Связанные понятия
Гита́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих стилях и направлениях музыки, среди которых романс, блюз, кантри, фламенко, рок, джаз. Изобретённая в XX веке электрическая гитара произвела значительные изменения в музыке и тем самым оказала сильное влияние на массовую культуру.
Стру́нный музыка́льный инструме́нт — это музыкальный инструмент, в котором источником звука (вибратором) являются колебания струн. В системе Хорнбостеля — Закса они называются хордофонами. Типичными представителями струнных инструментов являются классические скрипка, виолончель, альт, контрабас, арфа и гитара, а также множество самых разных народных инструментов: комуз, хомус, кылкыяк, кобыз, домбыра, гусли, балалайка, домра и другие.
Подробнее: Струнные музыкальные инструменты
Искусственный флажолет (сокращённо ИФ) — приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука — обертона. Отличие искусственного флажолета от натурального флажолета (который исполняется путём частичного прижатия, касания, открытой струны в точке её деления на 2, 3, 4, 6 и так далее части) в том, что искусственный извлекается не на открытой струне, а уже на укороченной, прижатой пальцем струне.
Скри́пка (от скрип it. violino) — струнный смычковый музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e2 («соль» малой октавы, «ре», «ля» первой октавы, «ми» второй октавы), диапазон от g («соль» малой октавы) до a4 («ля» четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.
Балалайка-контрабас — самый большой по размерам, а по динамике самый мощный и низкий по тону музыкальный инструмент семейства балалаек. Она выполняет основную басовую функцию по обеспечению основы звучания ансамбля или оркестра русских народных инструментов.
Безладовая гитара — гитара без ладов. Она работает по тому же принципу, что и большая часть других струнных инструментов и похожа на обычную гитару, но не имеет ладовых порожков. В безладовой гитаре длина вибрирующей струны равна длине от струнодержателя, до места, где палец прижимает струну к грифу (в отличие от обычной гитары, где длина вибрирующей струны равняется расстоянию от струнодержателя до ладового порожка). Безладовые гитары — редко используемый инструмент в западной музыке, в основном...
Октобас (также может называться октавный контрабac или cyбконтрабac, итал. Ottobasso, фр. Octobasse, нем. Oktobass, англ. Octobass) — самый крупный по размерам (около четырёх метров в высоту; следующий — контрабас) и самый низкий по звучанию смычковый струнный музыкальный инструмент, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол.
Гитарный строй — настройка частоты колебания открытых (то есть, не прижатых пальцами) струн гитары. Для настройки классической шестиструнной гитары исторически применяется «испанский строй». Этот строй условно считается классическим. Альтернативный строй обычно применяется для обогащения тембра звучания инструмента и расширения его возможностей для исполнителя. Альтернативный строй также может использоваться для повышения удобства работы с инструментом в отдельных музыкальных жанрах или музыкальных...
Трéмоло (итал. tremolo букв. «дрожащий») — разновидность мелизма. Приём игры на струнных, клавишных, ударных и других музыкальных инструментах: многократное быстрое повторение одного звука либо быстрое чередование двух несоседних звуков, двух созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия.
Подробнее: Тремоло
Контраба́с (итал. contrabbasso или basso) — самый крупный по размерам (около двух метров в высоту) и самый низкий по звучанию из широко используемых смычковых струнных музыкальных инструментов, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. Имеет четыре струны (реже три или пять), настроенные по квартам: E1, A1, D, G (ми, ля контроктавы, ре, соль большой октавы), диапазон от E1 (ми контроктавы) до g1 (соль первой октавы) и выше.
Никельхарпа (нюкельхарпа, никельарфа, швед. nyckelharpa) — традиционный шведский инструмент, имеющий несколько модификаций, поскольку развивался более 600 лет. Самым первым свидетельством использования никельхарпы считается изображение двух музыкантов, играющих на этом инструменте, которое находится на воротах к церкви Щелюнге (Källunge) на острове Готланд и датируется приблизительно 1350 годом. В шведском, «nyckel» означает клавишу. Словом «harpa» обычно называют струнные инструменты, подобные гитаре...
