Связанные понятия
Ни́ппель (от англ. nipple «сосок») — соединительная трубка, предназначенная для временного или постоянного герметичного соединения трубопровода с другим трубопроводом или штуцером, обычно снабжаемая для этой цели резьбой.
Сантехнический трос — приспособление для прочистки канализации. Используется для прочистки засоров механического характера. Иногда инструмент называют «коброй» из-за известных в России моделей Rems Cobra.
Устройство закладки кабеля (УЗК) (англ. Cable Pulling Systems) — устройство, предназначенное для закладки (втягивания) кабеля в закрытые кабель-каналы, имеющие вид труб прямоугольного или круглого сечения.
Вентильная головка (в просторечии кран-букса) — это устройство для подачи и закрытия воды в двуручковых смесителях — для холодной и горячей воды соответственно. Чаще всего изготовляется из латуни.
Конусный кран — разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого (пробка) имеет форму конуса (усечённого). Также иногда называется пробковым краном, коническим краном. Это один из самых давних и самых простых типов арматуры, достаточно привести в пример самоварный краник, имеющий именно эту конструкцию. Конусные краны насчитывают большое количество конструктивных исполнений для различных условий эксплуатации, что связано с традиционностью этого типа арматуры, но в...
Упоминания в литературе
Автомобильную цистерну из транспортного положения в рабочее приводится в следующей последовательности: открывают крышки и колпаки пеналов (ящиков), двери кабины управления, отсеков и ящиков ЗИП; извлекают из ящиков ЗИП комплект ключей и необходимые для выполнения
рабочих операций переходники, хомуты, прокладки, заземляющие устройства; заземляют автомобильную цистерну; необходимо убедиться, что все вентили, задвижки и пробки закрыты, а органы управления электрооборудованием, пневматическим оборудованием и насосом находятся в транспортном положении; извлекают из пеналов (ящиков) рукава, снимают с них заглушки и соединяют при необходимости между собой; подсоединяют рукав к напорному или всасывающему патрубку автомобильной цистерны в зависимости от выполняемой операции и к патрубку расходной или приемной емкости.
При устройстве колодцев необходимы также вилки подкладные, крюки, серьги, ветлюги для подвешивания штанг, хомуты шарнирные, ключи и канатные петли. Ключи и
канатные петли предназначены для завинчивания и развинчивания труб. Применяют цепные ключи различного диаметра. При их отсутствии применяют канатные петли, которые навивают на трубы в виде 6 витков. На каждой трубе устраивают две петли: одна удерживает первую часть колонны, другая – вторую. Колонна представляет свернутые воедино по длине в одно целое несколько труб. Таким образом первая петля удерживает одну трубу, вторая в скважине вращает другую трубу.
Металлические и асбоцементные столбы считаются наиболее прочными, однако перед их установкой также проводят комплекс мер, исключающих попадание внутрь труб влаги. Для этого трубы заливают цементом или закупоривают их крышками от консервных банок. Слеги прикрепляются к столбам с
помощью кронштейнов, скоб и хомутов. Скобы можно изготовить из арматурного железа диаметром 10–12 мм, хомуты – из полосовой стали толщиной 2–3 мм.
Итак, для выполнения железобетонного фундамента
сечением 400 см2 необходимо сделать каркас арматурный с применением 8 стержней диаметром 20 мм из стали марки А-III 35 ГС (ребристой). В таком варианте стержни укладываются по 2 штуки в 4 ряда и свариваются между собой (или связываются между собой проволокой) и вертикальными стержнями (стальными, диаметром не менее 10 мм). В итоге арматурный каркас составляется изгоризонтальных и вертикальных арматурных стальных стержней. Арматура подразделяется на рабочую, распределительную, монтажную и хомуты.
Рис. 22. Приспособления для гибки труб: а – плоскопараллельная пластина: 1 – плита; 2 – пластина; 3 – хомут; 4 – труба; б – станок Вольнова: 1 – металлический верстак; 2 – изгибаемая труба; 3 – хомут; 4 – съемный ролик-шаблон; 5 – подвижный ролик; 6 – рукоятка со скобой.
Связанные понятия (продолжение)
Накидная гайка (американка) — соединение труб с помощью фитинга, который представляет собой муфту с накидной гайкой.
Резьбовое соединение — крепёжное соединение в виде резьбы. Используется метрическая и дюймовая резьба различных профилей в зависимости от технологических задач соединения.
Вакуумный фланец — фланец, используемый для соединения между собой элементов вакуумных магистралей.
Заглушка — разновидность фитинга , предназначенная для закрытия концевых отверстий в трубопроводах и изготовления ёмкостей. Материалом для изготовления заглушек может служить углеродистая и низколегированная сталь. Производятся преимущественно методом штамповки.
