Связанные понятия
Вольный общник (от церковнославянского «общник» — сообщник, участник) — член добровольного общества в Российской империи.
Московское дворцовое архитектурное училище (МДАУ) — учебное заведение, созданное в Москве в 1831 году на базе Архитектурного училища при Экспедиции кремлёвского строения. В 1865 году вошло в состав Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Вольнослу́шатель — персона, посещающая высшее учебное заведение и допущенная ко всем видам учебных занятий и к государственным экзаменам, однако без предоставления ей прав и льгот обычного студента или слушателя высших курсов.
Училище изящных искусств А. О. Гунста — московское учебное заведение художественного профиля, основанное и возглавляемое архитектором и художником А. О. Гунстом. Училище Гунста стало первым в Москве частным учебным художественным заведением. В нём преподавали многие видные художники и архитекторы, учились скульптор А. С. Голубкина и художник Д. Н. Кардовский.
Упоминания в литературе
35 В дипломе записано: «выданный из Императорской Академии художеств бывшему ученику оной Николаю Глоба в том, что во время пребывания в академии он окончил с успехом академический курс наук и за отличные познания в живописи, доказанные исполнением программного «Иеромонах совершает посвящение Иоанна Грозного в схиму», определением Совета Академии, 2 ноября 1887 года состоявшимся, удостоен звания
классного художника первой степени с присвоением оному, на основании 293 ст. т. III, кн. I. 1863 (РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 106. Л. 20, 23).
Е. Е. фон Баумгартен (1866–1919) – архитектор-художник, архитектурный критик и педагог. Родился в Петербурге в семье директора 1-й Петербургской военной гимназии. Окончил полный курс 1-го Кадетского корпуса. С 1885 г. учился в Академии художеств. В 1889 г. получил Первую и Вторую серебряные медали, в 1890 г. его проект посольского дома удостоен Второй золотой медали. В 1891 г. окончил Высшее художественное училище при Академии художеств со званием
классного художника 2-й степени. В 1900–1919 гг. преподавал в Институте инженеров путей сообщения, Петербургском Технологическом институте (1900–1914 гг.). Преподавал также на Женских политехнических курсах и курсах воспитателей и руководителей по физическому образованию, курсах института и школы рукоделия императрицы Марии. Известность приобрел благодаря своим историко-критическим статьям, посвященным классицизму и модерну в России. Один из активных членов Общества архитекторов-художников. С 1904 г. входил в правление Общества. С 1912 г. – член редакционной комиссии «Ежегодника общества архитекторов-художников». В 1910–1911 гг. принял участие в строительстве здания музея ИИПС (Садовая ул., 50, левая часть). Автор построек на станции «Саблино», надгробия В. Ф. Габерцеттеля на Волковском лютеранском кладбище, проекта Каслинского чугунного павильона – выставочного павильона Кыштымского горного округа для Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже 1910 г. Публиковал многочисленные статьи в журнале «Зодчий» (1902–1903 гг.).
Иван Иванович Поздеев в 1881 г. окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества со званием неклассного художника архитектуры, а в 1883 г. – Императорскую Академию художеств со званием
классного художника архитектуры второй степени. Это дало ему возможность значительно расширить диапазон своей деятельности.
