Связанные понятия
Конгресс-халифатистская партия свараджа — индийская политическая партия, созданная в 1923 году Читтаранджан Дасом и Мотилалом Неру из членов Индийского национального конгресса и Движения в поддержку халифата. Базировалась на идеях свараджа («самоуправления»).
Консультативная группа политических партий (индон. Badan Permusjawaratan Partai-Partai, BPP) — широкая коалиция политических партий Индонезии. Предварительное совещание руководства партий, на котором была достигнута договорённость о создании BPP, прошло 27 февраля 1951 года. Официально начала действовать 31 марта 1951 года, тогда же была принята её Основная программа, основанная на идеях индонезийского национализма. Консультативная группа провозгласила в числе своих целей полную политическую независимость...
2-е Учредительное собрание Непала — однопалатный законодательный орган Федеративной Демократической Республики Непал, состоящий из 601 члена, которым поручено подготовить проект новой конституции Непала. Сформирован по результатам выборов в Учредительное собрание 2013 года после невозможности принятия конституции 1-м Учредительным собранием.
Лига учреждения парламента (яп. 国会期成同盟, こっかいきせいどうめい) — общенациональная общественно-политическая организация в Японии. Возникла в 1880 году путём переименования «Общества патриотов». Принимала участие в «Движении за свободу и народные права», которое выдвигало требование созыва всенародного парламента. Распущена в 1881 году с целью создания Либеральной партии Японии.
Упоминания в литературе
Коммунистический интернационал был фактически основан 4 марта 1919 года, на третьей сессии конференции, которая собралась в ответ на приглашение Москвы от 24 января. Среди 51 делегата конференции российская делегация была самой многочисленной36. 35 делегатов, представляя 19 партий и групп, имели полное право голоса. Первоначально было решено придать конференции статус учредительной, с тем чтобы она расчистила путь для будущего, более представительного
конгресса , на котором и будет создан Третий интернационал. Причиной этого решения стала оппозиционность делегата из Германии Эберлейна, которому были даны инструкции выступить против немедленного создания нового Интернационала37. Но 4 марта это возражение было отвергнуто, и, кроме воздержавшегося от голосования Эберлейна, другие делегаты единодушно утвердили постановление о преобразовании конференции в I конгресс Коммунистического интернационала. Был избран Исполнительный комитет, который, в свою очередь, избрал бюро пяти, включая Ленина, Троцкого и Зиновьева. Конгресс выпустил манифест, в котором говорилось, что новый Интернационал чувствует и сознает себя подлинным духовным преемником и вершителем дела, начатого Марксом и Энгельсом. Таким образом, в России под влиянием большевистской революции возникла новая международная организация, враждебно и воинственно настроенная не только по отношению к капитализму, но также и к «реформистскому» социализму.
В 80-е гг. XIX в. возникает крупнейшая на Востоке партия – Индийский национальный
конгресс . Наряду с партиями парламентскими, ставящими своей задачей участие в выборах и деятельность в высших представительных органах государственной власти, образуются рабочие партии – социалистические и социал-демократические. Большая часть подобных партий уже в начале XX в. широко использует парламентскую тактику, активно включается в политический процесс, участвует в выборах. Примером является Лейбористская партия Великобритании, которая уже в 20-е гг. XX в. заняла место либералов в двухпартийной политической системе, сформировавшейся в стране. Часть подобных партий занимала леворадикальные, революционные позиции и выступала под лозунгами насильственного свержения существующего порядка.
События Корниловского мятежа были восприняты национальными окраинами как проявление слабости центра. Созыв 19–28 сентября в Киеве Съезда народов России стал прямой реакцией лидеров национальных движений на усиление анархии в стране. В работе съезда участвовало 15 делегатов от мусульманских народов, в том числе М. Векилов, А. Адибеков, Д. Садыков и Ш. Рустамбеков, представлявшие Закавказье. Главными решениями этого представительного форума стали следующие: «1. Признать единственно возможной формой государственного устройства России национально-федеративную республику. 2. Через местные национальные учредительные собрания определить конституцию и границы отдельных федеративных областей. 3. Добиваться участия заинтересованных народов России на будущем мирном
конгрессе . 4. Считать неотложным образование при Временном правительстве из представителей отдельных народов особого совета по национальным вопросам и в том числе по образованию национальной армии» [22].
Июль 1889 – в Париже создан II Интернационал. Французские социалисты принимали у себя
конгресс , собравший 391 делегата – социалистов и деятелей профсоюзов из разных стран. Организация была названа Социалистический интернационал. Во время конгресса делегаты призвали трудящихся провести 1 мая всеобщую демонстрацию и сделать это традицией.
Интересно, что еще при создании клуба рассматривалась возможность того, что впоследствии на основе выработанных концепций, мнений могли бы консолидироваться общественные движения и политические партии. Например, Партия Всероссийский Национальный
конгресс (ВНК) возникла весной 1995 года из инициативной группы, состоявшей в основном из активистов дискуссионного «Арбатского клуба» во главе с депутатом Государственной Думы генерал-майором Николаем Столяровым.
Связанные понятия (продолжение)
Фра́кции Европе́йского парла́мента — политические группы депутатов в Европейском парламенте. При этом объединение депутатов в группы происходит не по национальному признаку, а по их партийной принадлежности. Фракция может быть формальным представлением общеевропейской партии (европартии) в Парламенте. В других случаях она может быть коалицией из европейских партий, национальных партий и независимых политиков. Главное требование : в составе парламентской фракции должно быть как минимум 25 депутатов...
