Связанные понятия
Претеризм — интерпретация христианской эсхатологии, согласно которой большая часть пророческих описаний Последнего Времени, которые содержатся в Библии, относятся к событиям, уже произошедшим в первый век существования христианства. В частности, к 70-му году н. э., когда был разрушен Иерусалимский храм. Согласно претеризму, начиная с этого события под «Израилем» следует понимать христианскую церковь, которая стала естественным продолжением существования Народа Божьего на земле.
Евангельские заповеди, Заповеди Христовы — духовно-нравственные указатели на пути в Царство Божие, проповеданные Иисусом Христом своим ученикам и последователям. Согласно христианским святым учителям и преподобным отцам исполнение Евангельских заповедей необходимо для спасения человека (получения им вечной жизни).
Исагогика (др.-греч. εἰσαγωγή — введение, вступление) — раздел библеистики, предметом которого являются исторические источники религиозных текстов в авторском, культурном, хронологическом и других аспектах. Сюда же относят библейскую критику.
Великое поручение Христа — в христианской традиции это поручение, которое дал своим ученикам-апостолам воскресший Иисус Христос. Оно заключается в распространении учения Христа во все народы, с их крещением. Данное поручение стало идейной основой для миссионерской деятельности христиан.
Тритеизм (Троебожие, греч. τριθεισμός) — трактовка христианского догмата о Троице, согласно которой Троица представляет собой не одного Бога в трёх лицах, а трёх Богов. Точка зрения высказывалась неоднократно в истории всех конфессий христианства, в частности, византийским богословом-монофизитом VI века Филопоном («три неких бога»). Идеи, трактуемые как тритеистские (о том, что три лица Троицы сидят «раздельно» на трёх престолах) есть в произведениях протопопа Аввакума (или по крайней мере, приписываемых...
Теология замещения , Суперсессионизм (англ. Supersessionism, от англ. «supersession») — условное название экклезиологической концепции в рамках христианской теологии, согласно которым Новозаветная Церковь, как сообщество избранных, заменила собой Израиль, как избранный народ; и все обетования, адресованные в Библии евреям, после заключения Нового Завета адресованы христианам. Основанием для замещения стало предание Мессии — Иисуса Христа евреями на распятие и отречение от Него, вследствие чего Ветхий...
Евангелие от евреев — новозаветный апокриф. Он считался священной книгой эбионитов. Исходным языком этого евангелия был арамейский. Данный текст наиболее близок к каноническим евангелиям. Существует версия, что евангелие от евреев послужило основой для Евангелия от Матфея. Упоминается у Евсевия Кесарийского (Церковная история, 3,39,17). Текст описывает крещение Иисуса Христа. В Евангелии евреев Святой Дух не просто объявляет Иисуса своим «Сыном», но возвещает ему вечное царствование. Сам Христос...
Кроме посланий апостола Павла, в Новый Завет включено семь посланий, авторами которых являются Иаков, апостол Пётр, апостол Иоанн и Иуда.
Подробнее: Соборные послания
Библе́йский код (ивр. צפנים בתנ"ך), также известный, как код То́ры — представление о тексте Торы как о коде, содержащем скрытые смыслы (более глубокое понимание прямого текста) и предсказания. Точка зрения, согласно которой библейский код содержит пророческую информацию, рассматривается в каббале.
Всеобщее священство — фундаментальный принцип протестантской теологии, согласно которому каждый верующий способен совершать богослужение, может принять исповедь и предстоять в таинствах. Впервые изложена в трактате Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации» (1520). В качестве основания для «всеобщего священства» приводятся слова апостола Петра: В основе доктрины лежит отрицание разделения церкви на мирян и духовенство. Мартин Лютер утверждал, что Иисус Христос дал власть ключей всем своим...
