Связанные понятия
Ка́ста (через нем. Kaste или фр. caste от порт. casta «происхождение», изначально «чистая порода») — общее название социальных групп, на которые исторически разделялось индийское общество. Касты характеризуются эндогамией, наследственным закреплением и ограничениями по выбору профессии.
Ва́рна (санскр. वर्ण, varṇ IAST, «качество, цвет, категория») — термин, обозначающий четыре основных сословия древнеиндийского общества.
Подробнее: Варны
Бхумихары (также известны как бхумихар-брахманы, бхуинхары и бабханы) — брахманская землевладельческая каста, распространённая в Индии и Непале. В период британского правления бхумихары являлись одной из самых влиятельных землевладельческих групп Восточной Индии, они управляли девятью небольшими туземными княжествами и владели обширными поместьями в регионе. Бхумихары играли важную роль в крестьянском движении Индии, а в период независимости заметно влияли на политику в Бихаре.
Неприближаемость — одна из крайних форм кастовой сегрегации неприкасаемых, распространённая преимущественно среди ортодоксальных индуистов Южной Индии. В случае неприближаемости оскверняющим фактором считается не только непосредственное прикосновение к изгоям, но и их дыхание, тень, а иногда даже простое приближение к представителям более «высоких» каст. Ещё в середине XX века неприкасаемым Южной Индии было запрещено даже приближаться к индуистским храмам и святыням, а также передвигаться по определённым...
Ва́йшьи (санскр. वैश्य Vaiśya IAST — «преданность, зависимость») — представители третьей по значимости варны древнеиндийского общества, состоявшей из земледельцев, торговцев, лавочников и ростовщиков.
Кша́трии (санскр. क्षत्रिय, kṣatriya IAST, «властный, благородный»), также ра́джан (санскр. राजन्, rājan IAST, «повелитель») — представители второй по значимости (после брахманов) варны древнеиндийского общества, состоящей из владетельных воинов. Из этой варны в Древней Индии обычно выбирались раджи. Своим главным богом-покровителем кшатрии считали Индру.
Чамары — члены касты неприкасаемых, наследственным занятием которых является обдирка туш животных, выделка кож, дубление и покраска кожи, изготовление кожаной обуви и других изделий из кожи. Чамары находятся вне индуистской варновой системы и повсеместно подвергаются дискриминации. Каста чамаров наиболее распространена в Северной Индии (самая многочисленная каста среди неприкасаемых), а также в Пакистане и Непале. Несмотря на широкое распространение, термин «чамар» считается презрительным и уничижительным...
Бра́хманы или брами́ны (от санскритского слова IAST Brāhmaṇa IAST; дев. ब्राह्मण) — члены высшей варны индуистского общества.
Каястха (также известна как кайастха, каяштха и кайетх) — индийская каста (группа подкаст), представители которой традиционно работали писцами, архивариусами, хранителями актов и счетов, составителями исторических хроник и генеалогических списков правящих династий, управителями поместий и туземных княжеств, казначеями и счетоводами. К каястхам близки другие касты и подкасты профессиональных клерков — матхуры, саксены, нигамы, бхатнагары, карны, астханы, сурдхваджи, гоуры, шриваставы, амбастхи, кулшрештхи...
Кашмирские пандиты (также известны как «кашмирские брахманы» и «брахманы пандиты») — этнокастовая и этнорелигиозная группа, до начала 1990-х годов проживавшая в основном в Кашмирской долине индийского штата Джамму и Кашмир. Относят себя к сообществу сарасват-брахманов, которые ведут свою родословную от первых брахманов с берегов ведийской реки Сарасвати (это одна из пяти групп брахманов Панча-Гауда, которые противопоставляют себя брахманам Панча-Дравида). Остающиеся в долине кашмирские пандиты являются...
Инди́йский национали́зм — одна из многих движущих сил, которые сформировали индийское движение за независимость и продолжают оказывать влияние на политику Индии, а также лежат в основе многих контрастных идеологий, которые вызвали этнические и религиозные конфликты в индийском обществе. Индийский национализм часто вбирает в себя осознание индийцами того факта, что до 1947 года Индия представляла собой более широкий Индийский субконтинент и имела влияние на часть Азии, известную как Большая Индия...
