Связанные понятия
Третий путь — общий термин, которым обозначают различные политические позиции, пытающиеся избежать крайностей левой и правой. В основном взгляды политиков третьего пути пытаются совместить экономику правых с социальными программами левых. Поиски третьего пути характерны для части социал-демократов и социал-либералов. С другой стороны, они попадают под критику как сторонников принципа laissez-faire как непоследовательные, так и со стороны коммунистов как предательские относительно левых ценностей...
Движение за права человека и демократию (англ. Human Rights and Democracy Movement) — политическая партия Тонга, возглавляемая Улити Уата. На выборах 17 марта 2005 года партия получила 7 из 9 парламентских мест. Несмотря на то, что это крупнейшая политическая партия, Движение за права человека и демократию не представлено в правительстве страны.
Политическая па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство управления государством»; лат. pars — «часть») — объединённая группа людей, непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу — выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.
Национал-демократия — политическое течение, совмещающее национализм с демократической идеологией. Демократические принципы государственного устройства совмещаются с национализмом в политике и общественной жизни. Большое развитие национал-демократия получила в Европе в конце XX века на волне евроскептицизма и антиммигрантских настроений.
Третий путь , третья позиция, третья альтернатива — революционно-националистическая политическая идеология, подчёркивающая свою оппозицию по отношению к коммунизму и капитализму. Сторонники третьей позиции не относятся ни к левым, ни к правым; как правило, они защищают интересы «производительности», ищут союзы с националистическими сепаратистами, помимо своих собственных, чтобы достичь этнической сегрегации по принципу «раздельные, но равные», поддерживают национально-освободительные движения в слаборазвитых...
Упоминания в литературе
Смерть Дюпра изменила политическую линию Национального Фронта. На место представителей фракции «националистов-революционеров», унаследовавших экстремистскую риторику Нового порядка (Ф. Дюпра, Пьер Буе, Ален Рено, Пьер Поти и др.), пришли гораздо более умеренные «солидаристы» во главе с Ж.-П. Стирбуа. Основными установками солидаристов, проповедовавших идеологию «
третьего пути », были антикоммунизм и борьба с иммигрантами-арабами. В отличие от «националистов-революционеров» солидаристы рассматривали Израиль как союзника Франции в борьбе с мусульманской опасностью. К концу 1979 г. солидаристы захватили в партии все ключевые позиции.
«триумфальное шествие» советской власти стало и ее концом, поскольку многопартийные Советы политически оказались как бы между фронтами Гражданской войны. Эта политическая линия «
третьего пути » на основе результатов выборов в Учредительное собрание привела к образованию летом 1918 года сначала Российской Демократической Федеративной Республики (РДФР) на территории Среднего Поволжья и Урала, которая пала осенью 1918 года под натиском «недемократических Россий», а затем и ряда других государственно-административных образований;
В своих материалах авторы журнала «Kadro» отстаивали возможность
третьего пути между большевизмом и индустриально-развитыми буржуазными странами. Олицетворением третьего пути была Турция Ататюрка. XX век будет ознаменован победоносными движениями националистических движений угнетенных народов. Турецкая революция же имеет потенциал возглавить это движение. Основные противоречия, согласно идеям «Kadro», разворачивались не между классами внутри общества, а между развитыми и развивающимися странами. У развивающихся стран есть возможность избежать капиталистического пути развития, используя все плюсы политики этатизма, сохраняя частный сектор в качестве полноправного участника экономической жизни. Как ни сложно заметить, идеология «Kadro» имела крайне мозаичный и эклектичный характер, классовая борьба фактически выносилась за рамки турецкого общества и усматривалась лишь в историческом прошлом Европы. Данная идея есть идея корпоративизма турецкого общества, которое единым целым должно противостоять развитому миру. Корпоративизм в своеобразной форме является одним из идейных столпов кемализма. Республика как надклассовая общность поглощает в себе антагонистические классовые противоречия. Эту идею и транслировал на своих страницах журнал «Kadro». Несмотря на острожную позицию журнала во внутриполитических вопросах, он был закрыт в 1934 г., но оказанное им мощное интеллектуальное влияние чувствовалось еще достаточно долго. Своеобразным вторым изданием этих идей, по мнению Озана Ормеджи, стала теория Mill? Demokratik Devrim[152] – Национально-демократической революции, получившая развитие в 60-е годы[153].
