Нигрол
Нигро́л (от лат. niger — «чёрный » — и лат. oleum — «масло») — трансмиссионное масло без присадок, вязкая жидкость тёмного цвета, представляющая собой неочищенный остаток от прямой перегонки нафтеновых нефтей. Применялся для смазывания трансмиссий и других агрегатов (зубчатые передачи и т. п.) автомобилей, тракторов, промышленного оборудования, паровых машин с усиленной конденсацией пара и других машин и механизмов.
По ГОСТ 542-50 выпускался нигрол (масло трансмиссионное автотракторное) двух сортов: летний — остаток прямой перегонки нефти (вязкость 32—35 мм2/с при 100 °С), и зимний — смесь асфальтового гудрона с маловязким дистиллятным маслом (20 мм2/с при 100 °С). Оба сорта нигролов вырабатывались из нафтеновых нефтей, практически не содержащих парафина, преимущественно добытых на бакинских месторождениях (балаханская и сураханская).
Нигрол широко применялся в первой половине XX века, так как невысокие контактные напряжения в зубчатых передачах трансмиссий автомобилей тех лет (ГАЗ-АА, ЗИС-5 и др.) позволяли эксплуатацию на подобных недорогих смазочных маслах (по сути, отходах нефтеперегонки).
Благодаря высокому содержанию смол, нигрол обладал достаточно высокой смазывающей способностью и считался подходящим для любых имевшихся в автомобилях тех лет зубчатых пар, за исключением работающих с проскальзыванием гипоидных, требующих специального гипоидного масла с высокими противозадирными качествами, обеспечиваемыми присадками. Основным недостатком нигрола была его избыточная вязкость, что обуславливало большие потери энергии, особенно в непрогретых агрегатах, а также сильное загустение на морозе. Так, летний нигрол достигал критической вязкости уже при минус 5°С, а зимний — при минус 15°С. Кроме того, в тяжело нагруженных зубчатых передачах, работающих при больших скоростях скольжения (например, в редукторах ведущих мостов грузовых и быстроходных легковых автомобилей) нигрол работал неудовлетворительно, а из-за высокого содержания смолисто-асфальтеновых соединений, склонных к глубокому окислению при повышенных температурах, срок его службы в агрегатах был сравнительно невелик.
Поэтому в конце 1940-х годов начался процесс вытеснения нигролов более совершенными смазочными материалами (масло для коробки передач и рулевого управления специальное по ГОСТ 4002-48, масло для силовых передач автомобилей летнее по ГОСТ 3781-47, и так далее).
Во второй половине 1950-х новые модели автомобилей в СССР уже проектировались в расчёте на более современные трансмиссионные масла, такие, как ТАп-15, имевшее по сравнению с нигролом вдвое более низкую вязкость и содержавшее противоизносную присадку, или ТАп-10 для северных районов. К примеру, для «Волги» ГАЗ-21 основным трансмиссионным маслом было масло автомобильное трансмиссионное по ГОСТ 3781-53, представлявшее собой экстракт селективной очистки остаточных масел с добавкой веретённого дистиллята и присадки-депрессатора АзНИИ для снижения температуры застывания и имевшее более высокие противоизносные свойства. Применение автотракторного нигрола допускалось лишь в крайних случаях, а в гипоидный задний мост его не допускалось заливать ни в каких случаях, так как без специального гипоидного масла по ГОСТ 4003-53 (изготавливавшегося селективной очисткой из сернистых восточных нефтей и содержавшего активные серосодержащие соединения, придававшие ему высокие противоизносные свойства) он очень быстро выходил из строя.
Термин «Нигрол» применялся, и иногда до сих пор применяется, автомобилистами для обозначения любого трансмиссионного масла (по привычке). На самом же деле настоящий нигрол постепенно выходил из употребления уже к шестидесятым — семидесятым годам, вытесняясь более совершенными смазочными материалами.
Окончательно выпуск товарных нигролов был прекращён в 1970-х — 1980-х годах (действие ГОСТа на него было прекращено в 1976), к этому времени они уже не могли применяться в трансмиссиях современных на тот момент легковых автомобилей. Некоторое время в небольших количествах продолжал производиться зимний нигрол, который шёл на приготовление масла ТСгип, использовавшегося в трансмиссиях авиационной техники, в частности — ряда высоконагруженных узлов втулок винтов и трансмиссий вертолётов, но из-за исчерпания месторождений нафтеновых нефтей его выпуск был также прекращён.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Система смазки двигателя или иной машины предназначена для подачи масла для смазки и охлаждения подшипников и других трущихся деталей, а также для удаления продуктов износа. В общем случае включает в себя следующие основные части...
