Связанные понятия
Соо́бщество доли́ны (итал. comunità di valle) — единица местного самоуправления в североитальянской автономной провинции Тренто, промежуточное звено между коммунальным и провинциальным уровнем.
Маремма (итал. Maremma) — географическая область в итальянской области Тоскана, полоса низменных, ранее заболоченных участков на западном побережье Апеннинского полуострова (Италия). Наиболее значительный город — Гроссето.
Об исторической области в Италии см. Эмилия-РоманьяЭми́лия (устар. Еми́лия) — женское имя древнеримского происхождения.
Подробнее: Эмилия
Падания (итал. Padania) — название Пьемонта, Ломбардии и других северных областей Италии (Паданская равнина), где распространены северноитальянские языки (ломбардский, венетский, пьемонтский, лигурский, эмильяно-романьольский). Образовано от латинского названия главной североитальянской реки По — Padus.
Вери́ги свято́го Петра ́ (греч. Αλυσίδες του Αγίου Πέτρου, итал. Vincula di San Pietro) — христианская реликвия, цепи (вериги), которыми, по преданию, был скован апостол Пётр во время своих арестов...
Упоминания в литературе
Отсутствие в верхней палате фракций, являющихся в Государственной Думе основными субъектами групповой политической активности, связано также и с тем, что верхняя палата по своей природе – выразитель согласованных интересов субъектов Федерации, а не политических сил. Интересно отметить, что в Совете Федерации первого созыва политические группировки были – можно, в частности, упомянуть депутатскую группу «Конструктивное сотрудничество» (33 депутата), в которой преобладали коммунисты. Хотя на момент формирования верхней палаты второго созыва в ней оказалось довольно много представителей различных политических партий (так, едва ли не треть «сенаторов» являлась членами НДР), но ни одно политическое объединение так и не было
зарегистрировано. Структура Совета Федерации второго созыва отражала тот очевидный факт, что верхняя палата имела лоббистскую, а не политическую природу.[283]
Большая
часть государств региона – республики, точнее то, что принято называть республиками на Ближнем и Среднем Востоке. Говоря упрощенно – их можно разделить на три типа. Две неисламские вестернизированные страны на западной окраине БСВ – Израиль и Кипр, мало чем отличаются от стран Европы, хотя определенная специфика в их государственном устройстве все же существует. Подавляющей частью региона управляют сменяющие одна другую военные хунты, коррумпированные и недолговечные гражданские правительства, удерживающиеся на протяжении десятилетий во главе своих стран авторитарные лидеры и диктаторы, мало что решающие на деле «правящие партии», а также племенная и конфессиональная элита во главе парламентских фракций и коалиций, представляющих собой «террариум единомышленников». Особой формой государственного устройства БСВ являются исламские республики: Мавритания, Иран, Афганистан и Пакистан. При этом такие геополитические единицы Ближнего и Среднего Востока, как Ирак, Афганистан, Судан, Сомали, Йемен, Ливия, Ливан и палестинские территории, находятся в процессе распада, пройдя оккупацию и гражданскую войну либо находясь в преддверии гражданской войны.
Февральская революция сразу дала новый толчок развитию
национальных движений на территории бывшей Российской империи. С особым восторгом встретили мусульмане первые постановления Временного правительства, где обещалась свобода слова и собраний, отмена сословных и религиозных ограничений. Координирующим центром политической активности мусульманского населения страны стала мусульманская фракция Государственной думы. По ее инициативе 20 марта 1917 года был организован митинг петроградских мусульман, которым руководил депутат от Бакинской, Елисаветпольской и Эриванской губерний М.-Ю. Джафаров. На следующий день в особой записке фракция предложила правительству направить во все ведомства, деятельность которых связана с мусульманским населением, а также в регионы, где мусульмане составляют большинство населения, лиц, хорошо знакомых с условиями их жизни. Предложение было принято, и уже 22 марта при формировании Особого закавказкого комитета (ОЗАКОМа) в число комиссаров был включен М.-Ю. Джафаров.
В высшей степени поучительна нашумевшая внешнеполитическая инициатива, исходившая от провинции Онтарио. В ответ на произведенный Соединенными Штатами в 1971 г. подземный ядерный взрыв на Амчитке (Алеутские острова), близ канадо-американской границы правительство Онтарио по настоянию всех партийных фракций провинциального парламента заявило правительству США протест и возложило на американскую сторону «всю моральную и финансовую ответственность» за возможные последствия испытаний. В качестве обоснования протеста парламент Онтарио назвал не право провинции на участие во внешних сношениях федерации, – как было показано ранее, таким правом канадские провинции юридически никогда не были наделены, а ст. 92 (7) АБСА, которая наделяет провинциальные власти правом принимать меры «к охране здоровья народонаселения». Органы власти
указанной провинции при этом действовали подобно органам власти полноправного субъекта международного права.[196] Парламент и кабинет Онтарио не остановили при этом следующие обстоятельства: взрыв был произведен в пределах юрисдикции суверенного иностранного государства и за 3500 км от границы Онтарио[197] и подземные ядерные испытания, в отличие от атмосферных, космических и подводных, не запрещены международно-правовыми актами. Канадские исследователи и публицисты не без гордости сообщают, что власти США впоследствии не производили испытаний на подземных полигонах Алеутского архипелага в течение почти 20 лет.[198]
Таким образом, мы можем говорить о трех вариантах развития мусульманской общины Волго-Уральского региона, в чем-то взаимодополняющих, в чем-то противоречащих друг другу. Они отличаются друг от друга как хронологически, так и по группам сторонников этих проектов. Первым хронологически был проект религиозной автономии, контуры которого просматриваются в петициях мусульманских депутатов Волго-Уральского региона в Уложенной комиссии в 1767–1768 гг. и который был в целом реализован в едином ОМДС, учрежденном, как уже было сказано, в 1788 г. Его наиболее серьезным инвариантом
является проект единой религиозной автономии российских мусульман во главе с Раис аль-Улама, закрепленный в постановлениях III Всероссийского мусульманского съезда 1906 г., предусматривавший сохранение ОМДС как одного из пяти (с 1914 г. – из шести) российских муфтиятов. До 1917 г. идею религиозной автономии поддерживали все группы элиты, так как она рассматривалась в качестве единственно возможного варианта в условиях Российской империи. Соответственно ее лидером должен был стать улем. На III Всероссийском мусульманском съезде 1906 г. Исмаил Гаспринский призвал к тому, чтобы автономию возглавили религиозный лидер Галимджан Баруди и светский – Юсуф Акчура. Таким образом, муфтием должен был стать улем, а его помощником – представитель светской интеллигенции. Согласно постановлениям съезда, разработанным образовательной комиссией, создавалась автономная мусульманская система образования, где местные общины контролировали школы. Главным методическим и аналитическим центром, контролирующим программы и учебную литературу, становился «Всероссийский Союз учителей». В независимую структуру, контролируемую преимущественно светской интеллигенцией, превращалась всероссийская партия «Иттифак аль-муслимин», а затем и мусульманская фракция Государственной Думы.
