Литература в Рунете
Публикации в сети Интернет литературных произведений и их суррогатов породили новый термин «сетература ». Сетература внесла новое в понятие литературы в её «бумажной» версии. Сетевой текст может быть оцифрован с бумажного оригинала, а может быть написан сразу в цифровом виде, в нём может использоваться гипертекст (см. статью «Цифровая литература»). Многие читатели знакомятся с текстами разных авторов непосредственно с экрана своего монитора, планшета, телефона. В повсеместное использование вошли электронные книги. К старым форматам, таким как pdf и djvu добавляются новые, более продвинутые, разработанные специально для использования на компактных устройствах, например, fb2. Одним из достоинств данного формата является удобная навигация, реализованная посредством гипертекста.
Начинающие и известные авторы могут публиковать свои произведения и обсуждать их на специализированных литературных порталах. Русскоязычные пользователи компьютерных сетей продемонстрировали особый интерес к литературе ещё в ФИДО, первая библиотека в русскоязычном Интернете (библиотека Е. Пескина) появилась уже в 1992 году (как FTP-сервер). Среди широко известных сайтов для самопубликации следует отметить сайты Проза.ру и Стихи.ру, Поэзия.ру, а также журнал «Самиздат» (филиал Библиотеки Мошкова). Стоит отметить свойство таких ресурсов со временем устаревать; многие из них теряют актуальность в связи с активным оттоком аудитории в социальные сети и неспособностью конкурировать с более динамичными площадками на современных программных платформах, как это случилось с ранее известными сайтами Свисток.ру и Лито «Точка зрения». В качестве примера новых, активно использующих социальную функциональность площадок, можно назвать «Мастерскую писателей» и литературный портал ЛитКульт.
В связи с усилившейся конкуренцией между ресурсами, предлагающими возможность свободной публикации, все чаще встречаются попытки использовать в рамках интернет-изданий опыт бумажной периодики, так называемых «толстых» журналов. Появляется редакторский отбор произведений, чаще делается акцент на их качество, а не массовость аудитории. Некоторые ресурсы эволюционируют до выпуска собственных журналов в форматах pdf и fb2.
Вместе с тем наблюдается и встречный процесс: классическая журнальная периодика, теряя тиражи и государственное финансирование, активнее устремляется в интернет. Вместо попыток реализации электронных версий журналов с собственных сайтов все большее количество изданий бесплатно выкладывает подшивки на специальных сервисах-агрегаторах, наиболее значимым из которых на сегодня является Журнальный зал, число просмотров которого за 2014 год превысило миллион, что позволяет говорить об уменьшающемся разрыве между численностью аудитории изначально сетевых изданий и аудитории «толстых» журналов. Проект «Журнальный зал» был заморожен в 2018 году и возобновлён в 2019 году. Он является одним из побочных проектов «Русского журнала», с ним также был аффилирован такой проект как «Сетевая словесность» — «сетевой литературный журнал, электронная библиотека и лаборатория сетературных исследований».
Среди значимых литературных сообществ, сформированных в интернет-среде и могущих претендовать на наличие собственной школы, следует указать сообщество «Полутона».
Старейший литературный конкурс Рунета — «Тенёта», впервые прошедший в 1994 году. В конкурсе РОТОР есть номинация «Литературный сайт года».
Известными деятелями русскоязычной интернет-литературы на ранних этапах считаются Александр Житинский, Алексей Андреев, Роман Лейбов, Сергей Лукьяненко, Дмитрий Гайдук, Леонид Каганов, Линор Горалик, Яшка Казанова, Баян Ширянов, Вера Полозкова и другие. Роман Лейбов — автор первого в Рунете «гипертекстового интерактивного романа» «РОМАН», созданного в 1995 году и из-за несовершенства компьютерной русификации того времени написанного транслитом. Сергей Лукьяненко известен своей сетевой литературной активностью ещё с ФИДО и в своём творчестве он прибегал к подсказкам сетевой аудитории. Этим же занимался и романист-футуролог Алексей Андреев, также известный как популяризатор в Рунете стихотворного жанра хайку. Знаковую роль в конце 1990-х годов в Рунете сыграл ранний литературный проект «Буриме на Куличках», где посетителям предлагалось писать стихи на заданные рифмы.
Массовое народное интернет-стихотворчество далее продолжилось, в числе прочего, в виде отдельного жанра «стишки-пирожки», носящего выраженный сетевой и массовый характер. Современные социальные сети и видеохостинги нередко выступают как площадки для раскрутки «народных» стихотворцев, однако это зачастую тесно связано с музыкальным творчеством, когда стихи становятся основой для песен и выходят за пределы литературы. В качестве примера можно назвать завоевавшую заметную популярность Лизу Монеточку, которая использовала примитивную музыку в первую очередь для того чтобы донести до аудитории своё словесное творчество.
