Связанные понятия
Валютный контроль — контроль органов и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.
Тамо́женная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины является неотъемлемым условием ввоза или вывоза товара и обеспечивается мерами государственного принуждения..
Подробнее: Таможенные пошлины
Валютные ограничения (англ. Currency restrictions) — система мероприятий по ограничению и контролю операций с валютными ценностями. Данные мероприятия проводятся государством в лице специального государственного органа валютного контроля на основе принятых нормативных актов.
Общий рынок (англ. common market) — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка.
Уполномоченные банки — в системе неполной (регулируемой) конкуренции на финансовых рынках — банки и банковские учреждения, которым государственный (центральный) банк и/или иной орган, наделённый соответствующими полномочиями, выдаёт монопольное разрешение на проведение определенного набора банковских операций. Выдача такого разрешения может оформляться в виде лицензии, а также правительственного или иного постановления, в котором содержится список банков, которым предоставлены те или иные полномочия...
Упоминания в литературе
Таможенный тариф – это нормативный документ, в котором содержится перечень групп товаров и ставки таможенных пошлин на эти товары, взимаемые при перемещении этих товаров через таможенную границу. Таможенный тариф является основополагающим звеном в системе способов таможенного регулирования, так как он является регулятором внешнеторговых связей государства с другими странами.
Сложный тариф (многоколончатый, многоканальный) предполагает установление двух и более ставок таможенных пошлин по каждой позиции товарной номенклатуры в зависимости от страны происхождения товара (группы стран). В таком тарифе ставки таможенных пошлин изменяются от максимального значения (автономная или генеральная пошлина) к более низким (конвенционная и преференциальная пошлина). Например, импортный
таможенный тариф Латвийской Республики 2000 г. содержал 11 колонок.
Закон «О
таможенном тарифе и пошлине»[54] Республики Казахстан определяет, что таможенные тарифы и пошлины устанавливаются Таможенно-тарифным советом, основными задачами которого являются: разработка предложений об основных направлениях таможенно-тарифной политики; рассмотрение проектов актов законодательства Республики Казахстан и международных договоров в части, касающейся таможенно-тарифного регулирования; разработка мер по защите республиканского рынка при ввозе на таможенную территорию республики и вывозе с этой территории товара. В Республике Казахстан применяются следующие виды таможенных пошлин:
Помимо Таможенного кодекса РФ источниками таможенного права являются иные федеральные законы. Среди них особое место занимает Закон РФ от 21.05.1993 г. № 5003-1 «О
таможенном тарифе ». Этот Закон по объему и сложности существенно уступает Таможенному кодексу. Закон «О таможенном тарифе» состоит из 7 разделов и 38 статей. В нем урегулированы следующие вопросы: сезонные и особые пошлины; таможенная стоимость товара; методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения; определение страны происхождения товаров; тарифные льготы.
Как правило, для большинства вопросов достаточно общеизвестного определения ст. XXIV ГАТТ, которая допускает существование и образование новых таможенных союзов в рамках ВТО, опирающихся на отсутствие таможенного обложения внутренней торговли между членам союза и наличие единого
таможенного тарифа по отношению к третьим странам. В соответствии с этой трактовкой, таможенный союз (Customs Union) представляет собой объединение двух или более таможенных территорий с одновременной отменой таможенных и иных ограничений во взаимной торговле товарами, происходящими из этих территорий, и введением общих таможенных пошлин и других мер регулирования торговли в отношении третьих стран. Примером такого союза является Европейский союз, действующий в рамках ВТО (когда эта организация выступает в качестве форума для многосторонних торговых переговоров) как одна участвующая сторона, а также союз Швейцарии и Лихтенштейна и МЕРКОСУР («Общий рынок стран Южного конуса» – Аргентины, Бразилии, Парагвая, Уругвая). Действующие в рамках этих союзов договоренности (взаимные уступки) представляют собой изъятия из РНБ в соответствии с правилами ГАТТ и не распространяются на третьи страны-члены ВТО.[41]
Связанные понятия (продолжение)
Импортёр — сторона в международных экономических отношениях, покупающая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли за рубежом, и ввозящая их в страну для использования и потребления. Так называют юридическое или физическое лицо, занимающееся ввозом товара из-за границы. То есть организация, ввозящая товары или получающая услуги из-за границы. Термин И. может быть также применен к государству, в которое в порядке импорта ввозятся товары, либо организация, ввозящая товары...
Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.
Тамо́женный сою́з , ТС — соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».
Счёт текущих операций — раздел платёжного баланса страны, в котором фиксируются экспорт и импорт товаров и услуг, чистый доход от инвестиций и чистый объём трансфертных платежей.
Государственная монополия (фискальная монополия) — монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления. Она может быть полной, если государство монополизирует производство и реализацию товара, или частичной, если монополизировано только производство или только реализация.
Ста́вка рефинанси́рования — размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям.
Таможенное дело — совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Финансовый сектор (англ. financial sector) или сектор финансовых корпораций (англ. financial corporations sector) — все корпорации-резиденты, включая квазикорпорации, основной функцией которых является предоставление финансовых услуг, включая страхование и пенсионное обеспечение, другим институциональным единицам.
Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой стороны, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в...
Валютный клиринг — способ международных расчётов, применяемый во внешнеэкономических связях . Устанавливается на основе двухсторонних или многосторонних клиринговых соглашений, участниками которых являются государства, осуществляющие между собой торговые отношения. Валютный клиринг применяют в условиях, когда страны, или одна из них, не имеют достаточного количества свободно конвертируемой валюты для обеспечения взаимных расчетов. При достижении соглашения об использовании в торгово-экономических...
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — совокупность функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.
Префере́нция (лат. praeferentia «предпочтение») — преимущество, льгота, предоставляемая отдельным государствам, предприятиям, организациям для поддержки определенных видов деятельности.
Маастрихтские критерии (критерии конвергенции) — финансово-экономические показатели страны, необходимые для вступления в еврозону. По этим критериям оценивается жизнеспособность финансовой системы, уровень цен и стабильность валютного курса. Цель критериев — обеспечить сбалансированное функционирование экономического и валютного союза. Данные критерии были введены Договором о Европейском Союзе (Маастрихтским договором) 1992 г., провозгласившим программу строительства Экономического и валютного союза...
Двойное налогообложение — одновременное обложение в разных странах одинаковыми налогами доходов. Двойное налогообложение вызвано тем, что налоговый нерезидент (физическое и юридическое лицо, не проживающее постоянно на территории страны, гражданином или субъектом которой оно является) должен платить налоги от общемировой прибыли одновременно и по месту своего фактического нахождения и по месту своего гражданства. Для избегания подобных коллизий, страны подписывают соглашения об избежании двойного...
Учётная ста́вка — финансовый термин, финансовая категория, употребляемая для характеристики следующих процессов, связанных с кредитованием...
Налог на прирост капитала (англ. Capital gains tax) — налог на доходы физических и юридических лиц, взимаемый с реализованного прироста капитала.
Ревальва́ция (англ. value — ценность) — повышение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран, международным счётным денежным единицам, золоту. Действие, противоположное девальвации.
Налог с продаж — косвенный налог (налог на потребление), взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. Как правило, налог с продаж рассчитывается как определённая в процентах доля от стоимости реализованного товара (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Налог с продаж действует во многих странах мира.
Единый европейский акт (ЕЕА) был первым серьёзным пересмотром Римского договора 1957 года. Акт нацеливает Европейское сообщество на создание общего рынка к 31 декабря 1992 года, и формулирует принципы Европейского политического сотрудничества, предшественника Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза. Был подписан в Люксембурге 17 февраля 1986 года, и в Гааге 28 февраля 1986 года. Вступил в силу 1 июля 1987 года, в рамках комиссии Делора.
