Связанные понятия
Тами́льский кинемато́граф (там. கோலிவூட), или Колливу́д — общее название производимых в Индии фильмов на тамильском языке. Хотя тамильское кино снимают и на Шри-Ланке, центром тамильского кинематографа является город Ченнаи (бывший Мадрас), город на восточном побережье Индии, административный центр южноиндийского штата Тамилнад. Большинство связанных с производством фильмов предприятий расположено в районе Кодамбаккам (Kodambakkam), от которого произошло по ассоциации с Голливудом название этой местности...
Малаяламоязычный
кинематограф , также известный как «Молливуд» (англ. Mollywood) включает в себя фильмы на языке малаялам, снимаемые в штате Керала, Индия. Фильмы данной киноиндустрии наиболее реалистичны среди всех, снимаемых в Индии.
Кинематограф штата Карнатака (канн. ಕನ್ನಡ ಚಿತ್ರೋಧ್ಯಮ), известный как «Сандалвуд» (англ. Sandalwood), ориентирован, главным образом, на каннадаязычных зрителей штата. Центр киноиндустрии расположен в Бангалоре. На настоящее время индустрия выпускает около 100 фильмов каждый год.
Кинематограф Западной Бенгалии (бенг. টলিউড — Толливуд). Обозначение «Толливуд» (позднее термин Толливуд (телугу టాలీవుడ్) стал обозначать кинематограф телугу) появилось в 1932 году от слияния названий центра американской киноиндустрии Голливуда и района Калькутты Толлигунга, где располагалось большинство студий Бенгалии. С учётом сходства звучания слов «Толли» и «Голли» термин «Толливуд» довольно крепко вошёл в обращение в индийской культуре, особенно после того, как его стал активно применять молодёжный...
Маратхиязычный
кинематограф включает в себя фильмы на языке маратхи, снимаемые в штате Махараштра, Индия.
Язык те́лугу (తెలుగు) — один из дравидийских языков. Распространён в индийских штатах Андхра-Прадеш и Телингана, где имеет статус официального, а также государствах со значительной диаспорой народа телугу — странах Юго-Восточной Азии, в некоторых государствах Африки и Ближнего Востока, на островах Фиджи и на Маврикии.
Закадровый исполнитель — певец, чьё предварительно записанное пение используется в кино. Закадровые исполнители записывают песни для саундтреков, а актёры или актрисы изображают пение на камеру, в то время как фактический исполнитель не появляется на экране.
Тами́льский язы́к (самоназвание — தமிழ் ) — самый южный из дравидийских языков; один из 22 государственных языков Индии. На нём говорит население южной Индии начиная от северной пограничной черты (где оканчивается телугу), проходящей на несколько миль севернее Ченнаи, и кончая мысом Коморин на юге — то есть почти вся южная оконечность Индии, за исключением неширокой полосы по западному её берегу, занятой родственным дравидийским языком малаялам. Тамильский язык является одним из двух государственных...
Ка́ннада (ಕನ್ನಡ, kannaḍa) — дравидийский язык, распространённый в юго-западной Индии, преимущественно в штате Карнатака. Родной язык представителей народа каннара и официальный язык индийского штата Карнатака («Страна каннада», бывший Майсур).
Ассамский
кинематограф (ассам. অসমীয়া কথাছবি) включает в себя фильмы на ассамском языке, снимаемые и демонстрируемые преимущественно в штате Ассам, Индия.
Малая́лам (несклоняемое; самоназв. മലയാളം) — дравидийский язык, распространенный на юго-западе Индии (в основном среди народа малаяли) и состоящий в тесном родстве с тамильским языком; один из 23 официальных языков страны. На малаялам говорят свыше 35 миллионов человек (малаяли) — прежде всего, в индийском штате Керала.
Хи́нди (дев. हिन्दी) — название индоарийского языка, или диалектного континуума языков, распространённых преимущественно в северных и центральных регионах Индии.
Кучипу́ди — вид классического индийского танца (штат Андхра-Прадеш, Индия), вид танцевальной драмы.
