Связанные понятия
Кара́кка (итал. Carасса, исп. Carraca) — большое парусное судно XV—XVI веков, распространённое во всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий.
Тартана , тартан (итал. tartana; исп. tardante) — небольшое средиземноморское судно XVI-XIX веков с косым парусным вооружением. Различные тартаны применялись как для каботажного сообщения и рыбалки, так и в качестве военных кораблей. На протяжении более, чем трёхсотлетней истории имели различные конструкции, различное число мачт и парусное вооружение. В начале XVIII века в единичных количествах строились в качестве военных кораблей Российского флота.
Когг , ког (от др.-в.-нем. kogho и ср.-нижн.-нем. kogge, koggen) — средневековое одномачтовое палубное парусное судно с высокими бортами и мощным корпусом, оснащённое прямым парусом площадью 150—200 м². Использовалось как основное торговое, а также военное судно союза ганзейских городов.
Галеа́с (итал. Galeazza) — тип парусно-гребных военных кораблей. Название означает «большая галера».
Пина́с (также тамила, реже пинасс, пинасса, нидерл. pinas, исп. pinaza) — в XVI веке парусно-гребное судно. Использовалось как посыльное, разведывательное, канонерская лодка, или как рабочий баркас корабля. Могло быть разборным. В XVII—XVIII веках — трёхмачтовое судно. Получил распространение в северной Европе.
Упоминания в литературе
В подобной ситуации оказались мастера, работавшие в восточной провинции Римской империи во II в. н. э. Об их поисках архитектурного решения свидетельствует единственный до сих пор найденный экземпляр греческой проектной модели. Он обнаружен на раскопках у основания большой лестницы храма «А» в Ниха (селении, расположенном в долине Бекаа на территории современного Ливана). Модель представляет собой блок известняка размером 61 × 64 см в основании, в верхней части которого обозначены элементы священной части этого храма сирийского типа. Очевидно, она должна была наглядно и в масштабе 1:24 представить «подготовительный план (или проект) адитона» («prokentema adytou», как сказано в греческой надписи, вырезанной на ней). Модель эта существенно отличается от того, что было построено в действительности. В храмах сирийского типа в адитоне, располагавшемся
в задней части храма, находилась культовая статуя. В Ниха два крыла лестницы ведут на платформу, разделенную колоннадами на три нефа, и с эдикулой в середине. Но если сравнить модель с руинами храма, то можно заметить, что система лестничных маршей, определенная в модели в футах (сокращенно по-гречески po или pod), сокращена и упрощена таким образом, что площадка при входе в среднюю эдикулу занимает практически всю ширину платформы. Более того, согласно граффито из небольших кружков, вырезанных на модели, эта эдикула, окруженная колонками, должна была быть восьмиугольной, но в действительности она была сделана шестиугольной. Таким образом, «проект адитона» играл роль не утвержденного образца для строителей, но был рабочим инструментом, способом изъяснения, дававшим возможность вести дискуссии между мастерами.
Здание представляет собой 7-нефную базилику, поперечно разделенную на 6 травей (в процессе перестройки две ячейки плана к востоку от михраба оказались слиты). Арки перекрытия опираются на 28 столбов, рядам которых на стенах (кроме западной) соответствуют пилястры и Т-образные пристенные опоры. Однако такой план базилики Эрзерума, сравнимый лишь с мечетью Хуанд-хатун в Кайсери XIII в., также имеющей 7
нефов, является результатом многочисленных переделок и расширений (сохранились надписи, свидетельствующие минимум о пяти значительных ремонтах начиная с XVII в.).
Экономический подъем сопровождался небывалым расцветом культуры, вначале испытавшей сильное влияние Франции. К тому времени архитектура Барселоны уже более 300 лет подчинялась канонам романского стиля, где искусство итальянских зодчих дополнялось опытом строителей Ломбардии. Внутреннее пространство церквей, все еще походивших на крепости, составляли три нефа, или вытянутые помещения, ограниченные колоннами с продольных сторон. Перекрытием служили своды цилиндрической формы, в храмовый комплекс входила колокольня, а стены были украшены аркатурными фризами и глухими
арками, то есть деталями, типичными для ломбардской архитектуры.
