Связанные понятия
Подска́рбий (польск. Podskarbi) — чин в Речи Посполитой, соответствующий нынешнему казначею. Были подскарбии великие, заведовавшие финансами и государственным имуществом и носившие звание сенаторов; подскарбии коронные, выдававшие королевские сокровища и осуществляли чеканку и выпуск в обращение монеты, как руководитель государственного монетного двора; подскарбии надворные, заместители и помощники подскарбиев коронных.
Вóйский (польск. Wojski) — служебная должность в средневековой Польше (с XIII века) и в Великом княжестве Литовском (с XVI века). Во время войн, когда шляхта отправлялась на сборы, войский следил за порядком в повяте и охранял шляхетских жён и детей.
Подробнее: Войский
Подкомо́рий (лат. succamerarius, польск. Podkomorzy) — в Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском судья по спорам о границах имений в подкоморских судах. Должность была довольно престижной, её занимали представители многих шляхетских родов, например, Собеских и Храповицких. Существовали два придворных подкомория (коронный и литовский), последними в разное время были Григорий Ходкевич и Януш Радзивилл.
Обо́зный — должность в войске Речи Посполитой (в том числе в Великом княжестве Литовском). Великий обозный занимался поиском места для лагеря, его укреплением, расквартировкой войск.
Подсудок (укр. підсудок, польск. podsędek) — старинный малороссийский и польско-литовский земский чин, бывший иногда помощником земского судьи, а иногда вполне заменявший его. Как правило, выбирался из избранных дворянством кандидатов, а в Польше, где более соответствовал земскому судье Российской империи, утверждался королём.
Упоминания в литературе
Первичной административной единицей была сельская община, существовавшая в пределах одной деревни. Членами общины являлись все жители деревни, постоянно в ней проживающие. Во главе ее стоял
староста , который формально избирался населением, фактически – назначался германским командованием[160], иногда – районным бургомистром[161]. Выборы старосты проходили на сельском сходе, присутствовали на котором только мужчины. Как правило, никто из избирателей не осмеливался голосовать против кандидатуры, предложенной немцами. В ряде местностей, например в западной части Орловской области, даже формальных выборов старост не проводилось. В должностной инструкции для бургомистров и волостных старшин указывалось, что «староста назначается и увольняется старшиной»[162], который «несет ответственность за правильное назначение»[163]. Партизаны, оперирующие в Калининской области, истолковывали выборность старост нежеланием местных жителей добровольно заступать на эти должности. Согласно одному из партизанских донесений, местные жители сел Идрицкого района ввиду этого избирали старост помесячно[164].
Земское самоуправление, данное Иваном Грозным, продержалось в течение всего XVII века, но уже с половины века самоуправление стало постепенно расформировываться. Губные
старосты и некоторые другие выборные должности были упразднены, на их место правительством назначались воеводы. Материально-финансовое содержание воеводы лежало на плечах населения. Однако воевода не ездил по своему уезду за сбором «корма», как прежние наместники, а получал «корма» от избранного сельского старосты и сборщиков – «цедевальников».
Хозяйством каждой церкви и всем ее имуществом заведовал церковный
староста , избираемый из числа прихожан. Статья 94 устава духовных консисторий гласила, что церковные старосты должны избираться к церквам, имеющим своего священника[140]. Но даже если такого священника не было, прихожане были вправе избрать церковного старосту. Тем самым прихожане до известной степени могли контролировать состояние церковного хозяйства и оказывать влияние на его развитие. Церковный староста утверждался епархиальным архиереем на три года, после чего мог быть сменен[141]. Должность церковного старосты по своему значению была сопоставима с выборными должностями городского управления. Поэтому, согласно законодательству, «церковного старосту не должно определять ни в какие другие по выборам должности»[142].
Пять концов города были самоуправляющимися территориально-административными единицами. Каждый конец собирал свое вече, где избирался кончанский
староста . Низшей ступенью в управленческой структуре Новгорода были уличанские веча, на которых жители каждой улицы избирали уличанского старосту.
Во-вторых, этот указ вводил в областное управление земский элемент в сословной форме, заменяя бюрократическое единоличное воеводское управление сословно-бюрократическими коллегиями, в которых выборные от землевладельцев дворяне уезда должны были заседать под председательством назначенного от правительства воеводы. Создавались, таким образом, сословно-бюрократические областные учреждения, несколько похожие по своему составу на такие же учреждения, заведенные Екатериной II в 1775 году: те и другие были основаны одинаково на сочетании элемента земского выбора с элементом правительственного назначения. Этот земский элемент с сословным характером не был чужд областному управлению и прежде, входя в него в виде губного
старосты , избираемого из дворян первоначально всеми классами уездного общества, а затем во второй половине XVII века преимущественно дворянством же. Но особенность указа 1702 года заключалась в том, что он расширял компетенцию земского элемента в лице воеводских товарищей сравнительно с компетенцией губного старосты, распространяя ее на все отрасли областного управления.
