Связанные понятия
Медное производство в Лагиче — производство посуды и различных изделий из меди в посёлке Лагич Исмаиллинского района Азербайджана. В 2015 году было включено в список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО от Азербайджана.
Уральская резьба по камню — один из традиционных русских народных промыслов, зародившийся на Урале в XVII веке и процветает до сих пор. Резьбой по камню занимаются по всему Уралу, особенно широко промысел развит на Среднем Урале, основные центры камнерезного искусства — города Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск, Пермь, Магнитогорск, Новоуральск, Кунгур, Берёзовский, Верхняя Пышма, Алапаевск, Верхняя Салда, Чусовой, Лысьва, Асбест, Верхний Уфалей, Заречный, а также камнерезными изделиями славится...
Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Зернь — мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 мм, которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно вместе с эмалью. Также добавлялись драгоценные камни.
Гравировка камня («гравировка» нем. gravieren, фр. graver — вырезать на чём-либо) — вид обработки камня, при которой на камне посредством гравировки формируется изображение (орнамент, текст, узор, портрет).
Художественная обработка кожи — 1) Вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кож-галантерейных изделий.
Чернь или ниелло (итал. niello, от лат. nigellus, уменьшит. от niger — чёрный) — смесь сульфидов серебра, свинца и меди, с помощью которой украшают изделия из металлов, главным образом из серебра.
[[Файл:Fermanagh cup makffm 13817.jpg thumb Чашка костяного фарфора, мастер керамики Томас Фрай (англ.).
Подробнее: Костяной фарфор
Художественное литьё — это отливка художественных произведений из металлов, полимеров (вулканизируемых или отверждаемых химически). Из металлов чаще всего это золото, серебро, бронза, олово, медь, чугун, сплавы алюминия. Из полимеров используются резины, силиконы, пластизоль ПВХ.
Бижуте́рия (от фр. bijouterie) — украшения из недорогих материалов. В производстве используются разнообразные металлы и сплавы, разные сорта прозрачного и цветного стекла, пластмассы, керамики и др. По внешнему виду бижутерия может быть очень похожа на «настоящие» ювелирные изделия, но её стоимость гораздо ниже.
Килим — тканый гладкий двусторонний ковёр ручной работы. Основа любого ковра также называется килимом.
Керамика майя — технология и изделия из глины, существовавшие в государствах майя в разные периоды их существования цивилизации. Претерпела частичное влияния Теотиуакана и тольтеков.
Великоустю́жское черне́ние по серебру ́ — русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении черненёнными рисунками различных серебряных изделий (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов).
Гли́птика (от др.-греч. γλύφω «вырезаю, выдалбливаю») — искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях, геммах (или глиптах). Данный термин преимущественно употребляется в применении к малым формам, то есть по отношению к резьбе по поделочным и ювелирным материалам. Глиптика считается одним из наиболее древних искусств, известных человечеству.
Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определённого рельефа. Один из видов декоративно-прикладного искусства.
Русский фарфор — собирательное название изделий из фарфора (также, нередко, фаянса и майолики), производимых на территории России со второй половины XVIII века и по настоящий момент. В искусствоведении рассматривается как одно из значимых направлений российского декоративно-прикладного искусства.
Музей кораллов (итал. Museo del corallo) — музей украшений, преимущественно из кораллов, и истории их производства в городе Неаполь.
Ло́шадь-кача́лка — игрушка в форме лошади, закреплённая на конструкции из четырёх полос, две из которых (нижние горизонтальные) являются криволинейными, давая возможность раскачивания.
Эта статья о традиционной культуре Кореи; о современной культуре см. статьи культура Северной Кореи и культура Южной Кореи.
Подробнее: Культура Кореи
Иску́сство Ура́рту — историко-региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока.
Уймóнская роспись — направление декоративно-прикладного искусства, зародившееся на территории Уймонской долины на Алтае. Отличительной чертой стиля является синтез нескольких техник, таких как обработка полудрагоценных камней, резьба по дереву, валяние, токарные изделия и роспись по дереву. Основными темами произведений являются мифы и сказания народов, населявших Горный Алтай в древние времена: скифов, тюрков, алтайцев. В своих работах художники используют материалы культурного наследия Алтая: национальные...
