Связанные понятия
Филателисти́ческие материа́лы — почтовые марки, сцепки, блоки, малые листы, цельные вещи, целые вещи, оттиски почтовых штемпелей, почтовые наклейки и другие знаки почтовой оплаты, являющиеся объектами коллекционирования филателистов.
Филатели́я (греч. philéō, люблю + atéleia, освобождение от оплаты) — область коллекционирования и изучения знаков почтовой оплаты (например, почтовых марок) и других филателистических материалов. Самым непосредственным образом областью изучения филателии является также история почтовой связи. В некоторых случаях под филателией может также подразумеваться совокупность собственно предметов филателистического коллекционирования (например, «магазин „Филателия“»).
Филатели́ст — собиратель почтовых марок и других знаков почтовой оплаты, руководствующийся при создании своей коллекции принципами филателии. При этом филателист не просто коллекционирует марки как таковые, а исследует в рамках выбранного филателистического направления совокупность знаков почтовой оплаты и других филателистических материалов, изучает историю и развитие почты, оформляет и компонует свою коллекцию для участия в филателистических выставках.
Рарите́т (нем. Rarität, от лат. raritas — редкость) — в филателии весьма редкая почтовая марка (или её разновидность), а также очень редкие почтовый штемпель, цельная вещь или целая вещь, которые существуют в настоящее время в небольшом количестве экземпляров и представляют собой ценный коллекционный экземпляр. Особое значение имеет определение степени редкости филателистических материалов при оценке членами жюри филателистической выставки экспонатов выставки.
Филателистическая литература — опубликованные печатные материалы, относящиеся к филателии и содержащие главным образом информацию о почтовых марках, истории почты и других аспектах филателистического коллекционирования.
Упоминания в литературе
В 2004 г., реагируя на все быстрее раскручивающийся маховик арт-рынка, Getty Center в Нью-Йорке организовал выставку под своевременным названием T e Business of Art: Evidence from the Art Market («Бизнес искусства: свидетельства арт-рынка»). Это первая выставка, поставившая во главу угла кухню рынка искусства. В экспозиции показали многочисленные документы, по которым можно было проследить историю арт-бизнеса вплоть до Возрождения. Здесь были рукописные каталоги частных коллекций XVII в., переписка Антонио Канова и Наполеона Бонапарта, в которой художник отчитывается о прогрессе в работе над скульптурным портретом императрицы Марии-Луизы. В журналах середины XX в. речь шла о налоговых преимуществах, на которые могут рассчитывать коллекционеры и меценаты. И это очень напоминает современные исследования крупных инвестиционных компаний, расписывающих другие преимущества покупки произведений искусства. А систему Kunstkompass, придуманную после войны немецким критиком Вилли Бонгардом, можно смело назвать одним из первых индексов, основанных на известности художника. Бонгард собирал информацию о художниках в музеях, коммерческих галереях и журнальных рецензиях и ежегодно рассчитывал для них коэффициент «успеха», который затем сравнивал с галерейными ценами на их работы. Он присваивал каждому художнику очки за те или иные достижения, которые в его системе координат имели значение. Так, художник получал 300 очков за каждую работу
в коллекции важного музея, например Metropolitan, и 200 – за музей меньшей значимости; 50 очков доставалось тем авторам, что были упомянуты в авторитетном художественном журнале, и 10 – за упоминание в журнале попроще. Бонгард отобрал 100 художников, набравших наибольшее количество очков, и сравнил баллы с ценой работы, вполне отражающей все сильные стороны творчества того или иного автора. Сравнение этого «эстетического» и «экономического» значения привело к появлению одного из первых методов, позволяющих рассчитать инвестиционную привлекательность[24].
Долгое время предметы искусства продолжали выставляться в храмах, особняках и специальных помещениях дворцов. И только в XVIII в. музеи в европейских странах превратились в публичные учреждения, коллекции которых начали переходить из частной в государственную собственность. В качестве основной продолжала соблюдаться образовательная направленность музейной деятельности (при общей доминировавшей тенденции демонстрации предметов искусства как символа богатства и могущества владельца). Проблема расширения доступности музейного пространства решалась путем обмена экспозициями, но в основном путем издания
альбомов-каталогов собраний музеев. Полиграфическое качество этих изданий определяло их цену, которая (наряду с ограниченностью тиражей) зачастую делала их малодоступными для большинства населения.
Одновременно оживились наблюдения над работами в городе. Они стали зоной ответственности Музея истории и реконструкции Москвы (сейчас Музей истории Москвы). Его сотрудники начали отмечать все, даже случайные, вскрытия культурного слоя в городе, заводя научный паспорт на каждую из таких точек, и готовить таким образом информационную базу. Особое направление составило усиленное изучение и каталогизация монетных кладов, которыми особенно богата Москва. Началось издание трудов музея, выпуски которых состояли в основном из исследований по археологии города и его окрестностей (издание продолжается до сих пор). Его фонды пополнялись найденными при наблюдениях в городе вещами (в 1930-х гг. они поступали в
основном в Исторический музей). Особенной удачей стала обработка и публикация В.Б. Гиршбергом прекрасной коллекции надгробий XVI–XVII вв., собранных при строительстве школы в Георгиевском монастыре на ул. Дмитровке[16].
Долгое время считалось, что значительная часть архива кабинета А.В.Бакушинского и, конечно, коллекция детского рисунка уничтожены. В процессе изучения коллекции детского рисунка и архива Института художественного образования РАО сотрудники лаборатории истории художественного образования обнаружили запись, сделанную Г.В.Лабунской при создании отдела изобразительного искусства в Центральном Доме художественного воспитания детей в 1931 г. следующего содержания: «передана систематизированная подборка детских рисунков из кабинета примитивного искусства ГАХН в количестве 6 000 экз.» В процессе фронтального изучения коллекции сотрудники лаборатории обнаружили
значительно больше подборок детских рисунков, поступивших из ГАХН, а также из 7-й Опытной станции художественного воспитания, из Музея этой станции в селе Успенском после проведения выставок детского творчества, о которых говорилось выше. То есть цифра, указанная в статьях Н. Сакулиной о количестве рисунков, которыми располагал ГАХН в конце 1920-х гг., находит свое подтверждение.