Задви́жка — трубопроводная арматура, в которой запирающий или регулирующий элемент перемещается перпендикулярно оси потока рабочей среды. Задвижки — очень распространённый тип запорной арматуры. Они широко применяются практически на любых технологических и транспортных трубопроводах диаметрами от 15 до 2000 миллиметров в системах жилищно-коммунального хозяйства, газо- и водоснабжения, нефтепроводах, объектах энергетики и многих других при рабочих давлениях до 25 МПа и температурах до 565 °C.
Сальниковое устройство или сальниковое уплотнение — один из видов уплотнительных устройств подвижных соединений различных устройств и механизмов. Ввиду простоты своей конструкции это одно из самых распространённых и давно известных уплотнительных устройств. Названия сальниковая набивка, сальник, сальниковый узел и другие сохранились с тех времён, когда для уплотнения в этих устройствах использовалась пропитанная жиром пенька, в современной промышленности применяются другие материалы.
Клапан (также вентиль) — запорная и регулирующая арматура, конструктивно выполненная в виде клапана, то есть её запирающий элемент перемещается параллельно оси потока рабочей среды . Как и другие виды запорной арматуры, запорные клапаны применяются для полного перекрытия своего проходного сечения, а, следовательно, потока рабочей среды; то есть запирающий элемент, которым в запорном клапане чаще всего является золотник, в процессе эксплуатации находится в крайних положениях «открыто» или «закрыто...
Радиаторный ниппель — специальный вид сантехнического ниппеля, имеющего с двух торцов левую и правую трубную резьбу G 1 1/4 или 1 дюйма цилиндрическую по ГОСТ 6357-81, предназначенный для соединения отдельных секций в радиаторы отопления.
Фи́тинг (англ. fitting, от fit — прилаживать, монтировать, собирать) — соединительная часть трубопровода, устанавливаемого для разветвления, поворотов, переходов на другой диаметр, а также при необходимости частой сборки и разборки труб. Фитинги служат и для герметичного перекрытия трубопровода и прочих вспомогательных целей.
Фланец (от нем. Flansch) — плоская деталь квадратной, круглой, или иной формы с отверстиями для болтов и шпилек, служащая для прочного (узлы длинных строительных конструкций, например, ферм, балок и др.) и герметичного соединения труб, трубопроводной арматуры, присоединением труб друг к другу, к машинам, аппаратам и ёмкостям, для соединения валов и других вращающихся деталей (фланцевое соединение).
Грузовой крюк — грузозахватный орган, применяемый в грузоподъёмной технике и других отраслях в качестве вспомогательного.
Скважинный адаптер (англ. Pitless adapter) — специальное приспособление для вывода водопроводных труб сквозь обсадную трубу скважины, позволяющее сделать это ниже глубины промерзания грунта и обеспечивающее герметичность соединений как водопроводных, так и обсадных труб скважины.
Тройник — разновидность фитинга, соединительная деталь трубопровода с тремя отверстиями, позволяющая подключать к основной трубе дополнительные ответвления. Чаще всего применяют в районах с холодным и умеренным климатом. В зависимости от конструкции делятся на переходные и равнопроходные. Тройники чаще всего изготавливаются из нержавеющей стали. Такая деталь может использоваться на ответственных трубопроводах, транспортирующих нефть, газ и т.п. Устойчивость к коррозии, делает тройник из нержавеющей...
Манжета (англ. cup, sealing ring; нем. Manschette f, Schutzhülle f, Umschlag m) — основной элемент контактного уплотнительного устройства манжетного типа кольцевой формы из эластичного материала, препятствующего вытеканию рабочей жидкости или газа из области высокого давления в область низкого давления, а также защищает детали от попадания на них грязи и пыли.
Шту́цер (от нем. stutzen «обреза́ть коротко, укоротить») — патрубок для соединения трубопровода, ёмкостей, вентилей и других деталей газовых и жидкостных передаточных и преобразующих систем.
Анкерная тяга — это устройство для передачи горизонтального усилия от лицевой стенки на анкерную опору или для связи взаимозаанкеренных конструкций. Предназначается для капитального строительства, возведения подземных и надземных сооружений, конструкций из стали и гидротехнических объектов, портов и причальных стенок.
Шаровый кран — разновидность трубопроводного крана, запирающий или регулирующий элемент которого имеет сферическую форму. Это один из современных и прогрессивных типов запорной арматуры, находящий всё большее применение для различных условий работы в трубопроводах, транспортирующих природный газ и нефть, системах городского газоснабжения, водоснабжения, отопления и других областях. Имеется также возможность использовать его в качестве регулирующей арматуры.
