Связанные понятия
Посёлок — один из видов населённых пунктов в России, на Украине, в Белоруссии и Казахстане.
Село Михаила Архангела , на 1917 год — населённый пункт на левом берегу Невы за Невской заставой, между селом Смоленским и Фарфоровой колонией в 11 верстах от городской черты по Шлиссельбургскому тракту. В селе располагались...
Присёлок (приселье, приселение, выселок, переседина, передселье, также поселица, осада, оседлость, селидба, место) — историческое название небольшого сельского поселения, отделённого от большого села, но связанного с ним. В названии присёлка обычно указывалось основное село, например, «села Семендяева присёлок Соболы».
Басманная слобода — историческая местность в северо-восточной части Москвы, известная с XVII в. В настоящий момент входит в состав Басманного района Москвы.
Упоминания в литературе
Среди множества значений термина «улус» Вл. Даль и М. Фасмер приводят следующее: «ряд прямых полей, пашен в прямых межниках, закоулки» (из псковских и тверских говоров). Улус неожиданным образом оказывается близким греческому «αυλίς» – стоянка, улица. Улус как ряд прямых полей вполне соотносим с улицей – чем-то выпрямленным, ровным. На память приходит топонимика Устюга, для которого, как и для всякого северного города, была характерна органическая близость посада и прилегающей сельской округи. В писцовой книге 1623–1625 гг. здесь отмечена Мироносицкая улица, переходящая в Мироносицкое
село . Есть и другие улицы – Пятницкая, Леонтьевская и, вероятно, ставшие их продолжением села, указанные в самом Устюге, – Пятницкое, Леонтьевское, образующие приходы, а «улисная» (уличная? – М. Ч.) земля в них учитывалась плугами. В городах границы прихода охватывали как раз улицу или квартал, а в сельской местности – исторически сложившуюся волость или её часть. В образцах ставленных грамот новгородского архиепископа Геннадия 1503/04 г. (дьячкам и пономарям) термин улица является синонимом названию церкви («…на которую улицу имярек святому…»).
Но нынешний Троицк образован не только деревнями Троицкое и Ботаково (Батаково, Бутаково), но также и
селом Богородское, находившимся в соседстве с Ватутинками (поначалу многим казалось, что это место имеет отношение к украинскому генералу Ватутину – герою последней Отечественной войны; в процессе краеведческих изысканий выяснилось, что топоним происходит от неканонического личного имени Ватута или от фамилии Ватутин, а уже от них – и все производные слова с общим корнем). Местные краеведы приводят дату самого раннего совместного упоминания Троицкого и Ботаково – 1622 г.; это следует из писцовой книги 1627 г.: «…пустошь Троицкая на речке на Рыжкове… старая вотчина Ивана Ивановича Салтыкова». Там же отмечается, что на этой речке (по-другому Рыжковка, местные жители называют ее Рыжовкой) стоит деревня Пучниково (Пучково).
Несмотря на то что владения
села простирались на довольно значительное расстояние между Дмитровской и Троицкой дорогами, население Сущева было очень невелико: по данным 1632 г., здесь насчитывался всего 21 двор. В этот период старое село фактически уже вошло в состав города и превратилось в Сущевскую слободу. Это обстоятельство привело к довольно быстрому увеличению поселения, и из Сущевской слободы в конце XVII в. выделяется Новая Сущевская слобода. Ее приходским храмом была церковь Тихвинской иконы Божьей Матери, выстроенная купцом Иваном Федоровичем Викторовым в 1694 г. Это позволяет довольно точно локализовать ее место по современным Тихвинской улице и переулку.
Старинные районы создавались не по воле администратора, а складывались благодаря своим внутренним связям. С самого своего основания Москва росла и расширяясь за счет окружавших ее
сел и слобод, а известно, что в каждом селе, каждой слободе существовали свои внутрислободские, родственные, соседские, экономические связи, складывались свои обычаи и порядки, был свой церковный приход, свои лавки и базары. Входя в состав города, эти села и слободы сохраняли в какой-то мере особенности в характере населения, в быте, то есть «имели свое лицо».
Однако эта версия, больше похожая на обычную народную легенду, не единственная. Дело в том, что в летописных книгах XV века упоминается «
село Хотчино над озерком, над Хотчином». Причем место расположения этого села должно быть где-то неподалеку от современной Гатчины. На основании этого большинство ученых полагают, что город вырос на месте села, а название в связи со сменой статуса несколько преобразилось.
Связанные понятия (продолжение)
Гражда́нка , прежде также Горожа́нка — исторический район в Калининском районе Санкт-Петербурга. Располагается между улицами Верности, Бутлерова, Фаворского, Гжатской, проспектом Науки, улицей Вавиловых, Северным, Светлановским проспектами, Окружной и Приозерской железнодорожными линиями.
