Связанные понятия
Диплома́тия — деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей. Дипломатия является средством осуществления внешней политики государств. Представляет собой совокупность практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач.
Посо́льство — дипломатическое представительство (орган аккредитующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними) высшего уровня, возглавляемое чрезвычайным и полномочным послом. К посольствам приравниваются представительства Святого престола (Ватикан) — нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества.
Диплома́т (от др.-греч. δίπλωμα «сложенный вдвое (письменный документ)») — в международном праве официальное лицо, представляющее интересы конкретного государства или полномочной международной организации.
Посланник — глава дипломатической миссии одной державы в другой, миссии второго уровня, сразу после посольства. Исторический титул — «чрезвычайный посланник и полномочный министр» (фр. envoyé extraordinaire et ministre plénipotentiaire); титул, оформившийся в XX веке, — «Чрезвычайный и Полномочный Посланник».
Дуайе́н (фр. doyen — старшина, старейшина) — глава дипломатического корпуса, старший по дипломатическому классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель.
Упоминания в литературе
ГРИГОРЬЕВ Семен Вячеславович (род. 1960), чрезвычайный и полномочный
посол РФ в Республике Абхазия. Образование получил в Московском государственном институте международных отношений при МИД СССР (1983). С 1983 работал в системе МИД СССР на различных должностях в центральном аппарате и диппредставительствах за рубежом: сотрудник дипломатической миссии РФ в Тегеране (Иран), пресс-атташе посольства РФ в Иране, советник-посланник посольства РФ в Афганистане, заведующий отделом по делам СНГ. С 2003 заместитель директора Четвертого департамента стран СНГ МИД РФ. В 2005–06 в качестве представителя МИД РФ возглавлял российскую делегацию на встречах грузинских и российских экспертов по вопросам реализации договоренностей о порядке функционирования и вывода военных баз РФ из Батуми и Ахалкалаки; занимался вопросами урегулирования грузино-абхазского конфликта. С 2006 советник-посланник посольства РФ в Афганистане, с 2008 вновь заместитель директора Четвертого департамента стран СНГ. 25.10.2008 назначен чрезвычайным и полномочным послом РФ в Республике Абхазия. Владеет персидским, английским, пушту и дари языками. Имеет ранг чрезвычайного и полномочного посланника 2-го класса (14.3.2006).
В 2000–2004 годах Бежуашвили занимал пост заместителя министра обороны Грузии, а с февраля 2004 года по июнь того же года – министра обороны. В июне 2004 года стал секретарем Совета национальной безопасности. 19 октября 2005 года Бежуашвили был назначен министром иностранных дел Грузии. При этом дополнительно к чину действительного государственного советника получил дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного
посла . По данным СМИ, Бежуашвили стал главой МИД во многом потому, что являлся близким другом президента Грузии Михаила Саакашвили, готовым во всем поддержать его внешнеполитическую линию и не склонным проявлять самостоятельность.
Миссию возглавляли три великих
посла – Ф. Я. Лефорт, Ф. А. Головин и П. Б. Возницын. Первый играл номинальную функцию официального представителя. Царь полагал, что зарубежные связи швейцарца (перебравшись в Россию, Ф. Я. Лефорт сохранил контакты с родственниками в Женеве, со знакомыми по военной службе) и умение держаться в европейском обществе сыграют положительную роль на приемах при дворах западных правителей. Второй посол, Ф. А. Головин, занимался непосредственной дипломатической деятельностью. В его обязанности входило ведение переговоров, подготовка итоговых документов (договоров), контроль за финансами посольства. Основной канцелярской работой (текущее делопроизводство, составление писем, отчетов, обзоров) заведовал П. Б. Возницын.
После образования США в 1797 году они установили со Св. Престолом консульские отношения в целях защиты своих коммерческих интересов, укрепления международной легитимности, а также для получения от своего агента информации о ситуации в Европе. После прихода к власти папы Пия IX (1846 г.), воспринимаемого в США как прогрессиста, ситуация изменилась, и американцы согласились на перевод отношений на дипломатический уровень. В 1848 году в Рим был послан поверенный в делах Якоб Л. Мартин, что положило начало 20-летию дипломатических отношений.
4. Пользуясь закрепленным в АБСА открытым перечнем прав провинций и расширительным толкованием предметов провинциальной и совместной компетенции судами, канадские провинции стали претендовать на статус субъектов международного права. Зарубежные исследователи подчеркивают, что тенденции к вхождению составных частей государства в область межгосударственных отношений проявились в Канаде раньше, чем в любой другой современной федерации.[186] Правда, самый первый прецедент подобного рода был создан все же федеральным центром: в структуре правительства доминиона был образован подчиненный премьер-министру Департамент внешних сношений, на который де-факто были возложены функции министерства иностранных дел,[187] в том числе правомочие входить в соглашения с иностранными государствами помимо метрополии (1909 г.). Был учрежден пост Высокого комиссара Канады в Лондоне, ранг которого фактически (но не юридически) равноценен рангу
посла . Используя данные прецеденты, провинции без согласования с центром открыли в зарубежных странах, прежде всего в метрополии и в ряде штатов США, учреждения, не имеющие статуса посольств и консульств – миссии, агентства, офисы.[188] В настоящее время Альберта имеет агентства в Калифорнии, Луизиане и Техасе, Британская Колумбия – в Калифорнии и Орегоне, Онтарио – в Иллинойсе, Коннектикуте, Мичигане и Огайо, Квебек – в Вермонте, Мэне, Нью-Йорке и Пенсильвании, Новая Шотландия и Нью-Брансуик – в Мэне, Вермонте и Массачусетсе. Не последовал примеру большинства провинций только Остров Принца Эдуарда. Со второй половины XX в. учреждения, призванные защищать интересы провинций за пределами Канады, стали открываться и в зарубежных столицах (см. приложение 5 наст. изд.). Например, Альберта учредила миссию в столице США, а Квебек – агентства в столицах Франции и Бельгии. Всего по состоянию на 2012 г. провинции Канады содержат в других государствах порядка 200 учреждений[189] – в среднем около 20 на каждый субъект канадской федерации.