Труборе́з — инструмент для резки труб. По сравнению с ножовкой труборез делает аккуратный, строго перпендикулярный оси трубы разрез с ровным краем, не создавая при этом опилок; к тому же, резка труборезом обычно требует меньше времени. Однако выбор инструмента зависит от материала трубы.
Отсос — приспособление для удаления припоя. Представляет собой вакуумный насос с наконечником для втягивания расплавленного припоя с обрабатываемой поверхности. Обычно используется для демонтажа электронных компонентов.
Кабельный домкрат — это грузоподъёмный механизм для поднятия кабельных барабанов на небольшую высоту, используется в качестве отдающего устройства при перемотке и прокладке кабеля.
Труба ́ — длинное пустотелое, чаще цилиндрическое тело, промышленное изделие на основе полого профиля постоянного сечения для провода жидкостей, растворов, газа, пара и так далее.
Струбци́на (нем. Schraubzwinge от Schraube — винт и Zwinge — зажимать, также имеется название зажим — англ. clamp) — один из видов вспомогательных инструментов, используемый для фиксации каких-либо деталей в момент обработки либо для плотного прижатия их друг к другу, например, при обработке напильником, либо сверлении либо склеивании. Струбцины обычно изготавливаются из металла либо древесины. Могут быть C-, F- и G- образной формы.
Зажимно́й патро́н (тока́рный патро́н, сверли́льный патро́н, ца́нговый патро́н) — специальное устройство для крепления деталей или инструмента на оси шпинделя.
Группа безопасности котла — набор предохранительных элементов предназначенных для защиты систем отопления от превышения максимально допустимого рабочего давления и отвода воздуха из них.
Бортова́я се́ть — сеть электропитания транспортного средства. Объединяет источники и потребители электроэнергии.
Дисковый затвор — тип трубопроводной арматуры, в котором запирающий или регулирующий элемент имеет форму диска, поворачивающегося вокруг оси, перпендикулярной или расположенной под углом к направлению потока рабочей среды. Также эти устройства называют заслонками, поворотными затворами, герметичными клапанами, гермоклапанами. Наиболее часто такая арматура применяется при больших диаметрах трубопроводов, малых давлениях среды и пониженных требованиях к герметичности рабочего органа, в основном в качестве...
Токоприёмник для контактного рельса — предназначен для осуществления подвижной электрической связи между третьим контактным рельсом и электрическим оборудованием вагона. Токоприёмники для контактного рельса в основном применяются на метрополитенах. Существуют три вида таких токоприёмников: для верхнего, бокового и нижнего токосъёмов.
Заклёпочная гайка (англ. rivet nut, threaded insert, rivnut) — разновидность заклёпки, с полой резьбовой внутренней поверхностью.
Стопорные кольца — незамкнутое кольцо, изготовленное из углеродистой стали для фиксации деталей и узлов на валу или в отверстии. Стопорные кольца часто используют для фиксации подшипников качения. Монтируются стопорные кольца в пазы (канавки, проточки), таким образом, что выступающая часть работала как плечо, фиксируя деталь на монтажном месте. Стопорные кольца, как правило, сделаны из углеродистой стали, нержавеющей стали или бериллиевой меди.
Та́лреп (от нидерл. talrеер, taljerеер) — устройство для стягивания и выбирания слабины такелажа, кабелей и т. д.
Ка́бель-кана́л ы (или короба́) (кабель-канал, монтажный короб, электротехнический короб, электрокороб, электромонтажный короб) — термины, обозначающие электротехнические изделия, обобщенно представляющие собой замкнутый профиль прямоугольного, треугольного или близкого к ним сечения с плоским основанием, предназначенный для монтажа на архитектурную поверхность (стену, пол, потолок) и заключения в своем объёме проводов и кабелей.
Керамический кран — кран, в котором запорно-регулирующий элемент изготавливается из металлокерамики (оксида алюминия). Особенность таких кранов в том, что запорный элемент не нуждается в эластичных уплотнителях, так как плотное прилегание частей запорного элемента обеспечивается за счёт высокой чистоты их поверхности.
Масляный поддон - корпусная деталь ДВС, предназначенная для хранения и сбора масла (кроме двигателей с сухим картером, где функцию хранения масла выполняет отдельно стоящий масляный бак). Другое распространённое название - поддон двигателя. Поддон также изолирует полость картера (блок-картера, блока цилиндров - смотря по конструкции) от загрязнения деталей снаружи и препятствует потере масла при работе. В поддоне оседают крупные загрязнения (стружка, отколовшиеся детали и попавшие в двигатель загрязнения...