Связанные понятия (продолжение)
Войт (укр. війт, польск. wójt, белор. войт, родственно немецкому слову фогт Voigt фохт, которое происходит от лат. advocatus — призванный на помощь) — староста, в городах Польско-литовского государства основанных на магдебургском праве, в XV — XVIII веках выбираемое (обычно из зажиточного населения) служебное лицо, которое возглавляло магистрат.
Ви́ленский каштеля́н (лит. vilniaus kaštelionas, польск. kasztelan wileński, белор. кашталян віленскі) — второе по значимости должностное лицо после воеводы в Виленском воеводстве Великого княжества Литовского.
Подробнее: Каштеляны виленские
Ме́чник — воин, вооружённый мечом, а также — историческая должность в некоторых государствах.
Подча́ший (польск. podczaszy; лат. pocillator, subpincerna) — придворная должность, виночерпий, вначале был помощником и заместителем чашника, а позднее стал более значимым. Обязанностью подчашего было подавать беседующему королю напитки, предварительно их попробовав, и надзирать за напитками за королевским столом. Подчашего пожизненно назначал король.
Се́ймик (польск. sejmik, уменьшительное от сейм) — региональное собрание депутатов в современной Польше, ранее — в Речи Посполитой, в Польском королевстве и Великом княжестве Литовском.
Воевода русский (польск. wojewoda ruski; укр. воєвода руський; лат. palatinus russiae) — должность главы Русского воеводства в Королевстве Польском и Речи Посполитой. Существовала на протяжении 1434—1794 годов. Резиденция воеводы русского была во Львове, административном центре воеводства.
Подробнее: Воеводы русские
Марша́лок вели́кий лито́вский — высшее должностное лицо в Великом княжестве Литовском. Должность возникла в конце XIV века и упоминается в источниках как маршалок господарский или дворский, однако в 1409 году он упоминается уже как маршалок земский, а позднее за ним закрепляется название маршалок великий (при этом маршалком господарским стала называться другая должность).
Ловчий — организатор охоты у великих князей и царей в средневековых Польше, Литве, их федеративном государстве, в Русском царстве. С XVIII века в России стал называться егермейстером (при Петре II).
Коронный трибунал (Трибунал Королевства Польского, Главный коронный трибунал)(пол. Trybunał Koronny) — высшая апелляционная судебная инстанция в Королевстве Польском Речи Посполитой для шляхетских судов, организованный Вольным Сеймом в Варшаве в 1578 г.
Регимента́рь (лат. regimentum, польск. regimentarz) — в Речи Посполитой XVII—XVIII веков заместитель гетмана или назначенный королём или сеймом командующий отдельной группы войск, который выполняет поставленные перед ним задания и руководит войсками в то время, когда гетман по каким-то причинам не может выполнять свои функции. В XVII столетии региментарём также называли руководителя посполитого рушения, как правило каштеляна или воеводу.
Подка́нцлер лито́вский (до 1569 — подканцлер; польск. Podkanclerzy litewski) — должностное лицо Великого княжества литовского и Речи Посполитой, заместитель канцлера. С 1569 года входил в состав сената Речи Посполитой, ранее — в состав Рады Великого княжества Литовского.
Ча́шник — придворная должность, а также название монаха, заведовавшего в монастырях напитками и винными погребами.
Ге́тман по́льный лито́вский (белор. Гетман польны літоўскі, лит. Lietuvos lauko etmonas, польск. Hetman polny litewski) — заместитель руководителя вооружённых сил Великого княжества Литовского (гетмана великого).
Посполитое рушение (западнорус. рүшеньє посполитоє — всеобщее движение; < лат. expeditio generalis) — военная мобилизация польской, литовской шляхты, принадлежащего им крестьянства и образованное таким образом дворянское ополчение.
Каштеля́н (польск. Kasztelan, из лат. castellanus, от castellum — «за́мок») — должность в Польше и Великом княжестве Литовском. В средневековой Польше должность появилась в XIII веке. Первоначально управлял замком и исполнял некоторые судебные функции, но к началу XIV века практически утратил влияние.
Референдарий великий литовский или референдарий литовский (белор. Рэфэрэндары вялікія літоўскія, лат. Referendarius Lithuaniae, лит. Lietuvos referentas, польск. Referendarz wielki litewski) — государственный деятель Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, выполнявший обязанности советника польского короля, а позднее и судьи. В Польше должности референдариев светского и духовного были утверждены в 1507 году, в Великом княжестве Литовском — в 1539 году для светского и 1575 году для духовного...
Марша́лок господа́рский — должностное лицо при дворе великого князя литовского (господаря). Изначально выполнял функции заместителя...