Всероссийское демократи́ческое совещание (Демократи́ческое совещание) — совещание представителей политических партий и общественных организаций, проходившее в Петрограде 14—22 сентября (27 сентября — 5 октября) 1917 г. Итогом Совещания стало создание Предпарламента.
Британский конгресс тред-юнионов (БКТ; The Trades Union Congress, TUC) — профсоюзный центр в Великобритании. Объединяет 65 профсоюзов с 5,6 млн членов. Текущий генеральный секретарь — Френсис О’Грейди.Был организован в 1860-х годах как координационный центр британских профсоюзов. Первый съезд состоялся в 1868 году в Манчестере. Исторически связан с Лейбористской партией, основанной как партия тред-юнионов, но является независимым от политических партий. Конгресс может высказывать свое мнение по тем...
Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
Португалия — парламентско-президентская республика (республика была провозглашена в результате революции 5 октября 1910 года).
Подробнее: Политическая структура Португалии
Брюссельская конференция КПГ (нем. Brüsseler Konferenz der KPD) — первая партийная конференция коммунистов Германии после прихода к власти национал-социалистов. Состоялась 3—15 октября 1935 года в Кунцеве под Москвой. В целях конспирации местом проведения указывалась бельгийская столица. Брюссельская конференция также часто именуется 13-м съездом КПГ. В работе конференции приняло участие 35 (по другим данным 38) членов партии и около 20 гостей съезда.
Прогрессивный альянс социалистов и демократов (англ. Progressive Alliance of Socialists and Democrats, сокр. англ. S&D) — социал-демократическая фракция Европейского парламента, политическая группа Партии европейских социалистов. Фракция существует под разными именами с момента создания в 1953 году и до выборов 1999 года являлась самой многочисленной в парламенте. Настоящая фракция занимает второе место по числу членов Европейского парламента, под данным названием основана 23 июня 2009 года. Член...
Всемирный сионистский конгресс — собрание представителей сионистского движения, которое впервые состоялось в 1897 году под руководством Теодора Герцля в Базеле.
А́вгустовский блок — объединение ряда групп и течений в Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), сложившееся на Венской конференции, состоявшейся по инициативе Л. Троцкого и проходившей с 12 (25) по 20 августа (2 сентября) 1912 года. В рамках конференции, поддержанной Социал-демократической партии Германии (СДПГ), и блока Троцкий пытался объединить враждующие фракции и направления, существовавшие в те годы в формально единой РСДРП: прежде всего, большевиков и меньшевиков. Конференция...
Партия Земли , порт. Partido da Terra, ранее называлась порт. Movimento o Partido da Terra — португальская зелёная политическая партия, основана 12 августа 1993 года Гонсалу Рибейру Теллешем, бывшим председателем Народной монархической партии. Является более правой и консервативной, чем Партия зелёных, придерживающаяся экосоциалистической ориентации и блокирующаяся с Португальской коммунистической партией. Одновременно Партия Земли выступала с требованием проведения референдума по Лиссабонскому договору...
Всеросси́йский съезд мусульма́н состоялся 1—11 мая 1917 года в Доме Асадуллаева в Москве. Помещение для проведения съезда предоставил сын Асадулаева. Данный съезд был своего рода продолжением четырёх Всероссийских мусульманских съездов, которые проходили нелегально в Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге в 1905—1906 и 1914 годах. Разница в нумерации связана с тем, что после Октябрьской революции 1917 года было принято решение с 1917 года заново начать нумерацию съездов. Инициатором проведения съезда...
Липецкий съезд народников — собрание представителей революционных кружков в июне 1879 года в городе Липецке.
Национальный фронт ГДР (нем. Nationale Front der Deutschen Demokratischen Republik, NF (до 1973 — Национальный фронт демократической Германии нем. Nationale Front des Demokratischen Deutschlands)) — общественная организация в Восточной Германии.
Международная социалистическая конференция в Циммервальде (альтернативные названия: Интернациональная социалистическая конференция в Циммервальде, первая международная социалистическая конференция, Циммервальдская конференция) — международная конференция левых социалистов, состоявшаяся 5—8 сентября 1915 года в швейцарской деревне Циммервальд. На конференции была образована постоянная интернациональная социалистическая комиссия с временным секретариатом в Берне. Впоследствии к Циммервальдскому союзу...
Первый
Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов проводился с 3 (16) июня по 24 июня (7 июля) 1917 года в Петрограде в здании Первого кадетского корпуса на Васильевском острове.
Всеукраинский съезд Советов (укр. Всеукраїнський з'їзд рад) — высший орган советской власти Советской Украины с декабря 1917 года и до принятия Конституции УССР 1937 года. По Конституции УССР 1919 года, составленной по образцу Конституции РСФСР 1918 года, съезды созывались Всеукраинским центральным исполнительным комитетом (ВУЦИК) не реже одного раза в год, по Конституции 1929 года — не реже одного раза в два года. На практике эта периодичность соблюдалась не всегда - так, между XII съездом...
Второ́й интернациона́л , также Социалистический интернационал или Рабочий интернационал — международное объединение социалистических рабочих партий, созданное в 1889 году. Продолжил традиции Первого интернационала, однако в нём с 1893 года не участвовали анархисты. Для постоянной связи между партиями-членами в 1900 году было учреждено Международное социалистическое бюро, находившееся в Брюсселе. Принятые Интернационалом решения не были обязательными для входящих в него партий.
Джамахири́я (араб. جماهيرية) — форма общественного (некоторые специалисты полагают, что государственного) устройства, отличная от монархии и республики, изложенная в Третьей всемирной теории Муаммара Каддафи, в первой части Зелёной книги.
