Связанные понятия
Ё (яп. 庸, обычный, подушевой) — один из основных налогов в древней Японии VII — X веков времен системы рицурё.
Налоговая система Азербайджанской Республики (АР) — это совокупность налогов и сборов, которые взимаются с физических и юридических лиц на территории страны. Согласно кодексу, установлены следующие налоги — государственные налоги, налоги автономной республики и местные (муниципальные) налоги.
Закон о выдаче земельных наделов (яп. 班田収授法, はんでんしゅうじゅほう, хандэн сюдзю-хо) — закон в древнем японском «правовом государстве» VIII—X веков, периода Нара и Хэйан, который определял порядок распределения земель государственного фонда между трудоспособным населением Японии, а также правила их использования. Создан по образцу китайского «Закона о равнополье» (均田法) династии Тан. Провозглашён в 646 году императорским указом о реформах Тайка. Вступил в силу с 690 года, в связи с принятием кодекса Киёмихара...
Со (яп. 租, «зерновой», «урожайный») — один из основных налогов в древней Японии VII—X веков времён системы рицурё.
Налог на шляпы (англ. Hat tax) — один из видов налогов в Великобритании в XIX веке.
Упоминания в литературе
Налоговая реформа 1930 г., ставшая логическим завершением периода нэпа и отражающая экономическую основу нового этапа развития страны – индустриализации, стала важной вехой в истории российского налогообложения вообще и местного налогообложения в частности. В соответствии с генеральной линией этой реформы множество налогов, как общих, так и местных, были отменены. Им на смену пришли
два основных налога с государственных социалистических предприятий – налог с оборота и отчисления от прибыли, а также один универсальный – государственная пошлина. Влияние же этой реформы на местные налоги выразилось в том, что 10 налогов из всего количества существовавших были включены в налог с оборота, семь – в государственную пошлину. Остались лишь следующие налоги: налог с транспортных средств; сбор с ресторанных счетов; налог со скота в городских поселениях; сбор с лиц, лишенных права быть сельскими исполнителями; регистрационный сбор с владельцев собак; сбор за спуск сточных вод.
Последнее, вероятно, было для государства главным. Поэтому, кроме денег на жалованье общинным служащим, собиравшихся через свечной, коробочный (за кошерное мясо) и другие внутриобщинные сборы, кагал должен был обеспечить изыскание средств для уплаты огромного количества налогов. Община платила ежегодный налог «с головы еврея, как с мужчин, так и с женщин, детей и слуг», налог на содержание правительственного двора, налог с еврейской
территории, налог за право пользоваться синагогами и кладбищами, налог на слуг, находившихся в услужении у евреев. Кроме того, устанавливались сборы с еврейских лавок, ремесел и товаров. Был также и натуральный налог в виде сбора продуктов для государственных нужд – пряностей, мяса и прочего. К этому добавлялись питейный налог, дорожный и ярмарочный сборы. В некоторых местах был установлен даже налог за переезд через мосты. Невозможно было уклониться от налога за убой скота или за отправку скота на продажу в другие местности.
Система пошлин. Римляне переняли давнюю систему пошлин, собираемых в портах и на таможнях вблизи городских ворот[152]. Размер пошлины составлял от 2 до 5 % стоимости ввозимого товара, но если товары поступали издалека, то подвергались многократному обложению. Ставки и комиссионное вознаграждение регулировались законом, и правильность их сбора со времен Нерона регулярно проверялась. Но сложность системы и беспредельная власть
чиновников при определении стоимости товаров приводили к злоупотреблениям. Однако если учесть преобладание в стране сельского хозяйства, связанного в основном с пропитанием, надежно платили пошлины те немногие, кто вез товары через малые и большие города. В городах существовало довольно развитое товарное хозяйство, а сборщики пошлин роились там как мухи (их так и называли)[153].
Важным источником доходов было кормление,
то есть право сбора налогов с определенной территории. Формально все налоги собирались правительственными служащими, но с их же разрешения этим правом наделялись крупные землевладельцы. Они собирали налоги с тех, кто проживал на принадлежащих им землях (разумеется, в максимально возможном размере), а затем передавали определенную их часть в казну, получая от этого немало. Представителям наиболее знатных или заслуженных родов могли снизить налоги по распоряжению императора.
Помимо стремления перевести налоговую систему на подоходную основу, в квартирном налоге отразились и другие передовые для конца XIX в. тенденции. В числе передовых новшеств – и система податных присутствий, к тому времени уже опробованная в промысловом налоге. И (впервые в России) прогрессивная шкала – от 1,5 % до 10 %88. До сих пор реформаторам удавалось внедрить лишь принцип «богатый платит
больше». И в государственном налоге с городской недвижимости, и в дополнительном промысловом налоге действовала плоская шкала налога: все платят одинаковую долю своего дохода. Прогрессивная шкала квартирного налога означала: богатый платит большую долю своего дохода, чем бедный.
