Связанные понятия
В геральдике крест относится к почётным геральдическим фигурам и занимает 2/7 ширины гербового щита. Всего существует около 200 различных видов крестов. Достаточно распространённым является приписывание той или иной формы креста к определённой организации, территории или государственному образованию.
Подробнее: Геральдические кресты
Щито́к — элемент герба. Является простой геральдической фигурой. Как правило один щиток может располагается на гербе в центре щита, однако герб может содержать и несколько щитков.
Стрела — одна из распространённых гербовых фигур, изображающих предмет вооружения — боеприпас для стрельбы из лука или арбалета, состоящий из древка, наконечника и оперения. В геральдике используется как вся стрела целиком, так и наконечники отдельно.
Медведь в геральдике является распространённой гербовой фигурой, относящейся к естественным негеральдическим фигурам. Распространение медведя в качестве гербовой фигуры среди германских народов связано, возможно, с его использованием в качестве тотема. Обычно медведь интерпретируется как символ силы, хитрости и свирепости в защите отечества. Традиционно бурый медведь в геральдике передаётся чёрной эмалью (как наиболее близкой к натуральному цвету).
Упоминания в литературе
Изображения четырёх секций среднего яруса дублируют изображения верхнего яруса. Фигуры этого яруса идентичны фигурам верхнего яруса и находятся под ними, только имеют меньший размер. Фигуры среднего уже не стянуты вместе
поясом, в отличие от фигур верхнего яруса, и изображены с расставленными руками, отчего складывается впечатление, что они держатся за руки либо водят хоровод. Другими словами, мы получаем ту же символику, что и у фигур верхнего яруса, – кольцо, единство.
Узор на шарфах и поясах обычно состоял из нескольких повторяющихся мотивов, помещенных в одном горизонтальном ряду (исключение иногда составляли пояса, где мотив мог быть и один). Реже мотивы располагались на определенном расстоянии друг от друга, а чаще соединялись между собой. Расстояние бывало настолько небольшое, что создавалось впечатление сплошного, в определенном ритме заполненного узором пространства, при котором отчетливо проступал фон. На вышивках впечатление движения, создаваемое композицией орнамента, очевидно, объясняется плавными изгибами основных линий рисунка и их односторонним
горизонтальным направлением (на поясах узор компоновался по вертикальной оси).
Знаками царской власти и, соответственно, аксессуарами их костюма были подвязанная золотая борода, корона и посох, а также головной убор «клафт-ушебти», состоящий из большого куска полосатой ткани, ленты и обруча с уреем – фигуркой священного змея, голова которого располагалась надо лбом фараона (рис. 2). Змей-урей считался символом неограниченной власти, поэтому его изображением украшались также корона, пояс и шлем фараона. Корона фараона состояла из двух шапок, белой (верхнеегипетской) и красной (нижнеегипетской), вставленных одна в другую (рис. 3). Интересно, что знаком или
символом «змеи-урея» является узор, состоящий из комбинации маленького белого косого креста, окруженного красными фигурами из двух накрест положенных звеньев. Подобный орнамент, как отмечают исследователи, часто встречается в памятниках древнейшей египетской культуры и многих других стран азиатского Востока.
Дублет был основным средством защиты туловища на протяжении всего XIV века, хотя уже в 1350 году в ходу были стальные нагрудники; эти нагрудники делали из одной цельной пластины; часто одновременно надевали и защитную пластину для спины. Сведения по внешнему виду и конструкции такого снаряжения мы черпаем, главным образом, из скульптурных изображений рыцарей того времени, но в Мюнхене есть настоящий нагрудник, изготовленный около 1390 года (см. рис. 16). Этот панцирь прикрывает туловище от шеи до пояса и, как старый добрый дублет, покрыт тканью (красный бархат на грубом полотне). Эта ткань спускается ниже пояса и переходит в короткую юбку, к внутренней поверхности которой приклепаны пять
полукруглых железных полос, перекрывающихся, подобно чешуе, верхними частями. Эта защита сделана в стиле прежнего дублета, но она более эффективна, так как полукруглые петли переходят на боковые части юбки и закрывают, таким образом, не только перед. Эту юбку назвали накидкой или набрюшником и использовали ее все время, пока в военном деле применялись доспехи.