Автóлы (вероятно, от англ. automobile oil, либо от лат. oleum — «масло») — в наиболее узком смысле общее название ряда марок моторных масел сернокислотной очистки, выпускавшихся в СССР в 1920-х — 1960-х годах и использовавшихся для смазывания нефорсированных автомобильных и тракторных двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием (карбюраторных). Ввиду широкой распространённости автолов, в широком смысле это слово могло использоваться и в качестве родового названия всех автомобильных моторных...
Подробнее: Автол
Воздухоподогрева́тель - устройство, предназначенное для подогрева воздуха, направляемого в топку котельного агрегата, с целью повышения эффективности горения топлива за счёт тепла уходящих газов.
Детонационная стойкость — параметр, характеризующий способность топлива противостоять увеличению скорости фронта горения рабочей смеси в ДВС со 100-200.м/с (нормальное сгорание)до 1500-2000 м/с (детонационное сгорание). Не следует путать детонацию с самовоспламенением от сжатия при отсутствии искры на свече зажигания и калильным зажиганием, когда воспламенение происходит от контакта рабочей смеси с раскаленными электродами и частицами нагара до появления искры на свече зажигания. Это важнейшая количественная...
Паровой трактор — трактор или тягач, использующий в качестве силовой установки паровой двигатель (тепловой двигатель внешнего сгорания). Подобные трактора активно производились и использовались в первой половине 20-го века, но из-за низкой эффективности примитивных конструкций парового двигателя того времени быстро были вытеснены из области применения с появлением эффективных конструкций двигателя внутреннего сгорания, а также с началом эпохи дешёвого бензина с окончанием Второй мировой войны.
Жаросто́йкая (окалиносто́йкая) сталь — сталь, обладающая стойкостью против коррозионного разрушения поверхности в газовых средах при температурах свыше 550 °C, работающая в ненагруженном или слабонагруженном состоянии.
Реси́вер (англ. receiver — приёмник, от англ. receive — получать, принимать, вмещать) — технический сосуд под давлением , может принимать как жидкие, так и газообразные среды.
Струйный насос — устройство для нагнетания (инжектор) или отсасывания (эжектор) жидких или газообразных веществ, транспортирования гидросмесей (гидроэлеватор), действие которого основано на увлечении нагнетаемого (откачиваемого) вещества струёй жидкости, пара или газа (соответственно различают жидкоструйные, пароструйные и газоструйные насосы).
Антифрикционные материалы (от англ. friction — трение) — это группа материалов, обладающих низким коэффициентом трения, или материалы, способные уменьшить коэффициент трения других материалов.
Коробки
отбора мощности (КОМ) предназначены для привода всевозможных рабочих органов оборудования, установленного на автомобильном шасси, посредством карданного вала или гидравлического насоса.
Тяговый класс — техническая характеристика тракторов, определяемая наибольшим тяговым усилием (в тонн-силах), которое развивает трактор на стерне колосовых нормальной влажности и твёрдости при определённом буксовании (для гусеничных — не более 3 %, колёсных 4×4 — не более 14 %, колёсных 4×2 — не более 16 %). Для промышленных тракторов тяговое усилие определяется на сухом песке, поэтому тяговый класс трактора по промышленной классификации всегда выше.
Саморазгружающийся сепаратор — Саморазгружающийся центробежный сепаратор — Самоочищающийся центробежный сепаратор — тип центробежного тарелочного сепаратора, где вертикально движущийся поршень закрывает окошки выпуска (круглые или прямоугольные с закругленными углами) для седиментированного продукта и открывает их только при саморазгружении при помощи, как правило, гидравлики и очень редко — сжатого воздуха. Разгрузка занимает доли секунды (0,2 — 0,4 секунды) при частичной разгрузке и несколько секунд...
Подробнее: Саморазгружающиеся сепараторы
Система подачи топлива — в двигателях внутреннего сгорания служит для подачи топлива из топливного бака к топливной рейке (моноблок дроссельных заслонок), избыток топлива через регулятор давления возвращается в бак.
Гусма́тик , или гусма́тиковая шина — колесная шина, наполненная эластичной массой. Широко применявшиеся в военной технике в первой половине XX века, в настоящее время гусматики практически вышли из употребления и ограниченно применяются лишь на некоторых специальных (строительных и т. п.) машинах.
Манжета (англ. cup, sealing ring; нем. Manschette f, Schutzhülle f, Umschlag m) — основной элемент контактного уплотнительного устройства манжетного типа кольцевой формы из эластичного материала, препятствующего вытеканию рабочей жидкости или газа из области высокого давления в область низкого давления, а также защищает детали от попадания на них грязи и пыли.
Пластикат (джеон, кохинор, велвик, люколен и др.), мягкий термопластичный материал на основе поливинилхлорида, содержащий также пластификатор (до 1 масс. части на 1 масс. часть полимера), термо- и светостабилизаторы, антиоксиданты, смазки, красители или пигменты, иногда наполнители (каолин, аэросил, мел и др.).