Второй существенной политической силой русского Собора стало бы народничество, идеология «социальной правды», раскрываемая не как абстрактная ценность, но как своего рода наша национальная традиция. Большевики в свое время использовали пафос русского «народничества», одухотворяя им свою культурную политику, формируя с его помощью цивилизационный стиль советской империи. Это крыло нашей соборной политической системы видело бы свою задачу в том, чтобы привести в гармонию сословия и корпорации внутри России. Понятно, что путь к такой гармонии лежит не через псевдостабильность нынешних «единороссов», а через достаточно жесткое изменение внутрироссийского климата, в том числе ограничение зарвавшихся корпораций. Обуздание тех, кто в Смутное время преуспел в своем несправедливом обращении с общенациональным богатством, является для идеологии «социальной правды» не самоцелью, но именно средством достижения прочной классовой и супранациональной гармонии в России. (Я думаю, читатель отчетливо ощущает, что в этом «народничестве» заключено иное содержание, чем в западных социал-демократах или лейбористах, а также в отечественных идеологах «экспроприации» – это не «левое» направление, впрочем, как и не «правое», оно относится скорее к третьему измерению политики,
третьему пути .)
Комментируя приведенные в табл. 1 данные, К. Хильдебрандт отмечает, что все левые партии в той или иной мере являются социально ориентированными, причем левые партии решительнее, чем все остальные, отвергают рыночное хозяйство. Что касается социал-демократов, то К. Хильдебрандт обращает внимание на то, что они и после провала так называемого «
третьего пути », одной из целей которого было достижение большей социальной справедливости в условиях рыночного хозяйства, продолжают поиски политического подхода, способного обеспечить решение этой проблемы. Сходную проблему пытаются решить и Зеленые. «Новые левые», замечает она, избегают широко говорить об этом противоречии в своих программных документах и стремятся увязать защиту социального государства с перспективами преобразования существующей системы или ее ликвидации. Однако в своей практической политике на национальном или общеевропейском уровнях они не могут игнорировать существование этой проблемы [Hildebrandt (b), S. 10].
Современный либерализм (Арендт, Кельзен, Шумпетер, Дарендорф) сформулировал многие положения в ходе критики социалистических и неомарксистских доктрин (113). Там, где они усматривают неразрешимый социальный конфликт, либерализм видит возможность реформ. В мире действуют не слепые и непознаваемые силы, а вполне предсказуемые. Их познание позволяет сознательно изменять социальную ситуацию. Так появилась новая дисциплина – конфликтология, стремящаяся управлять конфликтами в государстве всеобщего благоденствия. Прогнозирование конфликтов и их снятие становится возможным в результате увеличения роли государства. Современное государство, вопреки его неомарксистским критикам, – не только бюрократия, но прежде всего единая система рациональных правил и правовых норм. В принципе, соответствуя постулатам либеральной идеологии, эта система может быть более или менее гибкой в зависимости от конкретной ситуации. Она должна включать в себя элементы социального регулирования, направленные на поддержание стабильности в обществе. Отсюда поиск новых схем в рамках социального либерализма и «
третьего пути » (А. Гидденс) (114). Примерами реализации данного подхода служат стратегии перехода от авторитаризма к демократии в странах Южной Европы, Восточной Европы, Азии и Латинской Америке. Хотя этот переход идет с разной степенью успеха, он имеет один вектор и сходные ориентиры – построение плюралистической демократии западного типа.