Комо́ним (от др.-греч. κώμη — деревня, селение, поселок + др.-греч. ὄνομα — имя, название) — вид ойконима. Собственное имя любого сельского поселения. Примеры: д. Дюдьково, с. Спасское-Лутовиново, д. Козино, пос. Вербилки, с. Коломенское. Комонимы — составная часть топонимики, являющейся одним из источников исторической, естественно-научной, этнографической и лингвистической информации.
Ту́шино — местность и исторический район на северо-западе Москвы. Впервые упоминается как деревня в 1512 году. С 1938 года — город. С 1960 года — в составе Москвы. Ныне территория эта разделена на три района: Покровское-Стрешнево, Южное Тушино и Северное Тушино.
Село Алекса́ндровское, Алекса́ндровское — исторический топоним, относящийся к населённому пункту в юго-восточной части Санкт-Петербурга, на левом берегу Невы, к северо-западу от Рыбацкого и Троицкого поля, вдоль проспекта Обуховской Обороны.
Месте́чко (польск. miasteczko, белор. мястэчка, укр. мiстечко, чеш. městys (městečko), лит. miestelis, латыш. miests) — один из типов населённых пунктов, исторически — сложившаяся разновидность поселения в Речи Посполитой, то есть на территории современной Белоруссии, Литвы, восточной Латвии, Польши, Украины и западной России, часто — со значительной долей еврейского населения, еврейским местечком (идиш שטעטל — штетл, букв. «городок»).
На протяжении веков число городов в Древней Руси, упоминаемых в летописях и, других источниках, неуклонно росло. В IX—X веках упоминаются 25 городов, в XI веке — еще 64, в XII веке — еще 135 и в XIII веке к ним добавляются еще 47 городов. Всего ко времени нашествия Батыя Киевская Русь насчитывала до 300 городов или в среднем по 20—25 на княжество. Помимо них существовали безымянные укрепленные поселения, порой довольно крупные. Всего их насчитывалось более тысячи. Соотношение городов и таких поселений...
Подробнее: Список городов Древней Руси
Древнерусские города — постоянные поселения Древней Руси, отличавшиеся по ряду характеристик от деревенских поселений. В древнерусском словоупотреблении городами являлись любые укреплённые (огороженные) поселения, в том числе торгово-ремесленные центры, культовые центры, защитные крепости, княжеские резиденции. Остатками таких городов являются городища. В современном научном понимании определение древнерусских городов более узко. Их типичными атрибутами помимо наличия укреплений были дворы феодалов...
Полови́ца — бывшая запорожская слобода. Основана в середине XVIII ст. На её месте позже был построен Екатеринослав.
Кита́й-го́род — исторический район Москвы внутри Китайгородской крепостной стены, пристроенной в 1538 году к угловым башням Московского Кремля: Беклемишевской и Арсенальной. После разрушений в XIX—XX веках сохранились лишь небольшие участки древней стены Китай-города.
Кули́шки (кули́жки) — историческая местность (урочище) Москвы в восточной части Белого города.
Почи́нок (от др.-рус. почати «начать») — тип населённого пункта в Российской Федерации.
Основа — бывшее село вблизи города Харькова, которое существовало с конца 17 до начала 20 века.
Топонимические легенды — жанр устной народной несказочной прозы, изначально имеющий установку на достоверность, и объясняющий происхождение названий населённых пунктов или других географических объектов, а также храмов, монастырей и достопримечательностей. Данный жанр является ярким примером «народной этимологии», благодаря чему имеет немалую популярность в среде людей, далёких от понимания основ ономастики и топонимики.
Соло́менка (укр. Соло́м'янка) — историческая местность города Киева. Расположена между железной дорогой, улицей Кудряшова и Воздухофлотским проспектом.
Мещера , или Мещёрский край — историческая административно-территориальная единица, область, когда-то заселённая племенем мещера.
Болховец — город-крепость основанная в 1646 году воеводой Оладьиным Богданом Денисовичем, датой основания нужно считать 1(14)октября, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, когда была освещена крепостная церковь, но если обратиться к архивным документам то закладка первых башен состоялась 23 августа 1646 года, как писал царю Алексею Михайловичу воевода белгородского полка князь Одоевский, крепость состояла из семи башен, три башни были с проезжими воротами и четыре башни глухими, стены состояли...
Антифеевка (укр. Антифіївка) — селение на территории, входящей ныне в состав Киева, которое было расположено поблизости Кирилловской церкви (улицы Кирилловская, Елены Телиги).
Но́вая Дере́вня (фин. Mantere) — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Большой Невки, напротив Каменного острова (Приморский район). В административном устройстве Петербурга-Петрограда до 1917 года входила, наряду со Старой Деревней и Коломягами, в Новодеревенский участок.
Воскресенская слободка (укр. Воскресенська слобідка) — историческая местность Киева, село, на месте которого построен жилой массив Воскресенка.
Ди́кое по́ле — историческая область неразграниченных и слабозаселённых причерноморских и приазовских степей между Днестром на западе и Доном и Хопром на востоке.
Стан — историческая административно-территориальная единица в России, часть уезда или княжества. В разные века в понятие «стан» вкладывалось разное значение.
