Сиротская пустынь Свято-Вознесенского Кременского мужского монастыря
Сиротская пустынь - одна из четырех пустыней Свято-Вознесенского Кременского мужского монастыря, расположенного в Иловлинском районе Волгоградской области.
Долгое время местонахождение пустыни считалось неизвестным, однако благодаря деятельности историко-краеведческого общества "Сова" под руководством супругов К. и Ю. Полевых удалось с большой долей точности установить его.
Пустынь располагалась на правом берегу реки Дон, у подножия горы Кобылья голова, на противоположном склоне от х. Подгорский станицы Сиротинской.
Скит уже давно обезлюдел, но еще живы уроженцы этих мест, которые бывали в нём и пользовались гостеприимством монахов. Вспоминает председатель правления историко-краеведческого общества «Сова» Константин Полев:
Вход внутрь был небольшим, примерно полтора метра в высоту. По ту сторону располагалась пещера метров на 70. Из неё узкие коридоры вели в подземную церковь, довольно большую - квадратов 50-60 и высотой зала метров, наверное, пять-шесть. Внутри был камень, напоминающий алтарь, и огромный, метра три в высоту, крест, вырубленный в стене".
Главный вход в пещеру находился под выступом, который за внешнее сходство со знаменитыми египетскими статуями получил название "Донской сфинкс". Неподалеку от входа расположен «Белый колодец», вода которого почиталась местными казаками как святая, целебная. Без ухода колодец, когда-то выложенный камнями на 15-метровую глубину, завалился, но вода пробила себе выход неподалеку. Краеведы обложили камнем это место, и каждый раз, оказываясь в этих местах, расчищают родник от лесного мусора.
Старожилы вспоминают, что монахи, обитавшие в скиту, оказывали помощь местным жителям, лечили, а во время Гражданской войны укрывали пострадавших и от "белых", и от "красных". Отшельники держали овец, выращивали овощи, рыбачили - тем и жили.
О последующей судьбе монахов достоверных сведений нет. По одним данным, они ушли из этих мест, предварительно завалив вход, еще в 20-х годах XX века, по другим - уходили, но потом вернулись. Некоторые старожилы вспоминают, что последний монах, некий старец, жил в скиту и после Великой Отечественной войны .
Кем был этот таинственный отшельник, позволяет предположить удивительная рукопись А.Г. Петрикина из архива Кременского монастыря. Будучи строителем БАМа, Александр Петрикин познакомился с 90-летним о. Алексием, сосланным когда-то в Амурскую область. Он рассказал Петрикину, что в 1915 году был переведён в Кременской монастырь и назначен старшим четырёх окрестных пустыней, в т.ч. Сиротской. После закрытия монастыря в 1918 году монахи стали расходиться, но пятеро из них во главе с о. Алексием скрывались в пещерах Сиротской пустыни. Братья прятались здесь три года, но, в конце концов, их нашли, осудили и сослали.
Упомянутый же старец, живший в скиту уже после Великой Отечественной войны, вполне возможно, был последним настоятелем Кременского монастыря, архимандритом Пантелеимоном, о котором до сих пор вспоминают как о великом подвижнике и постнике. Именно он унес из монастыря и сохранил его главную святыню — икону Августовской Божией Матери .
Сегодня эта икона вновь вернулась в обитель, но Сиротская пустынь и её судьба по-прежнему вызывают множество вопросов. Вероятно, ответы на некоторые из них скрыты в недрах пещеры, но, к сожалению, в настоящее время вход в скит перекрывает монолитная плита полутораметровой толщины. Впрочем, краеведы не оставляют надежды на то, что однажды он будет открыт, и пустынь наконец-то поведает свои секреты.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Гефсима́ния (греч. Γεθσημανί; от ивр. גת שמנים, гат шманим; арам. ܓܬ ܫܡܢܐ, гат шамна — букв. «масличный пресс») — местность (или село) у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, восточнее Старого города Иерусалима (в Восточном Иерусалиме), в Израиле.
Хижина отшельника (другие названия: «грот отшельника», «келья отшельника») — парковый павильон, являвшийся одним из двух основных видов так называемых эрмитажей. В европейских изданиях XVIII—XIX веков иногда сам именуется «эрмитаж» (фр. hermitage — уединенный павильон в парках или садах, от многозначного греч. ἐρημία, ἥ). В настоящее время противопоставляется малому сельскому дворцу «эрмитажу», за которым закрепилось в научной литературе данное название. Представляет из себя скромное по размерам...
Гора Ведьм — гора около маленького литовского посёлка Юодкранте на Куршской косе.
Корчева́тое (укр. Корчува́те) — историческая местность на территории Голосеевского района города Киева. Корчеватое располагается между улицей Пироговский шлях, Столичным шоссе, железнодорожными станциями «Проспект Науки», «Имени Петра Кривоноса», Галерным заливом реки Днепр и Жуковым островом. Является составной частью исторической местности Голосеево. Граничит с исторической местностью Китаево.