В настоящее время основными местами хранения источников личного происхождения по истории горцев Северного Кавказа в годы Великой
Отечественной войны являются специальные коллекции и личные фонды архивов и музеев, которые продолжают пополняться данными материалами, а также частные и семейные коллекции и фонды. Эти источники представлены и в фондах федеральных архивов и музеев. Например, крупная коллекция фронтовых писем имеется в Хранилище документов молодежных организаций РГАСПИ. В ее основе лежат письма, собранные в результате специальной акции, предпринятой в 1980 г. ЦК ВЛКСМ совместно с журналом «Юность», а также переданные журналом «Огонек» и поступившие непосредственно от бывших фронтовиков275.
Связанные понятия (продолжение)
Ви́ды филателисти́ческих колле́кций — подразделы коллекционирования знаков почтовой оплаты, определяемые поставленной целью и собираемым филателистическим материалом. Филателистические коллекции помещают в альбомы и кляссеры и экспонируют на филателистических выставках.
Цельная вещь — принятое в филателии название филателистических материалов, объединяющее различные объекты коллекционирования: почтовые конверты и карточки, листы почтовой бумаги, всевозможные формуляры и бланки, другие виды почтовой документации, на которых напечатаны знаки почтовой оплаты или тексты, их заменяющие. Не следует их путать с целыми вещами — конвертами или карточками, на которых марки наклеены, например, с конвертами первого дня.
Альбо́м для ма́рок , или альбо́м ма́рок, — книга, часто со свободно вставляемыми листами (для последующего их добавления), в котором хранится и демонстрируется коллекция почтовых марок.
Филателистическая выставка — временный публичный показ филателистических коллекций почтовых марок и других филателистических материалов и литературы. Филателистические выставки — неотъемлемый элемент в развитии контактов и творческого соревнования между филателистами и наглядно отражают развитие филателии. Для награждения лучших экспонатов на филателистических выставках прибегают к медалям, плакетам, дипломам, почётным грамотам и т. п.
Филателисти́ческий ди́лер — компания или лицо, которое торгует почтовыми марками и филателистической продукцией. К ним также относятся лица, продающие почтовые марки для повседневного использования или служебные марки и марки гербового сбора для использования на документах. Торговцы, которые предлагают эту продукцию собирателям марок (филателистам), могут быть различными по характеру и виду продаваемого ими филателистического товара, а их бизнес по размеру может различаться от небольших домашних...
Конве́рт (нем. Kuvert, фр. couvert, couvrir — покрывать) — оболочка для вкладывания, хранения и пересылки бумаг или плоских предметов. Наиболее распространены почтовые конверты.
Целая вещь — обобщающее филателистическое наименование почтовых отправлений, прошедших почту, с почтовыми марками и без.
Класси́ческая ма́рка — почтовая марка выделяемого филателистами типа, к которым, как правило, относятся почтовые марки, изданные на заре выпуска почтовых марок, например, примерно до 1870 года (иногда и в более поздние годы).
Темати́ческая филатели́я — коллекционирование почтовых марок, а также других филателистических материалов на определённую тему или связанных с определённым понятием. К таким темам может относиться практически всё — от птиц на почтовых марках до известных врачей и истории Юго-Западной Англии. Тематическая филателия зародилась в 1920-е годы и постепенно достигла широкого развития в среде коллекционеров.
Филателисти́ческая эксперти́за (лат. expertus — опытный, сведущий) — исследование марок и других филателистических материалов специалистами высокой квалификации — экспертами с целью верификации подлинности марки и гашения, оценки качества, выявления косметического ремонта, скрытых дефектов, правильности франкировки.
Почто́вая ка́рточка , или пост-ка́рта (от нем. Postkarte), — вид почтового отправления с письменным сообщением, не запечатанное в конверт, а выполненное на специальном стандартном бланке из плотной бумаги или картона. Почтовые открытки впервые появились в Австрии 1 октября 1869 года.
Максимафили́я (реже ма́ксимум-филатели́я, аналогофили́я) — особая область филателии, занимающаяся изучением и созданием картмаксимумов. Она признана Международной федерацией филателии (ФИП) и как одно из направлений в филателии курируется специализированной комиссией ФИП.
Коллекциони́рование (от лат. collectio «собирание, сбор») — деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов (как правило, однородных или объединённых общностью темы). Это могут быть произведения искусства (книги, картины, музыкальные произведения, кинофильмы, видеоигры), историко-культурные и технические ценности и предметы (монеты, значки, почтовые марки, модели, автомобили) или объекты природы (насекомые, минералы, раковины...
Катало́г почто́вых ма́рок — список информации о почтовых марках, составленный с целью облегчения их поиска и классификации по различным признакам.
Конве́рт пе́рвого дня (КПД) — специальный немаркированный конверт, на котором наклеенные почтовые марки либо блоки погашены в первый день их выпуска. КПД относится к целым вещам и представляет собой самостоятельный предмет коллекционирования (филателистический конверт). Практика издания специально подготовленных КПД началась в США в 1851 году.
«Скотт » — каталог почтовых марок мира, издаваемый на английском языке издательством англ. Scott Publishing Company, дочерней компанией издательства Amos Press, обновляется ежегодно и описывает все почтовые марки всего мира, которые редакторы издательства считают выпущенными с целью почтового обращения. Каталог издаётся в шести больших томах (по состоянию на 2006 год), а также на CD. Система нумерации, которая используется в «Скотте» для идентификации марок, наиболее распространена среди коллекционеров...
«Чёрный пе́нни » (англ. Penny Black) — первая в истории почтовая марка стандартного типа. Выполнена в чёрном цвете и имеет достоинство в 1 пенни (отсюда название). Первые почтовые марки, а также штемпельные конверты увидели свет в Англии в 1840 году. Их появление было обусловлено введением унифицированного дешёвого тарифа на письма и связано с именем Роуленда Хилла (1795—1879).