Связанные понятия (продолжение)
Талья (фр. taille; англ. tallage) — земельный налог в средневековых Англии и Франции. В Англии талья представляла собой произвольный налог, взимаемый королём с крестьян своего домена, горожан и евреев, и просуществовала с конца XII века до 1340 году, когда была введена система санкционирования налогов сословиями английского парламента. Во Франции, возникнув из феодального права сеньора требовать денежной «помощи» от вассалов и подвластных крестьян, талья в середине XV века превратилась в постоянный...
Шос (польск. Szes, от нем. Schoss) — так назывался в Польше прямой налог, возложенный на мещанство.
Досо (яп. 土倉, どそう), возможные прочтения: つちくら, цутикура; とくら, токура; どくら, докура — разновидность ростовщика или ростовщического учреждения в средневековой Японии XIII — XVI веков периодов Камакура и Муромати. Основное занятие — финансовые и товарные операции, преимущественно выдача денежных кредитов и рисовых займов. В среднем кредитная ставка ростовщических контор составляла 40 % в месяц.
Алькабала (араб. ألقبالة - "контракт, договор") — важнейший налог, существовавший в Кастилии, Испании и испанских колониях. Этим налогом облагались все торговые сделки. Налог приносил наибольший доход королевской казне Кастилии. Десятина приносила больше дохода, но взималась в пользу католической церкви, а не короля.
Соляно́й нало́г — существовавший во многих странах в разное время налог на соль; имел важное преимущество с точки зрения финансовой системы, а именно удобство взимания, вследствие чего и удерживался во многих налоговых системах.
Подоходный налог — основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических или юридических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. В ряде стран подоходным налогом называют только налог на доходы физических лиц, а для юридических применяют термины налог на прибыль корпораций или налог на прибыль.
Публиканы (лат. publi cani) — в римской финансовой системе лица, бравшие на откуп у государства его имущество — publicum (земли — ager, пастбища — scripturae, рудники — metalla, соляные варницы — salinae), а также государственные доходы (налоги — vectigalia, пошлины — portoria) и общественные подряды (на постройки) и поставки (например, хлеба).
Берг-привилегия — закон, изданный Петром I 10 декабря 1719 года. Данное руководство для Берг-коллегии устанавливало политику России в горной промышленности.
Берг-регламент — законодательный акт, изданный в 1739 году и устанавливающий несколько иную, по сравнению с прежней, систему управления горной частью (Берг-привилегия). Отменен в 1742 году вместе с упразднением берг-директориума.
Расходы Римской державы: 1) поддержка культа богов, постройка храмов, устройство жертвоприношений и т. п.; 2) сооружение и сохранение общественных зданий и дорог; в республиканское время на это шел определенный процент дохода, императоры строили дороги и др. за счет фиска и трудом солдат; 3) с 406 года до н. э. — жалованье войску; во времена Полибия легионер получал 1200, центурион 2400, всадник 3600 асов ежегодно; при императорах легион стоил ежегодно 1566000 денариев. Сюда следует еще присоединить...
Подробнее: Государственный бюджет Древнего Рима
О́ткуп — система сбора с населения налогов и других государственных доходов, при которой государство за определённую плату передаёт право их сбора частным лицам (откупщикам).
Па́рики (др.-греч. πάροικος — поселенец, пришелец) — категория зависимых наследственных держателей земли феодала-землевладельца, императора или казны в Византии в IX—XV вв. В XIII веке в некоторых районах Византии были закрепощены. Принадлежавшие феодалу парики платили ему натуральную и денежную ренту, несли отработочные повинности. Государственные парики держали государственную землю, несли специфические государственные повинности (поставка продовольствия императорскому двору, обслуживание государственных...
Экскусси́я (греч. ἐξκουσσεία ← лат. excusatio — «извинение, оправдание; освобождение (от каких-либо повинностей)») — податная привилегия в Византии в X—XV веках.
Налог на микропредприятия в Латвии (латыш. Mikrouzņēmumu nodoklis) — это отдельный (особый) режим уплаты налогов. Закон, регулирующий данный налог, вступил в силу 1 сентября 2010 года и называется Закон о налоге на микропредприятия.
Ма́нор (англ. manor) — феодальное поместье в средневековых Англии и Шотландии, основная хозяйственная единица экономики и форма организации частной юрисдикции в этих государствах. Манор представлял собой комплекс домениальных земель феодала, общинных угодий и наделов лично-зависимых и свободных крестьян, проживающих во входящей в состав манора деревне. Основой манориального хозяйства были отработочные повинности зависимых категорий крестьян (вилланов, коттариев, хазбендменов) и судебная юрисдикция...
Порторий — налог, который вступил в силу по распоряжению польского наместника в отношении рижских торговцев и посредников в торговле. Порторий фактически представлял собой портовую пошлину, введённую «в честь» подчинения города армии Стефана Батория в 1581 году.
Налог с продаж — косвенный налог (налог на потребление), взимаемый с покупателей в момент приобретения товаров либо услуг. Как правило, налог с продаж рассчитывается как определённая в процентах доля от стоимости реализованного товара (услуги). При этом налоговым законодательством часть товаров и услуг может быть освобождена от налогообложения. Налог с продаж действует во многих странах мира.
ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог) — замена уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК и ТК РФ) и налога на имущество организаций и страховых взносов.
Геймат (русское слово от нем. Heimath, родина — но понятие от швед. hemman) — в прибалтийском праве крестьянская ферма (земля с пашней, лугом и усадьбой) в остзейских губерниях Российской империи. Единицы налогообложения (тягла) со времён шведского владычества, гейматы разделялись на податные и казённые, в последних право собственности на землю сохранялось за государством. Гейматы отличались от других облагаемых налогом земельных участков тем, что они были достаточного размера для уплаты полного...
Поду́шная подать (также поду́шный оклад, поду́шный нало́г) — форма налога, подати, когда налог взимается в одинаковом или примерно одинаковом размере с каждого подлежащего обложению человека, по результатам переписи. Существовал в Древнем Риме под названием «capitatio». В большинстве стран потеряла распространение к началу XX века в связи с введением подоходного налога.
Подробнее: Подушный оклад
«Датские деньги » (или данегельд; др.-англ. Danegeld) — поземельный налог в средневековой Англии, введённый в 991 г. для уплаты выкупа датским викингам. Первоначально взимание «датских денег» было чрезвычайной мерой, однако в начале XI века этот платёж приобрёл характер всеобщего налога на финансирование организации обороны страны. После нормандского завоевания Англии практика сбора «датских денег» была сохранена и стала регулярной. Во второй половине XII века взимание налога стало эпизодическим и...
Прогрессивное налогообложение (англ. Progressive tax) — система налогообложения, при которой происходит увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц (подоходный налог).
Налоговые жетоны (англ. Sales tax token, Tax token) — жетоны на суммы, дробные по отношению к центу, использовавшиеся для уплаты акциза (налога на продажу) на очень мелкие покупки во многих американских штатах в годы Великой Депрессии. Налоговые жетоны были созданы в помощь потребителям, чтобы тем не приходилось округлять налог до полного цента при покупках на суммы 5 или 10 центов. Выпускаемые частными фирмами, муниципалитетами и 12 штатами США, налоговые жетоны, как правило, выпускались номиналом...
Подробнее: Налоговый жетон
В континентальной Европе, при более слабом и медленном развитии экономических сил, чем в Англии, ремесло как особая система производства, сложилось гораздо позже, когда Англия уже перешла от неё к другим, высшим экономическим формам. Континентальные страны не должны были, поэтому, вполне проделать тот тяжёлый процесс последовательного перехода от одной системы производства к другой, какой совершился в Англии вследствие её раннего экономического и культурного прогресса.
Подробнее: История ремесла в Германии
Половничество (укр. скопщина; фр. métayage, итал. mezzeria; нем. theilbau, theilpacht) — в землепользовании такая форма аренды, при которой съёмщик нанимает землю не за деньги, а за долю продукта, выплачиваемую натурой, — половину (отсюда и название), меньше или больше. В иных местах к этому присоединяются какие-нибудь отработки.
Керлы (или кэрлы; англо-сакс.: churl или ceorl) — слой простых свободных земледельцев-крестьян в англосаксонский период истории Британии. Керлы составляли социальную основу англосаксонского общества. Постепенно имущественная дифференциация в среде керлов привела к выделению различных групп зависимого крестьянства и падению значения свободных земледельцев как социальной страты древнеанглийского общества.
По́датные ма́рки — вид фискальных марок, разновидность налоговых марок для оплаты государственной подати. Были введены в 1893 году в некоторых местностях России и в Туркестане по инициативе бывшего мирового посредника Подольской губернии М. А. Скибинского.
Подробнее: Податная марка
Вавилонская экономика базировалась на сельском хозяйстве и торговле. Расположение царства способствовало развитию ряда отраслей экономики. Так, будучи посредником в торговле между государствами к северу и югу от Месопотамии, держава активно торговала с соседями. Благодаря почве региона и хорошо организованной сети ирригационных каналов было развито земледелие. Восстановить картину хозяйственной жизни Вавилонии позволяют древние документы, в числе которых и свод законов Хаммурапи.
Гериот (англ. heriot; др.-англ. here-geatwa) — в средневековых Англии и Шотландии плата лично-зависимого крестьянина своему феодалу при вступлении в наследство после смерти отца, обычно в виде лучшей головы скота.
Свободные деньги (нем. Freigeld) — понятие, введённое немецким экономистом Сильвио Гезеллем, для того, чтобы обозначить деньги, используемые только как инструмент обмена (мера стоимости и средство обмена) и при этом «свободные от процентов». Гезелль предлагал облагать деньги специальным налогом — демереджем, который стимулирует высокую скорость их обращения.
Варлык вергиси — налог, введённый в Турции в 1942 году. Заявленной целью ввода налога было увеличение бюджета государства на случай возможного вступления во Вторую мировую войну, но, по мнению историков, настоящей причиной его введения было желание правительства Турции уменьшить влияние на экономику Турции различных меньшинств, проживающих в стране, остановить их доминирование в экономике и перераспределить средства в пользу исламской буржуазии.
