Связанные понятия
«Слава » — одна из самых массовых советских марок часов, ориентированных на широкие слои населения. Экспортировалась во многие страны мира, причём в некоторые годы экспорт составлял до 50 % выпуска.
Часовое дело в России — отрасль, ведущая свою историю с XV века. На протяжении нескольких веков в Россию завозились импортные изделия, затем с некоторым отставанием было налажено производство отечественных часовых механизмов.
Заря — марка механических наручных часов производства Пензенского часового завода.
«Молния » — марка механических часов, выпускавшихся Челябинским часовым заводом с 1947 по 2007 год. В 2015 году производство было возобновлено.
Вятка-автомат — марка стиральных машин производства завода Веста г. Киров. Выпускается с 1981 года.
Упоминания в литературе
24 февраля Комитет по «А-4» утвердил программу по массовому производству ракет. Программа была обоснованной и с умеренными запросами. Ее автор, Детмар Шталькнехт, высококвалифицированный инженер из числа сотрудников министерства вооружений, ранее занимался поставками дюралюминия и стали для производства танков. В соответствии с этой программой экспериментальный завод в Пенемюнде должен был производить все ракеты «А-4» до июля 1943 года, когда заработает завод во Фридриксхафене. С декабря 1943 года месячная норма по выпуску ракет будет поделена пополам между двумя заводами, и к сентябрю 1944
года каждый завод будет производить до 300 ракет ежемесячно[2]. В целом этот план оказался близок к достигнутым показателям.
Последующие дни и недели были посвящены дискуссиям, которые проходили в конференц-зале конструкторского корпуса экспериментальной станции сухопутных войск. Нам предстояло определить, каким должен быть следующий шаг. Наконец мы приняли решение оставить работу над «А-3» и, прежде чем продолжить создание «А-4», заняться новой ракетой, «А-5». Она получила в свое распоряжение испытанный ракетный двигатель с «А-3», но диаметру новой ракеты предстояло увеличиться на 10 сантиметров, хотя общая длина ее осталась той же самой. Кроме того,
ракета имела принципиально новую систему управления. Мы не предполагали, что «IKreiselgerate» в ближайшем будущем успеет модернизировать ее. Поэтому для начала мы решили установить более мощную технику производства фирмы «Сименс», которая была создана всего несколько месяцев назад. Кроме того, ракета имела приемное устройство, которое получало сигналы для отсечки топлива и выброса парашюта. Была улучшена и поверхность хвостовых стабилизаторов, которые в соответствии с данными последних испытаний в аэродинамической трубе стали короче.
На Горьковском авиазаводе «Сокол» во второй половине 80-х гг. была построена установочная партия МиГ-31М в количестве 6 опытных самолетов. В марте 1992 г. на авиабазе Мачулищи под Минском МиГ-31М был показан военно-политическому руководству России и некоторых стран СНГ. В апреле 1994 г. ОКБ Микояна получило от Президента России телеграмму с поздравлениями как самой фирме, так и её смежникам, задействованным в программе создания МиГ-31М, по поводу успешного окончания испытаний. Имелся в виду пуск ракеты, которая безупречно поразила цель на дистанции более 300 км, что до сих пор не доступно ни одному перехватчику в мире. В
августе 1995 года машина кратковременно появилась на авиасалоне МАКС-95 в Жуковском и вызвала самые превосходные отклики.
В 1936 году главное командование германских сухопутных войск задалось целью создать баллистическую ракету с расчетной дальностью полета 275 км и боевым зарядом весом в одну тонну. Такая ракета была разработана в 1942 году. Назвали ее ФАУ-2 (техническое наименование А-4). В этом же году в Пенемюнде вошли в строй сборочные цеха серийного выпуска ракет. После бомбардировки англичан немцы вынуждены
были перевести производство в Тюрингию, в район города Нордхаузен. Силами пленных гитлеровцы построили возле него мощный, хорошо оборудованный подземный завод «Миттельверк», рассчитанный на сборку и выпуск около 30 ракет в сутки. Свыше шести тысяч ФАУ-2 удалось изготовить, около трех тысяч – использовать в ходе боевых действий.