Связанные понятия (продолжение)
Дипломатические ранги — классные чины, присваиваемые лицам, занимающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы в министерствах иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях. Существуют в большинстве государств мира (хотя есть страны, где к дипломатам применяется та же система рангов, что и к остальным государственным служащим).
Дипломати́ческий ко́рпус (фр. corps diplomatique, CD) — дипломатический персонал дипломатических представительств, находящихся в данной стране. В узком смысле — главы дипломатических миссий в их совокупности, включая временных поверенных в делах; в широком смысле — все члены дипломатического персонала, подчинённые главе дипломатических представительств. В соответствии со сложившейся практикой к дипломатическому корпусу относят лиц, занимающих должности советников-посланников, советников, первых...
Пове́ренный в дела́х (фр. Сhargé d’affaires) — дипломатическая должность, означающая руководителя дипломатического представительства. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях, класс «поверенных в делах» является третьим классом глав диппредставительств после послов и посланников (либо глав представительств эквивалентного ранга).
Верительные грамоты (фр. Lettres de créance, англ. Credentials) — документ, которым снабжается глава дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения его представительного характера и аккредитования в иностранном государстве. В нём выражается просьба верить всему тому, что будет излагать посол от имени главы своего государства и правительства, отсюда и пошло название документа. Гра́мота (grammata — византийское) — на Руси X—XVII веков деловой документ (главным образом...
Дипломатическое представительство (диппредставительство) — зарубежный орган внешних отношений государства. Учреждается на основе взаимного соглашения между государствами. Выступает от имени учредившего его государства. В основном, служит для поддержания дипломатических отношений.
Дипломатическая миссия , дипмиссия — вид постоянного дипломатического представительства, которое возглавляется посланником или постоянным поверенным в делах. Поскольку дипломатическую миссию возглавляет дипломат с рангом несколько ниже по сравнению с чрезвычайным и полномочным послом, то статус дипломатической миссии несколько ниже, чем посольства.
Советник-посланник — дипломатическая должность, второе лицо в посольстве, заместитель Посла.
Интернунций (лат. Internuntius) — ныне не существующая дипломатическая должность Святого Престола, второстепенный посол Папы.
Министр иностранных дел — должностное лицо, возглавляющее внешнеполитическое ведомство государства, в ранге министра. Является членом правительства (кабинета министров, совета министров и т. д.). Одна из важнейших должностей в правительстве. Иногда второе лицо в кабинете.
Нунций — высший дипломатический представитель Святого Престола, соответствует чрезвычайному и полномочному послу. В большинстве стран с исторически преобладающим католическим населением со времени Венского мирного конгресса (1815) нунций является дуайеном (старейшиной) дипломатического корпуса. Производное от «нунций» — «нунциатура» — папское посольство в какой-либо стране.
Атташе ́ (фр. attaché «прикреплённый») — младшая дипломатическая должность. В России и Белоруссии также первый дипломатический ранг.
Ко́нсульство — орган внешних сношений государства, учреждённый на территории другого государства (с согласия последнего) для выполнения определённых функций. Район деятельности консула и местопребывания консульства определяются соглашением между обоими государствами. Права, привилегии и иммунитет консульства включают: право пользоваться флагом и гербом своего государства; неприкосновенность помещения; освобождение от налогов; неприкосновенность консульских архивов; свободу отношений консульства со...
Ко́нсул (лат. consul) — должностное лицо, которому поручено представляемым государством выполнение консульских функций в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания, т. е. для защиты юридических и экономических интересов своего государства и его граждан. Фактически консульские функции от имени представляемого государства осуществляются специально открываемыми с согласия государства пребывания консульскими учреждениями.
Министерство иностранных дел — орган исполнительной власти в государстве, отвечающий за дипломатические отношения с другими государствами (внешнюю политику). Обычно возглавляется министром иностранных дел. Для обозначения часто используется сокращение МИД.
Мини́стр (лат. minister — служитель, помощник, слуга) — член правительства; обычно — глава какого-либо министерства в государстве мира.
Премье́р-мини́стр или также Пéрвый мини́стр (от фр. le premier — первый) — глава исполнительной власти в государствах, где эта должность отделена от должности главы государства, а также в субъектах федеративных государств. В парламентских республиках является фактическим главой государства.
Вое́нный атташе ́ (фр. attaché «прикреплённый») — категория атташе, представитель военного ведомства при дипломатическом представительстве или миссии (сотрудник) назначившего его государства, включается в состав дипломатического корпуса и пользуется дипломатическими привилегиями и иммунитетами; аккредитуется при Министерстве иностранных дел (МИД) государства пребывания.
Полномо́чный мини́стр (фр. un ministre plénipotentiaire) — существовавший с XVIII века дипломатический ранг посланника одной державы в другой, обыкновенно состоявшего при дворах второстепенных государств, но ввиду географической удалённости наделявшегося правом принимать решения, заключать и подписывать соглашения и договоры целесообразно интересам своей страны.
