Связанные понятия
Дом отдыха — это учреждение туризма и отдыха, в котором предлагаются услуги проживания и питания в комфортных условиях, обычно сроком от 7 дней до месяца. Могут располагаться как в курортных зонах, так и просто в живописных местах. Данные учреждения предназначены для здоровых людей, которым не требуется специальное лечение. Дом отдыха не является медицинским учреждением, в отличие от санаториев и здравниц.
Детский лагерь — организация отдыха детей и оздоровления, в которую направляются дети в период каникул или иной период, предусмотренный режимом функционирования организации.
Санато́рий (от фр. sanatorium ,santé - здоровье далее (от лат. sano «лечу, исцеляю») — лечебно–профилактическое учреждение, в котором для лечения и профилактики заболеваний используют главным образом природные факторы (климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские купания и т. п.) в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией и рациональным питанием (диетой) при соблюдении определённого режима лечения и отдыха.
Пионе́рское движе́ние — собирательное название детских коммунистических организаций, существующих в разных странах. Первая пионерская организация была создана в СССР в 1922 году.
Пансиона́т (от фр. pensionnat) — разновидность гостиницы с полным обслуживанием жильцов, дом отдыха.
Упоминания в литературе
Идея использования
пионерских лагерей для отдыха и оздоровления школьников принадлежала Председателю Российского Общества Красного Креста З. П. Соловьеву. Первым таким лагерем нового типа стал открытый 16 июня 1925 года в Крыму (поселок Гурзуф) международный лагерь-санаторий «Артек». В нем же в 1927 году впервые была введена штатная должность вожатого и началось комплектование отрядов непосредственно в лагере.
Основная ответственность за эвакуацию легла на директоров – заведующих
пионерскими лагерями , детскими садами, яслями, детскими домами. Организованного вывоза детей из районов западнее Минска в документах и воспоминаниях почти не прослеживается. Необходимо иметь в виду, что детских заведений в западных районах Беларуси было намного меньше, чем в центральных и восточных областях республики. Важно подчеркнуть, что вожатыми в пионерских лагерях, яслях, других детских учреждениях, вывезенных из городов на оздоровление в сельскую местность на лето, как правило, работали студенты или старшеклассники городских школ, поскольку весь основной штатный персонал на лето уходил в отпуск. На плечи небольшого постоянного состава и их юных помощников легла основная тяжесть по спасению жизней детей. С особыми трудностями встретились воспитатели детских яслей. Если воспитанники детских домов и пионерских лагерей были постарше, то в яслях находились дети совсем маленького возраста, за которыми требовался совершенно иной уход.
В настоящее время, исследователи практики
пионерских лагерей , в частности, профессор Б.В. Куприянов (МГПУ), предлагает рассматривать следующие формы пионерского лагеря (или четыре «элементарные частицы» пионерского лагеря), существовавшие в начале XX века:
Для детей работников колонии организовали первый
пионерский лагерь . На Кемеровском руднике работали русская (начальная и семилетняя), американская, татарская школы, в которых обучалось около 100 человек.
Вообще, работа директора парка имени 1 Мая в последние предвоенные недели была не такой уж и спокойной. В декабре предыдущего года при ликвидации Дома просвещения имени Тимирязева принял он на баланс его имущество[60]. Потом пришлось «вверху» доказывать, что это имущество никогда не принадлежало парку и отдано оно будет
пионерскому лагерю .
Связанные понятия (продолжение)
Дворец пионеров — детское учреждение дополнительного образования в СССР. На базе дворцов пионеров работали детские кружки, клубы и творческие коллективы, действовала методическая служба пионерской организации.
Дом культуры (Дворец культуры, ДК) — клубное учреждение, центр культурно-массовой и просветительской работы.
Общежи́тие — место временного проживания для приезжих студентов и учащихся на время учёбы, сезонных рабочих на время работы, службы или ставшее постоянным для работников учреждения. Соответственно, следует различать студенческие и рабочие общежития. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Согласно этому нормативу в одной комнате могут проживать несколько человек. Уровень комфорта в общежитии обычно довольно низкий...
Учрежде́ние дополни́тельного образова́ния дете́й — тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.
Де́тский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Обычно образовательная организация или организация, оказывающая социальные услуги.
Детский сад — учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Детские сады как тип учреждений существуют в большинстве стран и являются обычно первым звеном в системе народного образования (не считая образования, полученного от родителей).
Тиму́ровец — понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур, организовал отряд ребят, тайно помогавший семьям фронтовиков, пожилым или больным людям.