– Не сомневайтесь, семьдесят пять процентов радиодеталей на системах ПВО России произведено либо у нас, либо в подконтрольных компаниях дружественных нам стран, – продолжал между тем вводить в курс дела Оскальд. – То же самое происходит и с самолетами. Бортовая электроника на них собрана из зарубежных комплектующих. По первой команде специальное устройство, которое может
быть установлено как на спутнике, находящемся на околоземной орбите, так и на любом другом носителе, мгновенно выводит из строя оборудование, имеющее эти детали, и превращает грозное оружие в ненужный хлам. Русские вынуждены использовать иностранные детали ввиду того, что собственная промышленность разрушена и обескровлена. Поверьте, осталось совсем немного, и мы выйдем на тот уровень, когда их война с НАТО попросту будет обречена на провал. Ни один танк, самолет и тем более ракета не смогут выполнить задачи. Хочу еще раз повториться, что данная система хорошо себя зарекомендовала во время войны в Ираке. Таким же образом была выведена из строя практически вся авиация диктатора Саддама, начинка которой в основном сделана из произведенных во Франции составляющих. Не за горами тот день, когда ядерный чемоданчик президента этой страны станет не более чем формальностью. Он и сейчас имеет запасной по причине ненадежности системы…
Связанные понятия (продолжение)
Территориально
завод расположен в г. Сестрорецк, Курортный район Санкт-Петербурга. Это единственное производство компании в России, включающее дилерскую сеть, распределяющую все автомобили выпускаемые заводом. Дилерских центров в СПб — девять, в том числе два на выезде из Курортного района.
«Кольчуга » — советская и украинская автоматизированная станция пассивной радиотехнической разведки.
«Рубин » — марка советских и российских телевизоров, выпускаемых на Московском телевизионном заводе «Рубин» с 1956 года. Кроме того, с 1952 года завод выпускал телевизоры под марками «Север», «Экран», «Москва», «Алмаз», «Янтарь» и «Топаз», выпуск которых был завершен в конце 50-х годов. В годы СССР завод осуществлял выпуск телевизоров только высокого класса (не ниже второго), которые отличались хорошими техническими данными и высоким качеством изготовления. Как правило все новые технические решения...
Телевизионная отрасль в СССР стала флагманом национальной радиоэлектроники. В 1990 году количество выпущенных советской промышленностью телевизоров достигло рекордного значения в 10,7 млн (четвёртое место в мире по этому показателю). Продукция экспортировалась как в страны соцлагеря, так и в другие страны Европы, Америки и Азии.
Подробнее: Советские телевизоры
Часовая промышленность Швейцарии — отрасль промышленности Швейцарии. Находится на третьем месте среди экспортирующих отраслей, на производстве занято 40 000 человек, доля в ВВП составляет 1,5 %. Швейцария является мировым лидером по экспорту часов в стоимостном выражении. Часовая отрасль занимает в Швейцарии особое место, механические часы были включены Федеральным Советом Швейцарии в перечень из восьми традиций швейцарцев, как кандидаты для включения в список нематериального культурного наследия...
Опытно-конструкторское бюро П. О. Сухого — одно из ведущих российских предприятий по разработке авиационной техники. Входит в авиационный холдинг ПАО «Компания „Сухой“»: до 1 января 2013 как отдельное юридическое лицо ОАО «ОКБ Сухого», а с 1 января 2013 года — как филиал, с сохранением названия ОКБ Сухого.
«Руссо-Балт » — марка русского автомобиля, выпускавшегося на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге. Акционерное общество Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) — предприятие Российской империи, специализировавшееся сначала на выпуске вагонов, далее освоившее производство автомобилей, самолётов и кораблей.