Ге́тман по́льный коро́нный (польск. Hetman polny koronny) — в Речи Посполитой — заместитель командующего армией Польского королевства («Короны») — гетмана великого коронного.
Держа́вца — временный владелец и эконом государственного имения (державы), одновременно начальник местного государственного управления и суда в Великом княжестве Литовском. До XVI века назывался наместником или тиуном.
Столо́вое име́ние (польск. dobra stołowe) — в Речи Посполитой, переданное в личную собственность монарха государственное имение, обеспечивающее доходом королевский престол. Позже столовые имения были переименованы в «экономии». По-русски также употребляется термин «королевские имения».
Ге́тман вели́кий лито́вский (польск. Hetman wielki litewski) — руководитель вооружённых сил Великого княжества Литовского. После создания Речи Посполитой — один из двух высших военных руководителей наряду с великим гетманом коронным. Заместитель великого гетмана носил титул гетман польный литовский.
Га́лицкая земля ́ (польск. Ziemia halicka) была одной из пяти земель Русского воеводства в составе Короны Королевства Польского, Речи Посполитой c 1434 по 1772 год, до Первого раздела Речи Посполитой, когда эти земли перешли Австрии. С XII века увеличилось значение Галича, который пришёл в упадок после монголо-татарского нашествия 1240-х годов. В отличие от других земель Руси, здесь венгерские старосты дольше всего сопротивлялись присоединению земель к польскому королевству. Главным городом земли...
Речь Посполи́тая (польск. Rzeczpospolita) — федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также частично на территории современных России, Латвии и Молдавии.
Земяне — категория военнослужилого населения Польши и Великого княжества Литовского в XVI—XVIII вв.
Шля́хта (западнорус. шлѩхта, предположительно от древневерхненемецкого slahta — род, либо нем. Schlacht — сражение) — привилегированное сословие в Королевстве Польском, Великом княжестве Литовском и, после Люблинской унии 1569 года, в Речи Посполитой, Российской империи (до начала XIX века, в южных окраинах Российской империи до конца XIX в.), а также некоторых других государствах.
Ка́нцлер вели́кий лито́вский (до 1569 — канцлер; польск. Kanclerz wielki litewski) — должностное лицо в Великом княжестве Литовском, глава великокняжеской канцелярии, хранитель большой государственной печати, член Рады.
Тиу́н (др.-рус. ти́унъ, ти́вунъ) — в Древнерусском государстве — название княжеского или боярского управляющего, управителя из обельных холопов, по доброй воле поступающих, если он не заключал — «ряда»; в Великом княжестве Литовском и в Русском государстве до XVII века — название некоторых должностей.
Лавник (лат. scabini, польск. ławnik — заседатель) — член судебной коллегии («лавы») с компетенцией рассматривать уголовные и некоторые категории гражданских дел в городах Магдебургского права. В Речи Посполитой и Великом княжестве Литовском лавы имели только крупные города. Обычно, они состояли из 3-7 членов. Председателем лавников был войт. Лавы с лавниками существовали до отмены магдебургского права. В губерниях Царства Польского лавниками называли членов волостного суда. На украинских землях...
Стра́жник — просторечное название нижних чинов в специальных видах стражи, в Российской империи...
Чашник (великий) литовский (лат. picerna) — должность в Великом Княжестве Литовском. Должен был наливать великому князю напитки в посуду, которую подносил к правителю подчаший великий литовский.
Бурми́стр (белор. бурмістр, польск. burmistrz — произносится бу́рмистш, рус. бургомистр, от нем. Bürgermeister) — высший руководитель города с административной и судебной властью в городах с Магдебургским правом на территории Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой и Войска Запорожского; глава магистрата города, представитель городского управления, аналог мэра.
Магдебу́ргское пра́во (нем. Magdeburger Recht) — одна из наиболее известных систем городского права, сложившаяся в XIII веке в Магдебурге как феодальное городское право, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь и сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм, что соответствовало роли городов как центров производства и денежно-товарного обмена.
Референда́рий (от лат. referendarius от а referendo — докладчик) — должностное лицо в Королевстве Польском и Великом княжестве Литовском, занимавшееся приёмом жалоб от частных лиц и передачей их содержания канцлеру, который, в свою очередь, доводил их до сведения короля и великого князя. После того, как монарх рассматривал просьбу или жалобу, референдарий сообщал о его решении заинтересованной стороне.
Кра́вчий (крайчий, Крайчей, Кравчей) — придворный чин Русского государства, ответственный за стольников, подающих еду и напитки. Этим словом также иногда переводятся названия аналогичных должностей при дворах других монархов.
Подчаший великий литовский — должность в ВКЛ. Должен был подавать чашнику напитки для розлива великому князю. Предварительно должен был попробовать напиток сам.
