Связанные понятия
Федеральное агентство связи (Россвязь) — федеральный орган исполнительной власти, находящийся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Осуществляет функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в области связи и информатизации. Создано 9 марта 2004 года на базе Министерства Российской Федерации по связи и информатизации.
Правоохранительная служба — в Российской Федерации вид федеральной государственной службы, профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины. Они обеспечиваются форменной одеждой с соответствующими знаками отличия.
Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ) — федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший деятельность по контролю и надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами...
Федеральная аэронавигационная служба (Росаэронавигация) — существовавшая в 2005—2009 гг. федеральная служба, осуществлявшая государственное управление в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации. После расформирования функции переданы в Ространснадзор и Росавиацию.
Законодательный процесс — упорядоченный процесс принятия законов, состоящий из ряда последовательных, логически завершённых этапов от разработки законопроекта до введения его в действие в качестве закона. Может пониматься как процессуальный аспект законотворчества или, в широком толковании термина, совпадать с этим понятием, обозначая деятельность по подготовке и принятию законов.
Упоминания в литературе
По общему правилу, установленному п. 4 данного Указа,
федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства России, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства России.
Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314 произведено реформирование структуры федеральных органов исполнительной власти, в том числе органов, участвовавших в управлении государственным имуществом. Появились (наряду с оставшимися федеральными министерствами)
федеральные службы и федеральные агентства. Федеральные министерства не вправе теперь осуществлять функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Федеральные службы, осуществляющие надзор и контроль, не могут заниматься управлением государственным имуществом и оказанием платных услуг. Федеральные агентства вправе в пределах разрешенной компетенции осуществлять функции по управлению государственным имуществом в предусмотренной сфере деятельности.
Федеральное министерство определяется как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в установленной актами Президента и Правительства РФ сфере деятельности. В этой сфере деятельности министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента или постановлениями Правительства. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении
федеральных служб и федеральных агентств. Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. В пределах своей компетенции служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, актов Президента и Правительства, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту или находиться в ведении Правительства. Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор). Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах
Федеральной службы безопасности Российской Федерации»[101] предусмотрена военная служба в Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти. Она создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, непосредственно реализует основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, которыми являются контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью.
Связанные понятия (продолжение)
Общественное участие (англ. public participation) — это непрерывный процесс взаимодействия между учреждением (организацией), ответственным за принятие решения, и гражданами, чьи интересы могут быть затронуты прямыми или косвенными последствиями планируемого решения, а также государственными органами различного уровня, регулирующими данный вид деятельности. Концепция общественного участия появилась в процессе развития демократии как системы государственного управления. Но истинной причиной её развития...
Парламентский контроль — контроль парламента как органа законодательной власти за деятельностью исполнительной власти, прежде всего, правительства.
Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий...
Депутатский запрос — официальное обращение депутата в государственные органы или к должностным лицам с требованием предоставить какие-либо сведения.
Центральная служба разведки СССР — преемница Первого главного управления КГБ СССР и предшественница Службы внешней разведки Российской Федерации (СВР России) — просуществовала всего несколько недель в ноябре-декабре 1991 года.
Судебный акт — это правоприменительный акт суда, разрешающий уголовное, гражданское или административное дело по существу. Суды подразделяются на первую, апелляционную, кассационную и надзорную инстанции.
Воинский учёт в Российской Федерации — России — составная часть воинской обязанности граждан Российской Федерации, обеспечивающаяся государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов, в рамках которой осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений об их количественном составе и качественном состоянии.
О́рган управле́ния — общее название структуры где-либо (государство, общество и так далее) выполняющей задачи по управлению чем-либо.
Свод правил — документ по стандартизации, утверждённый федеральным органом исполнительной власти России или Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и содержащий правила и общие принципы в отношении процессов в целях обеспечения соблюдения требований технических регламентов.:Ст. 2Своды правил не относятся к документам национальной системы стандартизации Российской Федерации, но являются документами по стандартизации.:Ст. 16Своды правил разрабатываются в случае отсутствия национальных...
Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.
Судоустро́йство (но́рмы) — совокупность правовых норм, определяющих задачи и принципы организации и деятельности, структуру и компетенцию судов.
Муниципальная пожарная охрана — вид пожарной охраны, создаваемый органами местного самоуправления для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципальных образований.
Правовой режим — это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности; специальный закрепленный в нормативно-правовых актах различного уровня порядок регулирования общественных отношений основанный на установленных и обеспеченных государством правовых средствах, направленный на формирование благоприятных условий для удовлетворения интересов субъектов права, выражающийся в специфике способов и гарантий его реализации, ответственности за нарушение его требований и основывается на действии...