По состоянию на январь 2019 года Республика Армения установила дипломатические отношения со 178 ныне существующим государством — членом ООН, а также с наблюдателями при ООН...
Подробнее: Дипломатические отношения Армении
Дипломатическое право — одна из подотраслей права внешних сношений, является одной из основных отраслей международного права, представляющей собой совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. Дипломатическое право регулирует правовое положение и деятельность дипломатических представительств государств.
«День дипломатического работника » — профессиональный праздник всех дипломатических работников Российской Федерации, который отмечается в России ежегодно, 10 февраля. Не является нерабочим днём.
Торгпред — глава зарубежного торгового представительства представляющий интересы государства в области внешней торговли и содействующий её развитию.
Представи́тельство высо́кого комисса́ра (англ. High Commission) — название посольства одной страны — члена Содружества в другой стране Содружества. Например, в Лондоне Австралию представляет не посол, а высокий комиссар (и аналогично в Канберре), и посольство Папуа — Новой Гвинеи в Австралии также является представительством высокого комиссара и т. д.
Дипломати́ческий иммуните́т (от лат. immunitas «независимость; неподверженность») — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала. Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.
Ру́сское полити́ческое совеща́ние в Пари́же (Полити́ческое Совеща́ние) (далее РПС) — политическая структура, созданная в Париже в конце 1918 года как объединённое представительство зарубежных структур бывшей Российской империи, не признающих Советскую власть, для международного представительства и проведения в жизнь внешнеполитического курса Белого движения.
Высылка дипломатов — высылка из страны иностранных дипломатических представителей. Следует различать объявление отдельного дипломата persona non grata и высылку всех дипломатов какого-либо государства.
Конференция при Высочайшем дворе (Конференция министров), высшее государственное учреждение Российской империи. Была создана в 1756 году по инициативе канцлера А. П. Бестужева-Рюмина. Упразднена в 1762 году. Формально считалась совещательным органом, но в большинстве случаев действовала самостоятельно от имени императрицы. Конференция пользовалась законодательной властью, давала указания и распоряжения Сенату, Синоду, коллегиям и другим центральным учреждениям империи.
Дипломатическая разведка — разведывательная деятельность, осуществляемая дипломатическими ведомствами в интересах государства или организации, которое они представляют.
Правительство Эстонии в изгнании (эст. Eesti valitsus eksiilis) ― официально объявленная государственная власть Эстонской Республики в изгнании, существовавшая с 1953 года и вплоть до восстановления эстонского суверенитета над территорией Эстонии в 1992 году. Правительство в изгнании оправдывало свою легитимность посредством конституционной преемственности с последним эстонским правительством, действовавшим до советского вторжения в 1940 году. За время своего существования правительство имело признание...
Доктрина Хальштейна (нем. Hallstein-Doktrin) — внешнеполитическая доктрина, проводимая правительством ФРГ с 1955 по 1970 год, направленная на изоляцию ГДР на международной арене.
Ви́це-президе́нт (от лат. vice и президент) — заместитель президента, второе лицо после президента. Следует различать вице-президента некоторой организации и должность вице-президента государства, существующих в некоторых странах.
Национальный совет для мира и порядка (тайск. คณะรักษาความสงบแห่งชาติ, англ. National Council for Peace and Order , сокр. НСМП, тайск. คสช, англ. NCPO) — военное правительство Таиланда, пришедшее к власти в результате военного переворота 22 мая 2014 года. После шести месяцев непрерывных протестов было введено военное положение, цензура систем интернета, теле-, радиовещания, отменено действие конституции и арестованы члены прежнего правительства.
Министр без портфеля — член правительства, который не руководит министерством и/или иным центральным органом исполнительной власти, но имеет полномочное право голоса на заседаниях правительства, а также выполняет отдельные поручения премьер-министра.
Министерская реформа — одна из реформ государственного управления Российской империи, проведённых в начале XIX века при императоре Александре I. Первый этап реформы пришёлся на 1802—1803 годы, второй этап был осуществлён в 1810—1811 годах. В результате реформы на смену архаичным коллегиям пришли министерства.
Статс-секретарь (нем. Staatssekretär «государственный секретарь») — государственная должность и/или звание. Чаще всего статс-секретарём называется глава общегосударственного органа, центрального ведомства или министерства, член правительства, заместитель или помощник министра. В русской номенклатуре государственных должностей, как правило, проводится различие между статс-секретарём и государственным секретарём, но при передаче на русском языке их иностранных аналогов (например, англ. Secretary of...
Совет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между её членами, странами Европы, в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Будучи основанным в 1949 году, Совет Европы является старейшей в Европе международной организацией. В его состав входят 47 государств, в которых проживают более 800 млн человек. Совет Европы является полностью самостоятельной организацией, не входящей в систему Европейского союза, объединяющего...
Генера́л-губерна́тор (англ. Governor-General, в Канаде и Индии Governor General) — назначенный представитель главы государства или правительства для управления некоторой территорией, обычно колониальной. Этот титул используется Британской Короной в Королевствах Содружества Наций, или в бывших британских владениях. Например, пост генерал-губернатора Индии существовал с 1773 по 1950 год. Представитель Короны — термин, используемых в различных конституциях для обозначения генерал-губернатора; неформально...
Аудие́нция (от лат. audire — слушать) — официальный личный приём у лица, занимающего высокий пост; как правило, у монарха, президента, папы римского и т. д.
Не путать с Кабинетом министров Российской империиКомитет министров — высший совещательный и распрядительный орган Российской империи, действовавший при российском императоре в 1802—1906 годах. Во время революции 1905-07 гг. на смену ему пришёл Совет министров Российской империи.