День почто́вой ма́рки — учреждаемый почтовой администрацией той или иной страны и отмечаемый ежегодно памятный день, который призван привлечь внимание общества, популяризовать почтовую связь, расширить почтовую переписку и способствовать развитию филателии.
«Спорти́вная филатели́я», или «Спорт на почто́вых ма́рках», — название одной из крупных областей тематического коллекционирования знаков почтовой оплаты и штемпелей, посвящённых спорту, Олимпийским играм, чемпионатам мира и другим спортивным соревнованиям, спортсменам и их спортивным достижениям, физкультурному движению, спортивным союзам и организациям, или связанных с ними.
Откры́тка (первоначально откры́тое письмо́) — особый вид почтовой карточки для открытого письма (без конверта). Почтовые открытки впервые появились в Австрии 1 октября 1869 года. Коллекционирование открыток называется филокартией.
Картма́ксимум , или карт-ма́ксимум (от фр. cartes-maximum), — художественная открытка с наклеенной на лицевой стороне почтовой маркой того же рисунка и с гашением, имеющим отношение к рисунку. Является объектом коллекционирования в особой области современной филателии — максимафилии.
Разнови́дность (англ. variety, фр. variété, нем. Abart) — в филателии марка или цельная вещь, отличающаяся от остальных экземпляров бумагой (сортом), рисунком (деталями, ретушью и др.), цветом, водяным знаком (наличием или отсутствием, положением и проч.), зубцовкой или просечкой (размерами, формой), клеем (сортом, рифлением, цветом и др.), печатью, надпечатками и др.
Марочный лист (продажный лист, или почтовый марочный лист) — часть типографского листа бумаги с напечатанными почтовыми марками, на которые тот разрезается в типографии перед передачей почтовой администрации. Марочные листы такого размера удобнее перевозить, хранить, учитывать и использовать для целей почты. Иногда марочные листы совпадают по размерам с типографскими листами.
Эссе ́ — в филателии напечатанный прототип, эскиз, проект почтовой марки, предполагавшейся к выпуску, но не утверждённой и потому нереализованной.
Образе́ц — в филателии почтовая марка, предназначенная для направления в качестве образца в соответствующие организации (к примеру, в органы Всемирного почтового союза, для нужд министерства, в средства массовой информации) в рамках сотрудничества с ними почтовой администрации.
Маркированный конверт — собирательное название различных почтовых конвертов с напечатанным или вытисненным знаком почтовой оплаты, часто в виде стандартных почтовых марок, указывающим на предоплату почтового сбора. Это один из видов цельных вещей.
Специальное гашение , сокращённо спецгашение, — почтовое гашение, специально организуемое ведомством почтовой связи в честь выдающегося события или памятной даты.
Филателистический журнал — периодическое издание, знакомящее с новостями филателии, историей почты и филателии, теорией и практикой филателии, деятельностью филателистических организаций и т. д.
Гаше́ние — совокупность различных способов аннулирования знаков почтовой оплаты, отдельных либо находящихся на почтовых отправлениях, с помощью определённых пометок, предотвращающих дальнейшее использование знаков для оплаты почтовых услуг. Гашение следует отличать от надпечатки и франкотипа.
Благотворительная виньетка , или благотворительная марка, — вид непочтовых марок, виньетка, относящаяся к группе знаков добровольных сборов и имеющая памятное, рекламное или агитационное назначение. Средства от реализации виньеток обычно идут на благотворительные цели — социальную помощь сиротам, инвалидам, слепым и глухим, безработным, пострадавшим от стихийных бедствий, в том числе голодающим, на борьбу с некоторыми видами массовых заболеваний (таких, как туберкулёз, малярия) и т. д.
Перевёртка (также иногда перевёртыш) — филателистическое название разновидности почтовых марок, когда часть рисунка отпечатана «верх ногами», то есть перевёрнутой на 180° по отношению к нормальному расположению. Перевёртки, возможно, самые наглядные примеры ошибок на почтовых марках, не только из-за того, что они сразу бросаются в глаза, но и потому что они почти всегда довольно редки и высоко ценятся коллекционерами марок.
Квартбло́к (лат. quartus, четвёртый + блок) — в филателии четыре неотделённые (сцепленные) почтовые марки, расположенные по два экземпляра в двух рядах (2 × 2). Марки могут быть как одинаковыми, так и разными, как с зубцами (перфорацией), так и без зубцов. Квартблок является частью марочного листа.
Знак почто́вой опла́ты , или почто́вый знак, — материальное свидетельство оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи (почтой) по утверждённым тарифам на внутренней и международной почтовой корреспонденции. Являются предметом особой области коллекционирования — филателии.
Поддельная марка (также подделка; по значению соответствует англ. philatelic fake) — подлинная марка, которая была определённым образом видоизменена в целях получения наживы. Согласно Всемирной почтовой конвенции подделка почтовых марок является противоправным деянием. Как правило, поддельные марки выпускаются в ущерб коллекционерам, хотя могут быть выпущены в ущерб почте, то есть для франкирования почтовых отправлений.
Про́бная ма́рка , про́бный о́ттиск, или про́ба, — в филателии напечатанный прототип, эскиз, проект утверждённой и выпущенной в обращение почтовой марки.
Се́рия почто́вых ма́рок — полный выпуск почтовых марок, связанных между собой одним назначением, событием, темой, поводом выпуска, которому они посвящены, имеющих похожий стиль оформления и преимущественно разных номиналов, хотя все марки серии могут быть и одного номинала.
Ме́стная по́чта — почтовая служба, осуществляющая доставку корреспонденции только в пределах отдельного географического района, обычно в пределах города или по определённому транспортному маршруту. В истории известны случаи, когда местная почта принадлежала государству, а также когда местная почта, известная как частная местная почта, принадлежала некоммерческим компаниям. В наши дни многие коллекционеры почтовых марок создают любительскую местную почту (англ. hobbyists' local posts), выпуская собственные...
Календа́рный ште́мпель — почтовый штемпель, применяющийся для гашения знаков почтовой оплаты на различных видах почтовых отправлений и для штемпелевания почтовых документов (переводов, квитанций и других) и содержащий указание календарной даты.
