Связанные понятия
Проявитель — водный или водно-спиртовой раствор или гель, предназначенный для преобразования латентного изображения, образовавшегося после экспонирования фотоматериала, в видимое. Ключевой компонент при лабораторной обработке фотоматериалов.
Регенерация серебра в фотографии — извлечение серебросодержащих соединений из отходов галогеносеребряного фотографического процесса.
Фиксаж (фр. fixage, от лат. fixus — прочный, закреплённый), или закрепитель в фотографии — водный раствор веществ, способных переводить галогениды серебра, находящиеся в фотоматериале, в растворимые соединения.
Хромоге́нный фотоматериа́л — разновидность фотоматериалов, готовое изображение которых состоит из красителей, синтезируемых при проявлении с помощью специальных цветообразующих компонент, добавленных в зонально-чувствительные фотоэмульсии в процессе изготовления. Использованные при этом цветообразующие компоненты не способны покидать свой эмульсионный слой и проникать в соседние, предотвращая тем самым смешивание разных красителей. Название «хромогенный» характерно для иностранных источников, тогда...
Пигме́нтная фотопеча́ть — технология фотопечати, основанная на получении изображения с помощью пигментов, смешанных с желатиной. Благодаря использованию пигментов вместо красителей, фотографии, изготовленные таким способом, отличаются высокой устойчивостью к выцветанию и долговечностью, выгодно отличаясь от хромогенной и даже гидротипной печати.
Фотоэму́льсия — коллоидная взвесь микрокристаллов галогенида серебра в фотографической желатине, образующая светочувстви́тельный слой современных желатиносеребряных фотоматериалов. Кроме микрокристаллов галогенида эмульсия содержит и другие вспомогательные вещества: сенсибилизаторы, антисептики, стабилизаторы, пластификаторы и другие. Эмульсионные слои хромогенных фотоматериалов также содержат цветообразующие компоненты. Фотографическая эмульсия наносится на стекло, целлулоидную пленку или бумагу...
Светочувстви́тельные материа́лы , Фотографи́ческие материа́лы, Фотоматериа́лы — материалы, предназначенные для получения на них фотографических изображений. Любой фотоматериал состоит из подложки, на которую нанесены один или несколько светочувствительных слоёв. В качестве подложки фото- и киноплёнок используются ацетилцеллюлоза или лавсан, а для фотобумаг основой служат листы высококачественной бумаги. Фотоматериалы делятся на галогеносеребряные, в которых в качестве светочувствительного вещества...
Фотографическая вуаль — нежелательная оптическая плотность, возникающая в проявленном фотоматериале без воздействия экспонирующего света. В большинстве случаев появление вуали объясняется наличием в фотоэмульсии так называемых «центров вуали», то есть микрокристаллов галогенида серебра с дефектами кристаллической решётки, самопроизвольно ставших центрами скрытого изображения. Интенсивное образование центров вуали происходит в процессе химического созревания эмульсии.
Монохромная фотоплёнка — разновидность хромогенных фотоматериалов, позволяющая получать на фотоплёнке чёрно-белый (монохромный) негатив при обработке по унифицированному процессу C-41, предназначенному для цветных негативных плёнок.
Сенсибилиза́ция фотоматериалов — увеличение их общей светочувствительности и расширение зоны спектральной чувствительности за пределы естественной для галогенидов серебра. Бромосеребряные и йодосеребряные желатиновые фотоэмульсии без сенсибилизации обладают чувствительностью только в синефиолетовой зоне видимого излучения и к ультрафиолетовым лучам. Хлоросеребряные эмульсии практически нечувствительны к видимому излучению, реагируя только на ультрафиолетовое. С помощью сенсибилизации удаётся добиться...
Фоторезист (от фото и англ. resist) — полимерный светочувствительный материал. Наносится на обрабатываемый материал в процессе фотолитографии или фотогравировки с целью получить соответствующее фотошаблону расположение окон для доступа травящих или иных веществ к поверхности обрабатываемого материала.
Ортохром — торговое название чёрно-белых ортохроматических фотоматериалов, обладающих светочувствительностью к сине-фиолетовой и жёлто-зелёной частям видимого спектра, доходящей до излучения с длиной волны 590 нанометров. Название происходит от греческого слова ορτοσ, то есть «прямой» и обозначает правильное воспроизведение цветов.
