Связанные понятия
Общероссийский классификатор основных фондов (сокр. ОКОФ) — российский государственный нормативный документ в области стандартизации, предназначенный для обработки информации об основных фондах организации с помощью классификации объектов кодом ОКОФ.
Хозяйственный учёт возник в глубокой древности. Его возникновение и развитие обусловливались материальным производством общества. Обязательным условием существования человеческого общества является производство материальных благ, которые необходимы для удовлетворения потребностей человека в виде жилища, одежды и т.д.С развитием человеческого общества изменялись способы учета и техника отражения явлений материального производства. Так, при первобытнообщинном строе, объектами учета являлись общинные...
Основной целью управления
безопасностью труда является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда.
Охрана труда — система законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
Госуда́рственно-ча́стное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Упоминания в литературе
На более низком уровне, в рамках одной торговой организации, могут быть приняты документы, которые имеют юридическую силу только для ее сотрудников во время исполнения ими своих трудовых обязанностей. Внутренними (или локальными) документами организации регламентирована учетная политика, а также фиксируются отдельные рабочие моменты, свойственные конкретной организации. Примерами таких локальных документов служат: график документооборота, учетная политика, штатное расписание,
положение о премировании сотрудников и пр.
Закон № 94-ФЗ не включает в состав государственных и муниципальных заказчиков любые хозяйственные общества, даже если доля соответствующего публично-правового образования в их уставном капитале равна ста процентам. Однако это не означает отсутствие особого нормативного регулирования закупок в таких организациях. Как правило, крупные хозяйственные общества с государственным участием разрабатывают собственные
положения о размещении заказов[281]. Как показала практика, применение «своих» нормативных актов о закупках в указанных организациях не всегда позволяет обеспечить надлежащий уровень «прозрачности» этих закупок.
Когда компания создает филиал или представительство, она как юридическое лицо должна определить, выделять ли его на самостоятельный баланс. Отдельный баланс – это перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, отражающих ее имущественное и финансовое
положение на отчетную дату, необходимый для нужд управления организацией.
Для того чтобы заложить эффективную систему и методы руководства и управления специалистами по кадровой работе, работодатель может разработать локальный нормативный акт –
Положение об отделе кадров. Названное Положение определяет цели и задачи кадровой службы, порядок ее деятельности. На его основании проще организовать работу кадровой службы. Если у работодателя есть в штате кадровые работники и юрисконсульт, то он может дать им задание разработать названное Положение, так как они являются профессионалами. Если работодатель не имеет вышеуказанных работников, но он собирается организовать кадровую службу, то он сам может разработать такое Положение. Положение об отделе кадров имеет общую структуру (см. приложение 1 к данной главе). Образец Положения приведен в приложении 2. Положение о кадровой службе должно быть утверждено руководителем организации. Когда на этом документе будет стоять гриф «Утверждено», то это означает, что Положение имеет юридическую силу, и для введения его в действие никаких дополнительных приказов издавать не нужно. Затем этот акт дают для прочтения всем сотрудникам отдела кадров, которые должны поставить на нем визу ознакомления.
При этом обращаем особое внимание, для различных организационно-правовых форм юридического лица предусмотрены исключения из данного общего
положения . Например, действовать на основании общего положения об организациях определенного вида юридическое лицо может, только если, во-первых, не является коммерческой организацией, а во-вторых, только в случаях, предусмотренных законом. В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Однако этот фонд действует на основании выше обозначенного закона и для создания и осуществления его деятельности, не требуются учредительные документы, предусмотренные статьей 52 ГК РФ.
Связанные понятия (продолжение)
Бухгалтерия — штатно-структурное подразделение хозяйствующего субъекта, предназначенное для аккумулирования данных о его имуществе и обязательствах. Бухгалтерия является источником документально обоснованной и структурированной экономической информации, необходимой для принятия управленческих решений в целях обеспечения эффективного хозяйствования.
Украинские положения (стандарты) бухгалтерского учёта (УП(С)БУ) (укр. Положення (стандарти) бухгалтерського обліку (П(С)БО)) — нормативно-правовой акт, утверждённый Министерством финансов Украины, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учёта и составления финансовой отчётности на Украине.
Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчётности» — закон Российской Федерации, принятый Государственной Думой 7 июля 2010 года. Закон обязывает российские публичные компании, кредитные и страховые организации, а также ряд иных организаций, составлять, представлять и публиковать консолидированную отчётность по международными стандартами финансовой отчетности, начиная с отчётности за 2012 год.
О́бщество с ограни́ченной отве́тственностью , ООО — учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества — учредители — не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей или акций в уставном капитале общества, но только до тех пор, пока общество не находится в стадии банкротства. При банкротстве общества участники...
Финансовый контроль в банках — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности коммерческого банка либо другой кредитной организации. Формы и методы финансового контроля, общие для организаций любой сферы деятельности, освещены в статье Методы финансового контроля. Настоящая статья посвящена особенностям банковского контроля и специфическим методам, характерным для его организации.
Внутренний контроль имеет широкое определение как процесс, осуществляемый органом управления организации или другими сотрудниками, с целью получения информации относительно выполнения следующих задач...
Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) — класс компьютерных баз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различных государственных органов. Подкрепленные нормативными документами, они также содержат консультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебные решения, типовые формы деловых документов и др.
Подробнее: Справочно-правовая система
Бенефициарный владелец (также бенефициарный собственник) – это лицо или несколько лиц, которые прямо или косвенно владеют юридическим лицом или оказывают существенное влияние на принятие им решений. Бенефициарный владелец может быть не указан в правоустанавливающих документах, являясь при этом фактическим собственником всех активов и извлекать выгоду из деятельности организации, не раскрывая при этом свою личность.
Персона́льные данные (ПД) или личностные данные — любые сведения, относящиеся к прямо или косвенно определённому или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), которые предоставляются другому физическому или юридическому лицу либо лицам.
Банковский учёт (бухгалтерский учёт в банках) — упорядоченная система сбора и обобщения информации об имуществе и обязательствах кредитной организации, её финансовых и хозяйственных операциях.
Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ) — исполнительный орган ЕАПО. Как сказано в ст. 4 ЕАПК: "Евразийское ведомство выполняет все административные функции Организации. Оно является секретариатом Организации".
Государственный заказ (сокр. госзаказ) — заказ государственных органов от имени публично-правового образования, оплачиваемый из соответствующих бюджетов.
Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; IFRS англ. International Financial Reporting Standards) — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия.
Стандарт Банка России по обеспечению информационной безопасности организаций банковской системы Российской Федерации (СТО БР ИББС) — комплекс документов Банка России, описывающий единый подход к построению системы обеспечения ИБ организаций банковской сферы с учётом требований российского законодательства.
Подробнее: СТО БР ИББС
Товарищество с ограниченной ответственностью (общепринятое сокращение — ТОО) — вид хозяйственной организации, создаваемой по соглашению юридических или физических лиц путём объединения их вкладов в денежной или натуральной форме. Существовал в России до 1994 года.
Бухга́лтерский учёт , арх. счетово́дство — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательствах и капитале организации и их изменениях путём сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.
Управля́ющая организа́ция — юридическое лицо, созданное для управления и/или эксплуатации, технического и санитарного содержания многоквартирных домов на основе возмездного договора с собственниками. В быту часто ошибочно используется термин «управляющая компания», хотя по российскому законодательству так называют компанию по управлению инвестициями.
Персона́л (от лат. persona — личность) или штат (от нем. staat — государство) — постоянный состав работников какого-нибудь учреждения, составляющих группу по профессиональным или иным признакам с указанием должностей и присвоенных по каждой должности окладов; совокупность всех работников предприятия, занятых трудовой деятельностью, а также состоящих на балансе (входящих в штатный состав), но временно не работающих в связи с различными причинами (отпуск, болезнь, присмотр за ребёнком и так далее...
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (сокращ. ОКВЭД) — документ, входящий в состав общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. В течение 2014 года осуществляется переход на ОКВЭД 2 ОК 029—2014 (КДЕС Ред. 2), но продолжают действовать до 1 января 2017 г. ОКВЭД ОК 029—2001 (КДЕС Ред. 1) и ОКВЭД ОК 029—2007 (КДЕС Ред. 1.1). В настоящее время на территории РФ действуют три версии ОКВЭД: ОК 029—2001 (КДЕС Ред. 1), ОК 029—2007 (КДЕС Ред. 1.1) и...