Измайлово — исторический район на востоке Москвы. В административном отношении входит в состав нескольких районов — «Измайлово», «Восточное Измайлово», «Северное Измайлово», частично «Ивановское», которые входят в Восточный административный округ; в 1991—2005 гг. существовал ТЕОС Измайловский парк.
Вы́селок или вы́селки — вид крестьянских поселений, населённый пункт и адресный объект. Выселок принадлежал тому же владельцу, что и основное селение.
Уборть — исторические удел, имение, ключ, волость виленских бискупов (1412—1794), графа Я. Е. Сиверса (1794—1808) в Мозырском павете Киевского, позднее Менского воеводства ВКЛ, а затем Российской империи; размещался в поречье Уборти на части территории современного Лельчицкого района Гомельской области Беларуси.
Пяти́на — административно-территориальная единица (буквально, «пятая часть земли»), применявшаяся в различных славянских государствах с глубокой древности, в частности, в Новгородской Руси.
Александровская слободка (укр. Олекса́ндрівська слобі́дка) — историческая местность Киева, расположена в Соломенском районе города.
Мула - имение, существовавшее на территории современного Сморгонского района Гродненской области c XVII века, уничтоженное в годы Второй мировой войны.
Три горы — историческая местность в Москве на левом берегу Москвы-реки в районе реки Пресни. Местность впервые упоминается в документах после 1410 года, с XV века было владением удельного князя Серпуховского Владимира Андреевича Храброго, затем до середины XVIII века принадлежала Новинскому монастырю. После сооружения в 1742 году Камер-Коллежского вала Три горы оказались в черте Москвы, а с начала XIX века вошли в состав исторического района Пресня (впоследствии вошедшей в состав современного Пресненского...
Корчева́тое (укр. Корчува́те) — историческая местность на территории Голосеевского района города Киева. Корчеватое располагается между улицей Пироговский шлях, Столичным шоссе, железнодорожными станциями «Проспект Науки», «Имени Петра Кривоноса», Галерным заливом реки Днепр и Жуковым островом. Является составной частью исторической местности Голосеево. Граничит с исторической местностью Китаево.
Великокняжеское — село, одно из поселений России, основанное 63 семьями «русских немцев».
Водлозёры — этнолокальная группа русских, некогда широко расселённая в деревнях по островам и берегам Водлозера в Пудожском районе Карелии. К настоящему времени проживают, в основном, в деревне Куганаволок.
История Нальчика — начинается с 1818 года, когда он был основан генералом Русской императорской армии А. П. Ермоловым. Изначально это была крепость для укрепления позиции России на Кавказе. C уменьшением военной напряженности между Россией и Турцией крепость стала играть роль экономического, политического и административного центра региона.
Ко́прино — село, располагавшееся на правом берегу реки Волги в Рыбинском уезде Ярославской губернии (ныне территория Рыбинского района Ярославской области). В настоящее время не существует. В 2010 году был открыт отель среднего класса «Бухта Коприно» под брендом "Heliopark Koprino Bay". В 2012 отель перешёл под управление сетью Mercure, а с сентября 2015 года работает под собственным управлением инвестора под названием "Парк-отель Бухта Коприно". Идёт благоустройство и освоение земель этого села...
Предславино (укр. Передславине) — историческая местность на территории Голосеевского района города Киева, предположительно располагается между улицами Физкультуры, Большой Васильковской, Деловой и юго-восточной границей района, а также от этого места до улицы Ковпака. Согласно летописи в 980 году князь Владимир I Святославич поселил здесь, в «сельце Предславино», свою жену — княжну полоцкую Рогнеду — и дочь Предславу, именем которой и было названо дальнее княжеское село.
Нико́льская слобо́дка (укр. Микільська слобідка) — историческая местность в районе Киева, поселение на левом берегу Днепра. Расположена между современными улицами Степана Сагайдака и Каховской. Известна с XV века как «земля полукняжеская».
Упоминания в литературе (продолжение)
Примерно в трех километрах к югу от того места, где стремительный и всегда прохладный поток реки Истры проходит под Ново-Рижским шоссе, в Красногорском районе, на высоком правом берегу реки расположилось
село Дмитровское. В старые годы именовалось оно сельцом Гузеевом, именно под таким названием мы его встречаем в раздельной грамоте 1504 года, определявшей границу между удельными княжествами Московским и Звенигородским. Спустя двадцать лет в сельце возвели деревянную церковь во имя христианского великомученика IV века Дмитрия Солунского, и Гузеево стали именовать селом Дмитровским.
Когда-то, во времена вольного Новгорода, в районе теперешнего
села существовал Тервенический погост, с XVI в. называвшийся Михайловским или Михаило-Архангельским. Он упоминается уже в письменных памятниках первой половины XII столетия. Здесь, в центре облагаемой податями округи, первоначально находился деревянный храм.
