Связанные понятия
Московский поэтический клуб при фонде поддержки современного искусства Stella Art Foundation — явление современной литературной и культурной жизни России.
Группа МТМ — арт-группа, работающая в жанре «книга художника». Группа была основана в 2006 году для реализации художественных концепций в русле традиций авторской книги русского авангарда 1910—1920-х годов. Название группы составлено из начальных букв имен её участников — трёх российских художников, живущих в Берлине и Москве.
«СТАН » входит в международную сеть менеджеров культуры TANDEM NETWORK, объединяющую около 100 организаций из Украины, Молдовы, Турции, Египта, Сирии и стран Европейского Союза.
Акциони́зм — форма современного искусства, возникшая в 1960-е годы в Западной Европе. Стремление стереть грань между искусством и действительностью приводит к поискам новых способов художественного выражения, придающих динамику произведению, вовлекая его в какое-либо действие (акцию). Акция (или искусство акции) становится общим понятием для художественных практик, в которых акцент переносится с самого произведения на процесс его создания. В акционизме художник как правило становится субъектом и/или...
Фонд русского абстрактного искусства — некоммерческая организация, созданная с целью содействия культурным, просветительским и общественным инициативам. Основной своей задачей фонд ставит формирование правильного научного и исторического понимания русского абстрактного искусства в общемировом контексте.
Полиреализм (от греч. pοly- — «множественность» и лат. realis — «существенный», «действительный») — множественный реализм — явление современной культуры, общее название ряда художественных движений.
Современное искусство (англ. contemporary art; в 1990-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине XX века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. Не случайно, что существуют Museums of Modern Art и Museums of Contemporary Art, в коллекциях, которых часто можно обнаружить работы одних и тех же авторов.
Движение «
Новое изобразительное искусство », ДНИИ (индон. Gerakan Seni Rupa Baru, в соответствии с традициями индонезийской общественной лексики, весьма употребительным стало аббревиатурное название GSRB, англ. New Art Movement) — объединение индонезийских художников-нонконформистов, существовавшее в 1975—79 годах, а также направление в индонезийском изобразительном искусстве, заданное творчеством этого объединения.
Боспорский форум — мультижанровый и междисциплинарный фестивальный проект, включающий литературные чтения, художественные акции и выставки, музыкальные концерты и гуманитарно-научные дискуссии. Форум проходил с участием авторов из России, Украины, Австралии, Белоруссии, Германии, Канады, Мадагаскара, США, Франции, Швейцарии в начале осени или летом 1993, 1994, 1995, 2011, 2013 и 2015 в городах Керчь и Симферополь и на острове Тузла, в Крыму.
ЭХО — экспериментальное художественное объединение, существовало в Омске в начальные годы перестройки 1987—1990. Объединение дало толчок к творческому развитию многих современных живописцев и графиков. На выставках ЭХО xудожники профессионалы и любители смогли открыто заявить о существовании авангардного, альтернативного подхода к искусству. Подхода который был противоположен официальному тогда засилию социалистического реализма.
Антииску́сство — широко используемый термин, обозначающий ряд авангардистских концепций, взглядов и течений, отрицающих первоначальное определение искусства и ставящих под вопрос искусство в целом. Термин прежде всего ассоциируется с дада-модернистским течением в искусстве начала XX века и был впервые употреблён приблизительно в 1913—1914 годах французским и американским художником, теоретиком искусства Марселем Дюшаном, когда тот начал создавать первые произведения в технике реди-мейд. Впоследствии...
Перфо́рманс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение определяется выставленным...
Московская международная биеннале молодого искусства , впервые прошедшая в июле 2008 года, стала новым форматом, который приобрели фестиваль молодого искусства «Стой! Кто идет?» (проводился Государственным центром современного искусства ежегодно с 2002 по 2006 годы) и выставка молодого искусства «Мастерская» (проводится Школой современного искусства «Свободные мастерские» при Московском музее современного искусства ежегодно с 2001 года и по сей день.).
Московский акционизм — совокупность художественных практик, сложившаяся в Москве в 1990-х годах усилиями ряда художников-акционистов.
«Новые горизонты » — это группа израильских художников, принимавших активное участие в культурной жизни страны в период 1948—1963 годов и стремившихся поощрять влияние международного искусства на изобразительное искусство Израиля. Представители группы внесли значительный вклад в разработку художественного абстракционистского стиля в живописи и лирической скульптуре.
Искусство и язык (англ. Art & Language) — группа концептуальных художников, которая претерпела множество изменений с момента своего создания в конце 1960-х. Их ранние работы, как и журнал Язык Искусства (англ. Art-Language), впервые опубликованный в 1969, оказали большое влияние на развитие концептуального искусства в Великобритании и США.
«Абстра́кция-Тво́рчество » (фр. Abstraction-Création) — международное объединение художников-модернистов, основанное 15 февраля 1931 года в Париже по инициативе бельгийского художника, скульптора и архитектора Жоржа Вантонгерло.
