Связанные понятия
Марийские священные рощи (мар. Кӱсото) — природно-ландшафтные памятники, используемые в качестве места проведения ритуалов марийской традиционной религии. Располагаются недалеко от деревни на возвышенных местах посреди полей в виде зелёного островка. Нередко эти рощи достигают 0,3—0,5 га, а иногда могут занимать площадь до одного гектара.
Мари́йская традицио́нная рели́гия (мар. Чимарий йӱла, Марий (марла) вера, Марий йӱла, Марла кумалтыш, Ошмарий-Чимарий и другие местные и исторические варианты наименований) — народная религия марийцев, основанная на марийской мифологии, с ярко выраженными чертами монотеизма.
День Эрзянского языка (эрз. Эрзянь Келень Чи) — современный эрзянский национальный праздник. Был учреждён в 1993 году Фондом спасения эрзянского языка имени А. П. Рябова (Саранск). Празднуется 16 апреля, в день рождения первого эрзянского профессора Анатолия Рябова.
Чоткар (Чоткар Патыр) — легендарный марийский герой, живший в XIII веке. Согласно преданию, Чоткар освободил весь лесной марийский край от нападавших на марийские селения кочевников. Богатырь похоронен на холме между деревнями Нурмучаш и Усола в Волжском районе Республики Марий Эл. Перед смертью Чоткар попросил положить свой меч и щит вместе с ним в могилу и обещал в тяжелую минуту, когда марийцев будут одолевать враги, прийти на помощь. Ежегодно недалеко от деревни Нурмучаш в начале июня проходят...
Сабанту́й (тат. сабантуй, сабан туе, башк. һабантуй — «праздник плуга») — ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир. Похожие праздники существуют как у народов Поволжья (чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов), так и у некоторых тюркских народов Кавказа (балкарцев и ногайцев), однако они имеют свою специфику.
День Чувашской Республики (чуваш. Чăваш Республикин кунĕ) — главный государственный праздник Чувашской Республики. Отмечается 24 июня с 1995 года. Перед этим праздником повсеместно проходит Акатуй — чувашский народный праздник земли и сохи.
Кунгурские , или сылвенские, марийцы (мар. Кöҥгыр марий, Сулий марий) — этнографическая группа марийцев в юго-восточной части Пермского края России. Кунгурские марийцы — часть уральских марийцев, которые в свою очередь входят в число восточных марийцев. Название группа получила от бывшего Кунгурского уезда Пермской губернии, к которому до 1780-х годов относилась территория, на которой селились марийцы с XVI века. В 1678—1679 гг. в Кунгурском уезде уже насчитывалось 100 марийских юрт с мужским населением...
Чувашские национальные символы - духовные символы древних чуваш, являются ценным историко-культурным наследием Чувашии. Символы используются в национальных орнаментах вышивки, ювелирных изделий, художественных произведений и т.д.
Ингушские святилища и храмы — уникальные памятники древней ингушской архитектуры, представляющие собой монументальные религиозные культовые каменные сооружения, расположенные преимущественно в Джейрахском районе Ингушетии.
Горномари́йский язы́к (самоназвание — кырык мары) — язык горных марийцев, литературный язык на основе горного наречия марийского языка. Число носителей — 36 822 (перепись 2002). Распространён в Горномарийском, Юринском и Килемарском районах Марий Эл, а также в Воскресенском районе Нижегородской и Яранском районе Кировской областей. Занимает западные регионы распространения марийских языков.
Кугу-сорта (луговомар. Кугу сорта — «Большая свеча») — марийская синкретическая секта, объединившая традиционную веру марийцев (черемис) с элементами русского православия. Возникла в 70-х годах XIX в. в среде крещёных марийцев Яранского уезда Вятской губернии. На формирование вероучения секты оказали незначительное влияние неоднократные попытки исламизации марийцев со стороны татар.
Мари́йский язы́к (или лугово-восточный марийский) — один из финно-угорских языков. Распространён среди марийцев — главным образом, в Республике Марий Эл и Башкортостане. Старое название — «черемисский язык».
Дре́во жи́зни (вепс. Elonpu) — национальный праздник вепсского народа, проходящий летом возле села Винницы, Подпорожского района Ленинградской области.
Священная роща (заповедная роща; дубрава) — небольшой, близкий к жилью лиственный (нехвойный) заповедный лесок, у многих древних народов считавшийся особо священным местом для отправления обрядов культа; предшественник храмов. Священные рощи служили первыми местами убежищ.
