Связанные понятия
Гаагские правила (англ. Hague rules) — свод правил, положений, определяющих объем ответственности судовладельцев при перевозке грузов по коносаментам.
Транспортное право — отрасль права, совокупность норм и исследовательная правоведческая дисциплина, регулирующая общественные отношения в области перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое (в области транспорта).
Транспортная экспедиция — деятельность, связанная с оказанием услуг грузоотправителям и грузополучателям (клиентам) и организацией доставки грузов каким-либо видом транспорта. Оказанием услуг транспортной экспедиции (экспедиторских услуг) занимаются специальные экспедиторские организации — экспедитор.
Общая авария (англ. general average) — в морском праве ситуация, потребовавшая пожертвования частью груза или оборудования в целях спасения судна, груза и фрахта; также понесённый от этой ситуации ущерб...
Договор перевозки — договор, предметом которого является оказание услуг по перевозке грузов, багажа или людей.
Упоминания в литературе
3.2. Морская.
Торговое мореплавание во многих странах издавна имеет особое законодательное регулирование. Например, в России существует Кодекс торгового мореплавания 1999 г., в Италии – Навигационный кодекс 1942 г. и т. д. Это объясняется тем, что морская торговля отличается значительными рисками, отсутствием связи с кораблем, большими полномочиями капитана по распоряжению перевозимыми товарами.
Источниками международного частного права для развития
торгового мореплавания и перевозок груза служат многосторонние соглашения. В их числе Конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов (1910), Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасания на море (1910).
4. На транспортное законодательство весьма ощутимо влияет законодательство в области международного транспорта, причем это влияние носит взаимный характер: в отдельных случаях внутреннее законодательство находит отражение в законодательстве, регулирующем международное перевозки. Особенно это влияние ощущается при анализе статей Воздушного кодекса Российской Федерации и Кодекса
торгового мореплавания . Например, в области торгового мореплавания основным международным соглашением является Брюссельская конвенция 1924 г., протокол которой содержит специальную оговорку о том, что участники Конвенции могут ввести ее в действие, «либо придав ей силу закона, либо включив в свое национальное законодательство правила, принятые Конвенцией в форме, соответствующей этому законодательству»[51].
Кодекс
торгового мореплавания Российской Федерации является основным актом, регулирующим отношения морского транспорта с клиентурой при перевозке грузов как в каботаже, так и в международных сообщениях, а также при перевозке пассажиров и багажа. Помимо указанного документа на морском транспорте действует целый ряд актов, которые посвящены урегулированию вопросов, не вошедших в Кодекс и требующих своего самостоятельного решения. Они, как правило, являются подзаконными актами. Это, например, Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 1992 г. № 1298 «О мерах по стабилизации финансового положения морских пароходств Российской Федерации»[71], Указ Президента Российской Федерации от 30 июня 1996 г. № 1004 «О государственной поддержке морского торгового флота России на Балтике»[72], постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1993 г. № 1299 «Об организации управления морскими портами» (с изменениями от 28 августа 1997 г.)[73], постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского пароходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания»[74], постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2000 г. № 44 «Об утверждении порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации»[75], постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. № 395 «Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта»[76], постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2000 г. № 404 «О перевозках и буксировке в каботаже судами, плавающими под флагом иностранного государства»[77] и целый ряд подобных актов. В настоящее время помимо Кодекса торгового мореплавания регулирование отношений на морском транспорте осуществляется нормативными актами, которые, развивая и уточняя отдельные положения Кодекса, не противоречат ему
Торговое мореплавание в настоящее время – одна из самых важных и динамично развивающихся областей международной коммерческой и иной деятельности на море. Однако освещение этой деятельности в юридической литературе последних лет пока еще не соответствует действительной востребованности книг по вопросам публичного и частного международного и национального морского права.
Связанные понятия (продолжение)
Аге́нтский догово́р — это договор, по которому одна сторона — аге́нт — обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны — принципа́л — юридические и иные действия от своего имени, но за счёт главной стороны либо от имени и за счёт главной стороны.
Коммерческое страхование - один из трёх методов создания страховых продуктов (наряду с самострахованием и взаимным страхованием), является на сегодня самым распространённым на страховом рынке.
Биоресурсы — количественные показатели состояния животного и растительного мира, для оценки которых используются понятия...
Чартер — договор между судовладельцем и фрахтователем на аренду судна или его части на определенный рейс или срок. В мировой практике минимальный период чартера с целью туризма составляет неделю и длится с вечера первой субботы до утра следующей. Понятие фрахтования судна делится на фрахтования на рейс, рейсовый чартер (договор перевозки груза), или фрахтования на время (тайм-чартер) — который в свою очередь является договором имущественного найма судна.
