Связанные понятия
Кула́й — спецпоселение репрессированных в Тарском районе Омской области, трудовой посёлок, существовавший с 1928 года.
Маутха́узен (нем. KZ Mauthausen) — немецкий концлагерь около города Маутхаузен в 1938—1945 годах.
Майда́нек (польск. Majdanek, нем. Konzentrationslager Lublin, Vernichtungslager Lublin, ивр. מיידנק) — лагерь смерти Третьего рейха на окраине польского города Люблина. В настоящее время является музейным учреждением, включённым в Государственный реестр музеев.
Требли́нка (Treblinka) — два концентрационных лагеря: Треблинка-1 (так называемый «трудовой лагерь») и Треблинка-2 (лагерь смерти). Лагеря были организованы нацистами на территории оккупированной Польши, недалеко от деревни Треблинка (воеводство Мазовецкое), расположенной в 80 км к северо-востоку от Варшавы. Лагерь смерти Треблинка-2 существовал с 22 июля 1942 года по октябрь 1943. По разным оценкам, всего в лагере было убито от 750 до 810 тысяч человек (большее число жертв было только в расположенном...
Мемориальное еврейское кладбище — восстановленное древнее еврейское кладбище в Коломые (Ивано-Франковская область). Кладбище расположено на земельном участке площадью 1,4 га в разбитом на месте кладбища в советское время городском сквере на перекрестке улиц Чехова и Петлюры.
Упоминания в литературе
Кстати, всем памятна история с переносом Бронзового солдата в Таллине весной 2007 г. Опять же, спасибо надо в первую очередь сказать отцам – основателям советского государства во главе с Лениным. Это красные, в отличие от белых поспешили признать независимость новообразованных государств Балтии. А раз так, то это властям Эстонии решать, где стоять тому или иному памятнику. Мне же приходилось слышать, будучи в Праге, что в мае 1945 г. имели
место единичные захоронения погибших советских солдат и чешских повстанцев в городских парках и скверах чешской столицы. Они были убиты фанатиками – нацистами буквально последними выстрелами второй мировой войны. Довольно скоро останки погибших были перенесены на городские кладбища и там с почётом перезахоронены. Это было сделано по распоряжению городских властей Праги. На сколько мне известно, на сегодняшний день захоронений в городских парках и скверах в Праге нет.
В первые годы после Октябрьской
революции 1917 года в ряде городов и больших сёл новой России ввели обычай хоронить погибших в революционной борьбе не на местных кладбищах, а в центре населённых пунктов. Пример подали Москва и Петроград. В белокаменной на Красной площади уже в ноябре 1917 года в двух братских могилах было погребено 240 человек, погибших в октябрьских боях. Между прочим, только 57 из них были опознаны, а большинство так и остались навсегда неизвестными. А в Петербурге на Марсовом поле в марте 1917 года похоронили жертв Февральской революции. Здесь же, на Марсовом поле, позже стали хоронить и погибших во время Октябрьского переворота, воевавших, естественно, на стороне большевиков.
Около 2/з из них простились с жизнью в дулагах или шталагах на оккупированной территории, остальные – в шталагах и концлагерях в Германии. Несколько лагерей встречаются особенно часто – это шталаги 346 (Кременчуг) и 334 (Белая Церковь), концлагерь Заксенхаузен и шталаг IIIВ Фюрстенберг. Лишь в 10 % случаев военнопленные умерли своей смертью, например, от бомбежки или в больнице. Во всех остальных случаях они были переданы дальше для ликвидации – либо СД (если дело происходило в оперативной зоне на оккупированной территории СССР), либо гестапо и СС (в зоне ответственности ОКВ) или же застрелены при попытке к бегству. Некоторое удивление вызывает единовременность передачи значительной части военнопленных-евреев в руки СД: в 22 случаях это произошло 2
марта 1942 г. (причем в 5–6 лагерях!), в 8 случаях – 9 сентября, а еще в нескольких случаях – 18 июня и 31 октября того же года. Карточки 10 военнопленных однозначно запечатлели следы селекции или доноса: названная ими самими и принятая немцами к сведению национальность – украинец, русский, белорус или азербайджанец – исправлена на них красным карандашом на «еврей». На удивление много карточек (более половины), где в графе «Национальность» «еврей» стоит с самого начала. Однако самой продолжительной (более 3 лет) жизнью в плену отмечен лейтенант и автомеханик Иосиф Базаненко, назвавшийся русским: взятый в плен 22 сентября 1941 г. под Оршицей и угнанный в шталаг XIII D в Нюрнберге, он был убит при авианалете 19 октября 1944 г.
Немаловажным фактором стала репрессивная деятельность немцев по отношению к местному населению в ответ на действия партизан. Так, немцы широко практиковали взятие заложников, их последующее уничтожение в ответ на партизанские вылазки. Порча
партизанами немецкой военной техники, убийства военнослужащих ставили под удар оккупантов тот населенный пункт, где это происходило. Так, во второй половине 1941 г. возле деревни Красный Колодец Брасовского района Орловской области десять партизан под командованием В. А. Капралова, напав на немецкую штабную машину, убили офицера. В ответ немцы сожгли часть деревни[138]. По Дятьковскому району за декабрь – январь 1941–1942 гг. расстреляно 45 жителей села Овсорок за появление в деревне партизан. По той же причине в деревне Липово сожжено 57 домов, также заживо сожжены местная учительница и ее дочь. За приход партизан в один из домов поселка Маково расстрелян хозяин дома и его двое сыновей, сожжены все дома поселка[139]. За убийства партизанами германских военнослужащих к мирному населению принимались более жесткие меры. В деревне Стеклянная Радица того же Дятьковского района в ответ на уничтожение партизанами двух автомашин и десятка солдат была не только сожжена деревня, но и расстреляно 150 ее жителей; кроме того, в течение нескольких дней расстреливали каждого прохожего, идущего по большаку через Стеклянную Радицу[140].
