Связанные понятия
Педагогика иезуитов — образовательная система, разработанная педагогами католического ордена иезуитов. Педагогика иезуитов построена на прагматических основах, целью которой являлось создание сети учебных заведений, в которых осуществлялось воспитание и обучение юношей из привилегированных социальных слоёв в католическом духе.
Пиари́сты (Орден бедных регулярных клириков благочестивых школ во имя Божией Матери, лат. Ordo Clericorum Regularium Pauperum Matris Dei Scholarum Piarum, SP., SchP.) — католический монашеский орден, занимающийся обучением и воспитанием детей и молодёжи; другое название пиары.
Бернардинцы (польск. Bernardyni, официально Орден братьев меньших, лат. Ordo Fratrum Minorum) — распространенное название обсервантской ветви Францисканцев на территории Восточной Европы, в первую очередь Речи Посполитой и её странах-наследницах: Польше, Украины, Литве, Белоруссии. Лозунг: «Мир и Добро!». Не следует путать бернардинцев-францисканцев с монахами из ордена цистерцианцев, которых в некоторых странах также называют бернардинцами в связи с выдающейся ролью в становлении ордена святого...
Новициа́т (от лат. noviciatus, novitiatus «новый, неопытный», из novus «новый») — в Католической церкви период послушничества, то есть испытания вступающих в монашеский орден новициев.
Ни́щенствующий о́рден — монашеский орден, который целиком зависит от милостыни людей на средства к существованию. Такие ордены не имеют какой-либо собственности, ни частной, ни общественной, и принимают обет бедности с целью посвятить всю свою энергию и время религиозной работе.
Упоминания в литературе
Статус высшего общеобразовательного учебного заведения на протяжении почти ста лет (1727–1817) имел Харьковский
коллегиум . Он был основан в 1721 г. в Белгороде как Славяно-греко-латинская школа епископом Белгородским и Обоянским Епифанием (Тихорским). В 1726 г. школа была переведена в Харьков, в Покровский монастырь. Новое учебное заведение было утверждено императрицей Анной Иоанновной и получило статус коллегиума. После открытия в 1805 г. в Харькове университета коллегиум был реорганизован в духовное учебное заведение.
В 1928 году Пий XI объединил Папский восточный институт, Папский Григорианский университет и Папский библейский институт, находящиеся под патронажем иезуитов, в «Григорианский консорциум» (при сохранении их самостоятельности), а в 1929 году учредил папский
коллегиум «Руссикум» в целях подготовки католических священников византийского обряда – его стали называть «семинарией для будущих апостолов России». Эта идея была поддержана генералом ордена иезуитов Влодзимежем Ледуховским (с 1914 г.), при котором была проведена реформа всех иезуитских колледжей, заключающаяся в введении единой системы образования. На открытии «Руссикума» присутствовал д’Эрбиньи, а первым ректором его стал словацкий священник Венделин Яворка Первоначально преподавателями семинарии состояли практикующие биритуалисты из иезуитского ордена, которые служили в том обряде, которого требовала обстановка. Но с приходом в 1933 году нового руководства «Руссикум» глубоко погрузился в византийский обряд и русскую культуру.
История
коллегиумов , в том числе Харьковского, уже в середине ХІХ века привлекла внимание краеведов (многие из которых были священниками), а в конце века появились небольшие очерки1, авторы которых делали акцент на биографиях выдающихся воспитанников и преподавателей этого учебного заведения. Важной вехой стало исследование профессора Харьковского университета Амфиана Степановича Лебедева, посвященное просветительской роли Харьковского коллегиума2. Одновременно с очерком Лебедев опубликовал 19 делопроизводственных документов из коллегиумского архива (рапорты, ведомости, аттестаты, расписание занятий, инструкции),18 из которых датировались от середины XVIII века до 1816 года3. До сегодняшнего дня была актуализирована незначительная часть источниковой базы: кроме этой подборки (отдельные документы из нее перепечатывались4), были опубликованы лишь несколько документов, также относящихся ко второй половине XVIII века. Помимо этого на протяжении ХІХ века в журналах и газетах публиковались воспоминания бывших учеников и учителей коллегиума5.Заданные в 1920–1930-е годы крайне негативные характеристики коллегиумов как «церковных» и «архаичных» учебных заведений6 так и не были полностью преодолены в течение ХХ века. Исследование истории Харьковского и других коллегиумов фактически прервалось на много десятилетий7 и возобновилось лишь на рубеже ХХ – ХХІ веков8.
