Связанные понятия
Музе́й (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Библиоте́ка (греч. βιβλίον, книга + θήκη, хранилище, вместилище, ящик) — учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, диапозитивы, аудио и видеокассеты, также всё более широкое распространение получают электронные носители (CD-ROM, DVD-ROM).
Музей под открытым небом — в наиболее общем значении, любой музей, чья экспозиция выставляется вне помещений. К таким музеям относятся парки скульптур, парки миниатюр, многие технические музеи (под открытым небом часто размещаются экспонаты музеев авиации, военной техники, транспорта).
Экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Краеве́дение — изучение населением географических, исторических, культурных, природных, социально-экономических и других ранее не известных факторов, характеризующих в комплексе формирование и развитие какой-либо определённой территории страны (села, города, района, области и т. д.).
Упоминания в литературе
Музейная потребность исторически развивалась неравномерно. В определенные периоды она резко возрастала, обеспечивая повышенный спрос на предметы коллекционирования, рост числа музеев, разнообразие их типов, втягивание целых пластов реальной действительности в орбиту музейного интереса. «Музейным ренессансом», «золотым веком русских музеев» называют музееведы последнюю четверть XIX – первую четверть XX в., период, в течение которого в несколько раз увеличилось число музеев в России, открылись двери таких всемирно известных музеев, как Третьяковская галерея, Исторический, Политехнический, Русский музеи, сложилась сеть региональных
краеведческих музеев , музеев-усадеб, музеев-монастырей. Старшему поколению россиян памятен «музейный бум» 1960-1970-х гг. с многочасовыми очередями в Эрмитаж, ночными бдениями энтузиастов у памятников архитектуры, которым грозил снос. Смена ценностных ориентиров и заметное охлаждение российского общества к музеям в начале 1990-х гг. принесли не только резкий спад посещаемости, безденежье, но и уничтожение целых исторически сложившихся групп музеев: были закрыты или перепрофилированы историко-революционные музеи, уничтожены многие музеи, находившиеся в культовых зданиях.
Этап туристско -краеведческого движения (1946–1969 гг.) относится к послевоенному времени. Он характеризуется широким распространением школьного туризма и одновременным дальнейшим развитием краеведения – изучения истории, природных условий, развития сельского хозяйства и промышленности родного края. Широкое распространение получили многодневные походы и экспедиции по комплексному изучению своих районов. Энтузиасты краеведческого движения и изучения родного края Г. Е. Бессонов, Б. Н. Андреев, В. Л. Сенькин и др., внесли большой вклад в развитие школьного и научного краеведения и организации школьных
краеведческих музеев . Они начали первыми организовывать и проводить туристические походы, экскурсии и экспедиционные исследования. Так, одним из первых в Якутии широко, стал привлекать к краеведческим работам школьников Б. Н. Андреев. Под его руководством школьники совершали дальние походы и близкие экскурсии. Например, в 1948 г. 32 школьника совершили поход по рекам Вилюй и Марха, протяженностью 547 км. Во время этой экспедиции было собрано большое количество различного краеведческого материала, в основном экспонаты по животному миру. Во время туристических походов учащиеся находили интересные экспонаты: ископаемые останки животных и растений, наскальные писаницы, памятники старины, старинные изделия и украшения, экспонаты флоры и фауны, а также изучали топонимику родного края. В этот период широкое развитие и распространение получили пришкольные опытные участки [196].