Бенга́льский язык , или бенга́ли (бенг. বাংলা, ) — язык бенгальцев, один из языков индоарийской ветви индоевропейской языковой семьи. Распространён в Бангладеш и индийском штате Западная Бенгалия, кроме того, носители языка живут в индийских штатах Трипура, Ассам и Андаманские и Никобарские острова. Общее число говорящих на бенгали — около 250 млн человек (2009).
Индийский международный кинофестиваль (англ. International Film Festival of India, IFFI) — один из главнейших кинофестивалей Азии, основанный в 1952 году. Проводится ежегодно в одном из побережных городов индийского штата Гоа.
Гуджара́ти , или гуджара́тский язы́к (ગુજરાતી, gujarātī) — язык гуджаратцев, один из языков юго-западной индоарийской подгруппы индоевропейской языковой семьи. Один из 23 официальных языков Индии, распространён на западе страны. Официальный язык индийского штата Гуджарат.
Панджа́би или восточный панджа́би (pañjābī; в.-пандж. ਪੰਜਾਬੀ, з.-пандж. پنجابی; в русскоязычной литературе встречаются названия пенджа́би, пенджа́бский язык, панджа́бский язык) — язык панджабцев и джатов. Относится к индоарийским языкам индоевропейской языковой семьи. Один из официальных языков Индии.
Индийский классический танец — форма индийского исполнительского искусства, берущая свои истоки в Натье — священном индуистском музыкально-танцевальном стиле, теоретическая основа которого была заложена в трактате Бхараты Муни «Натьяшастра» (IV века до н. э. — II век н. э.).
Авадхи (дев. अवधी, другие названия: косали, байсвари, пурби) — индоарийский язык, считающийся после стандартизации хинди диалектом последнего. Носители языка проживают в основном области Авадх штата Уттар-Прадеш, а также в штатах Бихар, Мадхья-Прадеш, в Дели и некоторых районах Непала. На авадхи говорят около 2/3 носителей восточного хинди. Авадхи сильно повлиял на формирование фиджийского хинди. Для записи используется деванагари и скоропись кайтхи.
Майтхили — индоарийский язык, входящий в индоевропейскую семью языков. Распространен в индийском штате Бихар и в Непале.
Ту́лу (тулу: ತುಳು) — один из дравидийских языков. Число носителей составляет 1,95 млн чел. (на 1997 год), современное число носителей скорее всего несколько больше. Распространён на юго-западе индийского штата Карнатака (в округах Удипи и Дакшина-Каннада) и в прилегающих приграничных территориях штата Керала. Кроме того имеются носители языка среди эмигрантов в Бангалоре, штате Махараштра и странах Персидского залива.
Заминда́р (от перс. земиндер — «землевладелец») — в государствах средневековой Индии в широком значении слова — феодальный наследственный держатель земли.
Хиндуста́ни (हिन्दुस्तानी, ہندوستانی, ɦɪ̃n̪d̪ʊsˈt̪aːni, букв. «индостанский», исторически также хиндави, урду и рекхта) — общее название группы идиомов, являющихся частью кластера западный хинди. Эти идиомы являются лингва франка в северной Индии, на большей части Пакистана и в некоторых других странах. Индоарийский язык, основанный на делийском диалекте кхари-боли и впитавший персидскую, арабскую, санскритскую и тюркскую лексику. Плюрицентрический язык, индийский вариант носит название хинди, а...
Асса́мский язы́к (самоназвание অসমিয়া ) — язык индоарийской группы индоевропейской семьи. Является родным примерно для 15 миллионов человек, живущих преимущественно в северо-восточном индийском штате Ассам и соседних штатах. Небольшие меньшинства, говорящие на ассамском языке, живут также в Бангладеш и в Бутане. Письменность на основе приспособленного бенгальского алфавита.
Новое мексиканское кино (исп. Nuevo Cine Mexicano), также Новая волна (исп. buena onda, хорошая волна) — термин, обозначающий появление в мексиканском кинематографе фильмов высокого художественного достоинства, популярных как в Мексике, так и по всему миру. Во многом совпала с приходом частного капитала в киноиндустрию и общим подъёмом латиноамериканского кино. Приходится на второю половину 1990-х и продолжается по сей день.
