Связанные понятия
Реформа́тство (от лат. reformo — преобразовываю, исправляю) — группа возникших в результате Реформации XVI века кальвинистских церквей континентально-европейского происхождения, преимущественно французских, нидерландских и швейцарских. Во Франции приверженцы реформатства назвались гугенотами. В Великобритании к реформатам наиболее близки пресвитериане, которых от реформатских церквей отличает лишь отсутствие литургии.
Пастор (ивр. רועה, лат. pastor «пастух») или «пастырь» — библейский термин, указывающий на обязанность пастыря заботиться о церкви, то есть пастве (аллегорически «стадо овец»). В лютеранских общинах пасторы — это люди, призванные для публичной проповеди и совершения таинств.
Суперинтендент (нем. Superintendent: супер + интендант) — управляющая должность в ряде лютеранских церквей, примерно соответствующая епископу.
Протестанти́зм , или протеста́нтство (от лат. protestatio, onis f — торжественное заявление, провозглашение, заверение; в отдельных случаях — возражение, несогласие), — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.
Пиети́зм — изначально движение внутри лютеранской и реформатской церквей, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком». Возник как реакция на духовное охлаждение в церквях. Пиетизм во время своего возникновения (XVII век) противопоставлялся лютеранской ортодоксии, акцент в которой делался на догматику, которая далеко не всегда была...
Упоминания в литературе
И еще несколько слов нужно сказать о словоупотреблении. Почти на всем протяжении книги я использую слова «протестантский» и «лютеранский», «протестантизм» и «
лютеранство » как синонимы. Я вполне отдаю себе отчет в том, что сегодня под «протестантизмом» в нашем обществе понимается достаточно широкое явление, включающее в себя самые различные, по преимуществу относительно молодые христианские вероисповедания и движения, а порой даже и некоторые течения сектантского толка, среди которых лютеранство в силу своей немногочисленности и малоизвестности легко может затеряться. Опасность здесь в том, что принципы и учения всех этих движений будут автоматически переноситься и на Лютеранскую церковь, что порой и происходит. Именно поэтому некоторые лютеране пытаются отгородиться от слова «протестантизм». Такое стремление на фоне современной ситуации более чем понятно. Однако необходимо помнить, что со строгой исторической точки зрения подлинными «протестантами» являются те, кто в 1529 году подписал так называемую «Протестацию» в Шпейере (отсюда и произошло наименование «протестанты»), то есть именно те представители Реформации, чье движение впоследствии оформилось в лютеранскую или реформатскую церкви. Отказываться от таких своих исторических корней, по-моему, не стоит.
Как я уже говорил в начале, книга «Об истинном христианстве» стала одной из самых популярных и любимых в Европе. Количество её переизданий и тиражей невозможно сосчитать. Переведена книга на все европейские языки (о русских переводах – ниже). Понятно её значение для Лютеранской Церкви: Арндт воссоздал нарушенный в его время баланс между веро- и нравоучением, «восстановил в правах» исконную церковную традицию внутренней жизни во Христе и дал импульс к её дальнейшему развитию, плодом чего явились не только такие значимые внутрицерковные явления, как пиетизм,[28] но и самые высокие культурные достижения протестантского мира – например, творчество Баха. Но влияние «Истинного христианства» распространилось далеко за пределы церковного и культурного пространства
лютеранства . Его читали и его почитали и реформаты, и римо-католики, и православные. В чём же притягательность этой книги?
Под влиянием протестантизма в 20-е годы XVI в. утраквизм раскололся на два течения – обычный ортодоксальный староутраквизм и близкий к
лютеранству – новоутраквизм. Таким образом, к моменту насильственной конфессиональной унификации в 20-х годах XVII в. на территории Чехии образовался очень широкий, в рамках западного христианства, диапазон религиозных объединений, общин, церквей, сопоставимый, пожалуй, только с ситуацией в Нидерландах. Главными принципами сословной политики стали независимость от церковной идеологии и подчинение церкви светской власти.
Соглашаясь с Тростниковым, мы тем не менее не можем и полностью отвергать схему Вебера применительно к России. Ведь все-таки в результате реформ Александра II Россия начала переходить на капиталистические рельсы развития. Да, в России в середине XIX века не было в сколько-нибудь заметных масштабах ни кальвинизма, ни англиканства, ни
лютеранства , никакой другой европейской разновидности протестантизма. Зато были так называемые староверы (старообрядцы), которых небезосновательно называли и называют «русскими протестантами»[73]. Это было второе поколение «русских протестантов», если первым считать носителей «ереси жидовствующих». Многие исследователи признают, что именно «староверы» стали главным «мотором» капиталистического развития России в дореволюционный период[74].