Хорунжий великий литовский (польск. Chorąży wielki litewski, лат. Vexillifer Lithuaniae) — государственный деятель в Великом княжестве Литовском. Первоначально был известен как хорунжий земский литовский. В постоянной форме должность возникла во время правления великого князя Александра, позднее должность осталась только номинальной. Хорунжий носил хоругвь Великого княжества Литовского при князе во время важнейших почётных мероприятий — коронации, похорон, награждений и т.д. Отвечал за сохранность...
Ме́чник вели́кий лито́вский , вариант ме́чный (лат. ensifer, gladifer) — государственная должность Великом княжестве Литовском (конец XV—XVIII веков), создана по образцу мечника великого коронного.
Писарь польный литовский (лат. notarius campestris) — должностное лицо в Великом княжестве Литовском, в обязанности которого входило составление переписей войска.
Упоминания в литературе (продолжение)
Судебник 1550 г. и решения Стоглавого собора 1551 г. придали правовую форму изменениям в местной организации власти и судебном устройстве. Приговор царский о кормлениях и службе 1556 г. стимулировал дальнейшее развитие реформы местной власти, судоустройства и судопроизводства на всей территории страны. Городские и сельские общества стали избирать губного
старосту , при котором учреждалась Губная изба, включавшая штат должностных лиц, участвующих в отправлении возложенных на них функций. В каждой волости или городе выбирали обычно по два или три губных старосты. В выборах принимало участие все население уезда: дворянство, духовенство, городские, посадские и волостные люди. Кандидатами на эту должность рекомендовались «лутчие» люди, которые «к тому [делу] пригожи, душей прямы, животом [имуществом] прожиточны и в грамоте горазды»[325]. Списки кандидатов представлялись в Разбойный приказ. При наличии разногласий относительно избираемых лиц, особенно судей, или каких-либо изъянов в их репутации последнее слово было за ним. Смещать выбранного губного старосту с должности запрещалось, на что имелось прямое указание царя: «…а которые старосты нашу службу служат и от службы их отставити не мочно».
На большинство городов было распространено немецкое Магдебургское право. Согласно его положениям, город освобождался от судов и власти воевод, панов,
старост , судей и подсудков, наместников и других урядников. В городах устанавливался собственный суд. Жители городов были освобождены от воинской повинности. Города получили право владеть земельной собственностью. Во главе городского самоуправления были войт и бургомистр.
В системе управления на Белоозере весомая роль принадлежала и выборной верхушке местной общины – крестьянской и городской – сотским и
старостам . Принцип этот был выражен в ст. 19 Белозерской уставной грамоты 1488 г.: «А наместником нашим и их тиуном без сотских и без добрых людей не судить суд». Он затем перенесён в общерусский судебник Ивана III (ст. 38: «…без дворского и без старосты и без лутчих людей суда наместником и волостелем не судити»). Ю. Г. Алексеев видит в ст. 19 сохранение древнего общинного института судных мужей, известного во всей Европе, превращаемого из обычая в закон. Натуральные или денежные налоги изымались наместничьими доводчиками у населения не напрямую, а через посредничество городских сотских. Обращение великого князя к выборным от городских сотен, принцип совместного с городскими и волостными сотскими наместничьего и тиунского суда, налоговая ответственность сотских за свои общины, их контроль над состоянием земельного фонда на местах – всё это показывает не только во многом ещё гомогенность, социальную однородность города и деревни в средневековой Руси, их недостаточную размежёванность, но и социальные основы формирующегося Российского государства, опиравшегося на выборных представителей от местных сословных групп. Это видно и в период функционирования системы кормлений конца XV – первой половины XVI в., и тем более в период проведения структурных реформ 1550-х гг.
Как утверждал известный русский историк И. Д. Беляев, «новгородский тип правления постоянно отличался самым широким применением выборного начала в управлении, так что в Новгородском обществе не допускалось иной власти, кроме выборной; все власти, начиная от князя и владыки (епископа) и оканчивая каким-нибудь
старостою , были непременно выборные»[16].
Необходимость централизации управления вынуждала правительство к проведению реформ. В правление Елены Глинской и в период боярского правления были осуществлены реформы местного управления. Основанное на власти наместников и волостелей великого князя местное управление уже не отвечало требованиям времени. Согласно реформам в землях с поместным землевладением помещики из своей среды избирали губных
старост (ведавших губными делами, т. е. делами о загубленных душах – убийствах). Создавались губные избы. В тех же уездах, где не было частного землевладения, а также в городах население избирало земских старост и излюбленных голов из числа наиболее уважаемых людей для управления местными делами. Эти реформы стали шагом на пути к централизации. Следующим шагом было совершенствование центрального аппарата управления.