На территории современного Петербурга уже в XVI в. было несколько десятков деревень, состоявших из тысячи восьмидесяти двух дворов. Местное население включало как славян, так и ижору, чудь, весь, карелов – коренных жителей этих земель. Их образ жизни, предания, традиции оказывали влияние и на обычаи, связанные с погребением. Разумеется, на этих землях были кладбища. Обычно они размещались к западу от
села , за околицей. Характерной особенностью невских земель было то, что часто место погребения выбиралось вблизи реки. Можно предполагать, что старейшие из известных нам петербургских кладбищ располагались на месте древних скуделен. Так, было кладбище у деревни Калинкиной, известной с новгородских времен. Место для Александро-Невского монастыря с кладбищем при нем выбрали у деревни Вихтула. Охтинское кладбище находилось первоначально на берегу Невы, к западу от шведского города с крепостью Ниеншанц. Кладбище в западной части Васильевского острова было вблизи финских деревушек, известных до основания Петербурга, и т. д.
Через 15 лет поселок уже заметно вырос, и возросла его роль: проехавший через этот район А.А. Ресин следующим образом описывал Марково: «Центром торговли для оленного населения является Гижига, частью Нижнеколымск, а больше всего сел[о] Марково. Сел[о] Марково лежит на р. Анадырь, верстах в 700 от ее устья. Всех жителей в селении до 400 человек, их составляют: чуванцы около 200 человек, юкагиры более 100, мещане, преимущественно занимающиеся торговлей, и три крестьянские семьи. Живут здесь почти все в избах русской постройки и юрт очень немного. Инородцы, живущие здесь, все крещены, забыли свою родную речь и говорят только по-русски. В
селе есть новая церковь и живет священник с причтом» (Ресин 1888: 56).
В России к названию своего места обитания, то есть к топониму, всегда относились с уважением и любовью; летописи, сообщая об основании городка или крепости, приводят их названия и часто объясняют их смысл, также в летописях упомянуто множество названий
сел ; жители берегли название родного селения, и если приходилось переселяться на новые места, ставить новую деревню, то ее называли обычно тем же именем: так, например, название подмосковной Ахтырки, возле Абрамцева, принесли с собой в XVIII веке крестьяне – переселенцы из харьковской Ахтырки; такого же происхождения и многие одноименные селения в разных концах нашей страны. С уважением относилась к топонимам и власть. Переименование было чрезвычайно редким явлением, оно воспринималось и было в действительности исключительной формой наказания, кары, унижения.
По мнению А.Р. Шихсаидова, процесс образования крупных населённых пунктов в Дагестане интенсивно протекал в XII–XV вв.
Сёла объединились в одно большое под названием КIудиябросо, а впоследствии его стали называть Кудалиб. К XIII в. создалась такая обстановка, что для защиты своей территории селения приходилось охранять. Такую охрану, к примеру, выставляли сёла Гента, Тидиб, Хотода, Гоор, Кахиб, построив хутор Уриб, а в северной части отселок Зауриб для проживания охраны. У кудалинцев такими отселками были Дарада-Мурада, Маалиб, Кулиб. Так, участник Аварской экспедиции Костенецкий (1837 г.) познакомился в Мураде с первым поселенцем в этом месте из селения Кудали, которому тогда исполнилось 125 лет, а его жене 117 лет. К тому времени от старости он ничего не видел и не слышал. «Я бы не желал дожить до такой старости, у него 4 сына и 6 дочерей, от которых пошло их селение до 100 человек», – пишет Костенецкий в своих записках. И ныне жители селений Хвартикуни, Дарада, Мурада, Тунзи, Маали, Кулиб, Хварада, Горбониб, Багани, Хъуллиб, Силта, Укитль называют село не Кудали, а КIудиябросо. И население этих сёл говорит на кудалинском говоре хунзахского диалекта.
А Афанасий Осипов сын Прончищев, его сын и внуки на своей половине пустоши Черёмошье, расположенной между Черёмошским оврагом и землями сельца Даниловского, смежного с Черёмошью, более ста лет ничего не строили. Им хватало
села Никольского. А полупустошь Черёмошье долгие годы существовала как дополнительное земельное владение к Никольской вотчине Прончищевых. О Прончищевых и всех последующих за ними владельцах Никольского и полупустоши Черёмошье подробно рассказано выше. Судьбы этих владельцев и их владений тесно связаны. Рассказывая о Никольском, приходилось невольно касаться и села Троицкого Черёмошье, которое возникло на полупустоши Черёмошье только через сто лет после приобретения ее Прончищевыми. Но и после его возникновения село Троицкое было лишь малой составной частью основного имения, в котором главное значение имело село Никольское. Сейчас Троицкое представим подробнее.