Главное замечание в адрес Вебера заключалось в том, что в рассматриваемой им паре понятий «протестантская этика» и «дух капитализма» немецкий социолог без каких-либо колебаний и сомнений первое рассматривает в качестве причины, а второе – в качестве следствия, результата. Однако с таким же успехом можно утверждать, что, наоборот, развитие в недрах традиционного общества капитализма привело к Реформации и появлению протестантизма. Кстати, именно такой точки зрения придерживаются некоторые исследователи. Современный социолог Ю. Кузнецов прямо отмечает: «В некоторых случаях причинно-следственная связь может быть прямо противоположной той, которую усматривает Вебер – то есть именно развитие капитализма создавало благоприятные условия для развития протестантства. Например, в XVI в. в южных Нидерландах экономическая экспансия, действительно, совпала с распространением кальвинизма, причем охотнее всего в него переходили купцы и предприниматели. Но именно эти люди составляли наиболее подвижную группу населения, это были люди, легко идущие на контакт, готовые обсуждать с чужаками религиозные вопросы и принимать чужое мнение. Кроме того, эта группа по понятным причинам была весьма оппозиционно настроена к испанской короне. С другой стороны, возможности инквизиции в торговых центрах всегда были меньше, чем в аграрных областях. Наконец, большую роль в экономической жизни Антверпена играли мараны – бывшие иудеи, принудительно обращенные в католичество. С началом Реформации они обратились к
лютеранству , но потому предпочли последовательный кальвинизм»[40]. Кальвинисты (по крайней мере в Голландии) представляли собой разнородную смесь купцов, предпринимателей и бывших испанских иудеев. Получается, что в их ряды влились люди, которые уже были заряжены «духом капитализма».
Связанные понятия (продолжение)
Реформа́ция (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католической Церкви.
Кальвини́зм — направление протестантизма, созданное и развитое французским теологом и проповедником Жаном Кальвином. Основными течениями в кальвинизме являются пресвитерианство, реформатство и конгрегационализм. Вместе с тем кальвинистские взгляды имеют распространение и в иных протестантских деноминациях, включая баптистов, пуритан, пятидесятников, методистов, евангельских христиан, а также представителей парахристианских учений, например мормонов.
Моравская церковь — деноминация, образованная последователями гуситского движения. Официальное историческое название церкви — Unitas Fratrum (Братское единение), однако в результате своей обширной миссионерской деятельности стала более известна именно под именем Моравской церкви. Также известна под названием моравские или чешские братья. Тем не менее название Моравская церковь распространяется не на все общины чешских братьев, а лишь на те из них, возникновение которых связано с гернгутерами. В связи...
А́угсбургское испове́дание (лат. Confessio Augustana, нем. Augsburger Bekenntnis) — самый ранний из официальных вероисповедальных документов, до сих пор являющийся богословской нормой для лютеран. Был выработан Меланхтоном и одобрен Лютером как изложение исповедания веры лютеранской церкви. Документ был представлен Карлу V на рейхстаге в Аугсбурге 25 июня 1530 года, вошедшем в историю как Аугсбургский рейхстаг. Католики в ответ написали папское опровержение (Confutatio Pontificio), а от лица православных...
Чешские братья (нем. Böhmische Brüder; чеш. Jednota bratrská, лат. Unitas Fratrum), Община богемских братьев, также моравские братья и гернгутеры — христианская евангелическая деноминация, основанная в Чехии (в Богемии) в XV в. после гуситского революционного движения, из остатков гуситов. Основой богословия чешских братьев стали идеи Яна Гуса и Петра Хельчицкого.
Конфессиональное лютеранство — направление в лютеранстве, характеризующееся признанием неизменного Аугсбургского вероисповедания и Книги Согласия 1580 года как верного толкования Священного Писания и стандарта богословия и церковной жизни. Конфессиональное лютеранство является в первую очередь богословским движением, поэтому среди конфессиональных церквей наблюдается заметное разнообразие в вопросах литургической жизни и церковного управления, которые лютеранское богословие считает адиафорой.
Ки́рха или ки́рка (нем. Kirche) — германизм, обычно используется для обозначения лютеранских обрядных сооружений. Оригинальное немецкое значение — церковь, как таковая, во всех смыслах, как сообщество, так и здание, без какой-либо конфессиональной окраски.