«Нетрудовы́е дохо́ды » в узком понимании — индивидуальные доходы, не связанные с личным трудом. Однако в СССР и некоторых других социалистических странах выражение «нетрудовые доходы» понималось гораздо шире и использовалось для запрета любой экономической активности граждан, неподконтрольной государству.
Мюлькадарское право (от тат. мюлькадар — имеющий недвижимое имение на правах частной собственности — мюльк (от араб. малык — «владелец»)) — традиционная правовая система, которая регулировала земельные отношения в Закавказье. Также называется бекским правом или агаларским правом.
Боны (франц. — bon pour) — кредитные документы, дающие право на получение в оговоренный срок от определённого лица или компании определённых ценностей.
Котта́рии (лат. cottarii; англ. cottars) или ко́ттеры (англ. cotter) — категория малоземельного зависимого крестьянства в средневековых Англии и Шотландии. От основной массы лично несвободных крестьян (вилланов в Англии, хазбендменов в Шотландии) коттарии отличались незначительностью размеров своего надела и относительно необременительными отработочными повинностями, что превращало этот слой в сельскохозяйственных наёмных рабочих.
Рынок недвижимости в
Италии является существенным сегментом экономики и наряду с туризмом вносит значительный вклад в валовой продукт страны. Согласно данным исследовательского института Scenari Immobiliari, в 2012 году общий объем сделок по продаже недвижимости в Италии составил 88.1 млрд. евро.
Недви́жимость — вид имущества, признаваемого в законодательном порядке недвижимым.
Заём (непр. займ) — вид обязательственных отношений, договор, согласно которому одна сторона (заимодавец) передаёт или обязуется передать в собственность или управление другой стороне (заёмщику) деньги, ценные бумаги или товары, определённые родовыми признаками (например: числом, весом, мерой), а заёмщик обязуется возвратить равную сумму денег или равное количество вещей или ценных бумаг того же рода и качества. Согласно другим источникам, заём может быть не только беспроцентным (безвозмездным...
Нало́г — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.
Налог на игорный бизнес — налог с организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса. А именно — с организаций, имеющих игровые столы, игровые автоматы, процессинговый центр тотализатора, пункт приема ставок тотализатора, процессинговый центр букмекерской конторы, пункт приема ставок букмекерской конторы.
Вектигальное право (лат. ius in agro vectigali) — обычай в Западной Римской Империи, при котором принадлежащие государству неотчуждаемые земли арендовались частными лицами для возделывания за плату (лат. vectigal), такие земли носили название лат. agrivectigales. Наследственная долгосрочная аренда принадлежащих государству земель за годовую плату.
Антихрез или
антихреза (лат. antichresis; от греч.: обмен ценностей) — специфическая форма залога, при которой залогодержатель имеет право извлекать выгоду из залога (например, получать доход от заложенного имения) вместо взимания процентов с должника.
Упоминания в литературе (продолжение)
Реорганизация податного обложения в то время была почти революционной и привела к значительному росту прямых доходов, а также к замене громоздкой и дорогостоящей прежней схемы на относительно простую систему подушного обложения. До 1861 г., т. е. до отмены крепостного права, существенных изменений в налоговой системе России больше не происходило, хотя специально для координации деятельности по сбору налогов в 1802 г. было создано Министерство финансов. После отмены крепостного права главным прямым налогом на крестьянство (крестьяне платили 76 % всех налогов) осталась подушная подать, ставки составляли от 1 до 1,5 руб. Наибольшие изменения были внесены в прямые налоги с городского населения: введены налоги на недвижимое имущество, пошлины за право торговли и на
промыслы. Местные налоги были представлены местными сборами.
Налог – это обязательный денежный платеж, взимаемый государством для финансирования своих функций, включая расходы в интересах всего общества. Без налогов не существовало бы и государство, и, следовательно, современное общество. Как сказал известный американский юрист, судья Верховного суда США Оливер Венделл Холмс, «налог – это то, что мы платим за цивилизованное общество»[15]. В результате создаются экономические и финансовые отношения между обществом и государством. В зависимости от экономического объекта обложения существуют разные типы налогов. Иногда типология привязывается к четырем условным этапам экономического жизненного цикла стоимости: ее создание, владение ею, ее передача и потребление. Пожалуй, главный и наиболее сложный – это подоходный налог, который взимается при создании прироста имущества, т. е. дохода. Владение имуществом облагается налогом на имущество, земельным налогом, налогом на недвижимость, на транспортные средства и схожими типами налогов. Передача состояния или имущества облагается транзакционными налогами: государственной пошлиной, налогом на наследование и дарение и т. п. Коммерческий оборот товаров и услуг облагается налогом на добавленную стоимость (НДС) и налогом с продаж, хотя они с экономической точки зрения рассматриваются как налоги на потребление. Передача состояния также связана с подоходным
налогом, поскольку она обычно является реализацией, в результате которой возникает доход в форме прироста капитала.