Таким образом, de jure львовская коллегия осталась в своем прежнем статусе, хотя de facto иезуиты начали преподавать там богословские предметы (Священное Писание, схоластическое, позитивное и опровергательное богословие) и именовать ее академией,[330] что в некотором смысле противоположно ситуации в Киеве, где могилянское училище по сеймовым конституциям получило права Академии, но до конца нахождения Киева в составе Речи Посполитой именовалось коллегией и не преподавало высшие науки. Интересно указать на тесную связь Львовской иезуитской и Киевской православной академий в конце XVII – начале XVIII в.: она была возможной благодаря тому, что иезуиты во Львове принимали православных и разрешали им по окончании класса риторики в течение одного года слушать философию (но для продолжения учебы заставляли переходить в унию). Так, во Львовской, затем в Киевской академии учился Феофилакт Лопатинский, будущий ректор Московской академии в начале XVIII в., а еще один ее ректор, а до того префект Харьковского
коллегиума , Митрофан Слотвинский вначале учился в Киеве, затем во Львове, а по окончании учебы вернулся преподавать в Киевскую академию.[331]
Пройдя, таким образом, довольно успешно административно-монашеский искус, иеромонах Нил в 1828 году идет на повышение и назначается 8 мая на должность инспектора Киевской духовной академии и бакалавра богословских наук. 24 декабря того же года Нил уже утвержден членом академической конференции (орган, который после реформы духовного образования в 1869 году именовался Советом) и цензурного комитета. В июле 1829 года иеромонах Нил был отправлен академическим правлением в качестве ревизора для обозрения Полтавской семинарии и Харьковского
коллегиума с подведомственными им училищами. В ноябре того же года отец Нил производил некое следственное дело в Киевской академии[30]. Сейчас трудно сказать, что это было за дело, но то, что отец Нил обладал качествами следователя, станет видно из последующей его деятельности.
Связанные понятия (продолжение)
Кано́ник (др.-греч. κανονικός, лат. canonicus, нем. Stiftsherr, Chorherr, англ. canon, фр. chanoine) в католической церкви — член кафедрального либо коллегиального капитула. Термин имеет греческое происхождение: κανονικός — название священнослужителя, внесённого в список, канон, то есть каталог епархии.
Доминика́нцы , Доминиканский орден, Орден братьев-проповедников (Ordo fratrum praedicatorum, O.P.) — католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником.
Нравственное богословие (лат. Theologia moralis — моральная теология) — дисциплина христианского богословия, излагающая учение о нравственности, нормах морали. В христианстве нравственное богословие излагает и обосновывает нормы христианской этики. Важную роль в нравственном богословии составляет учение о свободе как условии нравственной действий, далее идет учение о нравственном законе (ветхозаветный, евангельский) и совести, затем излагается учение о грехе и покаянии.
Доминиканцы в Белоруссии ― монахи нищенствующего католического ордена братьев-проповедников, обосновавшиеся на территории Белоруссии с XIII века.
Обсерванты в католической церкви - люди, предпочитающие монашеский образ жизни. Первоначально обсервантами считались отдельные лица из числа монашествующих, которые отличались особо строгим укладом жизни. позднее обсерванты выделились в особый класс в монастырях. В указанном смысле название «обсерванты» впервые было упомянуто на Констанцском соборе. В 1350 году в ордене францисканцев насчитывалось около 12 монастырей обсервантов. Во время раздоров между простыми монахами и обсервантами, последним...