Сикхи́зм (от в.-пандж. ਸਿੱਖੀ, «сикхӣ», «последователь, ученик») — монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, в северо-западной части Индийского субконтинента — месте встречи индуизма и ислама, гуру (духовным учителем) Нанаком (1469—1539).
Наиры — альянс индийских каст, описанный антропологом Кэтлин Гоф как «не единая группа, но скорее, так называемая категория каст». Наиры включают в себя несколько каст и множество подкаст, не все из которых изначально именовались «наирами». Эти люди жили в далёком прошлом — и продолжают жить сейчас в регионе, являющемся современным индийским штатом Керала. Антрополог Кристофер Фуллер полагает, что одно из первых упоминаний наиров содержится в «Естественной истории» римлянина Плиния-старшего (77 в...
Как отмечает Клаус Клостермайер, само понятие «история индуизма» является внутренне противоречивым. Индуисты называют свою традицию санатана-дхарма «вечной дхармой», а всё, что имеет религиозное значение, считают анади — не имеющим начала. В случае с индуизмом, его история не играет в изучении традиции ту же роль, что в христианстве или буддизме. Возникновение индуизма и его развитие не связаны с каким-либо центральным историческим событием или общим историческим движением. Большинство индуистов...
Подробнее: История индуизма
Готра — понятие экзогамного рода или клана в Индии. Термин происходит от санскритского слова, означающего «загон для коров». Внутри готры все считаются братьями и сестрами, поэтому в рамках подготовки к заключению брака родственники выясняют готры будущих молодожёнов. В большинстве случаев готра патрилинейна, а иногда, как и сампрадая, возводится к личностям ведийского периода истории (см. Сапта-риши).
Индийское национально-освободительное движение (англ. Indian independence movement) включало в себя широкий спектр политических организаций, философий, и движений, которые объединяла общая цель прекращения британского колониального господства в Южной Азии.
Современный взгляд на
обращение в индуизм сформировался в результате упадка кастовой системы в сочетании с влиянием древних идей индуистской религии. В то время как одни приверженцы индуизма считают, что индуистом можно только родиться, — другие верят в то, что любой, кто следует индуистским верованиям и практикам, является индуистом.
Адиваси (хинди आदिवासी, Ādivāsīs — «старые (первые) жители», англ. Adivasi) — термин, обозначающий этнические группы или племена, которые считаются аборигенными жителями Индии и сохраняют этническую обособленность, традиционную социальную организацию (в частности, деление на кланы), мифологические и религиозные воззрения и обрядность. Хотя эти группы считаются меньшинствами, совокупно они составляют существенную часть населения Индии.
Кастовая система у
христиан Индии имеет глубокие корни в собственно индийской традиции и является своеобразным гибридом этики христианства и индуизма. Христианские общины Индии заимствовали и видоизменили индуистскую кастовую систему. Дискриминация по отношению к низшим кастам или социальным группам среди индийских христиан также во многом напоминает дискриминацию, распространённую в индуизме по отношению к низшим кастам.
Первый раздел Бенгалии (1905—1911) — неудачная попытка раздела историко-культурной области Бенгалия английскими колониальными властями Индии. 16 октября 1905 года лорд Керзон, британский вице-король Индии, отдал приказ о разделе Бенгалии. Но из-за начавшихся, в том числе и под влиянием российской революции 1905 года, национально-освободительных волнений обе Бенгалии, Восточная и Западная, вновь были объединены в одну административную единицу уже в 1911 году. Второй раздел Бенгалии пришёлся на...
Джайни́зм (санскр. जैन, jaina IAST от санскр. जिन, jina IAST, «победитель») — древняя дхармическая религия, появившаяся в Индии приблизительно в IX—VI веках до н. э.; согласно самому учению, джайнизм существовал всегда. Основателем (или же, согласно другим версиям, известным рассказчиком более старых традиций) учения считается кшатрий Вардхамана или Джина Махавира. Философия и практика джайнизма основаны, в первую очередь, на самосовершенствовании души для достижения всеведения, всесилия и вечного...
Индуи́зм — одна из индийских религий, которую часто описывают как совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма (санскр. सनातन धर्म, sanātana dharma IAST), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».