Независимая евангелическая лютеранская церковь (нем. Selbständige Evangelisch-Lutherische Kirche), SELK — конфессиональная лютеранская деноминация Германии, член Европейской лютеранской конференции и Международного лютеранского совета. Объединяет около 36 000 прихожан в 200 конгрегациях. Кафедра находится в Ганновере.
Прусская уния — попытка примирения немецких лютеран и кальвинистов, предпринятая в рамках единой государственной церкви Пруссии.
Анабаптисты, или перекрещенцы (от греч. ανα — «опять, вновь» и греч. βαπτιζω — «крещение», то есть «вновь крещёные») — название участников радикального религиозного движения эпохи Реформации (XVI столетие) в основном в Германии, Швейцарии, Нидерландах, полученное ими от своих противников. Сами анабаптисты предпочитали называть себя «крещенцами», то есть «крещенными» (нем. Täufer), подчёркивая крещение как сознательный выбор. Движение было крайне неоднородным и варьировалось от близости к общепризнанной...
Подробнее: Анабаптизм
Меннони́тство — одна из протестантских деноминаций, называемая по имени основателя, Менно Симонса (1496—1561), голландца по происхождению. Меннонитство возникло в 1530-е годы в ходе реформационного движения в Нидерландах, в котором принимали участие радикальные и умеренные анабаптисты. В основе вероучения меннонитов лежат идеи неприменения силы и непротивленчества: меннониты по своим религиозным убеждениям отказываются брать в руки оружие. Принципиальный пацифизм меннонитов, вступавший в противоречие...
Лютеранская ортодоксия — эра становления лютеранства, последовавшая за составлением Книги Согласия в 1580 году и продлившаяся до 1675. Отличается догматической стройностью, приближённой к средневековой схоластике. Оформилась в полемике с иезуитами. Приверженность церковной традиции, выраженной в преданности её историческому духовному опыту и поиске совместного пути спасения в Мистическом Теле Христовом (Церкви), вызвала реакцию в лице пиетизма, сосредоточенного прежде всего на личностном поиске Бога...
Католици́зм или католи́чество (лат. catholicismus от греч. καθολικός «вселенская») — крупнейшее по численности приверженцев направление в христианстве, объединяющее более чем 1,25 миллиардов человек.
Ева́нгельские христиа́не (евангели́ческие христиане, еванге́лики, т.ж. евангельские верующие) — межденоминационное движение в протестантских конфессиях, получившее своё название от желания буквального исполнения Евангелия — т.е. учения Иисуса Христа и в целом Нового Завета (т.е. также посланий апостолов), который рассматривается как основной источник вероучения.
Гейдельбергский катехизис (лат. Catechisis palatina) — исповедание реформатской церкви, составленное в 1563 г. на немецком языке, по поручению курфюрста Фридриха III Пфальцского, Каспаром Олевианом и Захарией Урсином. Катехизис был опубликован в год окончания Тридентского собора и имеет ярко выраженную антикатолическую направленность (пункт 80 клеймит папскую мессу как идолопоклонство). Всего катехизис содержит 129 вопросов и ответов. В 1618 году Дордрехтский синод включил этот катехизис в число...
Бапти́зм (от др.-греч. βάπτισμα: крещение; от βαπτίζω — «погружаю в воду») — одно из направлений протестантского христианства.
Деномина́ция (от лат. denominátio — «переименова́ние»; англ. de-nominalist church; нем. Denominierung) — в религиоведении тип религиозной организации в христианстве. Специфической характеристикой деноминации является её промежуточный характер по отношению к секте и церкви. Деноминация признаёт иные религии и верования и находится в положительных отношениях с обществом. Впервые понятие введено американским богословом Х. Р. Нибуром в книге «Социальные истоки деноминационализма» (англ. The social sources...
Пробст (от лат. praepositus или propositus = начальник) — титул в христианских церквях. У католиков — настоятель церкви (например, Мерклин), монастыря. В некоторых национальных лютеранских церквях — старший пастор в определённом географическом регионе, подчинённый епископу. Структура, возглавляемая пробстом, именуется пробством. В Российской империи такие структуры именовались пробстскими округами, в 1832 году был организован 31 пробстский округ. Пробст назначался по решению всех проповедников пробстского...
Ки́стер (кю́стер) (нем. Küster — пономарь, лат. custos — дворник, сторож, англ. sacristan — ризничий) — церковнослужитель-завхоз.