Первым обнаружили нацистский лагерь смерти Майданек, расположенный неподалеку от польского города Люблина, взятый Красной армией в конце июля 1944 г. К этому моменту войны русские были уже хорошо знакомы со зверствами немцев. Они слышали о Бабьем Яре и бесчисленном множестве других, менее масштабных массовых убийствах на западе России и Украины. Однако, по свидетельству одного корреспондента газеты, «все эти убийства были распространены на относительно обширной территории, и, хотя их было гораздо, гораздо больше, чем в Майданеке, они не приобрели внушительного «промышленного» масштаба, присущего невероятной фабрике смерти, расположенной в двух милях от Люблина».
Связанные понятия (продолжение)
Залещицкая трагедия — уничтожение органами НКВД нескольких сотен политических заключенных на железнодорожном мосту Кострижевка—Залещики 4—5 июля (по другим данным, 7 июля) 1941 года.
Черногорская трагедия — трагические события в районе жилмассивов Черногорка и имени Шевченко, на территории шахт № 5 и «Южная», связанные с оккупацией Кривого Рога в 1941–1944 годах. Место расстрела еврейского населения немецкими войсками и полицаями.
Хе́лмно (нем. Kulmhof, Кульмхоф; 1941—1945 гг.) — первый нацистский концентрационный лагерь смерти, предназначенный для уничтожения евреев и цыган, созданный в оккупированной Польше. Располагался недалеко от города Домбе, рейхсгау Вартеланд, в 70 км к западу от города Лодзь. Кульмхоф стал первым местом вне оккупированных территорий СССР, где началось массовое уничтожение евреев.
Маккавеевская гауптвахта – место массового уничтожения людей в селе Маккавеево Забайкальского края России, где в годы гражданской войны размещались войска генерал-майора Артемия Тирбаха и проводилось истребление противников белого движения. Был создан по приказу атамана Семёнова в августе 1918 и функционировал по октябрь 1920 года. Количество погибших в застенках Маккавеевской гауптвахты оценивается примерно в 5000 человек. Убийства сопровождались пытками и совершались с большой жестокостью.
Песчаный лог – место захоронения 450 мирных жителей (в том числе 35 детей) и советских военнопленных, расстрелянных там фашистами в августе 1942 года при оккупации правобережной части города Воронеж. Большинство погибших - больные и раненые. Возможно, что 90 человек были привезены в лог уже мертвыми.
Снос памятников Ленину на Украине в 1990—2013 годах — процесс демонтажа символов советского прошлого — памятников Ленину — до начала Евромайдана. За этот период на Украине было снесено более 3200 скульптур основателю СССР.
Мемориал в Танненберге (нем. Tannenberg-Denkmal; официальное название Национальный памятник в Танненберге (Tannenberg-Nationaldenkmal)) — сооружение в память о победах Германии в Первой мировой войне в 1914 году, в частности в битве при Танненберге, названной в честь средневековой битвы 1410 года, и битвы при Мазурских озёрах. Воздвигнут в 1924—1927 годах в Восточной Пруссии близ Хоэнштайна (ныне Ольштынек, Польша). Мемориал был взорван сапёрами вермахта в январе 1945 года в связи с приближением...
Коньсковоля (польск. Końskowola) — село на юго-востоке Польши, между Люблином и Пулавами, недалеко от села Куров; центр Коньсковольской гмины в Пулавском повяте Люблинского воеводства. Коньсковоля расположена на берегу реки Курувка.
Концентрацио́нный ла́герь , сокращённо концла́герь (англ. concentration — «сосредоточение, сбор» от лат. concentratio — «сосредоточение», нем. Konzentrationslager, das Lager — «склад, хранилище») — специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания следующих категорий граждан различных стран...
Покло́нная гора ́ — срытый пологий холм в Западном Административном округе Москвы, находится между реками Сетунь и Филька. Изначально делилась по оврагу на западную и восточную части. Восточная часть Поклонной горы была срыта в 1950—1960-е годы при строительстве Кутузовского проспекта и жилого квартала от Окружной железной дороги до улицы Генерала Ермолова. Бо́льшая часть западной половины горы была использована в 1980—1990-е годы при устройстве парка Победы — мемориального комплекса в честь победы...
Аллея расстрелянных патриотов 1941—1944 (серб. Алеја стрељаних родољуба 1941-1944), также известная как Аллея ветеранов Народно-освободительной войны (серб. Алеја бораца Народноослободилачког рата) и Аллея жертв оккупантов 1941—1944 (серб. Алеја жртава окупатора 1941-1944) — одна из аллей белградского Нового кладбища. Находится в центральной части, между Аллей великих и Аллеей почётных граждан. Открыта в 1959 году на месте, где в ноябре 1944 года были захоронены эксгумированные останки белградцев...