Верхняя поверхность нижнего яруса с перекрывающими его валунами и колотыми (на погребальном костре?) камнями была скрыта на пл./шт. 4 на уровне верхней плоскости гравийной подсыпки, перекрывающей материк. В сущности эта подсыпка является для Р. 4 рукотворным «материком». При начале разборки слоя ОПК ниже уровня этого «материка» в юго-восточной части могилы рядом с костями коня была найдена поясная бронзовая пряжка № 286-12 с лировидной рамкой c элементами декора типа Elling. После её расчистки выяснилось то, что обоймица пряжки украшена двойной орнаментальной полосой, исполненной в технике «тремоло». Кроме того, в
верхней части рамки пряжки видно углубление, оставлено обоймицей при ношении её наклонно (Кулаков В.И., 2010, с. 198). Эта особенность рамки связана или с ношением её хозяином у пряжки на поясе тяжёлого предмета (например – боевого ножа), или образовалась ввиду массивных габаритов хозяина пояса с данной пряжкой. Данная пряжка является полным аналогом пряжки № 199-1 из погр. К24(26). Такая же пряжка (правда – без обоймицы) обнаружена в могильнике Visby (о. Готланд) в погр. 2 (Thunmark-Nylen L., 1995, A.. 416) кон. Х – нач. XI вв. Над заполнением верхнего яруса погр. К27 обнаружены обожжённые на погребальном костре и вытащенные из могилы корнями наконечник копья № 262, фрагмент бронзовой балки весок № 282, обломки роговой накладки на гребень № 286-1-9, железная скоба № 286-4, фрагмент шпоры № 245 (рис. 15), фрагмент втулки копья, нож № 243, фрагмент бочёнковидного шиферного пряслица № 284, нож № 243. Здесь же был найдены 25 фрагментов раннегончарных сосудов (10 – с орнаментом) и 15 некомплектных фрагментов лепных горшков.
Связанные понятия (продолжение)
Лапчатый крест — прямой равносторонний крест с расширяющимися концами. Среди прочих объединений, использовался в Средние века рыцарями-храмовниками (тамплиерами).
Единоро́г — гербовая фигура, относящаяся к негеральдическим. Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии, по одному — в государственных гербах Великобритании и Канады. Единорог считается геральдическим символом благоразумия , чистоты , осторожности, осмотрительности, непорочности, строгости и суровости.
Деление щита (сечение, разделение) — геральдический приём и термин, означающий разделение поля щита на две или более различно окрашенные части посредством прямых или фигурных линий. Преимущественно щит делят на несколько равных частей, гораздо реже встречается деление на неравные части. Линии деления, независимо от своей формы, всегда проходят в одном из четырёх возможных направлений: вертикально (в геральдике — рассечение), горизонтально (пересечение), диагонально слева (скошение справа) и диагонально...
Горностаевый мех (фр. hermine) — один из двух мехов, традиционно используемых в геральдике.
Орёл в геральдике — одна из наиболее распространённых гербовых фигур. Среди естественных фигур более распространённой фигурой является только лев.
Бурелет являлся символом того, что рыцарь действительно побывал в крестовом походе. Поэтому изображение бурелета можно встретить в геральдике. Бурелеты имели цвет знамени и щита, под которыми сражался рыцарь.
Грифо́н (наполовину орёл, наполовину лев) — часто встречающаяся в гербах негеральдическая фигура. Символизирует могущество, власть, бдительность. По Лакиеру, служит символом быстроты, соединенной с силой. Древние думали, что он хранит клады.
Внутренняя кайма , отвлечённая кайма (фр. Orle, нем. Inbord) — гербовая кайма, отступающая от края щита примерно на свою ширину и напоминающая металлические усиления средневекового щита.
Французский щит — одна из основных форм геральдического щита, использующихся в геральдике. Представляет собой прямоугольник с наибольшим заострением в средней нижней части. Соотношение ширины и высоты составляет 8:9, соотношение верхнего и нижнего полей по вертикальной оси равно 1.0:1.0. Нижние углы щита — округлые.
Шлем (фр. le casque) — один из элементов герба, помещается над щитом. Прежде в геральдиках Западной Европы существовали разные роды геральдических шлемов в зависимости от титула, достоинства или звания владельца герба. На древних гербах, точных снимках рыцарского вооружения, шлемы всегда изображались в профиль, но с XV в. их стали представлять впрям. При этом сами положения шлема в гербе (впрям, в профиль, вправо или влево и т. д.) и особенности его отделки служили отличительными признаками, например...
Геральдический щит (гербовый щит) — условно изображённый стилизованный щит признанной в геральдической традиции формы, либо характерной конструкции (павеза), несущий на своей лицевой поверхности (в гербовом поле) определённый набор гербовых фигур. Является основой любого герба.