Галогени́ды серебра ́ — неорганические бинарные соединения серебра и галогена общего вида AgmXn, где X — атом галогена.
Тони́рование , вирирование, окрашивание (в классической галогеносеребряной фотографии) — процесс химической обработки чёрно-белого позитива (или слайда), приводящий к изменению окраски (тона) последнего. Наиболее часто проводят тонирование в оттенки сепии, синего и красных цветов. Возможно также получение желтых, зеленых, фиолетовых оттенков, а также окрашивание в смешанные тона.
Желатиносеребряный фотопроцесс — современный фотографический процесс, основанный на использовании в качестве связующего элемента светочувствительных галогенидов серебра фотографической желатины. Фотоэмульсия такого состава наносится на подложку из стекла, бумаги или гибкой плёнки и сохраняет светочувствительность и пригодность для лабораторной обработки в течение многих лет. Процесс допускает использование любых галогенидов серебра, но часто упоминается под названием сухая броможелатиновая эмульсия...
Колло́дий (от греч. κολλώδης (kollodes) — вязкий, клейкий) — 4 % раствор коллоксилина в смеси этанола и диэтилового эфира в соотношении 1:7 (в медицине 20 на 76 частей).
Фототехническая плёнка — светочувствительный материал, предназначенный для репродукционных работ и для изготовления фотошаблонов и фотоформ, главным образом, в полиграфии и фотолитографии. Фототехнические плёнки выпускаются преимущественно листовыми, часто на безусадочной лавсановой подложке.
Актиничность , актиничность фотографическая (др.-греч. aktis, родительный падеж др.-греч. aktinos — луч) — способность излучения оказывать фотографическое действие на светочувствительный материал.
Цианоти́пия — бессеребряный фотографический процесс, дающий при фотопечати изображение голубого оттенка. Изобретён в 1842 году английским физиком и астрономом, сэром Джоном Гершелем. Технология широко использовалась для изготовления светокопий чертежей и документов («синек»), а в настоящее время она получила распространение среди фотохудожников, как альтернативный процесс.
Укрывистость — способность пигмента или пигментированного лакокрасочного материала при равномерном нанесении перекрывать цвет поверхности, на которую он был нанесен, или в случае нанесения на черно-белую поверхность уменьшать контрастность между черными и белыми участками поверхности вплоть до полного исчезновения разницы по светлоте между ними.
Те́ни — элемент светоте́ни — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими.
Фотохромизм , или тенебресценция — явление обратимого изменения окраски вещества под действием видимого света, ультрафиолета. Воздействие света вызывает в фотохромном веществе атомарные перестройки, изменение заселённости электронных уровней. Параллельно с изменением цвета вещество может менять показатель преломления, растворимость, реакционную способность, электропроводимость, другие химико-физические характеристики. Фотохромизм присущ ограниченному числу органических и неорганических, природных...
Альтернативный фотопроцесс — термин, использующийся для названия технологий фотопечати, отличающихся от общепринятых в современной фотографии. На сегодняшний день (2017 год) традиционными считаются желатиносеребряный фотопроцесс в аналоговой фотографии и лазерная или струйная печать в цифровой. В качестве альтернативных чаще всего выступают устаревшие фотопроцессы, называемые также историческими или бессеребряными.
Дипо-фильм , двухсторонняя киноплёнка — разновидность позитивной киноплёнки с двумя эмульсионными слоями, расположенными с обеих сторон подложки. Использовалась в ранних двухцветных системах цветного или стереоскопического кинематографа для изготовления фильмокопий.
Ацетилцеллюлоза (ацетат целлюлозы) — Сложные эфиры целлюлозы и уксусной кислоты.
Подложка — термин, используемый в материаловедении для обозначения основного материала, поверхность которого подвергается различным видам обработки, в результате чего образуются слои с новыми свойствами или наращивается плёнка другого материала.
Кюве́та или кюве́тка (от фр. cuvette — буквально «лохань, таз»), ванночка — сосуд плоской формы, имеющий ребристое или иным образом профилированное дно и носик в одном из углов.