Флуксус (лат. fluxus — «поток жизни») — международное течение, зародившееся в конце 1950-х — начале 60-х годов, значимое явление в искусстве второй половины XX столетия. В 60-е в Флуксусе принимали участие такие художники как Джордж Брехт, Йозеф Бойс, Нам Джун Пайк, Джордж Мачьюнас, Ла Монте Янг, Йоко Оно, Дик Хиггинс, Элисон Ноулз, Бен Войтье и другие. Фестивали Флуксуса проводились в Париже, Амстердаме, Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке и многих других городах Европы и Америки. Рожденный, как идея...
«Скудость материала » (ивр. דלות החומר) — стиль в израильском изобразительном искусстве, существовавший в 60-е, 70-е и 80-е годы XX века. Характеристики стиля включают использование «бедных» художественных материалов в сочетании со свободным художественным и критическим отношением к социальной реальности и к мифам израильского общества.
Плейбек-театр (также театр плейбек, иногда используется написание со вторым «э» «плейбэк», реже двуязычное название playback-театр, англ. Playback Theatre, букв. пер. «театр воспроизведения») — это форма театра импровизации, где зрители рассказывают личные истории, а актёры превращают их в художественное произведение на сцене.
Уральский филиал Государственного центра современного искусства (Уф ГЦСИ) — государственная музейно-выставочная и научно-исследовательская организация. Входит в состав Государственного центра современного искусства. Филиал начал работу в 1999 году, выбрав основой своей деятельности внедрение современного искусства в общественные пространства Екатеринбурга.
Геопоэтика — новое международное понятие, приобретающее черты научного термина и охватывающее разнообразнейшие творческие способы взаимодействия человека с географическим пространством, с территориями и ландшафтами: медитативно-путешественные, литературно-художественные, проективно-прикладные, научно-исследовательские и иные. В наиболее общем научном определении, геопоэтика — это «работа с ландшафтно-территориальными (географическими) образами и/или мифами».
Неоконцептуализм или неоконцептуальное искусство (англ. Neo-conceptual art, Neo-Conceptualism) — направление, представляющее собой современный этап развития концептуализма 60-70-х годов. Нео-концептуализм возник в США и Европе в конце 1970-х. Неоконцептуализм, как и концептуальное искусство, в первую очередь и прежде всего — искусство вопросов. Концептуальное искусство продолжает сегодня поднимать фундаментальные вопросы не только по поводу определения самого искусства, но и о политике, медиа и обществе...
Неофициальное искусство СССР (или другое искусство, альтернативное искусство, нонконформистское искусство, подпольное искусство, андерграунд) — под этим названием объединяют представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве СССР 1950—1980-х годов, которые по соображениям политической и идеологической цензуры были вытеснены официальными властями из публичной художественной жизни. Вследствие «андеграундного» существования неофициальное искусство в СССР было тесно связано с...
Велоночь — международный формирующий проект в форме ночной велосипедной прогулки в сопровождении научных комментариев и музыки в прямой радиотрансляции, а также театральных перформансов и видеопроекций. Создается научным советом Velonotte International под руководством российского историка Сергея Никитина.
Поп-сюрреализм или Лоуброу арт (от англ. lowbrow — малообразованный, примитивный) — направление в современном искусстве, возникшее в конце 1970-х годов в Лос-Анджелесе. В основе направления лежат современные молодежные субкультуры, панк-рок, комиксы и другие символы поп-культуры, доводящие знакомые образы до гипертрофированных, сюрреалитичных форм. В связи с тем, что некоторые художники полагают, что название «лоуброу арт»(англ. Lowbrow) несет в себе самоуничижительный контекст, широкое распространение...
Объединение «Выставочные залы Москвы» — объединение учреждений музейного типа, относящихся к выставочным залам, основанное в 2013 году. Представляет собой сеть современных выставочных площадок, работающих с разными видами и жанрами традиционного и современного искусства. В настоящее время в Объединение входит 19 галерей, расположенных в 9 округах Москвы.
Инклюзивное искусство — новый, независимый вид искусства, дающий особый статус произведениям искусства создаваемых творческими людьми с различными особенностями развития или имеющих инвалидность.
Петербургская фантастическая ассамблея — ежегодная конференция и фестиваль писателей-фантастов, проходящий под Санкт-Петербургом. Проводится с 2011 года в середине августа. Изначально базировался в пансионате «Морской прибой» (Курортный район), с 2013 года проходит в загородном отеле «Райвола» (Рощино). На данный момент является одной из самых посещаемых конференций писателей-фантастов в СНГ.
Группа учебного фильма — режиссерско-сценарная группа, объединявшая в разное время художников, активистов и исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга и Нью-Йорка.
«Искусство ради искусства » (фр. l'art pour l'art) — концепция, подчеркивающая автономную ценность искусства и рассматривающая озабоченность моралью, пользой, реализмом и дидактикой как не имеющую отношения и даже вредную для художественных качеств произведения.
