Связанные понятия
«Литерату́рное насле́дство » (ЛН) — непериодическое научное издание, до 1959 года — орган Отделения языка и литературы АН СССР, после 1959 года — орган Института мировой литературы им. Горького, выпускается издательством «Наука». Идея издания принадлежит Илье Самойловичу Зильберштейну.
Книжный фестиваль «
Красная площадь » - ежегодный российский книжный фестиваль, проводимый в Москве. Приурочен ко дню рождения А.С.Пушкина и Дню русского языка.
Всеми́рный день поэ́зии — ежегодный праздник, отмечаемый 21 марта. Этот праздник был учрежден ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) в резолюции 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, принятой 15 ноября 1999 года. Как отмечалось в решении ЮНЕСКО, цель учреждения праздника — «придать новый импульс и новое признание национальным, региональным и международным поэтическим движениям».
Издательство Сабашниковых — московское издательство «просветительского» направления (1897—1930), выпускавшее преимущественно естественнонаучные и историко-литературные книги. Основано братьями Михаилом и Сергеем Сабашниковыми, представителями известной сибирской купеческой семьи.
«Советский художник » — издательство Союза художников СССР, Москва. Основано в 1946 при Оргкомитете Союза советских художников; в 1964 было объединено с Изогизом и входило в систему Комитета Совета Министров СССР по печати. Имело филиал в Ленинграде. В 1969 было реорганизовано с созданием на базе Ленинградского филиала специализированного издательства «Аврора».
Упоминания в литературе
Проблема оказалась интересной для сотрудников музеев разных профильных групп и разной принадлежности (общегосударственных – Национальный музей Республики Казахстан, Государственный
литературный музей , Политехнический музей, музей-заповедник «Московский Кремль»; региональных – Орловский краеведческий, Оренбургский изобразительных искусств, Объединенный писателей Урала; городских – «Нарвская застава»; и даже частных – «XX лет после Войны. Музей повседневной культуры Ленинграда 1945–1965 гг.»). Понятен интерес к ней в музеях, существующих в структуре РАН (музеи истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАЭ Сибирского отделения, исторического сознания Института востоковедения, Минералогического музея им. А. Е. Ферсмана, Палеонтологического музея Амурского научного центра Дальневосточного отделения), научных институтов (Технический музей НИИ измерительных систем им. Ю. Е. Седакова и др.), вузов (музеи истории Петрозаводского и Смоленского университетов, Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко).
Авторский коллектив выражает благодарность сотрудникам Центральной библиотеки АН Литвы, Отдела письменных источников Государственного Исторического музея, Государственного
литературного музея А. С. Пушкина, Иркутского областного краеведческого музея за оказанную помощь при подготовке издания.
Разумеется, были проштудированы все доступные фольклорные и есенинские фонды государственных и ведомственных архивов г. Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани и с. Константиново. В Москве это Российская государственная библиотека (РГБ), Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), Государственный
литературный музей (ГЛМ), Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук (ИЭА РАН), Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН (ИМЛИ РАН), Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского (МГК), Российская академия музыки им. Гнесиных (РАМ). В Санкт-Петербурге это Российский этнографический музей (РЭМ фонд «Бюро кн. Тенишева»). В Рязани это Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник (РИАМЗ), Государственный архив Рязанской области (ГАРО), Рязанский государственный педагогический университет им. С. А. Есенина (РГПУ). В с. Константиново Рыбновского р-на Рязанской обл. это Государственный музей-заповедник С. А. Есенина (ГМЗЕ). Также были изучены основные интернет-сайты, содержащие материалы о Есенине. Тщательное сопоставление реалий рязанского и иного регионального фольклора с образами и мотивами художественных произведений Есенина необходимо потому, что, по мнению фольклориста Е. А. Костюхина, «сложившиеся в фольклоре идейно-художественные принципы удерживаются и в более поздних, литературных жанрах (явление, называемое „жанровой памятью“). Принципиальная же разница между ними заключается в том, что фольклорные принципы в литературе трансформируются, подчиняются совершенно иным задачам, выдвигаемым литературной эпохой».[15]
Фото для книги любезно предоставлены Государственным учреждением культуры Тульской области «Объединение «Тульский областной историко-архитектурный и
литературный музей », Наумовым А.И., Щербаковым В.Н., музеем школы № 66 г. Тулы и различными архивами. Благодарю за помощь Алексея Камоликова.
Данным вопросам посвящены статьи гостей конференции из Санкт-Петербурга и Новосибирска (И. В. Розина, И. А. Щепеткова, Т. П. Волохонская, Е. В. Пролет, И. В. Андреева, Ю. Ю. Лесневский), в которых Отечественная война 1812 г. рассматривается в проекции современного медиадискурса, память о 1812 г. воскрешается через экспозицию
литературного музея (Всероссийский музей А. С. Пушкина), происходит презентация проекта «За Отечества спасение с именем твоим», в основе которого лежит аудиотактильный комплекс, адресатом которого становятся люди с ограниченными возможностями, инвалиды по зрению.