Бу́рса (лат. bursa — первоначальное значение — карман, кошелек) в Средние века означало, собственно, общую кассу какого-либо союза или учреждения, например монастыря, братства и т. п. Затем его стали применять преимущественно к кассе общежития учащихся и к самому помещению общежития. Такие общежития под названием бурс, возникли сперва во Франции, где большей частью на средства благотворителей (впоследствии и за плату) студентам университетов предоставлялась общая квартира с полным содержанием, причем...
Орден Братьев Меньших Конвентуальных (OFM Conv) — одна из трёх ветвей ордена францисканцев. Как и прочие ветви францисканцев, обсерванты и капуцины, конвентуалы ведут свою историю от общины, основанной в начале XIII века святым Франциском Ассизским. Собственно орденская ветвь OFM Conv образовалась в 1517 году после разделения ордена на обсервантов и конвентуалов.
Подробнее: Францисканцы-конвентуалы
Кармели́ты — общее название двух католических монашеских орденов и одной конгрегации, придерживающихся духовности монахов-отшельников с горы Кармель.
Семь свобо́дных иску́сств , или семь во́льных искусств (лат. septem artēs līberālēs) — круг «наук», или «искусств» в понимании Логоса у стоиков (др.-греч. ἐλευθέριοι παιδεῖαι, ἐγκύκλια παιδεύματα), преобразованный затем средневековой христианской Западной Европой.
Конгрега́ция (лат. congregatio — союз, соединение) в католицизме — совокупность, союз или организация монастырей, следующих одному и тому же уставу; нередко — синоним слова «орден». Более точно под конгрегацией подразумевается подобное монашескому сообщество, утверждённое епископом или папой и отличающееся от монашеского тем, что члены его приносят не торжественные, a лишь простые обеты.
Плебания (польск. plebania, белор. плябанія) — двор священника католической, реформаторской или униатской церкви в Польше и в Белоруссии в XVI—XX веках. Обычно располагался около храма, включал жилой дом и хозяйственные постройки. Использовались плебании и как своеобразные общественные центры (типография в несвижской плебании, 18 в.). Деревянная жилая застройка выполнялась преимущественно в традициях народного зодчества. Планировка дома обычно 3-камерная, в XIX — нач. XX века более сложной структуры...
Польские братья (польск. bracia polscy) — религиозное протестантское движение, начавшееся в 1570-х годах после раскола среди кальвинистов в Польше. Известны также как «польские ариане», в дореволюционной литературе на русском языке за наиболее радикальными течениями движения закрепился термин «полужидовствующие». Из среды польских братьев к концу XVI века выделилось социнианство.
Папский университет — римско-католический университет, учреждённый и непосредственно находящийся под властью Святого Престола. Такие университеты, как правило, обладают правом выдавать академические степени в областях теологии, канонического права, библейских наук, философии и некоторых других. Папские университеты следуют за европейской системой степеней, выдают учёные степени бакалавра, лиценциата и доктора.
Духо́вная семина́рия (от лат. seminarium — рассадник) — учебное заведение для подготовки христианского духовенства.
Подробнее: Семинария
Уничтожение ордена иезуитов — изгнание иезуитов из католических стран Европы и их колоний, расформирование общества Иисуса (ордена иезуитов) и гонения на бывших членов ордена во второй половине XVIII века. Упразднение ордена было вызвано политическими и экономическими, а не внутрицерковными, богословскими либо другими, причинами.
Эдукацио́нная коми́ссия (Комиссия национальной эдукации, польск. Komisja Edukacji Narodowej, от лат. educatio «воспитание», полное название польск. „Komisja nad Edukacją Młodzi Szlacheckiej Dozór Mająca“) — руководящий орган системы просвещения в Речи Посполитой в 1773—1794 годах. Первое в Европе ведомство, по функциям аналогичное общегосударственному министерству просвещения. Создана 14 октября 1773 года по предложению короля Станислава Августа и по инициативе Гуго Коллонтая.