При определении городов на современных картах, названных в Ростиславовой грамоте, ученые обыкновенно подыскивают подобно звучащие названия теперешних селений на территории бывшего Смоленского княжества, если нет других, более определенных указаний. Но при этом зачастую находится несколько одинаковых или подобно звучащих названий. Какому из них отдать предпочтение? Какое именно было городом или селением во времена Ростислава? Так, в грамоте упоминается Добрятино и Доброчково. На современных картах Смоленской и восточной части Могилевской губернии можно указать много селений, название которых происходит от слова добрый: Доброе,
село в Чаусском уезде Могилевской губернии, Добромысль Оршанского уезда той же губернии, Добрички Рогачевского уезда, на которые указывает Барсов[64]. Мы прибавим еще Добрейки на Днепре, между Копысом и Могилевом, и так далее. Если прямо подбирать по карте местности, то всякая из них имеет равное право быть признанной за упомянутые селения в грамоте. Такое определение малоудовлетворительно. Важно было бы определить, по крайней мере, приблизительно местность, в которой следует искать названных городов.
Еще одно эстонское поселение в Прикамье возникает в южной части Осинского уезда – поселок Эстонцы, расположенный в нескольких километрах от
села Завод Михайловский Ершовской волости Осинского уезда Пермской губернии. Информация о нем приводится в известной работе об эстонских поселениях в России пастора А. Ниголя, который отмечает проживание 10 эстонских семей близ села Завод Михайловский, но не приводит названия поселка. Датой переселения и основания поселка назван 1900 год161. В Списке населенных мест Осинского уезда 1926 г. поселение значится как поселок Эстонцы Заводо-Михайловской волости Осинского уезда162, под этим же названием он известен и в более поздних документах163. К сожалению, мы не располагаем другими, более полными данными о времени и обстоятельствах возникновения поселения, особенностях расселения, местах выхода переселенцев. Перепись 1926 г. отметила в существующем поселке Эстонцы Заводо-Михайловского сельсовета Фокинского района Сарапульского округа Уральской области население 41 человек, из которых большую часть составляли русские и только 5 – эстонцы164. Скорее всего, эстонцы по какой-то причине достаточно быстро покинули вновь осваиваемые места, возможно, это произошло в годы первых лет советской власти и Гражданской войны. Полевые исследования, проведенные в селе Завод Михайловский и окрестных деревнях в 1990-е годы, также показали отсутствие эстонского населения в районе бывшего поселения. Лишь старожилы отмечали существование бывшего населенного пункта с проживающими там выходцами из Прибалтики. В справочниках административно-территориального деления Пермской области более позднего времени населенный пункт Эстонцы уже не отмечен165.
2) Далее, встречаем признак, прямо указывающий на то, откуда шло население, наполнявшее эти новые суздальские города и великие
села . Надобно вслушаться в названия новых суздальских городов: Переяславль, Звенигород, Стародуб, Вышгород, Галич – все это южнорусские названия, которые мелькают то и дело в рассказе старой киевской летописи о событиях в южной Руси. Одних Звенигородов было несколько в земле Киевской и Галицкой. Имена киевских речек Лыбеди и Почайны встречаются в Рязани, во Владимире-на-Клязьме, в Нижнем Новгороде. Известна река Ирпень в Киевской земле (приток Днепра), на которой, по преданию, Гедимин в 1321 году разбил южнорусских князей. Ирпенью называется и приток Клязьмы (во Владимирском уезде). Имя самого Киева не было забыто в Суздальской земле: село Киево на Киевском овраге знают старинные акты XVI в. в Московском уезде. Но всего любопытнее в истории передвижения географических названий три города. В Древней Руси известны были три Переяславля: Русский (ныне уездный город Полтавской губернии), Переяславль Рязанский (нынешняя Рязань) и Переяславль Залесский (уездный город Владимирской губернии). Каждый из этих трех одноименных городов стоит на реке Трубеже. Это перенесение южнорусской географической номенклатуры на отдаленный суздальский север было делом переселенцев, приходивших сюда с киевского юга. Известен обычай всех колонистов в мире уносить с собою на новые места имена покидаемых жилищ.
Официальной, то есть по справочнику административно-территориального деления Приморского края, датой образования
села Вольно-Надеждинского считается 1899 год. Однако сам процесс заселения растянулся на несколько предшествующих десятилетий. В истории Вольно-Надеждинского сохранились свидетельства, следуя которым, факт образования села можно соотнести с различными датами. Две подтверждаются документально: 1893 год – открытие железнодорожной станции Надеждинская и 1899 год – образование казачьего посёлка Чичаговского. Но память старожилов сохранила сведения о почтовом станке Вольный и о казачьем хуторе или хуторах в нескольких километрах к западу от современного райцентра, так что село старше официально обозначенного возраста лет на пятнадцать. На эту версию работает немаловажный факт: архивы сохранили точную дату открытия почтовой станции Тигровая – весной 1884 года, а ведь это северо-восточная окраина современного Вольно-Надеждинского!