Существенные возможности для исследований истории горцев Северного Кавказа во время Великой Отечественной войны предоставляют фонды центральных и местных музеев, содержащие, наряду с артефактами, огромное количество фотографий, постановлений, приказов, распоряжений, донесений, удостоверений, благодарностей, воспоминаний, дневников, писем и других документов как официального, так и личного происхождения. Самые крупные собрания материалов по военной теме содержат Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации и Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в Москве. Но наиболее значительные собрания источников, характеризующих непосредственно историю горцев Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны, представлены в музеях региона. Специальные экспозиции и документальные фонды по истории Великой Отечественной войны традиционно существуют во всех республиканских музеях – Государственном объединенном музее Кабардино-Балкарской Республики, Дагестанском государственном объединенном историко-архитектурном музее, Ингушском государственном музее краеведения им. Т.Х. Мальсагова, Карачаево-Черкесском государственном историко-краеведческом и природном музее-заповеднике, Национальном музее Республики Адыгеи, Северо-Осетинском государственном объединенном музее истории, архитектуры и литературы, районных и городских
краеведческих музеях . Данной теме посвящен и ряд специальных музеев – Малгобекский музей боевой и трудовой славы (Ингушетия), Музей защитников Кавказа в ауле Кумыш (Карачаево-Черкесия), Музей обороны Приэльбрусья в поселке Терскол (Кабардино-Балкария), Историко-мемориальный музей защитников Суарского ущелья в Великой Отечественной войне в селении Майрамадаг, Историко-мемориальный дом-музей дважды Героя Советского Союза генерала армии И.А. Плиева во Владикавказе и мемориальный дом-музей С.Г. и ХД. Мамсуровых в селении Ольгинском (все – Северная Осетия). Постепенно идет восстановление разрушенного в период боевых действий в 1994–1995 гг. Национального музея Чеченской Республики.
Для изучения особенностей этнокультурных комплексов эстонцев Прикамья использовались также коллекции предметов быта из собрания Пермского краевого музея (бытовые ткани, ткацкий стан, предметы одежды)55, а также Сивинского районного
краеведческого музея (каннеле (гусли), бытовые ткани). Особую ценность представляют фотоматериалы начала ХХ в., запечатлевшие эстонские хутора, жилые и хозяйственные постройки первопоселенцев на сивинских землях56. Музейные собрания стали существенным дополнением к материалам, собранным во время экспедиционной работы, так как комплексы предметов быта, особенно у эстонцев Сивинского района, к моменту экспедиционного исследования были утрачены.
Еще одним очень интересным примером является созданный в 1996 г. на базе памятника археологии и истории федерального значения «Татарское городище» научно-образовательный и культурный центр (НОКЦ) Татарское городище.[11] Создателями этого центра, расположенного на окраине г. Ставрополя, стали Ставропольский государственный университет и Ставропольский
краеведческий музей . Городище представляет собой реликтовый комплекс объектов культурного и природного наследия, сложившийся на протяжении многих веков тесного взаимодействия человека с природой. Татарское городище входит составной частью в археологический и природный музей-заповедник. По мере развития ставропольские специалисты выдвинули идею о преобразовании части территории заповедника в археологический палеоландшафтный парк города, в котором охранная, научно-исследовательская и музейно-экспозиционная работа сочеталась бы с культурно-развлекательными и просветительско-воспитательными мероприятиями.
Связанные понятия (продолжение)
Экспонат (от лат. exponatus — выставленный напоказ) — предмет, выставляемый для всеобщего обозрения в музее или на выставке. В качестве экспонатов могут выставляться произведения искусства, документы, артефакты, образцы продуктов природных процессов, модели технических изделий, иллюстрации исторических событий и т. д., в соответствии с разработанной музеем или выставкой научной или художественной концепцией. Экспонаты могут принадлежать выставляющему их учреждению либо предоставляться их владельцами...
Барвенковский краеведческий музей — музейное заведение краеведческого профиля в городе Барвенково (районный центр Харьковской области); важное собрание материалов по истории, этнографии и выдающихся лиц Барвенковщины.
Ростовский областной музей краеведения — музей в городе Ростове-на-Дону (Большая Садовая ул., 79). Один из крупнейших на юге России. Основан в 1937 году в связи с образованием Ростовской области. Музей представляет природу, культуру и историю Ростовской области. Наиболее интересная экспозиция представлена в зале «Сокровища Донских курганов» — 2000 предметов из золота и серебра IV в. до н. э. — VIII в. н. э.
