-дья́кон или кардинал-диакон — самая низшая ступень из трёх ступеней кардинальского достоинства Римско-католической церкви. Кардиналы, возведённые в сан кардиналов-дьяконов являются либо должностными лицами Римской курии либо священниками, возведёнными в сан после их восьмидесятилетия. Епископы с пастырскими обязанностями с другой стороны — возведены в кардиналы-священники.
Кардиналы-пресвитеры (или кардиналы-священники) — наиболее многочисленный из трёх кардинальских санов в Римско-католической церкви. Они формально занимают место выше кардиналов-дьяконов и ниже кардиналов-епископов, хотя это не вопрос осуществления власти, а вопрос престижа.
Подробнее: Кардинал-священник
Прелат (от лат. praelatus букв. — поставленный выше) — исторический термин, применявшийся к кардиналам, архиепископам, епископам, генералам и провинциалам монашеских орденов, аббатам и другим лицам, занимающим высокие должности в структурах Римско-католической Церкви; в настоящее время — почётный титул (Почётный прелат Его Святейшества), а также должность лиц, возглавляющих персональные прелатуры и территориальные прелатуры.
Титулярный епископ (лат. episcopus titularis) — титул католических епископов, которые имеют епископский сан без соответствующей ему юрисдикции.
Генеральный викарий Рима или кардинал-викарий (итал. Cardinale Vicario) — титул, обычно даваемый генеральному викарию епархии Рима для части епархии в пределах Италии. Официальным названием, как дано «Annuario Pontificio» (при заголовке «Викариат Рима»), является «Генеральный викарий Его Святейшества для епархии Рима». Епископ Рима назначает генерального викария с властью ординария помочь с духовным управлением своей епархии. Хотя каноническое право требует, чтобы все католические епархии имели одного...
Декан Коллегии кардиналов , Кардинал-декан, (лат. Decanus Sacrum Cardinalium Collegium), до 1983 года Декан Священной коллегии кардиналов — глава Коллегии кардиналов Римско-католической церкви, а также — всегда кардинал Римско-католической церкви епископского сана. Декан коллегии, согласно каноническому праву, возглавляет коллегию, но не имеет власти управлять другими кардиналами и считается «первым среди равных» (лат. primi inter pares). Для деканов коллегии не установлено ограничений на занимаемый...
Конгрегация евангелизации народов (лат. Congregatio pro Gentium Evangelizatione) — одна из девяти конгрегаций Римской курии, занимается вопросами евангелизации и миссионерства.
Ка́нцлер Ри́мско-католи́ческой це́ркви , точное название Ка́нцлер Свято́й Ри́мской Це́ркви (лат. Cancellarius Santa Romana Ecclesia). Исторический титул в Римско-католической Церкви, присваивался кардиналу — руководителю Апостольской канцелярии. Аналогом этого титула был титул Канцлера Святого Апостольского Престола (лат. Cancellarius Santa Sedis Apostolicae), впервые упоминающийся в документе папы римского Формоза, датируемом 864 годом. Как титул главы Апостольской канцелярии он был утверждён в середине...
Монсеньо́р (фр. Monseigneur, итал. monsignore) мн. ч. monsignori — один из титулов высшего католического духовенства. Монсеньор является формой обращения для тех членов духовенства Римско-католической церкви, которые носят некоторые церковные почётные титулы. Монсеньор — форма апокопы от итальянского monsignore, от французского mon seigneur, означая «мой господин». В литературном русском языке встречаются сокращения мон. и монс.
Камерле́нго , или камера́рий Римско-католической церкви (итал. Camerlengo, лат. Camerarius) — одна из высших придворных должностей при Святом Престоле. Должность камерленго имеет светские административные функции, среди которых выделяются управление финансами и имуществом Папского Престола. Камерленго возглавляет Апостольскую Палату (Camera Apostolica). Генеральный Администратор Папского Двора и суперинтендант собственности и доходов Папского престола. Пост камерленго занимает всегда только кардинал...
Администра́тор (лат. administrator), в Римско-католической церкви — духовное лицо, управляющее соответствующими церковными структурами.
Конгрегация богослужения и дисциплины таинств (лат. Congregatio de Cultu Divino et Disciplina Sacramentorum) — конгрегация занимается большинством дел, связанных с литургической практикой латинского обряда Римско-католической церкви, в отличие от Восточных обрядов, находящихся в компетенции Восточных Католических Церквей, а также некоторыми техническими вопросами, касающимися Таинств.
Коадъю́тор , епископ-коадъютор (Coadjutor) — католический титулярный епископ (то есть имеющий сан епископа, но не являющийся ординарием епархии), назначаемый Святым Престолом в определенную епархию для осуществления епископских функций наряду с епархиальным епископом с правом наследования епископской кафедры (ККП, канон 403 § 3).