Немецкий народный конгресс (ННК) (нем. Deutscher Volkskongress) — представительная общественная организация, созданная в Советской зоне оккупации Германии после Второй мировой войны (1939—1945), которая впоследствии стала политическим ядром ГДР.
Партия народной справедливости (ПНС) (малайск. Parti Keadilan Rakyat) — центристская оппозиционная партия в Малайзии. Осн. в 1999 году Ван Азизой Ван Исмаил, женой лидера Движения за реформы Анвара Ибрагима, осужденного по обвинению в коррупции. Первоначально партия называлась Национальная партия справедливости. Нынешнее название с 3 августа 2003 года после слияния с Народной партией Малайзии.
Международное бюро революционного социалистического единства (известен также как Международный революционный марксистский центр, Лондонское бюро революционных социалистических партий, Лондонское бюро, 3½ интернационал) — международная ассоциация левосоциалистических партий, действовавшая в 1932—1940 годах. Представленные в этом объединении партии отвергали путь как социал-демократического Социалистического рабочего интернационала, так и сталинистского Третьего интернационала.
Государственное совещание в Москве (Московское государственное совещание) — всероссийский политический форум, созванный Временным правительством. Проходил в Москве 12 (25) — 15 (28) августа 1917 г. Совещание было созвано Временным правительством для информирования граждан России о политической ситуации в стране и объединения поддерживающих его сил среди разных слоёв и групп российского общества.
Съезд азербайджанцев мира — это мероприятие высокого уровня для дальнейшего укрепления связей с азербайджанцами, проживающими за рубежом, для обеспечения единства и солидарности среди азербайджанцев мира, а также для укрепления и координации деятельности азербайджанских общин, сообществ и ассоциаций.
Китайская партия стремления к справедливости (кит. 中国致公党, пиньинь: Zhōngguó Zhìgōngdǎng, палл.: Чжунго чжигундан) является одной из восьми законно признанных политических партий в Китайской Народной Республике, представленных в составе Всекитайского народного политического консультативного комитета.
Второй всеказахский съезд казахской интеллигенции (5—13 декабря 1917 года в Оренбурге), на котором была провозглашена Алашординская автономия. Присутствовали более 200 делегатов, представители газет «Сарыарка», «Уран», «Бірлік туы», «Тіршілік» и различные организаций. В президиум съезда были избраны Б. Кулманов (председатель), А. Бокейханов, Х. Досмухамедов, А. Кенесарин, Т. Карашев. На съезде были приняты важные решения: об образовании Казахской автономии, Народного Совета Алашорды, создании уездных...
Циммервальдская левая — международная группа революционных социалистов в 1915—1919, выступавшая за «превращение империалистической войны в войну гражданскую» и организационный разрыв с большинством II Интернационала. Группа стала центром сплочения наиболее радикальных течений европейской социал-демократии.
«Меньшевики ́» — умеренное крыло Российской социал-демократической рабочей партии, с 24 апреля 1917 — самостоятельная Российская социал-демократическая рабочая партия. Лидеры: Ю. О. Мартов, А. С. Мартынов, П. Б. Аксельрод, Г. В. Плеханов, Ф. И. Дан, И. Г. Церетели.
Франкфуртское национальное собрание (нем. Frankfurter Nationalversammlung) — первый общегерманский парламент, заседал во франкфуртской церкви Святого Павла с 18 мая 1848 по 31 мая 1849 года. Его созыв стал одним из результатов Мартовской революции в странах Германского союза.
Партия народников-коммунистов (народники-коммунисты) — группа (затем отдельная партия) левых эсеров, отказавшаяся поддерживать политику своего ЦК и вышедшая из партии после левоэсеровского мятежа в Москве 1918 года.
Всеобщий национальный конгресс (араб. المؤتمر الوطني العام) — бывший законодательный орган Ливии, однопалатный парламент с 2012 по 2014 годы. Первые всенародные выборы в него прошли 7 июля 2012 года. 4 августа 2014 года новым законодательным органом Ливии становится Палата представителей Ливии.
Парламентский организатор — вариант русского перевода английского термина «whip» — «кнут», должностное лицо в политических партиях ряда стран, обеспечивающее партийную дисциплину в органах законодательной власти. Парламентский организатор принуждает членов партии голосовать в соответствии с партийной позицией, а также следит за личным присутствием депутатов во время заседаний законодательных органов.
Национа́льный фронт Чехослова́кии (также Национальный фронт чехов и словаков, чеш. Národní fronta Československa, Národní fronta Čechů a Slováků) — объединение политических партий и общественных организаций, действовавшее в Чехословакии в 1945—1990 годах.
Группа демократического централизма («децисты») — группа в РКП(б), возникшая в начале 1919 года. Возглавлялась лидерами «левых коммунистов» — Т. В. Сапроновым, В. В. Осинским, В. Н. Максимовским, М. С. Богуславским и другими. К 1920 году создали отдельную фракцию, которая и стала основой «Группы демократического централизма» . После решения X съезда РКП(б) о роспуске всех антибольшевистских партий, часть «децистов» не согласилась с данным решением и продолжила борьбу, следствием чего было решение...
Партия реформ Шлесерса ЛПП/ЛЦ (латыш. Šlesera Reformu partija LPP/LC) — политическая партия Латвии, основана в 2007 год под названием ЛПП/ЛЦ. 27 августа 2007 (2007-08-27) года на совместном съезде членов Латвийской первой партии (ЛПП) и партии «Латвийский путь» произошло их слияние. Сопредседателями единой партии ЛПП/ЛП стали Иварс Годманис и руководитель ЛПП Айнарс Шлесерс. Лидер партии — Айнарс Шлесерс. В 2009 году на выборах Рижской думы получила третье место и 12 мест из 60, после чего создала...