Турецкие ковры — одно из самых известных ремесел, с древней историей и традициями, которые занимают особое место в культурном наследии Турции.
«Ру́сский ви́тязь » – российская художественная студия, сыгравшая важную роль в становлении современного искусства миниатюры.
Чарм (от англ. Charm — очарование, шарм, обаяние, чары, амулет) — маленькие тематические подвески, собирающиеся на браслет. Они отражают самые важные события жизни, несут определённый смысл или же просто носятся как украшения.
Подробнее: Чармы
Японский фарфор — фарфоровые изделия, производящиеся в Японии. Производство фарфора началось в Японии поздно по сравнению с соседними Китаем и Кореей — в XVII веке. Важнейшую роль на раннем этапе сыграли несколько сотен корейских гончаров, привезённых на остров Кюсю местным князем. В первой половине XVII века японский фарфор пережил период массового экспорта в Европу и Азию.
История производства шёлка берёт своё начало в Китае во времена неолитической культуры Яншао в 4-м тысячелетии до н. э. Шёлк оставался в границах Китая до тех пор, пока во второй половине первого тысячелетия до н. э. не появился Шёлковый путь. В течение тысячи лет Китай оставался монопольным производителем шёлка. Использование шёлка в Китае не ограничивалось только одеждой, ему находилось также и другое применение, например, в письменности. Во время правления династии Тан цвет шёлка в одежде был...
Петербургская школа наряду с уральской развивает современную традицию камнерезного искусства России.
Петрико́вская роспись (укр. Петриківський розпис) или Петриковка (петрикі́вка по названию посёлка Петриковка, районного центра Днепропетровской области, Украина) — украинская декоративно-орнаментальная народная живопись, которая сформировалась в Днепропетровской области в поселке Петриковка, откуда и происходит название этого вида искусства.
Пальма Мерцалова — выкованное из рельса в конце XIX века кузнецом Алексеем Ивановичем Мерцаловым с помощником-молотобойцем Филиппом Федотовичем Шкариным изображение пальмы, награждённое на Парижской международной промышленной выставке 1900 года премией Гран-при. Изображена на гербе Донецкой области. Существует проект по установлению копий пальмы Мерцалова в столицах ведущих государств мира.
Медалье́рика — вспомогательная историческая дисциплина; изучает возникновение и историю медали, становление и развитие медальерного искусства, использует отдельные медали и медальерные комплексы как исторические источники для исследования событий прошлого, жизни и деятельности выдающихся людей, а также изучения истории искусства.
Терра́ццо или Венециа́нский терра́ццо (итал. terrazzo alla veneziana) — разновидность бесшовного мозаичного пола. Создаётся исключительно из натуральных материалов, таких как известь и её производных (цемент) с добавлением камней, мрамора, стекла и других материалов мелких, средних и крупных фракций. Традиции создания венецианского терраццо передаются из поколения в поколение и хранятся в семьях, объединённых Консорциумом мастеров-терраццьеров.
Бело-голубая керамика (кит. 青花) — керамические или фарфоровые изделия, выполненные в бело-голубой стилистике с кобальтовой росписью. Выполнение узоров на предметах с древних времён осуществлялось с помощью кисти, на данный момент используется множество специальных трафаретов для придания декора изделиям.
Солдатик , игрушечный солдат — миниатюрная фигурка, которая представляет собой воина армий Древнего мира, Средневековья, коренных народов Азии, Африки, Северной и Южной Америки и пр., военнослужащего регулярных армий нового и новейшего времени, бойца специальных подразделений или иррегулярных воинских формирований, или же вооруженного мирного жителя, используемая для сюжетной или ролевой игры на полу или на столе. Термин применяется для любых миниатюрных игрушечных фигурок военных и гражданских всех...
Кабинет редкостей , или кунсткамера (англ. Cabinet of curiosities, нем. Wunderkammer, Kunstkammer) — комната для размещения и хранения тематических коллекций, состоящих из естественно-научных экспонатов или разнообразных древних, редких и курьезных вещей, как природных, так и рукотворных. Кабинеты редкостей появились в Европе в XVI веке, их расцвет пришёлся на XVII век — период барокко. Такие коллекции создавались, как правило, либо представителями высшей аристократии, либо учёными-натуралистами...
