Связанные понятия
Эластичность предложения по цене (англ. Price elasticity of supply) — показатель процентного изменения предложения какого-либо товара или услуги в результате изменения цены.
Эластичность спроса по цене (англ. Price elasticity of demand) – показатель процентного изменения спроса какого-либо товара или услуги в результате изменения цены.
«Кейнсианский крест » — макроэкономическая модель, графическое изображение положительной зависимости между совокупными затратами экономических агентов и общим уровнем цен в экономике.
В экономической теории, и в частности в теории потребительского выбора, «эффект замещения» является одним из видов влияния изменения цены товара на величину спроса на этот товар со стороны потребителя. Второе из таких явлений называется эффектом дохода.
Подробнее: Эффект замещения
Кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством товара, которое может и хочет купить потребитель по данной цене. Является графическим представлением спроса.
Эластичность спроса по доходу (англ. Income elasticity of demand) — показатель процентного изменения спроса на какой-либо товар в результате изменения дохода потребителя.
Эффект дохода (англ. income effect) — эффект в микроэкономике, когда изменение цены товара оказывает влияние на доход потребителя (потребительскую способность), и это сопровождается изменением спроса на этот товар.
Крива́я произво́дственных возмо́жностей (англ. production possibilities curve) — это кривая, показывающая различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.
Перекрёстная эластичность спроса (англ. Cross elasticity of demand) — показатель процентного изменения в количестве купленного товара или услуги в ответ на изменение в цене другого товара или услуги.
Модель Диксита—Стиглица—Кругмана — макроэкономическая модель образования агломераций в условиях монополистической конкуренции и экономии от масштаба, являющаяся базисной для новой теории международной торговли и созданная экономистами Авинашем Дикситом, Джозефом Стиглицем и Полом Кругманом.
Теорема Столпера — Самуэльсона (зависимость цен факторов производства от цен на товары) — составная часть модели Хекшера — Олина — Самуэльсона. Сформулирована Вольфгангом Столпером и Полом Самуэльсоном в 1941 году. Согласно теореме Столпера — Самуэльсона, в условиях свободной торговли растут вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который растёт, и снижению вознаграждения фактора, интенсивно используемого в производстве товара, цена на который падает, вне зависимости...
Предложение , как и спрос, может быть охарактеризовано с помощью шкалы или перечня разных объёмов продукта, которые стремится произвести и продать производитель по определённой цене в определённый промежуток времени. Зависимость объёма предложения от цены фиксируется законом предложения и графически может быть представлена в виде кривой с положительным наклоном.
Ломаная кривая спроса — кривая спроса, построенная на основе допущения, что фирмы в условиях олигополии присоединятся к решению одного из олигополистов о снижении цены, чтобы не потерять своей доли рынка, но не последуют его решению о повышении цены; таким образом, кривая спроса на продукцию отдельного олигополиста имеет излом в точке рыночной цены, так что кривая спроса на участке выше этой точки является более пологой (более эластичный спрос), чем на участке ниже этого спроса (менее эластичный...
Модель линейного города (модель Хотеллинга) — модель пространственной дифференциации рынка с монополистической конкуренцией, которая демонстрирует потребительские предпочтения в отношении конкретных марок товаров и их расположение, предложенная впервые Г. Хотеллингом в 1929 году.
Кривая безразличия — множество всевозможных комбинаций благ, имеющих для потребителя одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. В простейшем двумерном случае кривую безразличия часто изображают на плоскости в виде выпуклой (к началу координат) линии. Однако кривая имеет такой вид лишь при выполнении ряда условий (см. свойства). Понятие кривой безразличия восходит к Фрэнсису Эджуорту и Вильфредо Парето.
Модель Льюиса (англ. Lewis' model, dual-sector model) — неоклассическая модель экономического развития дуалистической экономики с избыточным предложением труда, предложенная нобелевским лауреатом по экономике У. А. Льюисом в 1954 году. Модель рассматривает избыток рабочей силы в одном секторе как основу роста в другом и экономического роста в целом.
Теория размещения производства (теория локации) — учение размещения производственных сил на территории, является частью региональной экономики. Теория рассматривает вопросы, какая хозяйственная деятельность находится там, где и почему, и базируется на принципе, что фирмы выбирают месторасположения, которые будут максимизировать их прибыль, а частные лица выбирают те места, которые максимизируют их полезность.
Заблуждение о неизменном объёме работ (англ. lump of labour fallacy) — концепция в экономической теории, суть которой заключается в том, что объём доступных работ является фиксированным. Многие экономисты считают данное утверждение заблуждением, полагая, что объём работ не является статическим, несмотря на то, что с течением времени само утверждение нередко наталкивалось на противоречия и нелогичность. Существует также мнение, что спрос на рабочую силу является экзогенной переменной, хотя спрос на...
Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.