Концла́герь А́мерсфорт (нем. Durchgangslager Amersfoort) — концентрационный лагерь, организованный нацистскими оккупационными войсками в оккупированном Германией королевстве Нидерланды. Располагался в южной части города Амерсфорт, действовал с мая 1941 по апрель 1945 года. За это время в Амерсфорт попало свыше 35 000 узников и военнопленных.
Центр эвтаназии Зонненштайн (нем. NS-Tötungsanstalt Sonnenstein; в буквальном переводе «Национал-социалистическое учреждение смерти Зонненштайн») представлял собой нацистский центр убийств, расположенный в бывшей крепости замка Зонненштайн возле Пирны в Восточной Германии. Первоначально в замке располагался госпиталь, созданный ещё в 1811 году.
Музей узников подполья (ивр. מוזיאון אסירי המחתרות, англ. Museum of Underground Prisoners) — израильский государственный музей в Иерусалиме, посвящённый деятельности еврейского подполья — организациям Хагана, Иргун и Лехи, в период, предшествовавший созданию государства Израиль. Музей расположен на улице Мишол ха-Гвура на Русском подворье в Иерусалиме (Израиль). Музей был основан в 1991 году.
Минское гетто (20 июля 1941 — 21 октября 1943) — еврейское гетто, место принудительного переселения евреев Минска в процессе преследования и уничтожения евреев во время оккупации территории Белоруссии войсками нацистской Германии в период Второй мировой войны.
«Последний адрес » развивает идеи немецкого проекта «Камни преткновения» (нем. die Stolpersteine), увековечивающего память жертв нацизма. В свою очередь, по примеру российского проекта стартовали и развиваются самостоятельные проекты: «Остання адреса — Україна» и «Poslední adresa» в Чехии, «Ultima Adresa» в Молдавии и...
Главняча (серб. Главњача) — историческая тюрьма, находившаяся в старом здании Городского управления Белграда (новое возведено в 1920-е годы на Обиличевом венце), стоявшем до 1953 года (ныне на его месте находится здание текущего Химического факультета Белградского университета). Здание располагалось между улицами Братьев Юговичей, Симиной и Вишничевой и Студенческой площадью. В здании находились управление городской полиции и тюрьма, два отделения которой были наиболее печально известными — маленькое...
«Моло́х тоталитари́зма » — памятник жертвам политических репрессий в СССР, расположенный у входа на Левашовское мемориальное кладбище (Левашово, Горское шоссе, 143).
День па́мяти жертв полити́ческих репре́ссий — памятный день, в который проходят траурные акции и памятные мероприятия (митинги, возложения венков и цветов к памятникам репрессированным, «уроки памяти» в учебных заведениях и пр.), посвященные памяти людей, погибших и пострадавших в ходе политических репрессий.
Калужское гетто — еврейское гетто, созданное нацистами в период Второй мировой войны на территории Калуги. Просуществовало около двух месяцев в ноябре-декабре 1941 года до контрнаступления Красной армии под Москвой. Является первым освобождённым гетто Европы.
Холокост на территории СССР — систематическое преследование и истребление евреев немецкими нацистами, их союзниками и коллаборационистами на оккупированной территории СССР во время Великой Отечественной войны.
Стена коммунаров (фр. Mur des Fédérés — Стена Федералов) — часть каменной стены в северо-восточной части парижского кладбища Пер-Лашез, где 28 мая 1871 года были расстреляны 147 защитников Парижской коммуны, не пожелавших сложить оружие. Сама стена и её название служат символом мужества, воли и желания исповедовать свои убеждения до конца.
Галлиполи́йское сиде́ние (Русская армия в Галлиполи, галлиполийцы) — стояние лагерем регулярных частей Русской армии в окрестностях греческого (на то время) города Галлиполи (турецкое название города — Гелиболу). Преимущественно это были части 1-го Армейского корпуса генерала Кутепова. Войска эвакуировались из Крыма в ноябре 1920 года и сохраняли боеспособность до мая 1923 года.
Катастро́фа европе́йского евре́йства (ивр. השׁוֹאָה — бедствие, катастрофа) — результат политики нацистов середины XX века по планомерному уничтожению евреев. Жертвами Катастрофы стали около 6 миллионов евреев Европы.
Репрессии в Казахской ССР — обобщенное название преследований по политическим мотивам в Казахской Советской Социалистической Республике, которое включает в себя преследование людей за подозрение в контрреволюционной деятельности, преследование кулаков, лиц, препятствующих национализации имущества, депортации и по национальным линиям.
Памятники чехословацким легионерам воздвигнуты в память чехословацких легионеров, воевавших на стороне Российской империи в Первой мировой войне в 1914—1917 годах и участвовавших в Гражданской войне в России в 1917—1920 годах.
Массовое убийство в Метгетене (нем. Massaker von Metgethen) или зверство в Метгетене — уничтожение неустановленными лицами мирного населения в восточно-прусском городке Метгетен (ныне Посёлок имени Александра Космодемьянского), предположительно произошедшее вскоре после его захвата советской армией 29 января 1945 года. 19 февраля того же года в ходе битвы за Кёнигсберг город был отбит немецкими войсками, которые обнаружили следы массовой гибели гражданского населения, что было использовано в нацистской...
Разрушение Киева в 1941 году — серия взрывов и пожаров в оккупированном немцами Киеве, которые привели к разрушению важных объектов жизнеобеспечения (электростанции, водопровода, мостов через Днепр, административных зданий), памятников архитектуры и жилых домов в центре города, преимущественно на Крещатике. В результате данных событий исторический центр Киева серьезно пострадал.