В свое время крестово-купольная конструкция отличалась наибольшей простотой, удобством и рациональностью. В таком храме каждая деталь была продумана, обусловлена и связана с другими архитектурными элементами. Подобное сооружение легко увеличивалось в длину: добавив всего лишь пару столбов, строители получали шестистолпный храм, каковым изначально являлась Десятинная церковь. Для того чтобы увеличить
постройку в ширину, нужно было прибавить по одному нефу с севера и юга. В этом случае появлялся крестово-купольный храм, разделенный на открытые помещения 12 опорными столбами, что можно увидеть в Софийском соборе. В центральной апсиде любого крестово-купольного храма устанавливался высокий стол (престол), в северной – жертвенник (место хранения хлеба и вина для причастий), а в южной – диаконник (место хранения церковных сосудов, риз и других культовых ценностей).
В древности, кроме трех основных нефов, храм располагал отделенными стеной пристройками и в плане имел вид пятинефной базилики. Ранние грандиозные масштабы вполне соответствовали запросам византийских императоров. Средний неф отделялся от боковых двумя рядами восьмигранных колонн, выполненных из цельного камня. Пол центрального зала был вымощен большими каменными плитами.
Настил боковых нефов представлял искусную мозаику из белого мрамора, черного базальта и красного сланца. Вблизи северной стены храма вначале стоял баптистерий, позднее перестроенный в кладбищенскую часовню. В подполье боковых галерей находились могилы священнослужителей и членов их семей.
Подобно киевской Софии, центральное крестчатое пространство здания замыкалось с севера, юга и запада двойными арками хор, опиравшимися на граненые столбы (выломанные в XVII веке). В западной части храма в боковых нефах устроены хоры с входом через башню, примыкающую к юго-западному углу церкви. В начале XII века собор был обнесен с трех
сторон дополнительными галереями, состоявшими, подобно наружным галереям киевской Софии, из арок в четверть окружности, подпиравших основную часть здания и соединенных между собой коробками свода.
Наличие капители в виде бутона естественным образом должно было привести к появлению капители в виде распустившегося цветка, примеры которой можно увидеть в колоннаде Хоремхеба в Луксоре, в нефе Большого храма в Карнаке и в нефе Рамессеума. Чашечка цветка часто изображается у основания капители, однако лепестки не воспроизводятся, и у капители гладкая поверхность. Изображение перевязи сохраняется на стержне колонны, как и у капители в виде бутона лотоса, но стержень всегда цилиндрический и не дольчатый. Капители портика Нектанеба на острове Филэ (илл. II, 2) имеют переходную форму, она близка по форме к капителям Нового царства, где также встречается чашечка; но стволы колонн, которые они венчают, имеют форму, характерную для эпохи Птолемеев, где папирусные стебли начинаются сразу же под капителью, затем идет перевязь, а ниже снова ровный цилиндрический стержень. Птолемеева капитель, имеющая форму листьев (илл. V, 1), является развитием капители эпохи фараонов, более богато украшенной. Следует упомянуть еще два элемента египетской архитектуры, также имеющие своими прототипами первобытные строительные материалы: это карниз с выкружкой и полукруглый фриз. В глубокой древности, как, впрочем, и в наши дни, стены изготовляли из густо обмазанных глиной, переплетенных ветвей пальмы, при этом верхушки с пальмовыми листьями оставляли свободными, и они смотрели вниз; при перенесении в камень этот строительный прием превращается в карниз с выкружкой (например, илл. XIX).
Углы плетеных стен необходимо было укреплять, для чего связки тростника или пальмовых ветвей в этих местах привязывали; повторение этой особенности в камне дает полукруглый фриз (например, илл. XIX).
Внутреннее пространство Казанского собора состоит из нескольких объёмов: главного храмового зала (он разделён рядами колонн на три нефа), алтарной части и поперечного нефа (трансепта). В трансепте выделяют
среднюю часть и два боковых придела, все они – со своими алтарями.