Указанные черты говорят о том, что через обязательные поставки государство изымало не одну (расчетную) арендную плату за землю, но еще нечто сверх нее. Это «нечто»
являлось (скрытым) налоговым обложением сельского населения. Можно утверждать, что хозяйственные (земельные) отношения между государством – собственником земли и колхозами – ее пользователями были во многом оттеснены на второй план административными методами управления. Хотя в системе обязательных поставок государству колхозной продукции можно видеть как черты, отвечающие представлению о государстве – собственнике земли, так и черты, характерные для государства – политического (авторитарного) центра, на практике вторые нередко преобладали над первыми.
В начале XV века английская экономика вступила в новую эпоху Кчислу ее основных признаков следует отнести распад домениального хозяйства, укрепление прав крестьян на землю, усиление значения денежной ренты. Вилланы стали переходить в категорию копиголдеров[28], плативших феодалам небольшую фиксированную земельную ренту и выполнявших некоторые другие повинности. Правда, они еще не были полностью свободными людьми, как, например, фриголдеры, имевшие значительно больше прав на землю и охранявшиеся королевским судом, в отличие от копиголдеров, на которых по-прежнему распространялось действие манориального суда. Тем не менее они освобождались от наиболее унизительных
форм крепостной зависимости – свадебной пошлины, произвольных поборов, выкупа за наследуемую землю и пр. В XV веке копиголдер стал основной фигурой в английской деревне. В этот же период ускорился процесс формирования слоя богатых крестьян, которые получили название йоменов. Их хозяйства базировались на аренде и скупке земель, в них широко использовался наемный труд.
АБСЕНТЕИЗМ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ (англ. landowning absenteeism) – форма землевладения, при которой земля как условие производства отделена от ее собственника. Землевладелец не участвует в процессе производства, но в силу монополии на землю как на
объект частной собственности получает денежный доход. А. возник в период разложения феодальных производственных отношений и зарождения товарно-денежных связей. Предпосылками зарождения и развитая А. явились: 1) отделение собственности на землю от земли как основного средства производства; 2) отделение капитала-собственности от капитала-функции. В первом случае собственность на землю выступает своего рода титулом, который используется землевладельцем исключительно для извлечения нетрудового дохода в форме земельной ренты. Во втором случае землевладелец нанимает специального менеджера, который организует процесс производства и управляет хозяйством. Фактически и в первом и во втором случаях абсентеист не принимает никакого участия в ведении хозяйства и в то же время присваивает ренту и прибыль. А. широко рас-пространен в мире. Так, в США в 60-х гг. удельный вес абсентеизма составлял около 70 % всей суммы арендной платы и 2/3 сдаваемой в аренду земли. Еще большее развитие и значение А. имеет во многих странах Латинской Америки, где 90 % крупнейших собственников земли составляют абсентеисты.
Часто римские ростовщики объединялись в акционерные общества. Каутский в этой связи пишет: «Точно так же, как ростовщичество представляет первую форму капиталистической эксплуатации, оно образует и первую функцию акционерных компаний»[67]. Мы уже отмечали выше, что объединение их капиталов происходило в тех случаях, когда надо было предоставить очень крупные займы
государственной казне (обычно во время войн). Также известно, что для получения крупных откупов (аренда государственных денежных поступлений в виде налогов, доходов от государственного имущества) всадники могли создавать совместные откупные компании (что-то типа акционерных обществ закрытого типа). Это было выгодно и государству, так как создавало дополнительные гарантии того, что денежные поступления в казну будут поступать регулярно и в полном объеме (договоры на откуп могли заключаться на 3, 5 лет; иногда сроки увеличивались до 100 лет).
Часто римские ростовщики объединялись в акционерные общества. Каутский в этой связи пишет: «Точно так же, как ростовщичество представляет первую форму капиталистической эксплуатации, оно образует и первую функцию акционерных компаний»[304]. Мы уже отмечали выше, что объединение их капиталов происходило в тех случаях, когда надо было предоставить очень крупные займы
государственной казне (обычно во время войн). Также известно, что для получения крупных откупов (аренда государственных денежных поступлений в виде налогов, доходов от государственного имущества) «всадники» могли создавать совместные откупные компании (что-то типа акционерных обществ закрытого типа). Это было выгодно и государству, так как создавало дополнительные гарантии того, что денежные поступления в казну будут поступать регулярно и в полном объеме (договоры на откуп могли заключаться на 3, 5 лет; иногда сроки увеличивались до 100 лет).
Не является ли неявно пренебрежительное отношение власти к организационному развитию бизнеса ментальным наследием той поры, когда черные
земли предоставлялись с целью уплаты тягла? В современной России все именно так: несколько сотен крупных предприятий формируют до половины доходной части федерального бюджета, а остальные пять миллионов юрлиц и индивидуальных предпринимателей существуют как бы сами по себе. Являясь не столько налогоплательщиками, сколько травой на “поляне”, предназначенной для извлечения нелегальных доходов бюрократией, временно (до смены “караула”) приватизировавшей государственные функции и превратившей свои обязанности в приносящие доход активы.
В IV–III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот
период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.