Гербовые фигуры — все фигуры, размещённые в щите герба. Гербовые фигуры подразделяют на геральдические — имеющие условное значение и негеральдические — все остальные фигуры, которые, в свою очередь, условно делятся на естественные (лев, орёл, лилия и т. д.) и искусственные (меч, подкова и т. д.).
Лев и его разновидность леопард — один из старейших и самых популярных геральдических символов. Согласно Лакиеру, лев является символом силы, мужества и великодушия, а леопард — храбрости и отваги. В связи с тем, что лев очень часто встречается в гербах, для описания различных типов геральдических львов придуманы специальные названия. Хотя в геральдике встречаются львы всех тинктур, наиболее распространённой из них является золото. В гербе лев часто бывает представлен один; но их может быть и два...
Простые (второстепенные) геральдические фигуры произошли из почётных путём их уменьшения, урезания, удвоения, утроения и так далее. Они могут располагаться по направлениям почётных фигур, то есть в столб, в пояс, в крест и так далее, и помещаться на почётных фигурах. По своей форме они делятся в основном на треугольные («остриё», «клин», «треугольник»), четырёхугольные («квадрат», «брусок», «гонт», «ромб»), круглые («безант», «шар», «дуга») и условные («титло» или «турнирный воротник»).
Гонт (фр. billette, англ. billet, нем. schindel) в геральдике — второстепенная геральдическая фигура, представляющая собой свободно располагаемый в поле прямоугольник с преобладанием вертикального размера. Прямоугольник с преобладанием горизонтального размера называется в русской геральдике бруском (фр. billette couchée, англ. billet fesswise, нем. querschindel), а равносторонний — квадратом или квадратным бруском (фр. carreau, англ. square billet, нем. quadrat). В немецкой геральдике также существуют...
Геральди́ческая ли́лия , также королевская (бурбонская) лилия или флёр-де-лис (фр. fleur de lys/lis; «цветок лилии») — гербовая фигура, одна из самых популярных, наряду с крестом, орлом и львом. Относится к числу негеральдических естественных фигур. Стилизованное изображение цветка служило узором орнамента или эмблемой принадлежности к многочисленным обществам Старого и Нового Света. Встречается на цилиндрических печатях Месопотамии, на древнеегипетских барельефах и микенской керамике, на монетах...
Держава императорская (также «Царское яблоко») — одна из главных регалий монархов Российской империи, символ императорской власти.
Пчела (Apidae) встречается на более чем трёхстах гербах и несёт различный смысл, например, трудолюбие и покорность. Она также может обозначать, что обладатель герба относится к пчеловодам, или что на данной местности развито пчеловодство. Поскольку пчёлы запасают свой мёд, они символизируют экономию и бережливость и в таком значении присутствуют на вывесках банков.
Правило тинктур — является основным правилом геральдики и заключается в неналожении металлических фигур на металлические поля или финифтяных фигур на финифтяные поля. Между тем, существует достаточное количество гербов, нарушающих это правило (для подчёркивания особого статуса или из-за невежества создателей герба), а также множество различных аспектов, когда кажущееся на первый взгляд нарушение правила таковым не является.
Беличий мех (vair) — один из двух мехов, традиционно используемых в русской и мировой геральдике.
Крыж — часть полотнища флага (иногда используется также название «канто́н», принятое в западной вексиллологии).
Поло́тнище — основная часть знамени, штандарта, вымпела или флага. В Российской империи полотнище изготовлялось из шёлковой материи высшего качества (репс, фай, гроденапль или знамённая ткань, реже гродетур или камлот). Полотнище является наиболее важной частью флага, знамени и штандарта.
Андре́евский крест — косой крест, символизирующий распятие Андрея Первозванного (☓ — символ U+2613 в Юникоде). Используется на флагах и в символике нескольких стран и территорий. В XIX веке словосочетание также использовалось в архитектуре для обозначения рамы из двух по диагонали составленных брусьев в виде буквы «Х».
Гласный герб в геральдике — один из классических и самый визуально узнаваемый способ создания гербовой композиции.
Кадуце́й (лат. caduceus), или керикион (др.-греч. κηρύκειον, κηρύκιον, ῥάβδος или σκῆπτρον) — жезл глашатаев у греков и римлян; название жезла Гермеса (Меркурия), обладавшего способностью примирять. Сходные символы были распространены и у других древних народов (см. урей Уаджит). Подобно современному парламентёрскому флагу, был необходимым атрибутом глашатаев, посылавшихся в неприятельский лагерь, и ручательством их неприкосновенности.