Несмотря на то, что кальвинизм номинально должен начинаться с Жана Кальвина, тем не менее его историю часто возводят к Цвингли. Во многом это объясняется не формальной, а содержательной стороной вопроса. История Реформации начинается 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер прибил 95 тезисов к воротам церкви в Виттенберге. Однако лютеранство не стало единственным направлением в протестантизме.
Подробнее: История кальвинизма
Дом моли́твы — название богослужебного сооружения (церкви) у евангельских христиан (баптистов, пятидесятников), адвентистов седьмого дня и некоторых других протестантских деноминаций в России. В настоящее время в том же значении чаще употребляется термин «церковь» или «церковное здание», а «дом молитвы» встречается чаще в провинции, чем в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург.
Рели́гия в Калинингра́дской о́бласти имеет особую специфику, связанную с уникальной историей региона, который до 1945 года был частью Германии, а затем, в 1946 году, согласно Потсдамскому соглашению, вошёл в состав РСФСР.
Густава-Адольфа общество (нем. Gustav-Adolf-Stiftung) — союз членов евангелическо-лютеранской Церкви для поддержки братьев по вере в Германии, Австрии и других странах. Основано в 1832 году в Лейпциге и названо по имени Густава II Адольфа, шведского короля, пришедшего на помощь лютеранских государствам Германии во время Тридцатилетней войны.
Конфирмация у протестантов представляет обряд сознательного исповедания веры, где миропомазание как таковое отсутствует. Предполагается, что крещение человек принимает в младенчестве, конфирмация же свидетельствует, что человек сознательно делается частью церкви (Воцерковление). Таинством лютеране конфирмацию не признают, считая её одной из форм благословения (как брак).
«Культуркампф » (нем. Kulturkampf — «борьба за культуру») — период жёсткой борьбы правительства Германской империи во главе с канцлером Отто фон Бисмарком за установление государственного контроля над Римско-католической церковью.
Украинская лютеранская церковь (укр. Українська Лютеранська Церква — УЛЦ) — национальная лютеранская церковь Украины. Является членом Конфессиональной лютеранской конференции. Самые большие приходы (100—170 человек) находятся в Киеве, Тернополе и Кременце. С 2000 года УЛЦ возглавляет епископ Вячеслав Горпинчук.
Пли́мутские бра́тья (англ. Plymouth Brethren, «бретрены», «дарбисты») — консервативная религиозная группа протестантской направленности, образовавшаяся в первой четверти XIX века на территории Англии и Ирландии.
Конфирма́ция (лат. confirmatio — утверждение) — в латинском обряде Католической церкви другое название таинства миропомазания, в ряде протестантских церквей — обряд сознательного исповедания веры.
Секуляриза́ция (от лат. saecularis «светский, мирской») — изъятие церковной собственности (движимого и недвижимого имущества) в пользу государства.
Арминианство — направление в протестантском богословии, утверждающее решающую роль свободы воли в деле спасения. Название связано с именем нидерландского богослова Якоба Арминия, который выступил против кальвинистской идеи предопределения. Как особая партия арминианцы оформились в 1610 году после смерти Арминия, однако они были осуждены на Дордрехтском синоде 1618 году за полу-пелагианство (мнение Р. К. Спраула) и синергизм. Однако арминианство существенно повлияло на формирование богословия общих...
Интерим (лат. Interim — промежуточный) — так называются предварительные постановления, которыми несколько раз в течение XVI века по инициативе императора Карла V имелось в виду сблизить протестантов с католиками на почве догматики и учения о церковных обрядах.
Катехи́зис (лат. catechēsis от др.-греч. κατηχισμός «поучение, наставление» ← κατηχεῖν «внушать, отвечать» = κάτω «вниз» + ήχος «звук») — официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов.
Ривайвели́зм (англ. revival — возрождение, пробуждение) — движение в протестантизме, возникшее в XVIII веке в ответ на превращение христианства в официальное моральное учение. Главной особенностью ривайвелизма является акцент на переживании личной встречи с Богом и приближающемся Втором пришествием Иисуса Христа. Ривайвелисты первоначально не имели организации и представляли собой стихийные молитвенные группы и кружки по изучению Библии, в которых ведущая роль принадлежала харизматическим лидерам...