Государственный
технический музей Мекленбурга-Передней Померании (нем: Das Technische Landesmuseum Mecklenburg-Vorpommern ) был основан в 1961 году в Шверине как Политехнический Музей и был расположен в Шверинском замке . Сегодня продолжает своё существование и деятельность в Висмаре как PhanTECHNIKUM .
«Командирские » — марка военных часов, выпускающихся на Чистопольском часовом заводе с 1965 года.
«Ракета » (англ. «Rocket») — один из первых паровозов, построенный в 1829 году отцом и сыном Джорджем и Робертом Стефенсонами. Из ранних локомотивов «Ракета» является самым известным, причём во многом потому, что во-первых она выиграла единственные в своём роде соревнования паровозов — «Рейнхильские состязания» (англ. Rainhill Trials), а во-вторых — это был первый в мире паровоз с трубчатым паровым котлом. В дальнейшем такая конструкция котла стала применяться на всех выпускавшихся паровозах.
Технологическая и индустриальная история США описывает формирование наиболее мощной и технологически развитой страны мира. Быстрая индустриализация США в XIX веке стала возможной благодаря доступности земли и рабочей силы, климатическому разнообразию, наличию сети рек, каналов и морских побережий, удобных для транспортировки грузов, обилию природных ресурсов, облегчающих доступ к дешевой энергии, развитию транспорта и наличию капитала. В этом столетии на базе примитивной аграрной экономики развилась...
Швейцарские железнодорожные часы были разработаны в 1944 году швейцарским инженером Гансом Хильфикером совместно с производителем часов Mobatime для использования Швейцарскими федеральными железными дорогами(SBB) в качестве станционных часов. В 1953 году Хильфикер добавил красную секундную стрелку, по форме напоминающую железнодорожный сигнальный диск.С тех пор часы стали национальным швейцарским символом, включены в число примеров выдающегося дизайна 20 века в музее дизайна в Лондоне и Музее современного...
Шаропоезд — поезд монорельсовой конструкции, созданный инженером Н. Г. Ярмольчуком в 1932—1934 годах. Поезд двигался на шарообразных колесах с встроенными в них электродвигателями, которые располагались в полукруглых желобах под деревянной платформой (в полномасштабном проекте платформа должна была быть бетонной). Масштабная модель (1/5) поезда, построенная для испытаний концепции этого транспортного средства, развивала скорость до 70 км/ч. Предполагалось, что полномасштабная конструкция будет достигать...
Чайка — модели механических наручных часов производства часового завода «Чайка», выпускавшиеся до 2006 года.
Автомоби́ль (от др.-греч. αὐτός — сам и лат. mobilis — подвижной, скорый) — моторное дорожное транспортное средство, используемое для перевозки людей или грузов. Основное назначение автомобиля заключается в совершении транспортной работы. Автомобильный транспорт в промышленно развитых странах занимает ведущее место по сравнению с другими видами транспорта по объёму перевозок пассажиров. Современный автомобиль состоит из 15—20 тысяч деталей, из которых 150—300 являются наиболее важными и требующими...
«Полёт » — марка советских и российских часов, которые изготавливал Первый Московский часовой завод (Часовой завод Полёт), начиная с 1960-х годов. В 1964 году часы 1-го MЧЗ начали маркироваться зарегистрированным товарным знаком «Полёт» («Poljot»). На сегодняшний день эти товарные знаки зарегистрированы более чем в 90 странах и хорошо известны во всём мире.
Веломобиль — транспортное средство с мускульным приводом, сочетающее простоту, экономичность и экологичность велосипеда с устойчивостью и удобством автомобиля. Веломобиль предназначен, как правило, для эксплуатации на дорогах с твёрдым покрытием. По сравнению с велосипедом, он имеет лучшую обтекаемость, защиту от непогоды и более комфортабельную посадку.
Полигон Пенемю́нде (нем. Peenemünde Schießplatz) — ракетный центр Третьего рейха под городком Пенемюнде на северо-востоке Германии.