Фальши́вая ма́рка (также фальши́вка, фальсифика́т; от нем. falsifikat, лат. falsificatum — подделанное; по значению соответствует англ. philatelic forgery) — марка, которая является имитацией подлинной почтовой марки, но напечатана без ведома и без разрешения соответствующего почтового ведомства. Изготовление фальшивых марок, фальсификация, в большинстве государств преследуется законом наряду с фальсификацией денежных знаков.
Венская международная филателистическая выставка , сокращённо — ВИПА (от нем. Wiener Internationale Postwertzeichen-Ausstellung — WIPA; в дословном переводе — Венская международная выставка знаков почтовой оплаты), — интернациональная филателистическая выставка, нерегулярно проводящаяся в столице Австрии Вене начиная с 1881 года. Является, пожалуй, самой известной традиционной филателистической выставкой Европы. По состоянию на 2010 год, из десяти Венских международных выставок...
Фиска́льные марки (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis — казённый), или знаки обязательных сборов, — непочтовые марки, являющиеся квитанциями, удостоверяющими получение денежных средств от населения и юридических лиц в государственную или местную казну. Фискальные марки выпускаются почти во всех странах. Иногда используются в качестве почтовых (почтово-гербовых).
Подробнее: Фискальная марка
Оши́бки печа́ти на почто́вых ма́рках — совокупность ошибок, брак технического (технологического) характера, допущенный при печати официально выпущенных в обращение почтовых марок. Ошибки печати при производстве почтовых марок появляются, главным образом, по вине сотрудников типографии, изготавливающей заказ.
Ма́лый лист , или кляйнбо́ген (от нем. klein — малый и Bogen — лист), — небольшой по формату лист почтовых марок. Представляет собой нечто среднее между почтовым блоком и почтовым листом марок.
Упоминания в литературе (продолжение)
В немалой степени этому признанию «вторичных» моделей могли способствовать и собрания европейских владетельных особ, в которых скапливались модели разных видов – как проектные, отражавшие строительные мероприятия владельцев, так и представлявшие для них какой-либо интерес. В XVIII в.
собрания моделей становились популярны, коллекционеры проявляли интерес к моделям античных руин, возникали совершенно уникальные явления, как музей Джона Соуна, где огромная коллекция собственных проектных моделей архитектора дополнялась коллекцией моделей античных памятников. В этом культурном климате и должно было зародиться понимание равной ценности одних и других моделей.
Сегодня его коллекции насчитывают около
трех миллионов экспонатов, представляющих культуру и искусство первобытного общества и античного мира, стран Западной Европы, Востока, России. Среди самых известных памятников, хранящихся в музее, произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, блестящее собрание французских импрессионистов, знаменитая коллекция Скифского золота. Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина II купила для своего частного собрания значительную коллекцию фламандской и голландской живописи (225 картин) у берлинского купца И.Э. Гоцковского. Вначале она размещалась в Зимнем дворце.
С середины XIX века историки стали заниматься не просто организацией экспедиций, обработкой результатов полевых изысканий, изучением коллекций или общим «попечением» над развитием музейной и особенно архивной областей; они взялись за выработку теоретических основ сбережения, отбора и публичного представления ценных свидетельств прошлого (в первую очередь в рамках общей модели музеефикации «подлинных» памятников). Рост просвещения, в том числе исторического, учреждение (после 1863 года) университетских кафедр по истории искусства, профессионализация церковной археологии, работа археологических институтов в Петербурге и Москве и особенно капитальные труды таких крупных ученых, как Никодим Павлович Кондаков (и его последователей), Николай Петрович Лихачёв, Дмитрий Власьевич Айналов и Егор Кузьмич Редин, – все эти факторы существенно обогатили представления тогдашнего образованного общества о русском художественном наследии и повлияли на общий характер восприятия российского прошлого во второй половине XIX века[66]. Эпоха любителей и энтузиастов, «палеографов» постепенно уходила в прошлое. Однако «академизация» не была и не могла быть окончательной; помимо этой экспертной прослойки в России тогда расширялась и укреплялась за счет формальных институций и неформальных отношений связанная с учеными среда профессионалов, работающих с наследием практически, – реставраторов, живописцев, архитекторов, критиков (особенно стоит отметить тут фигуру И.Э. Грабаря). Многие из них занимались не только прошлым, но даже в большей степени
современными художественными практиками и течениями (например, адепты неорусского или византийского стилей, очеркисты и обозреватели, авторы популярных музейных путеводителей, травелогов и т. д.).
При таком подходе потребовались источники, которые могли бы дать свежий ракурс темы, отойти от шаблона. Здесь возникла проблема не только с поиском необходимых сведений, но и с их интерпретацией и переосмыслением. Главную сложность представлял поиск архивных документов, относящихся к наименее известным эпизодам службы А. Е. Снесарева в Туркестане, – к поездке в Индию (1899 г.), рекогносцировкам Семиречья (1900 г.) и Памира (1901 г.), служебным поездкам с британскими военными атташе и ряду др. В фондах Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА) отложилось сравнительно мало документов, относящихся к этим событиям. Вместе с тем, именно в фондах РГВИА удалось обнаружить малоизвестную и важную записку Снесарева «О Памирах», содержащую подробности поездки в Индию и командования Памирским отрядом. Ввод в научный оборот записки «О Памирах», публикуемой впервые в настоящем издании, несомненно, будет способствовать изучению темы памироведения и истории международных отношений в Центральной Азии. Интересные сведения о жизни Снесарева в Ташкенте удалось получить из фондов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (ЦГАРУ). Целям настоящего исследования значительно способствовала обработка материалов туркестанской прессы, особенно газеты «Туркестанские ведомости». Важное значение имела работа в фондах Архива востоковедов Института восточных рукописей РАН (Архив востоковедов ИВР РАН), который обладает уникальной
коллекцией документов, связанных с жизнью и деятельностью А. Е. Снесарева. В этой коллекции отложились важные документы о туркестанском периоде службы Снесарева. Особенно важное значение для целей настоящего исследования приобрела недавно обнаруженная в фондах архива уникальная коллекция фотографий поручика П. П. Родственного, участника памирской рекогносцировки 1901 г.