НАЛОГ НА СОБСТВЕННОСТЬ – налог, включающий налог на недвижимость (землю, здания) и налог на движимую собственность (оборудование, запасы). Такой налог начисляется в пользу муниципальных властей и во многих странах является для них основным источником дохода. В соответствии с международным договором РФ, закон о налогах на имущество физических лиц (в том числе на транспортные средства) не распространяется на персонал иностранных дипломатических представительств, других приравненных к ним в отношении налоговых привилегий учреждений и организаций иностранных государств и международных организаций.
«Действующие лица» теневой экономики делятся на две основные группы. Первую представляет «классический» криминальный контингент, существующий во всех странах. Это торговцы наркотиками, оружием, рэкетиры, сутенеры и т. п. Ко второй группе относятся уклоняющиеся от уплаты налогов предприниматели – от крупных предпринимателей до «челноков». В настоящее время численность «армии челноков» составляет примерно 2,5 млн человек. Еще около 10 млн человек, в том числе детей и подростков, бросивших школы, торгуют этими товарами. По данным ГУБЭП МВД РФ, в день от налогообложения утаивается до 100 млн долл. США. Свыше 300 тыс. человек живет «сборами» с торговли, в том числе около 20 % из них продают места на рынках продуктов питания и вещевых рынках, половина – за счет откровенного рэкета. Оставшаяся часть примерно пополам делится между работниками правоохранительных органов, осуществляющих надзор за подведомственной территорией, а также за транспортниками, которые перевозят товары. Доходы лиц, паразитирующих на мелкой розничной торговле, составляют от 50 до 500 тыс. руб. в день. Ни в одной стране мира фискальная политика правительства не загоняла в теневую экономику такое количество предпринимателей – фактически всю социальную базу среднего класса. Суммарное
налогообложение малого бизнеса до недавнего времени составляло более 70 %, в то время как на Западе оно не превышает 35 %.
Следует отметить, что английское гражданское право, и договорное право в том числе, остается некодифицированным. Тем не менее, существуют работы, которые представляют собой частные кодификации английского гражданского права. Одна из них – «Свод гражданского права», составленный в 1938 г. профессором Лондонского университета Эдуардом Дженксом и его сотрудниками. Хотя отдельные положения Свода, основанные на прецедентах, были позднее отменены законами, работа представляет большой интерес и позволяет сделать некоторые выводы, в частности в отношении договора ренты. Например, в работе раскрываются способы защиты ренты.
Способом защиты ренты являлась так называемая самопомощь (distress): в случае недоимок по уплате ренты, управомоченный на ее получение мог войти на участок, захватить и продать движимые вещи, которые найдет на этом участке, для покрытия недоимок. А если рентой была обременена недвижимость и платежи были просрочены на большой срок, то рентополучатель мог войти на участок и удерживать его в своем владении до покрытия своей претензии из доходов от недвижимости или же передать эту недвижимость доверительному собственнику, с тем чтобы тот использовал участок путем ипотеки или продажи пользования и тем самым погасил бы сумму долга. Это положение было закреплено в акте о праве собственности 1925 г.[18] Хотя сейчас этот способ удовлетворения и не применяется, однако факт его существования позволяет прийти к выводу что договор ренты имеет в Англии длительную историю и даже были определены специфические именно для этого договора способы обеспечения его исполнения.
Если говорить о феодализме, который возник на обломках Римской империи, то он стал продолжением той формы, которая начала складываться еще в недрах империи, – колоната. Колоны – арендаторы земли (а иногда и орудий труда), которые вносили владельцу участка арендную плату – как в натуральной, так и денежной форме. Колонами считались любые арендаторы – как рабы, так и свободные. Первоначально между ними в юридическом плане проводилась четкая грань: рабы были квазиколонами и были ограничены в личных правах. Вместе с тем перевод раба на положение колона повышал стимул работника к труду и был выгоден рабовладельцу, который таким образом увеличивал свой доход и снимал с себя бремя постоянного контроля за
работником. Постепенно квазиколоны стали основным видом колонов, они стали получать некоторые личные права, а вносимая ими арендная плата стала напоминать натуральный и денежный оброк крепостного.
16 мая 1841 г. был обнародован Манифест «О назначении нового размера ссудам из кредитных установлений под залог населенных поместий»[123]. В отличие от прежних правил (1824 г.), губернии делились уже не на два, а на три класса-разряда. Размер ссуд под душу увеличивался в губерниях первого разряда до 70 руб. серебром, второго разряда – до 60 руб., третьего разряда – до 50 руб. Рыночная «цена души» в середине XIX в., как уже говорилось, определялась в 150 руб. серебром. Таким образом, залоговая норма ссуд под «населенные поместья» составляла 30–50 %. Впервые в практике кредитования дворянства при
определении размера ссуд стали принимать во внимание количество земли. Было установлено, что если в губерниях первого разряда на душу приходилось более 5 десятин, второго – более 6 десятин, а третьего – более 7 десятин, то заемщики имеют право получить дополнительно еще 10 руб. на душу. Доходность поместья по-прежнему не учитывалась. Правда, появление разряда «обязанных крестьян» (1842 г.) вызвало необходимость кредитования помещичьего землевладения «по соразмерности с постоянными доходами, определяемыми по пространству и качеству земли и по способам обработки оной». Ссуды под земли, населенные «обязанными крестьянами», не должны были превышать десятикратный годовой доход с той земли, которая была в пользовании «обязанных крестьян». Выдача ссуд под залог «незаселенных земель» (садов, хуторов) разрешалась только в приказах общественного призрения.
