Связанные понятия
Дуна́йские кня́жества (Молдо-Валахия, Молдовлахия, рум. Principatele Dunărene, греч. Μολδοβλαχία) — термин, использующийся для обозначения княжеств Валахия и Молдавия, существовавших в XIV−XIX веках. В самих княжествах этот термин долго не употреблялся. Впервые был введён в обиход в Австрийской империи для их описания после подписания Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года.
Вала́шское восста́ние — восстание румынских крестьян и пандуров в 1821 году в Валахии, Олтении и Молдавии под руководством Тудора Владимиреску, часть которых присоединилась впоследствии к отрядам Филики Этерия под общим руководством Александра Ипсиланти. Цель, к которой стремились повстанцы — обретение независимости Валашского княжества от Османской империи и уменьшение роли бояр в управлении государством. Восстание было жестоко подавлено турецкими войсками.
Клефты (греч. Κλέφτες, первоначально означало просто «разбойник») — так в Греции времён Османской империи называли участников незаконных вооруженных организаций, воинственные горцы сами себя называли паликарами (сильные молодцы).
Греческая война за независимость, иногда также называемая Греческой революцией (греч. Ελληνική Επανάσταση του 1821) — вооружённая борьба греческого народа за независимость от Османской империи, начавшаяся в 1821 году и завершившаяся в 1832 году Константинопольским мирным договором, утвердившим Грецию как независимое государство. Греки были первыми из народов, покорённых Османской империей, кто обрёл независимость (не считая Черногории, фактически независимой с конца XVII века). Именно с этих событий...
Болгарское национальное возрождение (болг. Българското национално възраждане) — период болгарской истории (конец XVIII—XIX вв.), связанный со становлением современной болгарской нации и борьбой за культурную и политическую независимость от Османской империи.
Упоминания в литературе
К древним фанариотским фамилиям относились Палеологи, Кантакузины, Карацасы, Розетти, Суцосы, Маврокордато, Ипсилантисы, Мурузисы, Гикасы, Каллимахисы, Аристархи, Карджа, Ралли, Аргиропулы, Панайотаки, Ромадани и др. (там же, кн. 1, с. 118). Все они принадлежали к различным группам греческой знати – архонтам, «приматам» (коджабаши). Некоторые из них дослуживались до великих драгоманов (баш терджуман) Порты21 и великих драгоманов османского флота (152, л. 5—8об; 735, кн. I, с. 123; 861, с. 173–174)22. Последние носили пышные титулы «хранителей тайн Империи» или «тайных советников». Самых выдающихся и заслуженных греков-
фанариотов Порта назначала господарями («боярами», или «князьями» и «воеводами») (сроком на три года) в два Дунайских княжества Османской империи – Молдавию и Валахию23 (735, кн. I, с. 123–124). Подобной милостью Порта надолго расположила к себе греческую знать, создав в Молдавии и Валахии подобие «свободной экономической зоны», которую современники сравнивали с «землей обетованной», и куда в XVIII веке устремились массы греков. Вековому господарству фанариотов в Дунайских княжествах Порта положила конец лишь после греческого восстания 1821 г. Верховенство Константинопольского патриарха обеспечило укрепление позиций «эллинического элемента» в диоцезах Восточно-православной церкви. Постепенно фанариотам удалось занять все архиерейские посты в Иерусалимском (с 1534 г.), Антиохийском (с 1724 г.) и Александрийском патриархатах.
В мае-июне 1859 г. Константинополь посетил великий князь Константин Николаевич; 30 мая он побывал у Патриарха. Целью поездки было наведение мостов в отношениях с греками после Крымской войны. До прибытия в османскую столицу он посетил о. Самос, где встречался с Мильтиадом Аристархисом, братом великого логофета Николая Аристархиса (до Крымской войны Николай Аристархис был главным сторонником России в неофанариотских константинопольских кругах). Очевидно, Константин Николаевич рассчитывал собрать еще до посещения Константинополя сведения о положении дел и настроениях среди
фанариотов . Как предполагает Д. Стаматопулос, неудачные попытки великого князя пробудить повстанические настроения среди греков и заручиться поддержкой со стороны королевской четы в Афинах послужили стимулом к окончательному повороту русской балканской политики в сторону панславизма.[27]
Гражданские права христиан в XVII–XVIII веках ущемлялись и все больше ограничивались. Они стали бесправными. Их обкладывали очень большими податями. Положение ухудшалось тем, что сборщиками чаще всего были евреи, работавшие на откуп. Откупщики, вместе с пашами, старались не только собрать положенное, но и приобрести барыши. Обеднение христиан было большое. Военная и гражданская служба была для них закрыта, т. к. на них смотрели как на рабов. Исключение делалось только для флота, куда допускались христианские жители островов архипелага, хорошо знавшие морское дело. С конца шестидесятых годов XVII века греки стали занимать при дворе султана должности драгоманов и нередко приобретали большое значение в управлении делами по сношениям с иностранными государствами. Но на эту должность назначались греки из немногих знатных фамилий. Известны они под именем
фанариотов . Они жили в квартале Фанар, богатели и образовали среди греков особое сословие.