Парламент Южно-Африканской Республики в период с 1984 по 1994 гг. состоял из трёх палат, что было установлено Конституционным актом Южно-Африканской Республики 1983 года. Палаты комплектовались по расовому признаку. Палата собрания (африк. Volksraad) состояла из белых, Палата представителей (африк. Raad van Verteenwoordigers) из так называемых «цветных», а Палата делегатов (африк. Raad van Afgevaardigdes) из индийцев. Таким образом, формальное право политического голоса предоставлялось, помимо европеоидов...
Украинское Учредительное Собрание (УУС) — выборная законодательная учреждение, конституанта украинского народа, задачей которой было утвердить новый порядок и установить конституцию украинского государства.
Европейские консерваторы и реформисты (англ. European Conservatives and Reformists, ECR) — консервативная фракция евроскептиков-конфедератов в Европейском парламенте. и Совете местного самоуправления СЕ. Фракция на данный момент состоит из 70 членов парламента, являясь третьей по величине. Создана в 2009 году по результатам европейских выборов членами Движения за европейские реформы на основе европейской партии Альянс европейских консерваторов и реформистов.
Упоминания в литературе (продолжение)
Показательный пример такого рода организации – Народная исламская конференция (другое название в литературе по-русски – Исламский народный
конгресс ). В апреле 1991 года в Хартуме прошел первый конгресс Исламо-арабской народной конференции (ИАНК). В его работе приняли участие представители исламских и исламистских организаций из полусотни стран. Участники конгресса официально провозгласили создание ИАНК. Хартумский конгресс учредил руководящие органы ИАНК– Постоянный совет и Временный генеральный секретариат. Постоянный совет состоял из 50 человек по числу представленных в ИАНК стран. Во Временный генеральный секретариат вошли 15 человек, которым Судан предоставил дипломатические паспорта. При ИАНК было создано Международное исламское агентство новостей (МИАН), дублирующее и своим названием, и функциями соответствующее агентство при ОИК. Генеральным секретарем ИАНК на первом конгрессе был избран известный исламистский лидер Хасан ат-Тураби. Были проведены три конференции ИАНК (в 1991, 1993 и 1995 годах). На последней из них присутствовали делегаты из 80 стран мира. Тогда же организация была переименована в Народную исламскую конференцию (НИК).
Франкфуртский парламент. После Венского
конгресса идея объединения Германии неизменно оставалась одним из программных требований буржуазно-либеральных кругов. Революция 1848 г. дала им основание надеяться на ее осуществление. 31 марта – 3 апреля 1848 г. во Франкфурте-на-Майне представители сословных собраний германских государств составили так называемый предпарламент. Он по соглашению с германскими государями и Союзным сеймом решил провести выборы в Национальное собрание, за которым по месту размещения закрепилось название – Франкфуртский парламент. Его первое заседание открылось 18 мая 1848 г. В новом органе получили представительство все члены Германского союза, включая Австрию. Политический облик парламента характеризовался преобладанием либералов и демократов. Из 831 депутата 518 по своим профессиональным занятиям относились к университетской профессуре, юристам, литераторам. Ремесленники были представлены четырьмя, крестьяне одним депутатом.
В настоящий том входит большая группа документов II
конгресса Коминтерна: составленные В. И. Лениным тезисы, его выступления на пленарных заседаниях, а также подготовительные материалы к конгрессу. Эти документы дополняют и развивают положения книги «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». Вместе с тем в них освещается ряд новых вопросов теории и тактики коммунистических партий. С материалами II конгресса Коминтерна тесно связаны и некоторые другие работы Ленина того периода, в которых анализируются решения конгресса и даются практические советы компартиям по тактическим и организационным вопросам (см. «Письмо к австрийским коммунистам», «Письмо к немецким и французским рабочим», статьи «Второй конгресс Коммунистического Интернационала», «О борьбе внутри Итальянской социалистической партии» и др.).
Шаг в сторону консолидации большинства оппозиционных антисоциалистических сил в масштабах Союза знаменует учредительная конференция «Демократического
конгресса » (Харьков, 26–27 января 1991 года).
В шестнадцатый том впервые включены пять новых документов В. И. Ленина. Четыре из них – «Примечания к резолюции Штутгартского
конгресса о «Милитаризме и международных конфликтах»», «Примечания к статье К. Цеткиной «Международный социалистический конгресс в Штутгарте»», «Антимилитаристская пропаганда и союзы социалистической рабочей молодежи», «Как пишут историю «социалисты-революционеры»» – освещают работу Штутгартского конгресса II Интернационала и пропагандируют его решения. Пятый новый документ – статья «Третья Государственная дума и социал-демократия» – посвящен характеристике партийного состава Думы и разработке думской тактики большевиков.
27 февраля 2005 – Форум политических сил, объединяющий пять оппозиционных движений Киргизии: «Народное движение Кыргызстана» – К. Бакиев, общественно-политическое движение «Ата-Журт» – Р. Отунбаева, «Жаны Багыт» – М. Иманалиев, Народный
конгресс Кыргызстана – А. Атамбаев и Гражданский союз «За честные выборы», заявил о нарушениях на избирательных участках в ходе воскресного голосования на выборах парламента.