Связанные понятия (продолжение)
Коло́нна , римский род (итал. Colonna) — древняя итальянская фамилия, игравшая в средневековой истории Рима большую роль; особенно знамениты её постоянные распри с домом Орсини. Родоначальником её считают герцога Стефана, пришедшего из Германии в Италию около 1037 года; он женился на графине Эмилии, владетельнице Палестрины. Его потомок Пьетро делла Колонна (1099—1151), относящийся к ветви графов Тускуланских, получил, по преданию, своё прозвище от колонны Траяна, рядом с которой он жил и владел огромными...
Поде́ста ́ (итал. podestà) — глава администрации (подестата) в средневековых (XII—XVI века) итальянских городах-государствах. Слово происходит от лат. potestas, означающее «власть».
Кондотье́р ы (от итал. condotta — договор о найме на военную службу) — в Италии XIV—XVI веков руководители военных отрядов (компаний), находившихся на службе у городов-коммун и государей и состоявших в основном из иностранцев.
Капитан народа (итал. Capitano del popolo) — должностное лицо в коммунах средневековой Италии в середине XIII—XV веке. Капитан народа представлял интересы цехов и средних слоёв горожан. Капитан народа командовал городским войском (милицией).
Итал (др.-греч. Ίταλος) — царь энотров, именем которого, по преданию, названа Италия. «Царь энотров, которые переименованы в италиков, доблестен и мудр, покорил землю между Напетинским и Скиллетинским заливами». Его статуя из кедра стояла во дворце Латина в Лавренте. Согласно Фукидиду, один из царей сикулов, по имени которого названа Италия.
Чёрная знать (итал. aristocrazìa nera) — итальянские аристократические семьи, связанные родством с папством при папе римском Пие IX.
Ломба́рдская ли́га (итал. Lega Lombarda) — союз из 16 северо-итальянских городов (состав не был постоянным) в противостоянии со Священной Римской империей.
Территориальное устройство
Швейцарии как федеративной республики включает в себя 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов). Кантоны (нем. Kantone, фр. cantons, итал. cantoni, романш. chantuns) — это крупнейшие государственно-территориальные единицы Швейцарской Конфедерации. Низший уровень территориально-административного деления — общины (нем. Gemeinde), которых по состоянию на январь 2012 года насчитывалось 2495 (в 2011 году — 2495 общин). Ниже — список кантонов (стоит заметить, что немало городов...
Согласно Конституции, Австрия является федеративной республикой и состоит из 9 земель (нем. Bundesländer, ед. ч. нем. Bundesland).
Подробнее: Административное деление Австрии
Пятьдесят первый штат — термин, которым называются территории, претендующие на то, чтобы получить статус штата США в дополнение к уже имеющимся пятидесяти штатам. До 1959 года, когда в Союз вошли Аляска и Гавайи, использовался термин «сорок девятый штат».
«Нет налогам без представительства » (англ. No taxation without representation) — лозунг, использовавшийся в качестве главной претензии британских колонистов в Северной Америке к королевской власти и колониальной администрации и широко использовавшийся в ходе Американской революции.
Исто́рия Австрали́йской столи́чной террито́рии (сокр. АСТ) как административной территории Австралии берёт своё начало после образования Федерации Австралии (en) в 1901 году, когда она была закреплена на законных основаниях как прилегающая область Канберры (столицы Австралии). Регион имеет долгую историю, которая началась с образования поселения австралийских аборигенов (примерно 21 000 лет назад). На территории проживает род Нгамбри и несколько других языковых групп.
Сове́т представи́телей регио́нов (также Сове́т региона́льных представи́телей) Респу́блики Индоне́зии (СПР, СРП; индон. Dewan Perwakilan Daerah Republik Indinesia, DPD-RI) — наряду с Советом народных представителей (СНП), одна из палат Народного консультативного конгресса (НКК), высшего законодательного органа Индонезии. Образован в 2004 году в результате претворения в жизнь принятых тремя годами ранее поправок к Конституции. В нынешнем составе СПР 136 депутатов.
Административное устройство Бо́снии и Герцегови́ны в текущем виде заложено в Дейтонском соглашении. Государство состоит из мусульмано-хорватского и сербского энтитетов (от англ. entity): Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, близкими по статусу к субъектам конфедерации, но без права выхода из её состава. Округ Брчко с 1999 года управляется отдельно от энтитетов.