Конгрегация по делам епископов (лат. Congregatio pro Episcopis) — одна из девяти конгрегаций Римской курии, занимается, главным образом, вопросами епископской деятельности и юридическими статусами церквей латинского обряда.
Апо́стольский протонота́рий (лат. protonotarius apostolicus) — титул в Римско-католической церкви. Апостольским протонотарием называется либо член самой высшей неепископской коллегии прелатов в Римской курии, либо, вне Рима, почётный прелат, которому папа римский присвоил этот титул и его особые привилегии.
Кардинальская шапка — один из главных символов облачения кардиналов Римско-католической Церкви. Впервые красная шапка была дарована кардиналам папой римским Иннокентием IV в 1245 году. Красный цвет символизирует готовность её носителя пролить кровь за веру и за Церковь.
Вели́кий пенитенциа́рий , также Верховный пенитенциарий (лат. Poenitentiarius major) — глава Апостольской пенитенциарии, одного из трёх церковных трибуналов Римско-католической церкви.
Конгрегация доктрины веры или Конгрегация Вероучения (лат. Congregatio pro Doctrina Fidei) — старейшая и главная из девяти Конгрегаций Римской курии, в компетенции которой находится наблюдение за ортодоксальностью и чистотой вероучения и морали проповедуемого в Римско-католической церкви. В апостольской конституции Иоанна Павла II Pastor Bonus от 28 июня 1988 года говорится: Обязанность, надлежащая для Конгрегации Доктрины Веры, состоит в том, чтобы продвигать и охранить доктрину веры и морали повсюду...
Кардина́л-протодья́кон — глава сана кардиналов-дьяконов, как правило старший по возрасту среди кардиналов-дьяконов или старший по возведению в сан кардинала.
Конгрегация католического образования , иначе называемая Конгрегацией семинарий и учебных заведений (лат. Congregatio de Institutione Catholica de Seminariis atque Studiorum Institutis) – одна из девяти конгрегаций Римской курии.
Кардинал-епископ ы, или кардиналы епископского сана являются старшими по степени среди кардиналов и прелатов Римско-католической церкви.
Конкла́в (лат. conclave — запертая комната, от лат. cum clave — с ключом, под ключом) — собрание кардиналов, созываемое после смерти или ухода в отставку папы римского для избрания нового папы, а также само это помещение. Проходит в изолированном от внешнего мира помещении. Выборы производятся закрытым голосованием дважды в день, для избрания необходимо собрать не менее ⅔ голосов плюс один. Помещение открывают лишь после избрания папы. Об избрании нового понтифика оповещают белым дымом из печной...
Титулярная церковь — одна из множества ранних христианских церквей (все вместе известные как «tituli»), построенных вокруг Рима и приписанных патронам, чьи имена часто идентифицировали их...
Верховный трибунал апостольской сигнатуры (лат. Supremum Tribunal Signaturae Apostolicae) — высший суд в системе судопроизводства Римско-католической Церкви, обеспечивающий также контроль за должным совершением правосудия в Церкви.
Апостольская пенитенциария (лат. Sacra Paenitentiaria), более формально Верховный Трибунал Апостольской Пенитенциарии — один из трёх трибуналов Римской курии. Апостольская пенитенциария решает вопросы, связанные с внутренней подсудностью и располагает не судебной, а административной властью. Апостольскую пенитенциарию возглавляет великий пенитенциарий, который, как правило, должен носить звание кардинала.
Кардинал-префект (лат. cardinalis prefectus) — название главы той или иной Конгрегации Римской курии. Начиная с XVI века префекты Римских Конгрегаций всегда состоят в сане кардинала, за редким исключением. Кардинал-префект всегда куриальный кардинал, то есть кардинал на службе в Римской курии. Также титул кардинала-префекта носит глава Верховного трибунала апостольской сигнатуры, если он в сане кардинала. Если руководитель не является кардиналом, то он называется про-префект, то есть исполняющий...
Кардина́л-протопресви́тер (итал. protopresbitero, или реже итал. protoprete, primoprete) — в Коллегии кардиналов — глава сана кардиналов-священников (иногда их называют кардиналы-пресвитеры), первый кардинал-священник в порядке очерёдности. Как и в случае с кардиналом-протодьяконом, является старейшим по возведению в сан кардиналом-священником, но в прошлом происходило несколько исключений этого правила. Этот титул всегда связан со старейшим кардиналом-священником в соответствии с датой его возведения...