«Мир » — два советских и российских научно-исследовательских глубоководных обитаемых аппарата (ГОА) для океанологических исследований и спасательных работ. Аппараты имеют глубину погружения до 6 километров.
Исто́рия авиа́ции — дисциплина, изучающая развитие конструкций летательных аппаратов тяжелее воздуха и их полётов.
Боевой железнодорожный ракетный комплекс (сокращённо БЖРК, поезд-призрак) — тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. Представляет собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.
Часы́ а́рки Гла́вного шта́ба (часы Менделеева) — первые уличные электрические часы в Санкт-Петербурге, с двухметровым круглым двусторонним циферблатом с надписью «Главная палата мер и весов. Точное время». Установлены в 1905 году на стене арки Главного штаба при участии учёного Д. И. Менделеева. Отреставрированы швейцарскими и российскими мастерами в 2003 году с обновлением механизма и сохранением исторического дизайна.
МЭСМ (Малая электронная счётная машина) — первая в СССР и континентальной Европе электронно-вычислительная машина. Разрабатывалась лабораторией С. А. Лебедева (на базе киевского Института электротехники АН УССР) с конца 1948 года.
Голубиная фотосъёмка — аэрофотосъёмка с использованием почтовых голубей. Изобретена в 1907 году немецким аптекарем Юлиусом Нойброннером, использовавшим голубей для доставки лекарств. На почтового голубя крепилась миниатюрная автоматическая фотокамера, делавшая снимки через определённые интервалы.
Вакуумный поезд или Vactrain — предложенный в 1909 году, но пока не реализованный высокоскоростной вид транспорта. Этот способ перемещения предполагает движение с помощью магнитной левитации внутри труб в вакууме или сильно разрежённом воздухе. Отсутствие воздушного сопротивления и трения позволит двигаться с огромными скоростями (предположительно 6400—8000 км/ч — то есть в 5—6 раз быстрее звука в воздухе) и очень дёшево.
Габалинская радиолокационная станция («Габала-2», «Ляки-2», объект 754/«Стопор», узел «РО-7», ОРТУ № 428) — надгоризонтная РЛС дальнего обнаружения типа 5Н79 «Дарьял». В 1985—2012 годах являлась элементом советской и российской системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), контролировала воздушное пространство на южном направлении. Объект находится на севере Азербайджана, примерно в 11 км к юго-западу от города Габала, в 50 км от ближайшей железнодорожной станции Ляки.
Истреби́тель пя́того поколе́ния — новое поколение истребителей, представители которого приняты на вооружение в 2005 году в США, а в России готовится к подписанию контракт на поставки в Воздушно-космические войска. Поиски облика истребителя пятого поколения начались в середине 1970-х годов в СССР и США, когда машины четвёртого поколения — такие как Су-27, МиГ-29, F-14 и F-15 — ещё только делали первые шаги. К работе были привлечены ведущие отраслевые научные центры и ОКБ. Истребители пятого поколения...
Эстонская фабрика роялей была основана в 1893 году Эрнстом Хиисом в Таллине, Эстония. Большинство эстонских роялей теперь продаётся в Соединённые Штаты Америки.
Огненный воздушный шар (яп. 風船爆弾 фу:сэмбакудан, «бомба-воздушный шар»), кодовое название «Фу-Гo» (яп. ふ号 фу-го: , « №2») — оружие, созданное Японией во время Второй мировой войны. Заполненный водородом аэростат весом 12 кг нёс осколочно-фугасную бомбу весом 15 кг и четыре зажигательных боеприпаса весом по 5 кг. Предполагалось, что шары станут дешёвым оружием, которое достигнет США на восходящих потоках воздуха и будет сеять хаос в канадских и американских городах, лесах и сельскохозяйственных угодьях...
«Федерация » — многоразовый пилотируемый космический корабль, который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс».