Источник: Википедия
Связанные понятия
«Тенёта » (также «Арт-Тенёта», «Тенёта-Ринет», первоначальное название Best Russian On-Line Literature) — старейший литературный конкурс в Рунете.
Электронное издание — электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения.
Иллюзия независимого радио — российская самиздатовская «радиопрограмма», созданная в 1989 году, первый советско-российский прообраз получившего широкое развитие в 2000-х годах медийного явления «подкастинг».
«Гуманитарный фонд » — газета, посвящённая современному искусству. Выходила в Москве с 1989 по 1994 год.
РОТОР (Российский Онлайн ТОР; произносится «ро́тор») — русскоязычный конкурс интернет-проектов, организованный Международным союзом интернет-деятелей «ЕЖЕ».
Лонгри́д — (англ. longread; long read — букв. «долгое чтение») — формат подачи журналистских материалов в интернете (англ. Long-form journalism). Его спецификой является большое количество текста, разбитого на части с помощью различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики и прочих. Формат лонгрида предполагает чтение материала с различных электронных носителей. Он также позволяет читателю преодолеть «информационный шум» и полностью погрузиться в тему.
Пирожок — малый поэтический жанр, сформировавшийся в 2003 году и получивший к настоящему времени широкое распространение, прежде всего в интернете.
Руне́т (русскоязычный Интернет, русский Интернет) — часть сайтов Интернета с основным контентом на русском языке. Распространён на все континенты, включая Антарктиду, но больше всего сконцентрирован в СНГ и, в особенности, в России и на Украине. По данным на февраль 2018 года, согласно исследованиям, проведённым компанией W3Techs, 6,8 % из 10 млн самых популярных интернет-сайтов в мире используют русский язык. В 2013 году, согласно этим исследованиям, русский язык стал вторым по популярности в Интернете...
Сетевая литература (сетература) — понятие, предлагаемое некоторыми публицистами для обозначения совокупности литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет. От вопроса о сетевой литературе (которая если существует, то именно в противопоставлении литературе несетевой, «обычной») необходимо отличать вопрос о дополнительных, чисто практических возможностях, предоставляемых Сетью любой литературе, — удобстве поиска текстов и по текстам, удобстве доступа к текстам из...
Новые горизонты — ежегодная литературная премия в области фантастики . Вручается за художественное произведение фантастического жанра, новаторское по тематике, образам и стилю. Цель премии – отметить тексты и поощрить авторов, расширяющих границы жанра. Механизм номинирования и порядок работы Жюри предполагают открытость премиального процесса и широкие критерии номинирования (рассмотрение рукописей и интернет-публикаций). Премия была учреждена в 2013 году инициативной группой журналистов и литературных...
Интернет-журналистика — новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета.
Видеопоэзия — это вид искусства, в котором органично сочетаются художественный визуальный ряд и поэтический текст, явный или вырожденный, представленный графически или декламирующийся. Это пограничное направление: с одной стороны оно граничит с классическим короткометражным фильмом, но, в отличие от него, в видеопоэзии ведущую роль играет поэтический текст; с другой — с музыкальным клипом, хотя стихотворение не поётся, а декламируется либо отображается на экране; с третьей — с видеозаписью поэтических...
Альманах «Лебедь» — еженедельный русскоязычный общественно-политический Интернет-альманах. Место издания Бостон. Первый номер вышел 7 февраля 1997. Редактор и издатель — Валерий Лебедев.
«Геликон Плюс » — петербургское издательство, основанное в 1991 году Александром Житинским.
Альтернати́вные ме́диа (англ. Alternative media) — по определению Ноама Хомского, это те СМИ, которые не отражают точку зрения корпораций и/или государственных структур. В российской же прессе термин употребляют для обозначения альтернативной формы рекламы (сюда причисляют онлайн, мобильную и цифровую наружную рекламу) или говоря о характере дистрибуции (альтернативной традиционной схеме распространения печатной продукции). То есть речь о том, что в Америке называют «новыми медиа» (англ. new media...
Электро́нная библиоте́ка — упорядоченная коллекция разнородных электронных документов (в том числе книг, журналов), снабжённых средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты (чаще литературные, но также научные и любые другие, вплоть до компьютерных программ) и медиафайлы, каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем. Электронные библиотеки могут быть универсальными, стремящимися к наиболее широкому выбору...
Петербургская фантастическая ассамблея — ежегодная конференция и фестиваль писателей-фантастов, проходящий под Санкт-Петербургом. Проводится с 2011 года в середине августа. Изначально базировался в пансионате «Морской прибой» (Курортный район), с 2013 года проходит в загородном отеле «Райвола» (Рощино). На данный момент является одной из самых посещаемых конференций писателей-фантастов в СНГ.
