Связанные понятия
Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, op. 61 — единственный завершенный скрипичный концерт немецкого композитора Людвига ван Бетховена, написанный в 1806 году.
«Исторические русские концерты » (фр. Concerts historiques russes) — мероприятие, организованное в 1907 году в Париже С. П. Дягилевым с целью пропаганды русской музыки за границей.
Дэвид Итон (2 июля 1949, Кливленд, Огайо, США) — американский композитор и дирижёр, работающий музыкальным директором в Нью-Йорк Сити Симфони с 1985 года. Он также является активным композитором и аранжировщиком, с 45 оригинальными музыкальными композициями и более 600 аранжировками и оригинальными песнями в активе. Он появляется в качестве приглашенного дирижера на оркестрах Азии, Канады, Израиля, Европы. Центральной и Южной Америки, России, Украины и ООН. Его композиции и аранжировки исполнялись...
Концерт № 1 для скрипки с оркестром D-dur, op. 19 — первый скрипичный концерт Сергея Прокофьева. Начало создания относится к 1914 году, а завершение — к 1917 году. Первое исполнение состоялось 18 октября 1923 года солистом Марселем Дарье и оркестром под управлением Сергея Кусевицкого в Гранд-Опера́, Париж. В 1921 году нотоиздательством «А. Гутхейль» был опубликован клавир сочинения, а в 1924 году — его партитура.
«Русские симфонические концерты » — мероприятия, организованные в 1884 г. в Санкт-Петербурге М. П. Беляевым с целью пропаганды творчества русских композиторов. Проводились до 1918 г.
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 Си-бемоль мажор, соч. 19, написанный Бетховеном между 1787 и 1789 годами.
Солисты Москвы — московский камерный ансамбль. Художественный руководитель, дирижёр и солист ансамбля — Юрий Башмет.
Концерт № 2 для скрипки с оркестром g-moll, op. 63 — второй скрипичный концерт Сергея Прокофьева, созданный в 1935 году. От первого скрипичного концерта отличается философичностью и отсутствием гротескности, усилением лирического элемента и упрощением языка. Первое исполнение состоялось 1 декабря 1935 года солистом Робером Соэтаном и Мадридским симфоническим оркестром под управлением Энрике Фернандеса Арбоса, Мадрид. Партитура сочинения была опубликована в 1937 году нотоиздательством «А. Гутхейль...
Адажио для струнных (англ. Adagio for Strings) — наиболее известное музыкальное произведение Сэмюэля Барбера, написанное им в 1936 году и впервые исполненное 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке Симфоническим оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини в том числе и в прямом эфире радиовещания. Является аранжировкой для струнного оркестра второй части его собственного Первого струнного квартета, op. 11.
Из Италии , op. 16 (нем. Aus Italien) — первая симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса, написанная в 1886 году под впечатлением от путешествия молодого композитора по Италии.
Свадебка (фр. Les Noces) — музыкальное произведение И. Ф. Стравинского для четырёх певцов, хора, четырёх фортепиано и ударных (1923). Либретто автора на основе русских народных песен из сборника фольклориста П. В. Киреевского. Обозначенная в подзаголовке как «русские хореографические сцены с музыкой и пением» «Свадебка» задумывалась как балет (с пением), ныне исполняется преимущественно на концертной эстраде наподобие кантаты (без костюмов и хореографии). Примерная продолжительность — 23-25 минут...
Парижский инструментальный квинтет (фр. Quintette Instrumental de Paris), с 1945 года Инструментальный квинтет Пьера Жаме фр. Quintette Instrumental Pierre Jamet) — французский камерный ансамбль, действовавший в 1922—1958 годах.
Сюита из оркестровых произведений Иоганна Себастьяна Баха (нем. Suite aus den Orchesterwerken von Johann Sebastian Bach) — произведение Густава Малера, представляющее собой перекомпонованные и переоркестрованные части из Сюит для оркестра Иоганна Себастьяна Баха № 2 и 3, BWV 1067 и 1068. Малер создал это сочинение в 1909 году и впервые исполнил, видимо, 10 ноября 1909 года, открыв этой сюитой первый «исторический» (составленный исключительно из музыки XVIII века, что было весьма необычно для того...