Подробнее: Комитет министров
Иностра́нный аге́нт (также зарубе́жный представи́тель) — лицо (физическое или юридическое), которое, будучи резидентом одной страны, активно представляет в ней зарубежные интересы, обычно при отсутствии дипломатического иммунитета. Десятки стран налагают ограничения на деятельность НКО-«иностранных агентов».
Упоминания в литературе (продолжение)
Бенеш предпочитал не брать в штат министерства людей, представлявших политические партии, и вообще сотрудников с четкими политическими убеждениями. Национальные меньшинства также не имели среди чиновников МИДа своих представителей. Однако на руководящих постах появилось несколько словаков, в том числе Штефан Осуски, будущий полпред ЧСР во Франции, и Владимир Гурбан, будущий чехословацкий посланник в США. Некоторые чиновники министерства заняли важные посты по рекомендации Масарика, например, профессор Карлова Университета историк Камил Крофта, который
после избрания Бенеша президентом стал министром иностранных дел Чехословакии. Глава МИДа был достаточно обеспеченным человеком и не стремился к приобретению материальных благ. Пражская пресса характеризовала Бенеша как неподкупного человека, но критика в его адрес не прекращалась.
Согласно основному закону федеральный президент не может входить ни в состав федерального правительства, ни в состав законодательной корпорации какой-либо земли. Он также не может занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, работать по профессии или иметь иное занятие, входить в состав руководства или наблюдательного совета предприятия, имеющих целью получение прибыли. Федеральный президент представляет государство в международно-правовых отношениях, заключает от имени ФРГ договоры с иностранными государствами, аккредитует и принимает
послов , назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров, в отдельных случаях он осуществляет о г имени федерации право помилования.
Широкое развитие получает военное право, а также дипломатическое. В государствах Европы около XV в. появляются дипломатические представительства. Первые дипломатические миссии носили характер посольств, т. е. к иноземному государю отправляли
послов на время ведения переговоров. К концу XV в. дипломатические представительства в Европе становятся постоянными. Постепенно посольские полномочия становятся уделом специально обученных для этого людей – профессиональных дипломатов.
В Древней Греции институт дипломатического представительства не имел существенного значения для жизни древнегреческого народа. В связи с чем наличие постоянного дипломатического представительства не являлось необходимым. Посольства носили единовременный характер и преследовали конкретные цели. Исключением являлись отношения с Персией: вопросы, относимые к компетенции
послов , не определялись, и время их пребывания было весьма продолжительным (квазипостоянные дипломатические представительства). В большинстве своем речь шла о деятельности, преследовавшей определенные цели. Обычно это было заключение или подтверждение договоров о союзе или мирных договоров, а также принятие и принесение присяги. Hа послов также была возложена миссия объявления войны. Она была противоположной и состояла во вручении документа о ее объявлении.
Исход пактовой кампании 1926–1927 гг. явился тяжелым уроком для советских руководителей. Некоторые важные задачи программы весны 1925 г., в первую очередь углубление противоречий между Польшей и Германией и Литвой, были достигнуты, другие (использование «возможностей экономического давление на государства Прибалтики») оказались нереальными[244]. Международное положение СССР оставалось проблематичным. Независимо от того, в какой степени руководители Политбюро соглашались с утверждением Зиновьева («переориентация Германии есть совершившийся факт»)[245], СССР был бессилен как воспрепятствовать процессу сближения Германии со странами-победителями – так же как и найти иную опору в европейской политике. Даже спустя несколько лет руководитель НКИД был вынужден констатировать: «С Англией и Францией и некоторыми другими европейскими странами у нас имеются дипломатические отношения, но далекие от нормальных, ибо проблемы внешней политики почти никогда не бывают предметом обсуждения с ними […]
Послы и посланники этих стран в Москве выполняют скорее консульские функции, чем дипломатические. Только в Берлине наше полпредство занимает подобающее ему место в дипломатическом корпусе, так и перед лицом германских официальных учреждений»[246]. Односторонний характер политических связей СССР делал его заложником международной конъюнктуры и внутренней политической жизни стран-партнеров и даже отдельных политиков. Так, государственный переворот в Литве, совершенный спустя три месяца после заключения с нею договора о дружбе, и приход к власти правительства таутининков во главе с трудноуправляемым националистом А.Вольдемарасом быстро показали советским руководителям, сколь рискован соблазн использования литовской карты.
Андропов, которому к моменту назначения на должность председателя КГБ при СМ СССР было 52 года, был не только старше всех своих предшественников на этом посту по возрасту, но и имел более солидную школу дипломатической и партийно-государственной работы. Он был не только современником образования КГБ, ХХ съезда КПСС, но и драматических событий осени 1956 г. в Будапеште, где он являлся Чрезвычайным и Полномочным
послом Советского Союза.
Председатель и заместитель председателя КНР избираются ВСНП на срок его полномочий (5 лет). Они не могут занимать эти должности более чем два срока подряд. Председатель КНР утверждает законы, принятые ВСНП и его Постоянным комитетом, назначает и смещает, на основании решений ВСНП и Постоянного комитета ВСНП, премьера и заместителя премьера Государственного совета, министров и других членов правительства,
послов ; награждает орденами и присваивает почетные звания; опубликовывает указы о помиловании, о введении военного положения, объявляет мобилизацию и состояние войны; представляет КНР в отношениях с другими государствами, принимает дипломатических представителей, ратифицирует и денонсирует заключенные межгосударственные договоры. При освобождении должности председателя КНР его место занимает заместитель председателя, а при освобождении обоих должностей временно (до выборов нового) исполняющим обязанности председателя КНР становится председатель Постоянного комитета ВСНП.