Промышленная собственность — разновидность интеллектуальной собственности. Объектами охраны промышленной собственности являются: патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования места происхождения товаров, фирменные наименования, коммерческие обозначения, пресечение недобросовестной конкуренции, топология интегральных схем, селекционное достижение. С 1970-х годов к понятию «Промышленная собственность» относят также «ноу-хау» (секреты...
Классификационное общество , регистрационное общество — учреждение, занимающееся регистрацией судов и оценкой их качеств при помощи института сюрвейеров на основе разрабатываемых обществами правил постройки судов разных типов.
План счетов — система бухгалтерских счетов, предусматривающая их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учёта. В План счетов включаются как синтетические (счета первого порядка), так и связанные с ними аналитические счета (субсчета или счета второго порядка). Построение плана счетов обеспечивает согласованность учётных показателей с показателями действующей отчётности.
Лизингодатель — участник договора лизинга, который приобретает в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю во временное владение.
Ограниченная отве́тственность — правовая ответственность, когдa учредители отвечают по обязательствам компании только в пределах вложенного в неё капитала. См. также Общество с ограниченной ответственностью.
Коносаме́нт (фр. le connaissement; англ. bill of lading, B/L, BOL) — документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. Удостоверяет право собственности на отгруженный товар.
Товарообменные операции — отдельный класс операций на внешнем рынке, характерной особенностью которых является то, что в едином внешнеторговом документе (контракте) стороны берут взаимные обязательства по поставке товаров, услуг, выполнению работ.
ППСС (МППСС) — (Междунаро́дные) Пра́вила предупрежде́ния столкнове́ний судо́в в мо́ре (англ. International Rules of Preventing Collision at Sea, en:COLREGS) — это универсальный международный договор (конвенция), участниками которого являются 153 государства. Конвенция призвана унифицировать правила предотвращения столкновения судов в море.
Подробнее: Правила предупреждения столкновений судов в море
Таможенное дело — совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Страховой фонд - ключевое понятие страхования, элемент общественного воспроизводства, обусловленный страховыми интересами. Представляет собой совокупность натуральных запасов и финансовых резервов общества, предназначенных для предупреждения, локализации и возмещения ущербов, наносимых процессу общественного воспроизводства стихийными и социальными бедствиями, авариями и другими рисками. Формируется за счет взносов страхователей и находится, чаще всего, в оперативно-организационном управлении у страховщика...
Договор поставки — хозяйственный договор, является одной из разновидностей договора купли-продажи и аналогичен ему по форме. Согласно этому договору поставщик обязуется в назначенные сроки (срок), не совпадающие с моментом заключения договора, передать товар в собственность (полное хозяйственное ведение либо оперативное управление) покупателю, который обязуется принять товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
Рамочное соглашение — документ, который определяет договорённость сторон о том, как будет происходить сотрудничество. Впоследствии эти договоренности должны (вероятно, с некоторыми изменениями) воплотиться в контракте. Условия рамочного соглашения не являются окончательными и детализированными.Рамочное соглашение — договор, в котором определяется какая-то часть условий поставок, устанавливаются принципы сотрудничества, но могут быть не определены отдельные существенные условия (конкретные объемы...
Морско́е торго́вое пра́во Фра́нции (фр. Droit commercial maritime de France) — составная часть французского коммерческого права, которая призвана регулировать в основном правоотношения, складывающиеся между лицами, которые занимаются коммерческой эксплуатацией морских судов, и лицами, которые пользуются услугами морских перевозчиков для перевозки различных грузов водным путём.
Навигационный акт (англ. Navigation Act) — закон, изданный Кромвелем 9 (19) октября 1651 года; прекратил своё действие в 1849 году. Предоставлял английским кораблям исключительное право ввозить в Англию товары неевропейских стран и производить каботажное плавание; в 1660 году акт был распространён на вывоз из Англии в колонии; окончательно отменён в 1854 году. Способствовал развитию английской морской торговли в ту эпоху, когда торговля и флот Англии находились в зачаточном состоянии и требовали...
Международное морское право (международное морское публичное право) — совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли...
Торговое право или коммерческое право — отрасль частного права, регулирующая деятельность в сфере торгового оборота. К предмету торгового права относят куплю-продажу товаров между профессиональными участниками рынка (без участия потребителей), регистрацию коммерческих юридических лиц, отношения коммерческого посредничества, оборот ценных бумаг и некоторые другие сферы.