Административный регламент — официальный документ, регламентирующий предоставление государственными органами услуг гражданам и организациям.
Саморегулируемые организации — некоммерческие организации, объединяющие субъекты предпринимательской деятельности, работающие в определённой отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющие субъекты профессиональной деятельности определённого вида.
Подробнее: Саморегулируемая организация
30 июля 2002 г. Президент Буш подписал Закон Сарбейнза — Оксли (англ. Sarbanes-Oxley Act, SOX), который представляет собой одно из самых значительных событий по изменению федерального законодательства США по ценным бумагам за последние 60 лет. Закон значительно ужесточает требования к финансовой отчётности и к процессу её подготовки — результат многочисленных корпоративных скандалов, связанных с недобросовестными менеджерами крупных корпораций.
Техника безопасности — система организационных мероприятий, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.
Закон об охране труда — это главный федеральный закон, регулирующий вопросы в области техники безопасности и охраны труда в частном секторе экономики и в государственных организациях в США. Он был принят Конгрессом в 1970г, и подписан президентом Никсоном 29 декабря 1970 г. Главной целью, для достижения которой принимался закон, было обеспечение работающих безопасными и здоровыми условиями труда — так, чтобы они не подвергались воздействию известных сейчас вредных факторов (токсичные химические вещества...
Наёмный работник — человек (физическое лицо), нанятый для выполнения работ на предприятии.
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
УАСКИ — централизованная система контроля за исполнением внутренних документов в организации. Используется более 30 лет на крупных предприятиях бывшего СССР для обеспечения максимально возможной эффективности исполнения документов, требующих взаимодействия двух или более структурных единиц предприятия. Название является сокращением от "универсальная автоматизированная система контроля исполнения".
Оперативный , или оперативно-технический учёт ― одно из четырех направлений хозяйственного учёта наряду с бухгалтерским, статистическим и налоговым. В зарубежной литературе традиционно рассматривается как один из разделов управленческого учёта, соответствующий функции анализа операций (в противоположность учёту затрат и центрам ответственности). Оперативный учёт применяется в целях текущего управления в качестве системы наблюдения и контроля над отдельными фактами хозяйственной жизни организации...
Организационная структура управления — это совокупность управленческих связей между управляющей и управляемой подсистемами системы управления, характеризующая состав и информационные взаимосвязи, как отдельных исполнителей, так и самостоятельных подразделений, находящихся в последовательной соподчиненности и наделенных конкретными правами.
Юриди́ческое лицо ́ — организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Строительные нормы и правила (СНиП) — совокупность принятых органами исполнительной власти нормативных актов технического, экономического и правового характера, регламентирующих осуществление градостроительной деятельности, а также инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.
Методы управления являются тем механизмом управления, который позволяет решать производственные задачи и составляет методологию. Понятие метод происходит от греческого слова μέθοδος и буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения задачи, совокупность приемов или операций теоретического или практического познания и освоения действительности. Понятие механизма управления включает средства и методы управления, призванные приводить в движение систему управления.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны...
Теория Гласиер — универсальная теория формирования организаций, вошедшая в научную литературу под названием места своего создания — компании «Glacier Metal», Великобритания.
Социальное обеспечение (абр. Собес) — организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд (сокр. ЕКПС), ЕК 001-2014 — документ по стандартизации оборонной продукции, принят и введен в действие в 2014 году (Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25.11.14 № 7-ек).
Подробнее: Екпс
Единообра́зный торго́вый ко́декс США (англ. The Uniform Commercial Code), сокращенно ЕТК (англ. UCC) — модельный (рекомендательный) акт, представляющий собой унификацию торгового права США и ратифицированный с теми или иными изменениями большинством американских штатов.