Веб-портал — сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов.
Литературная премия имени Александра Беляева («Беляевская премия») — ежегодная российская литературная премия, присуждаемая за научно-художественные и научно-популярные произведения. Названа в честь русского советского писателя-фантаста Александра Романовича Беляева.
Газета (бесплатных) объявлений (газета «спроса и предложения», ГСП) — газета, специализирующаяся на публикации коротких объявлений о продаже или покупке товаров, предоставлении услуг, обмене квартир, находках, потерях и т. д.
Клуб любителей фантастики (КЛФ) — неформальное (как правило) объединение любителей фантастики (фэнов), входящее составной частью в соответствующее национальное сообщество любителей фантастики (фэндом).
Альпина Паблишер — российская издательская группа, которая выпускает книги по бизнесу, психологии, философии, истории, естественным наукам, личной эффективности и воспитанию детей, а также нон-фикшн литературу; разрабатывает мобильные приложения для чтения электронных книг; предоставляет услуги электронной библиотеки деловой литературы; разрабатывает интерактивные книги и курсы дистанционного обучения.
Мобильная литература , литература сотовых телефонов — литературные произведения, изначально созданные на мобильных телефонах с использованием сервисов текстовых сообщений. Этот тип произведений изначально возник в Японии, где получил название «мобильный роман» (яп. 携帯小説 кэйтайсё:сэцу) и быстро стал популярным литературным жанром как в Японии, так и в других странах, особенно в Китае, США, Германии и Южной Африке. «Мобильные романы» состоят из «глав» длиной 70—100 слов.
Сетевая энциклопедия , интернет-энциклопедия или онлайн-энциклопедия (англ. Online encyclopedia) — цифровая энциклопедия, к которой открыт доступ из сети Интернет.
Инфотейнмент (англ. infotainment от англ. information — информация и англ. entartainment — развлечение) — это способ подачи теле- или радиовещательного материала, который нацелен как на развлечение, так и на информирование аудитории. В передачах, содержание которых характеризуется как инфотейнмент, информация имеет развлекательный характер за счёт подбора материала или способа его оформления. Инфотейнмент проникает в различные медийные жанры (ток-шоу, выпуски теленовостей и отдельные репортажи...
Да́йджест (англ. digest «краткое изложение, резюме» от лат. digerere «разделять») в СМИ — информационный продукт (издание, статья, подборка), который содержит краткие аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период. Формат удобен для ознакомления с основными новостями какой-то тематики, содержанием исследования .
Печать по требованию (англ. Print on demand, POD; также известна как издательство по требованию) — издательская технология, при которой новые экземпляры книги печатаются только тогда, когда поступает соответствующий запрос от покупателя.
АРГО-РИСК — российское издательство, специализирующееся на издании современной русской поэзии и прозы. Работает в Москве.
Википеди́сты (англ. Wikipedians), или сообщество Википедии (англ. Wikipedia community), — люди, вносящие свой вклад в развитие интернет-энциклопедии — Википедии. Слово «википедист» (Wikipedian) в августе 2012 года было включено в «Оксфордский словарь английского языка». Почти все википедисты — волонтёры, работающие на общественных началах безвозмездно, но есть также вики-резиденты, для которых пополнение и редактирование Википедии является частью работы в организации (чаще всего образовательной...
«Корчеватель : Алгоритм типичной унификации точек доступа и избыточности» — название квазинаучной статьи, написанной программой-генератором квазинаучных англоязычных текстов, переведённой машинным переводчиком и принятой в 2008 году к публикации в российском научном журнале из списка признанных государством научных журналов.
Гражда́нская журналистика (также её могут называть партисипативной (англ. participatory journalism), партизанской (англ. guerrilla journalism), уличной (англ. street journalism) и демократической) — разновидность журналистики или форма альтернативных медиа, получившая широкое распространение с развитием Интернета и новых цифровых технологий, которая подразумевает под собой деятельность не профессиональных авторов (не путать с civic journalism). Гражданская журналистика основывается на том, что обычные...
Фан-сайт (также фансайт, фанатский сайт, англ. fansite) — вебсайт, созданный и поддерживаемый фанатами или приверженцами какого либо предмета, знаменитости или отдельного культурного явления. Таким явлением может быть книга, телевизионная передача, фильм, журнал комиксов, музыкальный коллектив, спортивная команда, игра и тому подобное.
Эхоконфере́нция (жарг. эха, эхехеха) — форма общения в сети Фидонет, разновидность телеконференций. По своему внешнему виду и функциональным возможностям, социальному составу и т. д. напоминает группу новостей в сети Интернет, однако использует совсем другие средства доставки — эхобон, построенный по принципам FTN.