Однако никаких «великих услуг» советское правительство Фанару оказывать не стало (турецкое правительство Ататюрка для СССР было несравнимо важнее). Но при этом от идеи использовать
фанариотов в своих интересах советское руководство не отказывалось. Вопрос о прибытии константинопольской делегации в Москву несколько раз обсуждался на заседаниях Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б), при этом принимались положительные решения. Последнее из них, принятое уже в сентябре 1924 г., гласило: «Разрешить и поручить тов. Тучкову обработать делегацию в желательном для нас направлении». Однако миссия из Константинополя не приехала. Большое влияние на Фанар имела позиция Великобритании, и, когда архиепископ Кентерберийский Дэвидсон выразил Патриарху Григорию свое недоумение по поводу его прообновленческой активности, тот, как писали «Церковные ведомости», ответил, что «“Живой Церкви” он не признает; Патриарха Тихона он признает законным представителем Русской Православной Церкви и не думал производить над ним суда; комиссию же он собирался послать для ознакомления со взглядами Патриарха Тихона по целому ряду современных вопросов; и теперь едва ли эта комиссия поедет в Россию».[129]
Александр Ипсиланти был родом из
фанариотов , то есть представителей греческой аристократии из числа богатых семей, проживавших в квартале Фанар и перешедших на службу к туркам.
Связанные понятия (продолжение)
Армато́лы (греч. αρματολοί) — в период османского владычества в Греции представители местного христианского населения (преимущественно греки), имевшие право на ношение оружия. По поручению османских властей арматолы поддерживали правопорядок на местах, преследовали преступников, боролись с отрядами клефтов и гайдуков. Территории, находившиеся под контролем арматолов, получили название арматоликов. Термин происходит от итальянского armato — «вооруженный».
Милле́т (тур. millet, от араб. ملة — милла) — богословский (изначально) и юридический термин, распространённый в мусульманских странах — религиозная конфессия, обладающая автономными административными учреждениями (в сфере судебного производства, образования, здравоохранения и т. д.), расположенными в специально отведённых для этого местах (кварталах) городов. В XV—XX веках понятие «миллет» получило широкое распространение в Османской империи для разделения населяющих её народов по религиозному...
Албанское национальное возрождение (алб. Rilindja Kombëtare) — название движения, которое привело к формированию национального самосознания албанцев, и в конечном счете, к созданию современного албанского народа.
Гайдýки, хайдýты (венг. Hajdúk) — вооружённые крестьяне, угнетённые османским игом и боровшиеся против османского владычества на Балканах и в Западной Армении. Во время русско-турецкой войны 1877—78 годов многие гайдуки вместе с русскими войсками боролись за освобождение Болгарии.
Подробнее: Гайдуки
Болга́рский экзарха́т или Болга́рская экзархи́я (болг. Българска екзархия, тур. Bulgar Eksarhlığı) — название Болгарской православной церкви в период между изданием фирмана от 28 февраля (12 марта) 1870 года до провозглашения Болгарской церкви Патриархатом 10 мая 1953 года.
Младотуре́цкая револю́ция — революция 1908 года в Османской империи, целью которой было свержение султана Абдул-Хамида II и восстановление конституции. Революцию возглавила младотурецкая организация «Единение и прогресс».
Райя ́ты, райя (тур. râya, ; от араб. رَعِيَّة, — «подданные», дословно — «паства») — первоначально (исторически) обозначение всех подданных в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока; позднее — податное сословие (крестьяне и горожане).
Молда́вское кня́жество (Молдавия, з.-рус Молдославия, молд. Цара Мѡлдовєй, Цара Молдовей, греч. Ροσοβλαχια «Русо-Влахия», тур. Bogdania) — государство, существовавшее в XIV—XIX веках, на территории современной Молдавии, части современных Румынии и Украины. Культурно и исторически связано с ранее существовавшим Валашским княжеством, а также c Русью, Болгарией и Османской империей.