Геральдический язык (геральдическое описание, блазонирование) — описательный код, выработавшийся в западно-европейской культуре для записи и описания изображения на гербах и флагах. Геральдический язык, при отсутствии фотографии и дороговизне цветных рисунков, позволял описывать текстовым или словесным способом изображения на гербе или флаге разными методами, благодаря чему сохранялась возможность в последующем воспроизводить его с достаточной точностью.
Польская геральдика имеет ряд особенностей, которые кардинальным образом отличают её от других геральдических систем в гербоведении.
Пушка — негеральдическая искусственная гербовая фигура, возникшая изначально в шведской и русской геральдике в Новое время с XVII века. В геральдике почти без исключений артиллерийское орудие этого типа представляется на раннем этапе своего развития — литой гладкостенный ствол, предназначенный для стрельбы ядрами. Он может изображаться как на двухколёсном полевом лафете, так и отдельно. В последнем случае часто встречаются композиции из перекрещенных пушечных стволов, например в официальной символике...
Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследие) — изобразительный опознавательный знак (подвид эмблем), составленный и употребляемый по правилам геральдики, служащий для отличия владельца (личности, семьи, рода; населённого пункта, города, территории, государства, межгосударственного объединения; общественной, профессиональной, социальной или государственной корпорации: органа, организации, формального или неформального объединения, учреждения, предприятия и т. п.; общественного события или акции и проч...
Звезда — определённый вид плоских невыпуклых многоугольников, не имеющий, однако, однозначного математического определения.
Щит — вид вооружения, предназначенный для защиты от холодного ручного и метательного оружия и в какой-то степени — от огнестрельного.
Тарч , торч (нем. Tartsche,польск. tarcz, от старофр. targa — щит; др.-в.-нем. zarge) — название типа щитов, применявшихся западноевропейскими рыцарями с XIII по XVI век, по другим данным с XIV по XV. Возможно тарчи использовались и на Руси, во всяком случае в радзивилловской летописи они изображены не менее 15 раз, также есть описания относящиеся к XVI веку, которые можно трактовать как описания тарчей.
Лазу́рь — один из оттенков голубого цвета, цвет минерала азурита и красителя азур, цвет неба в ясный день.
О́рденская ле́нта или Лента медали — специальная лента, установленная для каждого ордена или медали, имеющая определённый цвет и рисунок.
Секи́ра — древнее рубящее холодное оружие, одна из разновидностей боевого топора с длинным лезвием. Также устаревший (традиционно-поэтический) синоним слова «топор» в широком значении.
Ангел — одна из популярных фигур в геральдике. Обычно используется в качестве щитодержателя, хотя нередко встречается и как гербовая фигура.
Со́лнце — гербовая фигура, относящаяся к числу негеральдических. Обычно солнце имеет восемь прямых лучей и восемь изогнутых. Если лучи только прямые, то такое солнце называется сияющим, только изогнутые — пламенеющим. Солнечный диск, как правило, имеет человеческое лицо. Если солнце не естественного золотого цвета, оно обычно называется тенью солнца.
Деви́з (фр. devise) — слово или короткая фраза, определяющая поведение и устремления личности, семьи, социальной группы или организации.
Постамент также почва (Boden) — элемент герба, на котором стоят щитодержатели, исключение составляют только летящие фигуры, изображенные парящими в воздухе, без почв. Изображается в виде паркета, карниза или панели, или же изображаются с растительностью (на гербе Исландии в виде застывшей лавы).
Упоминания в литературе (продолжение)
Изучение эскиза или образца модели производится с помощью конструктивных поясов со стороны полочки и спинки, которые накладывают на эскиз модели или определяют на образце. Основными конструктивными
поясами являются линия горловины, плеч, груди, далии, бедер и низа. Кроме того, на рисунок наносят центральную вертикальную линию со стороны полочки и спинки. В процессе изучения модели устанавливают вид изделия, назначение, ткань. Выявляют силуэт модели, покрой и зависящие от них припуски, которые будут положены в основу построения чертежа основы конструкции. При помощи конструктивных поясов изучают все остальные элементы конструкции модели: вид застежки (двубортная, однобортная), количество и место расположения петель и пуговиц, место расположения рельефов, отрезных бочков относительно центральной вертикальной линии, оформление линии горловины, воротника и лацканов, ширину и высоту плеч, вместо расположения и оформление верхней вытачки и других конструктивных линий в горизонтальной плоскости (кокеток, подрезов и т. п.).