Подробнее: Административно-территориальное деление Боснии и Герцеговины
Джерриме́ндеринг (англ. Gerrymandering; также избирательная геометрия, избирательная география) — произвольная демаркация избирательных округов с целью искусственного изменения соотношения политических сил в них и, как следствие, в целом на территории проведения выборов. Джерримендеринг нарушает равенство избирательных прав граждан (принцип равного представительства: равное количество депутатов от равного количества избирателей). Реже джерримендеринг применяется для сглаживания неравенства в административном...
Имперский округ (нем. Reichskreis) — административное образование в составе Священной Римской империи, представляющее собой объединение государственных образований каждого из крупных исторических регионов империи в военно-фискальных целях, а также для повышения эффективности поддержания порядка и решения межгосударственных конфликтов. Государства, входящие в состав округа, сохраняли свой суверенитет.
Суданская республика (фр. République soudanaise) — автономная республика, государство — член Французского Сообщества в Западной Африке, с 4 апреля 1959 года также один из двух субъектов Федерации Мали, получившей независимость 20 июня 1960 года, с 20 августа по 22 сентября 1960 года — de facto независимое государство. Через месяц после распада Федерации Мали Суданская Республика была провозглашена Республикой Мали.
Рейхскомиссариат Дон-Волга (нем. Reichskommissariat Don-Wolga) — административно-территориальное образование в составе Третьего рейха, планировавшееся к созданию на территории, простиравшейся от Азовского моря до АССР Немцев Поволжья. В официальных документах, издававшихся в Германии и на оккупированных территориях, именовалась Dongebiet (в переводе означает земли, примыкающие к Дону).
Город федерального значения — город, являющийся субъектом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 65), такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург (оба непрерывно с 1931 года) и Севастополь (в 1948—1954, затем вновь с 2014 года). На них приходится 0,03 % территории страны, но 12,57 % её населения и около четверти ВВП. Первые два города в разное время выполняли или выполняют функции столиц Российского государства. Кроме того, согласно Соглашению между Российской...
Городское собрание Таллина (эст. Tallinna Linnavolikogu) является представительным органом Таллинского муниципалитета, избираемым постоянными жителями данного местного самоуправления, достигшими 16 лет (включая лиц без гражданства и граждан других стран).
Основной территориально-административной единицей во Франции и ряде бывших колоний этой страны являются департаменты (фр. départements). Площадь департаментов составляет от 105 (Париж) до 83 000 (Французская Гвиана) км². Численность населения варьирует от 77 тыс. (Лозер) до 2,5 млн (Нор) человек. Департаменты были официально пронумерованы в соответствии с алфавитным порядком во время Великой французской революции (в настоящее время есть исключения из алфавитного порядка).
Подробнее: Департаменты Франции
Акт о Сою́зе (англ. Act of Union, официально Акт о Британской Северной Америке (1840), 3 и 4 Виктории, глава 35) — закон, принятый в июле 1840 и обнародованный 10 февраля 1841. Он упразднил законодательные учреждения Нижней и Верхней Канады и по которому вместо этих колоний была создана новая политическая единица Провинция Канада. Этот закон о создании политического союза двух Канад по своей сути и целям напоминает другие Акты о Союзе, принятые Британским парламентом.
Брюссель-Халле-Вилворде (сокращ. Б-Х-В, BHV, нидерл. Brussel-Halle-Vilvoorde, фр. Bruxelles-Hal-Vilvorde) — избирательный округ в королевстве Бельгия, который включает столицу страны г. Брюссель (официально двуязычный) и административный район Халле-Вилворде в западной части Фламандского Брабанта в фед. субъекте Фландрия.
Чивог (дзонг-кэ སྤྱི་འོག་, вайли spyi-'og, лат. chewog) — административная единица Бутана третьего уровня подчинения. Также является избирательным участком. В стране насчитывается 1044 чивогов. Как правило, в каждом гевоге насчитывается 5-6 чивогов.
Лагтинг (швед. Ålands lagting фин. Ahvenanmaan maakuntapäivät) — законодательное собрание или парламент Аландских островов.
«Закон о дальневосточном гектаре » — федеральный закон Российской Федерации, действующий с 1 июня 2016 года и регулирующий земельные, лесные и иные отношения, связанные с предоставлением гражданам Российской Федерации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории Дальневосточного федерального округа.
Муниципальный фильтр — процедура сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку кандидатов на должности глав регионов, предусмотренная российским законодательством.
Дальневосто́чная респу́блика (ДВР) (6 апреля 1920 — 15 ноября 1922) — де-юре независимое демократическое государство с капиталистическим укладом в экономике, провозглашённое на территории Забайкалья и российского Дальнего Востока. Де-факто являлось «буферным» государством между Советской Россией и Японией.
Техсил (хинди तहसील, урду تحصیل от араб. تحصيل — приобретение, собирание), или талук, или мандал — единица административного деления в ряде стран Южной Азии.
Акт о сохранении земель Аляски (англ. Alaska National Interest Lands Conservation Act, сокращённо — ANILCA) — федеральный закон США, принятый Конгрессом США 12 ноября 1980 года и подписанный президентом Джимми Картером 2 декабря того же года. Закон обеспечил разные уровни государственной защиты природоохранным территориям Аляски общей площадью более 600 000 км².
Гау (нем. Gau, нидерл. gouw — «область, округ»; от др.-в.-нем. gouwe, gouwi «область») — у древних германцев — территория проживания племени, которая обладала однородным ландшафтом и была обрамлена естественными границами. Соответствует англ. shire «графство».
Макрорегио́н (от др.-греч. μακρός — «большой», лат. regio — «область») в общем случае — географический ареал, объединяющий в группу несколько соприкасающихся друг с другом (то есть сопредельных) регионов, совокупно обладающих общими чертами, особенностями.