Правда, множество этих городов представляли даже по числу горожан нечто сомнительное: в конце XIX в. 23 из них имели менее чем по 1 тыс. жителей (всего в них 14,5 тыс. человек), а в начале столетия их было даже 129 из общего числа в 634 города; 249 городов насчитывали от 1 до 5 тыс. обитателей и 255 – от 5 до 10 тыс. В губернском городе Вологде, о которой упоминалось выше, в 1788 г. было 9,6 тыс. жителей, в 1846 г. уже 14,3 тыс., а в 1896 г. – 25,6 тыс. На рубеже XVIII–XIX вв. из старинных «стольных» городов, некогда княжеских столиц: Ростов Великий имел около 4,5 тыс. жителей, Переславль-Залесский около 4,6 тыс., Муром около 4 тыс., Суздаль около 2,9 тыс., а преобразованные в город из
села Вязники – всего-то около 1 тыс. Сравним их хотя бы с принадлежавшей князьям Трубецким слободой Халань Новооскольского уезда, которая еще в 40-х гг. XIX в. была «громадным, в три тысячи душ селом, занимавшимся различными видами кожевенного мастерства, настолько обширного, что там бывала ежегодно ярмарка» (144; 34). Так что дело было не в сущности, а лишь в статусе.
Достаточно полная информация о распределении престольных праздников и расположении часовен в деревнях получена в русских поселениях по реке Вишере (современный Красновишерский район). Русские
сёла и деревни в среднем течении реки от деревни Акчим до села Морчаны относились к Сыпучинской и Морчанской волостям Чердынского уезда[123]. В Акчиме, жители которого составляли одно сельское общество[124], находилась православная часовня[125], престольными здесь считались три праздника: «А здесь в Акчиме престольными праздниками считались Устретенье, 15 февраля, потом вот этот Вознесеньев день и Второй Спас 19 августа» (Красновишерский район). Ниже по течению Вишеры располагалась деревня Писаная, жители которой также составляли одно сельское общество, и где стояла православная часовня[126], престольными праздниками считали «Ильин день, Богородицин день, Николин день, Крещение. Ну вот в кажной деревне праздник был свой» (Красновишерский район, д. Акчим).
Однако далеко не все факты вписываются в предлагаемую трактовку. Следующий пример как минимум усложняет обсуждаемую схему. Селение Орота в Хунзахском районе Республики Дагестан не входит в число тех сельских сообществ (джамаатов), которые формируют районную власть. Это сельское общество численностью примерно 1500 человек, насчитывающее около 400 дворов, находится в систематической оппозиции Хунзаху.
Село расположено в долине небольшой реки, впадающей в Аварское Койсу. Орота, в отличие от горных скотоводческих общин, всегда славилось своими садами, раскинувшимися как вокруг селения, так и в урочище Ахедуни, находящемся ниже по течению реки, прямо под скалами, которыми обрывается небольшое плато – место основной застройки. В село не доведена асфальтовая дорога, проехать можно либо через селение Тлох, по дороге, ведущей через Гимры, либо через сам Хунзах. Но в обоих случаях дополнительный час пути придется проделать по грунтовой дороге. В Орота не проведен и газ, в отличие от большинства селений Хунзахского плато. Большинство выходцев из Орота, покинувших сельскую общину, работают на рынке в Кизляре. Практически никто не занимает бюджетные должности на уровне района, тем более – не служит в воинской части, которая, достигая 1000 человек по численности, является «градообразующим предприятием» для нескольких селений района (Хунзах, Арани, Цада и т. д.).
Турово-Пинские земли были густо покрыты селениями уже в первые века нашей эры, как и земли современной Киевщины, как и более восточные и северные территории, тоже заселённые русскими славянами, – например, в районе современного Чернигова, где находится три группы Шестовицких курганов у
села Шестовицы на правом берегу Десны.
Близ станции
село Раздольное (355 д. об. п. [душ обоего пола], 182 м., 173 ж.), расположенное на левом берегу р. Суйфуна, который отсюда судоходен до впадения своего в море. Это село основано в качестве военного поста в 1865 г., а затем к нему приселились крестьяне выходцы из разных губерний Европейской России. Церковь во имя Казанской Иконы Божией Матери, церковно-приходская школа. Занятие населения – земледелие.
Другим старым мусульманским кладбищам на территории, административно относящейся в наши дни к Санкт-Петербургу или Ленинградской области, не так «повезло». К 1917 г. мусульманские кладбища (участки) существовали в следующих населенных пунктах, входящих ныне в состав Санкт-Петербурга или Ленинградской области: Любани (с сер. XVIII в.), Царском
Селе (с 1820-х гг.), Кронштадте (с сер. XIX в.), Гатчине (с 1851 г.), Луге (с нач. XX в.), Петергофе (с нач. XX в.), Тосно (с 1905 г.), Новой Ладоге (с 1906 г.), Выборге (с 1911 г.), Териоках (с 1916 г.)[25]. К середине прошлого столетия большая часть этих кладбищ была безвозвратно утрачена. Так, например, по свидетельству лужского старожила Борислава Брониславовича Таканаева, мусульманское кладбище в Луге было практически полностью разрушено во время войны, так как здесь стояли немцы и велись активные боевые действия[26]. Однако находящееся рядом еврейское кладбище уцелело. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что надмогильные памятники татар были из недолговечного материала. Иногда это были лишь небольшие деревянные знаки над холмиками. Некоторые из этих холмиков уцелели до наших дней, но местные старожилы не смогли помочь мне с идентификацией этих захоронений. Памятники на могилах дореволюционного времени принадлежат представителям семьи Таканаевых, но они не дореволюционные, а новые, относящиеся к 1960-м гг. и установленные самим Б.Б. Таканаевым[27].