Католи́ческая церковь (лат. Ecclesia Catholica), также известная в русском языке как Ри́мско-католи́ческая церковь (лат. Ecclesia Catholica Romana), — самая крупная христианская церковь в мире, насчитывающая более 1,25 миллиарда последователей. Одна из старейших религиозных институций в мире, играла важную роль в истории западной цивилизации. Отличается организационной централизацией и наибольшим числом приверженцев. Римско-католическая церковь, придерживающаяся западных литургических обрядов, вместе...
Конфе́ссия (лат. confessio — испове́дание) или вероиспове́дание — особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Например, в христианстве, церкви, в исповедании употребляющие разные символы веры, образуют разные конфессии. В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определённого направления в рамках отдельной религии. Иногда отождествляется с термином деноминация.
Польские братья (польск. bracia polscy) — религиозное протестантское движение, начавшееся в 1570-х годах после раскола среди кальвинистов в Польше. Известны также как «польские ариане», в дореволюционной литературе на русском языке за наиболее радикальными течениями движения закрепился термин «полужидовствующие». Из среды польских братьев к концу XVI века выделилось социнианство.
Евангелическая церковь чешских братьев (чеш. Českobratrská církev evangelická) — крупнейшая кальвинистско-лютеранская община Чехии. Юридически зарегистрирована в 1918 году, после распада Австро-Венгрии, однако возводит свою историю ко временам чешской реформации и Яна Гуса.
Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное славление (прославление)», исторически, по смыслу — «правильное мнение») — одно из трёх главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии).
Список протестантских течений и принадлежащих к ним деноминаций. Течения даны по времени возникновения, деноминации перечислены в алфавитном порядке.
Подробнее: Протестантские деноминации
Богосло́вие , или теоло́гия (калька греч. θεολογία от греч. θεός «Бог» + греч. λόγος «слово; учение, наука») — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания.
Пятидеся́тники (англ. Pentecostalism) — евангельские христиане, последователи Всемирного пятидесятнического братства, на сегодняшний день самого многочисленного из всех направлений протестантизма. На территории России для отличия от евангельских христиан (прохановцев), по учению более близких к баптизму, предпочитали называться Христианами веры евангельской — ХВЕ или Христианами евангельской веры — ХЕВ, в настоящий момент это название является составной частью названия конфессий данного направления...
Миссионе́рство (от лат. missio «посылка, поручение») — одна из форм деятельности религиозных организаций, имеющая целью обращение неверующих или представителей иных религий. Встречается, в основном, в универсальных религиях, прежде всего, в мировых религиях и не распространено в национальных религиях. Различаются «внешняя» миссия (в других странах) и «внутренняя» (среди неверующих и иноверцев на собственной канонической территории). Миссионерство иногда отличают от прозелитизма, однако четкие различия...
Адвенти́зм (лат. adventus — пришествие) — религиозное движение, зародившееся в начале XIX века среди групп баптистов, методистов и других протестантов. Поначалу движение объединяло тех христиан различных вероисповеданий, которые ожидали скорого Второго пришествия Христа.
Русско-украинский штунди́зм, также южнорусский штунди́зм, шту́нда (от нем. Stunde — час, для чтения и толкования Библии) — христианское религиозное движение, получившее распространение в XIX веке сначала в южных (Херсонской, Екатеринославской, Киевской) губерниях, а затем и других регионах Российской империи.
Подробнее: Штундизм
Упоминания в литературе (продолжение)
«В начале 60-х годов в кругу новообращенных латышей обнаружилось очень сильное обратное движение из православия в
лютеранство . Первыми признаками его были уклонения православных латышей от исповеди и причастия. Потом более или менее упорное сопротивление со стороны родителей крещению и миропомазанию их новорожденных детей по чину православной церкви, наконец стали поступать словесные и письменные просьбы о разрешении православным переходить в лютеранство или, по крайней мере, крестить в лютеранскую веру детей, рожденных от браков лютеран с православными»[38].
