Связанные понятия
Час пик (калька с англ. peak hour) — временные промежутки, когда в городах происходит массовое передвижение людей, чаще всего от мест их проживания к местам работы и учёбы — утром (примерно с 7 до 9 часов) или в обратном направлении — вечером (примерно с 17 до 19 часов).
Дорожный затор , или автомобильная пробка, — скопление на дороге транспортных средств, движущихся со средней скоростью, значительно меньшей, чем нормальная скорость для данного участка дороги. При образовании затора значительно снижается пропускная способность участка дороги. Если прибывающий поток транспорта превышает пропускную способность участка дороги, затор растёт лавинообразно.
Транзитно-ориентированное проектирование (transit-oriented development (TOD) в градостроительстве многофункциональная жилая или коммерческая зона, в которой обеспечен легкий доступ к общественному транспорту, и созданы условия, делающие зону привлекательной для транзитных пассажиров. Транзитно-ориентированное проектирование является одним из направлений градостроительного проектирования.
Тра́нспортная инфраструкту́ра — разновидность инфраструктуры, совокупность всех отраслей и предприятий транспорта, как выполняющих перевозки, так и обеспечивающих их выполнение и обслуживание.
Моско́вская агломера́ция (Московский столичный регион) — агломерация (надгородское образование), включающая в себя Москву со всеми её пригородами; крупнейший в России макроэкономический регион (территориально-производственный узел) и межрегиональный центр социально-экономического развития и притяжения центральной части и всей России; одна из крупнейших городских агломераций мира (в зависимости от методов подсчета населения занимает 15—18-е место и основа формирующегося Центрального мегалополиса...
Упоминания в литературе
Маятниковая миграция является результатом несоответствия размещения производства и расселения людей. Особенно развита маятниковая миграция в пригородных зонах крупных городов, городских агломерациях, мегалополисах. Маятниковая миграция возникает в обществах, где доступ к современным транспортным средствам позволяет людям жить вдалеке от места своей работы. До XIX в. большинство людей жило в пределах пешего хода от места работы, возникновение маятниковой миграции оказало большое влияние на жизненный уклад, позволило городам разрастись до прежде недостижимых размеров, привело к расцвету и расширению городских агломераций. Маятниковая миграция – главный механизм образования городских агломераций, движущая сила территориального роста городов и субурбанизации.
Крайне важна доступность городов, густота их сети. В Европейской части, где расположено 77 % всех городов страны, среднее расстояние между городами составляет более 70 км, в том числе в наиболее освоенном Центральном районе – 45 км. Для сравнения, в Западной Европе этот показатель составляет 20–30 км. В восточных районах России среднее расстояние между городами превышает 225 км, в том числе в наиболее освоенной южной зоне Западной Сибири – 114 км, а на обширном Дальнем Востоке – 300 км. Малочисленность городов и значительные расстояния между ними имеют очевидные социальные последствия. Во-первых, это невысокая территориальная подвижность населения, неразвитость
маятниковых миграций даже в пределах агломераций (за исключением Московской столичной), что не позволяет жителям находить лучшие места приложения труда и реализовывать свой потенциал без существенных затрат на смену места жительства. Во-вторых, это медленная модернизация образа жизни и гораздо худшая адаптация к реформам в обширных внеагломерационных пространствах [62].
В условиях городской агломерации эффект концентрации производства, населения, обслуживающих отраслей существенно увеличивает возможности кооперирования промышленности, развития науки и образования, выбора профессии, повышения уровня и рациональной организации производственной и социально-бытовой инфраструктуры, а в конечном счете – роста производительности труда, эффективности производства, благосостояния населения и социальной стабильности в целом. С другой стороны, как отмечалось, развитие городской агломерации постепенно обеспечивает рассредоточение промышленных производств, загрязняющих атмосферу, водные бассейны, их рациональное размещение по отношению к жилым районам, что улучшает в целом и экономические условия жизни в крупных городах. Развитие транспортной сферы способствует сокращению затрат времени на
маятниковые миграции . Кроме того, агломерация позволяет формировать промышленный комплекс на более широкой территориальной основе. На сегодняшний день в Западной Сибири развивается 10 агломераций, на Дальнем Востоке – 8, в Восточной Сибири – 7 агломераций, в том числе одна из крупнейших – Иркутская. Поскольку городские агломерации имеют большие возможности в освоении ресурсов Сибири, то чем интенсивнее они развиваются, тем стремительней возрастает их организующая роль в овладении природными богатствами тяготеющих к ним территорий.