Морское право Амальфи (итал. Tavole amalfitane, также лат. Tabula Amalfitana) — нормы морского права, содержавшиеся в сборнике, созданном первоначально в XI или XII веке в итальянском приморском городе-республике Амальфи на основе морских торговых обычаев средневековья. В истории права этот сборник норм, служивший кодексом для купцов Средиземноморья вплоть до XVI столетия, также получил известность под латинским названием Capitula et ordinationes Curiae Maritimae nobilis civitatis Amalphe.
Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву — подписана в ямайском городе Монтего-Бэй в декабре 1982 года. Вступила в действие 16 ноября 1994 года. Конвенция содержит 320 статей и 9 приложений. По состоянию на июнь 2016 г. конвенцию подписали и ратифицировали 168 стран и Европейский союз. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 11 апреля 1997 года.
Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года — (англ. International Convention on Maritime Search and Rescue) (часто именуется «Конвенция САР») была заключена в Гамбурге (Федеративная Республика Германия) 27 апреля 1979 года. Конвенция создает международную систему поиска и спасания (САР) с целью обеспечить, чтобы независимо от района Мирового океана, в котором происходит авария, действия по поиску и спасанию терпящих бедствие людей координировались между расположенными в этом районе...
Торговый ко́декс Фра́нции (фр. Code de Commerce de France) — принятый в установленном французским законодательством порядке свод норм коммерческого права, который призван регулировать на территории Франции (включая её заморские департаменты и земли) все юридические аспекты коммерческой деятельности.. В отличие от периода, охватывающего XIX—XX вв., когда коммерческие правоотношения во Франции регулировались односоставным Коммерческим кодексом 1807 г., в настоящее время Коммерческий кодекс этой страны...
Международный район морского дна — часть морского дна за пределами юрисдикции государств, т.е. за пределами национальных шельфов, имеющая особый правовой режим.
Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (англ. International Convention on Oil Pollution Preparedness, Response and Co-operation (OPRC)) – международная конвенция, посвященная способам предотвращения разливов нефти и сотрудничеству в борьбе с ними.
Единообра́зный торго́вый ко́декс США (англ. The Uniform Commercial Code), сокращенно ЕТК (англ. UCC) — модельный (рекомендательный) акт, представляющий собой унификацию торгового права США и ратифицированный с теми или иными изменениями большинством американских штатов.
Морское наследие — один из главных факторов развития морской деятельности государства, формирования целей и перспектив морской деятельности, обладающий мощным образовательным и воспитательным потенциалом. Изучение и использование морского наследия страны является важной предпосылкой социальной ориентации молодежи на морские профессии и навыки.
Соглаше́ние о разде́ле проду́кции (сокр. СРП) (англ. Production Sharing Agreement) — особый вид договора об учреждении совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором о разделе природных ресурсов, заключённым между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии...
Конвенция по облегчению международного морского судоходства (англ. Convention on Facilitation of International Maritime Traffic (FAL)) — международная конвенция, направленная на облегчение морского судоходства путём обеспечения единообразия формальностей и процедур, требуемых властями государств-участников от иностранных судов.
УНИДРУА (UNIDROIT (фр. Institut international pour l'unification du droit privé —
Международный институт унификации частного права )) — межправительственная организация по унификации частного права, созданная в Риме в 1926 году. В число членов входит и РФ. УНИДРУА были подготовлены проекты конвенций по целому ряду вопросов (международной купле-продаже товаров, представительству, перевозкам грузов и пассажиров, а также по иным вопросам).
Греческое судоходство предназначено для внешнеэкономических связей государства. Лишь в некоторых странах, таких как Россия, США, Китай, Канада, Турция, Франция, морской транспорт осуществляет межрайонные внутренние перевозки. Этот транспорт перевозит более 80 % внешнеторговых грузов. Это самый дешевый вид транспорта, потому что эксплуатация морской путей не требует значительных затрат на содержание сети, как в других видах транспорта. Современные морские суда способны перевозить грузы любых размеров...
Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства.
Призовое право — отрасль права, регулировавшая отношения по поводу имущества, при известных обстоятельствах захваченного воюющими на море или в пресных водах (корабль и его груз). Призом называлось как это имущество, так и сам акт («захват»).
Систейдинг — строительство и проживание в свободных сообществах, плавающих в открытом море вне юрисдикции какой-либо конкретной страны. Большинство предлагаемых концепций систейдинга были модификациями крейсерских судов. Другие проекты предполагают переоборудование нефтяных платформ, списанных зенитных платформ или строительство плавучих островов.«Дело не только в создании одной политической системы или типа систем, но в разработке готового к немедленному использованию метода создания новых стран...