Конгрегация по канонизации святых (лат. Congregatio de Causis Sanctorum) — одна из центральных дикастерий Римской курии, которая руководит процессами беатификации и канонизации, а также присвоения титула Учитель Церкви.
Апостольская Палата (лат. Camera Apostolica) — одна из главных дикастерий Римской курии, в ведении которой находятся материальные ценности, принадлежащие Святому Престолу, в том числе и в период когда Святой Престол вакантен. Возглавляет Апостольскую Палату кардинал в должности камерленго.
Консекратор (лат. Consecrator) — термин, используемый в Римско-Католической Церкви, обозначает назначенного епископа, который собирается рукополагать священника в епископский сан (то есть, в третью высшую ступень священства). Этот термин часто используется в Церкви Восточного обряда и в англиканском сообщества.
Конгрегация по делам духовенства (лат. Congregatio pro Clericis) — одна из девяти конгрегаций Римской курии, занимается, главным образом, делами духовенства и церковного имущества.
Нунций — высший дипломатический представитель Святого Престола, соответствует чрезвычайному и полномочному послу. В большинстве стран с исторически преобладающим католическим населением со времени Венского мирного конгресса (1815) нунций является дуайеном (старейшиной) дипломатического корпуса. Производное от «нунций» — «нунциатура» — папское посольство в какой-либо стране.
Апостольская Датария (лат. Datāria Apostolica) — дикастерия (появилась приблизительно в 1420 году, в понтификат папы римского Мартина V, а возможно и раньше) Римской курии, из которого посылаются всякие папские бреве и милости помимо консистории. Ведению Апостольского датария подлежали дела по небольшим бенефициям, разрешению брачных уз, обетов и т. п.
Кардиналы-выборщики — термин, употребляемый по отношению к тем членам Коллегии Кардиналов, которые избирают на Конклаве папу римского.
Папаби́ль (от итал. papabile; множественное число — папаби́ли, итал. papabili) — неофициальный итальянский термин, сначала введённый политологами-специалистами по Ватикану (ватиканистами, или ватиканологами) и теперь используемый как интернациональный термин во многих языках. Обозначает того или тех кардиналов, которые могут быть наиболее вероятными кандидатами в следующие римские папы.
Вице-декан Коллегии кардиналов или Субдекан Коллегии кардиналов, Кардинал-субдекан (лат. Subdecanus Sacri Collegii), до 1983 года Вице-декан или Субдекан Священной Коллегии кардиналов — заместитель декана Коллегии кардиналов, который является помощником декана и замещает его в случае невозможности исполнением деканом своих функций, по какой либо причине.
Священная Конгрегация Собора , более полное название Священная Конгрегация по исполнению и интерпретации Тридентского собора (лат. Congregatio pro executione et interpretatione concilii Tridentini) — бывшая Конгрегация Римской курии: занималась правильным истолкованием канонов Тридентского собора, со временем взяла на себя задачу обеспечения белым духовенством.
Примас (лат. primas — первенствующий, primus — первый), в Римско-католической Церкви и Англиканской Церкви почётный титул церковного иерарха в стране, обладающего высшей духовной юрисдикцией над прочими епископами страны. В Православных Церквях используется аналогичный титул «предстоятель».
Папский
Камергер или Тайный Камергер Его Святейшества (итал. Cameriere di spada e cappa — Камергер Меча и Мантии) — была одной из высших почестей, которая могла дароваться мирянам-католикам папой римским, и часто давалась членам знатных семей. Должность была главным образом почётным постом, но камергер служил папе римскому в течение одной недели в год в период официальных церемоний. Пост был упразднен в 1968 году папой римским Павлом VI.
Почётный прелат Его Святейшества (лат. Praelatus Honorarius Sanctitatis Suae) — священник, которому Папа Римский предоставил этот титул. Почётные прелаты именуются монсеньорами и имеют некоторые привилегии в вопросах церковного облачения. Перед motu proprio Pontificalis Domus от 28 марта 1968 почётные прелаты назывались придворными прелатами (по-латыни: Antistites Urbani), титул, который тогда также шёл с некоторыми должностями типа архиепископа-помощника или епископа-помощника Папского Трона или...
Упоминания в литературе (продолжение)
А через два года, в 1191-м, Климент III умер. На смену ему был избран 85-летний Джачинто Бобоне Орсини – представитель рода, враждебного Конти. Римскими Папами нередко избирали именно глубоких стариков, чтобы быть уверенными, что это не слишком надолго. Ведь уход с папского престола был возможен только в мир иной. Но вновь избранный Целестин III продержался целых семь лет и скончался в возрасте 92. Заняв свою должность, он первым делом удалил
кардинала Конти от папского двора.