Воздухомобиль (пневмомобиль) — автомобиль с пневматическим двигателем, использующий для движения сжатый воздух.
Слайдер ы (англ. slider) — аксессуары, устанавливаемые на мотоцикл для защиты хрупких деталей от разбивания и протирания при падении машины. Обычно устанавливаются по бокам двигателя. Также слайдеры устанавливаются на маятник заднего колеса, на ручки руля и даже на выхлопные трубы.
Испаритель — теплообменный аппарат, в котором осуществляется процесс фазового перехода жидкого теплоносителя в парообразное и газообразное состояние за счёт подвода от более горячего теплоносителя. Таким горячим теплоносителем обычно являются вода, воздух, рассол или газообразные, жидкие или твердые технологические продукты. Когда процесс фазового перехода происходит на поверхности жидкости, то это называется испарением. Если процесс происходит на всей глубине жидкости с образованием паровых пузырьков...
Паровой грузовик — паровой автомобиль для перевозки грузов. Эта, самая ранняя форма грузовика делится на два основных типа: «Overtype» (внешнего типа) и «Undertype» (внутреннего типа) — различие состоит в расположении двигателя относительно котла. Производители были склонны концентрироваться на одной или другой форме.
Мото́р-колесо ́ — разновидность ведущего колеса, комплексный агрегат, в котором объединены непосредственно колесо, электрический двигатель, силовая передача и тормозная система.
Трансмиссио́нные масла ́ — смазочные масла, применяемые для смазки коробок передач, раздаточных коробок, главных передач ведущих мостов, рулевых механизмов, а также зубчатых и цепных передач (редукторов) всех видов.
Автобетоносмеси́тель (АБС, бетономеша́лка) — грузовой автомобиль, оборудованный вращающейся ёмкостью для перевозки бетона.
Гидравлический затвор (гидрозатвор, сифон) — обязательный элемент, которым должны быть оборудованы все без исключения приёмники сточных вод, установленные на канализационной сети.
Коки́ль (фр. coquille, англ. chill mould) — разборная форма для литья. Обычно изготавливаются из металла и могут выдерживать от 100 до 10 000 заливок.
Окрасочные аппараты безвоздушного распыления — это высокопроизводительное оборудование для нанесения лакокрасочных материалов использующее метод безвоздушного распыления. Принцип работы заложен в дроблении жидкости при выходе через сопло с большой скоростью на поверхность и дальнейшем оседании распылённых частиц ЛКМ на поверхности. Такой способ окраски позволяет значительно снизить расход лакокрасочных материалов (в сравнении с пневматическим методом) благодаря значительному уменьшению выброса лишней...
Кулачковая муфта — это управляемая или сцепная муфта, которая состоит из двух полумуфт, расположенных на концах валов. В рабочем положении выступы одной полумуфты входят во впадины другой, при этом одна из полумуфт является подвижной при помощи механизма управления муфтой.
Унирем - универсальный модификатор (добавка, изменяющая физико-химические свойства и структуру материала (вещества)) а/б, являющийся сыпучим композиционным материалом, основой которого является девулканизированная резина, которую получают из несортированных отработанных автопокрышек методом высокотемпературного сдвигового измельчения.
Дистилляты нефти — продукты многостадийного разделения нефти на фракции с различными температурными интервалами выкипания (без химического изменения веществ, входящих в состав фракций) посредством её перегонки или ректификации. На каждой стадии разделения лёгкая фракция (дистиллят) является целевым продуктом, а тяжёлая (остаток) — подвергается дальнейшей переработке (вторичной перегонке, гидрокрекингу, каталитическому крекингу, коксования и др.). Дистилляты не являются товарным продуктом, и нуждаются...
Топливная аппаратура это общее название систем, снабжающих двигатель топливом. Топливная аппаратура является неотъемлемой частью автомобиля, как с бензиновым так и с дизельным двигателем. Часть механизмов топливной аппаратуры крепится непосредственно к двигателю.
Тормоз-замедлитель , ретардер (англ. retarder), — устройство, предназначенное для снижения скорости транспортного средства без задействования основной тормозной системы. Использование тормоза-замедлителя необходимо для эксплуатации транспортных средств (преимущественно грузовых автомобилей и автобусов, а также поездов) в горных условиях на длительных спусках. Из большого количества схем чаще всего применяются электромагнитная и гидравлическая. Преимущество гидравлического тормоза-замедлителя в стабильности...
Фосфатирование — покрытие цветных и черных металлов слоем фосфатов с целью повышения износостойкости, увеличения твердости и защиты от коррозии. Фосфатированию подвергаются: чугун, низколегированные, углеродистые стали, кадмий, цинк, медь и её сплавы, алюминий. Фосфатированию плохо поддаются высоколегированные стали. Цвет фосфатного покрытия колеблется от светло-серого до темно-серого, почти чёрного.