В 1883 г. директором гимназии и реального училища стал известный педагог Яков Григорьевич Гуревич. Он пригласил для преподавания лучшие педагогические кадры и передовых деятелей культуры, сделав гимназию одним из лучших и прогрессивных частных средних учебных заведений Петербурга (с правами казенных гимназий). В 1887 г. здесь преподавали 20 педагогов, состоявших в штате, и около 20 педагогов «по найму», преподававших также в других учебных заведениях. Продолжили работать здесь Иннокентий Федорович Анненский, с 1879 г. преподававший древние языки в гимназии Бычкова, и брат писателя В.М. Гаршина, коллежский советник Евгений Михайлович Гаршин, член комиссии Императорского Русского технического общества по техническому образованию, редактор журнала «Техническое образование», преподававший также в Литейной гимназии. С 1898 г. в гимназии Гуревича преподавали: приват-доцент Петербургского университета историк А.Н. Щукарев и магистрант сравнительного языкознания Н.С. Усов; русский язык с 1895 г. преподавал приват-доцент Петербургского университета С.К. Булич; русскую литературу с 1907 г. преподавал выпускник Дерптского университета Н.К. Пиксанов, с 1914 г. – выпускник Петербургского университета Б.М. Эйхенбаум. Музыкальные занятия вел директор музыкальной школы К.И. Даннеман, преподававший также в Николаевском Сиротском институте; рисование и черчение – скульптор П.П. Забелло и
классный художник Г.Ф. Воропонов; физику – выпускник Петербургского университета А.Л. Гершун и лаборант Императорских Электротехнического и Политехнического институтов В.К. Лебединский, впоследствии профессор Рижского политехнического института (1913) и Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (1930), один из организаторов Нижегородской радиолаборатории (1918), доктор технических наук (1934); историю и философию – профессор Г.В. Форстен.
Связанные понятия (продолжение)
Школьная медаль (официально — медаль «За особые успехи в учении») — знак отличия, выдаваемый по завершении среднего общего образования в школах России и стран бывшего СССР. Медаль является одним из основных видов поощрения выпускников средних школ за успехи в учёбе.
Московская Практическая академия коммерческих наук — среднее учебное заведение для подготовки коммерсантов в Российской империи. Начиная с 1844 года занимало дом Дурасовых на Покровском бульваре. Прекратило существование вскоре после революции 1917 года.
Художник флота (фр. Peintre Officiel de la Marine, POM) — звание официального художника французского ВМФ, имеющего ранг офицера.
Диплом (франц. diplôme, от др.-греч. δίπλωμα — сложенный вдвое лист бумаги) — официальный документ об окончании начального профессионального (специального), среднего профессионального или высшего учебного заведения и присвоении соответствующей квалификации; официальный документ о присуждении учёной степени, присвоении учёного звания, общественном признании лица или организации, присуждении награды или премии.
Академия Жюлиана (фр. Académie Julian) — частная академия художеств в Париже, основанная художником Родольфо Жюлианом в 1868 году. В XIX веке была крупнейшим конкурентом парижской Школы изящных искусств.
«Заслуженный мастер спорта СССР »— почётное спортивное звание в СССР. До 1983 года официальным названием звания было «заслуженный мастер спорта», однако уже в 1950-х годах (тогда аналогичные звания стали появляться и в некоторых других социалистических странах) в официальных документах — например, в Указах Президиума Верховного Совета СССР о награждениях, — употреблялось название «заслуженный мастер спорта СССР». Стандартное сокращение в спортивной справочной литературе — ЗМС СССР.
Действи́тельный студе́нт — низшая учёная степень, затем квалификационное звание выпускника университета в Российской империи XIX века.
Арзамасская школа (Ступинская школа) — так называемая школа иконописного и живописного дела, подготавливавшая также и учителей рисования из крепостных крестьян. Первая в России провинциальная частная художественная школа. Существовавшая в 1802—1861 годах, она была устроена Александром Васильевичем Ступиным в городе Арзамасе (Нижегородская губерния), пользовалась значительной известностью в 1840-х годах и получила статус «художественной школы».
Свободный художник (калька с фр. artiste libre) — в Российской империи звание, присваивавшееся выпускникам старшего отделения консерватории.
Серебряная медаль — медаль, используемая в качестве награды. В спорте серебряная медаль обычно выдается участнику, который получил второе место в соревновании.
Учёные сте́пени в Росси́йской импе́рии — наименования ступеней научно-исследовательской квалификации учёных, использовавшиеся в России с середины XVIII века до Октябрьской революции 1917 года. Юридически, существовало от двух до четырёх степеней: действительный студент (1819—1835), кандидат (точнее, кандидат университета, 1803—1884), магистр (1803—1917, неофициально с 1753 г.) и доктор (1803—1917, частично с 1791 г.). Обладателям учёных степеней в Российской империи давались определённые классные...