В особую заслугу своему движению гитлеровцы вменяют сочетание, синтез начал социализма и национализма. Сам Гитлер, по строю своих мыслей отстоящий от социалистической идеи значительно дальше многих своих последователей, с своей стороны подчеркивает этот синтез. «Германия, – по его словам, – переживает кризис не власти, а миросозерцания. В нем противостоят друг другу буржуазно-национальный и марксистски-интернациональный лагери. К спасению от этого кризиса ведет
третий путь , указанный нами: путь синтеза национализма с социализмом». О том же говорит и Геббельс: «Мы не национальные социалисты и не социалистические националисты; мы национал-социалисты. Это означает, что национализм и социализм у нас стали чем-то единым и нераздельным; один из них мы не можем мыслить без другого. Мы подпираем национализм социализмом, и социализм мы начиняем национализмом».
Своими исследованиями Г. Маркузе выдвинул идею «
третьего пути » развития общества (некапиталистического и несоциалистического), могущего привести к созданию «нерепрессивной цивилизации», при которой деятельность и поведение людей будут управляться «жизненной энергией любви»[82]. Сами потребности и влечения людей, как глубинные истоки их социальной активности, претерпят социальные изменения, станут более благородными. В этом плане Маркузе говорит о революции потребностей и влечений, в результате которой появится новая культура, основанная полностью на принципах гуманизма, служащая благу и наслаждению человека. Ее он называет контркультурой, то есть открыто противостоящей современной, по его мнению, антигуманной культуре и исключающей какое-либо приспособление к ней.
Связанные понятия (продолжение)
Бааси́зм (араб. البعث, англ. Ba'athism; от арабского аль-Баас или Баас, что означает «возрождение» или «воскрешение») — идеология арабского социализма, ставящая своей целью создание и развитие объединённого арабского государства под руководством партии-авангарда и прогрессивного революционного правительства. Идеология основана на идеях Заки аль-Арсузи, Мишеля Афляка и Салаха ад-Дин Битара.Баасистское общество стремится к просвещению, возрождению арабской культуры и ценностей. Оно поддерживает создание...
«Партия власти » — условное наименование главенствующей политической организации в государстве, использующей власть с целью достижения и реализации политическими элитами интересов в политической и общественной сфере. «Партия власти» охватывает своим влиянием всю страну в целом, а также реализует свои интересы «на местах», на региональном уровне.
С момента своего возникновения демократия была концепцией, открытой для интерпретаций. Её история фактически является не только историей борьбы между сторонниками народовластия и его противниками, но и историей дискуссий среди сторонников. Предметом дискуссий были такие вопросы, как...
Подробнее: История демократии
Джексоновская демократия (Jacksonian democracy) — это политика Э. Джексона, время складывания с середины 1820-х годов широкой политической коалиции, возглавляемой демократической партией, продолжавшееся до 1840-х годов, когда на первый план все больше и резче стали выходить проблемы, связанные с существованием в США института рабства. Этот период начался сразу после так называемого периода «Джефферсонской демократии» (1790—1820).
Коммунистическое государство (англ. communist state), также рабочее государство (workers' state) — термин, употребляемый в англоязычных источниках для обозначения государства, в котором управление сосредоточено в руках одной партии, представляющей пролетариат, и где главенствует философия марксизма-ленинизма, а главной целью ставится достижение коммунизма. В коммунистических странах также существуют организации, которые частично участвуют в процессе управления, включая такие внепартийные организации...
Реа́льная поли́тика (нем. Realpolitik) — вид государственного политического курса, который был введён и осуществлялся Бисмарком и был назван по аналогии с понятием, предложенным Людвигом фон Рохау (1853). Сущность такого курса — отказ от использования всякой идеологии в качестве основы государственного курса. Такая политика исходит прежде всего из практических соображений, а не идеологических или моральных.
Зелёная политика — политическая идеология, направленная на создание экологически устойчивого общества. Основными принципами зелёной политики являются энвайронментализм, ненасилие, социальная справедливость и народная демократия. Формирование явления началось в 1970-е годы, в настоящее время зелёные создали собственные партии во многих странах мира и достигли определённого успеха у избирателей.