Городской музей «Искусство Омска» — бюджетное учреждение культуры города Омска; музей культурологического и искусствоведческого профиля; музей искусства одного города. Неофициальное сокращённое название — ГМИО.
Музей живой истории — не научный термин, применяемый для определения некоторых видов музеев. Соответствует зарубежному понятию: археологический музей под открытым небом, или музей экспериментальной практической археологии.
Минералогический музей — научно-просветительное учреждение, разновидность музея. Предназначен для экспозиции кристаллов, камней и других экспонатов минерального происхождения. Музей осуществляет комплектование, хранение, изучение и популяризацию минеральных объектов, памятников естественной истории. В музее хранятся объекты, представляющие историческую и познавательную ценность. Сотрудники музея регулярно проводят экспозиции, выставки, осуществляют другие формы научной популяризации и воспитательской...
Это обзорная статья о музеях Москвы. О конкретных музеях см. Список музеев Москвы.
Подробнее: Музеи Москвы
Музей Джорджа Истмана (George Eastman Museum) — старейший в мире музей, посвященный фотографии, и один из старейших в мире киноархивов. Открыт для посетителей в 1949 году в Рочестере, штат Нью-Йорк, США.
Туризм в Улан-Баторе . Как центр культурной, политической, коммерческой и индустриальной жизни страны Улан-Батор предоставляет туристам много интересного, включая музеи, выставочные залы, театры, шоу, специализированные магазины. Можно провести несколько интересных дней не выезжая за его пределы, но так как город окружён четырьмя горными массивами с национальными парками, то для любителей прогулок на природе можно найти множество активных занятий.
Атлантический центр современного искусства (исп. Centro Atlántico de Arte Moderno, сокр. CAAM) — главный музей современного искусства на Канарских островах (Испания). Он расположен в районе Вегета в городе Лас-Пальмас-де-Гран-Канария.
Охрана памятников истории и культуры — комплекс мер и мероприятий, нацеленных на сохранение и защиту объектов, обладающих культурной и исторической ценностью. Меры включают исследование памятников, оценку их ценности, присвоение официального статуса, реставрацию и консервацию. Самая высшая степень ценности исторического памятника — включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эстонский национальный музей (эст. Eesti Rahva Muuseum), основанный в 1909 году в Тарту, является музеем, посвящённым фольклорному наследию Якоба Хурта, этнографии Эстонии и народному творчеству. Первые экземпляры для музея были собраны во второй половине XIX века.
Краеведческий музей г. Шарыпово — музей расположенный в Красноярском крае. На 1 января 2019 года собрание музея составило 10 470 единиц хранения. В это число входят предметы живописи, графики,
Северодвинский городской краеведческий музей — музей истории Северодвинска. Один из крупнейших муниципальных музеев Архангельской области. Экспозиционно-выставочная площадь музея — 698,2 м²; площадь фондохранилищ — 137,8 м².
Батайский музей истории ― исторический музей в городе Батайск, Ростовская область. Современное здание музея располагается в Парке культуры и отдыха города по адресу ул. Кирова, 51а.
Некрополистика — вспомогательная историческая дисциплина, главным предметом изучения которой являются кладбища (некрополи), их описание, изучение и сохранение. Очень важна для историко-генеалогических (биографических) исследований.
«Музейный остров » (нем. Museumsinsel) — название, которое получила северная оконечность острова Шпреинзель на реке Шпре в Берлине, где расположено целое созвездие знаменитых берлинских музеев. Музейный остров является центром притяжения для туристов и ценителей искусства со всего мира. С 1999 года уникальный архитектурный и культурный ансамбль включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Музей истории польских евреев По́лин (польск. Muzeum Historii Żydów Polskich) — крупный музей в Польше, посвящённый истории еврейской общины этой страны. Музей открыт в 2013 году. Расположен в столице Польши, Варшаве, на территории бывшего Варшавского гетто.