Реформы Петра I и организация местного управления. Преобразования в управлении городами. Выборные земские избы. Бурмистерская палата. Регламент Главного магистрата (1721 г.). Инструкция городовым магистратам (1724 г.). Создание Главного магистрата и городовых магистратов. Их компетенция. Воеводы. Их статус и функции. Реорганизация местного управления. Влияние Северной войны на организацию местного управления. Попытки отказа от управления территориями по схеме приказ – уезд. Первые шаги по изменению административно-территориального деления страны. Создание особого административного округа вокруг Азова и Воронежа (1701 г.). Выделение Ингерманландии в качестве самостоятельной административной единицы (1702–1703 гг.). Статус Ингерманландии. Попытки привлечения местных дворян к управлению. Передача функций губных
старост воеводам (1702 г.). Дворянские советы. Воеводские товарищи (1705 г.).
Что касается времени введения выборности нижнего уровня – сотских и
старост , вопрос о «дате рождения» теряет смысл. Как заметил И. Д. Беляев, «они по времени учреждения своего были самыми древними выборными начальниками в Новгороде, конечно бывшими еще до приглашения Рюрика с братьями».[50] Выборные власти характеризовали общинное, волостное устройство еще в «догосударственую» эпоху.
Управление Новгородом и Псковом строилось в целом одинаково, хотя имелись и некоторые отличия. В обоих городах главенствующее положение сохранялось за вечем. Оно избирало и увольняло всех должностных лиц, приглашало и изгоняло князя. В частности, на вече избирался посадник (в Пскове – двое посадников). Он председательствовал на народном собрании, контролировал деятельность князя и других должностных лиц. Судебные функции князь осуществлял только в присутствии посадника. Избирался также тысяцкий, который в мирное время ведал торговлей и осуществлял суд по торговым делам, а в военное – командовал новгородским ополчением. Вече избирало и архиепископа (в Пскове – епископа). Архиепископ председательствовал в Совете господ, хранил государственную казну, ведал архивом, осуществлял записи актов гражданского состояния. Совет господ (в Пскове – Оспода) предварительно рассматривал вопросы, выносимые на рассмотрение веча, координировал деятельность различных должностных лиц. В состав Совета господ входили действующий посадник, а также бывшие посадники, тысяцкий, сотские, кончанские и уличанские
старосты . Новгород делился на пять концов (Псков – на шесть). В каждом конце, на каждой улице созывалось свое вече, избирались соответственно кончанские и уличанские старосты. Пригороды также пользовались определенным самоуправлением.
Однако не стоит думать, будто развитие этих идей началось только при Екатерине II, называвшей себя «покровительницей Просвещения». Россия сама по себе имела уходящие в глубь веков демократические традиции. Ещё в XII – XIV веках на всю Европу прославились своими республиканскими традициями Новгород и Псков – торгово-купеческие республики, главным органом управления которых был общегородской сход-вече, хотя на практике всеми делами управлял олигархический орган из наиболее богатых горожан по типу более поздней Голландской республики. После присоединения этих республик к Московскому государству вечевые, выборные традиции вовсе не погибли, а лишь трансформировались вначале в виде органов местного самоуправления – выборных губных
старост , а затем и на общегосударственном уровне – в виде Земских соборов, первый из которых состоялся в 1549 году, и их своеобразной «верхней палаты» – Боярской Думы.
Князья, бояре, дружинники (старшие и младшие) составляли опору великого князя, правящий слой общества, осуществляли управление по поручению великого князя или самостоятельно, выполняли административные, военные, судебные, дипломатические и иные функции и вместе с великим князем контролировали значительную часть внешней торговли. В сельской местности народ жил общинами. Делами такой «верви» руководили старейшины,
старосты , общий сход. Общинники (сельские жители) и горожане совместно (коллективно) использовали пахотную землю и другие угодья.
Церковное управление осуществлялось Новгородским архиепископом, который назначал в Псков своего наместника, а сам приезжал в город один раз в 4 года. Согласно Болотовскому договору 1348 г., наместник владыки стал назначаться из псковичей. Местное духовенство вместе с мирянами объединялось в общины, известные по названию городских соборов. Таких общин было шесть. Каждая из них избирала соборского или поповского
старосту , а зачастую по своему выбору приглашала священника.
Переход к сословно-представительной монархии привел к существенному изменению местного управления. Были созданы земские органы самоуправления, одобренные Стоглавым собором 1551 г., вводившим в стране выборных
старост , целовальников, сотских и пятидесятских. Первым шагом в этом направлении было принятие Мало-Пинежской земской уставной грамоты, в которой предусматривалась замена суда кормленщиков судом выборных старост. Местное население как бы выкупало у государства право избавляться от кормленщиков и решать свои местные вопросы самостоятельно. Аналогичные грамоты стали выдаваться многим местам северного Поморья, позднее последовало указание об отмене кормлений по всей стране и введении земского самоуправления.