В районе сочетается несколько разнонаправленных социальноэкономических процессов. Классическая субурбанизация, связанная со стремлением состоятельных жителей Твери жить в благоприятной среде, – и концентрация здесь же, в пригородной зоне, низкодоходных групп населения – в первую очередь, крупных групп мигрантов (зачастую нелегальных) из Таджикистана и Узбекистана.
Маятниковая миграция жителей поселений района ради работы в Твери – и, напротив, «выплеск» в район дач тверичей, создающих нагрузку на районные коммунальные службы, медицинские учреждения. Но, пожалуй, самый интересный процесс – это радикальная смена специализации района, сочетающая, с одной стороны, сокращение традиционных видов производства (добыча торфа, овощеводство, молочное хозяйство и др.) – и, с другой, – быстрое становление «в чистом поле» вокруг Твери мощной сельской промышленности в новых индустриальных парках. Среди новых предприятий четко обособляются две группы.
По данным ОНПЗ, в 2012 г. численность работавших за пределами своего региона составила 2,3 млн человек[13], однако 760 тыс. (32,7 %) ежедневно приезжали домой, то есть являлись маятниковыми мигрантами, большая их часть —437,5 тыс. – жители Московской области, работающие в Москве. Однако, по данным переписи 2010 г., численность жителей Московской области, работающих на территории другого региона, составляла 891 тыс. человек. Естественно, подавляющее их большинство совершали маятниковые поездки в Москву. Эта цифра близка к исследовательским оценкам масштабов ежедневной
маятниковой миграции в данном направлении, которые составляют 800-1300 тыс. человек [Шитова, 2006; Шитова, Шитов, 2008]. Согласно данным ОНПЗ, значимая по масштабам маятниковая миграция – это трудовые перемещения из Ленинградской области в Санкт-Петербург —102 тыс. человек, и в обратном направлении – 5 тыс., а также миграция из республики Адыгея в Краснодарский край – 24,6 тыс. человек. На все остальные маятниковые перемещения приходится 129 тыс. – это крайне мало, учитывая, что значимые межрегиональные трудовые перемещения с суточным ритмом – довольно распространенное явление во многих регионах европейской части страны.
В частности, в г. Москве исследователи отмечают устойчивые (по частоте и времени) закономерности перемещения большого числа людей от периферии к центру в целях посещения торговых и культурно-зрелищных заведений: именно в центральной части столицы расположено большинство театров, кинотеатров, концертных залов и т. п., хотя 3/4 населения Москвы проживает в районах внешнего пояса, находящегося от центра в 45–60 минутах езды[99]. Это явление дополняется также ежесуточной
маятниковой миграцией населения из пригородов Москвы.
Связанные понятия (продолжение)
Скоростной автобус, также Метрóбус (англ. Bus rapid transit, BRT) — способ организации автобусного (или троллейбусного) сообщения, отличающийся более высокими эксплуатационными характеристиками по сравнению с обычными автобусными маршрутами (скорость, надёжность, провозная способность). По некоторым параметрам (в частности, по скорости) системы скоростного автобусного транспорта сравнимы с системами легкорельсового транспорта (скоростного трамвая).
Спа́льный райо́н — жилой район города (обычно в крупных мегаполисах или в их пригородах), жители которого вынуждены ежедневно ездить на работу в деловой центр или в промышленный район города и возвращаться домой для того, чтобы переночевать (откуда и пошло название).
