Связанные понятия
«Зелёная ворона » (латыш. «Zaļā vārna») — одно из первых в Латвии творческих объединений молодых художников, музыкантов, актёров и писателей, симпатизирующих набиравшему силу авангардистскому течению в искусстве. Было основано в 1925 году, просуществовало до 1939 года. Известно своей ярко выраженной тенденцией к сближению различных школ и направлений.
Панфутуризм — литературная организация украинских футуристов, возникшая на Украине в 1921 году после Октябрьской революции.
ЛЕФ («Левый фронт искусств») — творческое объединение, существовавшее в 1922—1929 годах в Москве, Одессе и других городах СССР.
«СТАН » входит в международную сеть менеджеров культуры TANDEM NETWORK, объединяющую около 100 организаций из Украины, Молдовы, Турции, Египта, Сирии и стран Европейского Союза.
Упоминания в литературе
60 словенских деятелей культуры, большинство из которых являлись преподавателями Люблянского университета, обратились к властям с идеей учреждения нового литературно-критического периодического издания – журнала, в котором «затрагивался бы широкий
спектр общественных и культурных вопросов»[70]. На согласование ушло два года – первый номер издания, названного «Нова ревия», увидел свет в мае 19 8 2 г. В редакционный совет вошли поэты Н. Графенауер, С. Макарович, Борис А. Новак, философ Т. Хрибар, литературный критик А. Инкрет, прозаик Д. Рупел. Главным редактором сначала выступил Хрибар, с 1984 г. – Графенауэр и Рупел. Журнал продолжил традицию словенских «вольных» изданий конца 1950-х – начала 1960-х гг. – «Ревии 57» и «Перспектив», вокруг которых в годы «оттепели» группировалась либеральная интеллигенция. Несмотря на то что официально «Нова ревия» имела подзаголовок «культурный ежемесячник», это было издание, не столько обращавшееся к проблемам культуры, литературы и искусства, сколько ведущее открытую полемику по общественно-политическим и национальным вопросам, которые касались как словенского, так и общеюгославского контекста, это был первый официальный орган политической оппозиции. Сотрудники журнала добиваются публикаций материалов, ранее не подлежавших огласке: военных писем поэта Э. Коцбека, дневников профессора Д. Пирьевца, воспоминаний в недавнем прошлом политзаключенного и диссидента Й. Пучника. С его страниц впервые в Словении публично прозвучали требования демократизации, введения многопартийной системы, установления конфедерации. «Нова ревия» стала одним из рычагов влияния на массовое политическое сознание, катализатором общественных перемен.
Согласно уставу, деятельность БНС охватывала очень
широкий спектр жизни белорусского общества. Она могла заниматься школьными вопросами, созданием домов культуры, читален и библиотек, организацией всевозможных курсов. Кроме того, ей разрешалось курировать народное здравоохранение и издание прессы на белорусском языке. Постепенно деятельность БНС начала смыкаться с административным аппаратом, в результате чего членам этой организации стали поручать различные служебные обязанности – от районных управлений до генерального комиссариата включительно. Поэтому завершением организации БНС должно было стать создание ее центрального руководящего органа. 26 января 1942 года такой орган был избран, однако генеральный комиссар не утвердил его состав[185].
Большой блок источников, используемый в монографии, представляет собой эмигрантская публицистика. Первостепенное
информационное значение имеют работы признанных деятелей русской эмиграции[10], получивших широкое признание своих историософских трудов по осмыслению миссии российских изгнанников в мировом историческом процессе. Авторские комментарии к ряду работ позволяют выявить менее официальный спектр оценок, которые в какой-то степени сами по себе могут отражать их личное мнение в отношении событий описываемого периода времени. Кроме того, фундаментом аналитической части работы служат и справочные источники. Это, как правило, официальные эмигрантские издания и отчеты соответствующих комиссий о численности русских общественных и полковых объединений, а также их филиалов в других странах мира. В частности, выпуски «Вестник гвардейского объединения» использовались автором для анализа параметров и масштабов военных союзов, а также количества их участников, служивших в определенных частях императорской гвардии, на момент опубликования списков, структурированных по этому признаку в соответствующие подгруппы. Этот метод в полной мере можно отнести и к работе над материалами «Памятной книжки лицеиста», позволяющими составить количественный, хронологический, профессиональный и именной перечень выпускников Лицея за последние сто лет (по состоянию на 19 октября 1937 года), включая здравствующих и рассеянных по странам мира.