Внеофисное хранение документов (от англ. Offsite Records Storage) — это передача функций по хранению и обслуживанию документов организации профессиональной архивной компании. На внеофисное хранение передаются любые документы, сроки хранения которых не истекли: бухгалтерские, банковские кадровые, медицинские и др., включая документы, содержащие конфиденциальную информацию. Наряду с бумажными документами, хранению подлежат аудиовизуальные документы и документы на электронных носителях (CD-диски, флеш-накопители...
Принцип четырёх глаз (англ. Four eyes principle, Two-man rule, нем. Vier-Augen-Prinzip) — правило, согласно которому для подписания юридически и/или финансово значимого документа (например, договора) или принятия решения (например, бизнес-плана) требуется подпись (одобрение) не одного человека, а нескольких людей, которые входят в руководство.
Штатное расписание — нормативный документ предприятия, оформляющий структуру, штатный состав и численность организации с указанием размера заработной платы в зависимости от занимаемой должности.
Организационное проектирование — важнейший начальный этап создания любой организации или подразделения. Это определение будущей структуры организации, её систем управления, процедур выполнения действий, административных, технологических взаимодействий между всеми элементами.
Упоминания в литературе (продолжение)
По смыслу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ управляющая компания должна предоставлять коммунальные услуги. Однако, как справедливо отмечается в литературе, созданные в настоящее время управляющие организации, как правило, не могут быть поставщиками коммунальных услуг, не являясь производителями ресурсов, не имея устройств потребления либо сетей для транспортировка! ресурсов, а соответственно и пользователями этих ресурсов[200]. Значит, роль управляющих компаний в этих отношениях может заключаться лишь в организации предоставления коммунальных услуг посредством заключения соответствующих договоров с ресурсо-снабжающими организациями. Однако организационный характер деятельности управляющей компании не отражен в легальной конструкции договора управления многоквартирным домом. Конечно,
положения ЖК РФ о рассматриваемом договоре не содержат обязанности совершения действий, составляющих его предмет, управляющей организацией лично. То есть управляющая организация вправе самостоятельно решать, производить ли, например, капитальный ремонт крыши многоквартирного дома самостоятельно или привлечь для этого третьих лиц. Однако практическая реализация этих норм показывает, что в большинстве случаев управляющие организации (причем часто сформированные из бывших ДЕЗов, ГРЭПов, РЭУ) своими силами осуществляют большую часть работ и услуг, по сути, совмещая в себе функции и организатора, и исполнителя. Это обусловлено в том числе и отсутствием развитого рынка подрядчиков.
Основным количественным критерием в формировании группы лиц является количественный контроль голосующих акций (долей) может осуществляться не непосредственно собственником акций или долей, а через третье лицо на основании полномочий, полученных в форме письменных соглашений с участником юридического лица. Введение в данный критерий
положения о возможности включения в группу лиц на основании соглашений основывается на позиции Пленума ВАС РФ, в соответствии с которой в группу лиц, состоящую из участников, которые находятся между собой в отношениях, указанных в пунктах 1–8 ч. 1 ст. 9 ЗоЗК, по смыслу п.1 входят также хозяйственные общества (товарищества), в которых члены группы в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют в совокупности более чем пятьдесят процентов общего числа голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества)[7]. Такой подход был перенесен третьим антимонопольным пакетом в новую редакцию ЗоЗК, легализовав практику косвенного контроля, которая является одной из основных в европейском антимонопольном законодательстве. Понятие косвенного контроля было введено в российское законодательство в связи с принятием Федерального закона «О иностранных инвестициях»[8], в связи с необходимостью коллизионного применения норм антимонопольного содержания.
Следует отметить, что за последние десятилетия в России подходы к регулированию бухгалтерского учета претерпели определенные изменения. В годы советской власти бухгалтерский учет регулировался так называемыми подзаконными актами – инструкциями, приказами,
положениями и методическими указаниями, которые выпускались министерствами и ведомствами страны и республик; методология учета задавалась Министерством финансов СССР. Основными регулятивами в области бухгалтерского учета были так называемые положения: Положение о главных бухгалтерах, Положение о бухгалтерских отчетах и балансах и др. Это были документы предписывающего характера, практически не дававшие бухгалтеру возможности выбора учетных процедур. В них регламентировались действия бухгалтера в виде типовых проводок, задавалась жесткая структура отчетности.