Согласно Конституции Бразилии 1988 г. главой государства и главой правительства является Президент, избираемый внепарламентским путем посредством прямых выборов. Президент возглавляет правительство, которое им назначается, и состоит из федеральных министров, не являющихся членами Национального
конгресса . Правительство Бразилии не несет политической ответственности перед конгрессом. Хотя Президент лишен права роспуска парламента, он обладает законодательной инициативой и правом вето, которое может быть преодолено квалифицированным большинством обеих палат. Что касается полномочий Национального конгресса, то они примерно те же, что и у Конгресса США.
На 2010 год членами организации состоят парламенты 143 стран и 7 межгосударственных парламентов, в том числе всех европейских стран, кроме Ватикана, и большинства стран мира, в том числе Канады, КНР, России, Индии, хотя
конгресс США не является членом организации. Межпарламентский союз имеет статус наблюдателя при ООН.
Некоторые конституции приняты парламентами, иногда провозглашавшими себя для этой цели учредительными собраниями (в Шри-Ланке 1972 г., Папуа – Новой Гвинее 1975 г., Танзании 1977 г., Нидерландах 1983 г., Бразилии 1988 г., Замбии 1992 г.).[22] В Израиле также используется аналогичная юридическая фикция: при принятии основных законов (их совокупность – неконсолидированная конституция) Кнессет (парламент) действует как учредительное собрание, а при принятии обыкновенных законов – как обычный парламент. Парламентами без переименования их в учредительные собрания приняты конституции Китая 1982 г., Мозамбика 1990 г., Вьетнама 1992 г., Грузии 1995 г., Украины 1996 г., Финляндии 1999 г. В отдельных странах конституции приняты надпарламентскими органами, составной частью которых иногда были, а иногда и не были парламенты, представители различных групп населения, армии, племен (например, Народным консультативным
конгрессом в Индонезии в 1945 г., Великой джиргой в Афганистане в 1987 и 2004 гг., Великим народным хуралом в Монголии в 1992 г.).
27 января в Харькове состоялся демократический
конгресс . Представители «ДемРоссии» и других оппозиционных партий приняли решение об упразднении Союза и замене его Содружеством государств.
Лояльная позиция РПТ в курдском вопрос, стала одной из причин запрета партии в 1971 г.[209]. Как уже отмечалось, РПТ сконденсировала свои основные усилия на парламентских выборах. Им предшествовали муниципальные выборы 1963 г., на которых РПТ получила около 40 тыс. голосов. Звездный час РПТ наступил позже, в 1965 г. В предвыборном манифесте РПТ было сказано: «Мы против всех остальных пяти партий. Мы радикально отличаемся от них: Мы партия трудового народа»[210]. РПТ выставила на выборы в ВНСТ 382 кандидатов, 216 из которых были рабочими. За РПТ проголосовало 276,101 тыс. человек, что составило 2.83 % от числа всех проголосовавших. Это обеспечило партии Айбара 15 мест в парламенте. Четыре депутата РПТ были избраны от курдского региона, в частности от Диярбакыра, Карс, Шанлиурфа и Малатья[211]. Но нельзя сказать, что данный успех позволил РПТ качественно преобразоваться, напротив, вскоре последовали острые внутрипартийные дебаты, спровоцированные критической позицией Айбара по отношению к советскому вторжению в Чехословакию. Руководствуясь своими симпатиями к европейской социал-демократии, Айбар осудил советский социализм как авторитарный. Скандал вокруг позиции Айбара по Чехословакии был лишь вершиной айсберга тех противоречий, которые накопились в партии на рубеже 60-х и 70-х г. Они касались основных путей, по которым будет развиваться левое движение Турции. Вырисовывались две противоборствующих позиции: умеренная социал-демократическая борьба в рамках буржуазного законодательства и революционное движение, рассматривающее национал-демократическую революцию как средство достижения полной независимости для Турецкого государства. Последняя политическая тенденция получила название Mill? Demokratik Devrim – Национально-демократическая революция[212]. На
конгрессе РПТ в 1968 г. образовалось несколько фракций: группа Айбара, группа Арэн-Боран и группа MDD.
Чехословацкая компартия на основе решений VII
конгресса Коминтерна разработала программу действий, принятую на VII съезде партии в 1936 году. Она включала в себя обеспечение прав всех наций и народностей республики, расширение демократических прав и свобод населения, создание на базе единства рабочего класса широкого народного фронта борьбы против фашизма, за право чехословацкого государства на существование. Она ставила задачу упрочения союза Чехословацкой республики с Советским Союзом.[329]
Именно в них осуществляется большая часть работы депутатов и сенаторов. На это обстоятельство, кстати, указывают многие как отечественные, так и зарубежные политические деятели, ученые-юристы. Приведем наиболее яркие высказывания. Так, бывший Президент США Вудро Вильсон (1913–1921 гг.), назвав комитеты американского парламента «маленькими легислатурами», заявил: «Я не погрешу против истины, если скажу, что
Конгресс , проводящий свою сессию, это Конгресс, который видит публика, в то время как Конгресс, заседающий в залах своих комитетов, это Конгресс за работой».[271] Французский исследователь, доктор права П. Локе, сравнивая парламентскую работу с айсбергом, утверждал, что публичные заседания палат представляют собой лишь видимую, надводную его часть. В них следует видеть не более чем спектакль, разыгрываемый для публики уже после того, как парламентское большинство и правительство пришли в постоянных комиссиях к согласию по законодательным положениям, которые должны быть приняты.[272] Бывший председатель комиссии нижней палаты парламента Франции по национальной обороне и вооруженным силам А. Сангинетти высказал аналогичную точку зрения еще в более резкой форме. «Посмотрите на этот плохой театр, каковым является Национальное Собрание, – пишет он. – Настоящая работа, ибо существует все-таки настоящая работа, делается в комиссиях».[273]
В феврале 1958 Египет и Сирия образовали федерацию – Объединенную Арабскую Республику (ОАР). В сентябре 1961 сирийская армия совершила государственный переворот, после чего Сирия вышла из ОАР. После выхода Сирии из ОАР Насер усилил внимание вопросам индустриализации страны, экономического планирования, созданию общественного сектора экономики и повышению жизненного уровня рабочих и крестьян. Так возникла политика «арабского социализма». В мае-июле 1962 в Каире проходил Национальный
конгресс народных сил, который принял Хартию национальных действий. В октябре 1962 был издан декрет о создании единственной в стране массовой политической организации – Арабского социалистического союза (АСС), в функции которого входила организация народных масс для претворения в жизнь целей арабского единства и арабского социализма. До 1976 АСС оставался единственной легальной политической партией Египта.