Банья (также бания, баниа, бханья, ванья и вани) — наиболее влиятельная торгово-финансовая каста Индии и Непала, относящаяся к варне вайшья. Исторически из её среды выходили крупные торговцы, банкиры, ростовщики, менялы, продавцы зерна, специй, хлопка, сахара и масла, а в наше время — владельцы и управляющие многочисленных коммерческих фирм и торгово-промышленных групп. В Индии представители банья исповедуют в основном индуизм и джайнизм (имеются локальные группы сикхов, буддистов и мусульман); банья...
Гурдвара (пенджаб. ਗੁਰਦੁਆਰਾ, gurduārā или ਗੁਰਦਵਾਰਾ, gurdwārā — Врата Гуру) — сикхское богослужебное архитектурное сооружение, центр религиозной и социальной жизни сикхской общины.
Заминда́р (от перс. земиндер — «землевладелец») — в государствах средневековой Индии в широком значении слова — феодальный наследственный держатель земли.
Са́дху (санскр. साधु, sādhu IAST) — термин, которым в индуизме и индийской культуре называют аскетов, святых и йогинов, более не стремящихся к осуществлению трёх целей жизни индуизма: камы (чувственных наслаждений), артхи (материального развития) и даже дхармы (долга). Садху полностью посвящает себя достижению мокши (освобождения) посредством медитации и познания Бога. Садху часто носят одежды цвета охры, которые символизируют отречение.
Намбуди́ри (малаял. നമ്പൂതിരി, nambũdiri IAST) — каста индуистских брахманов в Керале, высшая каста южноиндийского дравидоязычного народа малаяли. Намбудири считаются наиболее ортодоксальными из всех брахманских каст Индии. Намбудири совершают храмовые ритуалы, основываясь на Тантра-виддхи — сложной и древней ветви тантры, которая существует только в Керале. Намбудири также служат главными жрецами во многих известных храмах по всей Индии (например в храме Бадринатха). Намбудири следуют консервативным...
Па́рия , па́рии (от там. парайян) — одна из неприкасаемых каст в Тамилнаде на юге Индии.
Индуизм включает в себя много течений и философских школ, которые принято относить к одному из направлений индуизма.
Подробнее: Направления индуизма
Второй раздел Бенгалии (1947 год) — окончательный раздел историко-культурной области Бенгалия, входившей в состав бывшей Британской Индии, между обретшими независимость от Великобритании республиками Индия с преобладающим индуистским населением и Пакистан, где преобладали мусульмане. Второй раздел Бенгалии пришёлся на 1947 год, когда Индия обрела независимость и Бенгалия была во второй раз разделена на две части по религиозному признаку. Восточная часть Бенгалии, где преобладали мусульмане, отошла...
Преступные касты или «преступные племена» (англ. Criminal tribes) — общины Индии, определённые британскими колонизаторами, как «преступные». Термин описывает как касту, так и народность или религиозную секту. В частности, к числу «преступных» была отнесена народность белуджей (англ. Baloch) и религиозная секта тугов.
Сатьягра́ха (санскр. सत्याग्रह, satyāgraha IAST, «стояние в истине», «держание за истину», «упорство в истине») — в Индии в период английского колониального господства разработанная Мохандасом Ганди в начале XX века тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: несотрудничества и гражданского неповиновения.
Кришнаи́зм — термин, которым называют группу религиозных течений внутри вайшнавизма, основанных на поклонении Кришне. Термин «кришнаизм» преимущественно используется для описания культа Кришны в рамках вайшнавизма, тогда как термином «вайшнавизм» или «вишнуизм» также называют традиции индуизма, основанные на поклонении Вишну как верховному божеству. В русском языке термин «кришнаизм» часто используется в более узком значении: им называют гаудия-вайшнавизм — одну из традиций кришнаизма, основоположником...
Санньяса (деванагари: संन्यास, sannyāsa IAST — «отречение») — этап жизни в индуизме, который характеризуется отказом от материальной жизни и сосредоточением на духовном. Человек на этапе санньясы называется санньяси, или санньясин.
Драви́ды — народы, населяющие главным образом Южную Индию (на территории Пакистана остались только брагуи) и говорящие на дравидийских языках. Антропологически дравиды настолько отличаются от остального населения Индии, что многие исследователи выделяют их в отдельную расу — дравидийскую, или южноиндийскую — очевидно, являющуюся результатом смешения индо-средиземноморской и веддоидной рас.
