Связанные понятия
Утомление или Усталость — физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием напряжённой или длительной работы. Субъективно утомление может ощущаться как усталость. Утомление проявляет себя во временном снижении работоспособности.
Биологический возраст , или Возраст развития, — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.
Патологи́ческий проце́сс — это последовательность реакций, закономерно возникающих в организме при воздействии патогенного фактора, вызывающие нарушения нормального течения жизненных процессов.
Моторика (лат. motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Под моторикой понимают последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Дисфу́нкция (от лат. dis — отрицание, затруднение + functio — действие, осуществление) — нарушение деятельности.
Упоминания в литературе
Процесс становления спортивного мастерства выражается в неуклонном морфофункциональном совершенствовании организма спортсмена, которое протекает с определенными закономерностями. Вначале все системы и функции организма реагируют некоторыми сдвигами на тренировочную нагрузку, независимо от ее направленности. По мере роста тренированности и постепенного повышения тренировочных и соревновательных нагрузок приспособительные реакции организма приобретают все более выраженную избирательную направленность, обусловленную спецификой вида спорта и особенностями внешних воздействий. В связи с этим весьма важное значение в теории спортивной тренировки имеет изучение закономерностей развития физических качеств в онтогенезе человека, в аспекте выделения этапов его индивидуального формирования и развития. По мнению А.А. Гужаловского, критические сенситивные периоды в
физическом развитии детей и подростков представляют особо благоприятные возможности для направленного воздействия на определенные физические качества. Это обусловлено тем, что именно в эти периоды создаются предпосылки для особенно интенсивного формирования и развития биологических систем, ограничивающих проявление тех или иных физических способностей человека.
Физическое развитие – закономерный процесс изменения форм и функций организма на протяжении жизни человека. Этот процесс характеризуется качественными и количественными показателями. Количественными показателями физического развития являются изменения размеров и массы тела. Качественные показатели характеризуют изменение функциональных возможностей организма, которые выражаются в изменениях отдельных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость), а также общего уровня работоспособности.
В. М. Смирнов и В. И. Дубровский (2002) полагают, что постепенное увеличение ФН необходимо для развития основных двигательных способностей (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости). Установлено, что в любом возрасте состояние здоровья зависит от стажа занятий физическими упражнениями и от
развития физических способностей, в первую очередь, общей и силовой выносливости. Средние значения состояния здоровья при этом характеризуются как высокие, а при адекватных и разносторонних тренировках – как очень высокие. Максимальный уровень здоровья можно реально обеспечить, занимаясь физическими упражнениями 25 лет и более. Таким образом, к наступлению биологической старости можно создать достаточный запас прочности основных жизнеобеспечивающих систем и органов, обеспечить экономное расходование энергетических и структурных ресурсов организма. Причем, чем больше непрерывный стаж оздоровительных занятий, тем значительнее будут резервы организма. Тренировочные нагрузки должны постепенно повышаться в зависимости от достигнутого уровня функциональных возможностей организма, иначе даже при систематических занятиях будет обеспечиваться лишь их поддерживающий эффект. Например, при ФН у молодых людей ЧСС должна быть выше 150 уд/мин, а у пожилых – выше 130 уд/мин, иначе адаптивных сдвигов в организме, в частности, в состоянии сердечной мышцы, не будет наблюдаться.