Основное содержание их сводится к тому, что гражданин мужского пола, не прошедший военную службу без наличия законных оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, не может быть Президентом, Председателем правительства, министром, депутатом Госдумы и других законодательных или представительных органов от областного до муниципального уровня, членом Совета Федерации, государственным служащим федерального и регионального уровня, сотрудником спецслужб и правоохранительных органов. Человек, прошедший военную службу,
после её окончания должен иметь преимущество для поступления на государственную гражданскую службу.
Представители Комитета информации, как и
послы , утверждались на заседании политбюро. После возвращения внешней разведки в состав МГБ представительства Комитета информации вошли в состав аппарата старших советников при органах госбезопасности стран народной демократии.
Состоявшаяся 29-30 октября 1968 г. в Москве встреча министров обороны стран-членов ОВД была призвана решить проблему реформирования пакта с учётом расширения полномочий общекомандной структуры, подконтрольной Москве. Из балканских участниц блока, помимо Болгарии,
после долгого перерыва на заседаниях присутствовали представители Румынии во главе с министром обороны генерал-полковником И. Ионицэ. Румынская сторона на этот раз, в отличие от предыдущих заседаний органов ОВД, на которых обсуждались вопросы военной структуры и военно-командной системы объединенных вооруженных сил, постаралась выделить наиболее важный с точки зрения сохранения суверенитета государства-члена Варшавского пакта вопрос – недопущение размещения объединенных вооруженных сил без согласия правительства соответствующей страны на её территории[832].
Правительство, сменившее кабинет Пашича-Радича, было сформировано в апреле 1926 г. Н. Узуновичем. Оно обещало обратить пристальное внимание на проблемы экономического развития страны. Желание войти в правительство выразил и Корошец, с условием, что люблянская и мариборская части Словении будут объединены[29], однако приглашен не был. В дальнейшем СНП находилась в оппозиции правящему режиму, и лишь в феврале 1927 г.
после длительных переговоров три словенских представителя стали членами правительства Узуновича: Д. Сернец получил пост министра общественных дел, Ф. Куловец – министра по делам крестьянства, А. Госар – министра социальной политики.
25 августа Совет Федерации и Госдума обратились к президенту Медведеву с предложением признать независимость двух республик, формально входящих в состав Грузии. 26 августа Медведев официально заявил о том, что им были подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии.
После этого президент поручил МИД подготовить проекты договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с этими республиками, а ведомству Сердюкова было поручено в период, предшествующий заключению договоров, «обеспечить… осуществление Вооруженными силами РФ на территории Абхазии и Южной Осетии функции по поддержанию мира».
В 1905 г. Лэнсдоун предложил со своей стороны новый проект финансовой реформы, к которой предполагал привлечь Францию и Италию. Целью этого проекта было отстранить австрийских и русских гражданских агентов и поставить окончательную точку в Мюрцштегской программе. 8 мая 1905 г. было получено согласие всех держав на осуществление финансовой реформы; согласие турецкой стороны было дано только 5 декабря[38]. Сменивший в 1906 г. Лэнсдоуна на посту министра иностранных дел Англии Э. Грей не проявлял симпатий ни к болгарам, ни к грекам. Более того, в течение 1906 г. он собирал информацию о деятельности греческих комитетов в Кавале и митрополитов Драмы, Гревены и Монастыря. В мае 1906 г. по указанию британского посольства великий визирь потребовал от патриарха смещения митрополита Монастыря. В сентябре того же года был убит епископ Корицы, и при расследовании дела обнаружены документы, свидетельствовавшие о его связях с партизанами; в ноябре Э. Грей адресовал греческому правительству меморандум по этому вопросу, в котором снова подчеркивал, что греческие вооруженные отряды являются главным препятствием осуществления преобразований[39]. В течение 1906 г. реформы окончательно зашли в тупик. Христиане мало участвовали в местном управлении по причине незнания турецкого языка, а также из-за того, что их по-прежнему не допускали до ответственных должностей. 27 февраля 1907 г. российский и австрийский
послы в Константинополе дали инструкции гражданским агентам сотрудничать с представителями финансовой комиссии.
Конституция Y Республики ограничила применение института парламентской ответственности. Правительство формируется Президентом и несет ответственность только перед ним. Весьма примечательно положение ст. 23 Конституции: «Функции члена правительства несовместимы с осуществлением любого парламентского мандата, с любым профессиональным представительством общенационального характера, с любой государственной должностью или профессиональной деятельностью». Это положение выводит правительство из-под непосредственного парламентского контроля. Фактически правительством руководит Президент, а не премьер-министр. Президент председательствует в Совете министров, а премьер-министр – в Совете кабинета, который лишь готовит решения для Совета министров. Положение премьер-министра и его отношения с Президентом иногда менялось, как это было в 1986 г.,
после того, как Социалистическая партия потерпела поражение на выборах в Национальное собрание. Возникла ситуация «разделенного правления», что привело тогда к фактической независимости премьер-министра от Президента[49]. Полупрезидентская республика в тот момент существенно сместилась в сторону классической парламентарной модели.