Фото для книги любезно предоставлены Государственным учреждением культуры Тульской области «Объединение «Тульский областной историко-архитектурный и
литературный музей », А.И. Наумовым и различными архивами.
Связанные понятия (продолжение)
«Чинари » — домашнее содружество молодых поэтов и философов в Санкт-Петербурге. В него входили: А. Введенский, Я. Друскин, Леонид Липавский, Т. Липавская, Д. Хармс. Существование его прослеживается с момента знакомства остальных участников объединения с Д. Хармсом в 1925 году и до отъезда А. Введенского в Харьков в 1936 году. Я. Друскин, однако, делает оговорку, что «наше содружество было неофициальным, <...> „чинарями“ мы называли себя редко, да и то только два-три года (1925—1927), когда так подписывали...
Сере́бряный век — период в истории русской культуры, относящийся к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. Такое его название распространилось лишь во второй половине XX века. В европейской культуре рубеж XIX—XX веков получил общепринятое французское наименование fin de siècle («конец века»).
Не путать с
Академия русской современной словесности, Академия русской словесности и изящных искусств имени Г. Р. ДержавинаАкаде́мия росси́йской слове́сности (АРС) — творческий союз российских литераторов и деятелей культуры, учреждённый в 1997 году Литературным институтом им. А. М. Горького, институтом русского языка им. А. С. Пушкина, международным сообществом книголюбов.
Издательство «Политическая энциклопедия» (
РОССПЭН ) — российское научное издательство. Специализируется на выпуске исторической литературы. Основано в 1991 году.
Центральный дом работников искусств (ЦДРИ) в Москве — культурно-просветительское учреждение; творческий клуб деятелей искусства (театра, изобразительного искусства, музыки, эстрады и др.).
Второй русский авангард (иногда тж. Вторая волна русского авангарда) — движение в русском искусстве, в первую очередь в изобразительном искусстве и поэзии, началом которого считается середина 1950-х годов, а завершением — конец 1980-х. Его рождение связывается с Хрущевской оттепелью (1955 год) или с VI Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 году в Москве. Считается, что понятие введено в оборот Михаилом Гробманом.
«Альманах библиофила » — сборник статей и художественных произведений, посвящённых книгам, книжному искусству, а также известным библиофилам, книгоиздателям и другим деятелям российской книжной культуры. «Альманах библиофила» рассчитан на широкий круг читателей — всех, кто интересуется культурным феноменом Книги. Выпуски альманаха содержат большое количество цветных и тоновых иллюстраций.
«Гуманитарный фонд » — газета, посвящённая современному искусству. Выходила в Москве с 1989 по 1994 год.
Лиано́зовская шко́ла , Лиано́зовская группа — творческое объединение поставангардистов, существовало с конца 1950-х до середины 1970-х годов. Группа поэтов и художников андеграунда, собиравшихся в квартирке барачного дома в посёлке Севводстрой, располагавшегося вблизи железнодорожной станции Лианозово Савёловской железной дороги. По названию железнодорожной станции эта неформальная творческая группа надзорными органами была названа как лианозовская (одна из работ О. Рабина так и называется: «Ст. Лианозово...
Новокрестьянские поэты — условное собирательное название группы русских поэтов серебряного века крестьянского происхождения. К «новокрестьянским» поэтам традиционно относят Николая Клюева, Сергея Есенина, Сергея Клычкова, Александра Ширяевца, Петра Орешина, реже Павла Радимова, Алексея Ганина и Пимена Карпова. Начало их творческого пути приходится на 1900—1910-е годы.
Библиотека мировой литературы для детей — серия из 50 томов (58 книг), изданная советским издательством «Детская литература» с 1976 по 1987 год по программе, разработанной совместно с Академией педагогических наук СССР. Книги данного подписного издания выходили под руководством главного редактора и директора издательства А. А. Виноградова.
Стройизда́т — советское и российское научно-техническое издательство по вопросам архитектуры, строительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Выпускает научную, научно-техническую, производственно-техническую, справочную, научно-популярную литературу, журналы, плакаты, учебники для высших и средних специальных учебных заведений и заведений начального профессионального образования.
Всемирный клуб петербуржцев — общественное объединение людей, для которых забота о судьбе родного города, осознание духовной силы и нравственного значения культуры Санкт-Петербурга во многом определяют содержание и смысл жизни. Слово «всемирный» начинает название клуба не только потому, что в его составе есть люди, живущие за рубежом. Клуб петербуржцев всемирный ещё и потому, что открыт для сотрудничества с гражданином любой страны, не безразличным к судьбе Петербурга, культурное наследие которого...
Петербу́рг — художественная группа, существовавшая в Ленинграде в 1960-х — 1970-х годах.
Тульский областной краеведческий музей (ТОКМ) — один из старейших музеев Тульской области, филиал государственного учреждения культуры Тульской области «Объединение "Историко-краеведческий и художественный музей"» (ГУК ТО «Объединение "ИКХМ"»).
ОПОЯ́З , русский формализм, «формальная школа» (общество изучения поэтического языка или общество изучения теории поэтического языка) — научное объединение, созданное группой теоретиков и историков литературы, лингвистов, стиховедов — представителей так называемой «формальной школы» и существовавшее в 1916—1925 годах. Сама «формальная школа» просуществовала до начала 1930-х годов и оказала значительное влияние на теоретическое литературоведение и семиотику.