Скотофор — это материал, обладающий обратимым свойством потемнения и обеления при воздействии определенных типов излучения. Название означает носитель тьмы, в отличие от фосфора, что означает носитель света.. Скотофор темнеет при воздействии интенсивных излучений, таких как солнечный свет. Минералы, показывающие такое поведение включают в себя гакманит, содалит, сподумен и тугтупит. Некоторые чистые галогениды щелочных металлов также показывают такое поведение.
Фотобума́га — фотоматериал на непрозрачной бумажной подложке. Состоит из высококачественной бумаги, на которую нанесены одна или несколько светочувствительных фотоэмульсий. По составу эмульсионных слоёв различают галогеносеребряные и бессеребряные фотобумаги. К последним относятся диазотипные фотобумаги, бумаги с солями железа, платины и других металлов. Фотобумага может быть позитивной и обращаемой: в последнем случае позитивное изображение получается при печати с диапозитива. В современной цифровой...
Матирование стекла — технология создания матовой поверхности, придание шероховатости и непрозрачности (операция, противоположная полировке). При помощи матирования можно создавать матовый рисунок на поверхности стекла.
Гидроти́пная печа́ть , гидроти́пия (от др.-греч. ὕδωρ — вода и τύπος — отпечаток) — субтрактивная технология цветной фотографии, основанная на эффекте образования рельефного изображения на задубленном желатиновом слое. Печать позитивного изображения происходит водорастворимыми красителями, которыми пропитаны желатиновые рельефы. За пределами России процесс известен под названием «Техниколор».
Обработка фотоматериалов — совокупность химических процессов, преобразующих полученное в светочувствительном слое фотоматериала скрытое изображение в устойчивое видимое, а также его сушка и окончательная отделка. В зависимости от типа фотоматериала, обработка может состоять из двух основных операций, или насчитывать до десяти и более стадий. Простейшая обработка чёрно-белых фотоплёнок и фотобумаг состоит из проявления, ополаскивания, фиксирования, окончательной промывки и сушки. При обработке цветных...
Гуммиарабиковая фотопечать , гумми-бихроматный процесс, гумбихроматная печать (также встречаются названия гумми-печать и бихроматная печать) — позитивный фотографический процесс, основанный на способности хромированных коллоидов задубливаться под действием ультрафиолетового излучения. Технология впервые использована в 1858 году для фотопечати чёрно-белых и цветных фотографий. Полученные изображения более долговечны, чем желатиносеребряные отпечатки, благодаря отсутствию каких-либо химически активных...
Удержание серебра (англ. Bleach bypass, также известный как skip bleach или silver retention) — визуальный эффект, который получается при полном либо частичном пропуске стадии отбеливания при лабораторной обработке цветной многослойной киноплёнки и фотоплёнки. Может применяться как для негативных, так и для контратипных плёнок. В настоящее время в большинстве случаев заменяется цифровой обработкой промежуточной копии Digital Intermediate. Для имитации эффекта в цифровой фотографии выпускаются готовые...
Панхром — торговое название панхроматических чёрно-белых фотоматериалов, обладающих светочувствительностью ко всему видимому излучению вплоть до 700 нанометров. Естественная чувствительность любых фотоматериалов лежит в коротковолновой сине-фиолетовой части видимого спектра, а также невидимых ультрафиолетовых лучей. Это объясняется свойствами галогенидов серебра, граница спектральной чувствительности которых соответствует 520 нанометрам. Для придания чувствительности к остальным цветам видимого спектра...
Ква́рцевое стекло ́, пла́вленый кварц — однокомпонентное стекло из чистого оксида кремния, получаемое плавлением природных разновидностей кремнезёма — горного хрусталя, жильного кварца и кварцевого песка, а также синтетического диоксида кремния.
Галогени́́ды (галоиды) — соединения галогенов с другими химическими элементами или радикалами. При этом галоген, входящий в соединение, должен быть более электроотрицательным, чем другой элемент соединения; так, оксид брома не является галогенидом.