Шко́ла (от др.-греч. σχολή, σχολά — досуг, учебное занятие, школа) — учебное заведение для получения общего образования. В широком смысле слово может применяться к названию любого образовательного учреждения (музыкальная школа, художественная школа, спортивная школа — ДЮСШ, школа боевых искусств и т. д.).
Лагерь «
Зеркальный » (Загородный центр детско-юношеского творчества «Зеркальный», сокращённо ЗЦ ДЮТ «Зеркальный») — государственное предприятие, детский оздоровительный лагерь.
Дом офице́ров (сокр. ДО) — военное учреждение культуры, территориальный объект культуры и искусства Министерства обороны в военном округе (группе войск), на флоте и в гарнизоне вооружённых сил России, советского и современного периодов.
Отдых и оздоровление детей — совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований (ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ...
Пионе́рская дружи́на — первичное объединение (как правило в несколько сот человек) членов пионерского движения, существовавшего в СССР (Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина), а также в ряде других стран социалистического лагеря.
Де́тское обще́ственное объедине́ние — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.
Дом научно-технического творчества молодёжи (ДНТТМ) — учреждение дополнительного образования детей (до 18 лет) с большим количеством детских творческих объединений, объединений (кружков и секций) технического, научно-технического творчества, экологического образования, спортивных секций, туристско-краеведческой направленности, информационных технологий. Был основан в 1988 году как филиал Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Специализируется в области проектно-исследовательской...
Болшевская трудовая коммуна ОГПУ № 1 — исправительно-воспитательное учреждение для малолетних правонарушителей, созданное в 1924 году по приказу ОГПУ. Коммуна располагалась в районе села Костино, примерно в 2 км к югу от станции Болшево Ярославской железной дороги.
Грабовзее (нем. Grabowsee) — заброшенный архитектурный комплекс бывшего санатория для больных легочными заболеваниями.
Летняя школа — разновидность летнего школьного лагеря, в котором сочетаются летний отдых и активные занятия в той или иной области науки. Как правило, проводят такие школы студенты и аспиранты ВУЗов, учёные-энтузиасты. Летние школы призваны в той или иной мере моделировать научное сообщество и привлекать одарённых школьников к исследовательской работе.
Дома
учёных являлись самостоятельной формой объединения работников научных учреждений и высшей школы СССР начиная с 1920-х годов (первый в стране в Петрограде). Они создавались в крупных университетских городах (Москва, Петроград, Одесса, Казань, Киев, Томск, Харьков, Ташкент) и не только в них (Краснодар, Новочеркасск, Кировабад) с целью объединения сил научной общественности, организации межнаучного, культурного, делового и личного общения представителей науки, культуры, образования и других сфер...
Детская площадка — место, предназначенное для игры детей, преимущественно дошкольного возраста. Находится в населённом пункте и ограждена от дорог.
Центральная школа московских вожатых - специализированное учебное заведение, занимающееся подготовкой вожатых, аниматоров, старших вожатых и руководителей смен для работы в детских образовательных лагерях Российской Федерации. Школа организована на базе ГАУК "Мосгортур". Программы курсов рассчитаны на обучение около 4000 вожатых ежегодно.
Реформаторий — уникальное исправительное учреждение медико-педагогического характера. Реформаторий в течение 11 месяцев функционировал в Москве в 1918-19 гг. Предназначался для молодых (17-21 год) людей. Целью содержания в реформатории было перевоспитание, приобщение к честной жизни. Размещался на территории, где в настоящее время находится Матросская тишина.
Школы-коммуны — учебно-воспитательные заведения интернатного типа, появившиеся в 1918 году в РСФСР в соответствии с «Положением о единой трудовой школе РСФСР». В основном входили в систему опытно-показательных учреждений (ОПУ) Наркомпросов республик, на практике разрабатывая советскую педагогику и идею трудовой школы.Были школы-коммуны 1-й ступени (4-7 лет обучения) и 2-й ступени (9 лет обучения). Иногда при них имелись детский сад и профшкола. В школы-коммуны принимались дети красноармейцев, бедняков...
Подробнее: Школа-коммуна
Детско-юношеский туризм — туризм с детско-юношескими группами. Детско-юношеский туризм в России имеет государственную основу в виде системы центров детско-юношеского туризма, станций юных туристов, секций спортивного туризма при Детско-юношеских спортивных школах.
Клуб туристов — туристское самодеятельное объединение, широко представленная форма объединения туристов. Клуб туристов является основной организационной единицей активного и самодеятельного туризма.
Детские железные дороги (ДЖД) — учреждения дополнительного образования детей, в формате которых выстроена уникальная система профориентации школьников на профессии железнодорожного транспорта с помощью игры, учебы и "работы" в формате "как взрослый". На сегодняшний день это крупнейшие центры профориентации в России. В процессе обучения на ДЖД юные железнодорожники (учащиеся детских железных дорог) знакомятся с профессиями железнодорожного транспорта: машинист локомотива, проводник пассажирских вагонов...