Вы́дача казако́в в Ли́енце и Юденбу́рге — насильственная выдача англичанами и американцами Советскому Союзу по разным источникам от 45 до 60 тыс. казаков, воевавших на стороне Германии во время Второй мировой войны (преимущественно находились в составе частей Казачьего Стана и 15-го казачьего кавалерийского корпуса), а также беженцев (женщин, детей, стариков), ушедших с немцами с Терека, Кубани и Дона.Согласно договорённостям Ялтинской конференции, англо-американские союзники обязались выдать СССР...
Центральное кладбище Фридрихсфельде (нем. Zentralfriedhof Friedrichsfelde) — одно из наиболее известных кладбищ в Берлине. Расположено в районе Лихтенберг. На кладбище Фридрихсфельде похоронены многие деятели социал-демократического, социалистского и коммунистического движения, за что кладбище во Фридрихсфельде ещё до Первой мировой войны называли «Кладбищем социалистов». В 1950-е годы на кладбище был создан Мемориал социалистов.
Франкфуртский ангел (нем. Frankfurter Engel) — мемориал в Франкфурте-на-Майне, который посвящён гомосексуалам, преследовавшимся в Германии. В уголовном кодексе Германии с 15 мая 1871 года до 11 июня 1994 (в ГДР до 1968) существовал Параграф 175, по которому гомосексуальные мужчины подвергались тюремному заключению. Преследования особой жестокости пришлись на нацистский период истории страны, но и после падения Третьего Рейха конец им положен не был.
«Советский рай » (нем. Das Sowjet-Paradies) — выставка, проведённая управлением пропаганды НСДАП с 8 мая по 21 июня 1942 года в берлинском Люстгартене с целью демонстрации населению варварства, нищеты и агрессивности Советского Союза, опасности, которую он несёт Европе, оправдать продолжавшуюся войну и необходимость немецкой победы. По официальным данным, её посетило 1,3 миллиона человек.
Массовые захоронения в Чечне , в которых находили сотни трупов, начали обнаруживать с началом Первой чеченской войны. На июнь 2008 года было зарегистрировано 57 массовых захоронений. Согласно заявлению организации Amnesty International, тысячи людей могут быть захоронены в не найденных ещё могилах, включая примерно 5 тысяч гражданских лиц, пропавших без вести с начала Второй чеченской войны. По состоянию на 2008 год, самое большое из массовых захоронений было обнаружено в Грозном, и в нём находились...
Грабовзее (нем. Grabowsee) — заброшенный архитектурный комплекс бывшего санатория для больных легочными заболеваниями.
Трюммерфрау (нем. Trümmerfrau, букв. «женщина руин») — название на немецком языке женщин, которые в годы после Второй мировой войны участвовали в расчистке и реконструкции пострадавших от бомбардировок Союзников городов Германии и Австрии.
Камни преткновения (нем. Stolpersteine) — проект немецкого художника Гюнтера Демнига. Этот мемориал создан, чтобы напоминать людям о судьбах жертв нацизма, о тех, кто был убит, выслан или вынужден пойти на самоубийство.
X павильон Варшавской цитадели (польск. X Pawilon Cytadeli Warszawskiej) — место в Александровской цитадели, в котором в настоящее время находится отдел Музея независимости, посвященный народно-освободительной борьбе во время российского господства. Руководитель учреждения — магистр Ежи Вонгродзкий (Jerzy Wągrodzki).
Упоминания в литературе (продолжение)
В связи с этим обстоятельством сделаем отступление, чтобы привести и некоторые другие малоизвестные факты, связанные с пребыванием китайцев на белорусской земле. В том же Витебске в середине 1920-х гг. проживали 39 китайцев из состава упоминавшейся выше рабочей бригады. Главой этой небольшой общины являлся уроженец Харбина Чжан Ван-фу, член РКП(б), командовавший некогда взводом
в Красной Армии. В 1925 г. он обратился в Витебский окружной исполком с просьбой о выделении помещения для школы по ликвидации неграмотности среди китайских граждан и стал директором этой школы, в программу которой входило изучение русского языка и мирового революционного движения[8]. В 1928 г. по инициативе этого энергичного 30-летнего китайца, называвшего себя Александром Ивановичем, в Николаевском сельсовете Витебского района, на территории бывшего помещичьего имения был создан китайский национальный колхоз «Марковичи», в который записались 7 китайских семей в составе 20 человек. Все они были прекрасными садоводами и огородниками, поэтому колхоз выбрал именно эту специализацию и вскоре добился больших успехов. Как председатель передового колхоза Чжан Ван-фу был избран делегатом Первого Всебелорусского съезда колхозников-ударников, состоявшегося в Минске в марте 1933 г., а республиканская газета «Зьвязда» поместила его фотографию[9]. Однако укрупнение колхоза в ходе массовой коллективизации начала 1930-х гг. привело к постепенному развалу хозяйства[10]. К началу Великой Отечественной войны председателя колхоза уже не было в живых, а в деревне Марковичи проживала его жена, судя по имени – Варвара – белоруска или русская по национальности. Историко-документальная хроника «Память» Витебска сообщает, что в начале 1942 г. во время одной из карательных экспедиций гитлеровских оккупантов была расстреляна некая Варвара Чжан Ван-фу за то, что ее муж был коммунистом[11].
