Связанные понятия
Ленд-арт (от англ. land art — ландшафт-искусство), направление в искусстве, возникшее в США в конце 1960-х годов, в котором создаваемое художником произведение было неразрывно связано с природным ландшафтом. Работы лэнд-арта не были по отношению к ландшафту внешними или привнесёнными, последний использовался скорее как форма и средство создания произведения. Часто работы выполнялись на открытом и удалённом от населённых мест пространстве, в котором оказывались предоставленными самим себе и действию...
Тоизм — это направление в современном искусстве, зародившееся в 1990-х годах в Эммене. Слово отражает игривый характер произведения и его философию. Суффикс "изм " отсылает к движениям, которые существуют в мире искусства и религии.Тем не менее, тоизм является серьезным направлением в искусстве, которое демонстрирует новый, критический и чувствительный взгляд на наш современный мир.
Стрит-арт (англ. Street art — уличное искусство) — направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер.
Фигура-обманка (в английском языке обычно во множественном числе — фигуры-обманки, англ. «dummy boards» — дословно «доски-манекены», англ. «chimney boards» — дословно «каминные экраны», фр. «devant de cheminée» — дословно «перед камином», а позже — англ. «painting cut out of a board», «картина, вырезанная из доски») — изображение-обманка (фр. «trompe-l’oeil») в форме человеческой фигуры или домашнего животного, нарисованное на тонкой деревянной панели, а затем вырезанное. Фигуры-обманки были популярны...
«Мрачные картины » (исп. Pinturas negras, встречается буквальный перевод «Чёрные картины») (1819—1823) — название серии из четырнадцати фресок Франсиско Гойи, написанных в технике al secco (на стене, по увлажнённой штукатурке). Были созданы для стен своего дома, который он приобрел в феврале 1819 года, с интересным названием «Дом Глухого»,получивший название еще при жизни бывшего владельца, вероятно, страдавшего глухотой. Эти фрески переносились на холст с 1874 года, на сегодняшний день они хранятся...
Ждун — распространенное в Рунете название скульптуры Homunculus loxodontus голландской художницы Маргрит ван Бреворт (нидерл. Margriet van Breevoort), изготовленной весной 2016 года для Лейденского университета (Нидерланды), ставшее Интернет-мемом.
Граффи́ти (мн. ч., в контексте исторических надписей единственное число — граффи́то; от итал. graffito, множ. graffiti) — изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков.
«Лукреция Борджиа » — акварель английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, созданная в 1860—1861 годах. В настоящее время находится в собрании галереи Тейт.
«Школа мусорных вёдер » («Ашка́нская школа»; англ. Ashcan School) — художественное направление, возникшее в живописи США в начале XX века. Больша́я часть работ представителей школы посвящена реалистичному изображению повседневной жизни бедных и рабочих кварталов Нью-Йорка. Основоположники и крупнейшие представители школы: Роберт Генри, Джон Слоан, Эдвард Хоппер, Джордж Лакс, Эверетт Шинн и Уильям Глакенс.
Богемская роща (англ. Bohemian Grove) — место отдыха площадью 11 км², расположенное по адресу 20601 Bohemian Avenue, в городе Монте-Рио, Калифорния. Она принадлежит частному мужскому клубу искусств, известному как Богемский клуб, который находится в Сан-Франциско. Ежегодно в июле, начиная с 1899 года, сюда приезжают самые влиятельные люди мира, чтобы провести двухнедельный летний марафон.
«Детская задача » (англ. The Child’s Problem, 1857) — акварель английского художника Ричарда Дадда (англ. Richard Dadd, 1817—1886). Создана на тринадцатый год пребывания в психиатрической лечебнице, куда Дадд был помещён после отцеубийства.
«Слепые » — арт-группа в составе: Анна Кузнецова (идеолог проекта, танцовщица) и Александр Маргорин (скульптор, конструктор, писатель). Сфера деятельности группы — синтетическое искусство: акционизм, перформанс, видео-арт, энвайронмент, современный танец. Эстетику проектов «Слепых» можно охарактеризовать как «консервативный авангард», сочетающий использование архаического образного ряда и технически сложной объектной среды. Впервые группа заявила о себе в 1993 г. в рамках деятельности коммуны художников...