Епископ Бурго-де-Осма до 1523 года, член Королевского совета Кастилии уже при Фернандо Католике, в 1524 году Тавера был назначен архиепископом Сантьяго, где и остался на десять лет. Будучи искушенным законником, он редко посещал свою епархию, а жил в основном при дворе. Это не мешало ему раздавать своим родственникам бенефиции и другие выигрышные посты, что приводило в ярость местное духовенство Сантьяго. Человек умный, но замкнутый и ограниченный в подходе, он противостоял почти всем глобальным стратегическим замыслам Карла. В 1531 году Тавера стал
кардиналом . Он был главой группировки «африканистов» в советах Карла, поскольку возлагал основные надежды на завоевания в Африке, а отнюдь не в Индиях{192}. После того, как Манрике де Лара впал в немилость в 1529 году, именно Тавера принимал большинство решений в отношении инквизиции, пока в конце концов не стал инкисидор-хенераль{193}.
Конклав
кардиналов избирает нового главу Римско-католической церкви путем тайного голосования. Из трубы Сикстинской капеллы поднимается белый дым, звонят колокола Собора Святого Петра. Как только завершается каноническое избрание нового Понтифика, самый младший из кардиналов-диаконов призывает в капеллу секретаря коллегии и главного церемониймейстера.
Архиепископ Дж.-Б. Монтини направил, в свою очередь, запрос
кардиналу Э. Тиссерану, секретарю Конгрегации Восточных Церквей с просьбой о совете в том, как следовало бы отнестись к подобной инициативе. На что кардинал Э. Тиссеран ответил следующее: «В том, что касается проекта подготовки группы русских “катехистов”, которые могли бы в будущем помогать священникам в апостольской работе, полагаю уместным ознакомить Вас с копией письма, которое Священная Конгрегация недавно написала священнику Смиту, поручив инициативу Посновой его щедрым заботам»[85]. Упомянутый кардиналом Тиссераном «священник Смит» – это архимандрит византийского обряда Антоний Герард Смит, президент голландской организации «Apostolaat der Hereniging» – «Апостольство соединения». На протяжении многих лет «Апостольство соединения» оказывало начинаниям И.М. Посновой всестороннюю поддержку – как духовную, так и материальную.
Что же касается церковной смуты в петербургском католическом приходе, то ее причиной были внутренние конфликты во францисканской общине. Сведения на сей счет содержатся в инструкции, отправленной де Кампредону герцогом Бурбонским 15 февраля 1725 г. «Посылаю Вам итальянскую докладную записку о миссиях в Московии, переданную
кардиналом Коррадини кардиналу де Полиньяку, – пишет герцог. – Вы увидите из нее, что капуцинам, как утверждают, не было разрешено миссионерствовать в Петербурге; что они уполномочены только на учреждение миссий в Москве и прочих местностях, простирающихся между нею и Грузией, и что пребывание двух их главных попечителей в доме реформированных францисканцев в Петербурге только терпится из снисхождения. Поэтому, заключает кардинал Коррадини, было бы несправедливо допускать те беспокойства, которые капуцины причиняют реформированным францисканцам»[177].
Св. Престол, являющийся теократической монархией и представленный папой римским и Римской курией, является институтом, обладающим статусом юридического лица, то есть действует как суверенный субъект sui generis (единственный в своём роде), признанный в международном праве и являющийся постоянным наблюдателем при ООН. Он может заключать договоры, устанавливать дипломатические отношения, принимать у себя послов и посылать свои дипломатические миссии (апостольские нунциатуры). Кроме этого Св. Престол владеет вспомогательной территорией – Государством Градом Ватикан, управляемой папой посредством Понтификальной комиссии по делам Государства Града Ватикан и губернаторства, куда входят назначаемые понтификом
кардиналы . Статус государства был определён Латеранскими соглашениями, заключёнными между Св. Престолом и правительством Б. Муссолини в 1929 году. Соответственно, папа римский является одновременно и римским епископом – главой католической церкви, светским сувереном в статусе монарха и сувереном Государства Града Ватикан.
Король Ричард также желал мира между архиепископом и монахами, поскольку их ссора длилась уже три года. Целью Болдуина было основать «альтернативную» кафедру в Гэкингтоне за пределами Кентербери и ослабить таким образом влияние монахов на кафедру Кентербери. Монахи заявляли, что он собирается отобрать у них все права и передать их светским каноникам. Они обвиняли его в стремлении лишить их даже права избирать архиепископа; монахи говорили, что архиепископ стремится основать новый кафедральный собор, который отберет у Кентербери статус матери и главы церкви Англии; монахи твердили, что он готовится забрать у них мощи святого Томаса, и жаловались, что архиепископ потратит на свои планы украденные у них деньги. Поскольку Болдуин благоразумно заручился поддержкой короля Ричарда и всех епископов, обещав каждому ценный подарок, монахи пошли дальше и стали кричать, что он решил возвыситься и уже видит себя папой Англии, собирается основать новый кафедральный собор и создать там коллегию
кардиналов .