Швейцарские часы (нем. Schweizer Uhr, фр. Montre suisse, итал. Orologio svizzero, англ. Swiss watch) — торговый знак, определенный швейцарским законом 232.119 (рус.), в котором дается не только определение термина «Швейцарские часы», но и правила использования маркировок «Swiss Made» (Сделано в Швейцарии), «Swiss» (Швейцарский), «Swiss movement» (Швейцарский часовой механизм) и других. Часы могут считаться швейцарскими только при соблюдении следующих требований: если их механизм произведен в Швейцарии...
«Седьмое небо » — название ресторанного комплекса, располагающегося в корпусе Останкинской телебашни города Москвы, РФ. Работал с 1967 года по 2000, затем был закрыт на реконструкцию и повторно открылся в мае 2016 года .
О́хта — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Невы, в Красногвардейском районе.
Ядерная энергодвигательная установка мегаваттного класса (ЯЭДУ) — совместный проект группы предприятий входящих в состав «Роскосмоса» и «Росатома», направленный на создание ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса. Проектировался для космического аппарата с рабочим названием Транспортно-энергетический модуль (ТЭМ).
Упоминания в литературе (продолжение)
Разработка глобальной ракеты ГР-1 была прекращена. Но она не прекратила свое существование.
Несколько лет подряд ее макет в несколько измененных видах показывали на военных парадах на Красной площади в Москве.
Второй золотой Звездой Героя Социалистического Труда Л.В. Смирнов был удостоен в начале восьмидесятых
годов за комплекс новых видов вооружения, В том числе за ракетные поезда. Оснащенные ядерными ракетами, они могли остановиться в любой точке своего тысячекилометрового маршрута, чтобы ракета поразила за тысячи километров вражескую цель. Вероятный противник не мог определить точку старта наших ракет и заранее уничтожить их. Ракеты были спроектированы КБ «Южное» под руководством генерального конструктора дважды Героя Социалистического Труда В.Ф. Уткина и изготовлены Южмашем, генеральным директором которого был уроженец станицы Цимлянской дважды Герой Социалистического Труда А.М. Макаров.
Постепенно Королёв полностью предпочел ГИРД работе в авиации. Он мечтал сделать ракетное строительство всенародным делом и считал группу не только центром развития, но и пропаганды. Он делал очень многое, чтобы донести до широких масс значение новой техники, ее перспективы, вклад наших ученых в разработку теории реактивного движения. Королёв даже хотел выпустить целую серию (10–15 штук)
небольших популярных книг по реактивному движению, например: «Что такое реактивное движение?», «Топливо для ракетных двигателей», «Применение ракетных двигателей» и т. п., ведь в то время такой литературы практически не было. Королёв привлекал к написанию книг о ракетах наиболее сведущих специалистов, писал сам, хлопотал даже об издании журнала «Советская ракета». Предложение об издании журнала было поддержано Центральным советом Осоавиахима и утверждено в решении от 8 марта 1933 г. Однако довести дело до издания не удалось.
Но на этом в СССР не остановились. На очереди была следующая попытка достичь Луны с помощью объекта «Е-6» № 11 с целью его мягкой посадки на Лунную поверхность, как было зашифровано в совершенно секретной Записке в ЦК КПСС Смирновым, Тюлиным и Келдышем. Старт этого объекта планировалось произвести 4
сентября 1965 года. Но ракета просто не ушла со старта – была обнаружена неисправность ракетной системы регулирования. Её замена и восстановление на заправленной ракете были невозможны. Пришлось слить топливо, ракету со старта снять, а запуск перенести. Он состоялся ровно через месяц – 4 октября 1965 года. На межпланетную трассу была выведена станция, получившая официальное название «Луна-7». На неё возлагали большие надежды. Тем более, что стартовала она в знаменательный для мировой космонавтики день – минуло восемь лет со дня триумфального запуска первого искусственного спутника, и очень хотелось надеяться на лучшее. Но надеждам не суждено было оправдаться: 8 октября из-за отказа системы ориентации станция упала на поверхность Луны и разбилась около кратера Кеплер. Мягкая посадка опять не удалась.