Золотой век мексиканского кино (исп. Época de oro del cine mexicano) — период развития мексиканского кино между 1936 и 1959 годами, когда оно достигло своего художественного расцвета. Становление качественного мексиканского кино началось в 1936 году с создания Фернандо де Фуэнтесом фильма «Мы с Панчо Вилья!», его же фильм «На большом ранчо» (1936) считается истоком национального кинематографа Мексики. После окончания Второй Мировой войны мексиканское кино продолжит развиваться и Мексика станет одни...
Киноиску́сство — вид художественного творчества, основанный на различных технических способах записи и воспроизведения изображения в движении, как правило, в сопровождении звука.
Киноальманах , фильм-антология или «омнибус-фильм» (англ. anthology film; omnibus film; package film; portmanteau film) — художественный фильм, состоящий из двух или более короткометражных фильмов, часто связанных только одной общей темой, местом действия или общим событием (обычно кульминационной точкой). В некоторых случаях разные части фильма снимают разные режиссёры. Иногда общей темой служит место («Нью-йоркские истории», «Париж, я люблю тебя»), человек («Четыре комнаты») или вещь («Двадцать...
Де́тское кино ́ — это фильмы, предназначенные как для просмотра детьми, так и для более широкой аудитории (т. наз. «семейные фильмы» (англ. family films)). Оно может быть разным по жанру: художественным, мультипликационным, документальным, научно-популярным.
Пинку эйга (от японского произношения англ. pink и яп. 映画 eiga, буквально «розовые фильмы») — направление в японском кинематографе, эксплуатирующее тематику женщины в криминальных обстоятельствах, содержащее большое количество сцен насилия и эротического контента. Пик популярности приходится на начало 1970-х годов. Иногда западные киноведы полностью отождествляют пинку эйга c фильмами категории Sexploitation или даже с софткором («лёгкой» порнографией), однако в кинематографе Европы или Америки нет...
Новый Голливуд (англ. New Hollywood) — период в истории Голливуда, который продолжался с момента отмены в 1967 г. кодекса Хейса, на котором строилась классическая студийная система, приблизительно до 1980 года.
Артха́ус , арт-хаус (англ. Art house букв. «дом искусств») — кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, не рассчитанные на широкую аудиторию, демонстрирующиеся, как правило, в специализированных (артхаусных) кинотеатрах. К категории артхауса относят фестивальное не мейнстримовое кино, жанровые картины, расширяющие представления о жанре, работы классиков мирового кинематографа (авторское кино), кино этнических и сексуальных меньшинств, а также так называемое интеллектуальное кино.
Московский фестиваль кино Латинской Америки Latinofiesta прошел в феврале-марте 2008 года и стал первым в России кинофестивалем, объединившим в рамках одной программы фильмы последних лет из разных стран Латинской Америки: Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гватемалы, Колумбии, Кубы, Мексики, Парагвая, Уругвая, Чили и Эквадора.
По меньшей мере с 1920-х годов киноиндустрия США не только является крупнейшей в мире по цифрам выпускаемых фильмов и кассовых сборов, но и оказывает определяющее влияние на содержание и технологии мирового кинематографа, на экономические и культурные аспекты кинопроцесса.
Подробнее: Кинематограф США
Полнометра́жный фильм (полный метр) — один из форматов кинофильмов. Противопоставляется короткометражному фильму (иногда выделяется также промежуточная категория среднеметражных фильмов).
Мамблкор (от англ. mumble — «бормотание») — это поджанр независимого кинематографа, для которого свойственны низкий бюджет, участие актёров-любителей, а также фокусирование на естественности диалогов. К этому направлению часто относят режиссёров Эндрю Буджальски, Линн Шелтон, Марка и Джея Дюплассов, Аарона Катца, Джо Сванберга, и Ри Руссо-Янга. Также встречается термин «mumblegore» — им обозначают фильмы, которым свойственны признаки как мамблкора, так и фильма ужасов.
Мондо — составная часть названия ряда документальных фильмов, как правило, касающихся сенсационных тем и явлений. Часто напоминают собой псевдо-документальные фильмы. Также это стиль документального кино, задаваемый образчиками жанра.