Комитет 300 имеет в своем распоряжении огромный бюрократический аппарат, включающий в себя сотни мозговых центров и официальных учреждений, которые руководят широчайшим
спектром лиц и организаций – от частного бизнеса до правительственных лидеров. Я упомяну лишь некоторые из них, начиная с Германского фонда Маршалла. В число его членов (они являются также членами НАТО и «Римского клуба») входят такие персоны как Дэвид Рокфеллер (David Rockefeller) из Chase Manhattan Bank, Габриель Хейг (Gabriel Hague) из престижной Hanover Trust and Finance Corporation, Милтон Кац (Milton Katz) из «Фонда Форда» (Ford Foundation), Вилли Брандт, лидер Социалистического интернационала, агент КГБ и член Комитета 300, Ирвинг Блустоун (Irving Bluestone), председатель исполнительного совета профсоюза «Объединенные рабочие автомобильной промышленности» (United Auto Workers), Рассел Трейн (Russel Train), президент американского отделения «Всемирного фонда дикой природы» (World Wildlife Fund), действующего под патронажем принца Филиппа и «Римского клуба», Элизабет Миджли (Elizabeth Midgely), продюсер программ CBS, Б. Р. Гиффорд (B. R. Giford), директор фонда Russel Sage Foundation, Гвидо Голдман из «Аспенского института», покойный Аверелл Гарриман (Averill Harriman), экстраординарный[3] член Комитета 300, Томас Л. Хьюз (Thomas L. Hughes) из Фонда Карнеги, Деннис Мидоуз и Джей Форрестор из «Мировой динамики» Массачусетского технологического института.
Н.В. Глоба был последним директором Строгановского училища царского времени (с 1896 по 1917 г.), создателем целостной системы профессионального художественного образования в России. Единственный из русских художников камергер Императорского двора, действительный статский советник, он эмигрировал из России в 1925 г. На долгие годы его имя было забыто, вычеркнуто из анналов официальной советской истории. Сегодня оно возвращается на родину. Организаторы конференции и составители коллективной монографии попытались отразить во всей полноте (насколько это возможно сегодня) не только этапы творческого пути и биографии Глобы, но и дать широкую картину развития самой культуры рубежа XIX–XX вв., показать ту среду, которая окружала этого выдающегося человека в России и в эмиграции. В
статьях исследователей отражен широкий спектр проблем, связанных с неизвестными страницами истории Строгановского училища, деятельности его директора в России и во Франции, художественной и духовной жизни русской эмиграции, практикой декоративного искусства и художественного образования в русском зарубежье (статьи Т.Л. Астраханцевой, А.В. Толстого, А.Ю. Старовойтовой, Е.С. Хмельницкой). По крупицам добытые в архивах документы, устные предания и воспоминания современников Глобы, их потомков, многие неизвестные до сегодняшнего времени факты и события помогают восстановить образ человека, наделенного организаторским талантом, педагогическим опытом и знаниями, художественным вкусом и «бешеной энергией», который так много сделал для русского художественного образования в области декоративно-прикладного и народного искусства, художественной промышленности, а само Строгановское училище поднял до уровня мирового признания.