Легенды Кембриджского университета — пласт городских легенд, свойственных городу Кембридж и Кембриджскому университету, а также основанных на английской мифологии и культуре. На протяжении всей истории существования университета возникали новые мифы и предрассудки, которыми объясняли те или иные вещи. Многие здания инфраструктуры университета периодически становятся объектами розыгрыша.
«Суперламбанана » (англ. Superlambanana) — ярко-жёлтая уличная скульптура в виде гибрида банана и ягнёнка, находящаяся в Ливерпуле. Вес скульптуры составляет 8 тонн; высота — 5,18 м (17 футов). Автором является американский художник японского происхождения Таро Чизо. Произведение воплощает символ предостережения об опасности генной инженерии, а также отражает историческое прошлое Ливерпуля: ранее суда, останавливавшиеся в городских доках, чаще всего перевозили овечью шерсть и бананы. Согласно авторской...
Футбол в европейской живописи получил достаточно широкое отражение. Художники изображали не только отдельные эпизоды футбольного матча, но и элементы футбольного инвентаря, болельщиков, футбольные стадионы, создавали портреты выдающихся футболистов. Многие из живописцев, создававших картины с изображением этой игры, достаточно неплохо разбирались в ней, сами были болельщиками, а некоторые были профессиональными футболистами и использовали свои живописные произведения для рекламы своего клуба или...
«53
станции Токайдо » (яп. 東海道五十三次 то:кайдо: годзю:сан цуги) — серия гравюр Утагавы Хиросигэ в стиле укиё-э, написанная им после путешествия в 1832 году по дороге Токайдо между Эдо и Киото.
Стравагáнца — серия романов-фэнтези для подростков, написанных детской писательницей Мэри Хоффман.
Подробнее: Страваганца (книжная серия)
Групповой портрет городских ополченцев — жанр живописи Нидерландов золотого века, имевший распространение с 1-й половины XVI в. до конца XVII века. Это первый жанр живописи, который имел чисто коммерческую основу и зависел только лишь от платы тех, кто заказывал портрет. Картины зачастую приурочивались к какому-нибудь значимому политическому или общественному событию, например, подписанию Мюнстерского мира или прибытию в Амстердам Марии Медичи. Вершиной жанра, по мнению многих специалистов, является...
Пепел и снег (Ashes and Snow) — выставка-инсталляция, созданная канадским художником Грегори Кольбером (Gregory Colbert), — составлена из фотографических работ, кинофильмов и материалов, выстроенных в форме повествования в письмах. Она переезжает с места на место, где размещается в Кочующем музее (Nomadic Museum), временной постройке, возводящейся исключительно с целью размещения экспозиции. Работа Кольбера посвящена изучению общей для человека и животных способности к поэтическому восприятию. Выставку...
Ходаг — вымышленное чудовище, первоначально являвшееся результатом мистификации-шутки, но затем ставшее частью фольклора американского штата Висконсин и нашедшее отражение в массовой культуре. Его история сосредоточена в основном вокруг города Райнлендера в северной части штата Висконсин, где, по сообщениям, оно было обнаружено.
«Мой часослов » — роман без слов бельгийского художника Франса Мазереля, написанный в 1919 году. 167 рисунков, выполненных с гравюр по дереву, изображают историю обычного молодого человека в большом городе. Роман стал самой значимой и продаваемой работой автора и одним из наиболее влиятельных произведений жанра и сочетает в себе элементы социализма, экспрессионизма и религии.
Созвездия (англ. Constellations) — серия из 23 небольших гуашей Жоана Миро, начатых в 1939 году в Варанжвиль-сюр-Мере и законченных в 1941 году, между Мальоркой и Монт-роч-дель-Камп. Утреннюю звезду (The Morning Star), одну из важнейших работ серии, хранит Фонд Жоана Миро. Работы были подарком художника жене, позднее она передала их в Фонд.