Для рекламирования своей
деятельности музей использовал журналы «Старые годы» и «Аполлон», в которых часто давалась информация о новых поступлениях. Посещения Музея старого Петербурга во многом были связаны с желанием увидеть новые ценные предметы: «.. коллекция чертежей Кваренги, пожертвованная П. П. Вейнером, сыграла немалую роль не только в смысле пополнения собрания музея, но дала драгоценный материал людям, интересующимся и изучающим архитектуру, т. к. в большинстве посещений публика требовала именно эту коллекцию, подробно знакомилась с ней и изучала»[275].
Архипенко переделал позже около тридцати ранних работ по фотографиям и по памяти. Результатом стали воспроизведения в бронзе, многие из которых были выполнены в середине 1950-х. В некоторых случаях он создал больше чем одно воспроизведение произведения, кроме того, иногда были воспроизведения той же самой скульптуры в других размерах или отличающихся материалах. В каждом случае работы были подписаны датами замысла оригинала. Исключение составляет Статуя на треугольной базе (Статуэтка), 1914, оригинал которой в гипсе был получен от автора Самуэлем Фальком, ведущим коллекционером раннего творчества скульптора, и находится сегодня в
коллекции Тель-Авив музея. Известен ряд бронзовых вариантов этого произведения, в том числе в музее в Льеже, в Бельгии. Один из них, из частного собрания, мне довелось видеть в январе 2004 года в Киеве. На старой бронзе после подписи стоит дата «1928». Это, несомненно, не отливка с оригинала 1914 года, а версия, созданная по памяти и по фотографиям в Штатах и датированная, по-видимому, реальным временем исполнения версии.
Библиотека «Мир литературных
героев» представляет собой коллекцию книг высочайшего художественного уровня, изданных с использованием новейших технологий мирового книгоиздательства. Это собрание можно сравнить с шедеврами книгопечатания прошлых веков, давно ставших раритетами. Издания этой серии представляют собой произведения высочайшего книжного искусства, ныне почти утраченного.
Если менеджмент в области искусства во все эпохи существовал по законам рынка, то галереи развивались и развиваются достаточно мобильно: выставочным пространством может служить, по воле автора или куратора, любое пространство – от тела автора, улицы современного города до природного ландшафта, до промышленных зданий или исторического интерьера. Музеи (изначально менее гибкие образования) сегодня часто вынуждены сочетать исследования классического искусства с поиском новых форм презентации, перенимая стратегии развития, успешные в других сферах общества. Т. Калугина отмечает, что крупные музеи и коллекции превращаются в транснациональные корпорации, срастающиеся, организующие филиалы по всему миру и осуществляющие международную экспансию: «Эрмитаж – Гугенхайм» в Лас-Вегасе и Санкт-Петербурге. Семейная империя Соломона Гугенхайма, насчитывающая шесть музеев и растянувшаяся от Нью-Йорка до Бильбао, а в перспективе до Китая и Индонезии, попала под подозрение в участии во всемирном заговоре (ее иногда называют музейным Макдональдсом); то же можно сказать и о Музее Людвига, существующем в одиннадцати городах Европы и Азии. Мультикультурный статус
современных музеев связан и с формированием точки зрения на динамику мировой культуры в диахроническом и синхроническом аспектах как «взгляда победителя» (С. Жижек). В. Селиванов отмечает: «Эрмитаж – это взгляд России на мировое пространство, это критерии оценки мировой культуры, отражающие позицию России в культуре, ее взгляд на мировое пространство»[46].
О серьезности отношения к татуировке говорит и тот факт, что в США началось издание ряда журналов, посвященных этой тематике. Они занимаются научной стороной и популяризацией проблем, касающихся исключительно татуировки. Неутомимый популяризатор искусства украшения тела, создатель музея Истории татуировки в Оксфорде и многолетний председатель Британского клуба татуировщиков Лайонел Тиченер издает ежемесячник.
Были создан Музей искусства татуировки в Сан-Франциско, Музей татуировки в Амстердаме, отдел татуировки в музее анатомии при Токийском университете, а также отделы татуировки в некоторых музеях искусства и при больничных архивах во многих странах Запада. В архиве при больнице св.Вита в Лондоне в качестве экспонатов хранятся фрагменты татуированной человеческой кожи 1608 и 1808 годов. Выделена в отдельную экспозицию коллекция 19 века, представляющая портреты татуированных маори, – в городской художественной галерее в Окленде (Новая Зеландия). Чак Элдридж, знаток и историк татуировки, собирает, обрабатывает и открывает доступ к документации со всего мира, посвященной татуировке, в созданном им самим архиве татуировки в Беркли (США).
Музей под открытым небом в Бимише (Северная
Англия) был основан как музей повседневной жизни графства. Это была попытка в комплексе воссоздать историю развития общества и промышленности района. В 1970-м представители 8 графств подписали договор о создании музея. Под музей была отведена территория в 120 га; были созданы «городской» и «сельский» сектора музея, позволившие воссоздать взаимодополнение в этом регионе промышленности и сельского хозяйства. В городской сектор был перенесен ряд характерных домов из соседнего города, в них размещены контора адвоката, кабинет стоматолога, писчебумажный магазин, кабачок, конюшня, восстановлен типичный облик улицы, пущен исторический трамвай. Шахтерская улица была реконструирована с садами, двориками, внутренним убранством помещений, кошками, огнем в каминах, домашними хлопотами. На работу были приняты горшечник, печатник и т. п., демонтирован и перенесен в Бимиш вокзал Роулей, отреставрированный на 1910 г., пущена копия старинного паровоза, перенесен музыкальный киоск. Действующая ферма музея специализируется на разведении редких традиционных пород скота. Сбор предметов, типичных для региона, решающую роль в котором сыграл энтузиазм местного населения, позволил в результате собрать беспрецедентную коллекцию памятников социальной истории (около одного миллиона единиц хранения). Один из аспектов осуществляемой здесь коммуникации – передача опыта, знаний, воспоминаний, традиций от старших посетителей детям и внукам.