Референдарий великий литовский или референдарий литовский (белор. Рэфэрэндары вялікія літоўскія, лат. Referendarius Lithuaniae, лит. Lietuvos referentas, польск. Referendarz wielki litewski) — государственный деятель Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, выполнявший обязанности советника польского короля, а позднее и судьи. В Польше должности референдариев светского и духовного были утверждены в 1507 году, в Великом княжестве Литовском — в 1539 году для светского и 1575 году для духовного...
Франциска́нцы (лат. Ordo Fratrum Minorum; «минориты», «меньшие братья») — католический нищенствующий монашеский орден, основан святым Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему.
Пробст (от лат. praepositus или propositus = начальник) — титул в христианских церквях. У католиков — настоятель церкви (например, Мерклин), монастыря. В некоторых национальных лютеранских церквях — старший пастор в определённом географическом регионе, подчинённый епископу. Структура, возглавляемая пробстом, именуется пробством. В Российской империи такие структуры именовались пробстскими округами, в 1832 году был организован 31 пробстский округ. Пробст назначался по решению всех проповедников пробстского...
Наваррский коллеж — французский коллеж, самое знаменитое учебное заведение Парижского университета в XIV—XV вв., колыбель раннего французского гуманизма. Из него вышли лучшие теологи эпохи во главе с Жаном Жерсоном. Основан в 1304 году женой короля Франции Филиппа IV Красивого Жанной Наваррской; был первым королевским институтом в Парижском университете. Главным предметом являлась теология, поэтому инспектором коллежа был теологический факультет. Изучались также грамматика и философия. Стипендии...
Костёл (польск. kościół, белор. касцёл, чеш. kostel, сил. Kośćůł, словацк. kostol, укр. костьол, от лат. castellum «укрепление») — слово в польском, украинском, белорусском, чешском, словацком и силезском языках, обозначающее католический храм, в польском языке — также для обозначения в более широком значении христианской церкви как организации (в русском значении Церковь).
Русская Униатская Церковь (лат. Ecclesia Ruthena unita, польск. Ruski Kościół Unicki, укр. Руська Унійна Церква, белор. Руская Уніяцкая Царква), также Митрополия (Верховная архиепископия) Киевская, Галицкая и всея Руси — поместная католическая церковь греческого обряда, образованная в Речи Посполитой в результате Брестской унии (1596).
Референда́рий (от лат. referendarius от а referendo — докладчик) — должностное лицо в Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском, занимавшееся приёмом жалоб от частных лиц и передачей их содержания канцлеру, который, в свою очередь, доводил их до сведения короля и великого князя. После того, как монарх рассматривал просьбу или жалобу, референдарий сообщал о его решении заинтересованной стороне.
Братья христианских школ (фр. Frères des écoles chrétiennes), ласаллианцы, школьные братья — монашеская конгрегация, основанная в 1684 году реймсским каноником Жаном-Батистом де ла Саллем и утверждённая Папой в 1725 году.
Общество апостольской жизни (лат. Societas vitae apostolicae) — в Католической церкви институт, объединяющий верующих, и устроенный по принципу монашеских орденов и конгрегаций. При этом для членов Общества апостольской жизни принесение монашеских обетов необязательно. Ранее они назвались также обществами совместной или общинной жизни.
Катехи́зис (лат. catechēsis от др.-греч. κατηχισμός «поучение, наставление» ← κατηχεῖν «внушать, отвечать» = κάτω «вниз» + ήχος «звук») — официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов.
Кальвини́зм — направление протестантизма, созданное и развитое французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными течениями в кальвинизме являются пресвитерианство, реформатство и конгрегационализм. Вместе с тем кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских деноминациях, включая баптистов, пуритан, пятидесятников, методистов, евангельских христиан, а также представителей парахристианских учений, например мормонов.
Реформация в Речи Посполитой — общественное и религиозное движение на территории Речи Посполитой, включавшей территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и части Украины. Сторонники реформации требовали изменений в польской церкви. Реформация существовала с 1520-х годов до второй половины XVII века, когда её окончательно победила контрреформация.