С другой стороны, не занятая никем сибирская земля ждала своего хозяина – работящего крестьянина из центральной России, где наделов на всех катастрофически не хватало. Судьба переселенцев складывалась по-разному. Всё зависело от места, где располагался земельный участок, богатое было
село или нет. В иных местах и земли хватало на всех, но не рос на ней хлеб – то камней много, то солончаков. Полей в Сибири в те годы было мало, и многие из них были отвоёваны у густого векового леса. Это в наши дни лес не помеха, а тогда он становился непреодолимой преградой для развития земледелия в суровом северном краю. История сибирских поселений знает случаи переноса сёл на новое место, за десятки вёрст от старого. Например, в районе Верхотурья хорошие пахотные земли располагались в 100 верстах от города, деревни были малолюдны. В основном деревни состояли из одного (!) двора, а самой большой была деревня на реке Невье с десятью дворами. Необходимо отметить, что указанное положение вещей сохранялось до начала XIX столетия.
Первые чувашские переселенцы отмечены в южных районах Пермского Прикамья в 1927 году, наиболее массовое переселение приходится на 1928 и 1929 годы, незначительные миграции продолжались и в 1930-х годах[91]. Чувашей-переселенцев приняли несколько районов Сарапульского округа Уральской области (современные южные районы Пермского края) – Большеусинский (Усинский) район, в котором переселенцы отмечены в деревнях и
сёлах Батманы, Большая Уса, Большие Кусты, Бормист, Верх-Дойная, Верхняя Барда, Верхний Тымбай, Дойная, Киловка, Китрюм, Коровино, Пантелеевка, Семёновка, Чиганда (большая часть населённых пунктов ныне входит в состав Куединского района, часть – Чайковского и Еловского районов)[92]; Еловский район – в деревнях и сёлах Тойкино, Барановка, Плишкари, Мельничная, Большая Талица, Большие Коптелы[93]; Чернушинский район. Особенность переселенческого движения этого периода – вселение чувашей в уже существующие русские населённые пункты региона, а не основание новых поселений.
На территории современного Санкт-Петербурга располагались два торгово-ремесленных поселения. В устье Невы был торговый поселок, впервые упомянутый в 1521 году в писцовой книге Ижорской земли. На реке Ижоре, в семи верстах от Невы – рядок Клети, описанный в переписной книге 1500 года. Возник он значительно раньше. Рядок – поселение переходного типа, от
села к городу. В нем жили и крестьяне, и ремесленники.
ДЕДОСЛАВЛЬ – древний город вятичей. Его местоположение историки Н.Арцыбашев, М.Погодин и А.Насонов индетифицировали с нынешним Дедиловым. На юж. окраине
села , на мысу высокого правого берега р. Шат (ошибка, название р. Шиворонь-Сост.) находится большое городище. Впервые оно было обследовано экспедицией Тульского краеведческого музея в 1935 г., а в 1967 г. здесь основательно работала Верхнеокская экспедиция. Площадка городища размером 175 х 60 м с севера, напольной стороны защищена валом, с востока широким и глубоким оврагом. В средней ее части сохранилось небольшое всхолмление, вытянутое с запада на восток (остатки внутреннего вала?), от которого поверхность городища приобретает резкое падение к югу, в сторону реки. Культурный слой сохранившийся не на всей площади поселения, имеет толщину 0,8 – 1,2 м и содержит обломки гончарной керамики домонгольского периода, а также ХIV–XV вв. По-видимому, Д. был довольно важным городом для вятичей, может быть, даже их столицей, если в период Феодальной войны, на Руси в середине XII в. Давыдовичи (союзники великого князя киевского Изяслава Мстиславовича) созвали здесь вятичей на “вече”. Возможно, в Д. имелась своя феодальная верхушка, к которой и обращались черниговские князья: “… се (кн. Святослав Ольгович) есть ворог нама и вам а ловите его и убити лестию и дроужину его избите, а имение его на полон вам”– так описывает летопись эпизод войны Киева с Суздалем в 1147 г. Кроме того, соседство Д. с Рязанским княжеством – также соперником Чернигова – вынуждало князей последнего постоянно держать городок в поле зрения. Д., видимо был разрушен во время монголо-татарского нашествия Батыя, потому что с середины XIII в. до сер. XIV в. летописи о нем больше не упоминают (43, стр.63).
