Связанные понятия
Конкурс скрипачей имени Флеша — конкурс академических скрипачей, проводившийся в Лондоне в 1945—1992 гг. в память о скрипаче и педагоге Карле Флеше.
Пасти́ччо (итал. pasticcio, фр. pastiche — букв. — паштет; в переносном смысле — смесь, мешанина) — опера, музыка которой заимствована из различных ранее написанных опер нескольких или (реже) одного композитора. Этот тип оперы начал распространяться с конца XVII века, был особенно популярен в Италии в XVIII веке. Автор пастиччо может использовать как собственные произведения (например, Гендель создал таким образом пастиччо «Орест», а Глюк — «Аршак»), так и музыку других авторов (например, Нидермейер...
Всемирные дни музыки (англ. World Music Days) — ежегодный фестиваль новейшей академической музыки, проводящийся Международным обществом современной музыки (ISCM) начиная с 1923 г. (с перерывом в 1940—1946 гг.).
Вариации на тему рококо соч. 33 — произведение Петра Ильича Чайковского для виолончели с оркестром. Вариации впервые исполнены 18 ноября 1877 года под управлением Николая Григорьевича Рубинштейна, солировал Вильгельм Фитценхаген.
Концерт для фортепиано с оркестром № 5 Ми-бемоль мажор, соч. 73, известный как «Император». Был написан Бетховеном между 1809 и 1811 годами в Вене. Первое исполнение состоялось 28 ноября в 1811 году в Лейпциге. В 1812 году концерт был исполнен и в Вене учеником Бетховена Карлом Черни.
Доктор музыки — высшая академическая степень отличия по музыкальной специальности.
Роттердамская консерватория (нидерл. Rotterdams Conservatorium) — нидерландская консерватория, расположенная в Роттердаме. Основана в 1930 году путём слияния нескольких работавших в городе музыкальных лицеев, среди которых ведущую роль играл лицей Виллема Фельцера. В настоящее время организационно является одной из трёх составных частей роттердамской Высшей школы искусств.
Партита (итал. partita, буквально — разделённая на части) — форма музыкального произведения.
Вио́ль д’аму́р, вио́ла д’амо́ре, вио́ла д’аму́р (итал. Viola d'amore — буквально «виола любви», фр. Viole d'amour) — струнный смычковый музыкальный инструмент эпохи барокко и раннего классицизма. Широко использовалась с конца XVII до начала XIX века, затем уступила место альту и виолончели. Интерес к виоле д’амур возродился в начале XX века.
Подробнее: Виоль д’амур
Квартет — музыкальное сочинение для четырёх инструментов или четырёх голосов, излюбленная форма для сочинения многоголосой музыки (XV—XVII в.), вытесненная отчасти двуххорными сочинениями с большим числом голосов, отчасти одноголосными сочинениями с сопровождением. С середины XVIII в. квартет вновь становится господствующей формой камерной музыки (чаще всего в виде струнного квартета: 1-я и 2-я скрипки, альт и виолончель) и достигает высшей степени совершенства (Гайдн, Моцарт, Бетховен и др.).
Бах и — род немецких музыкантов и композиторов, оказывавший в течение двух веков большое влияние на развитие европейской музыки. Из этой семьи происходит более 50 известных музыкантов и несколько композиторов, самым известным из которых является Иоганн Себастьян Бах.
Симфониетта (итал. Sinfonietta — дословно небольшая симфония) — род симфонии, характеризующийся простотой музыкального содержания, смягчением конфликтной симфонической драматургии, нередко введением частей с чертами бытового жанра. Звучание симфониетты по сравнению с симфонией за счет сокращения масштаба частей в циклической форме меньшее. Слово симфониетта впервые был применено, как считают специалисты, в 1874 году Йозефом Раффом для его сочинения ор. 188.
Скрипичный концерт ми минор, соч. 64 — концерт Феликса Мендельсона для скрипки с оркестром, впервые исполненный в 1845 году. Является одним из наиболее популярных концертов в скрипичном репертуаре.
Скордатура (итал. scordatura) — перестройка инструмента, в особенности скрипки, для облегчения исполнения трудных пассажей (флажолетов, некоторых видов аккордов и интервалов), изменения диапазона инструмента, его тембра и силы звука. Скордатурой можно назвать и замену кларнета одного строя кларнетом другого.