Метано́йя (др.-греч. μετάνοια — «сожаление (о совершившемся), раскаяние», греч. μετάνοια — «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление») — термин, обозначающий перемену в восприятии фактов или явлений, обычно сопровождаемую сожалением; раскаяние (особенно в психологии и психотерапии). В религиозной (особенно раннехристианской) традиции имеет значение покаяния.
Паракле́т , или Паракли́т (др.-греч. παράκλητος — защитник, заступник; в новозаветном греческом в знач. «утешитель») — человек, которого призывают на помощь, для утешения. Терминологически слово стало употребляться в Новом Завете, по которому в дальнейшем получило распространение в христианском богословии и в (византийской и средневековой латинской) гимнографии.
Каини́ты — гностическая секта, почитавшая Каина как первую жертву Яхве, которого многие гностические секты определяли как ветхозаветного демиурга и зло. Каина чтили за то, что, породив идею убийства, он дал людям возможность отвергнуть его и обрести шанс на искупление от первородного греха. Тертуллиан считает, что в каинитском мифе Каин интерпретировался как человек, рождённый от «могучей силы», в то время как Авель — от «низшей». Секта была сравнительно мала. Тертуллиан и Ириней Лионский упоминали...
Евангелие процветания (также: теология процветания, евангелие преуспевания, доктрина преуспевания) — христианская протестантская идеология, набравшая более 10 миллионов сторонников и которая заключается в идее, что Бог заинтересован в том, чтобы люди были финансово обеспечены, имели крепкое здоровье, счастливые браки и в целом жили хорошо. Эта идеология связана с Движением веры, которое утверждает, что люди имеют право на основании Библии быть богатыми и обеспеченными.
Теория «двойственной истины» — возникшее в Средние века учение о философском и религиозном знании как двух аспектах истины или же двух самостоятельных истинах. Учение получило развитие в трудах аверроистов, представителей Шартрской школы, а также в учениях Фомы Аквинского, Уильяма Оккама и еврейского философа Исаака Альбалага (en:Isaac Albalag).
«Единоро́дный Сы́не » — неизменяемый православный гимн, входящий в состав второго антифона литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого (Православная церковь и восточнокатолические церкви, использующие византийский обряд). Описывает воплощение и богочеловеческую природу Иисуса Христа.
«Па́стырь Ге́рмы » (лат. Haermae Pastor), варианты Па́стырь Ерма, Ермы, Эрма, Эрмы, — раннехристианская книга, встречающаяся в древних рукописях рядом с каноническими текстами Нового Завета. Традиционно датируется II веком. Известна в греческом подлиннике и в латинском и эфиопском переводах; достаточно объёмна (примерно равна Евангелиям Матфея и Марка, вместе взятым). Всегда пользовалась большим уважением у христиан, но не была принята Церковью в канон священных книг.
Последний завет — синкретическое учение Виссариона «Христа» (по рождению Тороп, Сергей Анатольевич), принятое за Священное Писание в секте «Церковь Последнего Завета».
А́нгел Госпо́день , в богословии — словосочетание, обозначающее в Священном Писании либо особый вид теофании (богоявления), либо ангела, исполняющего роль посланника Господа. В ограниченном числе контекстов слово «ангел» в этом словосочетании может прямо или косвенно относиться и к человеку.
Теоцентризм (Богоцентризм) (греч. Θεός — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага.
Перико́па (греч. περικοπή, «отделение») — в риторике — целостный по смыслу или объединённый сюжетной линией раздел или отрывок текста. В настоящее время термин в основном используется в библеистике (напр. «Синайская перикопа») для обозначения совокупности фрагментов текста, объединённых одним смыслом, сюжетом или богословской идеей.
Панвавилонизм — теория, придававшее исключительное значение месопотамской культуре, выводящая все остальные культуры мира из Вавилонии и отрицающая способность других народов к самостоятельному развитию. Панвавилонизм был полулярен среди историков в конце XIX — начале XX вв..
Авраамово лоно — выражение, обозначающее место упокоения праведников в царстве мёртвых в иудаизме, где оно понимается как часть шеола, и христианстве, где выражение считается синонимом рая.