Электромонтажная коробка — изделие, применяемое для монтажа кабелей, отводов и др. Бытовое название — подрозетник — используется довольно широко и встречается в коммерческих документах, технической литературе.
Бандаж (фр. bandage) в технике — стальное (в ряде случаев — резиновое) кольцо или пояс, надеваемый на части машин или конструкций для увеличения их прочности или уменьшения износа.
Пневмовал (англ. Airshaft) — механическое устройство, цилиндр с мобильными частями, выдвигающимися под действием сжатого воздуха, обеспечивая, тем самым, фиксацию втулки на валу: воздух подается внутрь вала посредством пневматического клапана (золотника, ниппеля, пневмоклапана), увеличивая внутреннюю резиновую или полиуретановую пневматическую камеру и выдвигая разжимные элементы, которые захватывают втулку изнутри.
Уплотня́ющая прокла́дка — деталь, торцевое уплотнение, заполняющее пространство между двумя или более сопряжёнными поверхностями при сжатии, как правило, используемое для герметизации (предотвращения утечки) на стыке объединённых объектов.
Войсково́й прибо́р хими́ческой разве́дки (ВПХР) — прибор, предназначенный для определения в воздухе, на местности и на технике боевых отравляющих веществ — зарина, зомана, иприта, фосгена, дифосгена, синильной кислоты, хлорциана, а также паров V-газов в воздухе.
Безраструбная чугунная канализация — это система канализации из литого чугуна, в которой трубы и фасонные части соединяются друг с другом посредством хомутов. Наиболее распространенный тип безраструбной канализации (SMU) — SML — отвод стоков внутри зданий.
Перфора́тор — ударная машина, обеспечивающая наряду с ударом, вращение рабочего инструмента. В отличие от сверления перфоратор не сверлит (не режет) отверстие острой кромкой сверла, а пробивает отверстие буром, как зубилом, с механизированным вращением бура. Поэтому заточка буров более похожа на заточку зубил, чем свёрел. Мощность перфоратора определяется энергией удара (в джоулях) и мощностью электродвигателя (в ваттах).
Шланг (от нидерл. Slang змея, шланг, нем. Schlange змея) — полая трубка, предназначенная для переноса веществ (обычно жидкости) от одного месторасположения к другому. Шланги также иногда называют трубами (слово труба обычно относится к твердым телам, тогда как шланг — обычно гибкий). Как правило, шланг имеет форму цилиндра.
В двигателях внутреннего сгорания головка блока цилиндров (ГБЦ, часто называемая просто головкой) монтируется на блок цилиндров, запирая цилиндр (цилиндры), и образуя замкнутые камеры сгорания. Стык головки и блока уплотняют прокладкой головки блока. В головке обычно монтируются клапаны с пружинами, свечи зажигания, форсунки. В зависимости от типа двигателя (тактность, система воспламенения, система газораспределения) устройство головки может отличаться в очень больших пределах.
Подробнее: Головка блока цилиндров
Верхний силовой привод (ВСП) — важный элемент буровой установки, который представляет собой подвижный вращатель, совмещающий функции вертлюга и ротора, оснащённый комплексом средств для работы с бурильными трубами при выполнении спуско-подъёмных операций. ВСП предназначена для быстрой и безаварийной проводки вертикальных, наклонно-направленных и горизонтальных скважин при бурении.
Подробнее: Система верхнего привода
Упоминания в литературе (продолжение)
Стойки устанавливают в закопанные обрезки труб по 3 штуки с каждой стороны будущего парника с наклоном вовнутрь, затем верх их срезают горизонтально независимо от их наклона. После окончания этих работ заготовляют три пары стропил, которые устанавливают на каждой паре стоек. На верху каждой стойки выбирают желобки для установки двух боковых и коньковой труб. Труба должна быть заде лана в желобок стойки на половину диаметра, закрепляют ее к стойке хомутом из оцинкованного железа.
Закончив установку и крепление труб, приступают к изготовлению торцевых стенок.
Стропильные ноги соединяют с ригелем врубкой сковороднем вполдерева. Чтобы соединение было
прочным, необходимо закрепить его болтом, нагелем и скобой (рис. 16). Для того чтобы соединить между собой составные части затяжки, применяются зуб, болты и накладки из металла. Бабка соединяется с затяжкой при помощи хомута. Крыша должна защищать стены здания от пагубного воздействия дождя и снега. Для реализации данной функции используется карнизный свес, который должен иметь длину не менее 550 мм.