Го́лосов овраг (Власов овраг, Голос-овраг) — овраг в Москве, на территории музея-заповедника Коломенское. Название оврага может быть антропонимического происхождения, ср. имя Влас, Власий (вариант — Волос), фамилии Голосов, Власов. Встречается, однако, название Голос-овраг, которое пока не объяснено. Овраг тянется от берега Москвы-реки до современного проспекта Андропова. На берегу оврага стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В самом овраге расположены камни, которым городская легенда...
Три креста — одна из достопримечательностей Вильнюса; памятник в виде трёх белых бетонных крестов.
Двинские или Бори́совы камни (белор. Барысавы камяні) — огромные (до нескольких метров) валуны с выбитыми на них крестами и надписями, находящиеся (находившиеся) преимущественно в бассейне Западной Двины, на севере современной Белоруссии. Надпись на Рогволодовом камне, датированная 1171 годом, позволяет довольно уверенно определить её заказчика как друцкого князя Рогволода Борисовича. Камни, надписи на которых содержат текст «Господи, помоги рабу своему Борису», большинство учёных соотносит с именем...
Подробнее: Борисовы камни
Вифезда ́ (ивр. בית חסדא — Бейт Хисда — «дом милости, милосердия», «место благодати, исцеления»; греч. Βηθεσδά, Βηθζαθά, лат. Bethsatha, ст.‑слав. Виѳеꙁдá, Виѳесдá, глаг.ⰲⰻⱅⰵⰸⰴⰰ (витеꙁда), ⱇⰵⰸⰴⰰ (феꙁда), ⰲⰺⱅⰵⰸⰴⰰ (вꙇтеꙁда)), или у Ове́чьих купе́ль (греч. ἐπὶ τῇ προβατική κολυμβήθρα, лат. super Probatica piscina), или О́вчая купе́ль (ивр. בריכות בית חסדא, «бассейны Бейт Хисда»; также «овечьи бассейны»: греч. προβατική κολυμβήθρα — «овчая купель», лат. Probatica piscina) — два водоёма (бассейна...
Ли́сья ба́лка (также Ли́сий овра́г) — местность, в советские времена находившаяся на окраине, а ныне в черте, города Шымкента Южно-Казахстанской области Казахстана. Известно как место массовых расстрелов в 1937—1938 годы.
Ближние пещеры , или Анто́ниевы пещеры, — комплекс подземных пещер в Киево-Печерской лавре, где покоятся мощи печерских подвижников.
Бания́с (также Панеас, Панеада, Кесария Филиппова, Нерониас) (греч. Πανειάς, араб. بانياس, ивр. בניאס) — древний город в Израиле у подножия горы Хермон, у восточного истока Иордана.
Кинь-Грусть просто усеяна памятниками природы. Поныне на территории близ лесничества и бывшей дачи Лазаренко сохранилось немало экзотов — две сосны Веймутова, четыре сибирские лиственницы высотой более 20 метров и более двух метров в обхвате. В бывшем парке Кристера растут голубые ели, тис ягодный, биота восточная, дубы болотный и северный. По улице Осиповского, 2-а находится легендарная 150-летняя «Ель Кристера», посаженная самим Вильгельмом. Вдоль ул. Кобзарской есть 150-летние сосны и огромная...
Ароматная пагода (вьетн. Chùa Hương, тьы-ном ?香, тюа хыонг) — обширный комплекс буддийских храмов и святилищ, построенных в известняковых горах Хыонгтить в Ханое, одно из наиболее популярных мест паломничества в стране. Это место проведения крупного религиозного фестиваля Хыонг (Lễ hội chùa Hương), куда съезжаются паломники со всего Вьетнама. Комплекс Ароматной пагоды находится на берегу реки Дай в коммуне Хыонгсон (район Мидык, бывшая провинция Хатай, объединённая с Ханоем). Центром комплекса является...
Пу́стынь — прежде уединённый монастырь или келья, монашеское поселение в традиции православия, обычно удалённый от основного монастыря скит, располагавшийся в незаселённом людьми месте.
Дальние пещеры — комплекс подземных пещер Киево-Печерского монастыря. В Дальних пещерах покоятся мощи 49 канонизированных святых. Ныне общая длина подземных коридоров составляет 293 м, варяжских — 200 м.
Пришествие Святого семейства в Египет — малый Господский праздник, отмечаемый Коптской православной церковью 1 июля, или 24 числа месяца греч. Παξοησ — девятого по счёту месяца коптского календаря.