Кривая Лоренца — это альтернативное (в иных координатах) графическое изображение функции распределения. Она была предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцем в 1905 году как показатель неравенства в доходах населения. В таком представлении она есть изображение функции распределения, в котором аккумулируются доли численности и доходов населения. В прямоугольной системе координат кривая Лоренца является выпуклой вниз и проходит под диагональю единичного квадрата, расположенного в I координатной...
В середине 1980-х экономисты Дэниел Хаззум (англ. Daniel Khazzoom) и Леонард Брукс (англ. Leonard Brookes) независимо выдвинули идею о том, что увеличение эффективности использования энергии может парадоксальным образом приводить к увеличению общего объема потребляемой энергии. В 1992 году американский экономист Гарри Саундерс (англ. Harry Saunders) назвал эту гипотезу «постулатом Хаззума — Брукса» и показал, что она верна в неоклассической модели экономического роста в широком диапазоне предположений...
Подробнее: Постулат Хаззума — Брукса
Товар Гиффена — товар, потребление которого увеличивается при повышении цены и уменьшается при снижении цены. Обычно это связано с тем, что эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода. При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.
Эласти́чность (англ. elasticity) — мера чувствительности одной переменной (например: спроса или предложения) к изменению другой (например: цены, дохода), показывающая на сколько процентов изменится первый показатель при изменении второго на 1%.
Теория поиска (англ. Search theory) — теория, определяющая оптимальный поиск наименьшей цены в условиях ценовой дисперсии, изучающая покупателей и продавцов до совершения сделки в микроэкономике, а также анализирующая фрикционную безработицу в экономике труда, применяющаяся для анализа решений покупок в теории потребления. Теория поиска впервые предложена в 1961 году Джорджем Стиглером.
Модель Алонсо (англ. bid rent theory) — пространственная модель города, разработанная в 1964 году американским экономистом Уильямом Алонсо на основе модели Тюнена, адаптированная к рынку городской земли по аналогии с сельской, где город рассматривается как центральный деловой район, вокруг которого расселяются рабочие, и в нём идёт конкуренция за землю между различными видами её применения: офисы, магазины и жильё. У фирм и домохозяйств есть своя функция ставки аренды — готовность платить за расположение...
Паутинообразная модель (теорема) — микроэкономическая модель, механизм которой при совершенной конкуренции устанавливает цены на основе колебаний спроса и предложения, производство и цены на товары с небольшим сроком хранения, выйдя из состояния равновесия, не обязательно возвращаются к нему. Модель получила своё название в 1934 году благодаря экономисту Николасу Калдору на основании того, что график кривых, отражающих изменения цен, образует паутину.
Рэнко (яп. 練行足 — тихая походка) — применяемый в техническом анализе вид графика котировок объекта торговли (товара, ценной бумаги, валюты), который отображает изменения цены в форме диагональных рядов, состоящих из прямоугольников («кирпичиков»). Каждый новый прямоугольник всегда отображается правее предыдущего и располагается выше или ниже его. Оговоренное движение цены вверх (например, каждые 10 пунктов) отмечается добавлением выше и правее предыдущего очередного прозрачного прямоугольника, а движение...
Технологическое множество — понятие, используемое в микроэкономике, формализующее множество всех технологически допустимых векторов чистых выпусков продукции.
Коэффициент Лернера или индекс Лернера — экономический показатель монополизма конкретной фирмы, предложенный экономистом А. Лернером в 1934 году.
Совокупное предложение — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП.
Бюджетное множество — понятие, используемое в микроэкономике (в теории потребительского поведения), обозначающее подмножество допустимых альтернатив (потребительских наборов) с учётом экономических (бюджетных) ограничений, под которыми понимаются ограничения расходов потребителя его доходами и (или) первоначальными запасами экономических благ.
Предельный продукт (англ. marginal product, MP) — это добавочный продукт, или дополнительное расширение производства, полученное в результате увеличения данного фактора на одну единицу при неизменной величине остальных факторов производства. Предельный продукт того или иного ресурса выражается в физических единицах в отличие от товарного предельного продукта, выражаемого в денежной форме (MRP). Поэтому в экономической литературе встречается иное, буквальное название этой величины — «физический объём...
Скорость обращения денег (англ. velocity of money, velocity of circulation) — средняя частота, с которой денежная единица используется для покупки новых отечественных товаров и услуг за определённый период времени. Скорость обращения денег во многом зависит от объёмов экономической активности при заданной денежной массе. Если период времени заявлен, скорость может быть представлена числом. В противном случае показатель должен быть задан в форме число за период времени.
Моде́ль Э́рроу — Дебрё (англ. Arrow-Debreu model), или модель Эрроу — Дебрё — Маккензи, — формализованная статическая экономическая модель общего равновесия в условиях совершенной конкуренции. В модели присутствуют индивиды-потребители, которые могут свободно обмениваться экономическими благами и фирмы-производители экономических благ, доходы которых распределяются между индивидами (каждый индивид владеет определённой долей дохода фирм). В предпосылках модели Кеннет Эрроу и Жерар Дебрё (а также независимо...