Вначале копают шахту размером 0,8 х 0,8 х 1 м. Трубу-фильтр жестко соединяют с трубой, на которую надевают свободно перемещаемый груз (бабу) весом до 30 кг. На расстоянии 1 м от фильтра крепят стальной хомут – подбабок. На 1–1,5 м выше под-бабка устанавливают второй хомут с двумя блоками. Трубу с
фильтром, клапаном и наконечником устанавливают точно по центру выкопанной шахты и засыпают грунтом до верха шахты. Грунт вокруг трубы утрамбовывают, обеспечивая ее устойчивое положение.
Хомутами из полосовой стали толщиной 10-15 и шириной 30-100 мм укрепляют соединения строительных конструкций. Место соединения обхватывают хомутом, а затем стягивают болтом или прибивают гвоздем. В зависимости от формы
соединяемых деталей применяют хомуты круглые или прямоугольные.
Можно обойтись без стояков, если на конце водосточного желоба повесить металлическую цепь, по которой поток талой и дождевой воды будет стекать в деревянную или металлическую бочку. Диаметр вертикальных водосточных труб зависит от площади кровли и колеблется от 100 до 180 мм. Диаметр стояка должен быть равен половине или трем четвертям ширины желоба. Желоб и стояк соединяют без сборной воронки. При соединении отдельных элементов стояка нижний край верхней трубы вставляют в нижнюю трубу на 5–7 см. Собранный стояк крепят к стенам с помощью стальных хомутов или ухватов, расположенных вертикально на расстоянии 1–1,5 м друг от друга. Чтобы стояк не скользил, в местах крепления хомутов
к трубе припаивают небольшие упоры. Сливное отверстие водосточной трубы оборудуют водоотводящим патрубком, который призван не только отводить воду, но и гасить ее напор. Вместо патрубка можно соорудить железобетонный водоотводящий желоб.
Если нельзя
воспользоваться сваркой, применяют стандартные хомуты, которые придаются к столбам. Готовят два деревянных бруска, в которых выбирают четверть. Концы хомутов, крепящих бруски, обрезают так, чтобы осталось одно отверстие под болт. Хомутами закрепляют бруски-прожилины. А затем в выбранную четверть бруска ставят петли и навешивают калитку. Таким же образом устанавливают калитку на асбоцементных столбах.
Рис. 4. Угловая порядовка: 1 – шнур; 2 – передвижной хомут; 3 – порядовка из дюралюминиевого уголка; 4 –
отверстие для крепления хомута; 5 – прижимной болт; 6 – правило для снятия порядовки; 7 – скобы с ручкой прижимного болта
Хомуты изготовляют из полосовой стали толщиной 2 – 3 мм и стягивают болтами, закрепляя слеги. В асбоцементных столбах
(трубах) их крепят кронштейнами, изготовленными из листовой стали толщиной 5 – 6 мм. Для этого в столбах высверливают (вырезают) сквозные щели, вставляют в них заготовленные кронштейны и заливают внутреннюю полость бетоном или раствором с наполнителем.
Все соединения элементов стропил должны быть плотно пригнаны, без щелей и зазоров. Дощатые висячие стропила небольшого пролета собирают у здания на бойке либо на предприятии и ставят на место в собранном виде. Стойку со стропильной ногой после прирезки
соединяют скобами. При соединении подкосов со стойкой необходимо сначала прирезать их, подогнав к месту, а затем закрепить скобой. Стропильную ногу с затяжкой соединяют стяжным хомутом. Подкосы после прирезки и подгонки соединяют с нижним прогоном и стропильными ногами на гвоздях, скобах.
Чтобы перемычки были прочными и могли выдержать большие нагрузки, поверх шлакобетона кладут загнутый под углом 90° стальной стержень, закрывают его 2-сантиметровым слоем шлакобетонной смеси и снова помещают загнутый, но уже под другим углом арматурный стержень. Форму заполняют шлакобетонной смесью до краев. После того как содержимое формы схватится, хомут убирают и делают вторую часть перемычки, но только в обратном порядке. Когда перемычка будет готова, сразу отмечают ее верх и низ. Верх перемычек можно отмечать уже при их изготовлении, положив в угол формы деревянные треугольные бруски. В местах, где на перемычки будет приходиться большая
нагрузка, их укладывают стальными стержнями вниз.
Стойку со стропильной ногой после прирезки
соединяют скобами. При соединении подкосов со стойкой необходимо сначала прирезать их, подогнав к месту, а затем закрепить скобой. Стропильную ногу с затяжкой соединяют стяжным хомутом. Подкосы после прирезки и подгонки соединяют с нижним прогоном и стропильными ногами на гвоздях, скобах.
• соединительные хомуты, с
помощью которых части глушителя соединяются между собой.