В июле 1942 г. эвакуированный в Челябинскую область из станицы Тимашевской Краснодарского края дезертир Красной армии Никулин А.И. (1913 г.р.), уроженец г. Керчи, был арестован и трибуналом войск НКВД осужден к 7 годам лишения свободы, но в результате спецразработки было установлено, что настоящая фамилия Никулина – Дудченко. В октябре 1941 г. его призвали в армию в г. Керчи, но в связи с приближением немецких войск на сборный пункт он не явился и остался в городе. Вскоре при немцах через своего старого знакомого по уголовному прошлому, работавшему в полиции, Никулин стал агентом гестапо и выявлял оставшихся в Керчи коммунистов и советских активистов. Так с 16 ноября по 31 декабря 1941 г. он предал
семь человек, впоследствии расстрелянных немцами, а также лично принимал участие в расправе над советскими гражданами, в истреблении детей тех родителей, которые расстреливали немцы.
Предложенные читателю воспоминания уникальны по многим параметрам: их автор с 1939
года находился в рядах Красной армии на западной границе. В 1940 году входил с советскими войсками в Литву. Войну встретил на Белостокском выступе. Несколько месяцев скитался по оккупированной территории Белоруссии и Украины. Полгода находился в немецком лагере для военнопленных. Жил в оккупированном Крыму. Сражался в партизанском отряде. Год провел в проверочно-фильтрационном лагере НКВД. Далее жизнь в местах депортации. Несмотря на все чинимые властями препоны, вернулся в Крым.
Вместе с этим новая власть пыталась навязать населению свои «ценности», как и полагается антитезе божественного, вполне инфернального свойства. Происходило ли это только в Петрограде или Москве? Едва ли. Любой небольшой городок, в котором был хоть один храм, становился полигоном испытания чувств верующих и вызовом здравому смыслу. Пробным камнем
стала установка местным Советом памятника Иуде Искариоту в Свияжске в 1918 году. Незадолго до того в городе были замучены настоятель городского Успенского монастыря епископ Амвросий. Инициатива, спущенная в уездный город сверху, исходила от большевистского «интеллектуала» Льва Троцкого. Именно он распорядился установить в пяти городах России памятники Иуде, и даже лично приехал на открытие памятника в древний Свияжск, сопровождавшееся торжественной церемонией и парадом двух полков Красной армии и чинов команды собственного бронепоезда.
Смерть для коммунистов, евреев и партизан, систематическое насилие, непосильный труд, хронический голод и отсутствие элементарной медицинской помощи для «лояльных», сотни тысяч умерших в лагерях военнопленных, тысячи деревень, сожженных вместе с жителями. Практически вся оккупированная территория была превращена в гигантский
лагерь смерти; когда Красная армия освобождала оккупированные области, они оказывались буквально обезлюдевшими.
Также осенью 1942 г. художницами А.А. Лепорской и А.А. Ранчевской было произведено декоративное оформление притвора в Троицком
соборе, где до 1922 г. находилась рака с мощами св. кн. Александра Невского. В воспоминаниях одного из блокадников говорилось: «Весной 43-го по городу расклеили афиши, извещающие о том, что открыт доступ к местам захоронения великих русских полководцев – Александра Невского, Суворова, Кутузова, Петра I. Я, конечно, сразу помчался в Александро-Невскую Лавру. Вхожу в Троицкий собор и гляжу: на карнизе, рядом со статуями, растут молоденькие березки! В соборе я, прежде всего, устремился к месту, где стояли мощи Александра Невского. Там был поставлен грубо побеленный фанерный ящик с надписью, утверждающей, что на этом месте были поставлены Петром I мощи Александра Невского. Зашел я в Благовещенскую церковь, на могилу А.В. Суворова: на ней, кроме плиты с автоэпитафией, поставлено склоненное красное знамя; такое же было на месте мощей Александра Невского». Имя князя стало особенно популярно после выхода на экраны художественного фильма «Александр Невский» и воспринималось в качестве символа борьбы с германской агрессией на русские земли. Поэтому в 1944 г. в Троицком соборе была устроена выставка, посвященная св. кн. Александру Невскому, которую посетило большое количество военнослужащих Ленинградского фронта и жителей города.[92]
В деревне Красные Орлы есть часовня во имя Георгия Победоносца, построенная по инициативе и на средства старосты этой деревни Г. В. Гладковой. В 2010 г. здесь её же стараниями был установлен 3-х тонный гранитный валун с православным крестом. На мраморных досках увековечены имена десятков крестьян из 6 окрестных деревень, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. При поддержке Баранцевской сельской администрации
это место теперь стало мемориалом защитников Отечества.
Относительное благополучие эйнемовских рабочих не помешало им стать в 1917 г. активными красногвардейцами, участниками октябрьских боев. В 1918 г. советская власть национализировала предприятие. Теперь оно называлось «Государственная кондитерская фабрика № 1 (бывший «Эйнем»)». В 1922 г. последовало новое переименование – в «Красный Октябрь». Предприятие оставалось образцовым и
в советское время. Глубоко заложенные традиции не разрушили ни пресловутые «вал» и «план», ни даже война. На Великую Отечественную ушло больше 500 краснооктябрьцев. Имена 72 из них запечатлены на мемориальной доске в память павших на фронтах, установленной на фасаде здания в 1975 г. Многие сотрудники предприятия воевали в 1-й дивизии народного ополчения Ленинского района столицы (впоследствии 60-й стрелковой Севско-Варшавской ордена Суворова). В военные годы помимо обычных конфет и шоколада «Красный Октябрь» выпускал также взрывчатку, пищевые концентраты для армии и даже детали автоматов.