Стеганая кожаная куртка, на которую надевался такой панцирь, давала рыцарю тепло и уплотняла защитный слой. Поверх все так же набрасывали тунику. И хоть ее по-прежнему предпочитали делать нарядной, во главу угла все же ставилась функциональность. Теперь туника выкраивалась из двух частей – верхней и нижней. Та, что шла сверху, была узкой и плотно облегала туловище. Спереди она сильно укорачивалась, чтобы открывать более свободную нижнюю часть. К тунике стали прикреплять одну или две специальные металлические бляхи, а уж к ним – цепочки от меча, кинжала и даже шлема. Очевидно, чтобы не потерять в походе, как это часто происходит у нас с мобильными телефонами. В завершение, рыцарь опоясывался широким ремнем с металлическим
обрамлением и солидной пряжкой. Пояс не затягивался туго, а свободно ложился на бедра, лишь удерживая ножны с мечом да кинжал.
В одноэтажных однопролетных домах шириной до 6 м крыши можно возводить с использованием простейших стропильных ферм из досок сечением 60х150 мм. Такие фермы легко изготовить, накладывая одну на другую, а затем установить на место, раскрепив диагональными ветровыми связями с внутренней
стороны. Стропила и нижний пояс (затяжку) соединяют между собой на гвоздях с помощью двусторонних накладок из досок толщиной 25 мм.
Со второй половины X – начала XI вв. комплекс вооружения обновляется, и в употребление
входят мечи типа V, наконечники копий III и IV типов, топоры-секиры VII типа по А.Н. Кирпичникову. Этот устойчивый воинский набор просуществовал XI в. и часть XII в. Погребальный обряд остается в основном прежним. Мечи в погребениях встречаются реже. К этому времени можно отнести уже пять могильников: два на холме Лаенмяки в Метсяпиртти (Коукунниеми) (возможно, это две части одного могильника) и два в Лапинлахти: Наскалинмяки и Хеннонмяки (также составляющие, возможно, единый комплекс, так как расстояние между ними около 40 м и расположены оба на одном склоне), один могильник в Куркиёках (Кууппала). По-прежнему господствует трупосожжение на каменной вымостке. Размеры ее стали больше и количество захоронений на могильнике, видимо, увеличилось. В расположении вещей на вымостке нет какого-либо порядка, отдельные погребения не вычленяются. На могильниках встречаются удила, орудия труда, обломки металлических котлов и глиняных сосудов, кусочки кремня или кварца, иногда шлак, зубы животных. Изредка в мужских погребениях встречаются подковообразные фибулы и детали пояса.
БОТАНИЧЕСКИЕ ПОЯСЫ. Таким образом, в связи с геологическим строением Европейской России можно различить в ней, не входя в более дробное деление, две основные почвенные области, особенно важные исторически: северную область супеси и суглинка с большей или меньшей примесью подзола и область южного чернозёма. Этим почвенным областям соответствуют, впрочем, не совпадая с ними, два ботанических пояса, лесной и степной, которые имели сильное влияние на историю нашего народа. Отлив моря с южной части равнины произошёл по склону, какой она делает к морям Чёрному и Каспийскому. Юго-восточным направлением этого склона обозначилось географическое очертание и степного пространства, созданного этим отливом. Здесь степной характер почвы усиливается в том же юго-восточном направлении: чем позднее известная часть этого пространства вышла из-под моря, тем менее бывшее морское дно успело покрыться новыми почвенными образованиями. При юго-восточном направлении склона северозападный край этого дна должен был обнажаться раньше северо-восточного, так что северный берег отступившего моря наклонялся к югу в западной своей части более, чем в восточной. И степная полоса имеет такое же очертание:
она имеет вид треугольника, основание которого обращено к Уралу; имея наибольшую ширину в северо-восточной своей части, она постепенно суживается к юго-западу, упираясь клином в низовья Дуная.
Практичный костюм жителя Ютландии (полуострова в Дании) состоял из четырехугольного куска шерстяной ткани, которым окутывали тело от подмышек до колен. Одеяние держалось на двух кожаных плечевых ремнях или крепилось с помощью массивной бронзовой застежки. Позже северные германцы научились кроить рубашки с рукавами и воротником-капюшоном, покрывая им голову вместо шапки. Меховые и бронзовые головные уборы того времени отличались несложной формой. Шлемам придавали вид конуса, а высокие шапки из стриженой овчины напоминали цилиндр без полей. Обычай обвязываться
широким поясом с кистями перешел к шотландцам и сохранился до наших дней в качестве элемента их традиционного наряда.