Директор театра (KV 486, нем. Der Schauspieldirektor) — одноактный зингшпиль В. А. Моцарта на либретто Готлиба Штефани.
Баро́чный оркестр (англ. Baroque orchestra, нем. Barockorchester) — разговорный термин, описывающий разновидность современного камерного оркестра со специализацией на ансамблевой и оркестровой западноевропейской музыке XVII—XVIII веков, исполняемой в «аутентичной манере».
Хора́льная прелю́дия — короткое литургическое музыкальное произведение для органа, основанное на мотиве хорала. Эта музыкальная форма была очень распространена в творчестве немецких композиторов эпохи Барокко, а расцвет жанра пришёлся на творчество И. С. Баха, написавшего 46 хоральных прелюдий (и одну незаконченную), объединённых в цикл «Органная тетрадь».
Краковская филармония имени Кароля Шимановского (польск. Filharmonia im. Karola Szymanowskiego w Krakowie) — филармония в Кракове. В своём нынешнем виде основана в 1945 году, 3 февраля 1945 года состоялся первый концерт Краковского филармонического оркестра. Имя Кароля Шимановского носит с 1962 года. Здание филармонии является памятником культуры Малопольского воеводства.
Гли (англ. glee, от др.-англ. gligg — музыка) — жанр популярной вокальной музыки, распространённый в Англии во второй половине XVIII и первой половине XIX веков.
Экспро́мт (от лат. xprom(p)tus — «готовый, быстрый»; в зарубежной литературе используется термин Impromptu) в музыке — музыкальное произведение (как правило, написанное для фортепиано), сочинённое сразу, без подготовки. Это название композиторы дают небольшим пьесам, обычно порывистого и импровизационного характера.
Маленькая торжественная месса (фр. Petite Messe solennelle) — позднее произведение Джоакино Россини, написанное им в Пасси в 1863 году, спустя более чем 20 лет после его предыдущей крупной работы, «Stabat mater», и почти 35 лет спустя после завершения оперной карьеры.
Пира́ты Пенза́нса , или Раб до́лга (англ. The Pirates of Penzance; or, The Slave of Duty) — комическая опера в двух действиях на музыку Артура Салливана и либретто Уильяма Гилберта.
«Му́зыка фейерве́рка », или «Музыка для королевского фейерверка» (англ. Fireworks Music, англ. Music for the Royal Fireworks, HWV 351) — сюита Георга Фридриха Генделя.
Галоп (нем. Galopp, фр. Galop) — европейский танец, пик популярности которого пришелся на первую половину XIX века. В дореволюционных источниках упоминается также под названием «галопад».
Фламандская опера (нидерл. Vlaamse Opera) — некоммерческая организация, занимающаяся организацией оперных представлений и концертов в Антверпене и Генте. В сегодняшней форме Фламандская опера возникла в 2008 году после слияния опер в Антверпене и Генте и последовавшей за ним череды реорганизаций. С января 2009 года во главе Фламандской оперы стоит швейцарский певец и оперный директор Авиэль Кан.
Мнимая садовница , KV 196, (итал. La finta giardiniera) — комическая опера (итал. opera buffa) в трёх актах В. А. Моцарта. Авторство либретто достоверно не определено; есть версия, что либретто написано А. Кольтеллини по пьесе Раньеро де Кальцабиджи или Джузеппе Петроселлини.
Сонати́на (соната без разработки) — разновидность сонатной формы, в которой отсутствует разработка, и которая применяется в типичных для сонатной формы условиях (например, в первых частях цикла).
Малый кларнет или кларнет-пикколо (итал. clarinetto piccolo, фр. petite clarinette, нем. kleine Klarinette) — деревянный духовой музыкальный инструмент, разновидность кларнета. Инструмент имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, но меньшие размеры, отчего звучит выше. Тембр малого кларнета резковатый, несколько крикливый (особенно в верхнем регистре). Как и большинство других инструментов семейства кларнетов, малый кларнет является транспонирующим и применяется в основном в строе ми-бемоль...
Променадные концерты Би-Би-Си, также «Би-Би-Си Промс» (англ. BBC Proms) — лондонский международный ежегодный музыкальный (преимущественно классической музыки) фестиваль, крупнейший в Великобритании. Основан в 1895 году.