«Сибирское искусство » — арт-проект 1993-1998 годов и одноименный научно-художественный альманах, издававшийся в Новосибирске и распространявшийся на художественных выставках. Авторы и учредители альманаха: Казначеев В.П, Гемуев И.Н, Ларичев В.Е, Ефимовский А.Ф, Поздеев А.Г, Капелько В.Ф, Чернобай С.А, Рыбаков Н.И, Гребнев. И.Е, Кувшинов А.В, Ханов А.В. и многие другие. Вышло три номера альманаха. Арт-проект поддерживала межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение", а также ряд музеев и комитеты...
Тульский областной краеведческий музей (ТОКМ) — один из старейших музеев Тульской области, филиал государственного учреждения культуры Тульской области «Объединение "Историко-краеведческий и художественный музей"» (ГУК ТО «Объединение "ИКХМ"»).
Национальный музей природы и науки (яп. 国立科学博物館 Кокурицу кагаку хакубуцукан) — музей, расположенный в северо-восточной части парка Уэно в японской столице Токио. Музей предлагает экспозиции, рассказывающие об эволюции живых организмов на Земле, экосистемах, истории развития научных знаний, о современных технологиях. Также посетители имеют возможность провести интерактивные научные эксперименты.
Музей Армии посвящён боевому пути Вооружённых сил Вьетнама. Находится в Ханое. В нём представлены образцы советской, китайской, а также американской и французской военной техники и оружия. Адрес: 28A, Ba Dinh District, Hanoi. Музей работает со вторника по воскресенье с 8 до 11 и с 13 до 16 часов. Понедельник — выходной. В цену билета в музей также входит стоимость посещения знаменной башни, со смотровой площадки которой открывается прекрасный вид на Ханой и окрестные места. К территории музея примыкает...
Российский музей ле́са — музей, федеральное бюджетное учреждение в системе научного-просветительского обеспечения Федерального агентства лесного хозяйства.
Детский музей — тип общественного учреждения научно-просветительской направленности, ориентирующийся на детей и подростков по принципу музейной педагогики. Большинство детских музеев посвящены определённым темам и предлагают различные экскурсии по возрастным группам. В своей работе музеи ориентируются на определённые модели обучения, например, обучение в процессе деятельности и практические упражнения.
Достопримеча́тельность — место, вещь или объект, заслуживающие особого внимания, знаменитые или замечательные чем-либо, например, являющиеся историческим наследием, художественной ценностью.
Урáльская горнозавóдская цивилизáция — уральская региональная культура — культурный период в истории Урала и России, начиная с XVIII века и до первой половины XIX века. Для цивилизации характерно выделение специфической культуры, наличие самобытных горных городов, многонародный состав, специфический стиль художественного оформления и др.
Подробнее: Уральская горнозаводская цивилизация
Белорусоведение (белор. беларусазнаўства) — гуманитарная дисциплина, сконцентрированная на комплексном исследовании Белоруссии и белорусов, латинизированной калькой термина «белорусоведение» является малоупотребительный термин «альбарутеника».
Худо́жественный центр (
арт-центр , или центр иску́сств) отличен от художественной галереи или художественного музея.
Охтинский мыс — участок суши в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга в месте впадения реки Охты в Неву.
Пе́рмский краеве́дческий музе́й (полное название Государственное краевое бюджетное учреждение культуры «Пермский краеведческий музей») — старейший и крупнейший музей Пермского края. Насчитывает 600 000 единиц хранения и включает более 50 коллекций регионального, российского и мирового значения, в числе объектов музея 22 памятника истории и культуры, из них 16 памятников федерального значения и 6 местного значения.
Музей гитар (швед. Gitarrmuseet) — музей, расположенный в центре города Умео, Швеция. Музей расположен в кирпичном доме, который ранее занимала вассаколанская школа имени Берцелиуса. Здание музея было построено в 1904 году. Он разделяет это здание вместе с рок-клубом, рестораном и музыкальным магазином. Музей открыт в конце января 2014 года в связи с объявлением города Умео культурной столицей Европы на 2014 год.