Правила п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» воспроизведены в п. 13
Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н[9]. В пункте 13 названного Положения также предусмотрено, что в зависимости от характера операции, требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и технологии обработки учетной информации в первичные документы могут быть включены дополнительные реквизиты (в письме Минфина России от 7 октября 2003 г. № 16-00-14/310 «О бухгалтерском учете основных средств»[10] упоминалось, что в связи с выходом в свет девятнадцати (на тот момент) положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) Положение, утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, предполагается с 1 января 2004 г. признать утратившим силу; однако названное Положение не отменено и сохраняет свою силу).
Так, в настоящее время игровые автоматы, их комплектующие подпадают под регулирование норм Закона РФ от 27 апреля 1993 г. № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» (в действ, ред.)[35] и являются составной частью государственного метрологического контроля и надзора, целью которого является защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации. Конкретизация проведения государственного метрологического контроля определена нормами постановления Правительства РФ от 16 мая 2003 г. № 287 «Об утверждении
Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации»[36] и постановления Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 100 «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг» (в действ, ред.)[37]. В целях реализации Закона РФ от 27 апреля 1993 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» Госстандартом РФ были приняты «Правила проведения испытаний игровых автоматов с денежным выигрышем с целью утверждения типа и контроля за их соответствием утвержденному типу», утвержденные приказом Госстандарта РФ от 24 января 2000 г. № 22[38], в соответствии с п. 4.3 которого испытания игровых автоматов с целью утверждения типа и контроль за соответствием игровых автоматов утвержденному типу являются обязательными для игровых автоматов, выпускаемых из производства, ввозимых по импорту или находящихся в эксплуатации. Необходимо отметить, что в целом весь процесс производства игрового оборудования попадает под сферу действия Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в действ, ред.)[39], который также направлен на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
При рассмотрении качества результата работы особо следует остановиться на
положениях ст. 754 ГК РФ[23]. До вступления в силу федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» гражданско-правовой ответственности и санкций в отношении подрядчика требований к качеству выполненных работ не имелось. Для этого законодатель предусмотрел в саморегулировании дополнительный правовой институт как компенсационный фонд каждого СРО, которым в случае возникающей проблемы «расплачивается» организация. Гражданское законодательство предусматривает освобождение подрядчика от ответственности за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации. В данном случае, имеется правовая связь с моментом обнаружения ненадлежащего качества результата строительных работ, включенные в общие положения о подряде. Основанием наступления договорной ответственности служит нарушение договора, т. е. соглашения самих сторон (контрагентов). Нельзя обойти и предлагаемый в литературе термин «частнопубличное регулирование»[24], который имеет право на существование и применение в аппарате науки российского права. М. Ю. Челышев писал, что «в числе прочих функций гражданско-правового договора следует выделить дополнительную (факультативную) функцию – обеспечение правомерных интересов частных лиц (сторон договора), связанных с областью действия публичного права. Только с учетом этой функции можно дать максимально полную оценку договора как эффективного правового средства, охарактеризовав его в плоскости и частного, и публичного права»[25].
Так, в качестве нормативно-правовых основ нормирования труда госслужащих могут выступать лишь отдельные
положения статей 159–163 Трудового кодекса РФ, либо отраслевые положения, которые пока ограничиваются описанием процесса нормирования в общих чертах и не могут распространяться широко с учетом специфики деятельности различных ведомств, а также для разных категорий и групп должностей государственной гражданской службы.