Отблеск доброго настроения, вызванного этими празднествами, пал на господаря морейского. Рим всегда был убежищем для государей, лишенных короны; этот род гостеприимства входит в папские традиции. Фома был помещен на счет папы в Санто-Спирито в Сассии, обширном здании, расположенном в Леоновом квартале (Cite? Le?onine) саксонского происхождения VIII века, содержащего церковь, школу и госпиталь. Ежемесячное содержание в 300 золотых экю было назначено принцу, лишенному всех средств к существованию;
кардиналы прибавили еще 200; этого было достаточно, при некоторых маленьких других пособиях, для скромной жизни.
Мать будущего великого
кардинала предназначала его сперва к военной службе. Тем не менее он получил по тогдашним временам чрезвычайно хорошее образование, изучал в Лизье риторику и философию, а затем поступил в военное училище, где успел уже добиться больших успехов в фехтовании и верховой езде, когда домашние обстоятельства побудили его отказаться от военной карьеры и перейти в духовное звание. Дело в том, что люсонское епископство, бывшее за последнее время наследственным в семье дю Плесси, неожиданно оказалось вакантным. Король Генрих IV назначил епископом юного Армана, которому в то время шел только двадцать второй год и, следовательно, еще не исполнилось возраста, требуемого церковными законами для посвящения в епископский сан. Это не помешало ему, однако, немедленно отправиться в Рим. Папа Павел V, выслушав речь, произнесенную на латинском языке юным дю Плесси, рукоположил его в епископы. Арман был в это время до такой степени бледен и худощав, что казался моложе своих лет. Когда он преклонил пред папой колена, Павел V, как уверяют, спросил его:
Наряду с идейным обновлением в церкви происходили и организационные изменения. В целях претворения в жизнь епископальной коллегиальности в 1965 г. был создан новый институт – Синод епископов, наделенный консультативными полномочиями, который при Павле VI собирался 5 раз. Одновременно в целях централизации руководства в 1967 г. была предпринята реформа курии, укрепившая Государственный секретариат. Перемены произошли и в сфере контроля за цензурой: вместо Священной Канцелярии – символа инквизиции – была создана Конгрегация по делам доктрины веры, во главе которой был поставлен югославский
кардинал Франциск Сепер, известный своими обновленческими взглядами, заменивший итальянского кардинала консерватора Оттавини. Вместе с тем в 1969 г. была сформирована Международная теологическая комиссия, которая призвана была претворять в жизнь решения собора, не допуская их слишком произвольного толкования, которое могло бы привести к неподконтрольным процессам в церкви. Состояла она из таких видных теологов и ведущих кардиналов, как Ратцингер, Бальтазар, Конгар и др.
Такой тип правления через советы был внедрен дальними предками Филиппа, католическими монархами Фердинандом и Изабеллой. В шестнадцатом столетии большинство членов этих советов составляли letrados, образованные представители среднего класса, выпускники университетов Саламанки или Вальядолида, а вовсе не дворяне. Да, в составе советов насчитывалось около сотни дворян со звучными титулами (первыми шли великие герцоги, далее маркизы и графы), которые владели большими пространствами земли и управляли своими владениями, словно некоронованные короли, но они (за редкими исключениями, перечисленными выше) не могли соперничать с letrados в умении пользоваться государственной властью или манипулировать ею. Они жили отдельно от двора, а не при нем104. Иногда главы родов обнаруживали, что вследствие укорененного в обществе права первородства вторым сыновьям (segundones) не остается иного выбора, кроме как податься в ряды letrados. Самой же примечательной чертой жизни в Испании шестнадцатого века являлось большое число клириков, занимавших ключевые посты в различных советах, зачастую посты глав и председателей. Такие люди, как генерал-инквизитор
кардинал Вальдес из Астурии и кардинал Фигероа, были ведущими государственными деятелями страны во второй половине столетия.