Термобарьерные покрытия (TBC, ТБП) — вид покрытий, применяемый для изолирования компонентов, в частности, частей газотурбинных двигателей, работающих при повышенной температуре.
Индустриа́льные масла ́ — дистиллятные нефтяные масла малой и средней вязкости (5-50 мм²/с при 50 °C), используемые в качестве смазочных материалов, преимущественно в узлах трения станков, вентиляторов, насосов, текстильных машин, а также как основа при изготовлении гидравлических жидкостей, пластичных и технологических смазок.
Ве́рхняя мёртвая то́чка (ВМТ) — положение поршня в цилиндре двигателя внутреннего сгорания, соответствующее максимальному расстоянию между любой точкой поршня и осью вращения коленчатого вала (условно начальное положение коленчатого вала, ноль градусов поворота кривошипа).
Гидробак (гидравлический бак) — ёмкость для поддержания давления в трубопроводной системе либо для хранения рабочей жидкости в гидроприводе.
Паронит — плоский композиционный уплотняющий прокладочный материал, изготовляемый путём вулканизации и вальцевания под давлением смеси, состоящей из асбеста, каучука и порошкообразных наполнителей и имеющий слоистую структуру.
Роторный испаритель (ротационный испаритель) — это устройство для быстрого удаления жидкостей отгонкой их при пониженном давлении. Широко применяется в химических лабораториях для упаривания растворителей из смесей веществ, а также для разделения жидкостей.
Оксиликви́т — бризантное взрывчатое вещество, получаемое пропиткой жидким кислородом горючих пористых материалов (уголь, торф, мох, солома, древесина). Оксиликвит относят к взрывчатым веществам Шпренгеля. Взрывчатые свойства такой смеси были открыты в Германии в 1897 году профессором Карлом фон Линде, создателем установки по сжижению газов. К оксиликвитам могут быть отнесены и взрывчатые вещества на основе жидкого озона или его смеси с жидким кислородом, хотя практического применения такие смеси...
Дизелевоз — подземный локомотив, оснащенный дизельным двигателем, снабженный специальными катализаторами и фильтрами для очистки выхлопных газов от окиси углерода и токсических продуктов сгорания рабочей смеси, предназначенный для рельсовой транспортировки людей и грузов в шахтах, а также при строительстве метрополитенов.
Солидо́л (от лат. solidus — плотный и oleum — масло, ранее назывался «тавот») — пластичная смазка, получаемая загущением индустриальных масел средней вязкости кальциевыми мылами высших жирных кислот. Рабочая температура до 70 °C. По сравнению с литиевыми смазками, труднее вымывается водой. Поэтому используется преимущественно в механизмах, работающих в условиях сырости (сельскохозяйственная техника и т. п.), но не испытывающих нагрева.
Моторные масла — масла, применяемые для смазывания поршневых и роторных двигателей внутреннего сгорания.
Рекуперáтор (от лат. recuperator — получающий обратно, возвращающий) — теплообменник поверхностного типа для использования теплоты отходящих газов, в котором теплообмен между теплоносителями осуществляется непрерывно через разделяющую их стенку. В отличие от регенератора, трассы потоков теплоносителей в рекуператоре не меняются. Рекуператоры различают по схеме относительного движения теплоносителей — противоточные, перекрестные, прямоточные и др.; по конструкции — трубчатые, пластинчатые, ребристые...
Подробнее: Рекуператор
Газогенератор (ГГ) — это агрегат ракетного двигателя, в котором твёрдое или жидкое топливо в результате химических реакций преобразуется в продукты газогенерации (генераторный газ). Основной задачей газогенератора является получение рабочего тела заданной температуры и в заданном количестве для привода турбонасосного агрегата (ТНА). Газогенераторы на твёрдом топливе обычно используют для запуска ТНА, для привода используется жидкое топливо. Помимо этого газогенераторы используется для наддува топливных...
Двухфазная сталь (DualPhase Steel) — ферритная сталь с включениями мартенсита от 5 до 20%, которая отличается высокой прочностью на разрыв из-за относительно твердой мартенситной фазы и низким пределом текучести из-за относительно мягкой ферритной фазы.
Капролон (Полиамид—6 блочный, ПА—6 блочный) — конструкционный полимер, получаемый в процессе низкотемпературной анионной полимеризации капролактама, проводимой непосредственно в форме в присутствии щелочных катализаторов и активаторов.Поставляется в виде листов, стержней, блоков или заказных изделий.
Ма́сляный фи́льтр — устройство, предназначенное для удаления загрязнений из моторных, трансмиссионных, смазочных масел, гидравлических жидкостей (жидкость для автоматической коробки перемены передач, жидкость для гидравлического усилителя рулевого управления) и др.