– земская реформа Ивана IV уничтожила систему кормлений, предоставила широкие полномочия земским” и “губным”
старостам , избираемым населением (местные власти выполняли поручения центра, прежде всего сбор налогов, решение ими местных проблем считалось второстепенным делом);
Местное управление осуществляли воеводы,
старосты , урядники, державники, лавники. Во главе городской администрации стояли войты – главы городов, бурмистры и радцы, которым принадлежала административная и судебная власть в городе.
В компетенцию губных изб входили карательные функции, сбор налогов и податей, «разбойные» дела и суд над разбойниками, убийцами, беглыми, перепись населения, контроль над питейными заведениями и постоялыми дворами. Весьма интересен должностной состав губных изб: руководили ими выборные губные
старосты , помощь им оказывали старосты, десятские, «лучшие» люди – своеобразные прародители дворянского сословия.
Особняком стояли вольные Новгород и Псков, но и они, по большому счету, были вотчинами с той разницей, что во главе “обычных” вотчин были князья, а в этих городах – вече[12], или собрания свободных лиц, решавшие ключевые вопросы на народных сходах, и, конечно, князья (“сити-менеджеры”, призывавшиеся со стороны). Как пишет Алексей Автономов, “управление Новгородом и Псковом строилось в целом одинаково, хотя имелись и некоторые отличия. В обоих городах главенствующее положение оставалось за вечем. Оно избирало и увольняло всех должностных лиц, приглашало и изгоняло князя (во избежание усиления княжеской власти в 1136 г. новгородское вече приняло законодательный акт, по которому князь и представители его свиты не имели права приобретать землю в собственность в пределах территории, находившейся во власти города. – Н.К.). В частности, на вече избирался посадник (в Пскове – двое посадников). Он председательствовал на народном собрании, контролировал деятельность князя и других должностных лиц. Судебные функции князь осуществлял только в присутствии посадника. Избирался также тысяцкий, который в мирное время ведал торговлей и осуществлял суд по торговым делам, а в военное – командовал новгородским ополчением. Вече избирало и архиепископа (в Пскове – епископа)… Новгород делился на пять концов (Псков – на шесть). В каждом конце, на каждой улице созывалось свое вече, избирались соответственно кончанские и уличанские
старосты . Пригороды также пользовались определенным самоуправлением”13.
В дальнейшем Кубе пошел на еще большие уступки. Так, в июле 1942 года были созданы Белорусское научное товарищество, профсоюзы и Женская лига. Дано разрешение на использование белорусских национальных символов – бело-красно-белого знамени и герба «Погоня». Организован Центральный кооперативный союз, который подчинялся БНС. В августе генеральный комиссар разрешил открытие гимназий. Шли переговоры о возобновлении работы университета в Минске. А в сентябре вышло распоряжение Кубе о замене административной терминологии. В соответствии с этим распоряжением «районы» переименовывались в «поветы», а бургомистры всех уровней и
старосты должны были называться теперь начальниками поветов, волостей, городов и деревень[189].
С 1860‑х годов распространилась было в отдельных епархиях практика выборности благочинных – в 1879 году, при митрополите Макарии (Булгакове), в Московской епархии были даже выработаны специальной комиссией подробные правила о выборах благочинных. Однако Синод положил конец этой практике в 1881 году, издав указ, в котором подтверждалось, что благочинные должны, в согласии с УДК, назначаться епархиальным архиереем[35]. Из вспомогательных органов благочиннического управления можно назвать благочиннические съезды и советы. Однако ни то, ни другое учреждение не являлись законодательно оформленными установлениями, и само существование их стояло в зависимости от доброй воли епархиального начальства. Роль благочиннических съездов была в основном совещательной: на них обсуждались разные аспекты местной пастырской деятельности. Впрочем, в отдельных епархиях съезды рассматривали работу благочиннических советов и, в случае жалоб на них, могли делать представление епархиальному архиерею[36]. Благочиннические советы, будучи также установлением, не имеющим под собой законодательной почвы, тем не менее, получили распространение по всем епархиям в той форме, которая была предусмотрена в инструкциях, составленных для них в литовской консистории в 1870 году[37]. Состав их включал благочинного и двоих или более выборных членов духовенства[38]. Их основной деятельностью был мелкий суд по вопросам о недовольстве между членами клира, а также между клириками и мирянами. Кроме того, в их компетенцию входило отмечать поведение клириков по клировым ведомостям, представлять клириков и
старост к наградам, собирать сведения о нуждающихся духовного звания, наблюдать за сбором взносов в духовную семинарию и училища[39].
…Почти вся Литва и лучшее Литовское шлахетство было православного греческого исповедания; но когда не только православных, но даже униатов отдалили от занятия всех важных мест в государстве, и стали приманивать в католическую веру знатную православную шляхту – пожалованием
старост , ленных и амфитеутических имений, и когда в присутственные места, в школы и в дворянские дела вообще ввели польский язык, все литовское шляхетство мало-помалу перешло к католицизму. При Сигизмунде III и наша фамилия перешла в католическую веру…»43.