Показатели
физического развития (длины, массы тела и др.) в 80–85 % случаев не связаны с показателями КС у детей разного школьного возраста (младшего, среднего, старшего) (В. И. Лях, 1990). Косвенные данные, касающиеся дошкольников (Н. В. Панфилова, 1992; Л. В. Майорова, 1988; С. И. Изаак с соавт., 2005; G. Ludwig, 2002; и др.), подтверждают вышеприведенные факты. Показатели физического развития (особенности опорно-двигательного аппарата, тотальные размеры тела, пропорции тела, костный, мышечный и жировой компоненты массы тела) напрямую не определяют уровень координационного развития и отдельных КС дошкольников. Есть, правда, научные сведения о том, что уровень отдельных КС детей дошкольного возраста зависит от типа конституции. Так, дети мышечного типа опережают сверстников астеноидного, дигестивного и торакального типов в скоростном тесте, в показаниях быстроты реакции, в показателях КС в циклических локомоциях (тест «челночный бег»), в упражнениях скоростно-силовой направленности (прыжок в длину с места) (С. И. Изаак, 1997; С. И. Изаак, В. Д. Сонькин, 1998). Каждый из типов конституции, однако, имеет свои особенности моторного профиля. Есть задания, в которых лучше реагируют дети астеноидного типа (в скоростно-силовых и силовых тестах мышц верхних конечностей). Дети дигестивного типа обладают более высокими показателями силы и силовой выносливости нижних конечностей и мышц брюшного пресса. Специалисты (С. И. Изаак с соавт., 2005) объясняют этот феномен результатом специфической для каждого из типов организации нервно-мышечной координации и особенностями метаболических свойств мышечных волокон.
При изучении карты развития ребенка важно оценить уровень и гармоничность
физического развития в разные периоды наблюдения, темпы роста и развития ребенка (массо-ростовые прибавки на протяжении жизни), выявить наличие возможных гетерохроний развития и их причины (острые или обострение хронических заболеваний, травмы, операции, изменение характера питания). Наиболее удобным представляется метод центильных графиков, позволяющий наглядно представить все сведения о состоянии питания.
Связанные понятия (продолжение)
Взро́слый — человек, достигший определённого возраста, и по отношению к которому есть основания предполагать, что он обладает телесной и ментальной зрелостью. Взрослый индивид располагает теми необходимыми знаниями и умениями, которые позволяют ему принимать решения, важные на его жизненном пути.
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.
Стре́ссор (от англ. stress — давление, нажим, напор, гнёт, нагрузка, напряжение; синонимы: стресс-фактор, стресс-ситуация) — фактор, вызывающий состояние стресса. Неспецифический раздражитель или же воздействие, вызывающее стресс.
Привыкание (габитуáция) — это постепенное уменьшение ответной реакции как результат продолжающейся или повторяющейся стимуляции в нормальных условиях (не сопровождается подкреплением стимула). Привыкание свойственно всем живым существам. Следует отличать привыкание от процессов мышечного утомления, а также от сенсорной адаптации. Последняя представляет собой процессы происходящие с сенсорными органами, тогда как привыкание это психические процессы выработки ответной реакции на стимул. Привыкание...
Стресс (от англ. stress «нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения») — совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов–стрессоров (физических или психологических), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс от др.-греч. εὖ- «хорошо») и отрицательную (дистресс от др.-греч. δυσ...
Раздражи́мость — способность живого организма реагировать на внешнее воздействие окружающей среды изменением своих физико-химических и физиологических свойств. Раздражимость проявляется в изменениях текущих значений физиологических параметров, превышающих их сдвиги при покое. Раздражимость является универсальным проявлением жизнедеятельности всех биосистем. Эти изменения окружающей среды, вызывающие реакцию организма, могут включать в себя широкий репертуар реакций, начиная с диффузных реакций протоплазмы...
Основной обмен — это минимальное количество энергии, необходимое для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма в стандартных условиях. Под стандартными условиями обычно подразумевают...
Пренатальная диагностика — комплексная дородовая диагностика с целью обнаружения патологии на стадии внутриутробного развития. Позволяет обнаружить более 98 % плодов с синдромом Дауна (трисомия 21); трисомии 18 (известной как синдром Эдвардса) около 99,9 %; трисомии 13 (синдром Патау) около 99.9%, более 40 % нарушений развития сердца и др. В случае наличия у плода болезни родители при помощи врача-консультанта тщательно взвешивают возможности современной медицины и свои собственные в плане реабилитации...
Сниже́ние энергети́ческого потенциа́ла или реду́кция энергети́ческого потенциа́ла — негативный психопатологический синдром, выражающийся главным образом снижением психической активности и уровня психической энергии, продуктивности, а также неспособность усваивать новую информацию и активно пользоваться знаниями.