Сою́з Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик , также СССР, Советский Союз, Союз ССР — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Восточной Европы, Северной, части Центральной и Восточной Азии, сверхдержава. СССР на момент распада занимал почти 1⁄6 часть обитаемой суши Земли с населением в 294 млн человек, а также 2-е место в мире по уровню промышленного производства — (16.5 %) мирового объёма и 7-е место в мире по уровню национального дохода (3,4 %). Образован на территории...
Сара́товская или Сара́товско-Э́нгельсская агломера́ция имеет численность населения около 1,15 млн человек и в ней проживает более 40 % населения Саратовской области.
Подробнее: Саратовская агломерация
Демократический блок (нем. Demokratischer Block, сокр. DB) — в советской зоне оккупации Германии и позднее в ГДР в 1945—1990 годах коалиция СЕПГ (до 1946 года), ЛДПГ, ХДС, с 1948 года также — НДПГ, ССНМ, ОСНП и Культурного союза. До 1952 года имел два уровня — центральный и земельный, руководящий орган — объединённый комитет (Gemischter Ausschuss), состоявший из 20 членов, по 5 членов от каждой партии, принимавший все решения единогласно, осуществлял согласование общей политики. Основан в 1945 году...
Моша́в (ивр. מוֹשָׁב — букв. «поселение»; мн. ч. מוֹשָׁבִים — мошави́м) — вид сельских населённых пунктов в Израиле.
Кокан (бирм. ကိုးကန့်, кит. 果敢), ранее Первый особый регион — историческая область в Мьянме, неподконтрольная правительству республики. На территории Кокана в 2008 г. была образована самоуправляемая зона Кокан.
Вследствие большого населения и обширной площади административное деление Китая с древних времён было многоуровневым. В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в КНР насчитывается пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня. Административное деление Китайской Республики, как называет себя правительство Тайваня, схоже с делением КНР, однако...
Подробнее: Административное деление Китайской Народной Республики
Город-государство — небольшая территория вместе с управляющим городом (как правило, единственным) и обычно являющаяся независимым государством.
Лачи́нский коридо́р (азерб. Laçın dəhlizi, арм. Լաչինի միջանցք) — 6-км горный коридор, соединяющий Армению и Нагорный Карабах.
Веронский манифест (итал. Manifesto di Verona) — обращение, содержащее основные положения политики итальянской Республиканской фашистской партии (созданной Муссолини после его отстранения в июле 1943 года от власти и последовавшего роспуска Национальной Фашистской партии), принятое 14 ноября 1943 года на Веронском конгрессе. Манифест можно назвать основным программным документом Итальянской социальной республики.
Упоминания в литературе (продолжение)
Демократический порядок приобретения депутатского мандата обеспечивается также тем, что непосредственное руководство организацией и проведением выборов осуществляют сами граждане – члены гражданского общества – через специально созданные избирательные комиссии. Избирательные комиссии – коллегиальные органы, созданные в установленном законом порядке, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. Главным принципом деятельности избирательных комиссий является их независимость от органов государственной власти и местного самоуправления. С целью обеспечения реализации этого принципа Федеральный закон, во-первых, предусматривает, что государственные и муниципальные служащие не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии. Во-вторых, в избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, от каждого избирательного объединения, иного общественного объединения, от каждого избирательного блока. В-третьих, если Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. предусматривал, что не менее чем одна
треть состава избирательных комиссий должна быть сформирована из представителей избирательных объединений (блоков), имеющих фракции в Государственной Думе, парламенте субъекта РФ, то аналогичный закон от 22 мая 2002 г. изменил это правило. В соответствии с п. 7 ст. 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 22 мая 2002 г. избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формируется законодательным органом государственной власти субъекта Федерации и высшим должностным лицом субъекта Федерации, которые обязаны назначить не менее одной второй от числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений:
В парламентах могут быть иные органы и структурные части помимо комиссий, комитетов и партийных фракций. В некоторых
странах есть специальные органы парламентского контроля: ревизоры, контролеры. Должность омбудсман впервые была создана в Швеции, главная его задача – контроль за деятельностью административных органов (например, полиции). В настоящее время институт омбудсманов получил развитие, они чаще всего называются уполномоченными по правам человека, и их компетенция расширена. Эти должностные лица избираются парламентами, они в ряде случаев имеют значительный штат сотрудников и являются как бы специальным органом по рассмотрению жалоб.
Принято считать, что законопроект подготавливается под наблюдением министра короны, который определяет степень его готовности, после чего член парламента вносит его в Палату общин либо в Палату лордов. Субъектами законодательной инициативы являются члены парламента, из которых большинство составляют представители победившей на выборах партии, формирующей правительство. Главным фактором, обеспечивающим влияние правительства на законодательную деятельность Палаты общин, становится контроль над парламентской фракцией большинства. Депутаты правительственной фракции обеспечивают большинство при голосовании. Активная роль правительства Великобритании в законодательном процессе является одним из условий стабильного существования парламента как высшего законодательного органа. Широкие полномочия по манипулированию действиями парламента на примере Палаты общин, предоставленные членам кабинета, предопределили эффективность проведения государственной политики в жизнь с учетом мнения представителей общественности. В этом нужно видеть причины
стабильного существования парламентской формы государственного управления в Великобритании начиная с XVII в.[143]
Серьёзное отличие Госдумы третьего созыва, избранной в конце 1999 г., –
наличие сразу двух крупных фракций (КПРФ и «Единство»). Данная трансформация повлияла на решение важнейшего вопроса о распределении постов в Думе. На смену компромиссу пришёл сговор.