Связанные понятия (продолжение)
Караве́лла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV — начале XVII века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.
Хольк , хулк, халк — североевропейское парусное судно X—XVI веков. В современном толковании термин неоднозначный и может означать как весьма разные суда (в разные периоды), так и скорее своеобразную уникальную технологию, нежели судно определённых параметров.
Кеч , кэч (англ. ketch) — тип двухмачтового парусного судна с косыми парусами. Появились в середине XVII века в Англии и Северной Америке, как рыболовные и торговые суда. Торговые суда аналогичной конструкции ещё назывались гукорами.
Косы́е паруса́ — паруса, которые ставятся в диаметральной плоскости вдоль судна. Имеют много разновидностей. В отличие от прямых парусов, позволяют судну идти круче к ветру, под углом до 20°. К косым парусам относятся и треугольные паруса.
Подробнее: Косой парус
Треба́ка , трамбак, трембакул, трабакколо, требакула (от итал. trabaccolo) — парусное двухмачтовое грузовое, торговое или рыболовецкое судно, распространённое на Средиземноморье в начале XVII века.
Дромон (от др.-греч. δρόμος — бег) — быстроходное парусно-гребное судно византийского военно-морского флота с V по XII век.
Фок или фока (нидерл. fok) — слово, прибавляемое ко всем названиям снастей, парусов и рангоута, крепящихся ниже марса на фок-мачте.
То́псель (нидерл. top-zeil (верхний парус)) — косой треугольный или трапециевидный дополнительный парус, поднимаемый в слабый ветер над гафельным или рейковым парусом между стеньгой и гафелем. На больших парусных судах с сухой (не имеющей рей) бизань-мачтой ставится над бизанью, на малых судах с косым вооружением — над фоком и гротом.
Галео́н (исп. galeón, также галион, от фр. galion) — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.
Турума (швед. turuma) — тип судна в шведском флоте XVIII века, разработанный Фредериком Хенриком Чапманом, подкласс шхерных фрегатов (skärgårdsfregatter).
Биза́нь (нидерл. bezaan): 1.Бизань- — название кормовой мачты на трёх- и более мачтовом судне. На трёхмачтовых судах бизань всегда третья, на многомачтовых — последняя. Кормовая мачта на двухмачтовом судне также может называться бизань-мачтой, если носовая значительно её больше и находится в середине судна.
Скуче (з.-фриз. Skûtsje), или фризский тьялк — разновидность тьялка, распространённая во Фрисландии. Грузовое парусное судно для плавания по рекам и каналам. От других тьялков скуче отличались небольшими размерами и некоторыми другими особенностями.
Шмак (также шмака, смак или снак от нидерл. Smak) — тип морского парусного судна для прибрежного плавания, распространённого в XVIII — начале XIX века на немецких и нидерландских побережьях Северного и Балтийского морей, а также в России.
Ли́сель (нидерл. lijzeil) — дополнительный парус, ставящийся в помощь прямым парусам для увеличения их площади при попутных ветрах. Лисели бывают только на фок-мачтах и грот-мачтах. На бизань-мачтах лисели не ставятся, чтобы не создавать ветровой тени гротовым парусам, имеющим важное значение для скорости хода судна.
Батаре́йная па́луба — одна из палуб многопалубного корабля, находящаяся под верхней палубой и служащая для размещения орудий среднего калибра и жилых отсеков.
Бире́ма (лат. biremis, от bi- — «двойной, двоякий» + remus — «весло»), дие́ра (др.-греч. δι-ῆρες, от δύο — «два» + ἐρέσσω — «грести») — гребной военный корабль с двумя рядами вёсел. Оснащались таранами. Бирема могла иметь боевую башню и большой блок для разрушения корпуса вражеского корабля. Длина 30-38 м. Водоизмещение от 60 до 100 т.
Га́фельный па́рус — вид косого паруса, парус в форме неправильной трапеции, который верхней шкаториной крепится к гафелю, нижней — к гику, передней шкаториной — к мачте при помощи сегарсов, рельса с ползунами или пришнуровывается слаблинем.