Фанки Фунги — роман-комикс, созданный писателем Андреем Темниковым и художником Сергеем Рутиновым в период с 2000 по 2014 год.
«Невский-25» — объединение художников и одноимённая сквот-мастерская существовавшая с 1987 по 1990 год в центре Ленинграда, на последнем этаже Дома Казанского собора.
«Вчерашняя роза » — акварель английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, созданная в 1865 году. На данный момент произведение находится в собрании Художественного музея Делавэра.
Спира́льная да́мба , реже Спиральный мол или Спиральный причал (англ. Spiral Jetty) — ленд-арт-инсталляция, одна из главных работ американского художника Роберта Смитсона, «икона ленд-арта», «наиболее существенный героический жест пейзажа». Создана в апреле 1970 года у нефтяного месторождения Розел-Пойнт на северном берегу Большого Солёного озера в штате Юта, США.
Серия Джовио — серия из 484 портретов, собранных в XVI веке историком и биографом Паоло Джовио. Включает в себя портреты литераторов, правителей, государственных деятелей и высокопоставленных лиц, многие из которых были написаны с натуры. По задумке коллекционера предназначался как публичный архив известных мужчин, изначально был размещён в специально построенном музее на острове Комо. Собрание не сохранилось в нетронутом виде, но набор копий, сделанный для Козимо I де Медичи ныне размещён в постоянной...
«Дáлше» (англ. Furthur) — название путешествия и транспортного средства членов известной неформальной субкультурной коммуны, Весёлых проказников, существовавшей в период с 1960 по 1970 годы в Соединенных Штатах Америки.
Подробнее: Далше
«Пе́рмские воро́та » — художественный проект Николая Полисского, созданный в 2011 году для Пермского музея современного искусства PERMM. Находится у центрального железнодорожного вокзала Перми — Пермь II, в сквере 250-летия Перми («Парке камней»).
«Королева мая » (англ. «The Queen of May», в каталоге Библиотеки Принстонского университета — англ. «Alice Liddell, daughter of the Dean of Ch. Ch.», «Алиса Лидделл, дочь декана Кр-Ч», в некоторых изданиях значится как англ. «Alice P. Liddell (in wreath)», «Алиса П. Лидделл (в венке)») — постановочная фотография Льюиса Кэрролла, запечатлевшая Алису Лидделл в образе героини первомайских народных праздников на Британских островах.
«Пламя революции » — скульптура 1922 года работы советского скульптора Веры Мухиной, ставшая конкурсным проектом для невоздвигнутого памятника революционеру Якову Свердлову.
Весёлые проказники (англ. Merry Pranksters) — название неформальной субкультурной коммуны, существовавшей с 1964 по 1966 годы в Соединённых Штатах Америки. Коммуна оказала существенное влияние на популяризацию ЛСД и спровоцировала психоделическую (также называемую кислотной) революцию.
«Мост » (нем. Die Brücke) — группа художников в Германии в 1905—1913 годах, выступивших основоположниками немецкого экспрессионизма.
Панорамная живопись — вид изобразительного искусства, раскрываюobq широкий, всеобъемлющий взгляд на определенный предмет, часто пейзаж , военную битву или историческое событие. Он стал особенно популярным в 19 веке в Европе и Соединенных Штатах, вызывая сопротивление со стороны некоторых авторов романтической поэзии. Некоторые из произведении дошли до наших дней и выставляются на всеобщее обозрение.
«Большое лунное надувательство » (англ. The Great Moon Hoax), или лунная «утка» — серия из шести очерков, опубликованных в нью-йоркской газете «Sun», первый из которых вышел из печати 25 августа 1835 года, об открытии жизни и цивилизации на Луне. Это открытие было ложно приписано Джону Гершелю, возможно, одному из самых знаменитых астрономов своего времени. Автором «утки» обычно называется журналист «Sun» Ричард Адамс Локк, никогда, впрочем, публично не признавшийся в этом. На авторстве Локка настаивал...