Напоминаю, что Договор 2010 г. был ратифицирован депутатами Госдумы 25 марта 2011 г., причем только одной фракцией «Единая Россия» – 311 голосов «за» или 61,9 % от
общего числе депутатов – 450. Не поддержали ратификацию остальные три фракции: КПРФ (голосовали против 55 депутатов), «Справедливая Россия» и ЛДПР (отказались от голосования 82 депутата этих фракции). Одновременно по требованию рыбаков и оппозиции Госдума была вынуждена принять при ратификации специальное Заявление, касающееся защиты отечественного рыболовства в Баренцевом море, включая район архипелага Шпицберген.
Заместитель руководителя фракции Партии регионов в Раде О. Царёв заявил, о вооружённом перевороте, произошедшем на Украине и призвал участников съезда договориться о дальнейших действиях с целью недопущения переноса политической дестабилизации из Киева на Юго-Восток. Царёв подчеркнул, что никто не может дать гарантии того, что 20 тыс. вооружённых людей, находящихся в Киеве, не будут направлены в юго-восточные области Украины. «У нас здесь порядок, нам не нужны люди с оружием… Наша главная задача – организоваться и не допустить хаоса». В тексте принятой резолюции подчёркивалось: «Оппозиция не выполнила условия договора об урегулировании кризиса на Украине от 21 февраля, незаконные вооружённые формирования оружие не сдали, продолжают захватывать центральные органы власти, убивать мирных людей и сотрудников правоохранительных органов. Верховная Рада Украины работает в условиях террора, угрозы оружием. Решения украинского парламента, принятые в таких условиях, вызывают сомнения в их добровольности, легитимности и законности».[57] По большому счету, речь шла о том, что юридически бесправные регионы взяли на себя ответственность в условиях, когда украинская конституция уже не действовала. Также, как и в отношении Крыма, здесь в полной мере применима аналогия становления Украинского государства. Предвыборная программа его отца основателя Л. Кравчука включала принцип пяти «Д»: Державности, Демократии, Достатка, Духовности и Доверия, которые противопоставлялись «смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991».[58] Совершенно
очевидно, что к марту 2014 года от идеалов становления украинского государства уже ничего не оставалось.
Одним из следствий разгрома либеральной партии было заметное снижение общего интеллектуального уровня палаты общин, поскольку из рядов ее фракции выбыл ряд наиболее видных ораторов и мыслителей. Точную оценку социальной композиции парламента того времени дал Ф. Энгельс: «Уже прежний парламент по своему общему интеллектуальному уровню был более чем посредственным. Он состоял главным образом из провинциальных дворян и сыновей крупных землевладельцев, с одной стороны, из банкиров, директоров железнодорожных кампаний, пивоваров, фабрикантов и прочих разбогатевших выскочек – с другой; среди них было и несколько политических деятелей, юристов, профессоров. Значительная часть этих “представителей интеллекта” на сей раз провалилась, так что новый парламент еще в большей степени,
чем предыдущий, является исключительно представительством крупного землевладения и денежного мешка». Сходные оценки давала и леворадикальная печать: «Дело не только в том, что палата общин одновременно слишком богата и слишком стара; интересы ее членов не только не являются интересами народа, но прямо противоположны им»[101].
Борьба за центральную власть между Российской Федерацией и Советским Союзом в конце 1991 года в итоге привела к развалу Союза. Демократический блок во главе с Б. Ельциным нанес решающий удар по своим политическим противникам, но с окончанием этой борьбы начался раскол внутри самих демократов. Политическая конфронтация в России вышла на новый виток. На этот раз борьба шла прежде всего за стоявший перед правительством выбор пути экономического развития. В стране быстро оформилось противостояние двух ветвей власти – законодательной,
представленной Верховным Советом, где большинство принадлежало антиправительственным фракциям, и исполнительной в лице президента и кабинета. С выбора возможных путей реформирования и стратегий экономического развития предмет спора сместился на обсуждение того, какой политический строй следует установить в независимой России – президентскую или парламентскую республику. В итоге исполнительная власть в лице своего главы Б. Ельцина, применив военную силу, распустила парламент, тем самым разрушив советский строй в стране. Ценой обстрела Белого дома (здание российского парламента) и кровопролития в стране была установлена президентская демократия (позже был проведен референдум). В итоге в России сложилась государственная система с тремя отдельными ветвями власти и особыми полномочиями у президента.
В 1906–1917 гг. существовала сословно-политическая организация поместного дворянства «Объединенное дворянство» из 81 губернии и 20 областей, объединенных в генерал-губернаторства. Она устраивала ежегодные съезды своих уполномоченных, в промежутках между которыми действовал «Постоянный совет объединения дворянских обществ». Первым председателем высшего органа общероссийской дворянской организации был А. Бобринский. Впоследствии эту должность занимали А. Нарышкин, А. Струков и А. Самарин. Постоянный совет, стоявший на консервативных позициях, сотрудничал с «Союзом русского народа» (лидеры H. Е. Марков и В. М. Пуришкевич входили в Совет), поддерживался многими фракциями Государственной думы и Государственным советом. Падение его влияния связано с размежеванием членов Постоянного совета в годы 1-й мировой войны. После Февральской революции 1917 г. некоторые его представители
вошли в состав Временного правительства.
Политический спектр левого движения в Европе довольно широк и простирается от социал-демократических и альтернативных зеленых до классических коммунистических партий. В настоящем обзоре речь пойдет о тех левых партиях, которые по своему самоопределению (самоидентификации) считают себя в политике левыми, но не относят себя ни к социал-демократическим партиям, ни к партиям «зеленой альтернативы». Устоявшегося и общепринятого понятия для обозначения этой группы партий пока еще не существует. В работах немецких исследователей Фонда Розы Люксембург эти партии именуются «левыми партиям» (Linksparteien), а в англоязычной литературе используется термин «крайне левые партии» (Far Left Parties). Мы же в дальнейшем будем именовать их «новыми левыми». В Европе к концу первого десятилетия XXI в. насчитывалось более 60 такого рода партий, союзов и групп. Одним из критериев (хотя и не самым надежным) принадлежности тех или иных партий к рассматриваемому семейству левых партий немецкие исследователи считают членство в одном из европейских объединений «новых левых». Таковыми на нынешний день являются: Европейские левые (The European Left Party – EL), Форум новых европейских левых (Das Forum der Neuen Europäischen Linken – NELF), Альянс северных зеленых левых (die Allianz der Nordischen Grünen Linken – NGLA), Европе́йские антикапиталисти́ческие ле́вые (European Anticapitalist Left – EACL). В группу «новых левых» включены также партии, депутаты которых входят
в состав объединенной фракции «новых левых» в Европарламенте.