Бра́мсель (нидерл. bramzeil) — прямой парус, ставящийся на брам-рее над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте брамсель соответственно получает название: на фок-мачте — фор-брамсель, на грот-мачте — грот-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-брамсель.
Пла́нширь (или пла́ншир) (от англ. plank-sheer) — горизонтальный деревянный брус или стальной профиль (стальной профиль может быть обрамлён деревянным брусом) в верхней части фальшборта или борта шлюпок и беспалубных небольших судов.
Ма́рсель (нидерл. marszeil) — прямой парус, ставящийся на марса-рее под брамселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте его называют: на фок-мачте — фор-марсель, на грот-мачте — грот-марсель и на бизань-мачте — крюйс-марсель.
Па́русное вооруже́ние (нем. Takelage) — системы оснастки парусного судна (рангоут, такелаж и паруса), служащие для восприятия и передачи корпусу судна энергии ветра, приводящей судно в движение , а также для управления курсовым движением и изменения скорости хода судна. Немецкий термин «Takelage» имеет более широкое смысловое значение в сравнении с русским термином «Такелаж», являясь синонимом русскому термину «парусное вооружение» — объединяет собой все системы оснастки парусного судна: рангоут...
Корса́ры — в узком смысле французские каперы из Сен-Мало. Благодаря их репутации, термин существенно распространился, и в широком значении используется как синоним слова капер или даже пират, но в более романтическом ключе. Североафриканских пиратов часто называли «турецкими корсарами».
Акат (аката, акатий) — парусно-гребной 2- или 3-мачтовый корабль крейсерского назначения, имевший на борту до 20 пушек (не следует путать с лёгким одноимённым античным судном). В конце XVIII века в составе русского Черноморского флота были акаты длиной около 29 м, шириной около 8 м, осадкой около 3,3 м. Заложили акаты в ноябре 1790 года.
Шлюп (англ. sloop) — устоявшийся к середине XIX века тип косого парусного вооружения — одна мачта и два основных паруса, передний (стаксель) и задний (грот).
Спардек — разновидность облегченной верхней палубы, предназначенной для защиты перевозимого груза от действия морских волн. Как правило, спардеком оснащались только гражданские трёхпалубные суда, на которых спардек размещался над главной палубой и из-за чего они часто назывались спардечными. Опыт эксплуатации таких плавсредств показал, что их строительство не является целесоообразным, так как спардек не принимает участия в усилении общей продольной прочности судовых конструкций.
В настоящий глоссарий не включены термины, применяемые для обозначения типов кораблей и судов, которые (за исключением многозначных терминов) вынесены в отдельный глоссарий Морские термины (типы кораблей и судов)
Подробнее: Морские термины
Кли́вер (нидерл. kluiver) — косой треугольный парус, прикреплённый к снасти, идущей от мачты к бушприту. На больших парусных кораблях может быть несколько кливеров. В этом случае кливер, находящийся впереди, и крепящийся к утлегарю, называется бом-кливер, находящийся ближе всего к мачте, как правило, называется фор-стень-стаксель. Используемый на яхтах при малом ветре треугольный парус увеличенной площади называется балункливер.
Фелу́ка (устар. фелю́ка, прост. фелю́га, итал. feluca, от араб. فلوكة) — небольшое палубное судно с косыми парусами в форме треугольника со срезанным углом; парус поднимается на двух реях. Судно встречалось в военных и торговых флотах Средиземного моря; например, греческие пираты предпочитали фелуки за быстроходность и манёвренность.
Балтийский кеч — тип торгового парусного судна для прибрежных перевозок, характерный для английского побережья Северного моря в век паруса.
Традиционный способ обмера (реже Старый метод строителя, англ. Builder's Old Measurement, BOM) — метод приближённого расчёта (оценки) тоннажа или грузоподъёмности судна по основным размерениям, использовавшийся в Англии примерно с 1720 по 1849 год. Исходно вводился для налогообложения торговых судов, позже стал обязательным для всего британского тоннажа, частного и казенного.