Эксперты Американской психиатрической ассоциации определяют психические расстройства как «клинически значимое поведение человека или в широком понимании заболевание души, подразумевающее состояние внутреннего страдания, развитие различных фобий или умственную отсталость», Факторы, провоцирующие психические расстройства, варьируются в зависимости от конкретного заболевания и личности.
Подробнее: Причины психических расстройств
Аутостимуля́ция или самостимуля́ция (иногда используется заимствованное из английского слово «стимминг») — повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов, нацеленные на получение сенсорных ощущений и отвлечение внимания от стрессогенного воздействия и позволяющие справиться с эмоциональным напряжением. Проявляется при нарушениях развития, прежде всего — при расстройствах аутистического спектра, в том числе при синдроме Аспергера и раннем детском аутизме...
Зрительный контакт , взгляд «глаза в глаза», является важной частью невербального общения у людей и различных видов животных. Характер зрительных контактов играет большую роль в социальном поведении. Негласные правила, по которым оценивается зрительный контакт и определяется его оптимальная длительность и частота, сильно различаются в разных обществах и культурах и меняются по мере смены традиций. В психологии, психиатрии и нейробиологии исследуется роль зрительного контакта при развитии ребёнка...
Анозогнози́я (новолат. anosognosia; греч. ἀ- — не- + νόσος — болезнь + γνῶσις — знание, познание) — отсутствие критической оценки больным своего дефекта либо заболевания (паралича, амавроза, снижения зрения, слуха, психического расстройства и т. д.). К примеру, больной параличом при анозогнозии может рассказывать, как двигает парализованными конечностями, описывать, как он их согнул, поднял и т. д.
Деприва́ция (лат. deprivatio — потеря, лишение) — сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности — психофизиологические либо социальные.
Чувстви́тельность человека , сенсити́вность или сензити́вность (лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители. Количественно различают повышенную и пониженную чувствительность (сенситивность).
Возрастная периодизация — это периодизация развития человека от момента зачатия (либо от момента рождения) и до момента смерти, и соответствующие этому определения возрастных границ этапов в жизни человека, принятая в обществе система возрастной стратификации. В ряде случаев границы возрастных периодов в жизни человека имеют юридическое значение (например, максимальный гестационный возраст, при котором законом разрешён аборт по социальным показаниям в отсутствие медицинских показаний, или возраст...
Продромальный период (греч. πρόδρομος — бегущий впереди, предвестник) — период заболевания, который протекает между инкубационным периодом и собственно болезнью. Симптомы продромального периода дают понять пациенту и его врачу о начале болезни до того, как появятся клинические признаки конкретного заболевания.
Лаби́льность (от лат. labilis «скользящий, неустойчивый») в физиологии — функциональная подвижность, скорость протекания элементарных циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях. Понятие «лабильность» введено русским физиологом Н. Е. Введенским (1886), который считал мерой лабильности наибольшую частоту раздражения ткани, воспроизводимую ею без преобразования ритма. Лабильность отражает время, в течение которого ткань восстанавливает работоспособность после очередного цикла возбуждения. Наибольшей...
Вы́сшая не́рвная де́ятельность — это процессы, происходящие в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. К этим процессам относят совокупность условных и безусловных рефлексов, а также высших психических функций, которые обеспечивают адекватное поведение животных (в том числе и человека) в изменяющихся окружающих природных и социальных условиях, изменениях внутри организма.
Жизнедеятельность — совокупность процессов, протекающих в живом организме, служащих поддержанию в нём жизни и являющихся проявлениями жизни.
Концентра́ция внима́ния — удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. Такое удержание предполагает выделение «объекта» в качестве понятия из общего представления о мире.
Наруше́ние созна́ния — состояние расстроенного сознания, синдромы его выключения (кома, сопор, оглушение) или помрачения (онейроид, делирий, сумеречное состояние сознания). Полноценное функционирование сознания предполагает состояние бодрствования, обусловленное полноценной реализацией когнитивной функции полушарий головного мозга и их взаимоотношений с пробуждающими механизмами ретикулярной формации, распространение ядер и проводящих путей которой обнаружены в диэнцефальной области, среднем мозге...