Наиболее значительные приобретения сделал для Кабинета внук И. Амербаха – Базилиус Амербах, который превратили коллекционирование в дело всей своей жизни. Он был известным юристом, обслуживал богатых клиентов,
поэтому для покупки произведений искусства всегда имел солидные средства. Нередко он приобретал целые наследства, которые выставлялись на торги. Помимо произведений искусства в таких наследствах часто находились коллекции медалей, манускрипты, книги и природные диковинки. Покупая картины, Базилиус Амербах старался отыскать для своего собрания и эскизы к ним, поэтому в Кабинете Амербахов сохранилось и большое количество рисунков. Все свои сокровища Б. Амербах разместил в сводчатом зале, который пристроил к семейному дому.
Сотни метров кинопленки, тысячи фотографий, собранных в архивах
мира, частных коллекциях и просто в старых домашних альбомах, являются бесценным документом Великой войны, великой мировой трагедии начала двадцатого века, 100-летие которой отмечается в этом, 2014 году. Профессионалы и любители светописи оставили потомкам зримые документы времени, позволяющие сегодня увидеть события столетней давности не только в статике фотоснимка, в движении на кинопленке, но и в подлинном цвете и объеме.
Нумизматикой я был увлечен с детства. Собирал монеты разных стран и времен. Сочувствуя моему увлечению, мама приобрела для меня у престарелого собирателя коллекцию древнегреческих и римских монет. Еще до войны я был связан с Историческим музеем, занимаясь в школьном кружке, а сразу после войны
стал постоянным посетителем отдела нумизматики, передав в него свою коллекцию. Я был очень доволен тем, что некоторые экземпляры в ней оказались лучшей сохранности, чем экземпляры отдела. Первым моим руководителем стал заведующий отделом Исторического музея Александр Александрович Сиверс, человек со сложной судьбой, которому я обязан многими жизненными уроками. В 1946 г. я поступил на Исторический факультет Московского университета, на собеседовании с тогдашним деканом Михаилом Николаевичем Тихомировым отвечая на вопрос: «почему я интересуюсь нумизматикой», сказал: «меня интересуют монеты, как источник знания о прошлом».
В настоящее время Государственный Эрмитаж является одним из крупнейших художественных музеев мира. Богатство его экспозиции наглядно представляет сложный путь развития мировой культуры.
Огромный хронологический диапазон коллекций помогает ученым сопоставлять предметы, различные по времени и месту создания. В свою очередь зритель может ощутить ход истории и осознать свою роль в современной культуре.
Парк скульптур открыт до заката солнца. Сад скульптур находится на открытом воздухе, через дорогу от музея, в нем представлены скульптуры известных в мире скульпторов, в
том числе Родена. Музей первоначально задумывался как музей современного искусства. В коллекции музея собраны в основном предметы искусства со всего мира, созданные в течение последних двадцати пяти лет, в том числе работы самых известных художников двадцатого столетия. В музее Хиршхорна хранятся полотна таких известных художников как: Анри Матисса, Пабла Пикассо, Арчила Горки, Томаса Икинса, Марка Ротко, Кеннет Нолана, Пабла Мэри Кассата, Эдварда Хоппера, Ханса Гофмана, Виллем де Кунинга, Генри Мура, Джона Чемберлена, Мильтона Эвери, Франца Кляйна, Фрэнсиса Бэкона, Джексона Поллока, Луи Морриса, Дэвида Смита, Ларри Риверса и других.
Весь предметно-документальный массив, на который опирается музейное познание истории, требует ныне нового, более углубленного прочтения с учетом совокупности разного рода источников и, прежде всего, письменных в сочетании с базовой музееведческой литературой, ныне позабытой, или редкой, выпущенной небольшими тиражами, где обосновывались главные принципы российского музееведения: отношение к
музейным ценностям как к национальному достоянию, демократизация музейного дела как необходимое условие его развития, неприкосновенность коллекций музеев и т. п. В современных условиях эти подходы в отечественном музееведении закреплены в Федеральном законе от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
В 1872 и 1882 гг. фон Боде также приезжал в Петербург для изучения собрания голландской живописи. По его инициативе в 1897–1904 гг. на основе Старого музея в центре Берлина,
на «Острове музеев» (Museumsinsel), был создан Кайзер Фридрих Музеум, объединивший Египетский музей, коллекцию папирусов, Скульптурное собрание, Картинную галерею, Музей древней истории и Нумизматический кабинет. В 1905–1929 гг. фон Боде был генеральным директором Берлинских музеев. С 1956 г. созданный фон Боде объединенный музей в Берлине носит его имя (Bodemuseum). Фон Боде был сторонником «методологического минимализма»: строгой локализации памятника по месту и времени создания. Всяческого рода обобщения признаков школы и стиля Боде считал излишними и даже вредными. За пуризм и жесткость характера Боде прозвали «Бисмарком музейного дела».
Собирание античных гемм является одним из древнейших видов коллекционирования. Оно началось еще в эпоху Возрождения и сразу же приобрело широкое распространение. Например, собрание гемм, принадлежавшее Лоренцо Медичи, насчитывало десятки тысяч экземпляров. Собирание гемм продолжалось и в
последующие эпохи. Так, большими коллекциями резных камней обладали Жан-Жак Руссо и Иоганн Вольфганг Гёте. Примечательно, что коллекции Гёте даже использовались в качестве наглядных пособий по истории античного искусства.
Интерес к выставкам Пикассо в обеих российских столицах был огромен. Это неудивительно, ибо никогда ранее произведения франко-испанского мастера не экспонировались в нашей стране столь полно и широко. Были великолепно представлены практически все периоды творчества Пикассо и почти все сферы приложения его необычайно многогранного гения. Хотя такие области, как керамика, графика, книжная иллюстрация, плакат на этот раз остались в тени (впрочем, наш зритель уже имел возможность знакомиться с ними), но зато российская публика впервые по-настоящему смогла оценить творения Пикассо-сценографа и, в особенности, – скульптора. Общеизвестно, что именно Национальный музей Пикассо в Париже обладает самой лучшей в мире коллекцией скульптур мастера –
более 150 произведений, созданных на разных этапах его творческого пути.