«Новая коллекция » (нем. Neue Sammlung) — государственный музей прикладного искусства в Германии. Появившись задолго до появления самого слова «дизайн», он считается первым музеем дизайна в мире.
Русский комитет для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом и лингвистическом отношении — востоковедческая организация, созданная в 1902 году в Санкт-Петербурге по постановлению XII международного конгресса ориенталистов в Риме и просуществовавшая до 1914 года. Комитет состоял из самостоятельных комитетов в разных странах, центральным из которых являлся Петербургский, и являлся головой организацией для «Международного союза для изучения Средней и Восточной Азии в историческом...
Бюро американской этнологии , англ. Bureau of American Ethnology учреждено законом Конгресса США в 1879 г. с целью передачи архивов, записей и материалов, относящихся к индейскому населению США, из ведения Министерства внутренних дел США в ведение Смитсоновского института. Тем не менее, с самого начала основатель и директор бюро, Джон Уэсли Пауэлл (en:John Wesley Powell), продвигал более широкую миссию Бюро: «организовать антропологические исследования в Америке». Под руководством Пауэлла Бюро начало...
Упоминания в литературе (продолжение)
Необходимо отметить, что органы местного самоуправления, культурно-просветительские учреждения и энтузиасты исторической науки в населенных пунктах, где разворачивались события морских десантных операций, проводят большую просветительскую и военно-патриотическую работу. За прошедшие годы накоплено много ценных материалов, которые позволили рассмотреть исследуемые события по воспоминаниям их очевидцев, фотографическим и картографическим материалам, материалам из средств массовой информации, выпискам из архивных дел и справкам различного характера. Чрезвычайно высокую ценность имеют личные архивы генералов и офицеров, переданные на хранение архивным и музейным учреждениям. Особенно это касается архива бывшего командующего 44-й армией генерал-майора А. Первушина. После окончания Великой Отечественной войны А. Первушин поддерживал связи с однополчанами, и в его архиве есть немало неангажированных свидетельств о ходе Керченско-Феодосийской операции. Ветеран-военачальник завещал личный архив Феодосийскому
краеведческому музею (ныне Феодосийский музей древностей), где он хранится и сегодня в отдельном фонде.
Кроме полевых материалов к исследованию были привлечены и другие группы опубликованных и неопубликованных источников. Некоторые сведения о местных праздниках были почерпнуты из документов и рукописей архивных и музейных собраний Государственного архива Пермского края, архива Русского географического общества, Чердынского и Куединского
краеведческих музеев . Среди них богослужебные журналы, фиксирующие крестные ходы и богослужения во время местных праздников[46], этнографические рукописи с описанием локальных традиций, в том числе включающие описания местных праздников[47]. Данный вид источников немногочислен, часто даёт ценные, но достаточно фрагментарные сведения по исследуемой тематике.
Указом президента РФ от 18 декабря 1991 года музей отнесен к особо ценным объектам культурного наследия России. Положением, утвержденным правительством РФ 11 июля 1994 года, музей определен как научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, за ним закреплена роль головного научно-методического центра для исторических и
краеведческих музеев России.
Авторы искренне благодарят всех жителей Куединского, Чернушинского, Чайковского и Еловского районов, с которыми мы встречались во время этнографических экспедиций, воспоминания и личные архивы которых стали источниками для подготовки книги. Особая благодарность администрации Куединского района и лично начальнику управления муниципальных учреждений А. И. Горбунову, директору Куединского районного
краеведческого музея Ф. Х. Мокеровой, а также Большекустовской, Ошьинской средним общеобразовательным школам за неоценимую помощь в организации полевых исследований на территории района. Авторы также признательны Пермскому краеведческому и Куединскому районному краеведческому музеям, школьному музею села Большие Кусты Куединского района за предоставленную возможность использовать и опубликовать материалы музейных коллекций. Слова благодарности адресуем председателю национально-культурного центра чувашей Пермского края Г. А. Абакшиной, а также Н. А. Павлову, М. М. Поповой, Т. В. Николаевой, Н. А. Рогалёвой, Л. В. Симоновой, С. Н. Абакшиной, Л. И. Шукшиной, Л. В. Лозинской и другим, за помощь в проведении полевых исследований и подготовке издания.