Возглавляемая Дэн Сяопином фракция высшего руководства выступила за преодоление маоистского наследия идейно-политического радикализма, чистку партийного аппарата от обюрократившихся чиновников и омоложение руководящего состава партии. Дэн Сяопин постарался заблаговременно заручиться поддержкой тех деятелей в руководстве, в чьих руках была сконцентрирована власть, и расширить круг своих сторонников за счет выдвижения нового поколения политиков – прагматиков. Особое внимание было уделено установлению контроля над армией. Став в 1981 г. председателем Военного совета ЦК КПК, Дэн Сяопин произвел значительные изменения в составе армейского командования как в центре, так и на местах. Несмотря на оппозицию Дэн Сяопину и его программам со стороны
части руководства партии во главе с председателем ЦК КПК Хуа Гофэном (чьи претензии на правление основывались на личном распоряжении Мао Цзэдуна), сторонники реформ удержали инициативу в своих руках и заставили события развиваться по разработанному ими сценарию.[21]
В России же, в силу особенностей ее исторического развития, процесс организационного оформления политических партий начался на рубеже XIX-XX вв. С принятием Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» населению были дарованы «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». В 1905—1906 гг. создаются партии «Союз 17 октября», «Прогрессивная партия», Конституционно-демократическая партия. Партии принимали активное участие в выборах депутатов Государственной Думы
четырех созывов: ряд партий имели в них свои фракции.
Марксистские партии, такие как Югославянская социал-демо кратическая партия (ЮСДП) и словенская фракция Ком мунистической партии Югославии (организована в 1920 г.), выступали за коренные изменения в обществе. ЮСДП рассматривала создание югославского государства в качестве первого шага на пути к балканскому союзу республик всех южных славян и осуждала сепаратизм. Главным условием для этого должно было стать создание единого югославянского народа[18]. Партия выступала за общественную собственность на средства производства, строительство народной республики и самоуправление общин[19], требовала проведения аграрной реформы, социальной защищенности рабочих. Словенские коммунисты стремились к революционной классовой борьбе и созданию коммунистической рабоче-крестьянской советской республики, выступали за мир между народами и установление дипломатических отношений с Советским Союзом. Так же как и ЮСДП,
они считали необходимым создание единого югославянского народа.
Заместитель руководителя фракции Партии регионов в Раде О. Царёв заявил, о вооружённом перевороте, произошедшем на Украине и призвал участников съезда договориться о дальнейших действиях с целью недопущения переноса политической дестабилизации из Киева на Юго-Восток. Царёв подчеркнул, что никто не может дать гарантии того, что 20 тыс. вооружённых людей, находящихся в Киеве, не
будут направлены в юго-восточные области Украины. «У нас здесь порядок, нам не нужны люди с оружием… Наша главная задача – организоваться и не допустить хаоса». В тексте принятой резолюции подчёркивалось: «Оппозиция не выполнила условия договора об урегулировании кризиса на Украине от
Ведущую роль в практическом осуществлении государственной власти в Индии играет Совет министров – коллективный орган исполнительной власти, состоящий из премьер-министра и министров, назначаемых президентом страны. В соответствии с конституционным обычаем, президент обязан назначить премьер-министром лидера партии победившей на выборах в Народную палату. Премьер-министр формирует правительство из руководящих деятелей фракции большинства в нижней палате парламента. Он распределяет министерские портфели и определяет функции и полномочия этих министров. Формируя правительство, премьер-министр стремится к тому, чтобы в нем были представлены основные национальности, религиозные общины, касты, крупнейшие штаты и т. д. Несмотря на кажущуюся пестроту состава
правительства, большинство его членов являются представителями имущих классов и принадлежат к высшим кастам индийского общества.
При поддержке группы независимых депутатов в ЗС Санкт-Петербурга добился в начале 1995
года снятия фракцией «Любимый город» неприемлемой для мэрии кандидатуры контр-адмирала Вячеслава Щербакова и избрания спикером более нейтрального Юрия Кравцова (от «Любимого города») – в связке с заместителями спикера независимыми депутатами Сергеем Мироновым (Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга», избран от блока «Весь Петербург) и Виктором Новоселовым.
При поддержке группы независимых депутатов в ЗС Санкт-Петербурга добился в начале 1995
года снятия фракцией «Любимый город» неприемлемой для мэрии кандидатуры контр-адмирала Вячеслава Щербакова и избрания спикером более нейтрального Юрия Кравцова (от «Любимого города») – в связке с заместителями спикера независимыми депутатами Сергеем Мироновым (Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга», входил в блок «Весь Петербург) и «авторитетным» бизнесменом Виктором Новоселовым (убит киллером в октябре 1999).
При поддержке группы независимых депутатов в ЗС Санкт-Петербурга добился в начале 1995
года снятия фракцией «Любимый город» неприемлемой для мэрии кандидатуры контр-адмирала Вячеслава Щербакова и избрания спикером более нейтрального Юрия Кравцова (от «Любимого города») – в связке с заместителями спикера независимыми депутатами Сергеем Мироновым (Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга», входил в блок «Весь Петербург) и «авторитетным» бизнесменом Виктором Новоселовым (убит киллером в октябре 1999).