Связанные понятия (продолжение)
«Союз молодёжи » (Общество художников «Союз молодёжи») — первое петербургское общество художников-экспериментаторов и новаторов, и первое столичное творческое объединение русского авангарда; основано в ноябре 1909 года по инициативе М. В. Матюшина и Е. Гуро, развивалось при деятельном участии Волдемара Матвея, В. Д. Бубновой, и многих других художников, — при участии и поддержке Л. Жевержеева, официальную регистрацию после утверждения устава получило 16 февраля 1910 года. Существовало в разных составах...
«Са́дарбс » (латыш. «Sadarbs») — один из первых в Латвии творческих союзов, объединивший преподавателей Латвийской академии художеств, художников имевших академическое образование и искусствоведов. Был основан в 1924 году, просуществовал до начала 1940-х годов.
Московская ассоциация пролетарских писателей (МАПП), была основана в марте 1923 года группой «Октябрь». В неё вошли также группы «Молодая гвардия» и «Рабочая весна». Придерживалась наиболее радикальных классовых позиций в области литературы («напостовство»).
О́бщество Ра́дек — группа художников, авторов, культурных активистов, музыкантов, существовавшая в Москве с 1997 по 2008 годы.
Студенческая корпорация — это академическая организация, членство в которой длится, как правило, в течение всей жизни; она объединяет студентов и выпускников высших школ на основе соблюдения следующих принципов: братства, патриотизма, стремления к знаниям, уважения старшинства. Балтийские корпорации и корпусы (Corps) (корпорации из немецко-говорящего культурного пространства) отделяют себя от политики и религии, являются организациями, в которых преданность традициям и консерватизм сочетаются с демократией...
Бунт (польск. Bunt) — польская литературная группа начала XX века, объединявшая в основном писателей и поэтов экспрессионизма.
Де́тское обще́ственное объедине́ние — объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское общественное объединение с одной стороны и объединение детей (учащихся) по интересам в системе дополнительного образовании детей, равно как и детское общественное объединение и орган ученического самоуправления.
РАБИС или Сорабис (Союз работников искусств), с 1924 года Всерабис (Всесоюзный профессиональный союз работников искусств) — массовая профессиональная организация в России и затем в СССР, объединяющая на добровольных началах всех работников искусств.
Союз художников Китая (кит. трад. 中國美術家協會, упр. 中国美术家协会, пиньинь: Zhōngguó Měishùjiā Xiéhuì, палл.: Чжунго Мэйшуцзя Сехуэй), изначально Союз работников искусства Китая (кит. трад. 中华全国美术工作者协会) - творческая общественная организация КНР, официальная национальная ассоциация китайских художников с её главным офисом в Пекине. Учреждена в июле 1949 года, первым председателем был назначен Сюй Бэйхун. С момента создания союза в него было принято 14006 художников . В настоящий момент председателем является...
Ноябрьская группа (нем. Novembergrupре) — ассоциация художников, скульпторов-экспрессионистов, композиторов и других деятелей искусства, созданная 3 декабря 1918 года в Берлине М. Пехштейном и Ц. Кляйном во время Ноябрьской революции 1918 г. в Германии.
Социалистический союз немецких студентов (нем. Sozialistischer Deutscher Studentenbund — SDS) — политическая студенческая организация левого толка в бывшей ФРГ и Западном Берлине (1946—1970). Первоначально действуя совместно с Социал-демократической партией Германии (СДПГ), ССНС позднее был вынужден пойти на разрыв с ней, собрав в своих рядах «новых левых» и играя важную роль в студенческом движении 1960-х гг.
«Жас тулпар » (каз. «Жас тұлпар») — неформальное объединение казахской молодёжи, обучавшейся в московских вузах. Существовало в 1960-е годы. Позиционировало себя как культурно-просветительское общество, пропагандирующее казахскую культуру. Однако политические взгляды ряда участников были сочтены неприемлемыми с точки зрения советского общества.