Большое количество источников правового регулирования деятельности кредитных организаций создавало значительные затруднения при их практическом применении. В каждую из банковских директив неоднократно вносились изменения и дополнения, которые усложняли усвоение и толкование текста документов. В связи с необходимостью систематизации
положений вторичного права ЕС, регулирующих деятельность кредитных организаций, Советом ЕС и Европейским парламентом было принято решение о кодификации положений ряда банковских директив в рамках единого акта, определяющего порядок создания и деятельности кредитных организаций в Европейском союзе. В целях упрощения применения законодательства ЕС в этой сфере, 20 марта 2000 г. издана Директива 2000/12/ЕЕС «О порядке создания и деятельности кредитных организаций»[25], в которой были собраны и систематизированы положения предшествующих директив, регулирующих общие и специальные вопросы банковской деятельности, а именно:
Выполнение мероприятий по данным направлениям невозможно без принятия необходимых правовых актов и наличия материальной базы. Обязанность по их обеспечению возложена на органы государственной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления. Реализация этих актов происходит на местах, в конкретных организациях, конкретными работодателями. Правовой элемент в системе по охране труда должен занимать ведущее
положение , т. к. принимаемые уполномоченными органами правила поведения призваны сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Но забывать о материальных ресурсах не стоит, ведь отсутствие денежных средств может свести на нет все действия законодателя. Зачастую материальное положение работодателя оказывается решающим фактором в области охраны труда. Кроме того, необходимо проведение организационных и иных мероприятий. Таким образом, охрана труда как система мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто правовой деятельности.
Вместе с тем в литературе справедливо обращается внимание и на объективные потребности в интеграции и согласованном взаимодействии отраслей и институтов, традиционно включаемых в сферу финансово-правового регулирования[213]. Действительно, разобщенность отдельных подразделений финансового права превысила определенную критическую черту. Такая разобщенность не характерна даже для комплексных отраслей права. Это в какой-то степени ненормальная ситуация и свидетельство неразработанности
положений действующего законодательства, которые должны были бы обеспечить координацию элементов системы финансового права (как комплексной отрасли). Вне зависимости от научной позиции о природе финансового права, думается, что никем не будет оспариваться необходимость обеспечить взаимосогласованность подразделений финансового права, несмотря на отраслевую автономию и институциональную самостоятельность некоторых из них. Особенно такое взаимодействие важно между налоговым и бюджетным правом. Целесообразно, например, рассмотреть проблему более четкой координации норм о рассмотрении и утверждении правового акта о бюджете и о порядке внесения изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах (ст. 180, 189, п.1–4 ст. 53, п. 1–3 ст. 59 и др. БК РФ и ст. 3, 5, 12 НК РФ). БК РФ и НК РФ содержат целый ряд не вполне согласованных положений об отсрочках и рассрочках по налогам и сборам, о налоговом кредите и инвестиционном налоговом кредите (п. 5 ст. 53, п. 4–5 ст. 59, п. 4 ст. 64 БК РФ и гл. 9 НК РФ); также на практике действующее законодательство РФ не всегда позволяет разграничить понятие платных услуг бюджетных учреждений, используемое БК РФ, и понятие сбора (п. 4 ст. 41, п. 2 ст. 60 и др. БК РФ п. 2 ст. 8 НК РФ) и т. д.
Перечень сведений, содержащих коммерческую тайну организации, определяется руководителем организации, разрабатывается и оформляется юридической службой совместно со службой безопасности и отделом кадров. Этот внутренний нормативный акт предприятия, а также
Положение о служебной, коммерческой тайне организации обязательно утверждаются руководителем предприятия. Работник знакомится с ними под расписку на первом экземпляре этих документов с указанием даты ознакомления. Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:
Данный План счетов представляет собой унифицированный список закодированной информации (т.е. такой информации, каждому пункту которой присвоен определенный номер – код), отражающей в определенном списке бухгалтерских счетов
положение об имуществе организации и источниках его формирования. Для того чтобы бухгалтерский учет в организации был более эффективен, создают рабочий план счетов. Это план счетов, принятый в организации, в нем указаны необходимые рабочие субсчета и аналитические счета в рамках унифицированных счетов.
В пункте 1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утв. решением Совета Директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40[32], установлено, что предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Такое же правило содержится в п. 2.1
Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14-П, утв. решением Совета Директоров Банка России от 19 декабря 1997 г. № 47[33]. Иными словами, установлена обязательность открытия счетов в банках, причем ВС РФ решением от 26 февраля 2004 г. № ГКПИ 04-163[34] отказал в удовлетворении требований о признании недействующими указанных положений. Примечательно, что при этом доводы заявителя основывались в том числе и на норме п. 4 комментируемой статьи, в которой говорится о праве, а не об обязанности общества открывать банковские счета.