Гу́кор (также гукар, гукр, гукер или хукер, от нидерл. hoeker) — парусное двухмачтовое судно с широким носом и круглой кормой водоизмещением 60—200 тонн. Судно имело длинный бушприт, на котором крепились фор-стеньги стаксель, кливер и бом-кливер. Экипаж около 70 человек.
Гребное судно — судно, оснащённое вёслами и приводимое в движение мускульной силой.
Твинде́к (англ. tween-deck) — междупалубное пространство внутри корпуса грузового судна (сухогруза, а для балкеров, танкеров, газовозов, контейнеровозов, цементовозов, костеров и прочих торговых судов это неприемлемо) между двумя палубами или между палубой и платформой. При наличии трёх палуб различают верхний и нижний твиндеки, при большем количестве палуб — верхний твиндек, второй твиндек, третий твиндек и далее, сверху вниз. Твиндек служит для размещения грузов или пассажиров и экипажа.
Шпринг (нидерл. spring) — трос, заведенный в скобу станового якоря или взятый за якорь-цепь, другим концом проведенный на корму, для удержания корабля (судна) в заданном положении. В парусном флоте заводился для наиболее эффективного использования бортовой артиллерии на якоре.
Тип парусного судна — комплексная характеристика, определяющая собой — уровень технического совершенства, главные размерения, число корпусов, особенности обводов и конструкции корпуса, вид парусного вооружения, наличие и тип вспомогательной двигательной установки, основное функциональное назначение судна, условное обозначение проекта в серии.
Подробнее: Типы парусных судов
Королевская яхта — корабль, используемый монархом или его семьёй. Если монарх имеет титул императора, то используется термин «императорская яхта».
Утле́гарь (нидерл. uitleggen букв. — удлинять) — добавочное рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта вперёд и вверх. Иногда к утлегарю в качестве его продолжения крепится бом-утлегарь, равноценное рангоутное дерево, являющееся продолжением утлегаря.
Иол — 1- мачтовый бот с парусным вооружением «шафшинкен» (нем. schafschincen — овечий окорок; англ. shoulder of mutton — плечо барана) или 1- мачтовый бот с люгерным парусным вооружением.Иол — небольшое парусное судно с двумя мачтами (точнее, полуторамачтовое) — гротом и бизанью. Обе мачты имеют косое парусное вооружение. Бизань-мачта, обычно небольшого размера, расположена позади гельм-порта и выступает за гакаборт. Грот гафельный или бермудского покроя с кливером и стакселем.Йол (иол) — тип косого...
Подробнее: Йол
Полакр , полакра, полякра, полярка, поляка (исп. polacra, фр. polacre, нем. polacer, происхождение слов в этих языках неизвестно) — тип парусного судна, распространённый на Средиземноморье в XVI—XIX веках.
Нос — передняя часть судна, противоположная корме. Устроен таким образом, чтобы сократить до минимума сопротивление воды. Передняя оконечность носа судна называется форштевнем.
Транцевая корма — тип образований кормы судна, при котором она имеет плоский срез в подводной части, прямые очертания в плане и вертикальной плоскости.
Бушприт , бугшприт (нидерл. boegspriet; от boeg — нос + spriet — пика, вертел) — горизонтальное либо наклонное рангоутное древо, выступающее вперёд с носа парусного судна. Предназначен для вынесения вперёд центра парусности, что улучшает манёвренность судна. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж носовых косых парусов — кливеров и стакселей.
Ют (от нидерл. hut) — кормовая надстройка судна или кормовая часть верхней палубы. Ют, частично утопленный в корпус судна, называется полуютом. Старинное название шканцев и юта — ахтерзейль-кастель.
Па́русный флот (вое́нный) — военно-морской флот, основу которого составляют парусные корабли.
Килева́ние (от слова «киль») — наклон судна с целью осмотра и ремонта его подводной части. Килевание производится до появления киля над водой. Разновидностью килевания является кренгование — наклон судна без выхода киля из воды, применяемый для чистки подводной части от обрастаний: ракушек и т. п., и для мелкого ремонта обшивки корпуса.