Сели́тебная террито́рия — земли, предназначенные для строительства жилых и общественных зданий, дорог, улиц, площадей в пределах городов и посёлков городского типа.
Подробнее: Селитебные земли
Общественный (коммунальный) транспорт — разновидность пассажирского транспорта как отрасли, предоставляющей услуги по перевозке людей по маршрутам, которые перевозчик заранее устанавливает, доводя до общего сведения способ доставки (транспортное средство), размер и форму оплаты, гарантируя регулярность (повторяемость движения по завершении производственного цикла перевозки), а также неизменяемость маршрута по требованию пассажиров.
Пассажиропоток — движение пассажиров в одном направлении маршрута. Пассажиропоток может быть в прямом направлении и в обратном направлении.
Региона́льная агломера́ция (также буквалистские переводы метрополите́нский район или метрополитенский ареал, англ. metropolitan area, от англ. metropolis — «крупный город, столица») — название крупных городов городских агломераций вместе с пригородной зоной (поясом пригородов) и окружающей сельской местностью, связанных с городом трудовыми миграциями. Слияние нескольких метрополитенских районов вместе образует мегалополис.
Экспресс — поезд, судно, автобус и другие транспортные средства для поездок на дальние расстояния с повышенной против обычного скоростью и меньшим числом остановок. В широком значении: быстрое, без задержек обслуживание, оперативная информация.
Городская агломерация — это компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Образование городских агломераций — одна из стадий урбанизации.
При́город — общее название населённой территории или населённого пункта, находящегося за административной границей города, неподалёку от неё. Большинство современных пригородов являются «спальными районами» со множеством жилых домов. У многих пригородов есть некоторая степень политической автономии и в них более низкая плотность населения, чем во внутренних районах города, в основном за счёт индивидуального жилья. Механический транспорт, включая автомобили и высокоскоростные поезда, в XX веке позволил...
Мегаполис или метрополис — большой город или городская агломерация, которая является важным экономическим, политическим и культурным центром для страны или региона, а также важным центром региональной или международной инфраструктуры, а также важных технологий, таких как телевидение, связь. Древнегреческий термин (сначала — μητρόπολις) означает «город-мать» (раньше так назывались центры колоний или места переселения поселенцев). Позже так стали называть город (полис), который являлся центром определенной...
Городская территория — территория с увеличенной плотностью построек, созданных человеком в сравнении с территориями вокруг неё. Городскими территориями могут быть города либо агломерации, но обычно это понятие не распространяется на деревенские или сельские поселения, такие как деревни либо хутора.
Автомагистра́ль — дорога для скоростного движения автомобилей, не имеющая одноуровневых пересечений с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
Пассажирооборо́т — показатель отражения объёма перевозок пассажиров в пассажиро-километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта.
Бесплатный общественный транспорт — это система перевозки пассажиров без взимания платы за проезд. При этом за эксплуатационные расходы по обслуживанию транспортных средств и работы персонала платит из бюджета государство, городские власти или крупные компании.
Эстака́дный тра́нспорт , надземка (англ. elevated railways, в США сокращённо: el) — городская рельсовая скоростная внеуличная отдельная система или часть системы городских железных дорог (S-Bahn), метрополитенов, легкорельсового транспорта (в зависимости от исполнения, количества вагонов и массо-габаритных параметров подвижного состава), проложенная над землёй на эстакаде. Линии эстакадного транспорта строятся в городах мира с конца XIX века. Одной из первых была надземка Нью-Йорка на паровой тяге...
Джентрифика́ция (англ. gentrification) — реконструкция (ревитализация) пришедших в упадок городских кварталов путем благоустройства и последующего привлечения более состоятельных жителей. В результате джентрификации происходит повышение среднего уровня доходов населения района за счёт замены жителей с низкими доходами на более состоятельных.
Легкоре́льсовый тра́нспорт (также Лёгкий рельсовый транспорт, ЛРТ, от англ. Light Rail) — городской железнодорожный общественный транспорт, характеризующийся меньшими, чем у метрополитена и железной дороги, габаритами, грузоподъёмностью и скоростью сообщения.