Р. Макнамара был главой корпорации «Форд» и министром обороны. Д. Шульц – министром финансов и председателем совета по экономической политике при Никсоне, занимал должность президента «Бигтел», а потом получил пост госсекретаря в администрации Рейгана. К. Уайнбергер был вице-президентом «Бигтел» и генеральным консулом, а при Рейгане стал министром обороны. Р. Чейни был министром обороны при Дж. Буше и президентом «Халлибертон», известной, как пишет Дж. Стиглиц, многочисленными нарушениями американского законодательства, в том числе завышением курса акций и взятками иностранным чиновникам для получения контрактов. Вовсе неудивительно, что Чейни оказал влияние на решение США начать войну в Ираке, а корпорация «Халлибертон» получила на бесконкурсной основе крупный заказ на нефтедобычу в Ираке[14]. Гендиректор «Голдман Сакс» Г. Полсон в 2006 г. стал министром финансов США[15]. Бывший директор ЦРУ Р. Хелмс являлся главой представительства «Бигтел» в Иране. Семейство Бушей непосредственным образом связано с различными ТНК. Дж. Робертсон был заместителем председателя совета директоров и председателем комитета по аудиту «Бритиш Петролеум», а также министром обороны Великобритании и генеральным секретарем военного блока НАТО. Список можно продолжать долго. Если внимательно проследить за историей становления американских корпораций, можно увидеть массу случаев, когда
после того, как руководитель компании заступал на серьезную государственную должность, его бизнес-детище внезапно начинало развиваться.
Ям-Запольский мир нуждался в утверждении обеими сторонами. Было оговорено, что первоначально договор ратифицирует русская сторона. Ратификация состоялась в Москве уже в июне 1582 г. Польско-литовское посольство было отправлено из Риги в апреле 1582 г.[152] В составе посольства ключевыми фигурами по-прежнему являлись князь Збаражский и Гарабурда. Третий
посол Миколай Тальвош был известен по участию в посольстве 1570 г. Позиция сторон определялась продолжающимся военным конфликтом Русского государства и Швеции. Король Стефан Баторий и коронный канцлер Замойский стремились в этих условиях защитить свои интересы в Ливонии. Речь шла о претензиях Речи Посполитой на шведскую Прибалтику «Шведскую Эстонию». Ситуация накануне и в ходе переговоров посольства Збаражского в Москве рассмотрена Б. Н. Флоря[153].
В России первый закон «О выдаче преступников по требованиям иностранных государств», обобщивший накопленный опыт, ранее рассредоточенный в заключенных ею договорах с другими государствами, был принят Государственной думой 19 марта 1911 г., утвержден два месяца спустя Государственным советом, а
после его подписания императором Николаем II был опубликован 15 декабря 1911 г. и вступил в действие с января 1912 г.[86] Благодаря этому Россия оказалась в числе государств, имеющих специальный закон об экстрадиции.
В июле 1939 года Панюшкин направляется в Китай уполномоченным Совнаркома по реализации торгового соглашения с этой страной и в том же месяце назначается Чрезвычайным и Полномочным
Послом СССР. Одновременно является главным резидентом НКВД и руководит деятельностью ряда резидентур в Китае.
Во время встречи, на которой присутствовали от Украины тогдашний чрезвычайный и полномочный
посол Украины в Германии Павел Климкин, специальный представитель действующего главы ОБСЕ Хайди Тальявини и чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации Михаил Зурабов, глава Украины отметил, что стороны должны работать над реализацией договоренностей, которые были достигнуты в Нормандии во время встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель, президентом Франции Франсуа Олландом и Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.[99]
Во время встречи, на которой присутствовали от Украины тогдашний чрезвычайный и полномочный
посол Украины в Германии Павел Климкин, специальный представитель действующего главы ОБСЕ Хайди Тальявини и чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации Михаил Зурабов, глава Украины отметил, что стороны должны работать над реализацией договоренностей, которые были достигнуты в Нормандии во время встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель, президентом Франции Франсуа Олландом и Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным[91].
Несмотря на критику Синода, закон «О защите нации» все-таки был принят Народным собранием 24 декабря 1940 г. и утвержден царским указом от 15 января 1941 г.; 17 февраля вышли приложения к закону, определявшие механизм его реализации, при этом он оказался мягче, чем аналогичные антиеврейские акты в соседних странах.
После состоявшейся 20 января 1942 г. Берлинской конференции в Ванзее, вынесшей решение о физическом уничтожении более 11 миллионов евреев в Европе, в Болгарии под давлением нацистов был принят ряд новых антисемитских актов. Самое существенное значение имел закон «О поручении Совету Министров принятия всех мер по урегулированию еврейского вопроса и связанных с ним вопросов» от 9 июля 1942 г. На основе данного закона 27 августа вышел указ о создании при МВД Комиссариата по еврейским вопросам (под руководством А. Белева) для практической реализации нового курса. В рамках этой политики 24 сентября были введены опознавательные «еврейские» знаки на одежде, домах и предприятиях, начались переговоры с германскими властями о подготовке депортации евреев в концлагеря на территории Польши и т. д. Священный Синод отреагировал на это решениями от 15 сентября, 20 ноября и 10 декабря 1942 г. направить письма премьер-министру и министру иностранных и религиозных дел с настоятельной просьбой отменить или смягчить все ограничительные меры в отношении христиан еврейского происхождения, в особенности ношение ими шестиугольной звезды Давида и запрещение их браков с болгарами[87].