Для усиления необходимой силуэтной формы используют различные рельефные швы, образующие кокетки и подрезы. Для подчеркивания четкости плечевого
пояса проектируют высоко расположенные поперечные рельефы – кокетки, а также дополнительные детали – погоны, планки.
Мягкий, свободный, жизнерадостный ионический декор отражал нравы афинского общества: тонкая резьба, высокий пьедестал, стройные колонны с базами и каннелированными стволами, увенчанными завитками (волютами) в виде бараньих рогов. Такие украшения отвечали духу беззаботного ионийского племени, потомками которого считали себя жители Аттики. Ионический антаблемент не всегда дополнялся фризом, но если он присутствовал, то в
виде сплошного пояса рельефных изображений. На метопах чаще изображались схватки борцов, а ионические фризы лучше всего подходили для воспроизведения шествий.
На следующем этапе (1250–1325) кольчуга была значительно укреплена и стала более надежной защитой для воина. Капюшон был частью хауберка и носился поверх «железного горшка». Кольчатые шоссы (chausses) защищали ноги, к ним ремешками привязывались шпоры – если воин был рыцарем. Суркоат – без рукавов, имеющий впереди
разрез до пояса – часто был из дорогой ткани и украшен бахромой. Колени защищали наколенники. Рукавицы – продолжение рукавов кольчуги – не были разделены для пальцев.
Со второй половины XIV в., судя по сохранившимся надгробиям, вошли в употребление предохранительные цепочки, один конец которых прикреплялся к рукояткам мечей и кинжалов (а также к шлемам), другой же – сначала к
поясу, а позднее – к латам на груди (служившие своеобразной страховкой от потери меча, кинжала или шлема в рукопашной схватке).
Рассматривая лишь европейское, христианское зодчество, этого младшего брата огромных каменных кладов Востока, мы видим пред собой исполинское образование, разделенное на три резко отличных друг от друга пояса: пояс романский, пояс готический и пояс Возрождения, который мы охотно назовем греко-римским. Романский пласт, наиболее древний и глубокий, представлен полукруглым сводом, который вновь появляется перед нами в верхнем новом пласте эпохи Возрождения, поддерживаемый греческой колонной. Между ними лежит пласт стрельчатого свода. Здания, относящиеся только к одному из этих трех наслоений, совершенно отличны от других, законченны и едины. Таковы, например, аббатство Жюмьеж, Реймский собор, церковь Креста Господня в Орлеане. Но
эти три пояса, как цвета в солнечном спектре, соединяются и сливаются по краям. Отсюда возникли памятники смешанного стиля, здания различных оттенков переходного периода. Среди них можно встретить памятник, романский по своему основанию, готический по средней части, греко-римский по куполу. Это объясняется тем, что он строился шестьсот лет. Впрочем, подобная разновидность встречается редко. Образчиком такого здания служит главная башня замка Этамп. Чаще других встречаются памятники двух формаций. Таков собор Парижской Богоматери – здание со стрельчатым сводом, которое первыми своими столбами внедряется в тот же романский слой, куда погружены и портал Сен-Дени, и неф церкви Сен-Жермен-де-Пре. Таков прелестный полуготический зал капитула Бошервиля, до половины охваченный романским пластом. Таков кафедральный собор в Руане, который был бы целиком готическим, если бы острие его центрального шпиля не уходило в эпоху Возрождения.
К позвоночнику крепятся тазовый пояс с нижними конечностями
и плечевой пояс с верхними конечностями. Такая конструкция обеспечивает большую амплитуду и разнообразие движений, перемещение тела как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Также к позвоночнику крепятся ребра, образуя грудную клетку – вместилище жизненно важных органов – сердца и легких. Находясь в прочном костном каркасе, они надежно защищены от внешних повреждений. И венчает эту конструкцию голова (череп), крепящаяся к самому верхнему позвонку. Именно при таком расположении обеспечиваются максимальный обзор для глаз и наилучшие условия для улавливания звуков.
Исходное положение: стоим прямо на полной стопе (ноги расположены на одной линии), корпус слегка отклонен назад, спина прямая, ноги на ширине плеч, колени «мягкие», руки в стороны. Отводим бедро максимально влево (не переставая одновременно выполнять качалку), оставляем ноги и верхнюю часть корпуса неподвижными и переносим вес тела на
левую ногу. Плечи, линия пояса при выполнении оттяжки остаются параллельными полу, колени не сгибаются. Оттягиваем бедра вправо и переносим вес тела на правую ногу. Бедра сдвигаются вправо и влево с максимальной амплитудой.