Римский концерт (итал. Concerto Romano) для органа, медных духовых, литавр и струнных Op. 43 — произведение Альфредо Казеллы, написанное в 1926 году. Посвящено художнику Феличе Казорати. Концерт был написан по заказу нью-йоркского универмага «Уонамейкер», в котором был установлен концертный орган, и впервые исполнен 11 марта 1927 года в Нью-Йорке с оркестром под управлением автора, партия органа Шарль Мари Курбуан. Опубликован в 1928 году.
Де́тский альбо́м Op. 39 — сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре того же года в издательстве Юргенсона, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову.
Концертме́йстер (от нем. Konzertmeister) — руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава, обычно наиболее опытный и/или одарённый исполнитель на соответствующем инструменте в данном коллективе. Понятия концертмейстера и аккомпаниатора принято считать тождественными. Концертмейстер в той или иной мере, в соответствии с правилами и обычаями данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов исполняет сольную...
Концертино для виолончели с оркестром , соль минор, соч. 132 - незавершённое сочинение Сергея Сергеевича Прокофьева. В современной практике исполняется в редакциях М. Л. Ростроповича или В. М. Блока (с каденцией А. Г. Шнитке).
Габалинский музыкальный фестиваль (азерб. Qəbələ Musiqi Festivalı) — фестиваль классической музыки, а также джаза и мугама, с 2009 года проходящий каждое лето в азербайджанском городе Габала (Габалинский район). Фестиваль проводится по инициативе Фонда Гейдара Алиева, при поддержке Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики. Выступления музыкантов проходят под открытом небом и в камерных концерных залах Габалы. Принимают участие в Фестивале оркестры и исполнители из разных стран мира...
Вока́льная симфо́ния (также хорова́я или хора́льная симфо́ния; англ. choral symphony) — общее название симфонических произведений, написанных для хора a cappella, либо для хора и/или солистов-вокалистов в сопровождении каких-либо исполнителей-инструменталистов, вплоть до расширенного состава участников большого симфонического оркестра.
Концерт для фагота с оркестром фа мажор (так называемый первый), P. 236 — сочинение Франца Данци, один из пяти его концертов для фагота с оркестром и один из трёх, написанных в этой тональности (является менее известным, чем так называемый второй, P. 237). Первое известное исполнение состоялось 20 января 1805 года в Мюнхене, солировал Франц Ланг (Franz Lang) (игравший в мюнхенской Придворной капелле). От исполнителя того времени концерт требовал большой виртуозности. Его рукопись хранилась в Придворной...
Концерт для фагота с оркестром фа мажор (так называемый второй), P. 237 — сочинение Франца Данци, самый известный из пяти его концертов для фагота с оркестром. Как и остальные четыре, этот концерт прост в исполнении на современном инструменте, но для того чтобы сыграть его на фаготе времён Данци (шести- или семиклапанном), требовалась известная степень виртуозности Создавался ли этот концерт для какого-то конкретного исполнителя, неизвестно. Впервые издан по рукописи в 1963 году Робертом Мюнстером...
Путеводитель по оркестру для юных слушателей — музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное английским композитором Бенджамином Бриттеном в 1945 году с подзаголовком «Вариации и фуга на тему Пёрселла». Написано специально для документального фильма Мэтисона «Инструменты оркестра»; саундтрек к этому фильму записал Лондонский симфонический оркестр под управлением Малколма Сарджента. В концерте сочинение впервые прозвучало под его же управленим в исполнении Ливерпульского филармонического...
Патетическое трио (фр. Trio Pathétique) Ре минор для кларнета (или скрипки), фагота (или виолончели) и фортепиано — камерное произведение Михаила Ивановича Глинки. Написанное в 1832 году, Патетическое трио стало последним обращением двадцативосьмилетнего композитора к музыке для камерного ансамбля. Всю оставшуюся жизнь Глинка посвятил созданию сценических, оркестровых, вокальных, хоровых и фортепианных произведений.
«Моско́вская о́сень » — международный фестиваль современной музыки. Проводится в Москве ежегодно осенью (обычно в октябре-ноябре) начиная с 1979 года.
Ка́мерный орке́стр — небольшой коллектив (обычно, 4-12 человек), исполняющий камерную музыку.
Концерт для фортепиано с оркестром № 4 Соль мажор, соч. 58, написанный Бетховеном в период с 1804 по 1807 гг., почти в одно время с Четвёртой, Пятой и Шестой симфониями, Фантазией для фортепиано, хора и оркестра и Мессой до мажор.