Церковь Кастра (L?Eglise de la Castre). Церковь расположена на бульваре Антиб. Отсюда открывается панорамный вид на город. В церкви расположен антропологический музей Де Ла Кастра, в экспозиции которого выставлены музыкальные инструменты со всего мира, маски, оружие африканского происхождения, а также собрание древностей Средиземноморья.
Основоположниками коллекций музея стали два путешественника: Жину де ля Клош и барон Ликлама. Этнографическая коллекция музея третья по значимости во Франции. Здесь хранятся экспонаты, привезенные с пяти континентов: предметы искусства и быта Северной и Южной Америки, Ближнего Востока, Африки и Океании. Целые залы посвящены Африке, Азии, Ближнему Востоку, Океании. В музее полно представлена археология Египта, Месопотамии, Греции, Ирана, Сирии, Кипра и Рима. Для студентов всего мира посещение музея бесплатно.
Если бы еще лет десять назад кто-нибудь сказал мне, что я стану автором книги об Анатолии и тем более о мусульманской архитектуре, я бы удивился, – предметом моего
научного интереса долгие годы был другой регион, другая эпоха, совсем иная цивилизация и памятники совершенно иного вида искусства и масштаба. Но долгожданная поездка в Сирию неожиданно сорвалась, – интересовавший меня ближневосточный регион, тогда еще вполне мирный, был объявлен «нежелательным для посещения» из-за очередной вспышки какого-то «птичьего гриппа». План запланированной командировки пришлось срочно менять, «вписываться» в программу близкого по теме семинара в Стамбуле и ограничивать аппетит музейной работой с дотоле известными мне только по каталогам коллекциями стамбульского Музея Древнего Востока, Музея анатолийских цивилизаций в Анкаре и Археологического музея Коньи.
Почему так происходит? В основе традиционной эстетики лежит категория прекрасного, связанная с понятиями идеала, совершенства и гармонии. Современная культура основана на постэстетике, основной категорией которой является вторичность,
основным принципом – копирование. «Общество традиций» признавало ценность эталона – «общество тенденций» признаёт ценность штампа. Значимым и статусным становится не первоисточник, а его калька. Важен не отдельный экземпляр чего-либо, а количество экземпляров – тираж. Одежда, мебель, продукты питания, книги – всё выпускается в виде серий, линеек, коллекций. Этому же принципу подчиняется и современный дизайн, в котором прочно укоренился «плагиат приёма» – многократное повторение одних и тех же оформительских стратегий, техник, образцов.
В 1904 г. кампания Д. Истмена выпустила в продажу кассеты с 12 пленками размерами 8×10,5 и 10×12 см. Начали входить в употребление электрические ртутные лампы. Оптическая фирма «Фохтлендер и сын» в Брауншвейге создала самый светосильный на тот момент объектив «Гелиар» (1:4,5), который позволял производить съемку в вечернее время и в закрытых помещениях с ограниченной освещенностью. Журнал писал о негативном процессе съемки и о процессе фототипии – возможности полиграфического воспроизведения отпечатков с негативов с сохранением всех деталей и полутонов. Новая фотобумага «Мюльтико» позволяла получать цветные позитивы с черно-белых негативов: бумага состояла из нескольких слоев с добавлением синего, зеленого и красного пигментов (1904, № 11). Журнал «Фотограф-Любитель» выступил с важной гражданской инициативой о создании иллюстраций Русско-японской войны для проекционных фонарей. Редакцией были собраны свыше 350 снимков разных эпизодов войны, взятых из английских, французских, немецких, итальянских и русских изданий. Самая большая коллекция диапозитивов сражений при проекции на большой экран могла бы служить подъему патриотизма. Журнал предлагал фотографическим
обществам показывать коллекцию своим членам, а затем – безвозмездно – местной учащейся молодежи; если же и местное население захочет увидеть коллекцию, то вся плата от показа должна была направляться от имени общества на нужды Красного Креста. Диапозитивы были подобраны по сериям:
В Петербурге в 1779 г. появляется путеводитель «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год». Он был написан библиотекарским помощником Академии наук и архивариусом А. Богдановым. Этот путеводитель
содержал сведения об истории, архитектуре, коллекциях, хранящихся в различных зданиях, и его в соответствии с современными понятиями вполне можно назвать туристским.
Сегодня ювелирные сокровища Российского императорского двора можно
увидеть на сайтах различных музеев. Доступны для интернет-просмотра «ювелирные лоты» крупнейших аукционов. У нас в России самые крупные государственные коллекции ювелирных изделий хранятся в Бриллиантовой комнате и Галерее драгоценностей Государственного Эрмитажа и в Кремлевской Оружейной палате с ее знаменитым историческим залом Алмазного фонда. Казалось бы, все давно «разложено по полкам»… Однако жизнь продолжает подбрасывать сюрпризы. Одним из таких последних подарков для искусствоведов и историков стал ювелирный клад (2168 предметов), обнаруженный 27 марта 2012 г. в Петербурге в ходе реставрации особняка Нарышкиных на ул. Чайковского, 29.
До 1988 г. изучение террора, спланированного и осуществленного государством против собственного народа – различных народностей и национальностей СССР, представителей зарубежных государств и разных религиозных конфессий, – было под запретом. Любые попытки исследования со стороны сотрудников музея жестко отслеживались и пресекались силовыми ведомствами. С начала 1990-х гг. Соловецкий музей-заповедник приступил к многоплановой разработке темы. В первую очередь были проведены работы по увековечению памяти жертв репрессий на Соловках: в черте поселка Соловецкий, в районе массовых захоронений была организована мемориальная территория с установкой Соловецкого камня. Музей начал тесное сотрудничество с международным обществом «Мемориал» и его отделениями по стране. По инициативе обеих сторон с 1989 г. проводятся ежегодные акции – Дни памяти жертв репрессий. В плановые работы Соловецкого музея включено формирование
фондовых коллекций и материалов для музейного архива. Ведется электронная база данных по истории Соловецких лагерей и тюрьмы (1920–1939). Особое внимание уделяется научным исследованиям: работа в государственных, ведомственных и частных архивах; полевые исследования на архипелаге и за его пределами; ведение единой базы по персоналиям (на основе общения с бывшими заключенными, а также бывшими сотрудниками Соловецких лагерей и тюрьмы и их родственниками).