Блокба́стер (англ. blockbuster, от block — квартал и bust — разрушать, букв. «разрушитель квартала») — очень популярный и коммерчески успешный продукт кино- и театральной индустрии. С середины 1970-х годов термин стал обозначать жанр высокобюджетных фильмов для массового зрителя, чаще голливудских, с участием известных актёров, с предполагаемым высоким (сотни миллионов долларов США) доходом в прокате. Применительно к фильмам синонимом слова блокбастер в русском языке является слово «супербоевик...
«Каза́нский междунаро́дный фестива́ль мусульма́нского кино́» — российский открытый фестиваль мусульманского кино, один из крупнейших отечественных киносмотров. Создан в 2004 году в Москве как некоммерческое партнёрство «Международный фестиваль мусульманского кино „Золотой минбар“», проводился под этим названием по 2009 год. С 2005 года ежегодно проводится в городе Казани Республики Татарстан.
Гангстерский фильм (англ. Gangster film или Mob film, от англ. mob — банда, шайка) — поджанр боевика, криминального фильма, рассказывающий об организованной преступности. В большинстве классических примеров этого направления действие происходит в США в 1920-е — 1950-е годы — период расцвета гангстерских группировок. В отличие от так называемых полицейских фильмов, в гангстерской драме главными персонажами выступают не служители правопорядка, а преступники и лидеры криминальных сообществ, что часто...
Ребёнок-актёр (ребёнок-актриса) — термин, относящийся к детскому актёрству в кинофильмах и на телевидении. Близок по значению к термину подросток-актёр. В русском языке также есть понятие «юный актёр», однако под этим термином подразумеваются как дети-актёры, так и подростки-актёры.
Термин «
порношик » (англ. porno chic) впервые был использован в начале 1970-х для описания волны порнографических фильмов, таких как «За зелёной дверью», «Глубокая глотка», «Дьявол в мисс Джонс» и «Счёт», которые показывались в мейнстримовых кинотеатрах в США в первое время. В течение двух-трёх лет, даже не в андеграундных кругах, считалось вполне приемлемым и модным смотреть и обсуждать подобные фильмы. Так, например, не скрывал своего посещения кинотеатра на сеанс «Глубокой глотки» знаменитый актёр...
Исто́рия теа́тра в США начинается со времени заселения Североамериканского континента, однако основное развитие драматического искусства приходится на колониальный период и основывается на западноевропейских театральных традициях. Современный американский театр представлен нью-йоркским Бродвеем и множеством региональных театральных трупп разных стилей и направлений, профессионально занимающихся этим видом искусства.
Паралле́льное кино — андерграундное направление в советском кинематографе, зародившееся в 1970-х и 80-х годах и сформировавшееся вопреки канонам как официального искусства, так и авторского кино.
Документа́льное кино ́ (или неигрово́е кино́) — вид кинематографа. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц.
Добрый доктор ― мюзикл американского драматурга Нила Саймона, написанный в 1973 году. Состоит из серии коротких сцен, основанных на рассказах и прочих произведениях русского писателя Антона Павловича Чехова. При этом Саймон также добавил и свои собственные комментарии к ним.
Независимое кино в
США имеет давнюю историю. Такое кино в значительной или полной мере снимается вне системы основных киностудий и распространяется независимыми компаниями. Также, независимые фильмы могут производить и/или распространять дочерние структуры крупных киностудий.
Тайбэйский кинофестиваль и премия Golden Horse (кит. трад. 台北金馬影展, пиньинь: Táiběi Jīnmǎ Yǐngzhǎn) — кинофестиваль и церемония награждения одноимёнными кинопремиями, ежегодно проводимые в столице Китайской Республики Тайбэе (Тайвань).
Подробнее: Золотая лошадь
Берлинская школа (нем. Berliner Schule, фр. Nouvelle Vague Allemande) — художественное направление в немецком кинематографе. Сформировалось в конце 90-х годов XX века. Главными выразителями идей этого направления принято считать режиссёров Ангелу Шанелек, Кристиана Петцольда и Томаса Арслана. Теоретическим рупором является журнал «Револьвер», основателем и главным редактором которого стал режиссёр Кристоф Хоххойслер.