Клуб любителей фантастики (КЛФ) — неформальное (как правило) объединение любителей фантастики (фэнов), входящее составной частью в соответствующее национальное сообщество любителей фантастики (фэндом).
Группа учебного фильма — режиссерско-сценарная группа, объединявшая в разное время художников, активистов и исследователей из Москвы, Санкт-Петербурга и Нью-Йорка.
«Общество друзей СССР » (Stowarzyszenie Przyjaciół ZSRR, SP ZSRR) — подпольная организация, которая была создана в начале 1940 года коммунистами Варшавы. Организация действовала в 1940 — 1941 годы на территории Польши, оккупированной Третьим рейхом.
«Косми́ст » — группа пролетарских писателей в Петрограде, организованная по примеру московской группы «Кузница».
«Генералы за мир » (полное название «Генералы и адмиралы за мир»; нем. Generale und Admirale für den Frieden) — основанная в 1980/1981 г. организация, провозглашавшая пацифистские цели (в частности, борьбу против размещения в Западной Европе ракет средней дальности) и состоявшая из отставных высокопоставленных генералов стран НАТО (включая бывшего президента Португалии). Организация существовала при активной поддержке штази (спецслужб ГДР).
«Ра́дио Свобо́да» (полное название — «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», РСЕ/РС; англ. Radio Free Europe/Radio Liberty, RFE/RL) — международная некоммерческая радиовещательная организация, финансируемая Конгрессом США. Попечителем является Агентством США по глобальным медиа. Декларирует свою миссию «в продвижении демократических ценностей и институтов путем обращения к аудитории тех стран, в которых свобода прессы ограничена властями или пока не стала нормой общественной жизни».
Институт по исследованию тоталитарных режимов (ÚSTR) государственная организация в Чешской республике, занимающаяся научным изучением и разъяснением эпохи тоталитарных режимов в Чехословакии: эпох коммунизма и нацизма. Раскрытие архивов и данных, по словам инициаторов создания института, имеет целью предотвратить искажение трактовки чешской истории.
Группа пяти — организация, созданная по инициативе Мао Цзэдуна для того, чтобы организовать в интересах и в рамках линии партии спрямление критики ведущих художественных произведений, а также бороться с ревизионизмом и проводить в стране культурную революцию.
«Молодая гвардия » — объединение молодых писателей, организованное в октябре 1922 года по инициативе ЦК РКСМ и состоявшее в основном из комсомольцев.
«Кузница » — московское литературное объединение, существовавшее в 1920—1932 (с 1928 как структурное подразделение ВОАПП).
«Октябрь » — литературная группа писателей-коммунистов, существовавшая в 1922—1925 годах в Москве.
Форум «Петербургский диалог» — форум гражданских обществ России и Германии был создан в 2001 году по инициативе и под патронатом Президента России В.В. Путина и Федерального канцлера Германии Г. Шредера. Главной целью существования Форума было и остается создание надежной основы для развития российско-германских отношений за счет расширения сотрудничества гражданских обществ двух стран. Создание Форума происходило на фоне общего стремительного развития российско-германских отношений и усиления позиций...
Физматлит (Издательство физико-математической и технической литературы) — одно из ведущих российских издательств, выпускающее учебную литературу для вузов, втузов и дополнительного образования, научную и справочную литературу во всех областях физики и математики.
Цех поэтов — название нескольких поэтических объединений, существовавших в начале XX века в Санкт-Петербурге, Москве, Тбилиси, Баку, Берлине и Париже.
«Союз борьбы молодых » (польск. Związek Walki Młodych, ZWM) — подпольная антифашистская молодёжная военно-политическая организация, которая была создана в декабре 1942 года в Варшаве. Являлась молодёжной организацией Польской рабочей партии.
ЭХО — экспериментальное художественное объединение, существовало в Омске в начальные годы перестройки 1987—1990. Объединение дало толчок к творческому развитию многих современных живописцев и графиков. На выставках ЭХО xудожники профессионалы и любители смогли открыто заявить о существовании авангардного, альтернативного подхода к искусству. Подхода который был противоположен официальному тогда засилию социалистического реализма.