Осма́нская импе́рия (осман. دولت عالیه عثمانیه — Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye), также Оттома́нская империя, Оттома́нская По́рта или просто По́рта — государство, созданное в 1299 году турками-османами под предводительством удж-бея Османа Гази на северо-западе Малой Азии.
Болгарский революционный центральный комитет (болг. Български революционен централен комитет, БРЦК) — революционная организация, возглавлявшая в 1870-е национально-освободительную борьбу болгарского народа против турецкого ига. Создан в 1869 в Бухаресте болгарскими эмигрантами, главными организаторами выступили Васил Левский (с 1872 — представитель БРЦК в Болгарии), Панайот Хитов и Любен Каравелов.
Логофе́т (греч. λογοθέτης, лат. logotheta, итал. logoteta, рум. logofăt; от λόγος — здесь: постановление, приказание, счёт, отчёт и θέτης — кладущий, налагающий) — высший чиновник (аудитор, канцлер и т. п.) царской или патриаршей канцелярии в Византии, а затем и в некоторых Восточных Церквях. Церковный логофет был хранителем патриаршей печати, заведовавшим патриаршей канцелярией и её архивом; на нём же лежала денежная отчётность по патриархии; он часто состоял членом патриаршего суда. Их обязанности...
Сербская революция (серб. Српска револуција) — термин, используемый для выделения периода истории Сербии в 1804—1835 годах. Впервые этот термин употребил Леопольд фон Ранке в своей книге «Die Serbische Revolution», опубликованной в 1829 году.
Вала́хи (также влахи, воло́хи; от прагерм. walhos, от античного вольки; устаревший русский — валахи) — общее название предков восточно-романских народов (румын, молдаван, аромун, истро-румын, мегленитов). Первоначально у славян влахами могли называться романские народы в целом. В начале XX века чехи и поляки называли так итальянцев. В древнегерманских языках так назывались вообще кельтские и романизированные народы, этимология этнонима связана с античными кельтами.
Первое сербское восстание 1804—1813 (серб. Први српски устанак) — национально-освободительное восстание сербского народа под руководством Георгия Петровича против османского владычества. Восстание началось в феврале 1804 года в Белградском пашалыке. На стороне восставших сербов выступила Российская империя, которая оказывала денежную помощь и дипломатическую поддержку. Франция, поддерживавшая Османскую империю в борьбе с Россией, и Австрия заняли по отношению к восстанию враждебную позицию. Первоначальный...
Балканский союз (Балканская лига) — военно-политический блок Сербии, Черногории, Греции и Болгарии, направленный против Турции на протяжении Балканских войн 1912—1913 годов.
Балка́нские во́йны — две войны, произошедшие в 1912—1913 годах незадолго до Первой мировой войны, в результате которых страны Балканского полуострова потеснили турок с европейской территории.
Восто́чный вопро́с — условное, принятое в дипломатии и исторической литературе обозначение комплекса международных противоречий конца XVIII — начала XX веков, связанных с борьбой балканских народов за освобождение от османского ига, наметившимся распадом Османской империи и с соперничеством великих держав (Австрии (с 1867 — Австро-Венгрии), Великобритании, Пруссии (с 1871 — Германии), России, Италии, Франции, впоследствии — и США) за раздел турецких владений.
Маниоты или майноты (греч. Μανιάτες) — члены особой клановой системы социальных отношений, сложившаяся на юге Греции в Средние века. Наивысшего развития клановая система, очень похожая на мафиозные структуры соседней Южной Италии получила на полуострове Мани в XII—XIX веках, хотя предпосылки к формированию её здесь имелись ещё во времена ранней античности.
Господа́рь (болг. господа́р, серб. gospódar, укр. господа́р, белор. гаспадар) — титул Великого Новгорода и правителей Великого княжества Литовского, Северо-Восточной Руси, Молдавии, Зеты и Черногории.
Гре́ко-туре́цкий обме́н населе́нием — принудительный обмен населением Греции, Турции и Болгарии в 1923 году. Стал результатом поражения Греции во Второй греко-турецкой войне 1919—1922 годов и заключения Лозаннского мирного договора. Событие стало последним этапом Малоазийской катастрофы.