Одновременно в XVII веке во французском королевстве сохранялись в массе населения сильные религиозные влияния. Франция нередко рассматривалась как «любимая дочь католической церкви». Влияние ультрамонтанов – ярых католиков во главе с
кардиналом Пьером Берюлем, отстаивавших идею неограниченной духовной власти папы римского, – было очень весомым. Кстати, кардинала Берюля Ришелье очень не любил, но был вынужден в политических целях поддерживать с ним отношения. Более того, невзирая на обременительные обязанности государственного мужа, кардинал находил время сочинять теологические трактаты. Его духовник замечал, что «Его Высокопреосвященство посвящал этому не только свободные дневные часы, но обыкновенно и большую часть ночи». Религиозные сочинения Ришелье демонстрируют основательное знание религиозного вероучения. Однако он не впадал в мистику, что было весьма характерно для его времени, хотя в его великолепной библиотеке имелись мистические труды Св. Иоанна Крестителя и Св. Терезы Авилской. Тем не менее, в литературе об идеях Ришелье есть и иное мнение: «…при всем своем практическом, прикладном характере… они были не просто внешне религиозными, а имели столь же глубокие мистические корни…» В любом случае, кардинал рассматривал мистиков как людей, способных расшатывать государственные устои, и отчасти поэтому в 1638 г. распорядился заключить в Венсеннскую тюрьму одного из мистиков аббата Сен-Сирана, который к тому же был близок к янсенизму и чудом избежал заточения после «дня одураченных» в ноябре 1630 г., когда он примкнул к группировке Марии Медичи. Природная гордость и рациональный ум Ришелье не выносили чувства духовного пригрешения, столь характерного для мистиков, озабоченных тем, не примешана ли гордыня к совершению самых благочестивых поступков.
Что было особенно плохо и наводило на тревожные размышления, так это то, что в этих устраивавшихся в Риме оргиях, принимало самое деятельное участие духовенство и монахи. В конце концов, папа должен был образовать комиссию для выработки мер борьбы с распущенностью духовенства. В эту комиссию вошли:
кардиналы Караффа, Копторини, Садомит и Поль и, кроме того, несколько архиепископов и епископов. Комиссия после всестороннего исследования вопроса представила доклад, в котором указала на необходимость следующих реформ. Требовалось: суровая цензура над позорным поведением монахов; старательное истребление предрассудков, поддерживаемых и усиливаемых монастырями; обязательное прекращение торговли церковными должностями, развращающее весь причт Симонии; освобождение духовенства от обетов безбрачия, так как внебрачное сожительство сделалось вполне обыденным явлением и зачастую видели епископов, у которых отец и дед, а иногда и мать, и бабка оказывались прелатами и князьями церкви; запрещение торгашеского произвола при продаже отпустительных грамот или индульгенций; назначения священникам и капелланам определенного жалования для уничтожения их алчного лихоимства и мздоимства и т. д. Павел пришел в ужас от того, что установила комиссия. Но вместе с тем предложенные реформы ему казались очень широкими, и он боялся на них согласиться.
Эстабан Луна, отец Габриэля, был садовником толедского собора со времен второго
кардинала из Бурбонского дома, занимая эту должность по праву, которое казалось неотъемлемым у его семьи. Кто был первый Луна, поступивший на службу в собор? Предлагая самому себе этот вопрос, садовник улыбался и глаза его устремлялись вдаль, точно он хотел проникнуть вглубь веков. Семья Луна была такая же древняя, как фундамент церкви. Много поколений, носивших это имя, родилось в комнатах верхнего монастыря; а прежде чем он был построен знаменитым Циснеросом, они жили в прилегающих домах. Казалось, что они не могли существовать иначе, чем под сенью собора. Собор принадлежал им по праву – более, чем кому-либо. Менялись каноники и архиепископы; они получали места при соборе, умирали, и место их занимали другие. Со всех концов Испании приезжали духовные лица, занимали кресла в хоре и через несколько лет умирали, оставляя свое место другим, приходящим им на смену. A члены семьи Луна оставались на своем месте, точно этот старинный род был одной из колонн храма. Могло случиться, чтобы архиепископ назывался доном Бернардо, а через год доном Гаспаром и, затем, доном Фернандо.