И все-таки «Буря» не была запущена в серию. Почему? Может, в стране было создано нечто еще более совершенное?.. Действительно, было из чего выбрать. Например, в начале 60-х годов ХХ века в ОКБ А.И. Микояна была разработана еще одна концепция воздушно-космической системы, получившая название «Спираль». Непосредственный руководитель проекта Г.Е. Лозино-Лозинский предложил два варианта вывода самолета в космос. В одном из них крылатый летательный аппарат поднимался в воздух с помощью авиаматки – тяжелого самолета-носителя, во
втором – ракетой «Союз». Проект опять-таки был доведен до стадии летных испытаний, а потом забракован.
Производились в Днепропетровске и популярные среди граждан СССР пылесосы «Ракета». Они появились на прилавках ещё в 1956 году. В 1980-х
завод выпускал уже три модели пылесосов, в объеме до миллиона штук в год. В УССР появился и первый в СССР кухонный комбайн «Мария». Это была настоящая чудомашина, стоявшая даже в домах партийной элиты. Самым существенным её недостатком был шум.«Мария» гудела, как трактор. Зато мелодично пели кассетные и катушечные магнитофоны «Весна», производимые на запорожском и киевском заводах ещё с 1963 года. Они были по-настоящему культовыми.
Здесь развернуты несколько постоянных экспозиций, в частности, «Сад ракет», вобравший образцы всех носителей, когда-либо участвовавших в освоении космоса. Есть
два кинотеатра. Можно увидеть ракету «Сатурн-5», благодаря которой человечество сделало свои первые шаги на Луне. Эта ракета собрана из разрозненных ступеней, предназначавшихся для нескольких несостоявшихся полетов по программе «Аполлон». Посетителям предлагалось ощутить атмосферу первого запуска «Сатурна-5» с астронавтами на борту в специальном театре, где был воссоздан командный пункт, с которого контролировался пуск. Как утверждают, все воспроизведено до мельчайших подробностей, вплоть до жалобного дребезга стекол и дрожания пола под ногами. Разумеется, стоит и шаттл. Выглядит он как боевая машина, в ней даже установлено некоторое подлинное оборудование, включая космический туалет. Тем не менее «Эксплорер» – всего лишь копия в натуральную величину.
После доработки системы заправки «изделия» азотом продолжились испытания
последующей ракеты в феврале 1966 года. Но они закончились на полигоне опять же с «вывихом». Был доработан и этот «вывих». В середине марта привезли на полигон очередную «машину». Ее готовили к пуску особенно тщательно. Но завершить ее подготовку к пуску до майских праздников не удалось. Работу прервали, испытатели вернулись в родные края. Прилетел и представитель отдела, где работал Стас. Он стал расспрашивать Сергея Ясенева о полигоне, о МИКе и о многом другом.
Чуть позже автомобильные конструкторы начали вплотную сотрудничать с создателями ракет. Первой подобной разработкой стал четырехосный МАЗ-543, созданный
для пусковой установки первой советской твердотопливной оперативно-тактической ракеты «Темп». На основе этого автомобиля было разработано целое семейство советских ракетовозов.