2 С этой точки зрения, безусловно, заслуживает внимания статья Т. А. Ильиной (1973: 27–32), посвященная осмыслению опыта экспедиции преподавателей и студентов Калининского педагогического института и Калининского областного
краеведческого музея в колхоз Молдино Удомельского района Тверской (тогда Калининской) области в 1965–1966 годах. В ходе этой экспедиции были записаны воспоминания местных жителей о революционных событиях 1905 и 1917 годов, Гражданской войне, коллективизации и Великой Отечественной войне. Это едва ли не единственная публикация в исторической литературе 1970-х – первой половины 1980-х годов, посвященная устным воспоминаниям как историческому источнику. Только с конца 1980-х годов на русском языке появляются первые публикации, посвященные «устной истории» (калька с английского термина oral history). При этом невозможно отрицать влияние западноевропейской и североамериканской историографии на развитие этого направления (см.: Виноградов, Рябов 1986: 6-16; Урсу 1989: 3-32; Писаревская, Ляшенко 1989; Никитина 1990: 210–216; Рожанский 1990:141–150; Коляда 1990: 25–30; Хубова 1997)/
Благодаря усилиям Е. Р. Романова в 1893 г. был открыт Витебский церковно-археологический музей, в 1897 г. – Могилевский церковно-археологический музей. Фонды последнего вместе с фондами музея при губернском статистическом комитете стали основой для создания губернского, ныне Могилевского областного
краеведческого музея .
Авторский коллектив выражает благодарность сотрудникам Центральной библиотеки АН Литвы, Отдела письменных источников Государственного Исторического музея, Государственного литературного музея А. С. Пушкина, Иркутского областного
краеведческого музея за оказанную помощь при подготовке издания.
ГосНИИР, ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря, ГИМ, Музеи Московского Кремля, МНРХУ МК РФ, Музей-усадьба «Архангельское», Высшая школа реставрации РГГУ, ВГБИЛ, Музей им. А. Рублева, Государственная Третьяковская галерея, НИЦ консервации документов РГБ, ГМИИ им. А.С.Пушкина, ВМДПиНИ, Государственный институт искусствознания, ЦНРПМ, Фирмы «Виоле-М» и «РЕКОС», Российский институт культурного и природного наследия, МВПХУ, ГМЗ «Царицыно», Институт им. Сурикова, Музей Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., Главархив, Музей искусства народов Востока, Московский областной
краеведческий музей .
Особо следует отметить, что в сборнике представлены наиболее активно работающие музееведческие центры: профильные кафедры (Факультета истории искусства РГГУ, Института философии СПбГУ, Санкт-Петербургского и Московского гос. институтов культуры, Института искусств и культуры Томского госуниверситета); Научный совет по музеям Сибирского отделения РАН; Научный совет исторических и
краеведческих музеев России и его Сибирский филиал; отделы в Институте археологии и этнографии СО РАН и Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана РАН; лаборатория в НИИ общественного здоровья им. Н. А. Семашко.
Благодарю за помощь в издании этой книги Генерального директора ЗАО «Заря» Попова Александра Федоровича, Киреевский
краеведческий музей , а также всех кто делился с нами своими воспоминаниями и материалами.
Дагестанский государственный объединенный исторический и архитектурный музей им. А.Тахо-Годи, Ахтынский
краеведческий музей , Хицибский мемориальный комплекс-музей «Ватан», Согратлинский краеведческий музей, Дербентский музей-заповедник, а также Национальную библиотеку им. Р.Гамзатова.