Акмеизм (от греч. άκμη — цветение, цветущая пора) — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, это — «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». 19 декабря 1912 года впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это событие в кабаре «Бродячая собака» в Петербурге.
Группа МТМ — арт-группа, работающая в жанре «книга художника». Группа была основана в 2006 году для реализации художественных концепций в русле традиций авторской книги русского авангарда 1910—1920-х годов. Название группы составлено из начальных букв имен её участников — трёх российских художников, живущих в Берлине и Москве.
«Ма́ковец » — объединение московских художников (1921—1927), символически именовавшееся так в честь холма Ма́ковец, на котором Сергием Радонежским «положено основание Свято-Троицкой лавры» — по выражению П. А. Флоренского, «средоточной возвышенности русской культуры».
Алая роза — художественная выставка прошедшая в апреле-мае 1904 года в Саратове.
Неделя детской книги — ежегодно проводимое всесоюзное мероприятие, ставящее своей целью популяризацию детской книги.
«Детская энциклопедия » — многотомная универсальная энциклопедия, предназначенная для детей. Выпускалась издательством «Педагогика», выдержала несколько изданий.
Дом Нащокина — московская художественная галерея, основанная в 1994 г. и получившая название по месту расположения в доме друга Пушкина Нащокина в Воротниковском переулке.
«Среда » — московский литературный кружок, существовавший в 1899—1922 гг. Члены этого кружка собирались по средам вначале на частных квартирах (как правило, у писателя Н. Д. Телешова), а в 1909—1918 гг. — в одном из помещений Литературно-художественного кружка. Председателем дирекции долгое время был А. И. Сумбатов (Южин), которого впоследствии сменил В. Я. Брюсов.
Городской музей «Искусство Омска» — бюджетное учреждение культуры города Омска; музей культурологического и искусствоведческого профиля; музей искусства одного города. Неофициальное сокращённое название — ГМИО.
«Сибирское искусство » — арт-проект 1993-1998 годов и одноименный научно-художественный альманах, издававшийся в Новосибирске и распространявшийся на художественных выставках. Авторы и учредители альманаха: Казначеев В.П, Гемуев И.Н, Ларичев В.Е, Ефимовский А.Ф, Поздеев А.Г, Капелько В.Ф, Чернобай С.А, Рыбаков Н.И, Гребнев. И.Е, Кувшинов А.В, Ханов А.В. и многие другие. Вышло три номера альманаха. Арт-проект поддерживала межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение", а также ряд музеев и комитеты...
Ростовский областной музей краеведения — музей в городе Ростове-на-Дону (Большая Садовая ул., 79). Один из крупнейших на юге России. Основан в 1937 году в связи с образованием Ростовской области. Музей представляет природу, культуру и историю Ростовской области. Наиболее интересная экспозиция представлена в зале «Сокровища Донских курганов» — 2000 предметов из золота и серебра IV в. до н. э. — VIII в. н. э.
Барвенковский краеведческий музей — музейное заведение краеведческого профиля в городе Барвенково (районный центр Харьковской области); важное собрание материалов по истории, этнографии и выдающихся лиц Барвенковщины.
Краеведческий музей — музей, объектом деятельности которого является документация и презентация исторического, природного и культурного развития определённого населённого пункта или географического региона. Основными фондами такого музея являются связанные с историей этого региона экспонаты, в числе которых могут быть, например, археологические находки; произведения искусства или ремесла; документы и изобразительные материалы, фиксирующие исторические события, происходившие в этой местности; предметы...
Институт искусства американских индейцев , англ. Institute of American Indian Arts — колледж и музей изучающий искусство индейцев США, Канады и северной части Мексики. Находится в г. Санта-Фе, штат Нью-Мексико. Был создан распоряжением президента Дж. Ф. Кеннеди в 1962 году.
Дар испанского народа (исп. Donación del pueblo español) — наименование книжного собрания, которое было подарено Испанской республикой советскому народу в честь 20-й годовщины Октябрьской революции. Дар от имени республиканской Испании был актом политики правительства Народного фронта в области культуры и стал символом дружественных отношений Испанской Республики и Советского Союза. Этот дар повлиял на развитие испанистики в СССР. Книжная коллекция, подаренная Народным фронтом, имела культурное и...
Краеведческий музей г. Шарыпово — музей расположенный в Красноярском крае. На 1 января 2019 года собрание музея составило 10 470 единиц хранения. В это число входят предметы живописи, графики,
Это обзорная статья о музеях Москвы. О конкретных музеях см. Список музеев Москвы.
Подробнее: Музеи Москвы
Открытый клуб — московский клуб и галерея, где проходят выставки произведений искусства разных эпох и направлений, а также другие культурные события.
Северодвинский городской краеведческий музей — музей истории Северодвинска. Один из крупнейших муниципальных музеев Архангельской области. Экспозиционно-выставочная площадь музея — 698,2 м²; площадь фондохранилищ — 137,8 м².