Поссибилисты — название одной из социалистических партий во Франции, основанной в 1882 году Полем Бруссе и Жаном Аллеманом; позднее была возглавлена Бенуа Маллоном. Находя программу Французской рабочей партии (крылом которой они изначально являлись) доктринерской, а тактику мало практической, новая партия, под именем «Fédération des travailleurs socialistes de France», поставила принципом своей тактики (согласно характеристике Брусса) добиваться «возможного» (la politique des possibilités), отсюда...
Либера́льная демокра́тия — правовой строй, построенный на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей, осуществляющих власть, ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан.
Общественное движение (часто используются словосочетания социальные движения, социальные течения) — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют также организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям.
Третья всемирная теория — система взглядов (теория) лидера ливийской Зелёной революции Муаммара Каддафи, противопоставляемая им коммунизму Маркса и капитализму Адама Смита. Муаммар Каддафи выдвинул системную идею общественного устройства, которая нашла частичное воплощение в Ливии.
Манифест Вентотене (итал. Manifesto di Ventotene) — это политологический труд, написанный Альтьеро Спинелли, Евгенио Колорни, Урсулой Хиршман и Эрнесто Росси во время того, как они были пленниками на итальянском острове Вентотене во время Второй Мировой Войны. Законченный в июле 1941 года, манифест распространялся в рядах итальянского сопротивления и вскоре стал программой Движения за федеративную Европу. Манифест предполагал объединение европейских стран в единую федерацию соединенных штатов Европы...
Третья позиция (итал. Terza Posizione) - итальянская непарламентская политическая группа, действовавшая в 1976-1980 гг. Официально основанная в Риме в 1978 году, но уже существовавшая в 1976 году как молодёжное движение под названием Студенческая борьба (итал. Lotta Studentesca), "Третья позиция" противостояла как капитализму, так и коммунизму, пытаясь реализовать политическую и экономическую доктрину в рамках Третьего пути. Большое влияние на группу оказала философия и политическая позиция Юлиуса...
«Ямайская коалиция » или «Коалиция „Ямайка“» (нем. Jamaika-Koalition) — фразеологизм политического лексикона Германии, обозначающий коалицию трёх партий: ХДС/ХСС, Свободной демократической партии и «Зелёных». Происхождение выражения связано с государственным флагом Ямайки, цвета которого соответствуют партийным цветам ХДС/ХСС (чёрный), Свободной демократической партии (жёлтый) и «Зелёных» (зелёный).
Туаньпай (кит. трад. 團派, упр. 团派, пиньинь: Tuánpài), или фракция Союза молодёжи, это термин, используемый политическими наблюдателями при описании неформальной политической фракции в Коммунистической партии Китая, которая включает в себя государственные должностные лица, создавшейся из союза молодёжи Китая. Существовало две молодёжных фракции, без прямой политической линии между собой. Первую, в 1980-х годах, составляли кадры союза молодежи, эту фракцию поддерживал генеральный секретарь Ху Яобан...
Стра́ны наро́дной демокра́тии — устоявшееся в советских общественных науках послевоенного периода совокупное название для ряда просоветских государств с особой формой политической организации общества, сложившейся в них после Второй мировой войны в контексте так называемых «народно-демократических революций». Народная демократия рассматривалась как новая форма перехода к социализму, которая развилась в ходе Второй мировой войны и продолжалась по её окончании в ряде стран Европы (в том числе в Центральной...
Правый поворот (в Европе) (англ. right turn) – это неофициальное обозначение тенденции, наблюдаемой в странах Европы, выраженной в резком росте влияния правых партий и движений в связи с кризисом неолиберализма.
Кимирсенизм-кимчениризм (кор. 김일성-김정일주의?, 金日成金正日主義?) — государственная революционная идеология Корейской Народно-Демократической Республики, принятая 11 апреля 2012 года на Четвертой конференции представителей Трудовой партии Кореи. В основу идеологии положены идеи чучхе и сонгун и названа она в честь основателя северокорейского государства Ким Ир Сена и его сына Ким Чен Ира, что подчеркивает преемственность действующего лидера КНДР Ким Чен Ына политике своего деда и отца.