Инженер-технолог — звание присваиваемое лучшим студентам, успешно прошедшим курс наук в технологическом институте (Санкт-Петербургском практическом технологическом институте или Харьковском практическом технологическом институте). Сторонние лица могут быть удостоены институтом этого звания после прохождения установленных экзаменов при условии представления свидетельства о получении образования, дающего право на поступление в институт.
Награды для женщин — особые отличительные знаки, которыми удостаиваются только женщины. В основном, виды таких наград никогда не превышали одной-двух в государстве, поэтому общее число женских отличий — достаточно небольшое.
Московское коммерческое училище (Московское Императорское коммерческое училище) — среднее учебное заведение для подготовки к поступлению в высшие коммерческие и технические учебные заведения Российской империи.
Медалье́рика — вспомогательная историческая дисциплина; изучает возникновение и историю медали, становление и развитие медальерного искусства, использует отдельные медали и медальерные комплексы как исторические источники для исследования событий прошлого, жизни и деятельности выдающихся людей, а также изучения истории искусства.
Императорское Коммерческое училище — учебное заведение, возникшее при Московском Воспитательном доме в 1772 году, для обучения купеческих детей. С 1779 года носило имя Прокофия Демидова, по инициативе которого и было создано. В 1800 году училище было отделено от Воспитательного и переведено в Санкт-Петербург. В 1904 году получило статус Императорского, официально прекратило своё существование в 1918 году, но де-факто продолжало работу. Во многом на его основе в 1931 году был создан Ленинградский...
Академия Кармен (фр. Académie Carmen) — французская частная академия художеств в Париже в районе Notre-Dame-des-Champs, существовавшая с 1898 по 1901 годы.
Пречистенские рабочие курсы — бесплатные вечерние общеобразовательные курсы для рабочих в Москве, бесплатные общеобразовательные курсы для взрослых. Существовали с 1897 по 1919 год.
Академический год — год перерыва между школой и высшим учебным заведением, направленный на формирование взглядов о пользе высшего образования. Занятия проводятся в рамках продвинутых академических курсов, внеучебных курсов и неакадемических курсов, таких как курсы досудебного обучения математике, лингвистические курсы, изучение профессий, искусство, волонтёрство, путешествия, стажировки, спорт, культурные обмены и многое другое.
Эдукацио́нная коми́ссия (Комиссия национальной эдукации, польск. Komisja Edukacji Narodowej, от лат. educatio «воспитание», полное название польск. „Komisja nad Edukacją Młodzi Szlacheckiej Dozór Mająca“) — руководящий орган системы просвещения в Речи Посполитой в 1773—1794 годах. Первое в Европе ведомство, по функциям аналогичное общегосударственному министерству просвещения. Создана 14 октября 1773 года по предложению короля Станислава Августа и по инициативе Гуго Коллонтая.
Награ́да — что-либо, выдаваемое (даваемое, присваиваемое) в качестве поощрения за заслуги, отличия, в знак благодарности кем-либо за что-либо.
Петровское коммерческое училище — среднее учебное заведение в Санкт-Петербурге. Было открыто в 1880 году на средства петербургского купечества, закрыто в 1918 году.
Учитель года России — ежегодный всероссийский конкурс, который проводится Министерством образования и науки Российской Федерации, Общероссийским профсоюзом образования и «Учительской газетой». Целью конкурса являются выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта и повышение престижа труда учителя.
Почётное гражданство — форма поощрения личности за выдающиеся заслуги в повышении престижа и благосостояния жителей коммуны, города, области, региона, государства.
Лига студентов-художников Нью-Йорка (англ. Art Students League of New York) — художественное учебное заведение (школа) в США, расположенная на Западной 57-й стрит в Нью-Йорке. На протяжении более сотни лет сохранила традиции по обучению как профессиональных художников, так и любителей, на приемлемых ценах, по удобному для обучающихся графику, охватывая студентов из всех слоев общества. Среди своих педагогов и выпускников в школе было много выдающихся художников самых разных течений в мире искусства...
Мануфакту́р-сове́тник — почётное звание, дававшееся владельцам крупных промышленных предприятий и купцам Российской империи.