Лжепророки (ложные пророки) — упоминаемые в Священном Писании ложные пророки и даже языческие жрецы, которые не были призваны или посланы Богом, но пророчествовали по своему измышлению во вред ближних, совращая их с пути истины. Таковыми были, например...
Моли́тва мытаря ́ — покаянная молитва, которую произносил сборщик податей, покаявшийся и получивший прощение. Евангелие от Луки (Лк. 18:9-14) передаёт слова Иисуса Христа, который рассказал притчу о мытаре...
Семь добродетелей — в западном христианстве совокупность главных положительных черт человеческого характера. Подразделяются на кардинальные и теологические и традиционно противопоставляются семи смертным грехам.
Су́мма (лат. summa) — литературная форма, или литературный жанр, соединяющий в себе признаки научного трактата и энциклопедического справочника. Исторически (особенно в XII—XIV веках) сочинение, обозначенное как «сумма», показывало намерение автора изложить предмет с максимальным охватом. Дидактические суммы представляли собой особую разновидность компиляции, автор которой излагал не свою (оригинальную) позицию, а стремился привести как можно больше разных авторитетных (для него) точек зрения. Знаменитые...
Литурги́ческое богосло́вие — сравнительная богословская наука, занимающаяся систематизацией богословских идей заключенных в богослужении, церковных песнопениях, последовании праздников, иконографических композициях, таинствах и во всем церковнослуже́бном обихо́де, при сравнении их с богослужебными обычаями других инославных христианских обществ.
Литурги́я апо́стола Ма́рка — литургия александрийского типа. По преданию, её автором является апостол и евангелист Марк, ученик и сподвижник апостолов Петра, Павла и Варнавы.
Глас с небес (ивр. בּת קול; арам. נרת קלא; Bath-Kol; Бат-Кол; бат коль; букв. «дочь голоса») — небесный или божественный голос, возвещающий волю Бога, Его деяния и повеления и обращённый к отдельным личностям или целому ряду личностей, к властителям, общинам и даже ко всему народу.
Диофелитство (от греч. δυο — «две» + греч. θέλημα — «воля») — диофизитская христологическая доктрина о двух природных волях в Иисусе Христе. Развита в трудах Максима Исповедника и догматизирована для халкидонских церквей (Римско-католическая церковь и Восточные православные церкви) на Шестом Вселенском соборе.Догмат о двух природных волях во Христе был принят в богословском противостоянии монофелитству — христологической доктрине о единой Богочеловеческой личностной воле Христа, осуждённой в халкидонизме...
История нравственного богословия в авраамических религиях берёт свои корни в раннем иудаизме. Личность Моисея, с которым связаны изложенные в Библии Десять Заповедей и Закон Моисея, для многих светских исследователей является легендарной, но именно с ним связывают изложение моральных норм иудаизма, принятых с некоторыми модификациями и христианством и исламом. В христианстве нравственные нормы нашли своё отражение в учении Нового Завета. Нравственное учение христианства было темой многих произведений...
История догматов — теологический трактат немецкого либерального лютеранского теолога Адольфа фон Гарнака, опубликованный им в 1889 году.
Суперэкуменизм (религиозный плюрализм) — религиозное движение, стремящееся к унификации не только христианских конфессий (экуменизм), но и мировых религий во имя так называемого диалога религий.
Иудеохристиа́нство — совокупное наименование различных неортодоксальных течений, вышедших из среды евреев-христиан на рубеже I и II веков. Согласно Новому Завету, к иудеохристианам относилась первоапостольская община.
Вели́кая скорбь (др.-греч. θλίψις μεγάλη) — понятие в христианской эсхатологии, означающее время бесконечного горя и жестоких страданий человечества. Великая скорбь описана как в «апокалиптических» главах Евангелий (Мф. 24:1-51, Мк. 13:1-37), так и в книге Откровение (Откр. 2:22, Откр. 7:14).