Фотожа́ба , также жаба — разновидность фотомонтажа, сленговое название результата творческой переработки участниками форума, блога, имиджборда или другого ресурса некоего изображения с помощью растрового или векторного графического редактора. Название происходит от наиболее часто использующегося для создания подобных изображений редактора Adobe Photoshop, хотя для этого может быть использован любой другой графический редактор — например, Microsoft Paint, GIMP или Corel PHOTO-PAINT. Изготовителей фотожаб...
Современная украинская литература (укр. сучасна українська література, часто в сокращении сучукрлит или укрсучлит) — украинская литература последних десятилетий, созданная современными украинскими писателями. Термин «современная украинская литература» многозначен, но когда — точно не указано, с какого момента литературу называют современной, часто подразумевают совокупность произведений, написанных со времени обретения Украиной независимости в 1991 году. Такое разграничение обусловлено отмиранием...
Интерактивная журналистика (англ. interactive journalism) — это современный вид журналистики, благодаря которому аудитория, свидетели каких-либо событий, могут вносить вклад в медиапространство и взаимодействие СМИ и человека. В интерактивной журналистике активно используются современные технологии, в частности, например, Web 2.0, когда сами пользователи создают контент. Ранее бумажные газеты были единственным источником, оперативно предоставляющим новости. Теперь же они все менее и менее востребованы...
Фо́рум (лат. forum — арх. преддверие гробницы; площадка в давильне для подлежащего обработке винограда; рыночная площадь, городской рынок; торжище, центральная площадь)...
Журналистика одного взгляда (англ. glance-journalism) – новое течение в цифровой журналистике, которое подразумевает потребление контента в максимально короткий срок.
Свободный контент , свободная информация, также свободное содержимое/содержание или свободные материалы — любое функциональное произведение, произведение искусства или другой творческий материал и его содержание, правовое окружение которых обеспечивает их свободное использование, развитие и распространение. Иногда критерием отнесения к свободному материалу может быть соблюдение выработанных принципов по определению свободных произведений культуры.
Wiki Loves Monuments (с англ. — «Вики любит памятники») — ежегодный международный фотоконкурс, проводимый в сентябре википедистами. Участники делают снимки исторических зданий и достопримечательностей, затем загружая их на Викисклад. Целью является привлечение внимания к архитектурному наследию в участвующих странах.
Монито́ринг СМИ (англ. Media monitoring service) — отслеживание сообщений СМИ, соответствующих заданной тематике. Мониторинг СМИ используется для изучения эффективности PR- и рекламных кампаний, составления формируемого СМИ «портрета» организации или персоналии, оценки общественного резонанса того или иного действия, отслеживание действий других компаний или индивидуумов.
Печатная реклама — один из основных каналов распространения рекламных обращений.
Музыка́льные журна́лы — периодические издания, содержащие нотные записи музыкальных произведений и статьи про музыкантов и музыку. Предназначены для интересующихся музыкой и творчеством музыкантов.
Киберкультура (англ. cyberculture) — вид современной массовой культуры, основанной на использовании возможностей компьютерных игр и технологий виртуальной реальности. Часто к киберкультуре, относят любые её отражения в дизайне, моддинге, литературе и киноискусстве.
Интернет-журна́л (англ. online magazine) — периодическое издание в интернете. Может существовать как независимое издание, или же как онлайн-версия печатного журнала. Статьи, как правило, публикуются на регулярной основе: еженедельно или ежемесячно, и в этом похожи на блоги. Однако на главной странице (как, например, у Ежедневного журнала) обычно размещены лишь заголовки тем, а не напечатан полный текст статей.
Книжный фестиваль «
Красная площадь » - ежегодный российский книжный фестиваль, проводимый в Москве. Приурочен ко дню рождения А.С.Пушкина и Дню русского языка.
«Черновик » — русское периодическое издание (альманах), издаваемое в Нью-Йорке с 1989 года. На протяжении первых двух лет вышли 4 выпуска, затем альманах перешёл на ежегодный график. Основатель и главный редактор «Черновика» — поэт Александр Очеретянский, в разное время в работе над альманахом принимали участие также Владимир Меломедов, Константин Кузьминский, Борис Констриктор, Геннадий Кацов, Александр Моцар. Как сообщается в альманахе, в каждом номере содержатся произведения от 50 до 75 авторов...
Блог-платформа (блогохостинг, блог-служба) — это «коммунальный» сервис, предоставляющий пользователю «под ключ» движок и позволяющий вести блог, дневник без необходимости самостоятельно заниматься обслуживанием движка и программированием. Пользователю достаточно получить навыки работы с веб-сервисами, что гораздо легче. Обратная сторона такого удобства — невозможность полноценной настройки блога, за исключением шаблонов, определяющих его дизайн. Как следствие, последний ограничен в свободе самовыражения...
Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός — письменный, от γράφω — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм графического и коммуникационного дизайна.