Тирольский симфонический оркестр (нем. Tiroler Symphonieorchester Innsbruck) — австрийский симфонический оркестр, базирующийся в Инсбруке. Основан в 1893 году, до 1997 года Инсбрукский городской оркестр (нем. Stadtorchester Innsbruck).
Орга́нный конце́рт — вид концерта для солирующего органа в сопровождении оркестрового состава.
Карнава́л живо́тных (фр. Le carnaval des animaux) — сюита («зоологическая фантазия») для инструментального ансамбля Камиля Сен-Санса, одно из самых популярных его сочинений.
Клавирабенд (от нем. Klavier — ‘фортепиано’) — сольный концерт пианиста, то есть исполнение произведений на фортепиано без сопровождения оркестром или какими-либо музыкальными инструментами. Считается, что первым ввёл клавирабенд в музыку Ференц Лист в 1839 году, исполняя целые концерты только на фортепиано. Свои сольные концерты он называл «солилоки». По воспоминаниям известного музыкального критика XIX века Владимира Стасова, подобные концерты вызывали изумлённую реакцию музыкального мира: «Необычайно...
Тройной концерт — жанр академической музыки: концерт для трёх солирующих инструментов и оркестра. Возникает как экзотическое уклонение от типичного жанра инструментального концерта, предполагающего одного или, реже, двух солистов, после того как такой жанр устоялся в творчестве Венской школы; в более раннюю эпоху жанр Concerto grosso подразумевал как нечто вполне естественное состязание группы солистов и оркестра, хотя такие произведения, как Концерт для трёх скрипок с оркестром Антонио Вивальди...
Толибхон Зиядуллаевич Шахиди (тадж. Толибхон Зиёдуллоевич Шаҳидӣ (род. 1946) — композитор. Выпускник Московской консерватории 1972 г. — класс Арама Хачатуряна. Народный артист РТ, Лауреат международного конкурса современной музыки в Нью Джерси — Глазборо США — 1987 г, Лауреат Государственной премии им. Рудаки РТ. Народный артист Таджикистана. Член Союза композиторов и кинематографистов России. Обладатель золотой медали Союза композиторов Москвы — 2012 г., Лауреат международного кинофестиваля в Бельгии...
Патети́ческая оратория — музыкальное произведение Георгия Свиридова в 7 частях, для солирующего баса, меццо-сопрано, смешанного хора и большого симфонического оркестра, на стихи Владимира Маяковского, созданное в 1958—1959 гг.
«Ала и Ло́ллий» (ски́фская сюи́та), op. 20 или «Ски́фская сюи́та» — симфоническая сюита русского композитора Сергея Прокофьева для большого оркестра, созданная на основе музыки к балету «Ала и Лоллий». Закончена в сентябре 1915 года. Премьера состоялась 16 января 1916 года в Петрограде в Мариинском театре под управлением автора. «Скифская сюита» стоит в ряду сочинений, свидетельствующих о создании композитором собственного стиля.
Подробнее: Скифская сюита
Оркестр без дирижёра — оркестр, который выступает без дирижёра (недирижируемый оркестр). Как правило, такие инструментальные ансамбли имеют меньшее количество участников, нередко состоят только из струнных инструментов и выполняют репертуар камерного оркестра.
Бранденбу́ргские конце́рты (Brandenburgische Konzerte, BWV 1046—1051) Иоганна Себастьяна Баха — цикл из 6 концертов, преподнесённых Бахом в качестве подарка маркграфу Бранденбург-Шведта Кристиану Людвигу Бранденбург-Шведтскому в 1721 г. Исследователи полагают, что концерты были сочинены, возможно, за несколько лет до этой даты.
Двадцать четыре скрипки короля (фр. Les Vingt-quatre Violons du Roy); альтернативные названия: La Grande Bande и Les Violons Ordinaires de la Chambre du Roy — официальный струнный оркестр при дворе французских королей, существовавший в 1626—1761 годах.
Духовой квинтет ― камерный ансамбль, состоящий из пяти духовых инструментов, а также произведение, написанное для такого ансамбля. Включает в свой состав флейту, гобой, кларнет, фагот и валторну.
Песнь о земле (нем. Das Lied von der Erde) — симфония в песнях Густава Малера для двух солистов и оркестра, написанная в 1909 году.
Зальцбургский фестиваль (нем. Salzburger Festspiele) — ежегодный летний музыкальный фестиваль в австрийском Зальцбурге, один из наиболее известных в мире. В программу Зальцбургского фестиваля входят, главным образом, концерты академической музыки и музыкально-театральные спектакли.