Парламентский запрос — обращение парламента или одной из его палат к государственному органу или должностному лицу за предоставлением информации по вопросам парламентской компетенции. Частный случай реализации интерпелляции — права законодательного органа задавать вопросы правительству. Один из инструментов парламентского контроля. Лицо или орган, к которому обращён запрос, обязано дать на него ответ в установленные законом сроки. Проект парламентского запроса выносится на рассмотрение палаты и принимается...
Финансовая политика — одна из частей экономической политики. Она, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объёма финансовых ресурсов, которые являются материальной основой для решения конкретных задач и достижения поставленных целей. Финансовая политика рассматривается как самостоятельный и зачастую определяющий, конкретный вид политики. В теоретических разработках ученых за последние годы в определении финансовой политики обращается внимание как на роль...
Нормы пожарной безопасности (НПБ) — нормативные акты, устанавливающие необходимые правила противопожарной защиты различных объектов: производственных и жилых помещений, судов, транспортных средств, а также правила проектирования, эксплуатации и обслуживания специальных средств противопожарной защиты (пожарная сигнализация, установка пожаротушения). Первоначально Нормы государственной противопожарной службы МВД России.
Бюро специальных технических мероприятий — подразделение МВД России, одним из направлений деятельности которого является борьба с преступлениями в сфере компьютерных технологий. Образовано 19 октября 1992 года.
Совет безопасности СССР образован на основании Закона СССР от 26 декабря 1990 г. № 1861-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления».
Суде́бная пра́ктика — руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обеспечивающие правильное и единообразное применение законов судами Российской Федерации, а также множественность судебных актов, образуемых в процессе деятельности судебных органов Российской Федерации по гражданским, административным, уголовным делам с конкретным применением норм права, регулирующих схожие отношения.
Хозяйственные общества — коммерческие организации с разделённым на доли (акции) учредителей (участников) уставным капиталом.
Подробнее: Хозяйственное общество
Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность государственных органов власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Распоряжение — в государственном и административном праве — вид подзаконного акта управления, изданный органом власти или управления в рамках его компетенции и имеющий обязательную силу для физических и юридических лиц, которым оно адресовано.
Юридическая обязанность — предусмотренная законом или соглашением сторон мера должного поведения субъекта правоотношения.
Территориальные зоны – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Государственная специальная служба транспорта (укр. Державна спеціальна служба транспорту, Держспецтрансслужба, ДССТ) — специализированный государственный орган транспорта, подконтрольный Министерству обороны Украины, предназначенный для обеспечения устойчивого функционирования транспортной инфраструктуры в мирное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.
Свод федеральных нормативных актов (англ. Code of Federal Regulations) — кодифицированный сборник основных постановлений и приказов органов федеральной исполнительной власти США, опубликованных в Федеральном Регистре США. Издаётся Office of the Federal Register — подразделением национального управления архивов и документации.
Федеральный закон — закон, установленный федеральными законодательными органами федеративного государства. Федеральный закон может также означать...
Региональная политика — это составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.
Зоны с особыми условиями использования территорий ― охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии...
Надгосударственность , наднациональность — правовое качество международной организации, позволяющее ей, в соответствии с утверждённой государствами-членами процедурой, принимать решения обязательного характера, в том числе без прямого согласия на то заинтересованного государства.
Правовая (юридическая) помощь — это профессиональная деятельность юристов, направленная на содействие гражданам и юридическим лицам в решении вопросов, связанных с реализацией норм права, что выражается в предоставлении правовых (юридических) услуг.
Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по реализации государственной национальной политики и реализации государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений.
Центральный (ЦНИИСЭ), в дальнейшем Всесоюзный, Всероссийский (ВНИИСЭ) научно-исследовательский институт судебных экспертиз, в дальнейшем Российский Федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ) — специализированное научно-исследовательское учреждение Министерства юстиции СССР (Министерства юстиции России), предназначенное для обеспечения потребностей судов, органов предварительного следствия и дознания в судебных экспертизах в порядке, установленном процессуальным законом (УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ...
Подробнее: Российский федеральный центр судебной экспертизы
Ведомство (от рус. ведать ← от ст.-слав. вѣдѣти ← от праслав. vědti, «знать») — орган государственного управления или местного самоуправления, наделенный правами, обязанностями и полномочиями в какой-либо области государственной деятельности или отрасли народного хозяйства.
Полномочия — ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых сотрудников на выполнение определенных задач (фактически командовать людьми).
Подробнее: Полномочие (право)
Транспортное право — отрасль права, совокупность норм и исследовательная правоведческая дисциплина, регулирующая общественные отношения в области перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое (в области транспорта).
Арбитра́жное судопроизво́дство , арбитра́жный проце́сс — урегулированная арбитражно-процессуальным законодательством, деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций и граждан-предпринимателей. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Термин «арбитражное судопроизводство...