Ёлочные украшения — шары, фигурки и иные украшения, которыми наряжают новогоднюю (или рождественскую) ёлку, а также интерьер и экстерьер помещения к празднику Рождества и Нового года.
Юньцзинь (кит. трад. 雲錦, упр. 云锦, пиньинь: yúnjǐn, буквально: «облачная парча») — парча, происходящая из города Нанкина (КНР) и вместе с сунцзинь из города Сучжоу провинции Цзянсу и шуцзинь из провинции Сычуань представляющая «три уровня совершенства китайской парчи». Объект нематериального культурного наследия Китая.
Мейсен — марка немецкого фарфора. Название произошло от саксонского города Майсена, где впервые в Европе стал производиться фарфор.
Лозоплете́ние — ремесло изготовления плетёных изделий из лозы: домашней утвари и ёмкостей различного назначения, таких как короба, корзины, вазы и др., мебели (столы, стулья, сундуки, колыбели) и др. Под лозой подразумевается любой природный материал растительного происхождения, способный при определённой обработке с лёгкостью гнуться, а в обычных условиях держать форму. Название материала — «лоза» произошло от виноградной лозы, из которой плели корзины. Часто материалом для плетения служит ивовый...
«Рака Александра Невского сразу стала общепризнанным чудом молодой столицы. Можно с уверенностью сказать, что она — единственное в мире столь монументальное сооружение из высокопробного серебра».
Кялагаи (азерб. Kəlağayı) — азербайджанский национальный женский головной убор. Представляет собой шёлковый платок из некрученых нитей, местного изготовления, с набивным узором, выполненным традиционным способом резервирования воском.В Западной зоне Келягаи иногда называют чаргатом.
Персидский ковёр (пехл. bōb перс. فرش; иногда قالی qāli) — одна из наиболее известных в мире разновидностей ковров ручной работы, являющийся одним из символов персидской культуры и государства Иран.
Больша́я импера́торская коро́на Российской империи — главная династическая регалия и символ власти российских монархов, создана в 1762 году для коронации Екатерины II. Вплоть до 1917 года Большой императорской короной венчались на царство все российские монархи. С 1920-го вместе с остальными коронными драгоценностями дома Романовых передана в Гохран. Отреставрирована мастерами Экспериментальной лаборатории Гохрана в 1983—1985 годах. С 1991-го корона является неотчуждаемой государственной собственностью...
Т.н. Медальоны Толстого — серия из 20 рельефов в духе классицизма, созданных художником Ф. П. Толстым после победы в Отечественной войне 1812 года с аллегорическими сценами на темы войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813—1814 гг. Серия была начата в 1814-м, а закончена им в 1836 году.
Туркменский ковёр (туркм. Türkmen haly) — ковёр ручной работы, производимый туркменами. Помимо Туркмении, большое количество ковров производится в Иране, Пакистане, Афганистане, Узбекистане и Таджикистане, где велико туркменское население. Отличительной особенностью туркменских ковров являются красота, прочность и долговечность. В Туркмении ковёр утверждён как один из национальных символов, объявлен государственным достоянием.
Няньхуа (年画, букв. «новогодняя картина») — китайские народные лубочные картины. В нескольких городах Китая — Вэйфане (пров. Шаньдун), Уцяне (пров. Хэбэй) и Мяньчжу (пров. Сычуань) — функционируют музеи няньхуа. Крупнейшая зарубежная коллекция няньхуа находится в «Эрмитаже»: около двух тысяч листов из этой коллекции было собрано синологом Василием Алексеевым.
Фигурки слонов в стиле какиэмон — пара фигурок слонов из японского фарфора XVII века, хранящаяся в Британском музее. Вошли в собрание в составе коллекции, подаренной музею сэром Гарри Гарнером.
Медалье́рное иску́сство — искусство изготовления монет и медалей: гравирование штемпелей для чеканки или, в древности и Средние века, лепки форм для отливки монет и медалей. Вид пластического искусства малых форм, родственный глиптике.
Искусство маори — часть искусства Новой Зеландии; искусство аборигенов-маори, которые поселились на новозеландских островах в конце XIII века, за пять столетий до прибытия европейцев. Маори относятся к восточнополинезийским народам.