История Второго ополчения, организованного осенью 1611 г. городовым нижегородским советом, состоявшим из воевод, представителей духовенства, дьяков, дворян, детей боярских, голов и земских
старост , во главе с «гениальным „выборным человеком“ Кузьмою Мининым» (С. Ф. Платонов), слишком хорошо известна, чтобы ее в очередной раз пересказывать. Отметим только, что руководство Нижегородского ополчения тоже было коллективным (воевода Д. М. Пожарский, Минин, второй воевода И. И. Биркин, дьяк В. Юдин), а в Ярославле, ставшем его центром, возник параллельный Совет всей земли и параллельные приказы. От имени Пожарского в другие города рассылались грамоты, призывавшие направлять в Ярославль «изо всяких людей человека по два, и с ними совет свой отписать, за своими руками». После освобождения Москвы от поляков (октябрь 1612 г.), вплоть до избрания нового царя (февраль 1613 г.), страной управляло коалиционное Земское правительство, состоявшее из лидеров обоих ополчений (Трубецкой, Пожарский, Минин и др., всего 11 человек). Как-то справлялись сами, без монарха – не передрались, подготовили и провели Земский собор, призвавший на трон новую династию.
Организации (учреждения) общественного самоуправления создаются обычно в государствах тоталитарного социализма, а иногда и в других странах (особенно Востока). Их положение не регулируется конституциями (например, в Конституции КНР есть только упоминания о них), оно регулируется законами о местных органах государственной власти или местного самоуправления. К числу таких организаций, органов, учреждений относятся комитеты или советы, создаваемые в кварталах городов, в отдельных деревнях, где нет органов местного самоуправления. Комитеты или советы,
старосты кварталов избираются гражданами. Органы (учреждения) общественного самоуправления не имеют властных полномочий. Они разрешают мелкие споры между гражданами, выступают как представители квартала, деревни, руководят местными инициативами по благоустройству территории, проведению санитарных мероприятий и т. д.
Выборные новгородские сановники, посадник и тысяцкий, вели текущие дела управления, помогая князю и в то же время наблюдая за ним. Посадник ведал гражданскими делами, а тысяцкий был предводителем новгородской «тысячи», то есть ополчения. В ведении посадника находились выборные
старосты концов («кончанские», «конецкие») и улиц («уличанские», или «улицкие»). Тысяцкому были подчинены сотские – начальники десяти «сотен», составляющих тысячу. В древности всегда бывало так, что каждый чиновник не только управлял, но и судил своих подчиненных; по общему обычаю, был свой суд и у посадника, и у тысяцкого. Вече выбирало этих сановников без срока; они были на степени, то есть правили свою должность, пока были угодны вечу. Посадник всегда выбирался из знатнейших и богатейших новгородцев, из больших «бояр», и поэтому был представителем новгородской аристократии. Напротив, тысяцкий представлял собою всю новгородскую массу, входившую в «тысячу».
Смута приобрела в это время характер национально-освободительной борьбы. Внешняя опасность выдвинула на первый план национальный и религиозный вопрос. Как отмечал В.О. Ключевский, «смута, начавшаяся пресечением старой династии и продолжавшаяся взаимной борьбой разных классов земского общества, завершилась борьбой всего земского общества с элементами противоземским и антинациональным, казацким и польским». Патриарх Гермоген из Москвы призывал к спасению страны. В марте 1611 г. к столице подошло первое ополчение, но внутри него начались раздоры. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде возникло второе ополчение. Его руководители – земский
староста К. Минин и князь Д. Пожарский – проявили себя выдающимися государственными деятелями. В ноябре 1612 г. Москва была освобождена от польских войск. Был созван Земский собор с участием всех сословий, кроме зависимых крестьян и холопов. В феврале 1613 г. царем был избран Михаил Романов, сын патриарха Филарета.
В результате административно-территориальной реформы исчезли последние автономные княжества, которые долгое время сохранялись на территории Беларуси – Кобринское, Клецкое, Слуцко-Копыльское. Вместе с тем хаос в административно-территориальном делении ВКЛ усиливался. В территории поветов и воеводств вклинивались королевщины, которыми через своих администраторов (экономов) управлял король (отсюда и название «королевские экономии», или королевщины). Последние были двух видов: староствы – государственные поместья, которые отдавались в пожизненное владение тому или другому феодалу (назывался
старостой , отсюда и название «староство»), и столовые (дворцовые) поместья. В староствах крестьяне отбывали повинность в пользу старосты. Доходы от столовых (дворцовых) поместий шли в пользу короля.