Газаневщина — выставочная деятельность ленинградских художников-нонконформистов на официально разрешенных площадках ДК им. Газа и ДК «Невский», давшая объединительное название «Газаневщина», в более широком смысле неофициальная художественная культура Ленинграда в 1970-е-1980-е годы — «газаневская культура».
«Концессия » — арт-группа художников, образованная в 1988 году в Ленинграде, в связи с выставочной программой «Авангард в (Русском музее зачеркнуто) на заборе».
Паблик-арт (общественное искусство; искусство в общественном пространстве; англ. public art) — искусство в городской среде, ориентированное на неподготовленного зрителя и подразумевающее коммуникацию с городским пространством.
Драматургия кухонной мойки (англ. kitchen sink drama, kitchen sink realism) — термин, описывающий движение в культуре Великобритании, которое существовало в конце 1950-х—середине 1960-х годов в театре, литературе, кинематографе и на телевидении этой страны. Его последователи характеризуются использованием стилистики социального реализма и углублённым рассмотрением внутренних проблем рабочего класса Великобритании, набирающем в этот период своё общественно-политическое влияние. Следует дифференцировать...
Социальный перформанс Дж. Александера (англ. performance — представление, исполнение) — процесс, в котором акторы, поодиночке или сообща, раскрывают другим смысл своей социокультурной ситуации. Смысл ситуации не обязательно должен соответствовать действительности, но именно ему должны поверить другие.Дж. Александер впервые использовал это понятие в 2006 году в монографии «Социальный перформанс: символическое действие, культурная прагматика и ритуал".
«Ликбез » дружит c городами – с новосибирскими, красноярскими, екатеринбургскими, питерскими, одесскими, уфимскими авторами. Поэтому на его страницах целыми блоками публикуются тексты литературных друзей из других регионов и городов. Из публикаций зарубежных авторов можно отметить публикации известного сербского писателя Владана Матиевича, живого классика чилийской драматургии Марко Антонио де ла Парра, современного американского прозаика Эриха фон Неффа, .
Новые дикие (нем. Neue Wilde, Новые фовисты) — течение немецкого постмодернизма в живописи.
«Поэтроника » — ежегодный фестиваль современной поэзии, саундарта и видеоарта, проходящий в Москве с 2008 года по инициативе и под руководством поэта и музыканта Павла Жагуна и его жены, видеохудожника Эльвиры Жагун. Местом проведения фестиваля был Культурный центр «Дом», затем фестиваль проводился в ГЦСИ.
Видеопоэзия — это вид искусства, в котором органично сочетаются художественный визуальный ряд и поэтический текст, явный или вырожденный, представленный графически или декламирующийся. Это пограничное направление: с одной стороны оно граничит с классическим короткометражным фильмом, но, в отличие от него, в видеопоэзии ведущую роль играет поэтический текст; с другой — с музыкальным клипом, хотя стихотворение не поётся, а декламируется либо отображается на экране; с третьей — с видеозаписью поэтических...
Киберфеминизм (англ. Cyberfeminism) — направление в философской мысли современного феминистского сообщества, связанное с изучением киберпространства, интернета и информационных технологий. Термин был введён в употребление в начале 1990-х годов для описания идей и концепций феминистских авторов, занимающихся исследованиями интернета и технологий новых медиа. Киберфеминизм считается предшественником сетевого феминизма.
Семина́р Прашке́вича — литературный семинар в Новосибирске под руководством поэта, прозаика, фантаста, учёного, переводчика Геннадия Прашкевича при шефстве компании «Агарта». Цикл семинаров открылся 19 апреля 2008 года.
Новый реализм (фр. Nouveau Réalisme) — движение, объединяющее художников, которые вместе с критиком и теоретиком Пьером Рестани подписали манифест 27 октября 1960 в Париже...
Поэзия фларф (Flarf poetry) ─ жанр экспериментальной литературы, который появился в 2001 году, и представлял собой создание стихотворных текстов и пьес из собранных в произвольном порядке цитат из случайных поисковых запросов в Google.
Ле́тний фестива́ль иску́сств «То́чка до́ступа» — международный фестиваль театра, современного искусства и паблик-арта, который ежегодно проходит в Санкт-Петербурге в конце июля – начале августа. В центре внимания фестиваля — иммерсивные и site-specific спектакли и проекты, предлагающие зрителю новый опыт восприятия и коммуникации с пространством.
Социология искусства — это отрасль социологии, изучающая проблемы социального функционирования искусства и разнообразные формы взаимодействия искусства и общества. Внутри этой дисциплины существует два основных направления: эмпирическое и теоретическое. Теоретическая социология искусства занимается выявлением форм взаимосвязи искусства и общества, влияние социальных групп и властных институтов на тенденции развития художественного творчества и критерии художественности. Эмпирическая социология искусства...