… Совершив посадку на Марс на пяти спускаемых аппаратах сегментально-конической формы, русские собрали экспедиционный поезд на больших дутых колесах. Пять больших самоходных платформ. Одна из них – кабина экипажа с механической рукойманипулятором и буровой установкой. Другая несла на себе летательный аппарат, конвертоплан-разведчик. Еще две платформы несли основную и запасную ракеты для возвращения троих советских космонавтов на орбиту, где их поджидал тяжелый основной корабль. Наконец, последняя платформа-самоходка волочила на себе ядерную силовую
установку. Тяжелый караван целый год должен был двигаться по красноватым марсианским пескам, проводя уникальные исследования. Поток данных русские передавали бы на основной корабль, а тот ретранслировал бы их на Землю. Затем три марсопроходца стартовали бы в легкой ракете на орбиту, где состыковывались с тяжелым основным модулем. Включался электрореактивный двигатель – и пятнадцатитонный корабль начинал медленный спиральный разгон для перелета домой…
Сегодня, когда развитая сеть железных дорог в Европе, Украине и России обеспечивается электрической тягой с помощью электровозов, многие уже позабыли о разнице в размерах колеи. Конструируя свой первый паровоз «Ракета» (в переводе на русский), изобретатель Стефенсон был озабочен обеспечением рассчитанной им тяги в топке паровоза. Отсюда и особый размер расстояния по оси между колесами вагонной тележки. В Западной Европе до сих пор существуют исключения: Испания и Португалия сохраняют самую широкую в Европе колею – 1668 мм. В XX веке эти страны таким образом пытались защититься от возможной агрессии со стороны Франции. На стандартную колею в России перешли в 1902 году. Сегодня Афганистан, Монголия, Финляндия, страны, некогда входившие в единый блок СССР, до сих
пор имеют колею 1524 мм, называемую «русской».
Для создания отечественных систем управления крылатыми ракетами потребовались новые подходы к микроминиатюризации электровакуумных приборов и повышению их качества. А.И. Шокин предложил поручить выполнить эту работу НПП «Исток». В короткие
сроки сотрудниками предприятия были разработаны виброустойчивые миниатюрные пальчиковые лампы, которые впоследствии нашли широчайшее применение не только в оборонной отрасли, но и практически во всех типах отечественных радиоприемников и телевизоров.
Но в высоком искусстве конструирования самолета такие методы и такие «кадры» ничего, кроме катастрофического развала, принести не могли. К лету 1938 г. чекисты успели разгромить
лучшие конструкторские коллективы, арестовать практически весь цвет советской авиационной мысли: Туполев, Егер, Петляков, Мясищев, Королев, Глушко, Чижевский, Бартини, Путилов, Стечкин, Неман… В почти полном составе было арестовано руководство КБ пермского авиамоторного завода. Чем-то особо приглянулся чекистам авиамоторный завод № 29 в Запорожье (линия французских «Гном-Рон») – там за три года сменилось пять главных конструкторов: Назаров, Владимиров, Филин, Туманский, Урмин. В тюремной «шарашке» создавал свой уникальный авиационный турбодизель Чаромский… И это те, кому повезло. Их арестовали, но не убили. К несчастью, повезло не всем. Только в 1938 году были расстреляны: начальник ЦАГИ Харламов, начальник НИИ ВВС комбриг Бажанов, начальник Главного управления ГВФ Ткачев, старейший авиаконструктор, создатель самолетов по типу «летающее крыло» Калинин, разработчики твердотопливных ракет Лангемак и Клейменов…
Челомею принадлежит большая заслуга в создании основной ударной силы РВСН, знаменитой «сотки» – межконтинентальной ракеты УР-100. Его боевые межконтинентальные ракеты были самыми дешевыми и конкурентоспособными в СССР и, пожалуй, в мире. От этого их надежность не стала хуже. Ему, в отличие от других главных конструкторов, за счет использования инерциальных систем управления удалось добиться потрясающей точности попадания головной части в цель – а это
и является конечным результатом ракетной стрельбы.
До сдачи вступительных экзаменов в
техникум было еще несколько месяцев, и я, по согласованию с моим наставником, начал активно изучать литературу, связанную с реактивным движением и внедрением этого нового вида движителя в авиамодельную технику. Наиболее близкими к такому способу сочетания реактивного двигателя и летательного аппарата были пульсирующий воздушно-реактивный двигатель и планер нормальной аэродинамической схемы. Подобная конструкция нашла применение в немецкой крылатой ракете ФАУ-1 в период войны. Тем не менее, нам удалось тогда воспроизвести такой двигатель и запустить его. Сложность заключалась в подборе марки жаропрочной стали, из которой изготавливался гибкий клапан на входе в камеру сгорания и который закрывал ее в период горения топлива.