Деградация городской среды (англ. urban decay) — упадок успешного в прошлом города или городского района, который проявляется в оттоке населения, запустении объектов инфраструктуры, разрушении отдельных зданий, банкротстве ключевых предприятий и деиндустриализации, высоком уровне безработицы, разгуле преступности, обилии мусора и граффити.
Ложная урбанизация (англ. «shanty town» — «трущобный город») — разновидность урбанизации, при которой бурный рост численности городского населения не сопровождается соразмерным ростом городских функций, способных обеспечить адекватный уровень включения новых горожан в городскую культурно-экономическую среду. Понятие возникло во второй половине XX века в ходе бурного роста городской массы населения в странах Латинской Америки, Азии и Африки при довольно слабом росте их экономики и недостаточном количестве...
Междугородный и пригородный трамвай (интерурбан) — вид рельсового транспорта, соединяющий разные города или один город с его пригородами. Интерурбаны отличаются от обычных железных дорог тем, что организация их работы гораздо ближе к трамваю, что выражается в частности в более лёгком подвижном составе (как правило, электрическом), частых остановках, лёгком строении пути, устройстве совмещённого пути и т. д. Нередко часть маршрута, проходящая по центру города, ничем не отличается от линии обычного...
Транспортная система — транспортная инфраструктура, транспортные предприятия, транспортные средства и управление в совокупности.
Грузооборо́т — экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определённое время груза на расстояние перевозки.
Железнодорожный транспорт Великобритании — старейший в мире, первая общественная железная дорога на локомотивной тяге открылась в 1825 году. Практически все железнодорожные пути находятся в управлении Network Rail, которая на 2010 год владела 15 754 километров путей европейской колеи, из которых 5 429 км были электрификацированы. Среди них есть однопутные, двухпутные и четырёхпутные пути. Помимо этой сети в некоторых городах развит железнодорожный общественный транспорт (включая обширную сеть Лондонского...
Социальное жильё (англ. social housing) — способ обеспечения граждан жильём, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету.
Автоста́нция (автобусная станция), в соответствии с действующими в России Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, — объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки.Автостанция...
Автомобилизация — оснащённость населения автомобилями. Уровень автомобилизации (иногда — уровень моторизации) населения рассчитывается из показателя среднего количества индивидуальных легковых автомобилей, приходящихся на 1000 жителей.
Мегало́полис (др.-греч. μεγᾰλό-πολις — буквально: «большой (обширный) город» от μέγας — «большой, огромный, великий» + πόλις — «город») — наиболее крупная форма расселения, образующаяся при срастании ряда городских агломераций. Синонимом является термин «мегарегион» (англ. megaregion), получивший распространение в англосфере.
Кольцевая автомобильная дорога (КАД) — автомобильная трасса вокруг крупных населённых пунктов, мегаполисов, либо их агломераций, главное предназначение которой — снизить нагрузку транзитного транспортного потока на центр города.
Трущобы (бидонвили) — жилой массив с высокой плотностью стихийной застройки городской местности, отличающийся отсутствием или острой нехваткой основной инфраструктуры (электричество, водопровод, канализация, вывоз мусора, администрация, и т. д.), необходимой для полноценной социальной жизни человека, и, как правило, с сильно маргинализированной социальной средой. Трущобы — в широком смысле — кварталы городов или города-спутники, состоящие из обветшалых, недоброкачественных и неблагоустроенных зданий...
Конурба́ция (от лат. con «вместе» и urbs «город») — городская агломерация полицентрического типа, имеющая в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов или городских территорий при отсутствии явно доминирующего центра (напр., скопления городов в Рурском бассейне, Германия). Термин конурбация иногда объединяют с термином городская агломерация (моноцентрическая агломерация), главным отличием которой является формирование агломерации вокруг одного крупного города-ядра...