Синга́лы , синга́льцы (сингальск. සිංහල ජාතිය ) — основное население Шри-Ланки. В 1979 году сингальцы составляли семьдесят два процента населения острова — более 12 млн, к 2012 году численность населения возросла до 15 млн Ещё 60 тысяч сингальцев живёт в Австралии, Сингапуре и Новой Зеландии. Язык — сингальский. Основная религия — буддизм, некоторый процент исповедует христианство.
Двиджа (рус. дваждырождённые) — термин, которым в индуизме называют членов трёх высших варн (брахманы, кшатрии и вайшьи), прошедших (обычно в возрасте 8—12 лет) обряд упанаяна. В традиционном индуистском обществе упанаяна символизирует второе рождение и даёт право участвовать в ритуалах. Традиционно женщины и шудры к обряду упанаяна не допускались. Как отмечает В. И. Кальянов, «согласно законам индуизма, человек, не приобщившийся к священному знанию, ничем не отличается от животного. Поэтому человек...
Ма́ну-смри́ти (санскр. मनुस्मृति, manusmṛti IAST), также известна как Ману-самхи́та, Манава-дхармашастра (санскр. मानवधर्मशास्त्र) и Законы Ману — памятник древнеиндийского права, древнеиндийский сборник религиозно-нравственных и правовых предписаний, приписываемый традицией легендарному прародителю человечества — Ману. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити.
Инди́йские (дхарми́ческие) рели́гии — религии, сложившиеся на Индийском субконтиненте. К индийским религиям относят индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, включая все их течения и родственные им религиозные традиции. Индийские религии представляют собой подгруппу восточных религий. Они имеют схожую систему основных верований, основанных на дхарме, способов поклонения и связанных с ними религиозных практик, что объясняется общностью их исторического развития, в ходе которого они оказали влияние друг...
Ахи́мса (санскр. अहिंसा, ahiṃsā IAST) — поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда — ненасилие. Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире, направленное против самого зла, а не против людей, его творящих (отсутствие ненависти). Ахимса, непричинение вреда, состоит в неубиении, ненасилии, непричинении вреда всему живому (людям, животным, растениям) никогда и никаким образом — ни мыслью, ни словом, ни делом.
Андхра — историческая область на юго-востоке полуострова Индостан, в 1953—1956 годах бывшая самостоятельным штатом Индии.
Веди́зм или веди́йская рели́гия — религиозная система, предшествовавшая брахманизму и фактически являющаяся первой стадией формирования индуизма.
Бра́хман (санскр. ब्रह्मन्, МФА: ; от बृह्, brh, «расти, нарастать» и मन्, man, «отражать, верить, мыслить, разум»; первоначально — «молитва») — в индийской идеалистической философии, как в ведийской вообще, так и в йоге в частности, понятие, обозначающее надличностный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов.
Авадхи (дев. अवधी, другие названия: косали, байсвари, пурби) — индоарийский язык, считающийся после стандартизации хинди диалектом последнего. Носители языка проживают в основном области Авадх штата Уттар-Прадеш, а также в штатах Бихар, Мадхья-Прадеш, в Дели и некоторых районах Непала. На авадхи говорят около 2/3 носителей восточного хинди. Авадхи сильно повлиял на формирование фиджийского хинди. Для записи используется деванагари и скоропись кайтхи.
Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий.
Ашра́ма (санскр. आश्रम, āśrama IAST) или ашрам — одна из четырёх ступеней духовного развития в индуизме. Система ашрамов представляет собой четыре стадии в жизни человека. Она обстоятельно изложена в «Ману-смрити» и других писаниях индуизма. В индуизме принято считать, что система ашрамов ведёт к осуществлению четырёх пурушартх — основных целей жизни, а именно дхармы, артхи, камы и мокши.
Сва́ми (санскр. स्वामी - букв. "господин", санскр.) — почётный титул в индуизме. Обращение используется как к мужчинам, так и к женщинам.
Марвари , Марвади (मारवाड़ी) — индоарийский язык, один из основных диалектов раджастхани, распространён на западе штата Раджастхан в исторической области Марвар (раджастханские округа Джодхпур, Пали, Сирохи, Джалор, Джайсалмер, Чуру, Биканер, Нагаур, Аджмер, Бармер), соседствует с диалектами других исторических областей Раджастана Шекхавати, Мевари, Хадоти, Дхундхари, Багри и др. Выходцы из Марвара, являясь представителями торговой касты марвари, рассеяны по разным регионам Индии.