В авраамических религиях, данный термин со ссылкой на Бога, встречается во фразе «богоизбранный народ».
Подробнее: Избранный народ
Библейская критика — рациональные методы и суждения, применяемые для изучения текста Библии с целью установления оригинального текста, авторства и времени написания, установления литературных особенностей текста. Различные направления библейской критики (текстуальная критика или библейская текстология, историко-литературная критика или критика источников, историческая критика, литературная критика) рассматриваются в качестве отдельных дисциплин исагогики.
Изумру́дная скрижа́ль (лат. Tábula smarágdina) — важнейший памятник герметизма, получивший широкое распространение в латинском переводе. Согласно легенде текст скрижали был оставлен Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда в египетском храме и обнаружен на могиле Гермеса Аполлонием Тианским, по другой версии — Александром Македонским.
Пандеи́зм (от греч. παν — всё, всякий и лат. deus — бог) — философское учение, сочетающее пантеизм и деизм. То есть признающее божество началом и основой всех вещей (всё есть Бог), обожествляющее Вселенную, природу, но отрицающее личного Бога, Откровение и Промысел, и вообще богословское, догматическое учение. Самая обширная книга по пандеизму была написана Максом Бернхардом Вайнштейном в 1910 году.
Иудеи-христиане , иудеохристиане, иудейско-христианская секта, и иногда также христиано-иудеи — ранние христиане из евреев, продолжавшие и после принятия христианства соблюдать основные предписания иудаизма.Христианство воспринималось иудеями как одно из многих мессианских движений внутри иудаизма. Соответственно, первые последователи Христа были в основном евреями, рассматривавшими новое учение частью иудаизма. Иудео-христиане считали себя иудеями и, помимо крещения и веры в то, что Иисус был Мессией...
Великий Архитектор Вселенной (ВАВ) в масонстве — универсальное и нейтральное обозначение Верховной Сущности (Бога), в которое верит каждый член братства, при этом как и в кого верить — личное дело каждого масона, в зависимости от его вероисповедания.
Игностици́зм , или игтеи́зм, — точка зрения на теологию, согласно которой любая другая точка зрения на теологию (включая агностицизм) делает слишком много необоснованных допущений относительно концепции Бога/богов, и некоторых других теологических концепций. Термин «игностицизм» был введен основателем гуманистического иудаизма Шервином Вайном.
Сын человеческий (др.-евр. בַּר אֱנָשׁ, בן–אדם, бен-адам; арам. בַּר־אֱנָשׁ, бар-энаш или барнаша; др.-греч. ὁ υἱὸς τοῦ ἀνθρώπου) — термин, берущий своё начало в Танахе (Ветхий Завет). Он обозначал вначале принадлежность к роду человеческому в смысле некто или один из. Книга пророка Даниила описывает его как будущего спасителя человечества, которому Яхве после страшного суда даст власть над миром...
Христадельфиане — христианская унитарная конфессия, сформировавшаяся в XIX столетии в Великобритании и США. Фактически, в своем создании и развитии ориентируется на ряд раннехристианских течений.
Диспенсационали́зм (англ. dispensation — распределение, период) — совокупность теологических представлений в христианстве, рассматривающих исторический процесс как последовательное распределение божественного Откровения по периодам, каждому из которых соответствует особый тип договорных отношений человечества с Богом.
Библейская география — раздел библеистики, изучающий историческую географию региона, в котором происходили события библейской истории и географические представления библейских авторов. В «ЕЭБЕ» основателем библейской географии «как научной дисциплины» назван американский библейский богослов-экзегет Эдвард Робинсон.
Эранос (греч. ἔρανος, трапеза в складчину) — международное интеллектуальное сообщество, своего рода междисциплинарный дискуссионный клуб по проблемам культуры, религии, духовной жизни, который действовал в центре Европы на протяжении более 70 лет.