Адаптивная скользящая средняя Кауфмана (AMA, KAMA, AMkA от англ. Kaufman's Adaptive Moving Average) — технический индикатор, разновидность адаптивной скользящей средней, построенной на базе экспоненциально сглаженной скользящей средней и оригинальной методики определения и применения волатильности в качестве динамически изменяющейся сглаживающей константы.
Теорема Рыбчинского (теорема воздействия роста факторов на производство в отраслях) — составная часть модели внешней торговли Хекшера — Олина — Самуэльсона. Сформулирована в 1955 году британским экономистом Тадеушем Рыбчинским. Согласно теореме Рыбчинского, рост предложения одного из двух факторов производства приводит к непропорциональному увеличению производства того товара, в котором интенсивно используется этот возросший фактор, и к снижению производства второго товара, использующий этот фактор...
Фина́нсы дома́шнего хозя́йства — совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства.
Модель Линдаля — микроэкономическая модель, в которой индивиды договариваются о расходах на получение общественного блага и о доле каждого в этих расходах. Индивиды платят за общественные блага в соответствии с их предельной полезностью. Модель предложена в 1919 году шведским экономистом Эриком Линдалем.
Дуговая эластичность (англ. Arc elasticity) – показатель процентного изменения спроса или предложения на изменения цены, дохода или других факторов. Показатель используется при существенном изменении цены, дохода или других факторов, а в противном случае используется показатель точечной эластичности.
Определялся в СССР путём суммирования всех произведенных товаров и предоставленных услуг за какой-то период (чаще всего - за год). При этом имел место повторный счет. Например, если комплектующие, произведенные одним заводом, проданы другому предприятию, то стоимость этих комплектующих учитывалась еще раз - в стоимости готового изделия . Валовой общественный продукт (ВОП) считался вплоть до 1991 года - до развала СССР. С 1988 года параллельно с этим показателем определялся Валовый национальный продукт...
Подробнее: Валовой общественный продукт
Редкость ресурсов (ограниченность ресурсов) (англ. Scarcity) — экономическое понятие, выражающее конечность, редкость, дефицитность ресурсов, доступных человеку и человечеству в каждый конкретный момент, относительную их недостаточность, в сравнении с безграничными человеческими потребностями, для удовлетворения которых эти ресурсы употребляются.
Модель несовершенной информации , известная также как Модель островов Лукаса (англ. The Lucas-Islands model) — это разработанная Робертом Лукасом экономическая модель, целью которой является моделирование связи между изменениями предложения денег, цены и выпуска в упрощённой экономике, с использованием теории рациональных ожиданий.
Функция совокупного предложения Лукаса описывает совокупное предложение в соответствии с моделью несовершенной информации Лукаса и основана на исследованиях неоклассического экономиста Роберта Лукаса. Согласно модели, выпуск в экономике является функцией от "денежного удивления" или "удивительных цен" (англ. "money" or "price surprise"), то есть не согласующихся с рациональными ожиданиями. В этом случае фактическая цена оказывается выше ожидаемой, что приводит к краткосрочному превышению фактического...
Жёсткость — способность экономических величин сопротивляться изменениям. Например, часто говорят, что номинальные зарплаты жестки в краткосрочном периоде. Рыночные силы могут уменьшать реальную стоимость труда в промышленности, но номинальные зарплаты будут стремиться оставаться на предыдущем уровне в краткосрочном периоде. Это может обосновываться институциональными факторами, такими как ценовое регулирование, обязанность исполнять контракты, профсоюзы, человеческая настойчивость или нужда, личная...
«Роза Петерса » — понятие, обозначающее предложенную Арно Петерсом графическую матрицу для вычисления точной стоимости какого-либо продукта или услуги. Вычисление базируется на общесоциальном трудовом времени, вкладываемом во все необходимые затраты, которые возникают в процессе производства продукта или услуги.
Эффективность рекламы — это то, в какой степени достигнуты поставленные перед рекламой цели при минимальных затратах.
Социальная ставка дисконтирования — это альтернативные возможности использования обществом ресурсов либо между двумя периодами времени, либо между различными вариантами инвестирования. В первом случае, социальная ставка дисконтирования определяется как ставка, своего рода «цена», по которой общество готово отказаться от сегодняшнего потребления ради завтрашнего, которая отражает социальную норму временного предпочтения. Во втором — социальная ставка дисконтирования отражает альтернативные издержки...
Теория арбитражного ценообразования (arbitrage pricing theory (APT)) в финансовой науке является общей теорией ценообразования активов, которая утверждает, что можно смоделировать ожидаемую доходность финансовых активов в виде линейной функции различных макроэкономических факторов и рыночных индикаторов, в которой уровень чувствительности к изменению каждого фактора выражена бета-коэффициентом, зависимым от конкретного фактора.