Дом кикиморы, Дом с кикиморой, Чадинский дом — недостроенное и впоследствии снесённое здание XIX века в Перми, в котором, согласно городской легенде, жила кикимора, проявлявшая себя шумом, а во время городского пожара 1842 года якобы спасшая свой дом от огня. Появление кикиморы в доме легенда объясняет использованием при его постройке могильных плит. Отпечаток такой плиты на именинном пироге хозяина дома, помещика и заводчика Елисея Леонтьевича Чадина, якобы привёл к его смерти.
Второй Иерусалимский Храм (516 до н. э. (по еврейской традиции — 348 год до н. э.) — 70 н. э.) — Храм, начало восстановления которого было положено в правление Кира Великого, реконструированный Иродом Великим и разрушенный после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией, во главе с Титом.
Пайтити (Paititi, Paitití, Paytiti, Paipite, Paykikin, Pareti, Pareties, Parechis, Parechies, Paresis) — затерянный или мифический золотой город инков в Андах в тропической сельве на юго-востоке Перу (Pantiaqulla, Kamanti, Qallanqa и Apuqañaqway), севере Боливии или юго-западе Бразилии (микрорегион Паресис). До сих пор считается не найденным и не отождествленным с какими-либо руинами городов в Южной Америке. Является равнозначным значению «Эльдорадо» из-за того, что этот город был наполнен золотом...
«Никола Можайский » — деревянный образ святителя Николая Чудотворца «Можайского». Долгое время находился на территории Можайского кремля в городе Можайске. В данный момент находится в Третьяковской галерее, Москва.
Братталид (др.-сканд. Brattahlíð, англ. Brattahlid) — поместье Эрика Рыжего в Восточном поселении викингов в юго-западной Гренландии. Основано в конце X века; в настоящее время на этом месте находится посёлок Кассиарсук. Поместье находилось в конце большого фьорда, в 96 км (60 милях) от океана, что защищало его от штормов. Потомки Эрика жили здесь до XV века. Название «Братталид» означает «крутой косогор».
Ко́прино — село, располагавшееся на правом берегу реки Волги в Рыбинском уезде Ярославской губернии (ныне территория Рыбинского района Ярославской области). В настоящее время не существует. В 2010 году был открыт отель среднего класса «Бухта Коприно» под брендом "Heliopark Koprino Bay". В 2012 отель перешёл под управление сетью Mercure, а с сентября 2015 года работает под собственным управлением инвестора под названием "Парк-отель Бухта Коприно". Идёт благоустройство и освоение земель этого села...
Гроб Госпо́день , или Свято́й Гроб (греч. Αγιος Τάφος) — главная святыня христианского мира, гробница в скале; эта гробница признана Историческими церквями местом, где, согласно Евангелию, Иисус Христос был погребён после распятия и на третий день воскрес. Гробница является главным алтарём Храма Воскресения Христова в Иерусалиме.
Коптское монашество — христианское монашество в Египте. О коптском монашестве в византийский период см. Монашество в византийском Египте.
Полови́ца — бывшая запорожская слобода. Основана в середине XVIII ст. На её месте позже был построен Екатеринослав.
Каганкату́йк , Каланкатуйк (арм. Կաղանկատույք) — армянское селение в гаваре Ути Арандзнак провинции Утик Великой Армении. Известно как родина средневекового историка Мовсеса Каганкатваци, автора или редактора «Истории страны Алуанк» — одного из основных источников по истории средневековой Кавказской Албании. Впервые упоминается в повествовании об албанском царе Вачагане в книге «История страны Алуанк»...
Убе́жища в язы́ческих хра́мах (греч. άσυλα, лат. asylum, убежище, приют; отсюда азиль или асиль) — принадлежали к явлениям сакрального права: этим именем назывались святилища, считавшиеся неприкосновенными (греч. άσυλα = лат. sacrosanctus) со всем принадлежащим им имуществом (алтарями, статуями богов, драгоценностями и прочим).
Солове́цкое восста́ние , или Соловецкое сиде́ние — вооружённое сопротивление монахов Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря с 1668 по 1676 год церковным реформам патриарха Никона. Из-за отказа монастыря принять нововведения, правительство в 1667 году приняло строгие меры, распорядилось конфисковать все вотчины и имущество монастыря. Годом позже на Соловки прибыли царские полки и приступили к осаде монастыря. Боевые действия различной интенсивности продолжались несколько лет и завершились лишь...
Гонтина (гонтына, польск. gontyna, kącina) — языческий храм у славян, с помещениями для ритуальных пиров и хранения священных знамён. В отличие от капища это крытое строение. Гонтины появились значительно позже, чем капища и священные рощи. Согласно Н. М. Карамзину («История государства Российского», т. 1, гл. 3), название гонтина использовалось ещё венедами и происходит от слова «гонт», которое в русском языке и доныне означает особенный род тесниц, употребляемый для кровли домов.