Эта параллель проводится также и в письменном обращении нынешнего папы Пия XI от 23 мая 1929 года (через посредство
кардинала – статс-секретаря) к кардиналу-викарию Рима по поводу диоцезального евхаристического конгресса в Риме: «Как невозможно иметь искреннюю и действенную любовь к евхаристическому Иисусу без одновременного послушания и детской преданности по отношению к Его наместнику на земле, так никто не сможет с верностью и любовью последовать преемнику святого Петра, который не получает от хлеба ангелов силу, нужную для преуспеяния на пути духа. Эта двойная любовь должна объединиться во единый акт благодарения Богу, который даровал нам в папе верного руководителя, а в Евхаристии духовное питание»…
Его положение также было немало усилено в 732 году решением Льва III передать Южную Италию, Грецию и Иллирию из-под контроля Рима под контроль Константинополя. Эта перемена вызвала возмущение папы. Неприязнь между лидерами двух церквей росла в результате иконоборческих противоречий. Вражда достигла апогея в конце VIII столетия, когда Карл Великий воспользовался размолвкой и заставил папу короновать его императором Запада. Этот шаг очень разозлил императора Византии, поскольку не только наносил оскорбление его достоинству, но и бросал вызов претензиям православной церкви на то, чтобы ее признали верховной властью. Отношения между ними все ухудшались и были окончательно испорчены в 1054 году, когда взбешенный папский легат,
кардинал Гумберт, бросил буллу об анафеме на серебряный алтарь собора Святой Софии и в гневе удалился. Мануил I (1143–1180) пытался, правда безуспешно, провести примирение, что привело к последней размолвке между православием на Востоке и католичеством. Эта рана по-прежнему остается неизлеченной.
В 1472 г. московский великий князь Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина XII Софии (Зое) Палеолог. Идея этого брака была подсказана в 1469 г. римским папой Павлом II в надежде на усиление влияния католической церкви на Руси и возвращения к идее Ферраро-Флорентийской унии. София была дочерью деспота Фомы, брата императора, бежавшего после завоевания Морей турками на о. Корфу. Зоя вместе с двумя младшими братьями воспитывалась
кардиналом Виссарионом Никейским. После двухлетних переговоров, осуществляемых дипломатом-итальянцем Иваном Фрязиным, Зоя (София) прибыла в Москву в сопровождении папского легата, с преднесением креста. Однако планам папы не было суждено осуществиться: легат допущен в Москву не был, а София, несмотря на свое латинское воспитание, вполне усвоила строго православный дух московского двора. Вместе с ней, наследницей Палеологов, русские князья восприняли византийский герб и моральное право именовать себя наследниками византийских императоров.
Стоит заметить, что митрополит Филарет был открыт для контактов с западным миром. Он не раз встречался с протестантскими и католическими священнослужителями при посещении ими России: это американский квакер Стивен (Этьен) Греллет, посетивший Россию в 1818–1819 годах и в беседах с епископом Филаретом обсуждавший вопросы понимания Священного Писания; англиканский диакон Уильям Палмер, побывавший в России в 1840–1841 и 1844 годах с искренней попыткой воссоединения Церквей; французский бенедиктинец и будущий
кардинал Жан-Батист-Франсуа Питра, в 1859–1860 годах приехавший в Москву для изучения славянских рукописей; пастор Юнг в 1864 году обсуждал вопрос о воссоединении Американской епископальной Церкви.
Попытки католической церкви увеличить свои огромные богатства привели к росту в ней духа наживы, а это не сочеталось с христианским вероучением. Большая часть папских чиновников занималась бесстыдным вымогательством. Без подкупа папских властей и чиновников нельзя было оформить в папской канцелярии ни одного документа. Без богатых подарков в Рим не ездили – взятки брали не только
кардиналы , но и сам папа. В XVI в. торговля индульгенциями за отпущение грехов совершенных и будущих деяний в католических странах приняла характер торговли простым товаром и несла в себе дух корысти и наживы.
Тем временем обстановка в среде уфимских епископов резко изменилась. Давление обновленчества, процесс
кардинала Цепляка, в котором видели генеральную репетицию суда над патриархом Тихоном, опасение дальнейших репрессий вынудили еп. Николая (Ипатова) прекратить борьбу с обновленчеством. Хотя «церковные реформаторы» и заявили, что отныне еп. Николай присоединился к ним, его опубликованное заявление выглядело как нейтральный призыв к церковному миру. Еп. Бирского Трофима (Якобчука) патриарх после своего освобождения из-под ареста счел необходимым перевести временно управляющим Оренбургской епархией (август—декабрь 1923 года), а затем поставить на сызранскую кафедру.
Весной 1965 г. в «Паломническом листке» было напечатано сообщение о предстоящем возвращении мощей преподобного Саввы: «
Кардинал Урбани, архиепископ Венеции, по распоряжению Папы Павла VI, ради сближения Католической и Православной Церквей, возвратит в обитель преподобного мощи преподобного Саввы, покоящиеся в Венеции. Мощи преподобного Саввы с 911 г. хранились в церкви Св. Антонина в Венеции. Это радостное для всех православных событие будет обставлено большой торжественностью. Разрабатывается программа возвращения. Сначала предполагали устроить встречу после Пасхи, но не успеть приготовиться и отнесли это перенесение на ноябрь сего года. Это будет редкое православное торжество»[78].