Двигательный стереотип (динамический стереотип) — устойчивый индивидуальный комплекс условно-рефлекторных двигательных (и не только) реакций, реализуемых в определенной последовательности в обеспечении позно-тонических функций (походку, почерк, осанку).
Дисплази́я (от греч. δυσ dys — нарушение + πλάθω plaseo — образую) — неправильное развитие тканей, органов или частей тела. Это общее название последствий неправильного формирования в процессе эмбриогенеза и постнатальном периоде отдельных частей, органов или тканей организма; изменения размера, формы и строения клеток, тканей или целых органов. Обычно дисплазия врождённая, но может проявиться после рождения или даже во взрослом возрасте.
Дегенерация (от франц. degenerer - портиться, вырождаться). Вырождение, характеризирующееся отклонением от нормального типа в физическом или в душевном отношении.
Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода...
Госпитализм (от лат. hospitalis — гостеприимный; госпиталь — лечебное учреждение) — совокупность психических и соматических нарушений, обусловленных длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от близких людей и от дома; в широком смысле под госпитализмом понимаются неблагоприятные, в первую очередь психические условия больничной среды и результаты их действия на психическое и физическое состояние пациента. Понятие «госпитализм» ввёл австро-американский психоаналитик Рене Шпиц в 1945 году...
Импульси́вность — черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Как возрастная особенность импульсивность проявляется преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, что обусловлено недостаточной сформированностью функции контроля за поведением. При нормальном развитии такая форма импульсивности достаточно оптимально корректируется в совместных играх детей...
Нейропластичность — это свойство человеческого мозга, заключающееся в возможности изменяться под действием опыта, а также восстанавливать утраченные связи после повреждения или в качестве ответа на внешние воздействия. Это свойство описано сравнительно недавно. Ранее было общепринятым мнение, что структура головного мозга остается неизменной, после того, как сформируется в детстве.
Болевой порог — это уровень раздражения, причиняемого нервной системе, при котором человек чувствует боль. Болевой порог индивидуален для каждого, вне зависимости от пола человека. Один и тот же уровень раздражения может выразиться как в незначительной, так и в сильной боли для разных людей. Если при минимальном воздействии человеку уже больно, то у него низкий болевой порог, если же воздействие, причиняющее боль, должно быть достаточно сильное, то болевой порог высокий.
Самочувствие — общий психический показатель нашего телесного и духовного состояния в каждый данный момент; состоит из конкретных ощущений и общих чувств. Так, одно из состояний самочувствия — ощущение голода — состоит из местного ощущения в области желудка и из общего неопределенного чувства во всем организме. Самочувствие тесно связано с самосохранением индивида: оно напоминает организму его потребности и указывает ему на угрожающие опасности.
Группа риска — медицинский и социологический термин, собирательное определение для представителей населения, наиболее уязвимых к определённым медицинским, социальным обстоятельствам или воздействию окружающей среды.
Эндоге́нный проце́сс (от др.-греч. ἔνδον — внутри и др.-греч. γένεσις — происхождение) — патологический процесс в организме, обусловленный внутренними (эндогенными) факторами, а не вызванный внешними воздействиями. Эндогенные факторы в данном случае — физиологическое состояние организма, которое определяется типом высшей нервной деятельности, возрастом, полом, иммунологическими и реактивными особенностями организма, наследственными задатками, следовыми изменениями от различных вредностей в прошлом...
Гормо́ны щитови́дной железы ́ представлены двумя различными классами биологически активных веществ: йодтиронинами и полипептидным гормоном кальцитонином. Эти классы веществ выполняют разные физиологические функции: йодтиронины регулируют состояние основного обмена, а кальцитонин является одним из факторов роста и влияет на состояние кальциевого обмена, а также участвует в процессах роста и развития костного аппарата (в тесном взаимодействии с другими гормонами).