Гитара Уорра (англ. Warr guitar; или тэп-гитара) — струнный музыкальный инструмент, разработанный Марком Уорром. Выглядит очень похоже на обычную электрогитару, но на ней можно играть тэппингом, как на стике Чепмена, а также пиццикато. Могут применяться и приёмы, традиционные для бас-гитары, такие как «слэп-энд-поп», дабл-тамб (double thumb) и игра плектром (медиатором). Благодаря уникальному расположению креплений для ремня на этом инструменте можно играть, расположив его как вертикально, в традиционном...
До́бро — шестиструнная резонаторная гитара. Была изобретена в США в начале XX века выходцами из Словакии братьями Допера. От обычной акустической гитары добро отличается встроенным металлическим резонатором.
Ба́нджо (англ. banjo) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, род гитары с резонатором (расширенная часть инструмента крыта кожей, как барабан); 4—9 струн. Банджо часто ассоциируется с народной, деревенской, ирландской, традиционной музыкой и жанром блюграсс. В XIX веке банджо занимал центральное место в афроамериканской традиционной музыке. Банджо в тандеме со скрипкой стали основой американской старинной музыки.
Баррэ ́ — приём игры на гитаре и некоторых других музыкальных инструментах, когда указательный палец играющей на грифе руки зажимает одновременно все или несколько струн на грифе.
Слэп или слэппинг (от англ. Slapping and popping — шлепки и подцепы) — техника игры на различных видах инструментов. Термин имеет несколько значений.
Двенадцатиструнная гитара — гитара, имеющая шесть парных рядов струн, настраиваемых в унисон либо в октаву при классическом строе. Несмотря на то, что существуют музыкальные инструменты гитарного семейства с двенадцатью струнами, расположенными в одинарном порядке, термин «двенадцатиструнная гитара» применяется лишь по отношению к гитарам со спаренными струнами.
Бас-гитара (также называемая электрической бас-гитарой или просто басом) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. На нём играют преимущественно пальцами, но допустима и игра медиатором. В сочетании с ударной установкой создаёт ритм-секцию.
Перебор (в английском - rolls, fingerpicking) - на бытовом языке, приём игры на гитаре и некоторых других струнных инструментах (например, укулеле), заключающийся в последовательном перебирании струн разными пальцами правой руки (или левой, если гитарист левша). Наиболее часто используется для игры арпеджио, но не ограничивается им. Является частным случаем классической пальцевой техники, совмещая в себе приёмы тирандо и апояндо. Может комбинироваться с другими приёмами - например, легато.
Дан бау (вьетн. đàn bầu, đàn — инструмент, bầu — тыква) — вьетнамский щипковый монохорд.
Смычо́к — приспособление для извлечения звука из струнных смычковых инструментов.
Флажоле́т (старофр. flageolet — маленькая флейта) — приём игры на струнных смычковых и щипковых инструментах, заключающийся в извлечении звука-обертона. Также флажолетом называется сам извлекаемый звук-обертон. На струнных инструментах исполняется путём частичного прижатия струны в точке деления её длины на 2 (высота звучания струны повышается на октаву), на 4 (2 октавы) и т. д.
Бузу́ки (греч. το μπουζούκι, англ. bouzoúki) — струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни. По одной из версий происходит от древнегреческой лиры, по другой — от турецкого саза (бозук-саз). Похож на турецкий инструмент багламу, распространен в Греции, на Кипре, в Израиле, в Ирландии («зук») и в несколько изменённом виде в Турции (турецкий бузуки). Классический бузуки имеет 4 двойных металлических струны (старинный, «баглама» — 3 двойных). К семейству бузуки можно отнести и багламазаки...