Демократиза́ция (калька с англ. democratization, — в свою очередь, от демократия др.-греч. δημοκρατία — «власть народа») — процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и т. д.В русской публицистике термин впервые использовался в конце XIX века Константином Леонтьевым, который под ним подразумевал переход общества от сословно-монархического устроения к буржуазно-эгалитарному («бессословности») C 1980-х годов термин обычно используется для обозначения процесса...
Оппози́ция (от лат. oppositio «противопоставление, возражение») в политике — движение, партия, группа или человек, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством, в партии или группе.
«Росси́я Еди́ная, Вели́кая и Недели́мая» (другими словами «За Великую, Единую и Неделимую Россию») — один из основных принципов (наряду с принципами «непредрешения государственного устройства» и верности союзникам по Антанте) внешней и внутренней политики Белого движения, сформулированный на начальном этапе Гражданской войны в России как ответная реакция на захват власти большевиками и провозглашение ими курса на интернационал, «самоопределения наций» и мировую революцию. Фактически единственный...
Свободный мир (англ. Free World) — термин времён холодной войны, которым называли блок стран-противников социалистического лагеря, возглавляемый США. В блок стран «свободного мира» входили страны ЕЭС, в том числе Великобритания, Италия, Франция, Канада, ФРГ, Австралия, а также все прочие члены ЕЭС и НАТО. Дополнительно к «свободному миру» относят также страны Британского содружества, Японию, Израиль и Индию.
Непредреше́ние (непредрешение государственного устройства (строя) до созыва Учредительного собрания, непредрешение народной воли, непредрешенчество) — принцип внутренней политики, проводимой Временным правительством России в ходе Русской революции 1917 года и один из основных принципов (наряду с принципом «Россия Единая, Великая и Неделимая») внутренней политики Белого движения во время Гражданской войны в России.
Национальное фашистское движение (рум. Mişcarea Naţională Fascistă, MNF) — румынское политическое движение, образованное в 1923 году в результате слияния Румынской национальной фасции и Национального итало-румынского культурного и экономического движения.
Суверенная демократия — концепция, введённая в широкий оборот в России заместителем руководителя Администрации президента России В. Ю. Сурковым в 2005—2006 годах. Являлась одной из главных идеологем на думских и президентских выборах в России 2007—2008 годов.
Бирманский путь к социализму (бирм. မြန်မာ့နည်းမြန်မာ့ဟန် ဆိုရှယ်လစ်စနစ်; англ. Burmese Way to Socialism, Burmese Road to Socialism) – программная политическая декларация Революционного совета Бирмы, опубликованная 28 апреля 1962 года, через неполных два месяца после переворота 2 марта 1962 года, с подзаголовком «К СОЦИАЛИЗМУ НАШИМ СОБСТВЕННЫМ БИРМАНСКИМ СПОСОБОМ» (англ. TOWARDS SOCIALISM IN OUR OWN BURMESE WAY). Документ был распространён департаментом информации Революционного совета на бирманском...
Веронский конгресс — единственный съезд Республиканской фашистской партии, наследницы Национальной фашистской партии, проходивший с 14 по 15 ноября 1943 года. В то время, Республиканская фашистская партия была правящей в Итальянской социальной республике, фашистском государстве, воссозданном в Северной Италии после освобождения Муссолини немецкими солдатами в ходе спецоперации под руководством Отто Скорцени. Итальянская социальная республика была фактически немецким марионеточным государством, и...
«Зелёные », или партия Зелёных, — политическая партия, основанная на принципах зелёной политики. Обычно эти принципы включают социальную справедливость, зависимость от низовой демократии, ненасилие и акцент на защиту окружающей среды. «Зелёные» считают, что осуществление этих принципов ведёт к улучшению здоровья в мире. Зелёные партии существуют почти в 90 странах по всему миру; многие из них члены международной сети Глобальные зелёные.
Немецкое
студенческое движение в 1960-х годах являлось многослойным политическим движением, занимавшееся радикальной критикой и борьбой с режимом ФРГ в 1950-60-е годы. Оно представляло собой часть международного студенческого движения, появившегося в США, находящееся под сильным влиянием Франкфуртской школы. Оно считало себя эмансипационным и по большей части антиавторитарным, то есть выступало против «господства людей над людьми». Также преобладали антикапиталистические позиции. При этом движение...