Разгон янычарского корпуса (осман. واقعة خيرية — Vaka-i Hayriye, дословно «счастливое событие») — ликвидация янычарского корпуса, проведённая в июне 1826 года османским султаном Махмудом II.
Чифтлик (совр. тур. Çiftlik, также вариативно чифтлук, читлук, читлик, от слова «çift» — пара или упряжка волов) — система наследственного помещичьего землевладения в Османской империи, получившая наибольшее распространение в конце XVI и просуществовала до 1919 г. (падение Османской империи). Чифтлик Османской империи стал фактическим аналогом российского крепостного права, включая в себя элементы личной зависимости крестьян-арендаторов от помещика-землевладельца, а также барщину и оброк. Система...
Второе сербское восстание (серб. Други српски устанак) — национально-освободительное восстание сербского народа против турецкого военно-феодального гнёта в 1815—1817 годах. Вторая фаза Сербской революции. Восстание в дальнейшем способствовало созданию автономного Сербского княжества со своим парламентом, конституцией и правящей династией.
Берли́нский конгресс 1878 года (1 (13) июня — 1 (13) сентября ) — международный конгресс, созванный для пересмотра условий Сан-Стефанского мирного договора 1878 года, завершившего Русско-турецкую войну 1877—1878 годов. Завершился подписанием Берлинского трактата. Заседания конгресса проходили в здании рейхсканцелярии.
Филэллины (греч. φιλέλλην, буквально — «друг грека») — в широком смысле — представители общественности Европы и Америки, сочувствовавшие или в той или иной форме помогавшие борьбе Греции за освобождение от турецкого ига в конце XVIII — начале XIX века.
Санджа́к (осман. سنجاق, тур. sancak, буквально «знамя, флаг»; синоним араб. لواء, liwâ) — административная единица в Османской империи, средняя между вилайетом и кадылыком. Синоним — мутасаррифат.
Младоту́рки (тур. Jön Türkler) — политическое движение в Османской империи, которое, начиная с 1876 года, пыталось провести либеральные реформы и создать конституционное государственное устройство. Младотуркам удалось свергнуть султана Абдул-Хамида II (1908) и провести половинчатые прозападные реформы, однако после поражения Турции в Первой мировой войне они потеряли власть. После победы Кемаля Ататюрка большинство младотурок активно поддерживали деятельность кемалистской Народно-республиканской...
Деспот (от греч. δεσπότης, «владыка») — высший придворный титул поздней Византийской империи, введенный в середине XII века. До этого момента титул использовался самими императорами со времени Юстиниана I, а также как почётное обращение к сыновьям правящих императоров, часто появлялся на монетах вместо василевса. Император Мануил I Комнин сделал деспота отдельным титулом, высшим наградным после императорского, вытеснив с этого места титул севастократора, имевшего до этого времени аналогичное расположение...
Леванти́нцы (фр. Levantine; итал. Levantino; тур. Levanten), также леванти́йцы, латиняне, латины или франки — термин, применявшийся к католическому населению средневековых государств Ближнего Востока. К ним относились государства крестоносцев, Латинская империя, владения Венеции, поздняя Византия, позднее — Османская империя. В наши дни термин иногда используется для обозначения их потомков, проживающих в Турции и на Ближнем Востоке.
Видинское царство (болг. Видинско царство) — государство, отколовшееся от Болгарии (Тырновского царства) в XIV веке. С 1261—1336 года существовал как Видинский деспотат (болг. Видинско деспотство) — полунезависимое государство, которое временами являлось автономией внутри Болгарии.
Ру́сско-туре́цкие во́йны (тур. Osmanlı-Rus Savaşları) — ряд военных конфликтов между Российской и Османской империями в XVI—XX веках.Войны шли первоначально за контроль над Северным Причерноморьем и Северным Кавказом, позже — за Южный Кавказ, за права судоходства в черноморских проливах, права христиан в пределах Османской империи и право покровительства им русского монарха, а во второй половине XIX века и за их освобождение от османского господства и включение в орбиту влияния России (Восточный...
Димотика ́ (греч. δημοτική , МФА: — «народный ») — современная народная разговорная форма греческого языка. Термин используется с 1818 года. Димотика относится к форме языка, естественным путём развивавшейся от древнегреческого, в противовес искусственной, архаичной кафаревусе, которая являлась официальным стандартом греческого языка до 1976 года. Обе формы дополняли друг друга в типичном примере диглоссии, пока языковой вопрос не был разрешён в пользу димотики.