Накладка — деталь струнного музыкального инструмента в виде длинной тонкой полоски из дерева, приклеенной к лицевой части грифа, над которой протянуты струны. При игре на таком инструменте музыкант прижимает струны к накладке, уменьшая длину их колеблющейся части, чтобы изменить высоту звука.
Раушпфайф (нем. Rauschpfeife) — деревянный духовой инструмент с капсюльной камерой и двойной тростью. Имеет конический игровой ствол (как у шалмея). Диапазон расширен до двух октав — при игре с передуванием (как на тин-вистле). Название инструмента происходит от немецкого rausch (шум) или rusch (трость) и pfeife (дудка). Итальянское название «schreierpfeife» произошло от schreien (кричать). Звук у раушпфайфа мощный, кричащий. На нём можно играть и на открытом воздухе и использовать в паре с волынкой...
Шалмей (от лат. calamus — камыш, тростник; старофранц. chalemie, нем. Schalmayen) — язычковый двухсекционный деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью.
Фле́йта (лат. flauta, от flatus — дуновение) — лабиальный духовой музыкальный инструмент, в котором первичным источником колебаний является воздушная струя, рассекающаяся о край стенки инструмента, называемой ла́биум (лат. labium — губа). Источник колебаний приводит в движение воздушный столб в канале флейты и образуется звук определённой высоты. Один из древнейших музыкальных инструментов. Относится к группе деревянных духовых.
Санквылтап (или сангултап, сангультап) — народный струнный музыкальный инструмент обских угров (хантов и манси). Оснащается обычно пятью струнами. Хантыйское название — нарс-юх. Санквылтап используется как в культовых практиках, так и для простого музицирования. Из эстрадных ансамблей на санквылтапе играют музыканты групп «Ямра» и H-Ural.
Ручные гармоники — музыкальные инструменты, составляющие основу семейства гармоник. Отличительными конструктивными особенностями подобных инструментов является наличие двух полукорпусов с клавиатурами, между которыми находится мех. Небольшие по размеру и весу гармони во время игры удерживают в руках на весу, гармоники побольше устанавливают на колени в положении сидя или подвешивают за плечевые ремни в положении стоя. Играют двумя руками, двигая левый или оба полукорпуса для разжатия и сжатия меха...
Пи́па ́ (кит. упр. 琵琶, пиньинь: pípá) — китайский 4-струнный щипковый музыкальный инструмент типа лютни. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. Первые упоминания пипы в литературе относятся к III веку, первые изображения — к V веку. Однако прототипы пипа бытовали в Китае уже в конце III века до н. э. Название «пипа» связано со способом игры на инструменте: «пи» означает движение пальцев вниз по струнам, а «па» — обратное движение вверх.
Тар (от перс. تار — «струна», «нить») — струнный щипковый (плекторный) музыкальный инструмент. Точное место изобретения этого музыкального инструмента неизвестно, предположительно на территории Персидской империи. Распространён в Азербайджане, Армении, Афганистане, Ираке, Иране, Турции, Таджикистане, Узбекистане и в странах Ближнего Востока. Тар является базовым инструментом в традиционной музыке Азербайджана и Ирана глубоко повлиявшим на общие тенденции классической музыки этих стран.
Гриф (нем. Griff — рукоятка, ручка, захват) — деталь струнных щипковых, смычковых, и музыкальных инструментов семейства ручных гармоник. На струнных инструментах гриф представляет собой длинную деревянную пластину, к которой исполнитель прижимает струны пальцами, чтобы изменить длину их колеблющейся части, тем самым регулируя высоту звука. На грифе некоторых инструментов (например, гитары, мандолины, балалайки) имеются специальные поперечные перегородки, так называемые лады, уточняющие место прижатия...