Дань была необременительной для населения и представляла собой предметы, продукты, подлежащие длительному хранению (меха, мед, воск и т. д.). Значительная часть дани продавалась в Византию, Венгрию, Польшу, в другие соседние страны и территории. Главной торговой трассой был путь «из варяг в греки». По Балтийскому морю везли товары в Европу. По Волге и Каспийскому морю добирались до арабских и других государств. За границей приобретались оружие, предметы роскоши, вина и т. д. При Владимире I стали чеканиться первые русские монеты – златники и серебряники.
Налоги собирали и в денежной форме – «по шлягу от рала». Под ралом в данном случае понималась единица обложения – плуг или соха, то есть отдельное хозяйство («десяток»). Шляг означал разновидность арабских монет, которые использовались в денежном обращении[9].
Надо отметить, что региональные органы власти, а тем более местные, крайне осторожно относятся к реализации своих полномочий, что объясняется сразу несколькими причинами, главной из которых является сложность разработки законодательства из-за возникающей проблемы определения контингента лиц, для которых налоговый кредит может быть предусмотрен. Второй проблемой является то, что далеко не все регионы могут себе позволить такую щедрость из-за низкого уровня
собственного налогового потенциала и последующего роста выпадающих доходов бюджетов, восстановление которых растягивается на длительное время. Кроме того, как правило, те лица, для которых предусматривается инвестиционный налоговый кредит и так широко пользуются льготами, в частности льготой по налогу на прибыль в части роста налоговых вычетов и снижения региональной ставки налога.
Из текста Манифеста следует, что, наряду с российскими подданными, к организации и строительству рудокопных заводов допускались и иностранцы, из прибыли в казну отчислялась одна десятая часть, казна имела привилегию первой покупки произведенного товара, иностранные предприниматели пользовались покровительством со стороны государства. При этом не делалось никаких изъятий из действующего законодательства относительно условий деятельности, размеров получаемых земель, прав наследования, т. е. иностранцам предоставлялся национальный режим деятельности на территории России. По Берг-привилегии 1719 г., каждый, получивший привилегию или жалованную грамоту на разработку руды, получал участок 250×250 сажень, где имел право вести эту разработку и строить необходимые постройки. Заводы и участки переходили по наследству при условии исправного их действия и довольства работающих на предприятиях работников. Кроме того, в течение первых лет после организации дела горнопромышленникам предоставлялись разные льготы. Из того, что недра объявлялись
собственностью государства, следовало, что руды можно было искать как на своих, так и на чужих землях. Но в таком виде горное законодательство, просуществовав 60 лет, было отменено Манифестом Екатерины II в 1782 г.
В древнерусском обществе отношение к купечеству было весьма противоречивым. Это выражалось, с одной стороны, в поддержке князьями гостей на внешних рынках и использовании их для сбыта излишков доходов и закупок предметов роскоши, с другой стороны – в ущемлении
их имущественных прав, введении многочисленных таможенных сборов и ограблении в период феодальных конфликтов. Признавалась полезность торговых людей, и в то же время дело нередко доходило до выражения открытой неприязни к ним со стороны бедноты. В целом же правовое положение купечества в Древней Руси не было вполне определенным, а соответствующее законодательство – в достаточной мере разработанным. Так, в основном правовом документе эпохи – «Русской Правде» – купечеству были посвящены всего 9 статей из 121, которые сводились к следующему:
В то время Англия была отсталой, слабой страной, где почти не функционировали рынки капитала. Королева Елизавета I, которая издала указ о создании EIC, была, по современным меркам, коррумпированным монархом: основными источниками ее дохода были плата за аренду королевских земельных владений и продажа монопольных прав на производство или торговлю теми или иными
товарами. Такие права получали главным образом фавориты королевы (одной из самых известных стала монополия на производство сладких вин, которую выкупил сэр Уолтер Рэли). Те, кто предоставлял кредиты короне, устанавливали высокие процентные ставки, чтобы компенсировать риск подобных сделок, – монархи достаточно часто отказывались от уплаты долгов.
Основной местный налог – налог на недра. Он достигает 16 %, и может быть меньше. Но больше не разрешается. Меньше – если владелец природных богатств заинтересован в том, чтобы привлечь к себе добывающие компании или инвесторов. Имеются также и виды налогов, которые распределяются между федеральными и провинциальными органами. Это, например, налог на покупки и услуги, составляющий 15 %. Из них 8 % отчисляется федеративному государству и 7 % – провинциям, на территории которых осуществлены данные операции.