Экску́рсия (от лат. excursio — вылазка, набег, вторжение) — коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передаёт аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса...
Суббо́тник (воскре́сник) — в СССР идеологи старались представить субботники как сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название). Для большинства населения это был принудительный труд в выходные дни (в субботу или воскресенье — «воскресники»), от которого старались не уклоняться, хотя людей принудительно лишали отдыха в выходные дни, чтобы не числиться политически неблагонадёжными. Сами жители СССР называли такой...
Инклюзивный детский отдых (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — отдых, направленный на активное включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в среду сверстников, не имеющих таких ограничений.
Народный дом — в дореволюционной России общедоступное культурно-просветительское учреждение. Большинство народных домов до 1914 г. были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако встречались и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями. Создавались начиная с конца 1880-x годов, особенно широко — после Революции 1905 года.
Центральный совет по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) — государственная структура в ведении профсоюзов, занимавшаяся с 1969 года туристско-экскурсионным обслуживанием населения в стране с задачами: укрепление материальной базы туризма; расширение сети туристиских и экскурсионных учреждений; развитие путешествий с использованием различных видов транспорта; вовлечение в туристские походы и экскурсии широких слоёв населения. Стала одной из крупнейших туристических организаций в мире, обслуживающей около...
Приёмный ла́герь Мариенфе́льде (нем. Notaufnahmelager Marienfelde) в берлинском районе Мариенфельде — бывший лагерь для приёма беглецов из ГДР. После объединения Германии лагерь служил для приёма поздних переселенцев из стран бывшего СССР.
Исправи́тельно-трудово́й ла́герь (ИТЛ) — вид пенитенциарного учреждения. Под различными названиями и формами собственности существуют практически во всём мире (что обусловлено необходимостью снижения расходов на пенитенциарную систему путём её самообеспечения и преобразования пенитенциарных учреждений в самостоятельные субъекты хозяйственной деятельности), но с названием «исправительно-трудовой лагерь» учреждения такого типа существовали только в СССР.
Рублёвка — неофициальное название территории к западу от Москвы вдоль Рублёво-Успенского, Подушкинского, 1-го и 2-го Успенских шоссе, включающей часть территории Одинцовского района Московской области, застроенной дачами бывшей советской элиты, фешенебельными коттеджными посёлками и резиденциями высших должностных лиц государства.
История Петрозаводска начинается в 1703 году с закладки на берегу Онежского озера по указу Петра I казённого оружейного завода.
Красные чумы — кочевые учреждения культуры, существовавшие в СССР на Крайнем Севере.
Подробнее: Красный чум
Владивосток — исторический и культурный центр Приморья России. Город был основан как военный пост Владивосток (от «владеть Востоком») в 1860 году, в 1880 году получил статус города. С 1888 года — административный центр Приморской области, с 1938 года — Приморского края.
Подробнее: История Владивостока
Пласт — Национа́льная ска́утская организа́ция Украи́ны (укр. Пласт — Національна скаутська організація України) — украинское движение Скаутского типа (отдельная организация), возникшее вслед за английским, немецким, русским и другими национальными молодёжными движениями в 1911 году на части территории нынешней Украины, которая входила в то время в состав Австро-Венгрии. 12 апреля 1912 года состоялось первое принятие пластовой присяги во Львове. Этот день считается Днём рождения «Пласта». Основателями...
О́хта — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Невы, в Красногвардейском районе.
Фрёбелевские общества — общества деятелей дошкольного воспитания, ставившие целью распространение системы Ф. Фрёбеля.
Подробнее: Фрёбелевское общество
Майда́нек (польск. Majdanek, нем. Konzentrationslager Lublin, Vernichtungslager Lublin, ивр. מיידנק) — лагерь смерти Третьего рейха на окраине польского города Люблина. В настоящее время является музейным учреждением, включённым в Государственный реестр музеев.
Территория инициативной молодёжи (ТИМ) Бирюса — молодёжный межрегиональный образовательный форум (лагерь), проводящийся на берегу Красноярского водохранилища в Красноярском крае. Организатором форума с 2007 года является Краевое автономное учреждение "Центр молодёжных инициатив "Форум", учредитель Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Красноярского края.
Подробнее: Бирюса (форум)
История Нальчика — начинается с 1818 года, когда он был основан генералом Русской императорской армии А. П. Ермоловым. Изначально это была крепость для укрепления позиции России на Кавказе. C уменьшением военной напряженности между Россией и Турцией крепость стала играть роль экономического, политического и административного центра региона.