Старение человека , как и старение других организмов, — это биологический процесс постепенной деградации частей и систем организма человека и последствия этого процесса. Тогда как физиология процесса старения аналогична физиологии старения других млекопитающих, некоторые аспекты этого процесса, например, потеря умственных способностей, имеют большее значение для человека. Кроме того, большое значение приобретают психологические, социальные и экономические эффекты.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной, мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость».
Осанка — это привычная поза (вертикальная поза, вертикальное положение тела человека) в покое и при движении.
Гиперакти́вность — состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы. Данное состояние проявляется главным образом в неуместной двигательной активности: у детей в виде бега взад-вперёд, суетливости, а также болтливости, у взрослых — в виде двигательного беспокойства, неусидчивости, истощения терпения окружающих своей неугомонной деятельностью:61.
Нервная система человека часто делится на центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую нервную систему (ПНС). ЦНС состоит из головного и спинного мозга. ПНС состоит из всех других нервов и нейронов, которые не лежат в пределах ЦНС. Преобладающее большинство нервов (которые фактически являются аксонами нейронов) принадлежит ПНС. Периферийная нервная система делится на соматическую нервную систему и вегетативную нервную систему.
Исполнительные функции (англ. executive functions) — в нейропсихологии, гипотетический набор высокоуровневых процессов, позволяющий планировать текущие действия в соответствии с общей целью, изменять реакцию в зависимости от контекста, избирательно уделять внимание нужным стимулам. Предполагается наличие когнитивной «исполнительной системы» (англ. executive system), эффективность которой в значительной мере зависит от нормальной работы префронтальных областей коры. Существуют различные определения...
Аутогенная тренировка (от др.-греч. αὐτός — «сам», γένος — «происхождение») — психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенных в результате стресса.
Мышечная сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий (напряжений).
Гуморальная регуляция — один из эволюционно ранних механизмов регуляции процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, полость рта) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями.
СИОЗС-индуцированный синдром апатии (СИОЗС-индуцированное безразличие, СИОЗС-индуцированная индифферентность, англ. SSRI-induced apathy syndrome, SSRI-induced apathy, SSRI-induced indifference, SSRI-associated apathy syndrome) — осложнение, возникающее при длительном лечении антидепрессантами группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС) и проявляющееся притуплением эмоций, снижением эмоциональной чувствительности, ощущением эмоциональной анестезии, снижением мотивации.
Половые гормоны (гонадостероиды) — гормоны, обеспечивающие развитие и функционирование имеющих признаки биологического пола живых организмов по мужскому или женскому типу, что полностью проявляется с наступлением половой зрелости, достигаемой в завершении периода полового созревания. В соответствии с этим половые гормоны делятся на мужские и женские.
Упоминания в литературе (продолжение)
Целостный эффект спортивной подготовки обозначают термином «подготовленность». Под подготовленностью подразумевают комплексное динамическое состояние спортсмена, которое является общим следствием его подготовки и характеризуется совокупностью таких показателей, как достигнутый уровень
развития физических и психических качеств, а также степень освоения спортивно-технического и тактического мастерства (Л.П. Матвеев, 1991). При сравнительно одинаковых общих условиях уровень индивидуального спортивного достижения зависит прежде всего от одаренности спортсмена и степени его подготовленности. Первый из этих факторов относительно консервативен, поскольку в его основе лежат природные (генетические) задатки, второй возрастает под действием рационально построенной системы спортивной подготовки.
Основными средствами тренировки в акробатическом рок-н-ролле являются движения и упражнения: танцевальные, общеподготовительные, специально-подготовительные и соревновательные. При этом, если общеподготовительные упражнения предусматривают самое широкое влияние на все органы и системы организма, то специально-подготовительные должны быть направлены на высокое развитие и поддержание только тех качеств, тех органов и систем организма, которые обеспечивают успешное овладение конкретными элементами акробатического рок-н-ролла. Спортсмену необходимо развивать мышечную силу, гибкость, владение телом в танцевальных движениях и подвижность в плечевых суставах, скоростные способности, координацию движений, повышать выносливость. При этом необходимо учитывать общую тенденцию развития сложно-координационных видов спорта, предусматривающую в процессе
развития физических качеств создание «функциональной избыточности», т. е. такое развитие качеств и способностей, которое значительно превышает минимально необходимое для решения двигательных задач, стоящих перед спортсменом. Именно это обеспечивает высокий уровень надежности двигательной деятельности.