По моей инициативе, поддержанной коллегами-коммунистами, Комитетом по обороне
и фракцией КПРФ, 11 апреля 2013 года проведены парламентские слушания по вопросам использования боевых авиационных комплексов на основе самолёта МИГ-31 в обеспечении Воздушно-космической обороны страны и необходимости их дальнейшего производства. В слушаниях приняли участие депутаты Государственной Думы, представители ВПК при Правительстве РФ, Совета Безопасности, Министерства обороны, иных государственных органов и оборонно-промышленного комплекса.
Конечно, партийно-политическое представительство незамедлительно заслужило упрек в том, что никакое оно не общенародное представительство, а представительство соответствующей политической партии. И формально для этого есть полные основания: кандидатом становится член партии; после избрания он становится членом фракции данной партии в представительном органе; он обязан голосовать за партийные предложения и проекты в представительном органе; в противном случае его могут лишить членства в данной фракции и поставить перед лишением депутатского мандата. Т. е. получается, что на словах можно объявить и всю партию, и ее депутатов представителями народа, на деле же даже
при наличии большинства депутатских мест в парламенте и наличии «титула» правящей партии (не предусмотренного конституционным правом) это все-таки лишь «образное» народное представительство.
Депутаты Петросовета, казалось, тоже не сидели без дела. Но вопросы, обсуждаемые на общих собраниях, в подавляющем большинстве касались не только и не столько Петрограда, сколько всей новой России. Создание однородно социалистического правительства и начало мирных переговоров с Германией, выражение доверия новому общероссийскому органу власти – Совету народных комиссаров (СНК) и его главе – Ленину и призыв к служащим почт, телеграфа и железных дорог к сотрудничеству с советской властью – вот что стояло, в первую очередь, на повестке дня. По политическому составу Петросовет и после восстания не стал однородным. По предположению историка М.Н. Потехина, с которым можно согласиться, окончание перевыборов
Совета в декабре 1917 г. привело к следующей расстановке сил: большевики имели 65–70 % мандатов, остальные принадлежали меньшевикам и эсерам (главным образом левым). До весны-лета 1918 г. работали в Совете эсеровская и меньшевистская фракции, изрядно редевшие с каждым месяцем[7].
Республиканцы в годы Второй империи. Вторая империя способствовала развитию экономики, что на определенное время примирило с ней буржуазию. Но утрата буржуазно-демократических завоеваний периода революции 1848 г. и возвращение к монархическому строю, подобному Первой империи, вновь с неизбежностью побуждали добиваться либеральных реформ. Естественным следствием явилось оживление либеральной оппозиции, а затем и активные выступления противников Наполеона III. В Законодательном корпусе созыва 1857 г. впервые со времени коронации императора образовалась республиканская фракция. Демократическую оппозицию представляли всего 5 депутатов, в том числе Жюль Фавр, Эмиль Оливье, Эрнест Пикар – каждый из них в недалеком будущем сыграет заметную роль в политической истории Франции. Но уже к очередным выборам 1863 г. оппозиция усилилась. На почве общего недовольства империей буржуазные республиканцы, орлеанисты и легитимисты объединились в «Либеральный союз». Республиканцы помогли пройти в Законодательный корпус орлеанисту Адольфу Тьеру и другим монархистам, последние, в свою очередь, – республиканцам Жюлю Фавру, Жюлю Симону и их соратникам. Всего кандидаты оппозиции получили 28,6 % голосов избирателей и 35 мест, из которых 17 заняли республиканцы. Отражением дальнейшего усиления антиавторитарных тенденций явилось постепенное складывание и окончательное оформление в
1867 г. так называемой «Третьей партии» – парламентской группировки, ядро которой составил «Либеральный союз». Ее политическая платформа нашла выражение в формуле «Прогресс путем свободы без революции», что означало требование конституционного преобразования империи.
Крайне левыми
политическими партиями считаются политические структуры радикальной направленности, склонные к силовым методам решения политических проблем, выступающие за всеобщее обобществление и другие шаги в сторону «военного коммунизма». К их числу относились партии, появившиеся под влиянием идей Льва Троцкого и Мао Дзедуна. В 60-е – начале 70-х гг. эти партии были довольно распространены в мире. Они призывали к построению социалистического общества путем насилия, включали в свои ряды сторонников не только чисто теоретических моделей радикальной теории, но и революционной практики. Самые «сверхлевые» объединения активно применяли методы вооруженной борьбы. Среди них – известная во всем мире в 70-е гг. прошлого столетия организация сверхреволюционной молодежи в ФРГ «Фракция Красной Армии» (группа Баадер-Майнхоф), группы «Аксьон Директ» («Прямое действие») во Франции и «Красные бригады» в Италии. Эти политические структуры похищали людей, устраивали взрывы, считая, что таким образом они разрушают «прогнившее буржуазное общество» и устанавливают новую и счастливую жизнь.
Подобные действия дали повод известным российским политикам говорить о распаде России как чуть ли не о свершившемся факте. О реальной опасности «потерять» Россию 2 сентября 1998 года заявил исполнительный секретарь СНГ Борис Березовский[51]. Вслед за ним 3 сентября такую же опасность признал красноярский губернатор Александр Лебедь[52]. Неделей позже лидер проправительственной думской фракции НДР Александр Шохин уже прямо обвинил главу правительства в том, что тот «не сумел сохранить финансово-экономическую, а значит, и политическую целостность России»[53]. Что касается публицистов и ученых, то они буквально соревновались друг с другом в мрачности прогнозов распада России. Если журналист А. Венедиктов исходил из предположения о распаде как
одномоментном акте и называл 17 августа днем, «когда в России территории и регионы начинают жить отдельной жизнью от Москвы и от федеральных властей»[54], то историк В. Логинов, признавая распад России неизбежным, отводил ему целую эпоху[55].