До этого события за 2 года, в октябре 1905 года он был избран представителем РСДРП в Международное социалистическое бюро. Поэтому он вошел в президиум
конгресса , а также в состав комиссии, готовившей резолюцию по вопросу о милитаризме и международных конфликтах.
В июне 1999 года руководителями ЗАО «Нефтегаз-компани» Леонардом Рафиковым Маратом Хайруллиным, а также лидерами движений «Нур», Всероссийский исламский
конгресс , «Мусульмане России» и «Рефах» был создан избирательный блок «Меджлис». Его председателем стал Леонард Рафиков, известный своими тесными связями с экс-премьером B.C. Черномырдиным. Блок «Меджлис» оказался наиболее крупным объединением мусульманских политических сил за новейшую историю и обладал неплохими шансами блокироваться с одним из фаворитов предвыборной гонки.
Президентская республика характеризуется особой ролью президента, который одновременно является главой государства и возглавляет правительство. Пост премьер-министра отсутствует. Правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов без согласования с законодательными органами (парламентом) или, как в США, «с согласия сената». Министры проводят политику, определяемую президентом, и несут ответственность перед ним. Парламент напрямую не влияет на назначение или отставку министров. Глава государства избирается независимо от парламента либо прямым голосованием граждан, либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США). Президент наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и активно им пользуется. Президентом становится лидер партии, победившей на президентских выборах, парламентское же большинство может принадлежать другой партии (в 1980-е гг. в США президентом был республиканец, а большинство в
Конгрессе оставалось за демократами, сегодня наоборот). В парламентской республике такое несовпадение невозможно.
Индийский национальный
конгресс (И) – ИНК (И) (Indian National Congress (1). Партия основана 28 декабря 1885 года. С 1885 года по январь 1978 года – единая партия под названием Индийский национальный конгресс (ИНК). С 1947 по 1977 гг. – правящая партия. В начале 1978 года в ИНК произошел раскол: группа сторонников Индиры Ганди образовала самостоятельную партию ИНК (И). Председатель – Соня ГАНДИ (Sonia Gandhi, жен.).
Московские требования вызвали глубокие разногласия внутри итальянских социалистов. Сначала, 1 октября, в Центральном Комитете партии семью голосами против пяти (в том числе Серрати) прошла коммунистическая резолюция. Но уже 11 октября в Реджио Эмилия правое крыло открыло конференцию протеста, прошедшую под знаком триумфа Турати. А в январе 1921, в атмосфере начавшегося революционного отлива,
конгресс в Ливорно формально завершил партийный раскол, превратив одну партию в две: социалистов и коммунистов. Последним, однако, бедным людьми и влиянием, так и не удалось удержать революцию от угасания.
Интересно отметить, что партийное руководство в республиках всячески поддерживало народные фронты. При открытии учредительного
конгресса Народного фронта Эстонии с приветственным словом к собравшимся обратился первый секретарь ЦК Компартии республики В. Вяляс, на учредительном съезде Народного фронта Латвии – первый секретарь ЦК Компартии Латвии Я. Я. Вагрис[86].
4) реформистские партии, которые (особенно в развивающихся странах) выступают под лозунгами национального социализма, за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демократические партии в Европе, Индийский национальный
конгресс , Институционно-революционная партия в Мексике, некоторые партии Баас социалистического возрождения в арабских странах);
Руководящим органом Коминтерна был периодически созываемый
конгресс . Всего за время существования Коминтерна состоялось семь конгрессов. В период между конгрессами руководство Коминтерном осуществлял Исполнительный комитет (ИККИ). В разное время ИККИ возглавляли: Г. Зиновьев (1919–1926), Н. Бухарин (1926–1928), Г. Дмитров (1934–1943). Фактическое руководство Коминтерном осуществляли сначала В. Ленин, а затем И. Сталин.
Конгресс открылся в 8 часов утра в здании Минского городского театра. Там, где, вероятнее всего, проходил 1-й Всебелорусский конгресс. Данный факт должен был символизировать преемственность современного этапа национально-освободительной борьбы от ее революционного периода. В 8:10 на трибуну поднялся президент БЦР Р. Островский, который обратился к присутствующим со следующими словами: «Граждане! 2-й Всебелорусский конгресс объявляется открытым. Поздравляю вас, делегаты и делегатки, как представителей белорусского народа, который собрался тут, в столице Белоруссии, для решения важных проблем будущего нашего народа и Родины»[208].