Передние конечности. Очень крепкие, короткие, широкого постава. Плечевой пояс несколько загружен. Плечи мускулистые, косо поставлены, прямые, прижаты к корпусу. Локти слегка развернуты кнаружи, низко поставлены. Предплечья короткие, прямые, отвесно поставлены. Пясти короткие, крепкие, почти отвесные (угол 20°). Внешнее ощущение, что конечности почти дугой, обманчиво и обусловлено широтой передней части грудной
клетки, большим массивом плечевого пояса и развернутостью локтей наружу.
Большинство используемых сегодня видов глади
представляют собой варианты односторонней вышивки, при которой вышитый рисунок виден только с лицевой стороны, а на изнанке в зависимости от того или иного варианта техники виден либо контур рисунка, либо стежки с пропусками в определенном направлении. При односторонней глади использовать изнаночную сторону в качестве лицевой нельзя, поэтому она не подойдет для двусторонних элементов одежды, например, воротничков или шарфов, для украшения полотенец или штор, но ее можно использовать для отделки тех предметов, у которых изнаночная сторона либо закрывается подкладкой, либо не видна при использовании предметов в обиходе. Например, скатерти, чехлы для мебели, планки и манжеты на рубашках и блузках, пояса.
Круп собаки образован двумя тазовыми костями, составляющими тазовый пояс, и крестцовым отделом. Тазовые кости
находятся под углом к горизонтальной плоскости и имеют некоторый наклон назад. Очертания крупа отличаются немного округлой формой (это обязательно учитывается правилами стандарта). В соответствии с расположением тазовых костей и крестца круп иногда бывает скошенным или прямым. У французского бульдога он наклонный.
В большом количестве на Урале найдены сосуды каменного века, по которым видно, как первобытные охотники и рыболовы разрисовывали свою утварь. Под Нижним Тагилом вместе с обломками сосудов найдены
деревянные изображения людей и животных – «уток». Особенно интересны, сделанные с большим мастерством, ковши в виде птиц. Чаще всего рисунки на них выдавливались специальным штампом. Особенно много таких штампов найдено на стоянках озер яшмового пояса Урала, а также в других местах.
АРАР?Т, вулканический массив в Турции на границе с Арменией, на правом берегу
реки Аракс. Состоит из 2 конусов потухших вулканов, слившихся основаниями – Большого Арарата (5122 м, высшая точка Армянского нагорья) и Малого Арарата (3896 м). Конусы разделены Сардар-Булагской седловиной, сложены базальтами. Склоны покрыты лавовыми потоками, спускающимися в долину Аракса. На вершине ледники. Склоны безводны, в верхнем поясе скудная, разрежённая растительность, у подножия древесная, с.-х. угодья. Согласно библейскому сказанию, на Арарате оказался Ноев ковчег после Всемирного потопа. Первые научные исследования Арарата были проведены Ж. Турнефором (1701) и Ф. Парротом (первым поднялся на вершину Большого Арарата 27 сентября 1827 г.).
Длина изделия (ДИ) – по середине спины от 7-го шейного позвонка, прижимая сантиметровую ленту к талии, до желаемого низа изделия. Для юбки мерку снимают
по боку от установленного пояса до желаемой длины, так же и для брюк.
Предок домашних голубей – дикий сизый голубь – имеет оперение синего
цвета с двумя черными поясами на концах крыльевых щитков и одним поясом на конце хвоста. Исследования показали, что такую окраску обеспечивают две меланиновые краски: эумеланин (от черного до серебристого цвета) и фоомеланин (коричневый цвет). Разложение этих двух основных цветов, их сочетание дают довольно богатую палитру окраски домашнего голубя. Липохроматические краски (ярко-красные, оранжевые и желтые цвета) в окраске оперения домашних голубей не участвуют, но характерные для них цвета встречаются в окраске радужной оболочки глаза, окологлазного кольца и неоперенных участков ног.
Пыльный свет падал на желтоватые, с золотистыми искрами стены. Вверху они были
опоясаны широкой полосой мозаики. Видимо, она изображала события истории – борьбу желтокожих существ с краснокожими: морские волны с погруженной в них по пояс человеческой фигурой, та же фигура, летящая между звезд, – картины битв, нападение хищных зверей, стада странных животных, гонимые пастухами, сцены быта, охоты, пляски, рождения и погребения. Мрачный пояс этой мозаики смыкался над дверьми изображением постройки гигантского цирка.