В первых двух периодах церковь и церковная литература стояли на первом плане и поглощали собой научную и философскую мысль, которая питалась почти исключительно богословскими вопросами, пользуясь напр, диалектикой Иоанна Дамаскина, т. е. сочинением, приспособившим логику к религиозным целям. Некоторые проблески философской мысли замечаются в “Словах” и “Поучениях” различных духовных писателей; впоследствии в самой церковной жизни возникают вопросы, дающие повод к различным взглядам и их мотивировке. Так, в связи с вопросом об устройстве монастырской жизни развиваются направления заволжских старцев и их противников, иосифлян, имеющие несомненно философский интерес; таковой же представляет и борьба православной церкви с католичеством и
лютеранством и разными сектами, например, стригольников и жидовствующих. Среди жидовствующих была распространена логика Авиасафа, представлявшая перевод сочинения Аль-Газзалия, как это доказал академик П. К. Коковцов. Этот и тому подобные факты представляют впрочем больший интерес для историка литературы, чем для историка философии. Во всех произведениях, в которых есть хотя бы и слабо выраженный философский элемент, вопросы трактуются с этико-религиозной точки зрения, и это характерно, ибо такая точка зрения остается господствующей в русской философии, так что в этом наклоне в сторону этико-религиозных вопросов и в мистическом их решении нельзя не видеть национальной черты.
Распространение мирской аскезы кальвинизма послужило поводом для появления различного рода духовных движений, в том числе и существовавших в рамках основных конфессий. К таким движениям, в частности, относится пиетизм, ставший популярным как в реформатских церквах, так и в
лютеранстве .
Правители, и католики и протестанты, были разочарованы религиозным перемирием, над которым они работали в 1555 г. Одним из источников бед была экспансия кальвинистов. В 1559 г. Фредерик III из Пфальца (1515—1576) представил исправленную версию кальвинизма для центральной части Рейна. Поддерживающие его князья, и католики и лютеране, протестовали против насилия над Аугсбургским миром. Гейдельберг, столица Пфальца, стал своеобразной «германской Женевой». В университетах в 1563 г. сложился гейдельбергский катехизис – вероисповедание для германских реформаторских (или кальвинистских) церквей. Однако принцы Нассау, Гессена и Анхальта довольно быстро отвергли
лютеранство , примкнув к германской церкви. В 1613 г. о своем решении сменить вероисповедание объявил и правитель Бранденбурга, который, хотя он и оправдывал формулу «Чья власть, того и вера», разрешал лютеранам поддерживать свою религию. Два из трех протестантских князей были теперь кальвинистами. Только курфюрст Саксонии оставался лютеранином.
Поскольку протестанты считали, что все могут и должны читать Библию на родных языках, воспринимать ее сквозь призму собственной совести, практически не ссылаясь на традиции, протестантизм в свою очередь тоже раскололся. Сегодняшние четыре основных направления протестантизма –
лютеранство , реформатство, англиканство и анабаптизм.
После обсуждения этого вопроса, когда выяснилось, что этого требует сама жизнь в целях удержания православных от перехода в
лютеранство , в принципе, признано возможным перейти к празднованию всех праздников по новому стилю.
В Дании в 1536 г. была проведена конфискация земель церкви и монастырей. Король стал главой реформированной церкви, сам назначал угодную ему церковную администрацию, а
лютеранство с тех пор и до наших дней стало там государственной религией. «Реформация по-датски», «сверху» была проведена в Норвегии, что обеспечило ее подчинение Дании, а затем в Исландии. В Швеции сохранились епископы, но высшим из них стал король. Остальные должны были присягать ему, а не папе.
Как известно, в европейских государствах национальные религии традиционно пользовались особым статусом, обеспечивавшим им доминирующее положение в обществе. Церковно-государственные отношения в той или иной стране были своеобразны в силу особенностей исторического развития, своеобразия политической культуры и национальной психологии. Это предопределило ведущую роль католицизма в Италии и Испании, англиканства в Англии,
лютеранства в Дании и т. д. Везде существовали свои формы взаимосвязи между институтами государства и религиозными объединениями, гарантировавшими национальной церкви привилегированное положение, позволявшее сохранять традиционную систему ценностей.
В XVI в. от католиков отделились протестанты (названные таковыми в честь протеста против исказивших церковные устои священнослужителей). Наиболее распространенными течениями протестантизма стали англиканство и
лютеранство . Православная церковь также пережила несколько расколов, один из главных поделил верующих на старообрядцев и истинных православных.
Подобно тому как полное отрицание возможности разумом постичь истину оборачивается его раскрепощением, так полное отрицание возможности достичь спасения при помощи волевых усилий оборачивается, как отмечал еще Г. В. Плеханов, раскрепощением воли и невиданным ранее активизмом. При этом наиболее последовательный в отрицании роли воли в деле спасения кальвинизм ведет к большему, чем
лютеранство , активизму и оказывается идеологией, разворачивающей неудержимую предпринимательскую и политическую активность голландской и английской буржуазии. Как это получается?