Валютные ценности — набор определённых валютных активов. В отношении валютных ценностей устанавливаются особые методы валютного регулирования и валютного контроля. Понятие было введено в СССР с целью регламентации операций с этими финансовыми, валютными активами.
Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводимого процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Платёжеспособность — способность хозяйствующего субъекта к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом или договором, за счёт имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов.
Миграция капитала – движение капитала из одной отрасли в другую внутри страны (внутренняя миграция) или движение капитала из одной страны в другую (международная миграция капитала) .
Денежные власти (англ. monetary authorities), или орган денежно-кредитного регулирования, — институт, ответственный за денежно-кредитную политику. Совместно с фискальными властями, отвечающими за налогово-бюджетную политику, денежные власти формируют макроэкономическую политику государства.
Ко́свенный нало́г — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу.
Яма́йская валю́тная систе́ма — современная международная валютная система, принятая на Ямайке в 1976 году, при которой курсы валют устанавливаются не государством, а рынком. Для неё характерно постоянное колебание обменных курсов, поэтому они называются плавающими, в отличие от фиксированных. Эта система действует в мире и по настоящее время, хотя в свете глобального кризиса 2008—2009 годов начались консультации о принципах новой мировой валютной системы (см. Антикризисный саммит G20, Лондонский...
Европейский единый рынок или внутренний рынок — единый рынок, созданный 1 января 1993 года и стремящийся гарантировать свободное движение товаров, капитала, услуг и людей («четыре свободы») в рамках Европейского союза (ЕС). Внутренний рынок включает в себя 28 государств-членов ЕС, а также с исключениями охватывает территории Исландии, Лихтенштейна и Норвегии в рамках соглашения о Европейской экономической зоне и Швейцарии в рамках двусторонних договоров. Кроме того, в отдельных секторах единого рынка...
Са́льдо (итал. saldo — расчёт, остаток) — разность между поступлениями и расходами за определённый промежуток времени.
Нерезидент ы (англ. non-resident) — юридические, физические лица, действующие в одном государстве, но постоянно зарегистрированные и проживающие в другом.
Транзит (лат. Trans, предлог «сквозь» «через» и глагол «trans+ire» «проходить» > причастие «transitum» прошедший, проходящий) — важная отрасль в истории прошлой и современной мировой экономики, имеющая чётко выраженный посреднический характер. Транзит — это учёт грузов, проходящих по территории страны на протяжении определённого периода времени. Транзит является важной ценовой составляющей логистического процесса транспортировки груза от производителя к потребителю и имеет сложную многослойную структуру...
Твёрдая валюта (англ. Hard Currency) — валюта, покупательная способность и обменный курс которой остаются стабильными и не склонны к снижению.
Таможенная политика — часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются...
Нало́говая ба́за (нало́гооблага́емая ба́за) — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Является одним из обязательных элементов налога.
Денежная база — совокупность обязательств центрального банка, которые могут быть использованы для создания денежной массы. Включает в себя наличные деньги в обращении и обязательства центрального банка перед кредитными организациями.
Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Экспортёр — сторона в международных экономических отношениях, поставляющая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли другой стороне (импортёру), которая использует их для производства других товаров, услуг или потребляет.
Налоговый учёт Российской Федерации — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Банковская лицензия — государственная лицензия на осуществление банковских операций, в первую очередь, лицензия даёт право на привлечение денежных средств на депозиты, осуществление расчётов через открытые банковские счета, валютные операции.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Прямо́й нало́г — налог, взимаемый с физических и юридических лиц, с дохода и имущества...
Налоговая ставка (норма налогового обложения) — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Является одним из обязательных элементов налога.
Экономи́ческие отноше́ния — объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ.