Биттерфельдский путь (нем. Bitterfelder Weg) — программа развития социалистической культуры в ГДР, принятая в 1959 году и направленная на создание самостоятельной социалистической национальной культуры, которая должна была наиболее полным образом удовлетворять растущие художественно-эстетические потребности трудящихся.
Институт рабочего контроля , ИРК (англ. Institute for Workers' Control, IWC) — общественная просветительская организация, основанная в 1968 году в Великобритании Тони Топхамом и Кеном Коутсом, лидером Международной марксистской группы (ММГ).
Новое течение (латыш. Jaunā strāva) в истории Латвии ― массовое левое социально-политическое движение, существовавшее во время Первого латышского национального пробуждения (ведущую роль в котором играли младолатыши начиная с 1850-х и до 1880-х годов), высшей точкой развития которого была Революция 1905 года. Участников движения называли «новотеченцами» (латыш. jaunstrāvnieki).
Всеми́рная молодёжная организа́ция эсперанти́стов , TEJO (эспер. Tutmonda Esperantista Junulara Organizo, TEJO) — крупнейшая международная организация, объединяющая молодых (до 30 лет) эсперантистов разных стран мира. Формально TEJO является молодёжной секцией Всемирной ассоциации эсперанто (которая в значительной мере распоряжается и финансами TEJO), однако пользуется довольно значительной свободой. В настоящее время (2009 год) TEJO объединяет 44 национальных молодёжных эсперанто-организаций и три...
Объединение независимых художников (латыш. Neatkarīgo mākslinieku vienība) — латвийская профессиональная общественная организация, одно из первых творческих объединений, возникших после провозглашения независимости Латвии.
Британское эстетическое общество (англ. The British Society of Aesthetics, BSA) основано в 1960 году. В его цели входит продвижение исследований в области теории искусства, критики, а также поиск критериев оценки искусства.
Цензу́ра в СССР — контроль советских и партийных органов СССР над содержанием и распространением информации, в том числе печатной продукции, музыкальных и сценических произведений, произведений изобразительного искусства, кинематографических и фотографических произведений, передач радио и телевидения, с целью подавления всех источников информации, альтернативных официальным, ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, считавшихся вредными или нежелательными.
Мультклуб — сатирический проект, созданный Олегом Миничем и Галиной Сенаторской в 2004 году. Представляет собой серию сатирической мультипликации по актуальным темам белорусской реальности.
«Союз освободительной борьбы » (Związek Walki Wyzwoleńczej, ZWW) — подпольная военно-политическая организация, которая была создана в 1941 году коммунистами Варшавы и в 1941 — начале 1942 года действовала на территории Польши, оккупированной Третьим рейхом.
Упоминания в литературе (продолжение)
«Родился Александр Иванович Булдеев 15 августа 1885 года в селе Горелое, на берегу Азовского моря. Выпускник двух ведущих университетов страны – филологический факультет он закончил в Петербургском университете, а юридический – в Московском. А стихи? Они были с детства: одиннадцатилетним мальчиком Александр Булдеев начал их писать и вместе с театральными рецензиями (!) помещал в ялтинской газете. До революции он сотрудничал с журналами «Северное сияние», «Жатва», «Нива», «Журнал для всех» и некоторыми другими.
Спектр его литературно-исторических интересов был исключительно широк: от борьбы за парламентаризм в России до противостояния западничества и славянофильства.