5 апреля 2011 г. было издано постановление правительства Итальянской Республики «О гуманитарных мерах временной защиты граждан государств Северной Африки, прибывших на территорию Италии с 1 января 2011 г. до полуночи 5 апреля 2011 г.», согласно которому им предоставлялся временный вид на жительство в соответствии со ст. 20 Закона 189/2002 Итальянской Республики. Согласно данному постановлению, каждому мигранту предоставлялось право пребывания на территории Италии в течение шести месяцев, три из которых он мог провести в другом государстве – члене ЕС «в соответствии с Конвенцией о применении Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. и нормами коммунитарного права» [Misure umanitarie… 2011]. Такое право бесплатно и по упрощенной процедуре могли получить порядка 14,5 тыс. человек. Для этого в течение восьми дней со дня публикации постановления правительства заинтересованные лица должны были обратиться с соответствующим запросом в местный полицейский участок и
после определения страны происхождения и национальности заявителя в ускоренном порядке выносилось окончательное решение. В соответствии с п. 2 ст. 2 постановления временный вид на жительство не выдавался лицам, въехавшим в Италию до 1 января 2011 г. и после полуночи 5 апреля 2011 г., подозреваемым в участии в преступных группировках, а также находящимся под следствием. Их предполагалось поместить в центры идентификации и высылки, а затем репатриировать. Нелегальные иммигранты, прибывающие к берегам Италии начиная с 6 апреля 2011 г., либо получали отказ во въезде, либо должны были быть высланы на родину. Поначалу «Лига Севера» выступала против данного решения, считая его равносильным амнистии нелегалов, но затем она уступила, так как, по словам секретаря партии У. Босси [15], «это был единственный способ заставить Европу выполнить свои обязательства» [цит. по: Picariello A., 2011].
4 декабря 1989 г. была принята Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников[728] (вступила в силу 20 января 2001 г.
после сдачи на хранение Генеральному секретарю ООН двадцать второго документа о ратификации или присоединении). В общей сложности 25 государств уже завершили официальные процедуры, позволившие им выразить свое согласие взять на себя обязательства, вытекающие из Международной конвенции[729]. Как минимум, четыре государства, подписавших эту Конвенцию (Ангола, ДРК, Республика Конго и Нигерия), прибегали к услугам наемников. Конвенция направлена, главным образом, против так называемого привходящего наемничества, когда африканские государства были обеспокоены ролью европейских наемников (из Франции, Великобритании) в свержении правительств ряда государств на африканском континенте.
Сразу же
после «неформального общения» Владимира Путина с одним из старейших членов Бильдербергского клуба заместитель директора-распорядителя Международного валютного фонда Минь Чжу сообщил (19 мая 2015 года), что российской экономике для улучшения дел необходимы реформы. Минь Чжу отметил, что в МВФ были разработаны отдельные рекомендации для каждого из государств БРИКС – Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР.
В течение 1998–1999 гг. наблюдался новый поворот к эволюции ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Они более и менее интегрируются в вертикаль исполнительной власти страны. Эта тенденция особенно усилилась
после финансового кризиса 1998 г. При премьере Е. М. Примакове руководители ассоциаций вошли в состав Правительства РФ – по статусу они были приравнены к федеральным министрам[121]. После этого вопрос о создании Союза и заключении соответствующего договора на Урале больше не поднимался.
Наконец, в ряде монархических государств принятие конституции имело форму октроирования: они даровались «хорошим» монархом своему «верному народу» (Иордании 1952 г., Непала 1962 г. (заменена), Монако 1962 г., Свазиленда 1978 г., Саудовской Аравии 1992 г.,[24] Омана 1996 г. и др.). В ходе крушения колониальных империй октроирование приобрело иную форму: метрополия (обычно
после конференций, круглого стола) даровала конституцию своим прежним колониям, объявляя их независимыми государствами. В Великобритании это делалось в форме «приказа в Совете» (акт монарха в Тайном совете, состоящем приблизительно из 300 человек – родственников монарха, членов правительства, духовных иерархов, знати, высокопоставленных лиц, причем для принятия его постановлений достаточно присутствия трех человек). «Приказ в Совете» затем подтверждался британским парламентом, а позже конституция еще раз принималась созданным парламентом нового государства.
После катастрофы под Сталинградом немцы сделали попытку реформировать свою «восточную» политику, внеся в нее ряд изменений. Одним из них должно было стать широкое привлечение к сотрудничеству деятелей национальных движений и создание из них более авторитетных политических организаций. 27 июня 1943 года в прессе появилось сообщение об учреждении так называемого Белорусского совета доверия (БРД) – совещательного органа при генеральном комиссаре Кубе[194].
С такой решимостью претворять в жизнь реформы Танзимата возвращалось османское правительство
после девятилетнего отсутствия в сиро-палестинских провинциях. Оно несло местному населению новые веяния. Важным моментом было то, что центральное правительство приступило к реформированию еще в начале 1830-х гг., начав с себя за несколько лет до официального провозглашения Танзимата. Нововведения коснулись сначала старого османского правительства (баб-и асафи)82. Порта стала реформировать по европейскому образцу, «европеизировать» или «вестернизировать» (игтираб) свои центральные правительственные учреждения, объединенные под одной «крышей». На их базе был создан ряд ведомств-министерств: министерство иностранных дел (незарет-и хариджийе) в 1836 г., министерство внутренних дел (незарет-и дахилийё) в 1837 г., министерство юстиции (незарет-и адлийе), министерство финансов (незарет-и малийе) в 1838 г., министерство торговли (незарет-и тиджарет) в 1839 г. Во главе новообразованных министерств и ведомств назначались назыры83, которые по мере развития Танзимата чаще именовались векияями84, то есть новыми наместниками падишаха в правительственных делах (810, с. 118).