Валовой национальный доход (ВНД) — это совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведённых в течение года на территории государства (то есть валовой внутренний продукт, ВВП), плюс доходы, полученные гражданами страны из-за рубежа, минус доходы, вывезенные из страны иностранцами. Один из экономических показателей.
Кредитная политика коммерческого банка — определение приоритетов на кредитном рынке и целей кредитования. Специалист, разрабатывающий кредитную политику, должен видеть различие между политикой и процедурами. Политика устанавливает философские основы кредитной политики, а процедуры отвечают на вопрос «Как?». Когда менеджмент банка формулирует основы кредитной политики, он прописывает в документе, каким сферам экономики будет уделяться особое внимание, тип идеального клиента — заёмщика, характер взаимоотношений...
Упоминания в литературе (продолжение)
Таможенная политика реализуется через регулирования
таможенных тарифов и сборов, установления таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. С помощью них ограничивается или расширяется доступ на внутренний рынок товаров и услуг и регулируется экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Основы таможенной политики и субъекты управления, её реализующие, указаны в Таможенном кодексе Российской Федерации и принятых во исполнение его норм иных нормативных правовых актах, а также межгосударственных договорах и соглашениях, в т. ч. о создании Таможенного союза.
Закон «О
таможенном тарифе » (действует с 1 июля 1993 г.) является одним из важнейших в блоке таможенно-тарифного регулирования. Он определяет структуру тарифа, устанавливает виды таможенных пошлин, порядок и методологию таможенного обложения, важнейшие торгово-экономические условия сделок и связанные с этим действия субъектов внешнеэкономической деятельности, тарифные льготы и преференции.
Второй этап – этап зоны свободной торговли – характеризуется постепенной отменой квот и таможенных пошлин на ряд товаров. Для других товаров установлен единый
таможенный тариф , начинает оформляться единая торговая политика в отношении третьих стран. Одной из первых вводится единая сельскохозяйственная политика в 1962 г. В 1963 г. подписывается Яундское соглашение, в соответствии с которым страны имели право вступать в ассоциированные отношения с развивающимися странами.
Постановления Правительства Российской Федерации могут приниматься в силу прямого предписания закона, или в случае, если закон не урегулировал конкретный вопрос из практики государственного регулирования внешнеторговой деятельности. В частности, в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 830 «О
таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» установлены ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, в постановлении Правительства Российской Федерации от 20 августа 2002 г. № 622 «О временных мерах по защите российских производителей сливочного масла» – защитные меры во внешней торговле, в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2003 г. № 802 «Об установлении квот на экспорт в 2004 году сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы» – внешнеторговые квоты и лицензирование внешнеторговых операций.
–
таможенные тарифы служат основным унифицированным элементом торговой политики всех стран.
Согласно Закону РФ «О
таможенном тарифе », ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.[14] Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Различают следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные — устанавливаются в процентах к таможенной стоимости товаров; специфические — устанавливаются в фиксированном размере за единицу облагаемого товара; комбинированные — сочетают адвалорную и специфическую ставки.
Пунктом 2 Правил № 500 установлено, что определение таможенной стоимости вывозимых товаров производится с использованием одного из методов, предусмотренных статьями 19, 20, 21, 23 и 24 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О
таможенном тарифе » (далее – Закон № 5003-1), с учетом особенностей, установленных данными Правилами.
В современной России таможенное законодательство получило особую специфику. Начиная с момента образования Таможенного союза (Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества) между Россией, Белоруссией и Казахстаном и принятия Таможенного кодекса Таможенного союза и Единого
таможенного тарифа , понятие таможенного пространства изменилось. Ушло в прошлое понятие таможенного пространства Российской Федерации, вместо него появилось понятие таможенного пространства Таможенного союза. Теперь все товары, в том числе важные для инновационного роста экономики, ввозятся не в Россию, а в Таможенный союз в целом. А товары, произведенные на территории стран-участниц, являются товарами таможенного союза.