Тонратон (арм. Թոնրատոն, букв. «праздник тонира») или Фестиваль тонира (арм. Թոնիրի փառատոն) — армянский национальный ежегодный кулинарный фестиваль блюд, приготовленных в тонире. Ежегодно проходит 11-12 августа в области Гегаркуник, и совпадает с первым днем месяца Навасарда (новый год по древнеармянскому календарю)
Подробнее: Фестиваль тонира
Алтайский мёд — один из двух наиболее известных региональных брендов мёда в России (наряду с башкирским). Производится на территории Алтайского края и Республики Алтай.
Наро́дный календа́рь восто́чных славя́н (аграрный календарь, земледельческий календарь, крестьянский календарь, русский народный календарь, народные святцы, численник, народный месяцеслов) — исторически сложившийся календарь у восточных славян, организующий обрядовый цикл, хозяйственную и бытовую практику, а также в значительной мере верования и существование фольклора.
Марийская диаспора — это сообщество людей марийского происхождения, проживающих за пределами Республики Марий Эл. На территории сопредельных республик и областей Поволжья марийская диаспора расселена компактно, имеются моноэтничные марийские деревни и даже районы, в которых марийцы составляют большинство населения. В других регионах России и за рубежом марийцы расселены дисперсно, в основном проживают в крупных городах.
Дохристианский именник в мордовских языках (мокшанском и эрзянском) насчитывал более тысячи имён. Состоял преимущественно из самобытных имён, но также есть и определённая часть из них, которую можно отнести к заимствованным: славянским, арабским, тюркским и др. . Некоторые старинные личные имена дали основу для современных фамилий, таких как Шиндины (Шиндяй/Чиньдяй), Вирясовы (Виряс), Рузавины (Рузава), Маскаевы (Москай), Пинясовы (Пиняс).
Подробнее: Мордовское имя
Наро́дные календари́ у славя́н — исторически сложившиеся у славянских народов к позднему средневековью системы членения, счёта и регламентации годового времени, организующие обрядовый цикл (календарные обряды), хозяйственную и бытовую практику, в значительной мере верования и бытование фольклора. В структурном и генетическом отношении народные календари у славян представляют собой сложные переплетения различных моделей: распорядка христианских праздников, постов и мясоедов; календарей солнечного...
«Свя́та Со́нца » (рус. «Праздник Солнца») — это крупный международный фолклорный музыкальный фестиваль под открытым небом, посвященный древнему празднику Купалье и его главному символу — огню. Фестиваль проводится c 2016 года ежегодно в июне в течение двух дней в музейном комплексе старинных народных ремесел и технологий «Дудутки», Минская область, Беларусь. Организаторы фестиваля — Экстрим Театр «Берсерк».
Пе́рна — национальный символ народов коми, прежде всего коми-пермяков. Встречается два начертания символа — классическое и w-образное.
Ве́псская мифология — мифологические представления народа вепсов, являющиеся частью схожих для всех финно-угров мифологических представлений.
Этнография башкир ― раздел этнографии, занимающейся фактологическими, описательными исследованиями быта и культуры башкир, их происхождением, этногенезом, ассимиляцией, расселением, культурными историческими связями с другими народами.
Кереме́ть , киреме́ть (от араб. کرامة «карамат») — термин в земледельческой традиционной религии тюркских и финно-угорских народов Поволжья, которым могло обозначаться жертвоприношение, священная роща или божество.
Обо ́ (реже обоо, овоо) (монг. овоо, бур. обоо, хак. обаа «куча, груда, насыпь») — культовые места в культуре монголов, бурят, тувинцев, хакасов и других тюрко-монгольских народов Центральной Азии.
Буддийская скульптура — один из важнейших видов изобразительного искусства дореволюционной Монголии (Халхи), активно возрождающийся с начала 1990-х годов.
Подробнее: Бурхан (скульптура)
Ёхор (бур. Ёохор) — народный танец-хоровод у бурят. Распространён во всей этнической Бурятии.
«Купчинское капище Перуна » («Всеславянское святилище Перуна») — самоназвание участка рекреационной зоны во Фрунзенском районе (в Купчине, в честь которого и названо) Санкт-Петербурга.
Индуи́стский храм , или манди́р (санскр. मंदिर, mandira IAST, букв. «обиталище, жилище»), — место поклонения для последователей индуизма, понимаемое в качестве «дома Бога». Обычно используется специфически для духовной и религиозной деятельности. Индуистский храм является моделью вселенной, воспроизводя своим святилищем, башней, бассейном и высаженным деревом мировые пещеру, гору, океан и древо. Традиционные каноны по их строительству, проектировке и дизайну содержатся в особом классе индуистской...