Коммуни́зм (от лат. commūnis «общий») — теоретический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства.
Женщины в турецкой политике играют сегодня заметную роль. Они активно участвуют в создании и проведении национальной политики Турции: число женщин-депутатов в парламенте страны неуклонно растет с каждыми выборами.
Прусский социализм (Прусский государственный социализм) — умозрительное обоснование и практика построения социального государства в Германии. В основе лежит неприятие революционного антигосударственного марксистского социализма (коммунизма), а также противопоставление коллективного «орденского» немецкого духа, индивидуалистическому английскому духу. Верховная власть принадлежит чиновничеству, которое руководствуется идеей служения обществу. Труд рассматривается не как товар, а как долг. В дальнейшем...
Либеральная империя, либеральный империализм — концепция внутренней и внешней политики, в рамках которой сильное демократическое государство с рыночной экономикой ведёт экспансию в другие государства с целью установления и поддержания в них политической стабильности, создания единого культурного и экономического пространств, что выгодно как самой империи, так и народам этих государств. Зона влияния империи, таким образом, видится больше как «зона ответственности». В основе либеральной империи, в...
Локофокос — название фракции Демократической партии США, существовавшей с 1835 года до середины 1840-х годов. Первоначально фракция носила название «Партия за равные права» и была создана в Нью-Йорке в знак протеста против Таммани-холла — действовавшего в этом городе с 1790-х годов политического общества Демократической партии. В состав партии входили как антитамманийские демократы, так и ветераны не существовавшей уже в тому времени «Партии рабочих людей». Члены фракции выступали за невмешательство...
Новые правые — термин, который употребляется для обозначения ряда политических течений и партий правого толка.
Киберпа́ртия (англ. Cyber Party) — тип политической партии, полностью или почти полностью полагающейся на средства Интернета в осуществлении своей деятельности. Киберпартии характеризуются отказом от формального членства и переходом к прямому взаимодействию с избирателями, большей отзывчивостью во взаимоотношениях с гражданами и высокой скоростью разработки основных целей и задач. Киберпартии являются скорее организациями, нежели институтами.
Сонгун (кор. 선군?, 先軍?) — политика «Армия на первом месте», проводимая властями КНДР, которая ставит главным приоритетом Корейскую народную армию во всех государственных делах и в распределении национальных ресурсов. «Армия на первом месте» — главный принцип политико-экономического руководства всей КНДР, который полностью господствует...
Ленинградский народный фронт (ЛНФ), — крупнейшая неформальная политическая организация на территории России в 1989—1990 гг., изначально строился как движение на широкой идеологической платформе, чтобы консолидировать людей разных взглядов, но общедемократической направленности (ключевые фигуры — П. Филиппов, С. Андреев, Г. Богомолов, народные депутаты СССР Ю. Болдырев, А. Щелканов и А. Оболенский). По утверждению профессора М. В. Попова, фактическим главой ЛНФ являлся Ю. Болдырев.
Политические партии в Болгарии, согласно законодательству, призваны содействовать формированию и выражению политической воли граждан. Создание, регулирование и закрытие партий происходит согласно «Закону о политических партиях».
Имитационная демократия (управляемая демократия, англ. Guided democracy, манипулируемая демократия, декоративная демократия, квазидемократия, псевдодемократия) — форма устройства политической системы государства, при которой, несмотря на формально демократическое законодательство и формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое участие гражданского общества в управлении государством и влияние общества на власть (обратная связь) мало или минимально. Имитационная демократия, как правило...
Фашо (с итал. — «пучок») — термин, который использовался в конце XIX века для обозначения политических групп различной ориентации. В начале XX века этим термином стали обозначать националистические движения, позже названные фашизмом.
Биномиа́льная избира́тельная систе́ма ― пропорциональная избирательная система для многомандатных округов с открытыми списками кандидатов. Для подсчёта итогов используется метод Д'Ондта.