Основными инструментами государственного регулирования ВТД выступают таможенные пошлины и
таможенные тарифы ; нетарифные ограничения; государственная поддержка экспорта.
По отношению к импортной политике применяются
таможенные тарифы на импорт. Это означает сбор денег с товаров, ввозимых на территорию данной страны из-за рубежа. Эту деятельность осуществляет специальное таможенное ведомство. При этом цена, по которой данный товар будет продаваться в этой стране, будет выше общемировой. Таможенные пошлины могут взиматься либо из расчета фиксированной суммы с единицы измерения, либо в виде установленного процента от стоимости данного товара. Установление импортных пошлин отражается на потребителях, так 12б как цена возрастает. Но это позволяет отечественным производителям повышать цены и на свои товары, так как потребитель предпочтет все равно купить дешевле местный товар. Все это приводит к тому, что ресурсы внутри страны используются менее эффективно, и к тому, что отечественный производитель не стремится улучшить качество своей продукции, так как в любом случае унего есть преимущество – более низкая цена.
По отношению к импортной политике применяются
таможенные тарифы на импорт. Это означает сбор денег с товаров, ввозимых на территорию данной страны из-за рубежа. Эту деятельность осуществляет специальное таможенное ведомство. При этом цена, по которой данный товар будет продаваться в этой стране, будет выше общемировой. Таможенные пошлины могут взиматься либо из расчета фиксированной суммы с единицы измерения, либо в виде установленного процента от стоимости данного товара. Установление импортных пошлин отражается на потребителях, так как цена возрастает. Но это позволяет отечественным производителям повышать цены и на свои товары, так как потребитель предпочтет все равно купить дешевле местный товар. Все это приводит к тому, что ресурсы внутри страны используются менее эффективно, и к тому, что отечественный производитель не стремится улучшить качество своей продукции, так как в любом случае у него есть преимущество – более низкая цена. Но в то же время, если пошлины распространяются на какую-либо продукцию, используемую местными производителями, их издержки увеличатся, что может привести даже к сокращению производства. Таким образом, используя данный инструмент, необходимо проанализировать возможные последствия и принять решение об их необходимости.
Большое воздействие на торговое право Франции оказали два договора, положившие начало созданию Европейского экономического сообщества (Рим, 25 марта 1957 г.). В этих договорах предусматривалось устранение таможенных барьеров для стран – членов сообщества и создание единых
таможенных тарифов для стран-участников, в него не входящих; сближение законодательства разных стран; устранение преград на пути свободного передвижения людей, товаров, капиталов, услуг; устранение дискриминации и неравенства в налогообложении, социальной и других сферах, влияющих на механизм свободной конкуренции. К настоящему времени к этим двум договорам прибавился Единый европейский акт от 14 февраля и 28 февраля 1986 г., который продолжил и укрепил процесс, начатый вышеназванными договорами. Главная цель этого процесса – ликвидация разницы в экономическом развитии стран Сообщества. Для достижения этих целей были разработаны и приведены в жизнь около 300 директив и положений по унификации законодательства различных стран.
1 принцип – принцип четырёх свобод. Свободы перемещения товаров, свободы перемещения услуг, свободы перемещения капитала, свободы перемещения рабочей силы через границы государств-участников. Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации
таможенных тарифов , формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.
Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются Правительством РФ. Согласно ст. 34 Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О
таможенном тарифе » тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются Законом и не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, предусмотренных ст. 35, 36 и 37 Закона «О таможенном тарифе». Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства РФ. При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
НАЛОГОВЫЕ ТАРИФЫ – систематизированный перечень ставок, выраженных в твердых суммах или процентах, по которым облагаются различные товары, предоставляемые услуги и т. д. Наиболее типичными Н. т. являются
таможенные тарифы .
Тарифное регулирование осуществляется посредством таможенных пошлин и
таможенных тарифов . Ставки таможенных пошлин устанавливаются на национальном уровне.