Большое место в полном собрании Сочинений занимают материалы о международном рабочем движении. В настоящее издание впервые включаются: план статьи «О задачах III Интернационала», план доклада на II
конгрессе Коминтерна о международном положении и основных задачах Коммунистического Интернационала, документы, связанные с работой III конгресса Коминтерна, «Замечания к тезисам о едином фронте» и другие.
Еще менее демократический вариант перехода представлен в то же время в Колумбии. Конституция, действовавшая в этой стране до 1991 г., включала такую процедуру поправок, которая полностью отдавала их судьбу в р\тси
Конгресса (знаменитого клиентелистским характером представительства). После того как Конгресс отверг пакет конституционных реформ, президент (Барко) прибег (на основе старой конституции) к введению осадного положения. Среди отвергнутых Конгрессом конституционных предложений было то, которое позволяло использовать плебисцит как способ реформирования конституции. Президент и его сторонники организовали общественное движение (ядром которого были первоначально студенты), превратившееся в «неофициальный плебисцит». После его успеха президент, используя осадное положение, провел чрезвычайными указами официальный референдум, высказавшийся в поддержку созыва Конституционной ассамблеи, принявшей новую конституцию. Весь процесс демократического перехода был таким образом абсолютно неконституционным, если исходить из того, что прежняя конституция наделяла исключительно Конгресс правом изменять ее. Однако Верховный суд четко выступил в защиту пересмотра на основании того, что в условиях экстремальной ситуации президент обратился к «первичной конституционности», представленной народными требованиями о созыве Учредительного собрания. Практика использования осадного положения и издания чрезвычайных указов использовалась и другими президентами для укрепления либерального курса. Для других стран Латинской Америки (особенно Центральной Америки и Карибского бассейна) еще более характерна ситуация конституционной нестабильности, цикличности переворотов, последующей легитимации, связанная с трудностями постколониального периода.
Теоретиками Американской революции были Бенджамин Франклин (1706–1790 гг.), Джеймс Медисон (1751–1836 гг.), Томас Джефферсон (1743–1826 гг.) и Александр Гамильтон (1757–1804 гг.). Они признавали идею народного суверенитета, а выборы считали способом формирования властных институтов. Потребности граждан в соответствии с Конституцией США стал выражать двухпалатный парламент –
конгресс . Состав палаты представителей избирался пропорционально численности населения. В состав сената входило по два представителя от каждого штата. Законы принимались палатой представителей, но сенат мог затормозить прохождение закона. В сенате большие и малые штаты имели равное представительство. Президента избирала коллегия выборщиков. Судебная власть назначалась президентом совместно с сенатом. Правительство возглавлял президент, но финансами распоряжалась палата представителей. Президент ни при каких обстоятельствах не мог распустить конгресс, но была предусмотрена процедура импичмента – смещения президента с должности. Кандидаты на посты министров проходили проверку в комиссиях сената. В целом, в американской федеральной республике была впервые реализована идея разделения властей и создан механизм сдержек и противовесов, который обеспечил эффективность и стабильность американской политической системы.
На парламентских выборах 1961 года ХДП совершила скачок, набрав 13,09 % голосов, – за Фрея проголосовала часть разочаровавшихся в Алессандри сторонников радикалов. Из 1 330 465 избирателей за христианских демократов высказались 212 604. Партия получила 23 места в
Конгрессе и два – в Сенате. Однако социалисты и коммунисты на тех же выборах совместно набрали все же больше голосов, чем ХДП, – 18, 74 %[182].
Белоруссия. Аналогичным образом складывались события и в Белоруссии. Созданная летом 1917 г. Белорусская рада созвала в декабре Всебелорусский
конгресс , осудивший вооруженное восстание в Петрограде. Конгресс был распущен Совнаркомом Западной области и фронта под председательством К. И. Лан дера. Рада обратилась за помощью к Германии, и в феврале 1918 г. с помощью немецких войск Советская власть на большей части Белоруссии была подавлена. Исполком Рады создал Народный секретариат как временный орган «народной власти в крае». 9 марта исполком провозгласил Белорусскую народную республику (БНР). 25 марта Рада объявила об отделении БНР от Советской России. Одновременно она попросила германское правительство оказать ей помощь в создании национального государства. Оказывая военно-политическую помощь Белорусской раде, германское правительство, однако, не признало БНР юридически. Не признало ее и правительство Советской России, в то время как Украинскую раду оно было вынуждено признать под давлением Германии.
Республика Йемен, север которого стал Йеменской Арабской Республикой после военного переворота 1962 г. и гражданской войны, а юг – Народно-Демократической Республикой Йемен, получив независимость от Великобритании в 1967 г., объединились в 1990 г., после военной победы Саны над Аденом. Гражданская война 1994 г. окончилась провалом попытки отделения южан, но противостояние президента Али Абдаллы Салеха с оппозицией привело к его бегству из страны после покушения, едва не окончившегося его гибелью. Возвращение Салеха только интенсифицировало гражданскую войну. Как и в других странах арабского мира, политические партии Йемена сформированы на базе племен, религиозных объединений или группировок авторитарных лидеров. Правительство даже в лучшие времена не контролировало племена и исламистских радикалов. С ростом протестов, в 2011 г. перешедших в открытое вооруженное противостояние между войсками, оставшимися верными Салеху, племенными формированиями и частями, выступившими против него, усилился сепаратизм южан. Прекращение существования Йемена как единого государства не оформлено политически и юридически, однако является фактом. Единство оппозиции – «Лики Муштарака», держится на противостоянии Всеобщему народному
конгрессу Салеха, однако общность интересов исламистского Йеменского объединения реформ – «Ислах» и марксистов из Йеменской социалистической партии исчерпывается свержением режима, после чего отделение юга столь же вероятно, как разделение Йемена на враждующие между собой и с соседями анклавы.