В процессе собирания фольклорных источников важная деятельность Областного
дома народного творчества, опубликован ряд музыкально-песенных сборников[137]. В 1979 году Областной дом народного творчества был переименован в Ленинградский областной научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы, а с 1981 года в его стенах появился первый штатный сотрудник-фольклорист Алексей Николаевич Захаров. Большой вклад в сбор фольклора Ленинградской области внес Вячеслав Аркадиевич Игумнов, являвшийся руководителем экспедиций в Тихвинском районе. К экспедиционной работе привлекались сотрудники и студенты музыкальных учебных заведений Ленинграда и области. В совместные экспедиции выезжали филологи, фольклористы, этнографы, хореографы, прикладники. Запись велась в основном на бобины и иногда на аудиокассеты. За четыре года А.Н. Захаровым была собрана коллекция из 121 пленки (100 бобин и 21 аудио кассета), общее звучание которой составляет более 250 часов (около 4840 единиц звукозаписей) по четырнадцати районам Ленинградской области. В фонотеку вошли как оригиналы, так и копии материалов ИРЛИ, ЛГИТ-МиК, ЛОЛГК, ЛГИК, ЛОККиИ, коллекций А.М. Мехнецова и В. А. Игумнова; записи концертов этнографических ансамблей и любительских народных коллективов; копии с пластинок. Аудиоматериалы, хранящиеся в фонотеке, записаны не только от русского населения, но и от ижор, вепсов, карел, финнов. К тому же в коллекцию вошло пять пленок (88 ед. зап.) с записями близлежащих территорий: Прионежский район Карельской АССР и Гдовский район Псковской области.
Не оставили музей без внимания и знаменитые русские меценаты. Свой вклад внесли представители купеческих фамилий – Бахрушины, Бурылины, Грачёвы, Постниковы, Сапожниковы. Свыше трёхсот тысяч предметов, в том числе произведения иконописи, русской живописи XVIII–XIX веков, лицевого шитья, древних рукописей, всех видов прикладного искусства, подарил музею Пётр Иванович Щукин. Несколько коллекций охотничьего оружия и пистолетов передал предводитель Нижегородского дворянства Александр Андреевич Катуар де Бионкур, рукописей и книг – археограф и коллекционер, городской голова Ярославля Иван Александрович Вахрамеев. Страстный коллекционер гравюр и
документов по русской истории, известный аристократ, действительный член Императорской академии художеств Павел Яковлевич Дашков подарил музею часть своей коллекции художественных произведений.
В нашей коллекции находится колода из 34 листов серии Kolibri Cards выпуска около 1860 г., состоящая из 21 фигурной и 13 числовых карт. Фигурные карты напечатаны с медных клише, раскрашены вручную, и на них изображены танцоры
разных стран. Эскизы для них разработал проживавший в Вене карточный мастер Гейгер, и через несколько лет в этом городе их использовали в качестве козырей для серии «Таро в костюмах».
В документах архива Российского этнографического музея удалось обнаружить описание народного искусства Северного Кавказа и исследовать способы получения предметов кустарных промыслов чеченцев, собранных в данном
музее. Уникальными личными фондами, мало использующимися в своих работах историками, располагает Государственный исторический музей. В данном хранилище удалось обнаружить документы по истории развития учебного дела на Кавказе в фонде № 371 (Зайцева А.П.– директора учебных учреждений Терской области) и фонде № 372 (Неверова Я.М.– попечителя Кавказского учебного округа). Интересным для исследования чеченских кустарных промыслов является фонд № 227 (фонд Комитета для устройства в Москве музея прикладных знаний) Центрального исторического архива г. Москвы. В одном из дел данного фонда удалось выявить переписку организаторов выставки с наместником на Кавказе об устройстве отделения Кавказской коллекции при Московской Политехнической выставке 1872 года. В музее антропологии и этнографии им. П.Великого (МАЭ РАН), в отделе Кавказа хранится уникальный фонд, в котором собраны редкие фотографии чеченцев и чеченок (№ 121–105, 136-22, 1403-23).
В истории архитектуры Древнего Рима особую, еще не до конца выясненную роль составляют города Римской Африки, археологические исследования которых по сей день служат неиссякаемым источником
пополнения музейных коллекций превосходными произведениями античной скульптуры и живописи. Однако если мозаики Туниса, Алжира, Марокко и Ливии уже получили достойное признание в научных и популярных изданиях, то близкие им по стилю и технике выложенные тессерами из цветного камня мозаичные полы античных построек Испании и Португалии пока в значительной степени остаются предметом полевых и кабинетных исследований. Между тем они представляются наиболее ярким и привлекательным проявлением античного искусства на территории Пиренейского полуострова.
Материалы краеведческих исследований 1929– 1930-х гг. остались по большей части неопубликованными. В Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб) находится фонд общества «Старый Петербург—новый Ленинград» (ф. 32). Часть материалов сохранилась в личных фондах активистов этого общества (например, фонд В. М. Лосева
в отделе рукописей Российской национальной библиотеки). Там же хранится историческая справка П. П. Юрьевича о Новодевичьем кладбище с аннотированным списком захоронений. В рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН хранятся рукописные некрополи и картотеки: Б. Л. Модзалевского, В. Н. Чувакова, А. И. Никольского, И. М. Картавцева; коллекции некрологов А. Ф. Кони, О. С. Гущиной.
Наряду с церемониальными погребальными альбомами в XIX в. с Высочайшего соизволения выпускались специальные брошюры, выполнявшие роль репортажа с места событий, которые послужили важной источниковой базой для исследования.[54] Брошюры, посвященные похоронам членов императорской семьи и родственников (герцогов Лейхтенбергских, Мекленбург – Шверинских,
Ольденбургских) собраны в единую коллекцию в РГИА.[55]
В коллекции Центрального военно-морского
музея собрано более 700 тысяч экспонатов, в том числе более 2 тысяч моделей кораблей.