В древнеримской
религии божества заботились обо всех аспектах выращивания, сбора урожая и хранения сельскохозяйственных культур. Среди них выделялись такие крупные божества, как Церера и Сатурн, но большое количество римских божеств, известных по имени, либо способствовали земледелию, либо были посвящены исключительно определённой сельскохозяйственной функции.
Даца́н (тиб. གྲྭ་ཚང་, монг. дацан, бур. дасан, хийд, тув. дассың) — буддийский монастырь-университет у российских бурят. В тибетской традиции дацанами называют отдельные «факультеты» буддийских монастырей.
Хелидонии (греч. Χελιδόνια) — существовавший у древних родосцев обряд празднования прилета ласточек (Χελιδών — «ласточка») в месяце боедромионе.
Кули́шки (кули́жки) — историческая местность (урочище) Москвы в восточной части Белого города.
Каравон — местная традиция, ансамбль, Всероссийский фестиваль русского фольклора, русский народный праздник в Республике Татарстан.
Орёл Сулеймана — бронзовая фигура орла. Один из национальных символов Ингушетии. Изготовлена в конце VIII века нашей эры в Арабском Халифате. Обнаружена в XIX веке в башенном комплексе селения Эрзи Республики Ингушетия. Здесь, в Эрзи (с инг. «Орёл») фигура почиталась в качестве герба.
Колесо года — ежегодный цикл праздников, существующий у последователей Викки и той части европейских неоязычников, для которых свойственно соблюдение всех фестивалей. Цикл представляет собой компиляцию из народно-католических и дохристианских праздников кельтских и германских народов Европы, известных из средневековых письменных источников и этнографических записей Нового времени.
Утаки (яп. 御嶽 отакэ, буквально «священная гора») — священные места в рюкюской религии, где происходит поклонение предкам и богам. Могут представлять собой рощи, леса, столбы, горные вершины. Некоторые утаки совмещены с синтоистскими дзиндзя. Два утаки включены в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Чумбылат (мар. Курык кугыза, Кугу еҥ, Поро Лемдетÿр Курык Кугыза, Полемдрук Кугыза) — легендарный марийский князь, живший в XII веке и вошедший в марийскую мифологию, «царь северных марийцев». Имя собственное, от тюрк. «чум», муж + «булат», «сталь особой прочности». Имел княжескую резиденцию в Кукарке (луговомар. Кукарка, ныне город Советск), куда она была перенесена из Какшара (сев.-зап. мар. Кӓкшӓр, ныне город Котельнич) после его захвата в 1181 новгородскими ушкуйниками. Впоследствии Чумбылат...
Марийская письменность — письменность, используемая для записи марийских (лугово-марийского и горно-марийского) языков. С момента своего возникновения в XVIII веке и до настоящего времени базировалась на кириллице. До начала XX века алфавит не имел стабильной нормы и часто менялся. Современный алфавит действует с 1938 года. В истории марийской письменности выделяются 4 этапа...
Роднове́рие (родная вера, родоверие, родолюбие, родобожие) — новое религиозное движение-реконструкция неоязыческого толка, основное направление славянского неоязычества, провозглашающее своей целью возрождение славянских дохристианских обрядов и верований. Проводятся обряды «очищения» («раскрещивания», возвращения к религии предков) и «имянаречения» (получения нового славянского языческого имени.
Хлеб в горах — традиционный фестиваль армянской национальной кухни, проводимый в Армении.
Священное обычно означает предметы или действия, посвященные Богу или богам, и используемые в религиозных ритуалах, священнодействиях. Свойство быть священным часто возникает в результате обряда освящения, то есть освящённый предмет может стать священным — но может и не стать, если он предназначен для использования в мирских целях (например, пасхальные яйца). Священное и святое близки по значению и могут быть атрибутом одного и того же предмета: например, Библию можно назвать и Священное Писание...
Славянский кремль — комплекс построек, расположенных на участке в 2,4 га недалеко от деревни Валищево в 30 км от МКАД в восточной части городского округа Подольск Московской области. Основан в 2005 году. Автором проекта и хозяином усадьбы является российский путешественник В. В. Сундаков.
Обря́д — совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. Стереотипный характер действий обряда, то есть их чередование в некотором более или менее жестко заданном порядке, отражает происхождение слова «обряд». В сущности, с точки зрения этимологии оно означает именно «приведение чего-либо в порядок». Обряд нередко характеризуют как традиционное действие человека.
Чувашские цифры , — древнее обозначение чисел, из тюркской рунической письменности, до сих пор используемое чувашами при нумерации брёвен в срубе.