Не будем забывать о том, что экономический спад 2008 г. оставил многих взрослых американцев без работы или вынудил их согласиться на очень низкооплачиваемую работу. Возможно, половина из них по-прежнему лишена возможности нормального трудоустройства. По этой причине у них получаются маленькие пенсии и часто отсутствуют медицинские страховки. Эта группа выплачивает маленький подоходный налог, хотя тратит большую по сравнению с богатыми часть своих доходов на
налоги с оборота. Правительства штатов и местная администрация часто находятся в сильной зависимости от этих налогов с оборота, избежать уплаты которых бедным не представляется возможности. В то же время в последние десятилетия богатые американцы значительно сократили выплату подоходных налогов в пользу федерального правительства и правительства штатов. В подтверждение этих слов приведу некоторые данные.
Обращаем внимание читателей на то, что при аренде государственного или муниципального имущества, в том числе и
земли, арендатор является налоговым агентом по НДС. В настоящее время налоговое законодательство обязывает указанную категорию налоговых агентов выставлять счета-фактуры при аренде государственного (муниципального) имущества. Действующие сегодня Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года № 914 содержат, в том числе, и особенности выписки счетов-фактур налоговыми агентами.
В феодальной деревне господствовало натуральное хозяйство. Преобладание натурально-хозяйственных отношений объясняется низким уровнем развития производственных
сил, в частности, отсутствием общинного разделения труда между ремеслом и сельским хозяйством. В феодальной вотчине ремесленный труд был соединен с сельским хозяйством, что обеспечивало феодала также основными изделиями ремесла. Производством одежды, обуви и необходимого инвентаря занималось также население деревни. Все, что производилось в вотчине, шло главным образом на снабжение всем необходимым барского двора и за редким исключением потреблялось внутри вотчины. В этот период существовали и рынки и даже ярмарки, денежное обращение. Но торговые связи не играли существенной роли в хозяйственной жизни вотчины и вообще деревни. Продавались излишки, в т. ч. иногда зерно или шерсть, а покупалось то, чего нельзя было произвести в вотчине: соль, вино, металл, иногда оружие, а также предметы роскоши, пряности, привозимые иностранным купцами из заморских стран. Постоянных торговых связей между отдельными феодальными вотчинами не было. Внешняя торговля была развита слабо, удовлетворяла только потребности верхушки общества в предметах роскоши и не оказывала серьезного влияния на общий уровень экономической жизни.
Налоги появились еще во времена возникновения государства. За это время существовали разные формы налогов: дань, барщина, оброк, церковная десятина и другие. Как и в древние времена, так и
в наше время, налоги имеют ту же задачу – содержание государства.
До середины 80-х годов основными обязательными
платежами государственных предприятий являлись налог с оборота и отчисления от прибыли, установленные еще в 30-е годы. Налогов, которые приходилось платить населению, также было немного, а порядок их уплаты преимущественно основывался на удержании сумм налога у источника выплаты. Кроме того, высокий уровень обобществления собственности в экономике исключал возможность возникновения противоречий между интересами государства и отдельного хозяйствующего субъекта по поводу уплаты налогов. Это обстоятельство обусловливало низкий уровень правонарушений в сфере налогообложения.
Данное Положение вводило ограничения для занятия торгово-промышленной деятельностью определенным категориям русских подданных: духовенству, государственным чиновникам и членам их семейств и т. д., а также в крупной промышленности – и для иностранцев. Несмотря на то, что частные заводы и фабрики могли быть учреждаемы частными лицами, товариществами и компаниями[102], согласно Положению, иностранцы не допускались к приобретению недвижимого имущества, необходимого для создания предприятий. Этот принцип был законодательно закреплен постфактум в «условиях деятельности» иностранных акционерных обществ в России. Большая часть остальных ограничений касалась разных видов горного промысла, добычи золота, каменного угля, нефти и т. д.[103] Эти условия также нашли свое отражение в акционерном законодательстве об иностранных компаниях, о чем мы поговорим ниже. Специальные ограничения для деятельности иностранцев были вызваны соображениями военной безопасности государства. Так, ст. 265 Устава о промышленности[104] устанавливала, что собственниками и содержателями, а также управляющими пороховых заводов, могут быть лишь русские подданные. Но в частных заведениях для приготовления капсюлей к охотничьему оружию «собственниками и содержателями, а также управляющими оных могут быть как русские подданные, так и иностранцы»[105]. Но, тем не менее, исключительной заслугой Положения о
государственном промысловом налоге 1898 г. являлась отмена сословного начала в торговле и промышленности. Прогрессивные ученые конца XIX в. высказывали надежду на то, что «XX век покончит с пережитками дореформенного порядка и осуществит в жизни принцип, который положен в основу закона 1 января 1863 г., что каждый человек имеет право свободно заниматься всеми дозволенными промыслами на всем пространстве Империи»[106].
Отношения в сфере налогообложения всегда связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в государственный бюджет для удовлетворения публичных интересов. Поэтому налогоплательщик всегда стремится сохранить долю своей собственности, то есть
платить как можно меньше налогов.