Брестская уния привела к возникновению на территории Речи Посполитой Русской униатской церкви. В 1700 году к грекокатолической церкви присоединилась Львовская, а в 1702 году — Луцкая епархии, что завершило процесс перехода православных епархий Речи Посполитой в грекокатолицизм.
Парижский университет (лат. Universitas Magistrorum et Scholarium Parisiensis) был одним из самых значительных и старейших университетов в Средние века. Образовавшись в середине XII века, он был официально признан французским королём Филиппом-Августом в 1200 году и папой Иннокентием III в 1215 году, и быстро приобрёл большую известность и уважение, особенно по части философского и богословского образования. Университет объединял все парижские колле́жи (коллегии) на левом берегу Сены и давал образование...
Каноническое право (лат. jus canonicum; англ. canon law; нем. kanonisches Recht) — система правовых норм, составляющая основу действующего церковного законодательства в Поместных православных церквях, Римско-католической церкви, древних восточных (дохалкидонских) церквах.
Православные братства (Церковные братства) — форма добровольного объединения православных мирян при приходских или монастырских храмах. Целями объединений обычно является попечение о храме, защита интересов православия, а также благотворительная и просветительская деятельность. Первоначально братства возникли в XVI веке в Западной Руси (восточная часть Речи Посполитой, на территории современной Украины и Белоруссии).
Конверз , светский брат — в западном монашестве лицо, принадлежащее к монашескому ордену и живущее в монастыре, но принимающее на себя только часть монашеских обетов и занятое, главным образом, физической работой.
Богосло́вие , или теоло́гия (калька греч. θεολογία от греч. θεός «Бог» + греч. λόγος «слово; учение, наука») — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания.
Колле́ж Сорбо́нна (фр. Collège de Sorbonne, школа господина Сорбонна) — знаменитая богословская школа в Париже, основанная в 1253 году Робертом Сорбоном, духовником Людовика Святого; до революции богословский факультет Парижского университета, унаследовавшего название Сорбонна.
Помезанский диоцез (лат. Dioecesis Pomesaniensis) — один из четырех диоцезов (епархий) Пруссии, расположенная между Вармией и Хелминской землей. Диоцез был создан 28 июля 1242 года решением папского легата Вильгельма Моденского и утвержден папой римским Иннокентием IV 30 июля 1243 года. Главным кафедральным собором диоцеза был собор Святого Иоанна Богослова в Квидзыне.
Вóйский (польск. Wojski) — служебная должность в средневековой Польше (с XIII века) и в Великом княжестве Литовском (с XVI века). Во время войн, когда шляхта отправлялась на сборы, войский следил за порядком в повяте и охранял шляхетских жён и детей.
Подробнее: Войский
Подка́нцлер лито́вский (до 1569 — подканцлер; польск. Podkanclerzy litewski) — должностное лицо Великого княжества литовского и Речи Посполитой, заместитель канцлера. С 1569 года входил в состав сената Речи Посполитой, ранее — в состав Рады Великого княжества Литовского.
Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви.
Бра́тские шко́лы — учебные заведения православных братств на территории современных Белоруссии и Украины в XVI—XVII веках.
Римско-католическая духовная коллегия — главный орган церковного управления во главе с католическим митрополитом могилёвском, существовавший в 1801—1918 годах в Российской империи и ведавший делами российских католиков.
Арианские школы в Белоруссии — учебные заведения представителей реформационного движения в Белоруссии, известных под названием ариане, антитринитарии, литовские братья, социниане.
Коллегиальная церковь , или Коллегиа́та (нем. Kollegiatstift, Chorherrenstift, фр. collégiale, англ. collegiate church, итал. collegiata) у католиков — церковная община, населяемая и управляемая секулярными канониками. Такую общину не следует путать с общиной монашеского ордена, а общежитие каноников — с монастырём.
Генеральный магистр Ордена проповедников — официальный титул главы Ордена проповедников (O.P.), широко известных как доминиканцы. На протяжении истории ордена его возглавляли 87 человек, первым был основатель ордена Святой Доминик, в настоящее время на посту генерального магистра доминиканцев находится Брюно Кадоре.