Тыл Вооружённых сил Российской Федерации — составная часть Вооружённых сил Российской Федерации: совокупность воинских соединений, частей, подразделений, учреждений и специальных служб, осуществлявших с 1992 по 2010 годы тыловое и техническое обеспе́чение всех видов и родов войск (сил) ВС РФ.
Упоминания в литературе (продолжение)
Интересный также пример относится уже к российской управленческой практике. В процессе проведения административной реформы Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 была образована новая структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой
Федеральная служба по атомному надзору, Федеральная служба по технологическому надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство оказались подведомственными Министерству промышленности и энергетики РФ, а Федеральная служба государственной статистики и Федеральная служба по тарифам – Министерству экономического развития и торговли РФ. Однако через два с небольшим месяца Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 все эти службы и агентства были экстренно переподчинены непосредственно Правительству Российской Федерации.
Федеральные службы являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Прохождение военной службы гражданами Российской Федерации осуществляется в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах
федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Законодатель дает исчерпывающий перечень структурных подразделений министерств и ведомств, в которых граждане проходят военную службу. Их совокупность образует так называемую военную организацию государства, функционирование которой обеспечивает решение задач военной службы и достижение ее целей.
Также следует ожидать и определения Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля за деятельностью органов опеки и попечительства, поскольку в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[33] в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства,
федеральные службы и федеральные агентства, а в поди, «в» п. 3 названного Указа (в ред. Указа Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649[34]) установлено, что федеральное министерство в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Обеспечение Президентом РФ согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля осуществляется посредством формирования таких органов власти и управления, а также их подразделений, деятельность которых носит межведомственный характер. Так, например, в целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методического руководства работами по экспортному контролю в Российской Федерации ст. 9 комментируемого Закона предусмотрено создание межведомственного координационного органа по экспортному контролю. Кроме того, Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1085 «Вопросы
Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» содержит положения об образовании в ФСТЭК России межведомственного коллегиального органа – коллегии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. Членами коллегии по должности являются руководящие работники федеральных органов исполнительной власти, государственных органов и организаций Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению министра обороны Российской Федерации.
Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
постановление Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 897 «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам
Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации»;
2) постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (например, Министерство труда и социальной защиты РФ[90];
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) и другие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений по своим направлениям (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ[91]; Министерство культуры РФ[92]; Министерство транспорта РФ[93]; Министерство образования и науки РФ[94] и др.));
Данная норма в отношении государственных гражданских служащих закреплена в ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[76]. В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»[77] в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Закон РФ «О милиции», Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «О
федеральной службе безопасности», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «О судебных приставах», «О статусе военнослужащих», запрет, установленный в ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», распространен соответственно на сотрудников милиции, сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, прокурорских работников, работников органов федеральной службы безопасности, сотрудников таможенных органов, судебных приставов, военнослужащих, т. е. на лиц, проходящих правоохранительную службу и военную службу (иные виды государственной службы, нежели государственная гражданская служба; см. также комментарий к ст. 8 Закона).
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
В результате административной реформы 2004 года уточнен статус и распределение функций между федеральными министерствами,
федеральными службами и федеральными агентствами. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти разделены на находящиеся в ведении президента (так называемые силовые ведомства) и правительства.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[48] произошло формирование системы и структуры органов исполнительной власти. В систему федеральных органов входят федеральные министерства,
федеральные службы и федеральные агентства.
– организацию отдельных правоохранительных органов (их обособленных подразделений) и их компетенцию (см. Указы Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 (в ред. от 07.05.2007 г.) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»;[43] от 15 июня 1998 г. № 711 (в ред. от 23.04.2007 г.) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»);[44] от 28 июля 2004 г. № 976 (в ред. от 31.08.2006 г.) «Вопросы
Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»[45] и др.;
Российской Федерации. Федеральные министерства и государственные комитеты Российской Федерации: порядок образования, правовой статус, ответственность. Правовые акты федеральных органов исполнительной власти, их подзаконность, роль и значение. Комитеты Российской Федерации,
федеральные службы , агентства, надзоры и департаменты: порядок образования, правовой статус, акты, ответственность. Перечень федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и других органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти в субъектах Российской Федерации как органы государственного управления. Президенты в республиках, главы администраций (губернаторы) в краях, областях и т. д. Правительства, министерства и ведомства. Департаменты, комитеты и иные органы. Акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их юридическая сила. Проблемы государственного управления. История вопроса.
Так, руководители расположенных в пределах этого федерального округа территориальных органов федеральных органов исполнительной власти межрегионального уровня, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующими руководителями по согласованию с заместителем Председателя Правительства России – полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе. Структура таких территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а применительно к
федеральным службам и федеральным агентствам, подведомственным федеральным министерствам, и схема их размещения также утверждаются по согласованию с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – полномочным представителем Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе. При этом он вправе вносить предложения об установлении предельной численности работников упомянутых территориальных структур, а равно об освобождении от должности их руководителей. Поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе, данные руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти межрегионального уровня, являются обязательными для исполнения, а потому последние несут персональную ответственность за их выполнение12.