Подверженность быстрому утомлению («утомляемость») связана с такими индивидуальными особенностями человека, как
физическое развитие и состояние здоровья, возраст, профессиональный стаж и квалификация, характер и уровень мотивации, профессиональная пригодность, состояние эмоционально-волевой сферы и другие качества. От такого рода индивидуальных особенностей зависит степень функциональной устойчивости к рабочей нагрузке, способность к рациональному и экономическому выполнению трудовых задач, характер отношения к работе и ее результатам, уровень переживания трудностей и неудач и т. д.
Качественное управление тренировочным процессом немыслимо без учета индивидуальных особенностей каждого индивида. Успешное обучение физическим упражнениям возможно при условии тщательного и систематического выявления индивидуальных причин, тормозящих
развитие физических качеств, а также техники движений в избранном виде спорта.
Для исследования наиболее важно понятие «массовый спорт», которое Л.И. Лубышева определяет как «
развитие физической культуры широких масс и различных групп населения, освоение ценностей этой культуры широкими слоями общества, существенный фактор, определяющий качество здоровья и поддержания физической активности в течение всей жизни каждого человека»[13]. О. И. Вапнярская и М. И. Золотов определили массовый спорт как механизм оздоровления населения, средство борьбы против асоциальных явлений. Авторы не включают инвалидов, пенсионеров в перечень субъектов, относящихся к данному понятию[14]. А.И. Ушников видит в массовом спорте средство, позволяющее бороться с малоподвижным образом жизни, регулятор уровня жизненной активности и агрессивности[15].
Процесс закаливания следует рассматривать как систему мероприятий, направленных на укрепление здоровья, предупреждение заболеваний и совершенствование
физического развития детей. Ни один из способов закаливания не может быть достаточно эффективным, если он проводится в условиях, не отвечающих существующим медико-гигиеническим требованиям и нормативам. Только комплексность использования средств закаливания на фоне рационально организованной жизнедеятельности детей при соответствующих внешних условиях, сформированности навыков личной гигиены создаст предпосылки для результативности любых реализуемых в дошкольном учреждении оздоровительных воздействий. Отсутствие какого-либо из указанных факторов существенно снижает ценность закаливающих мероприятий. Специально проведенные исследования выявили, что люди, использующие в своей повседневной жизни элементы закаливания или оздоровительно-закаливающие процедуры в различных вариантах, значительно легче переносят смену климатических условий, изменение погоды, более устойчивы к холоду и к жаре, а если и заболевают, то болезнь их протекает в легкой форме и продолжительность ее невелика. Для того чтобы у детей подобные качества сформировались, закаливание нужно начинать с самого раннего возраста.
Общая физическая подготовка способствует разностороннему
физическому развитию , способствует укреплению здоровья, повышению общей работоспособности, улучшает физические качества, двигательные способности спортсмена, расширяет запас двигательных навыков и умений, способствует быстрому освоению специальных навыков. С помощью общей физической подготовки развиваются такие качества как выносливость, скорость, координация движений, активизируется развитие и укрепление опорно – двигательного аппарата, функционирование функционирование внутренних органов и систем организма. Осуществляется целенаправленное воздействие на отдельные составляющие двигательных качеств, таких, как: быстрота двигательной реакции, частота движений, ловкость двигательных действий с предметами и без них, кратковременные силовые напряжения и т. д.
Другим не менее важным термином, используемым в физиологии спорта, является термин «работоспособность спортсмена». Спортивная работоспособность – одна из важнейших составляющих спортивного успеха. Это качество является также определяющим во многих видах производственной деятельности, необходимым в повседневной жизни, тренируемым и косвенно отражающим состояние
физического развития и здоровья человека.