Лев Сапега, недавно бывший обличителем Кунцевича, теперь должен был принять на себя председательство в комиссии, назначенной для суда над убийцами Кунцевича. Комиссары приехали в Витебск, окруженные войсками, пешим и конным, из боязни козаков, к которым жители Витебска обратились с просьбою о помощи. В три дня комиссия кончила свое дело: два бурмистра и 18 других горожан погибли на плахе; имения их были конфискованы; около ста горожан, спасшихся бегством, приговорены к смерти, и имения их также конфискованы; город потерял все свои привилегии; ратуша была разрушена; колокола, в которые били в набат, поднимая народ против епископа, были сняты; две православные церкви разрушены. Униатский митрополит киевский, Иосиф Рутский, извещая об этом
кардинала Бандина, так оканчивает свое письмо: «Великий страх после этого напал на схизматиков; начали понимать, что когда сенаторы хотят приводить в исполнение приказы королевские, то не боятся могущества козацкого».
С 1004 по 1039 г. было не меньше двенадцати походов германских диктаторов на Италию. Они собрались на сейм в Ронкалье возле Пьяченцы, требуя выкупа у городов, находящихся под их игом, грабя и сжигая те, которые отказывались платить. В продолжение борьбы за инвеституру Григорий VII заставил предстать Генриха IV перед своим трибуналом. Император ответил собором в Вормсе, где Григорий VII был обвинен во всех бесчестиях, и немецкое духовенство объявило его низложенным. В 1056 г. папа, сидя на троне в окружении
кардиналов , был оскорблен императорским герольдом, который назвал его «ненасытным волком» и потребовал спуститься со святого Престола. В ответ Григорий VII наложил интердикт на бунтовщика. Император, имевший в своей стране множество врагов, безуспешно пытался собрать своих вассалов против папы. В свою очередь он был смещен на соборе в Трибуре. Лишившийся всякой власти, покинутый своими, стыдящийся людей, он вынужден был решиться на покаянное паломничество через Альпы, чтобы спасти корону.
Переворот был назначен на воскресный день 28 апреля 1478 г. Утром
кардинал Санзони намеревался отслужить мессу, после которой было назначено пиршество. Братьев Медичи предполагалось посадить между заговорщиками и обоих разом убить. Но утром выяснилось, что накануне Джулиано повредил на охоте ногу и в застолье участвовать не будет. И тогда заговорщики допустили роковую ошибку – они решили убить братьев в конце мессы прямо в кафедральном соборе Санта-Мария-дель-Фьоре. Едва услышав об этом, кондотьер де Монтесекко отказался проливать кровь в священном месте. А ведь именно на него возлагалась задача устранения Лоренцо. Пришлось поручить столь сложное дело случайным людям.
В связи с этим я бы хотел выразить глубокую признательность и благодарность соорганизаторам прошедших конференций – Католическому комитету по культурному сотрудничеству и проекту «Живые источники: узы братства и сотрудничества, пути единства и мира» (Рим), а также
кардиналу Вальтеру Касперу, бывшему президенту Папского совета по развитию христианского единства, архиепископу Амальфи Орацио Соричелли, Енцо Бьянки, настоятелю монастыря в Бозе, д-ру Альберту Рауху, директору Института Восточных церквей в Регенсбурге, и проф. Франко Ваккари, директору Ассоциации «Рондине – крепость мира» в Ареццо. Мы очень благодарны спонсорам конференции о. Дитгеру Демуту, президенту Реновабис, д-ру Дэниэлу Шмидту, директору Bradley Foundation (США), и фонду Fidel Götz Stiftung (Германия).
Во исполнение постановлений собора в Лангедок был предпринят крестовый поход под начальством
кардинала Генриха. И крестоносцы, и их противники не уступали при этом друг другу в жестокости, но торжествовать церкви все-таки было не суждено, и ереси, казалось, даже размножились. Таково было впечатление папы Лючия III, когда, изгнанный римлянами, он укрылся в Вероне. Это было в 1185 году.
Уроженец бойковских Карпат. Детство его овеяно поэзией верховин на берегах Опора и Стрыя. Бурно протекало его среднее образование. Из Дрогобычской гимназии он перешел в Самборскую, вскоре во Львовскую, из которой был исключен за чтение русских книг во время уроков. Аттестат зрелости получил в Ясле. Из Львовского университета был удален за участие в студенческой демонстрации против наместника гр. Бадени. Из Венского университета был исключен и арестован за организацию демонстрации против галицко-русского униатского митрополита,
кардинала Сильвестра Сембратовича, побитого тухлыми яйцами на главном Венском вокзале. Университет окончил в Черновцах, но степень доктора славянской филологии получил в Венском университете от проф. В. И. Ягича.