Гу́сли (др.-рус. гѫсли, ст.‑слав. * gǫslъ < gǫdslъ, мн. * gǫsli, связанное с гудеть) — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент типа цитры. Название, которое встречается с XI века, исторически могло относиться к различным музыкальным инструментам. Ныне гуслями чаще всего называют струнный щипковый инструмент трапециевидной формы, наподобие цитры (так называемые крыловидные гусли). Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.
Фортепиа́но или фортепья́но (от итал. forte — громко, piano — тихо) — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент.
Фингерстайл (также пальцевой метод, пальцевой стиль, англ. fingerstyle) — техника игры на гитаре (преимущественно акустической), при которой один гитарист ведет одновременно партии соло, ритм и бас. Начало своё эта техника, по-видимому, берёт у классической гитарной.
Харпеджи — это струнный музыкальный инструмент, который разработал Тим Микс в 2007 году.
Плектр (др.-греч. πλῆκτρον plēktron, от πλήσσω plēssō — ударяю), также медиа́тор — костяная, пластмассовая или металлическая пластинка, гусиное перо или кольцо с «когтем», надеваемое на палец (мизраб).
Даунстрок , или звукоизвлечение нисходящими ударами (англ. downstroke picking, downpicking) - техника игры на гитаре, заключающаяся в извлечении звука с помощью ударов медиатором только вниз по струнам.
Дульцимер — струнный инструмент, родственный цитре. Чаще всего имеет 3-4 струны, гриф поделен на лады. Известен примерно с 1900 года, появился в районе Аппалачских гор в Северной Америке.
Дека (нем. Decke) — это деталь струнного инструмента, которая передаёт колебания от струн воздуху, делая звук намного громче, чем издаёт струна сама по себе.
Клавико́рд (от лат. clavis — «ключ» и др.-греч. χορδή — «струна») — клавишный струнный ударно-зажимной музыкальный инструмент, один из предшественников хаммерклавира и современного фортепиано.
Флексато́н (англ. flex-a-tone от лат. flexus ― «изогнутый» и греч. τόνος ― «напряжение» или «тон») ― ударный музыкальный инструмент, металлический идиофон с определённой высотой звучания. Запатентован в США в 1924 году.
Труба ́ (древневерхненем. trumba; итал. tromba, фр. trompette, нем. Trompete, англ. trumpet) — медный духовой музыкальный инструмент альтово-сопранового регистра, самый высокий по звучанию среди медных духовых. С древнейших времён натуральная труба использовалась в качестве сигнального инструмента, примерно с XVII века вошла в состав оркестра. С изобретением механизма вентилей труба получила полный хроматический звукоряд и с середины XIX века стала полноценным инструментом классической музыки. Обладает...
Лега́то (итал. legato — связанно, плавно) в музыке — приём игры на музыкальном инструменте, или в пении, связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, пауза между звуками отсутствует. Легато показывает, что ноты играются или поются гладко и связно, переход от ноты к ноте происходит без какой-либо промежуточной паузы. Техника легато необходима для залигованного исполнения, но в отличие от связности (этот термин понимается для некоторых инструментов), не...
Пропуск струн (англ. string skipping) — техника игры на гитаре, использующаяся в основном в партиях соло-гитары и сложных риффах рок и хеви-метал-песен.
Китайская музыка отличается разнообразием музыкальных инструментов, это касается и ударных. Насчитывается более 50 разновидностей пластиночных, мембранных и самозвучащих инструментов в китайской музыке.
Подробнее: Китайские ударные инструменты
Музыка́льные инструме́нты — предметы, с помощью которых извлекаются различные музыкальные, а также немузыкальные неорганизованные звуки для исполнения музыкального произведения.
Ко́ра — струнный щипковый музыкальный инструмент с 21 струной, распространённый в Западной Африке. По строению и звуку кора близка к лютне и арфе.
Сансин (яп. 三線, «три струны») — безладовый струнный щипковый инструмент с длинным грифом и корпусом, обтянутым змеиной кожей. Распространён на архипелаге Рюкю.