Основным средством воздействия на организм в фитнесе являются физические упражнения. Это – целенаправленно повторяемые двигательные действия для освоения двигательных умений и навыков,
развития физических качеств и механизмов энергообеспечения. Активно используя разнообразные физические упражнения, занимающиеся улучшают свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуются. Не менее важны природные факторы: солнце, воздух, вода, а также гигиенические факторы: распорядок дня, режим отдыха и питания [30].
Современное научно-обоснованное управление тренировкой спортсменов высокого класса включает в себя планирование мер, направленных на повышение функциональных возможностей организма и спортивной работоспособности. В плане содействия решению этой задачи разрабатываются модельные характеристики подготовленности спортсменов для различных этапов многолетних занятий. При этом специалисты высказывают различные точки зрения относительно очередности факторов, обеспечивающих достижение конкретных уровней спортивной результативности. Одни считают, что достижение высоких результатов зависит не столько от возраста, сколько от времени с начала занятий до достижения конкретной ступени спортивного мастерства, другие выдвигают приоритет морфологических особенностей спортсмена. Существует множество других мнений, но при этом практически все авторы согласны с тем, что показатели
физического развития и физической подготовленности наиболее тесно связаны со спортивными достижениями юных метателей всех возрастных групп.
• физкультурно-оздоровительное, обеспечивающее поддержку и
развитие физического статуса детей, становление показателей физического здоровья. В рамках данного направления предполагается формирование у детей гигиенических навыков, умения соблюдать режим дня, вовлечение их в разумное чередование оздоравливающих мероприятий, в систематический контроль за отдельными показателями здоровья;
Ю. П. Лисицын, много лет отдавший изучению общественного здоровья, определяет его как здоровье населения, обусловленное комплексным воздействием социальных и биологических факторов окружающей среды, оцениваемое социально-экономическими, демографическими показателями, характеристиками
физического развития , заболеваемости и инвалидности, при определяющем значении экономического строя, и зависящее от условий общественной жизни[10]. Любая популяция, обладая определённым запасом здоровья, теряет его на каждом этапе развития поколений из-за травм, болезней, прерывания беременности, преждевременной смертности и т. д.
Согласно этому принципу, используемые средства тренировки для
развития физических способностей и совершенствования технического мастерства должны по своим основным характеристикам совпадать и соответствовать соревновательному упражнению. В дальнейшем он разрабатывался другими специалистами, которые называли его динамическим соответствием и принципом решающих двигательных действий [157]. По мнению Ю.В. Менхина [157], принцип сопряженности должен затрагивать не только соревновательное упражнение, но и всю специальную деятельность в целом. На примере гимнастического спорта он показал, что сопряженность наилучшим образом проявляется тогда, когда физическая подготовка обеспечивает пять главных компонентов готовности к техническому совершенствованию или же обучению:
Ю.П. Лисицын, изучавший общественное здоровье много лет, определяет его следующим образом: это здоровье населения, обусловленное комплексным воздействием социальных и биологических факторов окружающей среды, оцениваемое социально-экономическими, демографическими показателями, характеристиками
физического развития , заболеваемости и инвалидности при определяющем значении экономического и политического строя, зависящем от условий общественной жизни.
Окружающая среда оказывает влияние на основные показатели здоровья населения (продолжительность жизни, показатели рождаемости, уровень
физического развития , заболеваемость и смертность). Более того, существует целый ряд заболеваний, которые носят ярко выраженный характер в зависимости от экологических условий. Это экологически обусловленные болезни. К ним, в частности, относится заболевание, получившее название «синдром хронической усталости». В основе данного заболевания лежат мембраноповреждающее действие и действие на ферментные системы химических загрязнителей и ионизирующих излучений. Неблагоприятное действие химических веществ приводит к резкому снижению иммунобиологических показателей. Массовые обследования крупных городов показывают резкое изменение иммунного гомеостаза у жителей. Изменение показателей иммунитета на 50 % отмечается у жителей Москвы. Возникает ситуация, свидетельствующая о так называемом вторичном неспецифическом иммунодефиците, связанным с воздействием на организм ряда неблагоприятных факторов, в том числе и химических веществ.