В настоящем томе печатаются работы, в которых нашла отражение непримиримая борьба Ленина с реформизмом и оппортунизмом во II Интернационале. К этим произведениям относятся: «Разногласия в европейском рабочем движении», «Два мира», «
Конгресс английской социал-демократической партии» и др.
Общие контуры политики Советской России и Коминтерна в странах Востока были сформулированы в решениях II
конгресса Коммунистического интернационала (июль – август 1920 г). Они предусматривали, во-первых, активизацию усилий по формированию в странах Востока коммунистических групп – в перспективе партий, способных стать проводниками политики Коминтерна, пропагандистами идей марксизма и организаторами коммунистического и национально-освободительного движения. Во-вторых, исходя из того, что в странах Востока влияние идей коммунизма длительное время будет ограниченным, а национально-освободительные революции на «предстоящем» этапе «будут» по своему характеру буржуазно-демократическими, в решениях II конгресса была выдвинута задача поддержки коммунистами буржуазно-демократических, прежде всего национально-революционных, движений. Оставалось только неясным, какие силы могут быть отнесены к участникам национально-революционных движений. Это были общие установки, которые предстояло конкретизировать в ходе практической деятельности в условиях каждой страны.
Примечательно, что если для собственно России монарх и большинство его окружения в XIX и начале XX века отвергали саму идею пусть даже ограниченного парламентаризма, то на отдельных территориях, находившихся под властью российского императора, парламенты существовали и в XIX веке. Так, двухпалатный парламент, в который входили сейм и сенат, действовал в Царстве Польском в период с 1815 по 1831 год. Царство Польское было создано в соответствии с решениями Венского
конгресса и находилось в личной унии с Россией, то есть российский император был польским царем. Александр I октроировал Конституцию Царства Польского, устанавливавшую систему органов власти и управления (в том числе сейм и сенат). В ноябре 1830 года в польских вооруженных силах (которые считались самостоятельными и организационно не входили в состав российских) началось восстание. Польша провозгласила себя независимой, объявив, что российский император не является более польским царем. Восстание было подавлено, и хотя Царство Польское как государственное образование сохранилось, Конституция 1815 года была отменена, а вместо нее в 1831 году был утвержден Органический статут. Вместе с Конституцией канули в лету сейм и сенат.
В Ливии Муаммар Каддафи эффективно использовал традиционные институты (союзно-вассальные связи племен и ислам). Племенной этос17 был соединен с «третьей мировой теорией», которая трактовала демократию как систему народного самоконтроля. Все население страны делилось на первичные народные собрания. Всеобщий народный
конгресс по сути представлял собой разновидность великого совета, одобрявшего решения первичных собраний, но не делавшего политику. Подлинным законом общества в «Зеленой книге» были провозглашены ислам вкупе с обычаем. Власть стала принадлежать всем – и вопрос о ее подотчетности как бы отпал. В таких условиях не нужна была и формальная институционализация лидерства: Каддафи стал «просто» вождем. Единственными живыми политическими организмами оказались законсервированные традиционалистские силы – племена и разнообразные исламские группы.
Ленин приводит положение из резолюции Штутгартского социалистического
конгресса о том, что войны коренятся в самой сущности капитализма. Связывая окончательное устранение социальных и национальных причин возникновения всяких войн с победой социализма во всем мире, Ленин в то же время призывал партии рабочего класса бороться против милитаризма, за предотвращение империалистических войн, отмечал большое значение антимилитаристской деятельности революционной социал-демократии и распространения среди трудящихся масс идей международной солидарности. Ленин критикует рассуждения тех правых социал-демократов (Фольмар и др.), которые заявляли, что если милитаризм и войны являются неизбежными спутниками капитализма, то нет никакого смысла вести против них борьбу, проводить специальную антимилитаристскую деятельность, Ленин писал, что необходимость антимилитаристской пропаганды вытекает не только из принципиальных соображений, но и подтверждается историческим опытом, что она практически целесообразна и плодотворна. Ленин приводит ряд положительных примеров из антимилитаристской агитации некоторых европейских социал-демократических партий, отмечает в частности совместный митинг английских и германских рабочих против растущей опасности войны, состоявшийся в Берлине 20 сентября 1908 года, и излагает принятую на митинге резолюцию о том, что решение вопроса о войне и мире находится в руках рабочего класса.
В двухпалатных парламентах есть две модели взаимоотношений: с равным и неравным правовым статусом палат. В США обе палаты
Конгресса – Палата представителей и Сенат – имеют одинаковые права в законодательной области. Законопроект первоначально может быть внесен в любую палату, но законопроект, не одобренный одной из палат, не принимается. Иными словами, принятие закона начинается в одной из палат, затем переносится в другую, и для того чтобы он был принят, нужно решение обеих палат. Хотя в США каждая из палат характеризуется определенной спецификой в сфере полномочий. Палата представителей имеет исключительные полномочия в финансах, а Сенат ратифицирует международные договоры, утверждает назначение должностных лиц и осуществляет роль суда в процедуре импичмента. Несмотря на критику существования второй палаты, есть бесспорные случаи, когда это абсолютно оправдано. Там, где установлена федеративная форма государственного устройства, практически всегда есть специальная вторая палата для представительства субъектов федерации. Такой порядок в США, Австралии, Австрии, Венесуэле, Индии, Мексике и т. д. В этих странах вторая палата как бы «страхует» субъекты федерации от решений, которые могут быть приняты нижней палатой, образованной по территориальному принципу.