Поскольку выполнение акционерным обществом данной обязанности связано с правоприменительной практикой целого ряда нормативных актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, наиболее важным из которых является
Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. № 11–46/пз-н, зарег. в Минюсте России 1 декабря 2011 г. № 22470, то участие юристов в раскрытии информации целесообразно и закономерно.
Указанная точка зрения фактически совпадает с
положениями ЖК РФ. Рассматривая способ непосредственного управления МКД (ст. 164 ЖК РФ), собственникам квартир предлагается, как указывалось ранее, заключить с управляющей компанией «договор оказания услуг и/или выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества», а не договор управления, хотя в этом случае даже соответствующий поток финансовых ресурсов передается управляющей компании.
Как предусматривалось в подп. 4 п. 1 ст. 7 Закона 2001 г. об аудите, обязательный аудит осуществляется в случаях, если организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подп. 3 п. 1 данной статьи. По сути, данное
положение не имело самостоятельного значения, поскольку охватывалось более общим положением указанного подп. 3 п. 1 ст. 7 Закона 2001 г. об аудите. Соответственно, это положение и не воспроизведено в качестве самостоятельного в ч. 1 комментируемой статьи.
3. Стратегия развития финансового рынка на 2006–2008 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2006 г. № 793-р указывала на необходимость уточнить определение понятия «аффилированные лица» и его соотношение с понятием «группа лиц» для «решения проблемы раскрытия информации о бенефициарных владельцах и повышения прозрачности сделок, в совершении которых имеется заинтересованность». Согласно Плану мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006–2008 гг. предполагалось, по существу, принять окончательно уже упомянутый проект федерального закона № 99089445-2 «Об аффилированных лицах». Соответствующие
положения не были реализованы.
Задача бухгалтерского учета по формированию полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном
положении обеспечивается едиными правовыми и методологическими основами организации и ведения бухгалтерского учета, куда входят настоящий Закон, другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Установленные правила ведения бухгалтерского учета при их соблюдении хозяйствующими субъектами обеспечивают получение полной и достоверной информации, необходимой как внутренним пользователям для анализа деятельности организации, для формирования подсистем управленческого, финансового, экономического и иных видов учета, так и внешним пользователям, которые используют полученную информацию для анализа деятельности совокупности организаций в отраслевом, территориальном и других разрезах.
При этом указанное
Положение пунктами 8, 9, 10 устанавливает порядок отнесения бюджетных средств, включенных в состав доходов будущих периодов, на увеличение финансовых результатов организации. В свою очередь, пунктами 13 и 14 устанавливается порядок исправительных записей в системе учета финансовых результатов при невыполнении организацией условий предоставления государственной помощи.
Развитие законодательства о юридических лицах в последнее время характеризуется все более отчетливым акцентированием в их правовом
положении управленческого начала не только в отношении собственной деятельности (порядок управления деятельностью должен быть отражен в уставе юридического лица п.4 ст.52 ГК РФ), но и других организаций. Учреждение как унитарная некоммерческая организация создается собственником для осуществления управленческих функций (п.1 ст.123.21 ГК РФ). В соответствии с федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – Закон о саморегулируемых организациях) саморегулируемая организация разрабатывает и устанавливает стандарты и правила соответствующей предпринимательской и иной профессиональной деятельности, обязательные для ее членов и осуществляет контроль над их безусловным исполнением. Нами саморегулируемая организация была охарактеризована как публичный орган управления и контроля над осуществлением деятельности других организаций[187].
В информационном письме Минфина России, которое не является нормативным актом, дается пояснение, что в соответствии с
Положением «Об осуществлении НДР и (или) РИПК без применения ККТ» формы БСО, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171, могут применяться до 1 декабря 2008 г. Формы БСО, утвержденные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171 до вступления в силу постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, применяются всеми организациями и ИП, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы были утверждены («Квитанция на получение страховой премии (взноса)», утв. приказом Минфина России от 20 июня 2006 г. № 80н; «Квитанция на оплату услуг газификации и газоснабжения», утв. приказом Минфина России от 9 февраля 2007 № 14н; «Туристская путевка», утв. приказом Минфина России от 9 июля 2007 г.№ 60н; «Залоговый билет» и «Сохранная квитанция», утв. приказом Минфина России от 14 января 2008 г. № Зн; «Квитанция на оплату ветеринарных услуг», утв. приказом Минфина России от 9 апреля 2008 г. № 39н). При этом, если иное не предусмотрено п. 5 и 6 указанного Положения, организация и ИП, оказывающие услуги населению, для осуществления НДР и (или) РИПК без применения ККТ вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 этого же Положения. Утверждение формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не требуется.