Образует в парламенте единую фракцию с ХДС, но в
организационном отношении самостоятелен. В ноябре 1983 года из ХСС вышла часть ее членов и образовала Республиканскую партию. Насчитывает 181 тыс. членов (1997 г.). Руководящие органы в период между съездами – Президиум ХСС (12 чел.) и Правление ХСС (7 чел.). Председатель – Эдмунд ШТОЙБЕР (Edmund Stoiber). Заместители председателя: Хорст ЗЕЕХОФЕР (Horst Seehofer), Моника ХОЛБМАЙЕР (Monika Hohimeier, жен.), Барбара ШТАММ (Barbara Stamm, жен.), Инго ФРИДРИХ (Ingo Friedrich). Генеральный секретарь – Томас ГОППЕЛБ (Thomas Goppel). Печатный орган – газета «Байернкурир» (Bayernkurier).
Николай Семенович Чхеидзе (псевдоним Карло), являлся депутатом 3-й и 4-й Государственной Думы от Тифлисской губернии. Он окончил Горную академию в Австрии, затем вернулся на родину и поступил на государственную службу. 14 октября его избрали депутатом 3-й Думы. Он входил в Социал-демократическую фракцию. Подписал законопроекты: «Правила приема в высшие учебные заведения», «Об отмене смертной казни». С 1912
года являлся членом Объединенного комитета РСДРП. 20 октября 1912 года Чхеидзе вновь был избран в Государственную Думу. Стал членом Совета старейшин Думы. После одного из его выступлений с трибуны Думы министр внутренних дел вошел в Совет министров с представлением о желательности привлечения Н.С.Чхеидзе к уголовной ответственности, усмотрев в его словах «преступное возбуждение к ниспровержению монархического образа правления». Дело рассматривалось в 1-м департаменте Гос. Совета, от Чхеидзе потребовали дать объяснения.
В эту группу партий составителем справки не была включена краевая организация Коммунистической партии Чехословакии – самой влиятельной партии в Подкарпатской Руси: на довыборах в чехословацкий парламент в 1924 году она собрала более 100 тыс. голосов
и стала самой крупной фракцией от Подкарпатья в высшем законодательном органе Чехословацкой республики. Это была партия, которая первой после совещаний в Коминтерне и в чехословацкой компартии заняла позицию, что славяне Закарпатья по национальности являются украинцами. С тех пор, с 1926 года, газету «Карпатська Правда» и другую печатную литературу она издавала на украинском языке. И в 1935 году компартия оставалась самой влиятельной политической силой края. Тогда она на выборах в чехословацкий парламент собрала 79 405 голосов[334] и получила три мандата в палате представителей – больше, чем любая другая партия, принимавшая участие в выборах.
В ноябре 2008 года препятствие на пути укрупнения партий было ликвидировано.
В случае ликвидации партии избранные от нее депутаты получили право переходить в другие партии и фракции, не теряя мандата.
В Великобритании натурализовавшихся иммигрантов можно обнаружить
в рядах парламентских фракций крупнейших партий, а также в палате лордов. В частности, министром науки и инноваций в теневом правительстве консерваторов был А. Африйе – гражданин Великобритании африканского происхождения. Большинство депутатов-иммигрантов, впрочем, придерживаются лейбористской ориентации, что представляется вполне закономерным.
Законопроект может быть внесен любым депутатом, бундесратом либо федеральным правительством. Для прохождения законопроекта требуется простое большинство голосов. Основная работа над сложными законопроектами ведется не на пленарных заседаниях, а в комитетах и комиссиях бундестага. Распределение мест в комитетах и
комиссиях между представителями разных партий осуществляется в зависимости от численности той или иной партийной фракции.
В первый день после выборов казалось, что до весеннего избирательного цикла все успокоилось. Но уже через два
дня, 14 октября, три парламентские фракции – ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» – покинули зал заседаний, обвинив «Единую Россию» в массовых фальсификациях итогов выборов. Еще за день до этого те же парламентские оппозиционеры уверяли, что в целом довольны результатами, а их коллеги из регионов вообще были на седьмом небе от счастья в связи с собственным успехом.
5 января 1918 года в Таврическом дворце собралось около 770 депутатов Учредительного собрания, большинство – почти 450 человек – составляли эсеры. Согласно распределенным мандатам, большевистская фракция насчитывала около 130 человек. За эсерами
было формальное большинство, за большевиками – ресурс военной поддержки Советов рабочих и солдатских депутатов. Я. Свердлов, не считаясь с протестами большинства, поднялся на трибуну и потребовал немедленного одобрения декретов Совнаркома. Большинством голосов депутатов ультиматум был отвергнут. Избранный председателем собрания эсер Чернов призвал депутатов к «единению демократии под красным знаменем социализма». Однако Бухарин и другие большевики призвали к продолжению дела революции. О своей политической и правовой ответственности перед страной и избирателями большевистские депутаты предпочли не вспоминать и, поддержанные левыми эсерами, покинули зал заседаний. Позже, ночью, большинство депутатов Учредительного собрания были разогнаны революционными солдатами и матросами. На следующий день была расстреляна демонстрация сторонников Учредительного собрания.
В парламентарной монархии нет никакого дуализма. Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством. Юридически за монархом
сохраняется право назначения главы правительства и министров, но делает он это только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, располагающей большинством мест в парламенте (точнее, в нижней палате парламента). Формально министры считаются слугами монарха, а само правительство – правительством монарха, но ни министры, ни правительство никакой ответственности (индивидуальной или коллегиальной) перед монархом не несут. В силу применяющихся при этой форме правления принципов парламентаризма правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В случае выражения парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в отставку или глава государства отправляет правительство в отставку, распускает парламент и назначает внеочередные выборы.