определения предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных министерств, государственных комитетов,
федеральных служб , федеральных агентств, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам, а также учреждений, находящихся в ведении названных федеральных органов исполнительной власти.
Государственное право регламентирует правовую форму органа страхового наблюдения, его роль и функции в структуре федеральных органов государственной исполнительной власти и базируется на Конституции Российской Федерации и положении о
Федеральной службе страхового надзора от 30 июня 2004 г. № 330.
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР – вид государственной деятельности, заключающийся в наблюдении за исполнением предписаний законов, иных нормативных актов в различных сферах государственного управления. Как правило, а.н. осуществляется в тех областях, где соблюдение соответствующих норм необходимо для обеспечения безопасности производства и защиты интересов граждан – горный и промышленный надзор, пожарная безопасность, правила дорожного движения, санитарно-эпидемиологическое благополучие, торговля, архитектура и строительство и др. Осуществляют а.н. органы надзора, государственные инспекции,
федеральные службы и т. д.
В ст. 125 ГК РФ прямо указано, что от имени публично-правовых образований могут действовать государственные и муниципальные органы, а также юридические лица и граждане. Участие государственных и муниципальных органов в имущественных правоотношениях от имени публично-правовых образований происходит в порядке, предусмотренном федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (п. 3). Представляется, что именно на основании указанной нормы ГК РФ и происходит активное наделение правами юридического лица различных государственных и муниципальных финансовых органов (министерства,
федеральные службы , агентства, налоговые органы и т. д.).
В зависимости от вида осуществляемой компетенции выделяют органы общей компетенции (Государственная Дума РФ, Правительство РФ, Президент РФ) и органы специальной компетенции (Министерство обороны РФ,
Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ).
Методическое руководство по вопросам обеспечения государственного лесного контроля и надзора осуществляется Правительством Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) и
Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) (рис. 1).
Федеральная служба страхового надзора является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Местонахождение Федеральной службы страхового надзора – г. Москва. Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои террито-риальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами мест-ного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
3. Третий признак. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами, например ФЗ «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О
Федеральной службе безопасности» и др.
Организация органов безопасности определяется Федеральными законами: «О безопасности», который дает понятие безопасности, перечисляет объекты безопасности и органы, которые обеспечивают безопасность; «Об органах
Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «О внешней разведке», «О федеральных органах правительственной связи и информации», «О государственной охране». Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию.
6) центр профпатологии субъекта Российской Федерации обобщает и анализирует результаты периодических медицинских осмотров (обследований), проведенных в течение года на территории субъекта Российской Федерации, и в установленном порядке представляет ежегодный отчет в орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, который в установленном порядке представляет отчет в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию и в копии – в территориальный орган
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. 11 вышеупомянутого Порядка).
Систему и структуру федеральных органов исполнительной власти в соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции и ч. 2 ст. 24 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» устанавливает Президент РФ на основании предложений Председателя Правительства РФ. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»[18] (п. 1) установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства,
федеральные службы и федеральные агентства. Действующая структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»[19].
1. Юридическая
служба федерального органа исполнительной власти (далее – юридическая служба) создана для правового обеспечения его деятельности.
Ко второму виду относятся «комплексные» нормативные акты по вопросам рассмотрения всех трех форм обращений граждан (предложений, заявлений и жалоб). Здесь, во-первых, необходимо назвать уже упоминавшийся Федеральный закон РФ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Кроме того, некоторыми федеральными органами исполнительной власти приняты ведомственные нормативные акты, например: приказ ФСБ РФ от 4 декабря 2000 г. № 613 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах
Федеральной службы безопасности»[184]; приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 22 декабря 2006 г. № 430 «Об утверждении инструкции по организации работы с обращениями граждан и осуществлению личного приема граждан в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ»[185]; приказ Федеральной таможенной службы от 25 декабря 2006 г. № 1371 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан в ФТС России»[186].
Происходящие в 2004–2005 гг. в стране изменения затронули и структуру санитарной службы. Министерством здравоохранения и социального развития РФ Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) были преобразованы в территориальные управления
Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ТУ) и федеральные государственные учреждения здравоохранения – Центры гигиены и эпидемиологии (ФГУ).
Большинство разработанных в настоящее время методов нормирования являются весьма трудоемкими. В этой связи актуальной является разработка методов экспресс-оценки адекватности численности федеральных государственных гражданских служащих
федеральных служб и федеральных агентств, осуществляющих государственные функции по контролю (надзору) и предоставлению государственных услуг.