Большинство наблюдаемых событий в Солнечной Системе происходит вблизи эклиптики (от греческого ekleiptikos – "линия затмений») – видимый путь Солнца на небесной сфере относительно звезд в течение года – есть проекция плоскости орбиты Земли вокруг Солнца на небесную сферу. Полоса на небесной сфере шириной примерно 15°, посередине которого, как осевая линия проходит эклиптика – это
пояс Зодиака. Название пояса происходит от греческого zodiakos – это значит звериный круг или круг живых существ.
Относящиеся к данному периоду находки известны на всей территории
лесостепного пояса и отличаются удивительно однородным характером, хотя и имеют разные названия.
А. А. Свиточ (Острова, 1982), в экваториальном, субэкваториальных и тропических поясах Земли в плейстоцене размах
природных колебаний был сравнительно невелик, а ход природного процесса был близок к плиоценовому. Однако спокойная в целом эволюция ландшафтов шла на фоне неоднократных колебаний уровня океана.
Уже самые лабиринты и дворцы на материке Греции, в Микенах, Тиринфе, Орхомене, были созданиями искусства, – зодчества. В запутанности критских «городов-государств», в роскоши и пышности убранства тронных зал, в киклопических камнях «Львиных ворот» тоже сказался дух эгейского народа, искавшего величия и красоты. Но в самой сущности архитектуры есть нечто, придающее ее созданиям некоторую общность, под какими бы широтами, в какие бы времена и у какого бы народа они ни возникали. Масса и тяжесть, линии и площади, математика и механика – везде одинаковы. Кроме того, лабиринты строились на века: поколения за поколениями сменялись в них, не имея возможности существенно изменять дворец по своему вкусу. Напротив, создания «малого» искусства, особенно прикладного, чутко подчиняются индивидуальным требованиям. Такую-то шпильку женщина выбирает для себя самой, никак не считаясь с веками; такой-то кинжал нравится юноше своей инкрустацией, независимо от того, нравился ли этот узор его
предкам; такой-то пояс был исполнен по заказу своего владельца так, как ему хотелось, как это шло к его лицу, к его туалету. «Малые» вещи, которые мы теперь подбираем под холмами наносной земли в Кноссе, в Фесте, в Агия-Триаде, среди каменных груд, оставшихся в арголидских и беотийских дворцах, и на месте священного Илиона, – украшали когда-то салоны и спальни эгейских красавиц и «львов сезона». В этих вещах – затаена душа отдельных людей, являющихся для нас представителями эгейской культуры.
Особенно поражает зрителя своей огромностью и монолитностью башня, заложенная на рубеже III–II вв. до н. э., получившая позднее имя византийского императора Зенона (Рис. 5). В ее облике есть что-то загадочное, таинственное. И это впечатление оправдано:
три ее каменных пояса заключают в себе ядро, в котором, как в сокровищнице, многие века «сберегались» драгоценные для истории античной культуры фрагменты живописных картин и полихромных архитектурных деталей уникальных надгробий греческого некрополя Херсонеса. Подобных намогильных памятников еще не известно науке. Они были открыты стараниями советских археологов совсем недавно – в 1960–1961 гг. при обследовании этой башни.
В горных районах Осетии существовала традиция: во время сенокоса проводили соревнования. Косари обычно поднимались в гору и оттуда начинали косить сверху вниз. Работая на обрывистых, опасных местах, косари старались обогнать друг друга. В процессе этой работы тренировалась сила и выносливость, вырабатывалась смелость
и особенно развивался плечевой пояс.
Выше описанные четыре упражнения вы можете выполнять в горизонтальном положении. В этом случае эффект вытяжения позвоночника не выражен, зато достигается значительное расслабление мышц шеи, плечевого
пояса. Если вы не очень уверенно держитесь на воде и испытываете затруднения при выдыхании в воду, вы можете выполнять эти упражнения, лежа на воде лицом вверх. Можно удерживаться о бортик бассейна одной рукой.
1) размер плечиков (поперечник плечевого
пояса) – 12 см, окружность плечевого пояса – 35 см;
Урал называют каменным поясом Русской земли. Это горная страна, протянувшаяся от побережья Карского моря до степей Казахстана. Это рубеж между Европой и Азией.
Не стоит забывать, что оплетка служит не только для соединения деталей, но и является декоративным элементом, поэтому следует внимательно подойти к подбору ее цвета: он обязательно должен гармонировать с цветом основного материала. Оплетку можно использовать при соединении деталей в сумочках, очечниках, косметичках, ножнах,
для отделки края в поясах, заколках и жилетах.