Скры́тое изображе́ние , лате́нтное изображе́ние — невидимое глазом изменение, возникающее в фотоэмульсии под воздействием актиничного излучения в процессе экспонирования фотоматериала. Во время проявления участки эмульсии, подвергшиеся воздействию света, темнеют и скрытое изображение преобразуется в видимое. В желатиносеребряном процессе образование скрытого изображения происходит благодаря фотохимической реакции разложения молекул галогенида серебра на атомы серебра и галогена.
Десенсибилиза́ция фотоматериа́лов, Десенсибилиза́ция фотографи́ческих материа́лов (от лат. de — приставка, обозначающая отрицание; и сенсибилизация — увеличение cветочувствительности) — искусственное снижение светочувствительности экспонированной фотоэмульсии, используемое для облегчения визуального контроля проявки до нужной плотности. Применяется в научных исследованиях и профессиональной фотографии; в любительской фотографии распространения не имеет, вместо этого используется проявление по времени...
Фотолитогра́фия — метод получения определённого рисунка на поверхности материала, широко используемый в микроэлектронике и других видах микротехнологий, а также в производстве печатных плат. Один из основных приёмов планарной технологии, используемой в производстве полупроводниковых приборов.
Полиакрилаты — полимеры сложных эфиров акриловой, метакриловой или цианакриловой кислот общей формулы (-CH2-CR'(COOR)-)n (R' = Н — акрилаты, R' = СН3 — метакрилаты, R' = CN — цианакрилаты), термопластичные полимерные материалы, практически наиболее важные представители класса — поли-н-алкилакрилаты и полиметилметакрилат.
Позити́вный проце́сс в фотографии и кинематографе — получение позитивного изображения на светочувствительном материале с негатива. Конечная стадия классического двухступенчатого негативно-позитивного процесса. Чёрно-белое позитивное изображение состоит из металлического серебра, цветное — из красителей. В понятие позитивного процесса входит как экспонирование позитивного материала для получения скрытого изображения, так и лабораторная обработка, в результате которой скрытое изображение становится...
Травление — группа технологических приёмов для управляемого удаления поверхностного слоя материала с заготовки под действием химических веществ. Ряд способов травления предусматривает активацию травящих реагентов посредством других физических явлений, например, наложением внешнего электрического поля при электрохимическом травлении, ионизацией атомов и молекул реагентов при ионно-плазменном травлении и т. п.
Светочувстви́тельность — способность вещества изменять свои химические или физические свойства под действием света (электромагнитного излучения в диапазоне, видимом человеческим глазом), за исключением теплового воздействия.
Бромо́йль (буквально англ. Brom Oil, бромомасляный процесс) — позитивный фотографический процесс, основанный на неравномерном удержании краски хромированной желатиной, в зависимости от количества содержащегося в ней металлического серебра. Процесс может рассматриваться, как дополнительная обработка фотоотпечатков на желатиносеребряной фотобумаге, которая заключается в отбеливании проявленного изображения с одновременным дублением желатины двухромовокислыми солями и последующим пропитыванием фотоэмульсии...
Вакуумное напыление (англ. physical vapour deposition, PVD; напыление конденсацией из паровой (газовой) фазы) — группа методов напыления покрытий (тонких плёнок) в вакууме, при которых покрытие получается путём прямой конденсации пара наносимого материала.
Фильеры — специальные, высокопрочные формы, через которые продавливают различные пластические вещества (например, пластмассы, стекло).
Кана́дский бальза́м (англ. Canada balsam) — смола (терпентин), получаемая из пихты бальзамической, или канадской (Abies balsamea (L.) Mill.), растущей в Канаде.
Амброти́пия (от др.-греч. ἄμβροτος — «бессмертный», и τύπος — «отпечаток») — ранний фотографический процесс, описанный в начале 1850-х годов изобретателем коллодионного процесса Фредериком Арчером, как один из его вариантов. Другие названия — амфитипия и витротипия. Патент № 11267 на технологию получен 11 июля 1854 года фотографом Джеймсом Каттингом. Отличие от оригинального коллодионного процесса заключается в получении позитивного изображения непосредственно из стеклянного негатива, который рассматривается...
Сенситоме́трия (от лат. sensitivus — чувствительный и греч. μετρέω — измеряю) — учение об измерении свойств светочувствительных материалов. Является одним из разделов метрологии.