Ровно в 12 часов 5 минут с громким хлопком взлетели две ракеты. Через пять минут – еще две. Это означало, что в 12.13 корпус «Титаника» начал спуск на воду. На стапель нанесли 23 тонны животного жира, мыла и ворвани, чтобы сдвинуть с места гигантскую конструкцию. Спуск продолжался 62 секунды, после чего корпус «Титаника» наконец оказался на плаву. В 15 часов того же дня компания Harland & Wolff официально
передала «Олимпик» компании White Star Line. Судно вышло в море, взяв курс на Ливерпуль. На борту находились Морган, Исмей и другие известные лица. Честолюбивые мечты Джозефа Брюса Исмея и лорда Пирри наконец-то сбылись.
– Да, на ракетах „А-2“ мы устанавливали радиоаппаратуру, которая по сигналу с земли отключала топливный отсек и распускала тормозной парашют. Радио играло все большую роль в управлении ракетой. Помню, фон Браун, считавший, что мы лидируем в этой области, был потрясен, когда узнал, что русские применили в Харькове в ноябре сорок
первого года управляемую по радио мину, причем ею был убит немецкий комендант и начальник гарнизона Харькова генерал Браун, кажется, его родственник из северо-прусских Браунов. А первый шок фон Браун испытал еще в июле сорок первого, когда нам сообщили, что „уничтоженная“ армия „отсталой и невежественной“ России 14 июля под Смоленском применила батарею реактивных минометов. Это были первые в мире ракетчики. Вермахт получил приказ во что бы то ни стало захватить „катюшу“, но ваши ракетчики взрывались, а не сдавались… Наш абвер никак не мог заполучить у вас секреты ваших ракетостроителей, хотя мы знали, что и у вас строятся и испытываются ракеты…
«Среди тепловых двигателей дизельные являются самыми экономичными. Есть прекрасные газотурбинные двигатели, ракетные двигатели. Они представляют настоящие произведения искусства. Но в некоторых областях дизельный двигатель является самым конкурентоспособным. У многих складывается впечатление, что дизель – это нечто старое, мол, поршневая машина, что-то такое архаичное. Вот гравилёты или топливные элементы – это суперновое слово в технике, это да! Но по прогнозам и наших, и западных ученых в ближайшие двадцать
пять лет конкурентов у дизельного двигателя не будет. Конечно, не на самолетах и в ракетах, а в обеспечении стратегических отраслей: военно-морского флота – щита нашей Родины, атомных электростанций – энергетики будущего, железнодорожного транспорта. Здесь дизель имеет первостепенное значение для нашей страны».
Но постепенно свои идеи у Королева стали преобладать. Он все больше приходил к выводу, что его идеи более перспективны, чем у Глушко, и для их реализации необходимо создавать свое ОКБ. Он неоднократно посылал письма в различные структуры, утверждая необходимость развертывания
работ по созданию твердотопливных баллистических ракет дальнего действия и добиваясь создания специального конструкторского подразделения с экспериментальной и опытной базой.
Там же, в Обнинске, я побывал в НПО «Технология», которая создает композитные изделия из синтетических смол и волокон. Эти материалы идут на оперение сверхскоростных самолетов, на изготовление кожухов и оболочек для новых сверхмощных космических
ракет. Производство этих материалов напоминает странные соединения ткацких станков, типографских печатных машин и хлебопекарных печей. Исходные материалы для композитных структур мы получали из-за рубежа. Теперь, во время санкций, поставки прекратились. И завод, обращаясь к своим головным предприятиям, срочно налаживает собственное производство этих смол, пропитывающих веществ, таинственных синтетических нитей. Кстати, французская компания Порше также перенесла производство этих материалов в Россию и разместила его по соседству с НПО Технология.