В дальнейшем, после достижения коренного перелома в войне, успехи Красной армии на фронте показали населению оккупированной территории СССР, что страна борется и побеждает. Это усилило авторитет советской власти, вдохнуло силы
в людей, которые ранее находились в состоянии апатии742. Воздействие национального фактора советской политики ярко иллюстрируют слова из письма советских девушек, угнанных с оккупированной территории СССР в Германию (их письмо, адресованное советским солдатам, было найдено в Белостокской области в августе 1944 г.): «Здравствуйте, братья русские!.. Вы боретесь за русскую родину, за независимость, свободу русского народа». Эффект советской политики выразился в положительном восприятии возвращения дореволюционной армейской формы как элемента «великодержавия». Так, жительница Краснинского района Смоленской области восхищалась красноармейцами: «Одеты красиво, с погонами»743.
Здесь, в самом сердце советской Москвы, 27 января 1924
года, сначала во временной усыпальнице, а вскоре в деревянном Мавзолее был установлен гроб с телом Ленина. Рядом, в Кремлевской стене, с 1925 года замуровывали урны с прахом деятелей партии и Советского государства, международного рабочего движения. С тех пор Красная площадь соединяет функции революционного некрополя и праздничного форума.
В мае 2016 г. впервые за последние десятилетия Москву
в День Победы посетила большая делегация детей и внуков французских летчиков, которые прошли в составе колонны Бессмертного полка по Красной площади, возложили цветы к памятнику «Нормандии», к могиле Неизвестного Солдата и совершили поездку по местам боев полка.
Благодаря целеустремленности большевиков и их активной пропагандистской работе Казань в 1917 году стала вторым городом после Петрограда, где произошел октябрьский переворот. Но тогда же разгорелись отчаянные бои за город между красными и белыми войсками. Путь на Москву для контрреволюционных войск был открыт, вот почему большевики бросили под татарскую столицу, тогда еще, впрочем, не обретшей этот статус, почти все силы, последние резервы. Эти бои, как пишут очевидцы, были «беспощадным экзаменом» для Красной Армии. Взятие Услона, этой господствующей высоты над окрестностью Казани, решило судьбу города. После решительных боев белые были сброшены в Волгу. А Казань, занятая белогвардейскими войсками, подвергалась даже обстрелу с красноармейских миноносок, причем достаточно точно и удачно, с разрушением многих зданий, где располагались различные учреждения штаба контрреволюционных сил. Наконец, 11 сентября 1918 года красноармейские части вошли в город. Так закончился очередной этап борьбы за Казань. В годы Гражданской войны, ожесточенных противостояний столичные учреждения были эвакуированы в Казань. Так случилось и с Военной академией Генерального штаба (бывшей Императорской); когда город
был захвачен белыми частями, первый состав «красной» академии, все преподаватели и слушатели перешли на сторону Белого движения, при сдаче города они ушли с армией Колчака на восток, забрав с собой все архивы. Покинуло обжитые места и немало горожан, напуганных большевистским разгулом.
Итак, после торжественного открытия конных памятников в Санкт-Петербурге, о которых
говорилось выше, прошло несколько десятилетий, пока в России, на этот раз в провинции, в местах, связанных с посещением их царем Петром, заговорили об увековечении его памяти. При императоре Николае I появились памятные знаки в Липецке (1839-, в местечке Красные Сосны под Шлиссельбургом (1847-, в Полтаве на месте отдыха царя перед Полтавской битвой (1849-, в Переславле-Залесском (1852). Но это все были архитектурные памятники. Первый бронзовый Петр Великий (скульптор Т. Жакво весь свой рост встал на гранитный постамент в Кронштадте только в 1841 году. Этот памятник вы можете видеть на фотографии. Обратите внимание на расположение царских рук – это нам понадобится при последующих рассуждениях.
Надо заметить, что как в нмецких документах, так и в отчете технической комиссии ПКК отсутствует информация о том, что на раскопках
могил работали советские военнопленные, что в могилах нашли останки польских ксендзов и женский труп. Вероятно, не случайно к работе с эксгумационными списками представители Польского Красного Креста были допущены только 20 апреля 1943 г., т. е. спустя неделю после прибытия в Катынь.
Всего в этой одной из первых столь зверских расправ ЧК в провинции в Ярославской губернии расстреляно после подавления выступления несколько тысяч человек. Для такой кровавой зачистки Ярославля сюда прибывают подкрепления из ЧК соседних губерний и даже отряды из Петроградской и Вологодской ЧК. По приказу заведующего этой бойней Евсеева расстреливают на месте любого раненого, сразу предполагая в нем участника уличных боев в Ярославле. Одним из первых в России вкусивший все «прелести» «красного террора» ВЧК волжский город Ярославль был в 1918 году буквально осажден и превращен ЧК в фильтрационный
лагерь, стал местом массовых казней. В нем до сих пор, уже в начале XXI века, нет памятников знаменитым уроженцам Ярославля – великому русскому адмиралу Федору Ушакову или певцу Леониду Собинову, но в центре города до сих пор стоит изваяние Феликса Дзержинского.