проектом Закона предусматривается новое определение наименований многих видов, подлежащих лицензированию, деятельности, направленное на исключение возможности произвольного толкования составляющих их содержание работ и услуг. Многие самостоятельные виды лицензируемой деятельности объединены по сферам экономической деятельности, в наименовании укрупненных по сферам деятельности видах лицензируемой деятельности указываются составляющие их работы и услуги. Исчерпывающие перечни таких работ и услуг будут устанавливаться в
положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительством РФ. Таким образом, при сокращении общего числа лицензируемых видов деятельности расширяется возможность выбора хозяйствующим субъектом конкретных работ и услуг, которые он планирует осуществлять при получении лицензии. Соответственно, сокращаются его издержки, связанные с необходимостью получения нескольких лицензий;
В рамках обозначения элементов регулирования комментируемого Закона рассматриваемый пункт указывает, что данный Закон определяет: правовое
положение НКО; порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации НКО как юридических лиц; порядок формирования и использования имущества НКО; права и обязанности учредителей (участников) НКО; основы управления НКО; возможные формы поддержки НКО органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В этом разделе устанавливается наименование должности, указывается, к какой категории относится работник, перечисляются квалификационные требования, предъявляемые к секретарю. Требования включают в себя два основных направления: образование (общее, среднее, высшее, специальное); практический опыт, т. е. стаж работы на аналогичной должности. Источником для закрепления требований к квалификации служит Квалификационный справочник, разработанный Институтом труда и утвержденный Минтруда России [36]. Однако, каждая организация может конкретизировать требования к квалификации и образованию, исходя из своей политики работы с персоналом. Отдельный пункт содержит порядок приема и увольнения. Здесь же указываются требования к практическим навыкам работы. В первом разделе должны быть перечислены документы, которые секретарь должен знать, то есть здесь излагается обязательный состав специальных знаний, необходимых работнику для выполнения своих функций (законодательные акты,
положения , инструкции, нормативные и методические документы), которые работник должен учитывать и уметь использовать при выполнении своих должностных обязанностей.
В соответствии с эттим нормативным актом главный бухгалтер организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом
положении . Главный бухгалтер также формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из специфики условий хозяйствования, структуры, размеров, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности организации, позволяющую своевременно получать информацию для планирования, анализа, контроля, оценки финансового положения и результатов деятельности организации.
За Федеральной регистрационной службой (Росрегистрация) в свое время подп. 5.8–5.11 постановления Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 451 были закреплены полномочия по осуществлению контроля над соблюдением саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность саморегулируемой организации, а также по проведению проверок деятельности таких организаций. Обращает на себя внимание подпункт 5.10
Положения , в котором устанавливался порядок обращения Росрегистрации в арбитражный суд с заявлением об исключении этих организаций из единого государственного реестра в случаях, предусмотренных федеральным законом, а также подп. 5.11 Положения, в котором был установлен порядок обращения в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих к административной ответственности, что является новацией Положения в сторону саморегуляции. Следует отметить изъятие из полномочий Росрегистрации информационной функции, которой ранее располагала федеральная служба на основании подп. 23 п. 6 Положения, в части предоставления информации в Министерство юстиции РФ о применении законодательства страны в установленной сфере деятельности. Вместе с тем Росрегистрация ранее располагала возможностью информировать Министерство экономического развития и торговли РФ и Федеральную налоговую службу о результатах проверки деятельности саморегулируемой организации и ее членов. Таким образом, в свое время был сформирован механизм контроля и надзора на межведомственном уровне за деятельностью арбитражных управляющих. Поэтому можно считать, что это был промежуточный подход к регулированию на основе государственно-частного партнерства в исследуемой сфере.