Образование во Франции обязательно с 3 до 16 лет. Основные принципы французского образования: свобода преподавания (государственные и частные учреждения), бесплатность образования, нейтральность образования, лаицизм (светскость, нерелигиозность) образования.
Вольная (отпускная) запись или грамота — документ, составлявшийся в России помещиком на имя крепостного в качестве подтверждения односторонней сделки составителя — освобождения зависимого человека от крепостной зависимости (частный случай манумиссии). В более широком значении вольными называют документы, составлявшиеся в рабовладельческих государствах, включая КША, как свидетельство освобождения (манумиссии) холопа или раба.
Францу́зская акаде́мия (фр. Académie française) — научное учреждение во Франции, целями которого является изучение французского языка, литературы, регулирование языковой и литературной нормы французского языка. Является частью Института Франции. Ежегодно академия вручает около 60 литературных премий.
Ученичество — обучение профессии под руководством мастера в процессе производственной деятельности.
Ри́мская пре́мия (фр. Prix de Rome) — награда в области искусства, существовавшая во Франции с 1663 по 1968 годы и присуждавшаяся художникам, гравёрам, скульпторам и архитекторам (в 1803 году была добавлена пятая номинация — композиторы). Лауреат Большой римской премии получал возможность отправиться в Рим и жить там три-пять лет за счёт патрона премии (первоначально им был король Людовик XIV).
Трофей Хармона — три международных трофея, которые ежегодно получают лучший лётчик, лучшая лётчица а также воздухоплаватель (аэростат или дирижабль). Четвёртый трофей, «соотечественник», присуждался с 1926 по 1938 год наиболее выдающимся лётчикам из двадцати одной страны-участницы; награждение было возобновлено в 1946—1948 годах с целью наградить американцев, которые внесли вклад в авиацию. Награда была учреждена в 1926 году Клиффордом Б. Хармоном — состоятельным лётчиком.
Гимна́зия (польск. gimnazjum, нем. Gymnasium — помещение для гимнастических упражнений, спортзал; через лат. gymnasium от др.-греч. γυμνάζω — «обнажаться, раздеваться; упражняться», далее из γυμνός «голый, нагой», далее из праиндоевр. *nogʷ- «нагой» (ассимиляция *nogʷno- > *gogʷno-) — государственное учебное заведение, термин также употреблялся в значении «место для упражнений». В первом значении гимнасий встречается в древних городах Греции, Египта, Сирии и остальных государств Малой Азии, в которых...
Мюнхенская школа (нем. Münchner Schule) — это художественный стиль в живописи Мюнхена XIX — начала XX столетий. Он возник вокруг Королевской Академии Изобразительных искусств и позднее приобрёл огромное значение в академической живописи.
«Искусство. Совершенство. Признание» (англ. «Art. Excellence. Awards.», АЕА) — международный конкурс, основанный в 2015 году Профессиональным союзом художников России и Российской академией художественной критики. Основной идеей конкурса стало объединение множества разнообразных течений в искусстве и поиск новых талантов. Проект призван поддерживать молодых авторов и утвердить признанных мастеров.
Колледж всех душ (англ. All Souls College, /ˈɔ:l səʋls ’kɒlɪdʒ/) — официальное название Староста и колледж душ всех праведных людей, усопших в Оксфордском университете (англ. The Warden and the College of the Souls of all Faithful People deceased in the University of Oxford) — колледж Оксфордского университета. Особенностью учебного заведения является то, что все его студенты автоматически становятся полноправными членами управляющего органа колледжа.
Наградные часы — разновидность уставного (ценный подарок) и неуставного поощрения военнослужащих, зачастую младшего офицерского состава (начиная с младшего лейтенанта).
Мастер спорта СССР международного класса (стандартное сокращение в спортивной справочной литературе — МСМК) — спортивное звание, присваивавшееся в 1965—1992 годах спортсменам СССР, выполнившим установленные Единой всесоюзной спортивной классификацией нормативы. Звание присваивалось приказами высшего органа по управлению физической культурой и спортом в СССР (в 1965 году — Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР; позднее он неоднократно менял названия и статус).