Коммерческая революция — период экономической экспансии Европы, колониализма и меркантилизма, который длился примерно с конца XIII до начала XVIII века, на смену которому пришла промышленная революция. С началом Крестовых походов европейцы заново открыли для себя пряности, шёлк и другие товары, ставшие редкими в Европе в Средние века. Это открытие привело к расширению торговли и обострению торговой конкуренции со странами Востока. Формирующиеся европейские государства на протяжении эпохи Великих...
Международная китобойная комиссия (англ. International Whaling Commission — IWC) была учреждена в рамках Международной конвенции о регулировании китобойного промысла (англ. International Convention for the Regulation of Whaling) 2 декабря 1946 г. в Вашингтоне. Основной целью Конвенции является обеспечение надлежащего сохранения популяций китов для того, чтобы сделать возможным упорядоченное развитие китобойного промысла. Основная задача Международной китобойной комиссии — отслеживать и при необходимости...
Йорк-Антверпенские правила — свод общепринятых в международном торговом мореплавании правил, регулирующих распределение между судовладельцем и грузовладельцем пропорционально стоимости судна, груза и фрахта убытков, понесённых каким-либо из этих лиц, вследствие общей аварии.
Малаккский кодекс (малайск. Hukum Kanun Melaka или Undang-undang Melaka) - памятник малайского права. Разработан в Малакке в 15 в. при султане Мухаммад-шахе (1424-1444) и дополнен султаном Музаффар-шахом (1446-1459). Регулировал земельные отношения, положение зависимого от феодалов населения, наказания за различные преступления против султана и крупных феодалов, отношения в сфере семьи и брака.
Госуда́рственно-ча́стное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Торговый обычай (от англ. trade custom) — правило, сложившееся в сфере торговли на основе постоянного и единообразного повторения фактических отношений.
Морская блокада — система мер, предпринимаемых во время вооружённого конфликта с целью прекращения доступа к морскому побережью противника, чтобы вынудить его отказаться от использования собственных или оккупированных им портов, военно-морских баз, побережья и примыкающих к ним морских вод для торговых и иных связей морем с другими государствами.
Третий энергетический пакет (англ. Third Energy Package) — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков. Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.).
Упоминания в литературе (продолжение)
В современных условиях, когда более 90 процентов мирового грузооборота приходится на морской транспорт, от решения правовых проблем
торгового мореплавания существенно зависит состояние экономик стран. В России имущественные отношения, возникающие из торгового мореплавания и основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, отнесены к отношениям гражданского оборота[63].
Кроме этого, источниками правового регулирования международных перевозок являются многосторонние конвенции и соглашения, разработанные международными организациями, а также нормы внутреннего законодательства. Среди внутренних нормативно-правовых актов важное место занимают действующие Уставы разных видов транспорта – Уставы железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного транспорта, Кодекс
торгового мореплавания , то есть федеральные законы, носящие выраженный ведомственный характер.
В самом широком смысле правовой обычай в частноправовых отношениях является старейшей формой права, но значимость его в современных условиях весьма ограниченна. Юристы многих стран видят в нем устаревший источник права[56]. Тем не менее в ряде сфер, особенно предпринимательской, коммерческой,
торговом мореплавании , финансово-кредитных отношениях, а во многих странах Африки (особенно экваториальной), Азии – и в семейно-брачных, наследственных, обычай является регулятором правоотношений.
Во многих странах мира регулированию коммерческим правом подлежат следующие вопросы: правовой статус коммерсантов, специальные торговые договоры (контракты),
торговое мореплавание (морская торговля), неплатежеспособность (банкротство), вексельное обращение.
3) Кодекс
торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г., который в гл. 15 устанавливает условия договора морского страхования;
Отдельные нормы МЧП нашли свое отражение в таких документах, как законы «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 2 декабря 1990 г. с последующими изменениями и дополнениями, «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 25 февраля 1999 г., «О залоге» от 16 июля 1998 г., «О недрах» от 21 февраля 1992 г., «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г., «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г., а также в Воздушном кодексе Российской Федерации от 19 марта 1997 г., Кодексе
торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. и др.
АДДЕНДУМ (от лат. addere – добавлять, прибавлять) – 1) в
торговом мореплавании дополнение к чартеру, в которое включаются согласованные сторонами новые условия и поправки к нему; 2) дополнение к договору, изменяющее или конкретизирующее некоторые из его условий.
2 Кодекс
торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (КТМ РФ);