Башибузу́ки (тур. başıbozuk) — название иррегулярных военных отрядов в Османской империи.
Великое переселение сербов (Великий исход; серб. Велике сеобе Срба, Velike seobe Srba) — традиционное обозначение двух больших миграций сербов из Османской империи в Габсбургскую монархию, которые произошли в 1690 и 1740 годах. Переселения сербов были вызваны действиями турецких отрядов, которые репрессировали христиан за их помощь австрийским войскам. Данные миграции существенно изменили этническую карту современной Сербии — сербы стали меньшинством в ряде южных регионов, но составили значительную...
Девширме ́ (осман. دوشيرمه — devşirme «набор» ← осман. ديوشرمك — devşirmek «собирать <плоды, цветы и т. д.>»; греч. παιδομάζωμα «набор детей»; арм. տերշիմէ; серб. данак у крви / danak u krvi и болг. кръвен данък «кровная дань, налог кровью») — в Османской империи один из видов налога с немусульманского населения, система принудительного набора мальчиков из христианских семей для их последующего воспитания и несения ими службы в качестве kapıkulları («слуг Порты»), то есть личных невольников султана...
Каза (араб قضاء, qaḍāʾ, произносится , во множественном числе: أقضية, aqḍiyah, произносится ; Османской Турции: kazâ) — единица административного деления, исторически использовавшая в Османской империи и в настоящее время использующаяся в ряде её государств-преемников.
Яныча́ры (тур. yeniçeri «новое войско») — регулярная пехота вооружённых сил (ВС) Османской империи в 1365—1826 годах.
Смирна (греч. Σμύρνη) — древний город, один из старейших древнегреческих городов в Малой Азии. На протяжении своей более чем двухтысячелетней истории Смирна пережила несколько периодов расцвета и упадка, прежде чем в XV веке была окончательно завоевана и разорена Османами. Развалины Смирны расположены на территории современного турецкого города Измир.
Вели́кий визи́рь (осман. صدر اعظم — Sadr-ı Azam, وزیر اعظم - Vezîr-i Azam; тур. Sadrazam) — от персидского «вазир» (وزير) — главный министр султана Османской империи, пользовавшийся его абсолютным доверием и смещаемый лишь лично султаном. Именно у великого визиря хранилась печать империи, он мог созывать прочих визирей для решения государственных вопросов. Собрания визирей происходили во дворце Топкапы в помещении, называемом «Куббеалты» («под куполом»). Службы великого визиря размещались в Высокой...
Греческий национализм (реже эллинский национализм) — национализм греков и греческой культуры. Греческий национализм, как идеология, возник и развивался в античное время. В XVIII веке греческий национализм стал крупным политическим движением, которое вылилось в Греческую войну за независимость (1821—1829) против Османской империи. Он стал мощным движением в Греции незадолго до начала и во время Первой мировой войны. Одним из лидеров националистического движения был Элефтериос Венизелос, который был...
Ру́сское ца́рство или Росси́йское ца́рство, также Моско́вское ца́рство — период в истории Русского государства между 1547 и 1721 годами.
Трапезу́ндская (Трапезунтская) импе́рия (греч. Αυτοκρατορία της Τραπεζούντας) — средневековое греко-православное государство, образовавшееся в 1204 году на анатолийском побережье Чёрного моря в результате распада Византийской империи. На первых порах представляло собой весьма удобную, в условиях малоазийского политического хаоса, прибрежную буферную зону, преимущественно греческие правители которой некоторое время весьма успешно играли на противоречиях между Грузинским царством, сельджукскими владениями...
Латинская империя , Латинская Романия, Константинопольская империя (фр. Empire latin de Constantinople, греч. Λατινική Αυτοκρατορία της Κωνσταντινούπολης; Ρωμανία, лат. Imperium Romaniae; 1204—1261) — средневековая империя, образованная после четвёртого крестового похода на землях Византийской империи. На латинском языке она называлась Романия (Romania). Новая империя отличалась тем, что власть в ней захватили в первую очередь католические французские рыцари, опиравшиеся на венецианский флот. Этот...
История Константино́поля охватывает период от освящения в 330 году города, ставшего новой столицей Римской империи, до его захвата османами в 1453 году.
Армянский вопрос — комплекс проблем, связанных с положением армянского населения Османской империи во второй половине XIX — начале XX века. Понятие вошло в обиход в дипломатии и исторической литературе после Русско-турецкой войны (1877—1878).