Закхе́й (греч. Ζακχαῖος, ивр. זכי — достойный, чистый) — начальник мытарей (сборщик налогов), богатый человек, удостоившийся особого внимания от Иисуса Христа (Лук. XIX, 1—10). Православная церковь почитает Закхея в лике святых, память совершается 20 апреля (по юлианскому календарю).
Сиротинское девичье собрание — женская православная община, устроенная диаконом Василием Михайловым при Варваринской церкви станицы Сиротинской Второго Донского округа Области Войска Донского для «девиц, избравших безбрачное житие в посте и молитве»..
Стояние Зо́и (Зо́ино стояние) — городская легенда (народный рассказ, церковное предание), повествующая о событии, якобы произошедшем в Куйбышеве (ныне Самара) зимой 1955-56: во время празднования Нового года девушка, именуемая Зоей Карнауховой, впала в неизвестное науке состояние, по описанию похожее на кататонический ступор, и оставалась недвижимой на протяжении 128 дней — с 31 декабря 1955 года по 6 мая 1956 года, после того как решила потанцевать с иконой святителя Николая Чудотворца. Исходная...
Двор чудес (фр. La Cour des Miracles) — в Средние века название нескольких парижских кварталов, заселённых нищими, бродягами, публичными женщинами, монахами-расстригами и поэтами.
Афонские подворья известны в истории в основном как место проживания паломников, направляющихся на Святую Гору Афон. Часто рядом находилась церковь. Афонские подворья были связующим звеном между Святой Горой Афон и столицей Российской империи Санкт-Петербургом.
В истории России Великим Лукам выпала особая роль — роль города-воина, города-щита, опорного пункта в Западном порубежье, которую он выполнял на протяжении более чем восьми веков.
Подробнее: История Великих Лук
Остров кукол (исп. Isla de las Muñecas) — остров, расположенный в одном из каналов в Сочимилько, районе мексиканской столицы Мехико. На деревьях по всему острову развешены сотни сломанных и изуродованных детских кукол, призванных успокоить призрак якобы утонувшей в местных водах девочки. Расположен примерно в 23 км от центра города на территории объявленных заповедником водно-болотных угодий, является известной туристической достопримечательностью и имеет репутацию «страшного» места.
Глава́ Иоа́нна Предте́чи — голова Иоанна Крестителя, отсечённая по приказу Ирода Антипы из-за козней иудейской царевны Иродиады и её дочери Саломеи. Глава была закопана Иродиадой в одном из поместий Ирода. По церковному преданию, обретение главы Иоанна Предтечи происходило три раза. Является одной из наиболее почитаемых святынь христианского мира.
Потёмкинские дере́вни — исторический миф о бутафорских деревнях, которые якобы были выстроены по указанию князя Потёмкина вдоль маршрута Екатерины II во время её поездки в 1787 году в Северное Причерноморье — территории современной Украины и Крыма, которые были отвоёваны у Османской империи (см. Путешествие Екатерины II в Крым).
Крест Лалибе́лы , или Афро-Айигеба́ (амх. ላሊበላ — пчелы, признающие верховную власть) — подлинная христианская реликвия в эфиопской (абиссинской) православной Церкви, хранящаяся в самом большом скальном Храме Дома Спасителя Мира (Бет Медхане Алем), который находится в городе Лалибела, на севере Эфиопии. Крест представляет собой не только историческую ценность, но эфиопы также приписывают ему целительную силу. По сложившейся многовековой традиции, священник прикладывает Крест к верующим, чтобы благословить...
Исторических подземелий в Минске не так много, в основном в историческом центре — в районе площади Свободы. Город Минск стоит на песчаной почве, из-за чего длинные подземные ходы строить в старые времена было затруднительно. Раньше в «Верхнем городе» (исторический район Минска, окружающий площадь Свободы) располагалось несколько монастырей. По предположениям, в тех подземельях хранились церковные драгоценности. Во время строительства новых зданий на месте снесённых в 1950—1970 годах строители иногда...
Подробнее: Подземные ходы Минска
Вифавара ́ (греч. Βηθαβαρᾶ́, ивр. בית עברה — Бейт Авара́, дом переправы, место брода) — местность на западном берегу реки Иордан на территории современных государств Израиль и Иордания, в 8,6 километрах к северу от впадения реки Иордан в Мёртвое море, где находилась переправа (брод) через реку, связанная с древним преданием о Крещении Иисуса Христа. Традиционное место Крещения на западном берегу реки Иордан находится в ведении управления национальных парков государства Израиль и известное также...
Госпиции (лат. Hospitium — гостеприимство; гостевой дом, гостиница, приют; фр. Hospice; фр. Hospiz) — странноприимные дома, учреждения вроде гостиниц с характером монастыря; при этом находящиеся в них монахи и братья-прислужники составляют небольшие отдельные ордена.
Подробнее: Госпиция