К понятию двигательной (физической) рекреации относят ряд целевых установок (восстановление, отдых, переключение на другой вид деятельности, получение удовольствие от занятий, развлечение и т. п.). В отличие от других видов физической культуры, в физической рекреации отсутствует чёткая целевая направленность, позволяющая использовать физическую рекреацию для удовлетворения различных сугубо индивидуальных потребностей человека. Вместе с тем, данное обстоятельство накладывает ряд методических проблем, смысл которых заключается, в отсутствии научно-обоснованных рекомендаций по использованию средств, методов, форм рекреационных занятий, параметров нагрузки для удовлетворения индивидуальных потребностей человека в этом виде деятельности, с учётом возраста,
физического развития , социального статуса занимающихся и пр.
3. Преддошкольный, или ясельный, период – от года до 3 лет. Характеризуется снижением темпов
физического развития детей и большей степенью зрелости основных физиологических систем.
Среди различных тренировочных занятий большой популярностью пользуется медленный бег. Этот самый древний и простой двигательный навык является эффективным средством тренировки сердца и всего организма, но по своему стимулирующему влиянию он не может заменить остальные виды физических упражнений. Как единственное средство
физического развития он намного уступает комплексу других.
Под коррекцией (от лат. correction – исправление) понимается исправление или ослабление отклонений психического и
физического развития посредством различных психолого-педагогических воздействий. Важно подчеркнуть, что коррекционная работа направлена на максимальное приближение отклоняющегося развития к нормальному.
Часто наши победы над природой сопровождаются последствиями непредвиденными, а порой ожидаемыми, но неблагоприятно влияющими на здоровье людей. Влияние социально-экономических факторов на биологические процессы в организме человека прослеживается в последние годы на примере так называемой акселерации – процессе более быстрого
физического развития детей и более раннего их полового созревания. Акселерация в старших возрастных группах незаметна, но она предполагается на основании «омоложения» таких заболеваний, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, которые стали наблюдаться в молодом возрасте чаще, чем 50–70 лет тому назад.
Большая часть показателей здоровья квалифицирует наличие и распространенность заболеваний, несчастных случаев, случаев смерти, стойкой потери трудоспособности, дефектов и отставания в психическом и
физическом развитии , так как для медицины характерно сосредоточение внимания на патологических состояниях, т. е. определение здоровья через характер и интенсивность заболеваний.
Грамотное, систематическое выполнение физических упражнений для формирования ловкости, подвижности, гибкости, точности, равновесия, прыгучести и других двигательных координации позволяет добиться существенного увеличения показателей
физического развития и физической подготовленности при меньших усилиях и за более короткий промежуток времени.
Грамотное, систематическое выполнение физических упражнений для формирования ловкости, подвижности, гибкости, точности, равновесия, прыгучести и других двигательных координаций позволяет добиться существенного увеличения показателей
физического развития и физической подготовленности при меньших усилиях и за более короткий промежуток времени.
Санитарно-статистические методы изучения здоровья населения основываются на данных официальных документов и отчетов, содержащих информацию о состоянии здоровья населения. При этом учитывают такие показатели как заболеваемость, демографические показатели естественного движения населения,
физическое развитие , уровни инвалидности, смертности и т. п. Санитарная статистика широко использует разнообразные методы математического анализа.
Окружающая среда оказывает влияние на основные показатели здоровья населения (продолжительность жизни, показатели рождаемости, уровень
физического развития , заболеваемость и смертность). Массовые обследования крупных городов показывают резкое изменение иммунного гомеостаза у жителей. Изменение показателей иммунитета на 50 % отмечается у жителей Москвы. Возникает ситуация, свидетельствующая о так называемом вторичном неспецифическом иммунодефиците.
Существует множество других мнений, но при этом практически все авторы согласны с тем, что показатели
физического развития и физической подготовленности наиболее тесно связаны со спортивными достижениями юных метателей всех возрастных групп.
Развитие физических качеств – составная часть единого процесса подготовки в практике боевых искусств, органично переплетающаяся с технико-тактической подготовкой и развитием психических качеств.