В виду сокращения расходов на содержание на границах служилого населения, правительство широко производило раздачу здесь поместий. Последние известны и за пределами московских владений, нередко далеко в степи. Так, по жалованным грамотам Михаила Федоровича ряд юртов (имений) по
Сев . Донцу и Удам недалеко от г. Чугуева был отдан частным лицам. Однако долгое время правительство было принуждено постоянно подвозить на границы съестные припасы из центральных местностей, так как занятые войной служилые люди были не в состоянии вести сельское хозяйство. Более жизнеспособными и менее требовательными оказались мелкие поселенцы, привлекаемые сюда разными льготами, так называемые «однодворцы» или «четвертные владельцы», получавшие известное число четвертей или четей (земельная мера, равная ½ дес.). Из них постепенно вырабатывался тип земледельца-воина, сходного с казаком. Пограничное население обыкновенно жило в слободах, города же служили главным образом для «осадного сидения», куда укрывался народ при приближении татар. Этим объясняется своеобразная наружность пограничных городов, состоявших из острога со двором вокруг.
Местное население, наоборот, уезжает отсюда, причем этот процесс начался давно и стал особенно интенсивным во второй половине XX века. Если в 1959 году в районе проживало 22 тыс. сельского населения, то к 2001-му осталось только и тыс. Несмотря на убыль постоянного населения, большинство деревень вокруг озера Валдай живы и даже расширяются. Например, в Шуйской сельской администрации только центральное
село Шуя сохранилось как сельское поселение: на 222 местных жителя там всего 26 дачных домов. Во всех остальных 12 деревнях дачники заметно преобладают. На 180 дворов местных жителей приходится 568 домов дачников, причем порой это совсем новые, хотя и бревенчатые избы. Дома дачников в деревнях, как правило, определимы на глаз: они отремонтированы, ухожены, вокруг цветы.
Кадашевская слобода впервые документально упоминается в Духовной грамоте великого князя Ивана III Васильевича 1504 года: «Да ему ж даю селцо Семчинское, и с дворы с городскими, и с Самсоновым лугом, да
село Воробьево, и с Володимеровским, и с Семеновским, и с Воронцовским, и с Кадашовым, и с деревнями, как было при мне»[33]. Название села Кадаши, вероятнее всего, происходит от слова «кадь» (бочка), а кадаш – это бондарь или бочкарь, то есть мастер, изготовляющий бочки и прочую деревянную утварь. Существуют и другие версии происхождения этого топонима. Одна из них связана с татарскими судьями «кади», которые жили неподалеку в Татарской слободе. Однако этимологи считают эту версию ошибочной. Слово «кадаш» активно использовалось еще в XIX веке. Получается, первые жители, поселившиеся в XIV–XV веках вдоль Ордынской дороги за Царицыным лугом и болотом, изготовляли бочки. А по мнению историка И. Е. Забелина, село на самом деле называлось Каташево, потому что его население занималось катанием полотна. Эта версия также не находит подтверждения.
В Российской империи текущий учет населения (рождения, браки, смерти) вели приходские церкви, к которым по территориальному признаку было приписано все население. Приходские церкви находились в
селах , где к ним были приписаны все деревни округи на расстоянии до 5–7 километров, и в городах, где их количество зависело от числа жителей.
Иногда слободы назывались по местностям, откуда происходили их жители. На берегу Парголовского озера в XVIII веке образовалось
село Суздальское, где жили переселенцы из Суздальского уезда Владимирской губернии (сейчас на месте села – Староорловская улица). По селу и озеро стали именовать Суздальским, или Большим Суздальским, а потом Суздальскими стали и два соседних озера. Теперь Суздальских озера три – Верхнее, Среднее и Нижнее (Большое), в просторечии Первое, Второе и Третье. В 1974 году поблизости появился Суздальский проспект, а недавно – и продолжающее его Суздальское шоссе.
То немногое, что находилось на месте великолепной княжеской усадьбы до 1537 года, вряд ли заслуживало внимания чиновников. Хозяйство было мелким, поэтому звенигородские писцы в разъезжей грамоте упомянули не его, а близлежащее
село . В документе, где определялись границы поместных земель, оно называлось Уполозами: к холму, где стояла деревня, река подступала крутой излучиной, поэтому здесь часто случались оползни. По селу именовался и его первый известный ныне хозяин – московский дворянин Алексей Иванович Уполоцкий, чья родословная осталась тайной из-за небрежности старых авторов. Такой же загадкой остался и вид его владений, но об этом можно догадаться, зная, как выглядела и на ком держалась типичная вотчина XVI века. Ее население составляли сам хозяин, его крепостные и свободные слуги. Все они жили в разных частях господского двора, так или иначе имея отношение к добротному деревянному дому, погребам, конюшням, хлеву, птичнику и курным избам, где обычно селили холопов.
В последующем столетии владения Троицкого монастыря за счет государственных и частных пожалований росли очень быстро. Одним из распространенных источников роста земельных богатств были вклады за право быть погребенным в стенах монастыря. Свидетельством этого является белокаменная надгробная плита 1494 года, найденная на территории монастыря над захоронением Юрия Романовича Алексеева. Сын известного дьяка Романа Алексеева, посланного Иваном III в 1496 году в покоренную Тверь для приведения к присяге ее жителей, был погребен в монастыре за вклад
села Романовского на реке Наре, Боровского уезда.