Перехва́тывающая парко́вка — стоянка, располагающаяся вблизи автотранспортных путей следования населения из места проживания (как правило, периферийные, жилые зоны города) в места осуществления трудовой деятельности (если она осуществляется в деловой части города, то такие места, как правило, находятся в центре городского пространства). Перехватывающие парковки позволяют уменьшить загруженность автотранспортной системы города, освободив её от части личного автотранспорта. Обычно размещаются вблизи...
Урбаниза́ция (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения роли городов, городской культуры и «городских отношений» в развитии общества, увеличение численности городского населения по сравнению с сельским и «трансляция» сформировавшихся в городах высших культурных образцов за пределы городов. Предпосылки урбанизации — развитие торговли, ремесла, науки и рост в городах промышленности, развитие их культурных и политических функций, механизация сельского хозяйства, безработица в сельской местности...
Го́род — крупный населённый пункт, жители которого заняты, как правило, не сельским хозяйством. Имеет развитый комплекс хозяйства и экономики. Является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнедеятельность постоянного и временного населения города.
Рурализация (лат. ruralis — сельский, деревенский), деурбанизация — процесс, обратный урбанизации: отток населения из городов в сельскую местность. Особенно характерен для перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.
Мигра́ция населе́ния (лат. migratio — переселение) — переселение людей из одного региона (государства, страны) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния.
Усто́йчивый тра́нспорт (или зелёный тра́нспорт) — любой способ или организационная форма передвижения, позволяющие снизить уровень воздействия на окружающую среду. К нему можно отнести пешеходное и велосипедное движение, экологичные автомобили, транзитно-ориентированное проектирование, аренда транспортных средств, а также системы городского транспорта, которые являются экономичными, способствуют сохранению жизненного пространства и пропаганде здорового образа жизни.
Перенаселение — вид демографического кризиса, который характеризуется избытком населения по отношению к средствам существования (нехватка ресурсов для поддержания гигиенических норм жизни) или избытком населения по отношению к спросу на рабочую силу.
Компактный город или город коротких расстояний — градостроительная концепция, характеризуется относительно высокой плотностью застройки и смешанными видами землепользования. Она основана на эффективной системе общественного транспорта, план компактного города — по мнению защитников концепции — поощряет пешеходное и велосипедное движение, снижение потребления энергии и загрязнения окружающей среды. Многочисленным жителям города предоставляются возможности социального взаимодействия, а также чувство...
«Бегство белых » (англ. White flight) — демографическая тенденция, при которой белые, принадлежащие к рабочему и к среднему классу, уезжают из центральных районов и пригородов городов, населённых этническими и расовыми меньшинствами, в белые пригороды. Применяется также к миграции высококвалифицированного белого населения из стран, где к власти приходят недружественно настроенные представители другой расы (как, например, из Зимбабве).
Плановый город (также новый город) — город или посёлок (в России и странах СНГ также посёлок городского типа), быстро, но при этом планомерно созданный на ранее неосвоенной человеком местности.
Миграционная модель Тодаро – теория, объясняющая миграцию из села в город как экономически рациональный процесс, несмотря на высокий уровень безработицы в городах. Работники сравнивают свои ожидаемые доходы в городе и начинают переселение из села в случае, если эти ожидаемые доходы превышают их средний уровень доходов в селе. Модель разработана в 1969 году американским экономистом Майклом Тодаро.
Застройка повышенной плотности — это такая застройка, показатели плотности которой превышают нормативные показатели, либо (в отсутствие подобных нормативов) являются достаточно высокими, что может снижать уровень комфортности среды. Плотность застройки можно оценить по двум показателям...
Модель Манна (англ. Mann's model) — модель городского развития, сочетающая в себе секторную модель и модель концентрических зон. Город состоит из четырёх основных зон (центрального делового района, переходного района, района таунхаусов и пригорода), в которых проживают средний класс, низший средний класс, рабочий класс и низкоквалифицированный рабочий класс. Модель городской социологии объясняет структуру социальных групп в городе, и впервые предложена профессором социологии Питером Генри Манном...