В июне 1928 г. «Вечерняя красная газета» сообщила, что «начались работы по ремонту
ряда кладбищ Ленинграда». Сооружались новые ограды на Смоленском, Митрофаниевском и Преображенском (Фарфоровском) кладбищах, прокладывался дренаж на Смоленском. Газета обещала: «с началом лета Спасо-Преображенское и Лазаревское кладбища превратятся в парки»[139]. Работы в основном сводились к «очистке кладбищ от разрушенных памятников и палисадников». Средства, вырученные от продажи деталей разобранных памятников, шли на нужды Откомхоза. Отсюда прямая заинтересованность в уничтожении возможно большего числа старых надгробий. Кладбища превратились в своеобразные каменоломни, где добывался полированный камень дорогих и редких пород. Газета «Известия» отмечала в 1931 г., что на Волковском «кладбищенская администрация в течение этого лета разобрала несколько сот надгробных памятников и продала свыше 2 000 кубометров бутовой плиты. Бесхозность памятников определяет комиссия, в которую входит зав. кладбищем, сторож и педагог»[140].
Взяли в числе первых профессора Дмитрия Ершова, крупнейшего ученого в области геодезии. Занимал он две командные должности – одну на службе гражданской в Московском геодезическом институте, другую – в Военно-топографическом управлении Красной армии. Это самый высокопоставленный жилец дома. Три других – ничем особенным себя не проявили. Один работал в цехе очистки воды Рублевской насосной станции, другой на вагоноремонтном заводе, третий – в производственном отделе фабрики «Совкино». Их накрыл девятый вал
казней, павших на 1937–1938 годы. Тогда, как стало известно на июньском Пленуме ЦК КПСС 1957 года, в СССР расстреляли 681 692 человека! «Масштабы государственного террора, – пишут историки, – в годы “великой чистки” не имеют аналога в человеческой истории».
О массовой гибели наших пленных молчала и советская, и немецкая, и английская, и американская печать. Их братские могилы неведомы или забыты. Тем не менее народ об этой трагедии узнал. По свидетельству очевидцев тех событий именно гибель пленных и
расстрелы евреев – были двумя основными причинами поворота превалирующих настроений от пораженчества к отечественной войне. В 1942 году в плен сдалось лишь 1,5 миллиона, а в последующие годы – незначительное число военнослужащих Красной Армии.
Старый город просуществовал в целости до 1944 года, когда Нарва на несколько месяцев оказалась на немецком оборонительном рубеже, сдерживавшем наступление Красной армии. Чтобы сломить сопротивление врага, советская авиация наносила массированные удары по Нарве. Самый крупный налет был произведен 6 марта 1944 года. Именно этот день,
когда старый город был фактически превращен в руины, считается теперь днем памяти Старой Нарвы. С 1994 года, по решению Городской управы, 6 марта вывешиваются траурные флаги, происходит возложение цветов и зажжение свечей около траурного камня, символизирующего память об утраченной Старой Нарве.
Из эксгумационного списка неясно, в униформе какой армии были неопознанные военнослужащие. А знать это необходимо, поскольку есть основания полагать, что вместе с поляками в этих могилах в
неизвестном порядке и количестве были перезахоронены трупы погибших в боях бойцов и командиров Красной армии, а также местных жителей с городского кладбища Смоленска. В списках Фосса они могут «скрываться» как неопознанные военные («Offizier»), «Leutnant», «Uniformierter», «Leiche in Uniform»), неопознанные («unbekannt») или гражданские («Ziwilist»).
Частью местного населения германские войска были встречены как «освободители от большевизма», в основном в Крыму, на Кавказе, в казачьих землях и в Прибалтике. Другая значительная часть советских коллаборационистов – это
бывшие военнослужащие Красной армии, оказавшиеся в немецком плену и для спасения жизни вынужденные пойти служить к немцам. Как правило, ненависти к советской власти и иных мотивов политического характера в их действиях не было. Примыкавшую к ним категорию военнослужащих-коллаборантов составили сражавшиеся на стороне гитлеровцев представители русской белой эмиграции208.
После революции, в августе 1918 г., М. В. Шидловский вместе со своим 18-летним сыном, слушателем Военно-инженерной академии, спасаясь от красного террора, пытался перейти финскую границу, но они были убиты группой вооружённых матросов. Причиной тому являлись генерал-майорские погоны. Недавно появилась новая версия гибели М. И. Шидловского. Из дела № 9964 из Петербургского управления ФСБ следует, что в 1919 году Шидловский М. В. вместе с сыном был арестован на финской границе, обвинён в шпионаже и расстрелян 14 января 1921 г. Реабилитирован через 77 лет, а в 1999 г. в музее Штаба дальней авиации Российской Федерации
ему был поставлен памятник как основоположнику стратегического отделения.
Каждая советская республика послала на фронт своих сыновей и дочерей. Достойный вклад в Победу внес и белорусский народ. Его лучшие представители навечно занесены в список тех, кто ковал победу над фашизмом. В представленной работе на основе уже опубликованных материалов и
ранее неизвестных документов в комплексе освещается участие различных слоев белорусского народа в борьбе с германскими агрессорами. Богатейший фактологический материал и многочисленные примеры подтверждают, что с первого до последнего дня войны жители Беларуси вели упорную вооруженную борьбу с врагом. Многие представители белорусского народа самоотверженно сражались в регулярных частях Красной Армии и Военно-Морского Флота на всех фронтах Великой Отечественной войны, в рядах партизан и подпольщиков не только на оккупированной территории Беларуси, но и других республик, вели борьбу в войсках союзников, достойно боролись в европейском Сопротивлении. Только в действующей Красной Армии сражались 1,3 миллиона белорусов и уроженцев Беларуси.