Следовательно, краем правил назначенный вице-губернатор, получивший должность президента, при помощи чешской бюрократии. Губернатор оставался номинальной фигурой. Как показывают вышеприведенные данные, все важные и ответственные посты находились исключительно в руках чехов либо эмигрантов. И среднее звено иерархии принимало в свою среду местных жителей осторожно и в такой пропорции, чтобы не нарушить внутренний характер самой администрации. В низших слоях администрации, у которых фактически не было никакой власти, местные жители, включая представителей национальных меньшинств, были представлены более широко, хотя и здесь их уравновешивали большим числом чехов или прибегали к другим методам, в том числе в населенных пунктах, где на выборах побеждали оппозиционные партии и избирали неугодных властям
старост , на место избранных назначали правительственных комиссаров.[258] Такой была система, созданная правительством Чехословакии для контроля над русинами. Хотя ее руководители временами под воздействием требований местных партий либо в ответ на робкие запросы Совета Лиги Наций делали заявления, что когда-то они выполнят взятые на себя обязательства и предоставят провинции автономию. Но, как отметил тогда английский историк, следивший за развитием событий в этом регионе, эти обещания с годами становились все менее конкретными.
На местах управление было передано в руки губных
старост (губа – округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост – из числа черносошного населения и городовых приказчиков – в городах.
Социальная структура Новгорода как государства достаточно полно уже рассматривалась в очерке № 3. В дополнение к сказанному автор хотел бы остановится на следующем. В политический ареал господства Золотой Орды Господин Великий Новгород не входил, хотя периодически платил Орде «откуп». Внешнеторговые связи Новгорода простирались на весь Север Европы. Гораздо раньше голландцев новгородские ватаги «ушкуйников» (морские бродяги, разбойники и купцы, своеобразный реликт викингов – варягов, и, в определенном смысле, предтеча казачества) проникли на Новую землю и Щпицберген. Доходы новгородской казны росли, а соответственно и патрициата города. Поэтому внутри городского сообщества усиливалось влияние мощных торговых кланов, именуемых в Новгороде «боярами» по старорусскому образцу. Правда в самом Новгороде эти «бояре» были больше торговыми предпринимателями, хотя известная доля земельной собственности за ними числилась. Но сама земля в новгородской социально-экономической системе не являлась главным социальным и политическим регулятором, поскольку была неплодородна и, в лучшем случае, была источником получения строительного леса и продуктов бортничества. Поэтому новгородские «бояре» – под этим термином в городе понимались многочисленные социальные слои, имеющие существенный материальный достаток, как-то: посадники и тысяцкие, так называемые «степенные», то есть состоящие на службе в городской администрации, бывшие «степенные», вышедшие в отставку,
старосты новгородских «концов», сотские ополчения – вся эта многочисленная группа, заняла к XIV веку главенствующее положение в городе, составив так называемый совет господ, во главе которого стоял новгородский архиепископ. Общегородское вече этот совет старался собирать как можно меньшее число раз и из него постепенно вытеснялись пригороды Новгорода. В начале XIV века новгородские горожане отвергли титул князя Новгородского.[34]
В индийских государствах VI–XII вв. управление носило патриархальный характер, и чиновничества как отдельного слоя практически не было, армии были невелики и состояли из дружин правителя и вассалов. Торгово-ремесленные слои организовывались в корпорации (гильдии), купеческие организации были очень богаты.[197] На низшем уровне – в общине с древности был
староста , обычно уже не выбранный – должность стала монополией определенной семьи и передавалась по наследству, а также писец и жрец.[198]
Сложилось в октябре – ноябре 1611 г. в Нижнем Новгороде по призыву земского
старосты торгового человека Кузьмы Минина.
Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в 1961 г. и утвержденным Собором 1971 г., МП не имеет права вмешиваться в хозяйственную жизнь приходов. Храм с его имуществом принадлежит не Патриархии, а религиозной общине, а если она ликвидировалась, возвращается государству. Это решение было принято МП под давлением государства. Патриарх Алексий I и митрополит Пимен, и архиепископ Алексий, тогда управделами патриархии, потом патриарх, – они обосновывают все это церковными документами, ссылаясь на Иерусалимскую общину, которая передала дьяконам хозяйственную власть. Вся хозяйственная жизнь принадлежит общине, а священник не должен вмешиваться в дела общины. Община получила в свои руки право распоряжаться финансами и хозяйством и несла ответственность перед горсоветом и уполномоченным. Общину возглавлял
староста и исполнительный орган (церковный совет), оставив настоятелю только духовное руководство. Архиерей назначал священника только с согласия приходской общины (точнее, с согласия уполномоченного).
ведомых ему и за кого он может отвечать, для утверждения церковного
старосты , пять членов Приходского Совета и трое членов Ревизионной Комиссии, так как при выборах разгораются страсти среди политически настроенных лиц и нарушается церковный мир.