Ариозо (итал. Arioso) — высшая речитативная форма, которая отличается от низших форм: сухого речитатива (recitativo secco) и речитатива в темпе (a tempo), большим мелодическим содержанием в партии голоса и большим интересом и сложностью в аккомпанементе.
Маска (англ. masque, mask) — английский музыкально-драматургический жанр. Расцвет жанра пришёлся на XVII в.
Испанский час (фр. L'heure espagnole) — одноактная комическая опера Мориса Равеля на либретто Франк-Ноэна. Премьера состоялась 19 мая 1911 года в парижском театре Опера Комик. На том же спектакле была исполнена опера Жюля Массне «Тереза».
«Опера спасения », «опера спасения и ужасов» (фр. opéra de sauvetage, opéra à sauvetage, pièce à/de/au sauvetage) — жанр французской героической оперы конца XVIII века - начала XIX века, получивший своё развитие в годы Великой французской революции. Главным композитором направления был Луиджи Керубини.
Новая консонантная музыка — термин, который иногда используется для описания музыкальных сочинений ряда композиторов, преимущественно европейских. В определённой степени представители этого направления близки музыкальному минимализму и, в частности, духовному минимализму, а также меблировочной музыке; к пионерам новой консонантной музыки причисляют американских минималистов Стива Райха, Майкла Наймана, Филипа Гласса.
Балладная опера (англ. ballad opera) — разновидность комической оперы, зародившаяся в Великобритании, а в XVIII веке распространившаяся в Италии, Франции, Германии и Испании.
Саксго́рны — общее название группы медных духовых музыкальных инструментов с широкой мензурой, сконструированных Адольфом Саксом в 1845 году на основе бюгельгорнов. Это хроматические инструменты овальной формы, у которых трубка постепенно расширяется от мундштука к раструбу (в отличие от традиционных медных духовых, имеющих в основном цилиндрическую трубку).
Новая сложность (New Complexity) — условно выделяемое направление в европейской (позже — американской) академической музыке с середины 1970-х годов, культивирующее сложность в аспектах техники композиции, особенностей исполнительской техники и нотации, и как следствие этого — в аспекте восприятия данной музыки. Лидером и основоположником направления считается английский композитор Брайан Фернихоу, а ведущими представителями направления — английская «школа» композиторов «новой сложности». Автор термина...
Ноэ́ль (от фр. Noël — Рождество Господне) — старинная рождественская французская песня, жанр паралитургической музыки на народные тексты.
Хор ы могут исполняться как при различных видах инструментального сопровождения, так и a cappella, то есть самостоятельно, без участия каких-либо других музыкантов.
Королевская академия музыки (англ. Royal Academy of Music) — консерватория расположенная в столице Великобритании городе Лондоне и находящаяся под началом Лондонского университета.
Серпент (фр. serpent — змея) — старинный духовой музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Известен с XVI века. Своё название получил благодаря змеевидной изогнутой форме.
«Долгий рождественский ужин » или «Долгий рождественский обед» (нем. Das lange Weihnachtsmahl, англ. The Long Christmas Dinner) — опера в одном действии немецкого композитора Пауля Хиндемита по либретто американского писателя Торнтона Уайлдера на основе его пьесы того же названия, сочинена в 1960—1961 годах.
Адажио для струнных (англ. Adagio for Strings) — наиболее известное музыкальное произведение Сэмюэля Барбера, написанное им в 1936 году и впервые исполненное 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке Симфоническим оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини в том числе и в прямом эфире радиовещания. Является аранжировкой для струнного оркестра второй части его собственного Первого струнного квартета, op. 11.
Менестрандиза (фр. Ménestrandise, буквально — «менестрельщина»; ведомство, удостоверяющее владение искусством менестреля — фр. Ménestrandie) — существовавшая во Франции более четырёх веков (1321—1776) корпорация менестрелей, музыкантов, танцоров и артистов уличных театров. Расцвет пришёлся на XVI век. В XVIII веке корпорация высмеяна как уже архаичный институт Франсуа Купереном в музыкальном памфлете 1717 года «Пышности Великой и Древней Менестрандизы» (Les Fastes de la grande et ancienne Menestrandise...