Новый элемент расселения (НЭР) — концептуальное футуристическое направление в градостроительстве, повлиявшее на развитие современного градостроительства в целом, служившее основой кандидатских и докторских диссертаций и практических проектов (таких как реконструкция Арбата и Столешникова переулка в Москве). Теоретические разработки проекта были изложены в книгах, ставших архитектурными бестселлерами в мире. Три стадии НЭРа экспонировались на всемирных архитектурных выставках. Тема НЭРа развивается...
Капсула с посланием к потомкам (или письмо́ в бу́дущее) — послание, предназначенное для будущих поколений. Обычно помещается в капсулу или иную ёмкость и закладывается в основание строящихся зданий, объектов инфраструктуры, памятников и т. п.
Официальное
советское искусство, изобразительное искусство СССР охватывает период 1917—1991 годов и характеризуется огромной ролью идеологии в своем развитии. Параллельно с ним с 1950-х годов развивалось неофициальное искусство СССР.
Арт-интервенция — форма перформанса, состоящая в публичном взаимодействии художника с ранее созданным предметом искусства. Её истоки берут начало в концептуальном искусстве. Арт-интервенция прочно ассоциируется с венским акционизмом, дадаизмом и неодадаизмом.
Футуропо́лис — предложенное в России в 2009 году обозначение для плановых городов экспериментального характера, которые призваны испытать новые формы социальной организации. Футурополисы унаследовали черты движения «новых городов» и технополисов. Полностью реализованных в России проектов пока нет; с долей условности можно отнести к футурополисам отдельные проекты за рубежом.
Фотореализм — направление в живописи, возникшее в США в конце 1960-х, а затем, распространившееся в 1970-х годах в Европе. Термин, тем не менее, преимущественно применяется по отношению к работам американских фотореалистов конца 1960-х — начала 1970-х годов.
«Выбор народа » — арт-проект Комара & Меламида, начатый в 1994 году, один из самых известных образцов жанра соц-арт, «самый известный» проект этих художников в России.
Футбол в советском изобразительном искусстве получил достаточно широкое отражение. Художники и скульпторы изображали не только отдельные эпизоды футбольного матча, но и элементы футбольного инвентаря, болельщиков, футбольные стадионы. Проблеме отражения спорта в изобразительном искусстве посвящена книга «Спорт в СССР: физическая культура — визуальная культура» Майка О’Махоуни. Большое место занимает в ней тема отражения футбола в советской живописи. Автор анализирует «сложные взаимоотношения между...
«В глубине́ Вели́кого Криста́лла » — цикл фантастических повестей Владислава Крапивина, объединённых общей картиной метавселенной, имеющей форму кристалла, каждая грань которого является отдельной вселенной, и частично перекликающимися сюжетами. Ведущую роль в произведениях цикла играют дети, имеющие особые способности, позволяющие им, в частности, проникать в параллельные вселенные. Особая роль отводится некоему сообществу Хранителей — Командоров, призванному охранять таких детей.
Некрореализм — художественное направление, возникшее в начале 1980-х годов в Ленинграде.
Но (яп. 能 но:, «мастерство, умение, талант») — один из видов японского драматического театра. У истоков но стояли Канъами Киёцугу и его сын Дзэами Мотокиё: первый, актёр народных представлений саругаку, пытался ориентировать своё искусство на дворян и аристократов, вводя в пьесы новые элементы и изменяя структуру спектакля, а второй не только развил идеи отца об исполнительском мастерстве, но и создал множество пьес, которые и в XXI веке продолжают входить в репертуар театра; саругаку, подвергаясь...
«Рассвет любви » — картина маслом английского художника Уильяма Этти, впервые выставленная в 1828 году и в настоящее время художественной галереи И музей Рассела Котеса в Борнмуте. Картина основана на пьесе Джона Мильтона «Комос». Картина показывает обнажённую Венеру, наклоняющуюся поперёк, чтобы разбудить спящего ангела, поглаживая его крылья. Хотя Этти часто включал в свои работы обнажённые фигуры, но редко изображал физическую близость, и благодаря этому «Рассвет любви» является одной из наиболее...