Для того чтобы ознакомить читателей
журнала с широким спектром современных идей, мы сделали интервью с известным российским деятелем международного левого движения директором Института глобализации и социальных движений Борисом Кагарлицким. Он в свою очередь рекомендовал нам поговорить с основателем Лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher Русланом Абдикеевым, который продвигает в России экономику заслуг. В последнее время в мире стало модным перекладывать проблемы заботы о людях с государства на них самих. Эту тему, кстати, активно продвигает Жак Аттали. Смысл заключается в том, что люди не должны ждать помощи от государства, а помогать друг другу сами (обмениваться услугами). Руслан Абдикеев пытается доказать, что экономика заслуг – это новый шаг в развитии человеческой цивилизации.
Россия готовится к грандиозной дате – 7 ноября – 100-летию Октябрьской революции 1917 г., которая навсегда останется одним из важнейших общемировых событий XX в. и временем коренного перелома в отечественной истории. Затронувший
все сферы общественной жизни процесс до сих пор в историческом сознании современной России, переживающей период социальной, культурной и политической трансформации, не приобрел однозначной оценки. Существует широкий спектр мнений об Октябрьской революции – от убежденности в том, что она явилась национальной катастрофой, приведшей к значительным жертвам и установлению тоталитарной системы, до признания ее попыткой построения социализма как демократического строя социальной справедливости.
Будущее ЧССР, как полагали авторы манифеста, неразрывно связано с мировым развитием, однако именно от граждан зависит, как они воспользуются той или иной ситуацией. «Действовать, – подчеркивалось в манифесте, – может каждый гражданин… Будем терпимы, будем помогать преследуемым… Солидарность всегда была нашим самым сильным оружием. Будем бороться за каждую мелочь. В этой борьбе будем собираться дома, на работе, там, где это только возможно… Это наше обращение может помочь в этой борьбе. Будем распространять его всеми доступными средствами»[280]. Следовательно, политика «малых дел» занимала далеко
не последнее место в спектре программных установок СДЧГ.
Беккерель сотрудничал со своим отцом на протяжении четырех лет, написав цикл статей о температуре
Земли. Закончив свои собственные исследования линейно поляризованного света в 1882 году, Беккерель продолжил исследования своего отца в области люминесценции, нетеплового излучения света. В середине 1880-х годов Беккерель также разработал новый метод анализа спектров, совокупностей волн различной длины, испускаемых источником света. В 1888 году он получил докторскую степень, присужденную ему на факультете естественных наук Парижского университета за диссертацию о поглощении света в кристаллах.
Повестка дня, предложенная организаторами этого мероприятия – факультетом продюсерства и экономики и кафедрой продюсерского мастерства и менеджмента ВГИК –
предусматривает рассмотрение широкого спектра вопросов, затрагивающих весь кинопроцесс в целом. И это очень верно, поскольку нельзя рассматривать, например, кризисные явления в фильмопроизводстве в отрыве от необходимости инноваций в киносети, а экономические проблемы – без анализа социокультурных и даже технологических аспектов.
По всей видимости, М. Мутаххари понимал, что интеллектуальная самоизоляция, в которой оставалось шиитское духовенство, серьезно ослабляла позиции ислама в обществе. Для адекватного представления исламского учения в стремительно менявшемся иранском социуме необходимо было
быть знакомым со всем спектром философских, идейных и общественно-политических ориентаций, определявших мировоззрение интеллигенции и других новых слоев иранского общества, что требовало нахождения в самой гуще общественной жизни. Разумеется, переезд в Тегеран предоставлял прекрасные возможности для этого.
Сложность исторических процессов требует сложности форм показа. Компьютерная графика дает возможность визуального представления исторических процессов и событий на стеновых панелях, баннерах и экранах во всех экспозиционных пространствах. Электронный киоск и монитор позволяют воспроизвести достаточно
широкий спектр различной информации (фондовые коллекции, результаты исследований, документальная кинохроника). Использование новейших технологий в современных экспозициях дает возможность восприятия и осознания информации на совершенно другом качественном уровне.
В целом все спецподразделения Грузии, имеют схожие системы боевой подготовки, используют схожее оружие и снаряжение и
могут выполнять широкий спектр боевых задач.