Первое правительство, которое возглавил Черномырдин, было самым большим – узнать точно, сколько России нужно министров, в 1992 году было неоткуда, а запас карман не тянул. В первый кабинет входило 65 человек – 38 членов Совета министров, 7 руководителей федеральных ведомств (ГТК, Центробанка и др.) и 20 председателей Советов министров республик в составе России. Однако
после принятия новой российской Конституции в декабре 1993 года количество портфелей было сокращено более чем вдвое. В составе кабинета помимо премьера осталось всего 28 министров и вице-премьеров. Впоследствии правительственная команда вновь увеличилась. В первом правительстве Черномырдина была всего одна женщина – министр социальной защиты Элла Памфилова. Злые языки говорили, что ее появление в правительстве было обусловлено теми же причинами, что и включение Валентины Терешковой в отряд космонавтов.
В результате Великой французской революции 1789 г. были уничтожены как судебная система, так и должности интендантов, и Государственный Совет. Разрушив судебную систему старого режима, депутаты Учредительного собрания были не способны заменить ее чем-либо оригинальным,
после долгих дебатов они вновь вернулись к принципам, действовавшим в эпоху абсолютизма[64]. Закон от 16 августа 1790 г. об организации судебной власти запретил судьям судов общей юрисдикции касаться действий администрации, а законами от 6, 7 и 11 сентября 1790 г. разрешение административных споров было вверено самой администрации в лице директорий департаментов и округов. Передача разбирательства спорных управленческих дел органам управления объясняется недоверием революционеров к аристократическому судейскому корпусу, а также стремлением революционной исполнительной власти обеспечить себе наибольшую свободу действий. В 1791 г. был вновь учрежден Государственный Совет с прежней компетенцией.
После перехода страны к новой экономической политике в марте 1921 г. процесс объединения советских республик значительно ускорился. Отношения республик в 1921–1922 гг. характеризовались объединением их хозяйства, прежде всего в важнейших отраслях – промышленности, транспорте, финансах; укреплением военного единства и созданием прочного дипломатического союза. Так, в январе-феврале 1922 г. советские республики (Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан и др.) поручили своим полномочным представителям при СНК РСФСР подписать протокол, доверяющий делегации Советской России на Генуэзской конференции защиту их прав и интересов. Общее управление хозяйством в независимых советских республиках осуществляли экономические совещания (ЭКОСО), работавшие под непосредственным руководством Совета Труда и Обороны РСФСР.
Первая организация бухгалтеров Франции – Академическое общество бухгалтеров Парижа (Societe Academique de Comptabilite de Paris – S AC.P) – была создана в 1881 г., через год
после учреждения Института присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса. В 1912 г. была создана Компания счетоводов-экспертов (Compagnie des Experts-Comptables). Затем по ее примеру были образованы компании бухгалтеров-экспертов в других городах Франции. По окончании Первой мировой войны они объединились в небольшую федерацию. На этом этапе в регулирование профессии вмешалось французское правительство, декретом от 22 мая 1927 г. утвердившее диплом эксперта-бухгалтера. В сентябре 1945 г. вышел в свет ордонанс (постановление) о государственном регулировании профессии и учреждении Ордена экспертов-бухгалтеров (Ordre des Experts-Comptables – ОЕС) под юрисдикцией Министерства экономики и финансов.
И далее: «Однако Питовранов всегда в своих публичных выступлениях и печатных материалах представляется просто «мистером». Только
после того, как он был назначен на руководящую должность (в ТПП СССР), возросло давление как часть массированной кампании – добиться советского представительства в БСТП в обмен на предложение денег и взаимного британского представительства в Москве».
Конституция
после внесения в нее поправок в 2014 году[138] предоставила Президенту еще большие возможности по воздействию на правоохранительные органы: он сохранил свои полномочия по представлению кандидатур для назначения Советом Федерации судей Конституционного Суда и Верховного Суда, а также по назначению судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83), но кроме того, как уже упоминалось, приобрел новые полномочия в отношении органов прокуратуры. В июле 2014 г. у главы государства появились и дополнительные полномочия по формированию Совета Федерации[139]. Согласно поправке от 21 июля (ч. 2 ст. 95), появились члены Совета Федерации – представители Российской Федерации. Назначаются они Президентом РФ. Их число не должно превышать 10 % от числа членов Совета Федерации, представляющих региональные органы государственной власти. Закон запрещает вновь избранному Президенту в свой первый срок освобождать от должности таких представителей, если они были назначены до его вступления в должность. Исключения могут быть предусмотрены федеральным законом (ч. 4 ст. 95 Конституции).
27 сентября 1920 г. китайской стороне было вручено «Обращение правительства РСФСР к правительству Китайской Республики» с изложением основных пунктов, которые советское правительство предлагало взять за основу будущего советско-китайского соглашения. Этот документ являлся развитием положений, изложенных в «Обращении правительства РСФСР к китайскому народу и правительствам Южного и Северного Китая» от 25 июля 1919 г. Во втором документе отсутствовала апелляция к правительству Южного Китая, которое за прошедший
после первого обращения год было свергнуто.
Статья 24 Устава определяет, что главы государств и главы правительств на заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств председательствуют поочередно в порядке русского алфавита названий государств-членов Содружества. Заседания обоих органов проводятся по общему правилу в городе Минске, который выступает чем-то вроде столицы Содружества. В целом деятельность данных органов определяется специальными Правилами процедуры[34]. Исходное для них Соглашение о Временных правилах процедуры Совета глав государств и Совета глав правительств государств-участников Содружества – документ изначально временный. Его действие прекращается
после вступления в силу Протокола о прекращении многосторонних договоров[35], заключенных в рамках СНГ 1 декабря 2000 г.