При
освобождении Красной Армией ряда районов Эстонской ССР руководство концлагерей бежало из Вайвара в местечко Сака, а затем в августе 1944 г. переехало в Клоога, куда начали стягивать, подготавливая их массовое уничтожение, русских военнопленных, насильственно угнанных жителей из-под Ленинграда, Пскова, Орла и других городов, а также политических заключенных – эстонцев, содержавшихся раннее в тюрьме гор. Таллин. Предчувствуя неизбежность своего разгрома в Прибалтике и стремясь замести следы злодеяний, немцы 19 сентября совершили в Клоога чудовищное преступление.
Рассмотрим материалы одного из самых немногочисленных районов ЧИАССР – Шаройского. К настоящему времени в этом
районе выявлено (работа продолжается) – 72 участника Великой Отечественной войны. Документы показывают, что из Шаройского района были призваны в армию в 1939 году 2 человека, в 1940 году – четверо, половина из них были кавалеристами (А.И. Хусаинов воевал в конной армии С. Буденного). В 1941 году из Шаройского района было призвано в Красную Армию 28 чеченцев. Кахиров А.К. и Бациев И.М., уроженцы селения Химой участвовали в защите Брестской крепости (Бациев погиб). Их односельчанин Гумакаев Магомед воевал в составе штафроты на Северном флоте (умер в 1992 г.). Талхадов М.Т., также из сел. Химой воевал на Северном флоте (рядовой, стрелок). Уроженец Шаройского района Амир Касумов бился с фашистами в составе Сталинградского фронта, дошел до Берлина. Достиг логова рейха и Алиев М.Э. Совсем молодым погиб при форсировании реки Одер Магомедов И.М. Многие призывники в первые годы войны пропали без вести.
Памятный знак участникам испытаний ядерного оружия установлен у ограды, идущей вдоль улицы Ф. Энгельса. Первые испытания отечественных атомных бомб проводились на Семипалатинском полигоне практически в безлюдной местности. Но позднее остро встал вопрос о защите живой силы, боевой техники и населения в условиях применения атомного оружия. Необходимо было провести специальные испытания для проверки устойчивости зданий, сооружений, наземной и воздушной военной техники и систем защиты в условиях атомного взрыва. Первые такие учения провели в сентябре 1954 года в Оренбургской области около посёлка Тоцкое. Потом были другие учения и испытания. Среди военнослужащих было немало воронежцев. Во время учений жертв среди личного состава и населения не было. Но значительно позже все эти события роковым образом отразились на здоровье участников учений. Всем участникам испытаний атомного и термоядерного оружия, как ушедшим из жизни, так и ныне здравствующим, и посвящен памятный
знак, открытый в августе 2004 года. Он представляет собой глыбу красного гранита из Павловского месторождения. Обратите внимание на глубокий смысл надписи, нанесённой на чёрной гранитной доске:
Его биография включает в себя хронику революции, Гражданской войны и
первых мирных лет Советского государства, когда на смену отчаянным и бесшабашным красным командирам приходило следующее поколение военачальников, соответствовавшее новым задачам советской власти и Красной армии. Это время предшествовало эпохе Сталина и во многом заложило ее фундамент. В последние два десятилетия XX века, когда начались дискуссии о роли Октябрьской революции в истории России, Фрунзе оставался в центре внимания. Ведь он был одним из немногих видных деятелей первых лет советской власти и едва ли не единственным революционным полководцем, кто не был причастен к организации массовых репрессий и не оказался их жертвой.
17 сентября 1939 года полмиллиона войск РККА перешли восточные границы Польши под предлогом того, что «Польша стала удобным полем для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР, а также священной обязанности советского правительства подать руку помощи своим братьям-украинцам и братьям-белорусам, населяющим Польшу».[86] Встреча войск союзников под Львовом была деловой и краткой, стороны подтвердили границы территориального влияния и провели в городе совместный парад. Польским военным, выбравшим сдачу в плен русским (а таких было сто с
лишним тысяч), руководство Красной армии обещало короткую проверку в близлежащем Львове и немедленную демобилизацию. Это оказалось правдой лишь наполовину: рядовой состав в самом деле распустили, а около 15000 польских офицеров (к этому времени две трети их были из резервистов, в основном образованных профессионалов) вывезли из Польши и разместили в советских лагерях Старобельска, Козельска и Осташково.
Весной 1919 г. началось наступление войск Восточного фронта, и в результате упорных боев 1 июля 1919 г. Пермь перешла в руки Красной армии. Уже
на следующий день был сформирован губернский военно-революционный комитет (ВРК) во главе с В. Ф. Сивковым. Были воссозданы ЧК и сформированы части особого назначения ГЧОН]. Газета «Красный Урал» с конца июля 1919 г. регулярно публиковала списки контрреволюционеров, расстрелянных «за выдачу белым коммунистов, за принадлежность к тайной белогвардейской организации, за передачу сведений о Красной армии противнику, за сотрудничество с белыми – службу в тех или иных учреждениях»[7]. Окончание Гражданской войны и переход к новой экономической политике не изменили репрессивной политики государства, но количество расстрелов значительно уменьшилось.
Впрочем, и во
время Гражданской войны 1918 года был эпизод массового расстрела всего не финского населения Выборга-Винапуу. Причем убивали не красных, а именно русских и поляков независимо от политической принадлежности. Эти люди порой жили в Выборге не первое поколение или были беженцами Гражданской войны: теми, кто считал, что он уже спасся от большевиков.